ЛИНГВИСТИКА
УДК 81’342.4
К. А. Архипова
Перспективы анализа фоносемантической содержательности
различных типов текстов
В статье рассматривается одно из актуальных направлений фоносемантических исследований, а именно фонетическая содержательность речевой деятельности. Исследуются два принципиально различных подхода при анализе явления звукоизобразительности: на материале конкретных единичных слов и на материале различных текстов. Особое внимание уделяется релевантности явления звукоизобразительности в рамках одного из ключевых жанров фидеистического стиля, а именно молитвенных текстов.
The article is devoted to the one of the phonosemantics’topical areas, namely to the phonetic speech activity content. Specificity and peculiarities of sound symbolism on text level are considered in the network of speech activity. Moreover two different methods of the phonosemantics’ analysis are considered. The first one deals with words, the second with the whole text. Special attention is paid to the sound symbolism relevance of one of the main genres of the religious style, namely to the texts of prayers.
Ключевые слова: фоносемантика, звукоизобразительность, фонема,
фоносемантический анализ, синтагматический уровень, молитвенный текст.
Key words: phonosemantics, sound symbolism, phoneme, phonosemantics’ analysis, syntagmatic level, text of prayers.
Одним из перспективных направлений современной исследовательской мысли является рассмотрение различных аспектов относительно новой лингвистической дисциплины -фоносемантики. Уже ни у кого не вызывает сомнений наличие и универсальность феномена звукоизобразительности, выявление и обоснование которого является результатом кропотливой работы многих ученых по всему миру.
Тем не менее, следует отметить, что не всем аспектам данного направления уделялось в последние десятилетия одинаковое внимание. Большинство работ в этой области посвящены вопросам этимологии и типологии звукоизобразительной лексики [5], а также актуализированности явления звукоизобразительности в различных языковых подсистемах [1].
Проблема же фонетической содержательности речевой деятельности пока не была в достаточной мере изучена, и многие аспекты данного феномена остаются открытыми для рассмотрения.
В частности, одним из таких открытых вопросов является исследование звукоизобразительности в различных типах текстов.
Следует признать, что уже существуют фрагментарные исследования фонетической содержательности на текстовом уровне. Но при этом предметом исследования становились, как правило, поэтические тексты. В качестве примера можно привести следующие диссертационные исследования: «Звукосимволизм как
фоностилистическое средство в поэтическом тексте» Сомовой Е.Г. [11], «Семантика рифм современной английского лексики», Даниловой М.А. [4], «Фонестема как синергетическое единство на материале поэтических текстов» Солодовникова О.Г. [10]. При этом роль фонетической содержательности других типов текстов оставалась без должного внимания исследователей.
Тем не менее, согласно Р. Якобсону, поэзия, безусловно, не единственная область, где ощутим звуковой символизм, но это та область, где «внутренняя связь между звучанием и значением из скрытой становится явной, проявляясь наиболее ощутимо и интенсивно» [12, с. 198]. Из этого следует, что звуковая организация других типов текстов также может быть подвергнута фоносемантическому анализу. В частности, выявление феномена звукоизобразительности может быть осуществлено на материале таких типов текстов, где на первый план выдвигаются общие характеристики поэтической речи. К подобным характеристикам могут быть отнесены такие структурно-содержательные особенности, как более высокая, чем в бытовой речи, формально-смысловая организованность, «выстроенность», искусность и др.
Наиболее актуализированными данные особенности представляются в текстах, принадлежащих рекламным, публицистическим, фидеистическим функциональным стилям и подстилям. Таким образом, исследование этих типов текстов может помочь в решении проблемы выхода анализа речевой содержательности за пределы исключительно текстов поэзии.
В рамках данной статьи мы попытаемся обосновать целесообразность исследования и релевантность явления звукоизобразительности в текстах одного из указанных стилей, а именно фидеистического стиля на примере молитвенных текстов.
Мечковкая Н.А. в своей книге «Язык и религия» отмечала, что для текстов фидеистических жанров (к которым, безусловно, относится и молитвенный текст) характерна более высокая (чем в бытовой речи) формально-смысловая организованность, «выстроенность», искусность. Этим обусловлены такие общие черты фидеистической поэтики, как звуковые повторы разных видов; семантический параллелизм и образность; принципиальное наличие «темных» выражений (в той или иной мере непонятных слушателям, а иногда и исполнителям), с чем иногда связана «значительная архаичность
сакрального языка и общая «таинственность» фидеистического слова, его предполагаемая смысловая неисчерпаемость, и, главное, принципиальная противопоставленность «обычному» языку. Легко видеть, что таков общий характер и поэтической речи» [7, с. 209].
Таким образом, предположение об особой роли звуковой организации молитвенных текстов обосновывается, в данном случае, сходством поэтических и молитвенных текстов на структурносодержательном уровне.
Кроме того, функциональные особенности молитвенных текстов, их прагматический потенциал также предполагают особую роль и актуальность фоносемантической составляющей. Это проявляется, прежде всего, в особой роли звуковой организации текста, в создании имплицитного глубинного смысла текста, атмосферы, настроения, эмоционального фона. И именно молитвенный текст наиболее богат наличием того или иного неявного, имплицитного смысла, которой очень часто эксплицируется именно в звуковой материи молитвы.
При этом следует учитывать, что при анализе фонетической содержательности молитвенных и любых других типов текстов, исследователь имеет дело с фактами «синтагматической фоносемантики» (термин А.В. Пузырева) [8, с. 52].
В данном типе анализа исследование явления звуковой изобразительности выходит за рамки мотивированности конкретного слова. Данный подход принципиально отличается от анализа фоносемантических явлений на материале конкретных, «единичных» слов, где то или иное слово анализируется без его включения в текстуальный контекст, а следовательно его изучение проводится без учета структурно-смысловых особенностей того или иного текста, а также без учета взаимодействия данного слова с семантикой и звуковой репрезентацией других окружающих его слов. Подобный тип анализа можно отнести к тому, что А.В. Пузырев определяет как «парадигматическую фоносемантику» [8, с. 51].
Таким образом, на первый план парадигматической фоносемантики выходит анализ взаимодействия формы слова и содержания самого слова, т.е. семантика денотата должна совпадать (хотя бы частично и опосредованно) и подтверждать семантику анализируемого фонотипа. Например, при анализе мимеокинесемизмов, которые широко используются для обозначения улыбки [3, с. 93], слово, в звуковой состав которого входит лабиально носовой, своей семантикой (либо в результате этимологического анализа) должно подтверждать свою принадлежность к лексикосемантическому полю слов, описывающих улыбку или, по крайне мере, положительные эмоций вообще. И действительно, семантика денотата слов в различных языках (рус. улыбаться, смеяться; англ. Smile; нем. Lichen) полностью оправдывает использование фонотипа, образованного с помощью лабиально носового. Однако при
синтагматическом типе анализа на первый план выходит не стремление посредством звукоформы подтвердить или объяснить значение, проследить развитие семантики того или иного конкретного слова, а рассмотрение фоносемантической единицы в ее контекстуальном окружении на текстовом уровне.
Таким образом, при взаимодействии с другими текстовыми единицами фонотипы могут передавать не содержание отдельных слов, а понятийное содержание всего теста [9, с. 122].
В качестве иллюстрации механизма действия подобного типа анализа и доказательства актуальности исследования фонетической содержательности текстов религиозного стиля можно привести анализ фрагмента молитвенного текста, вошедшего в структуру канонического англоязычного католического молитвенника.
Angelic Praises of the Most Sacred Trinity
Holy, holy, holy, Lord God of Hosts,
The whole world is full of Thy glory.
O Sacrament most Holy!
O Sacrament divine!
Be every moment Thine!
В рамках синтагматической фоносемантики можно, прежде всего, выделить четкую ритмическую организацию приведенного текста, которая имеет не только лингвистическую, но и физиологическую
основу. Дело в том, что ритмичное, размеренное произнесение слов
помогает достичь состояния максимальной сосредоточенности, т.к. происходит нормализация дыхания, все процессы в организме начинают протекать в унисон с этим ритмом. Таким образом, особая ритмичность молитвы, которая достигается и лексическими повторами, помогает человеку достичь чувства отрешенности от насущных проблем, способствует более легкому воспроизведению и запоминанию текста.
Простота и легкость построения текста соотносится с семантикой молитвы. По своему содержанию данную молитву можно отнести к типу хвалебных молитв, для которых характерно восхваление и величание небесных сил. Подобный тип молитв, как правило, отличается синтаксической и лексической простотой и ясностью, обилием лексических повторов и четкой ритмической организацией. В данной молитве звуковая организация текста действует в унисон с семантикой и типологической принадлежностью молитвы. На фоносемантическом уровне можно выделить многократное использование классической фонестемы д1, (впервые была выделена Д. Болинджером) [2, с. 234], которая используется для обозначения нематериального свечения, в данном случае фонестема передает идею божественного света. Таким образом, идея божественного величия и сияния усиливается с помощью данной фонестемы. Эта же идея подкрепляется использованием фонестемы О, самым ярким из значений которой (выделенных в исследованиях Воронина, Мазанаева и др.) является значение большого, в данном случае, возвышенного, великого.
Для долгого сонорного Ь характерна семантика, связанная с ротовой деятельностью, которая, в свою очередь, приобретает синестетическое развитие в значении «гладить, полировать», связанное со смежными значениями «гладкий, блестящий» [6, с. 102]. Как следствие использование данного фонотипа также создает коррелирующий с семантикой данного текста звукообраз яркости и интенсивности божественного света.
Лабиальный носовой М относится к числу мимеокинем и, согласно исследованию С.В. Воронина, «является одним из широко распространенных способов обозначения улыбки» [3, с. 93]. Улыбка же, в свою очередь, является бесспорным проявлением положительной эмоции радости и восхищения. При этом очевидной представляется корреляция между функциональной направленностью молитвы (восхваление и величание) и семантикой данной фонестемы.
Таким образом, в данной статье нами были проиллюстрированы особенности процесса анализа звуковой организации речи на текстовом уровне (когда совпадение семантики фонотипа и денотата не является принципиально важным, в отличие от корреляции тех или иных фонотипов с общей содержательностью и функциями всего текста). Кроме того, было подтверждено предположение о целесообразности и актуальности дальнейшего исследования фоносемантических параметров не только в рамках поэтических, но и других (в частности, молитвенных) текстов.
Список литературы
1. Барташова О.А. Звукоизобразительность в терминологии (на материале английских морских терминов): дис. ... канд. филол. наук. - Л., 1987.
2. Болинджер Д. Значение и форма. - М.: Фауст, 1977.
3. Воронин С.В. Основы фоносемантики. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2006.
4. Данилова М.А Семантика рифм современной английского лексики: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2007.
б. Койбаева Т.Х. Звукосимволическая лексика английского и осетинского языков (опыт фоносемантической типологии): дис. . канд. филол. наук. - Л., 1987.
6. Михалев А.Б Теория фоносемантического поля. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 199б.
7. Мечковкая Н.А. Язык и религия. - М.: Наука, 2004.
8. Пузырев А.В. Парадигматические аспекты фоносемантических средств языка // Фоносемантические исследования: сб. ст. - Пенза, 1990. - C. б1-б2.
9. Пономарева С.Н. О звукоизобразительности художественного текста: сб. ст. - М., 1989. - С. 121-122.
10. Солодовникова О.Г Фонестема как синергетическое единство на материале поэтических текстов: дис. . канд. филол. наук. - М., 2008.
11. Сомова Е.Г Звукосимволизм как фоностилистическое средство в поэтическом тексте: дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 1991.
12. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». -М., 197б. - С. 193-230.