РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 19 • Номер 3 • март 2018 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^^ издательство
Креативная экономика
перспективные тренды развития fashion-индустрии
Баскаков В.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В данной статье автор рассматривает понятие fashion-индустрии в разрезе современных экономических реалий и тенденций развития инновационной экономики. Автором исследуются перспективные тренды развития fashion-индустрии и одежного ритейла. Подробно рассматриваются перспективные стратегические решения по привлечению и удержанию целевой аудитории. Выявленные тренды иллюстрируются примерами деятельности конкретных компаний и брендов в этой индустрии. Определенное внимание автором уделено рассмотрению этих трендов применительно к условиям современного российского рынка одежного ритейла.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: fashion-индустрия, перспективные тренды развития, бренд, инновационная экономика.
promising trends in the development of fashion industry
Baskakov V.A.1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia
введение
Современные условия инновационного развития экономики, все более ускоряющийся ритм жизни и глобализация мирового экономического пространства накладывают отпечаток на все сферы бизнеса и обычной человеческой жизни. Не является исключением и fashion-индустрия.
По мнению автора, fashion-индустрия представляет собой достаточно широкое и противоречивое явление. Перечислить все компоненты этой индустрии достаточно сложно по причине их многочисленности. В эту индустрию вовлечено большое количество участников, событий, ресурсов, производственных мощностей и т. п. Здесь можно встретить представителей самых разнообразных профессий, а именно экономистов, дизайнеров, рекламистов, модельеров, стилистов, мер-чендайзеров, журналистов, fashion-блогеров, работников производственной сферы. За сто лет существования эта индустрия прошла долгий и успешный путь. На сегодняшний день ее развитие получает новые возможности в условиях современной инновационной экономики.
Автор предполагает рассмотреть перспективные тренды развития такой важной составляющей fashion-индустрии, как индустрия моды. По нашему мнению, эти тренды будут оказывать важнейшее влияние и на всю fashion-индустрию в целом.
Можно выделить шесть перспективных трендов развития индустрии в современных условиях.
1. специфические партнерские программы (неожиданный кобрендинг)
В настоящее время потребители ждут волнующих и захватывающих предложений и выбирают бренды, которые как бы «подрывают» свое наследие, находя неожиданных партнеров.
Под кобрендингом (англ. соЬтапШ^), в дословном переводе обозначающим «объединение брендов», понимается размещение в рекламном и информационном полях двух или более брендов, объединенных одной целью и сообщающих о программах для потребителя. Такой подход представляет собой способ усиления коммуникативного воздействия на потребителя.
Вопросы развития кобрендинговых программ рассмотрены в частности, в статье О. В. Сагиновой и М. Н. Тарановой [12] (БоЫоуа, ВоЪгутпа, 2015).
Как инструмент управления брендом он появился в годы Великой депрессии в США и помогал различным компаниям объединяться для выпуска нового совместного продукта под общим названием и с использованием общих каналов продвижения.
По авторскому мнению, применительно к fashion-индустрии речь идет о том, что потребители все чаще ждут волнующих, захватывающих и неожиданных предложений и выбирают бренды, которые идут вразрез с укоренившимся имиджем, будто бы «подрывая» свое наследие, но тем самым находят новых неожиданных партнеров.
ABSTRACT:_
In the article the author considers the concept of fashion industry in the context of modern economic realities and trends in the development of innovation economy. The author studies promising trends in the development of fashion-industry and clothing retail. We study in detail promising strategic solutions for attracting and retaining the target audience. The trends are illustrated by examples of the activities of specific companies and brands in this industry. The author also focuses on examination of these trends in relation to the situation on the modern Russian clothing retail market.
KEYWORDS: fashion industry, promising development trends, brand, innovation economy
JEL classification: L82, o31, o32, o33 Received: 21.02.2018 / published: 31.03.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Baskakov V.A. (noso.v1adimir0mai1.ru)
CITATION:_
Baskakov V.A. (2018) Perspektivnye trendy razvitiya fashion-industrii [Promising trends in the development of fashion industry]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (3). - 801-812. doi: 10.18334/rp.19.3.38843
Достигается эффект преломления бренда через призму новой миссии. По сути потребитель получает все лучшее в одном наборе.
В качестве примера реализации такого тренда можно привести пример неожиданного партнерства Louis Vuitton (люксовый бренд одежды и аксессуаров) и Supreme (массовый бренд уличной одежды), выпустивших лимитированную совместную линию одежды и аксессуаров с логотипом двух брендов по всему миру.
Также примером реализации этого тренда является партнерство Marni (люксовый бренд одежды и аксессуаров) и H&M (массовый бренд дешевой одежды).
2. передача некоторых функций на аутсорсинг искусственному интеллекту
В данном случае тренд состоит в том, что потребители все чаще привыкают к тому, что с помощью инновационных технологий бренды предвосхищают их потребности, и ожидают дальнейших инновационных решений.
Вопросы искусственного интеллекта обсуждает в своей работе В. Г. Редько [10] (Redko, Bulkov, 2016).
Ярким примером предвосхищения потребностей целевой аудитории в fashion-индустрии является создание роботизированной одежды с климат-контролем (кибе-родежды).
Так, индийская инновационная компания Dhama Innovations разработала линию одежды с климат-контролем, благодаря которой обладатели таковой будут чувствовать себя комфортно при любых экстремальных температурах.
При производстве такой одежды используются легкие пластмассовые пластины с термоэлектрическим устройством. Оно работает от батарей, способных заряжаться при движении, в том числе и от солнечных лучей. Одна полностью заряженная батарея обеспечивает работу устройства в течение восьми часов.
3. использование виртуальной реальности
По мнению автора, использование виртуальной реальности может захватить массовый сегмент потребителей. Речь идет о внедрении виртуальных примерочных в магазинах одежды и использовании чат-ботов как уникального средства взаимодействия и усиления связи покупателя с брендом.
Стоит сказать о том, что виртуальная реальность (англ. virtual reality) представляет собой созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его
ОБ АВТОРЕ:_
Баскаков Владимир Анатольевич, старший преподаватель кафедры торговой политики (noso.v1adimir0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Баскаков В.А. Перспективные тренды развития fashion-индустрии // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 3. - С. 801-812. doi: 10.18334/rp.19.3.38843
ощущения, зрение, слух, обоняние, осязание и т. д. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие. С точки зрения применимости и философского аспекта вопрос виртуальной реальности в своих трудах затронули Д. В. Воробьев и А. А. Сироткина [4] (Voтobev, БтШпа, 2008).
Важно отметить, что не следует путать виртуальную реальность с дополненной реальностью. Их коренное отличие в том, что виртуальная реальность конструирует новый искусственный мир, а дополненная реальность лишь вносит отдельные искусственные элементы в восприятие реального мира.
Перспективным трендом развития fashion-индустрии является использование виртуальных примерочных. Идея виртуальных примерочных состоит в том, что возможно заранее подобрать свой гардероб дома у экрана компьютера, имея в своем распоряжении реальную одежду современных брендов через доступ к каталогам компаний в интернете, оплатить ее любыми доступными средствами: пластиковой картой, электронными деньгами и т. д. На данный момент покупателю доступны и различные способы получения купленного товара.
Автор согласен с оценкой специалистов портала Shoppingzone.ru, считающих лучшими виртуальными примерочными в России следующие проекты:
• магазин и примерочная Odstore.ru;
• виртуальная примерочная Suitup.ru;
• виртуальная примерочная Lookwish.ru;
Плюсами использования виртуальных примерочных являются удобство и сравнительная новизна применения. Это указывает на то, что такие проекты буду развиваться и совершенствоваться.
Стоит сказать, что на сегодняшний день идеальной виртуальной примерочной не существует. К серьезным минусам данного средства продвижения товара относится:
• наличие всего нескольких стандартизированных типоразмеров фигур в виде манекенов, которые не всегда подходят под тип фигуру конечного пользователя;
• узкий ассортимент оцифрованных моделей, которые могут быть использованы техническими возможностями виртуальной примерочной;
• слабое обеспечение и управление доступностью товара на складе виртуальной примерочной, что делает реальную покупку затруднительной;
• в случае заказа товара из иностранных логистических центров возможен долгий срок доставки.
Стоит добавить, что зачастую виртуальные примерочные используются для поиска и формирования собственного имиджа, а не для конечного приобретения.
Я. Е. Федорова ставит актуальные вопросы развития технологического оснащения в своей статье [15] (Вейотоуа, 2016), данный вопрос также развивают и Г. Д. Магомедов с Д. Г. Кахримановой [7] (Magomedov, Каккптапоуа, 2015).
Автор считает, что совершенно новым словом в коммуникации с потребителем
является использование чат-ботов. С технической точки зрения термин чат-бот может меть следующие значения:
Виртуальный собеседник - это компьютерная программа, которая создана для имитации речевого поведения человека при общении с одним или несколькими собеседниками.
Бот (в чатах), интернет-бот, www-бот и т.п. - это специальная программа, выполняющая автоматически и/или по заданному расписанию какие-либо действия через интерфейсы, предназначенные для людей.
Вопросу изучения и агрегирования данных по ботам так же уделяет внимание и А. А. Ильина [6] (Ilyina A.A., 2017).
Виртуальный цифровой помощник (VDA - Virtual Digital Assistant) - это сервис и/ или приложение для смартфонов и персональных компьютеров, исполняющее роль личного секретаря при пользователе.
Постепенно такие средства коммуникации входят во все сферы бизнеса и человеческой деятельности [16] (Ivanov, Efimovskaya, Mayorova, Nikishin, Shipilova, Boykova, Tyunik, 2017). Не является исключением и fashion-индустрия.
Применение новой техники и технологий в торговле становится краеугольным камнем, не только с точки зрения новизны, но и затрат, чему и посвятили свою работу Ю. Г. Авагян и соавторы [1] (Avagyan, Diyanova, Avagyan, 2016).
4. Субверсия или как выгодно выделиться на современном этапе
Под субверсией (англ. subversion) автор понимает одну из разновидностей коммуникации с устоявшимися штампами, которая подразумевает неожиданное, нестандартное развитие событий с непредсказуемым финалом. Такая форма коммуникации является весьма популярной для литературы, кино, театра. В практическом понимании этого термина для fashion-индустрии подходят синонимы «разрушение», «ниспровержение», «подрыв».
О сущности и содержании бренд-менеджмента в FASHION-индустрии пишут Г. В. Редько и А. А. Булков [11] (Redko, Bulkov, 2016).
Практика показывает, что потребитель активнее реагирует на бренды, в которых есть определенный вызов, здоровая дерзость, противостояние, борьба. Предполагается, что необходимо сформировать себе определенный «образ врага» и начать с ним борьбу. Это может выражаться в финансовой поддержке определенных организаций с целью снижения влияния определенных политических режимов.
В качестве примера можно привести марку очков DEAR LEADER, что в переводе с английского означает «дорогой вождь». Начало истории бренда положила компьютерная игра-симулятор, смысл которой состоит в том, что пользователь примеряет на себя образ и роль вождя тоталитарного политического режима. Бренд DEAR LEADER строит свою миссию как поддержку оппозиционных партий в странах (например, в Северной Корее), где господствуют сомнительные тоталитарные режимы, направляя
им в помощь часть полученной прибыли компании и привлекая тем самым внимание дополнительной целевой аудитории.
Это вопросы, которые тесно связаны с анализом имиджа брендов и их идентичности, который изучают Ю. С. Соколова и Я. С. Добрынина [13].
5. переход от социально-демографической сегментации к таргетингу
Согласно классической теории маркетинга, социально-демографическая сегментация относится к косвенным методам. Данный вид сегментации основывается на предположении о том, что социально-демографические различия предопределяют особенности покупательских предпочтений.
Сегментация на fashion-рынке имеет много аспектов и носит субъективный характер, что так же отражают О. В. Власова и О. В. Калимов в своей работе [3] (Vlasova, Kalimov, 2014).
Этот факт проявляется во многих сферах. Как мужчины, так и женщины предъявляют различные требования к таким товарам, как одежда, обувь, парфюмерия и косметика, ювелирные изделия. Аналогично различаются предпочтения потребителей разного возраста с разным уровнем дохода разного ареала проживания.
Таким образом, социально-демографические параметры применяются как индикаторы потребностей. При этом наиболее часто используемыми параметрами социально-демографической сегментации являются пол, возраст, уровень дохода, принадлежность к определенному социальному классу. На практике социально-демографическая сегментация базируется одновременно на двух или трех переменных.
Однако в условиях развития современного рынка, учитывая все возрастающее давление потребителей на бренды, простое использование социально-демографических критериев не отвечает на ряд следующих вопросов:
• почему потребитель предпочитает определенные бренды;
• как потребитель выбирает тот или иной бренд;
• как сделать товарное предложение более привлекательным для потребителя;
• как увеличить количество возвращений потребителя к бренду;
• как удержать лояльных и привлечь новых потребителей.
Автор полагает, что, используя только социально-демографическую сегментацию, мы получаем выделенные группы людей, но внутри них не видим значимых различий между конкретными потребителями. Так, внутри одной половозрастной группы и близкой группы по доходу могут оказаться люди, у которых совершенно разные жизненные ценности и приоритеты, социальный и общественный статус, различные модели потребления. Все они будут по-разному выбирать бренды, отдавать предпочтения совершенно разным маркам, хотя с точки зрения косвенного метода сегментации будут отнесены в одну группу.
Именно в этой ситуации на помощь может прийти таргетинг (от англ. target - цель). Под таргетингом понимается механизм, позволяющий выделить из всей имеющейся
аудитории только ту часть, которая удовлетворяет заданным критериям (целевую аудиторию), и разработать инструменты коммуникации и воздействия на аудиторию, характерные и эффективные именно для нее.
Вопросы поведенческого таргетинга рассматривает Т. М. Токжуманов [13] (Tokzhumanov, 2014).
Таргетинг позволяет идентифицировать мотивационные модели выбора и потребления, основываясь на изучении и анализе жизненных ценностей, мотивационных установок, социального поведения и статуса, образа жизни. Это позволяет более тщательно разрабатывать продукт и выбирать наиболее эффективные каналы коммуникации с потребителем и оптимальные инструменты влияния и управления потребительским выбором.
Автор считает, что одним из отражений этого тренда является тенденция обеспечения занятости беженцев. Бренд в том числе повышает расположение к себе аудитории с учетом общественного запроса к этическим аспектам производственной деятельности.
Например, бренд Palestyle (производитель сумок) возобновил производство аксессуаров с ручной вышивкой, которые были сшиты в лагерях беженцев в Иордании, обеспечивая тем самым своего потребителя уникальным товаром ручной работы в сочетании с выполнением определенной социальной миссии.
На текущем этапе эволюции потребления, таргетинг рассматривается как новая парадигма маркетингового мышления и действия. Данный подход мы также можем наблюдать у В. Е. Новаторова [9] (Novatorov, 2014).
6. Повышение качества жизни вокруг себя (локальное против глобального]
В последние годы наметилась тенденция объединения людей в локальные сообщества (группы по интересам), которые реализуют проект по повышению качества жизни вокруг себя и своего социогена в противовес той части общества, которая ратует за глобализацию и скорейшее разрешение общемировых и общенациональных проблем (терроризм, миграция, глобальное потепление и т. д.).
Однако данный тренд - это лишь продолжение истории развития потребностей, общества и индустрии, что также исследуют Т. А. Демина и соавторы [5] (Demina, Klimov, Merzlyakova, 2014).
Автору представляется, что хорошим примером иллюстрации данного тренда служит поддержка местных экологических групп в Южной Америке. Сообщение на сайте о пожертвовании позволило марке Patagonia (производитель спортивной одежды) превысить прогноз продаж в пять раз. Компания пожертвовала всю прибыль от проведения акции «Черная пятница» в поддержку окружающей природной среды.
Стоит отметить, что наметилась тенденция на персонализацию предложения. Речь идет о том, что все большее количество потребителей сокращают или отказываются от
покупок массовых брендов в поисках уникального товара «специально для них». Это дало мощный импульс развитию предложения через открытие собственных интернет-площадок (магазинов) в социальной сети INSTAGRAM. За последние несколько лет появление и развитие предложений в одежном и обувном сегменте приобрело массовый характер. Именно потому, что вы выбираете не растиражированную одежду, которую вам предлагают дизайнеры в своих маленьких on-line магазинах.
Все выше изученные глобальные тренды также находят отражение в практике российского fashion retail. Так как все основные современные тенденции лежат в матрице на пересечении разных потребностей аудитории. С одной стороны, это проекция «внутрь себя» - самосовершенствование, с другой - это проекция потребностей во внешнюю среду (совершенствование мира). На другом векторе матрицы находятся другие потребности: поиски смысла жизни и собственной миссии или возможность разгрузить себя, обезопасить.
Пересечение потребностей по двум векторам дает возможность компании развивать и использовать определенную роль бренда:
Бренд как двигатель социального прогресса. В данном случае бренд покрывает потребности аудитории в совершенствовании мира (проекция во внешнюю среду) в совокупности с потребностью аудитории в поисках смысла жизни и собственной миссии. Хорошей иллюстрацией данной стратегии служат массовые бренды H&M (Швеция) и Uniqlo (Япония):
• точки сбора старой одежды в магазинах UniQlo, H&M и др. для передачи малоимущим/переработки тканей;
• H&M откроет флагманский магазин на Тверской улице, где в том числе будет продаваться линия вещей из переработанных материалов Conscious.
Бренд-новатор. В данном случае бренд покрывает потребности аудитории в совершенствовании мира (проекция во внешнюю среду) в совокупности с потребностью аудитории в возможности разгрузить и/или обезопасить себя. Отлично иллюстрирует эту стратегию роли бренда пример обновленного корнера Giorgio Armani в Центральном универсальном магазине (ЦУМ) для пользователей Snapchat и др. приложений, digital-примерочные для макияжа губ, глаз. Это позволяет экономить время покупателей, осуществляя выбор заранее в онлайн-режиме, разгружая их и давая возможность большего свободного времени; с другой стороны, повышает ощущение безопасности покупки, так как потребитель может воспользоваться консультацией о качестве выбираемого товара.
Бренд - благородный предводитель. В данном случае бренд покрывает потребности аудитории в самосовершенствовании (проекция внутрь) в совокупности с потребностью поиска смысла жизни и собственной миссии. Наглядно иллюстрирует данную стратегию роли бренда следующий пример: партнерство UniQlo и музея «Гараж»: свободный вход по пятницам на экспозиции, лекции о моде, современном искусстве, мастер-классы. Любимый бренд дарит свои покупателям возможность саморазвития, познания нового.
Бренд - персональный ассистент. В данном случае бренд покрывает потребности аудитории в самосовершенствовании (проекция внутрь) в совокупности с потребностью аудитории в возможности разгрузить и/или обезопасить себя. Наглядным примером заботы о потребителе служит последняя разработка Сбербанка и ЦУМ (Центральный универсальный магазин), которые впервые в России внедрили систему на базе ЮБ, каковая позволяет покупателям оплачивать товары сразу у продавца. Таким образом, клиентам больше не надо стоять в очереди к кассе.
Заключение
Стоит сказать, что fashion-индустрия и одежный ритейл:
• это одни из самых динамичных областей розничной торговли, которые постоянно испытывают давление со стороны потребителей и получают от них запросы на все большую персонализацию. Является очевидным, что это еще и очень рискованная область с точки зрения коммерческих прогнозов, так как уровень и объем спроса всегда лежит не только в материальном аспекте, но и в субъективности принятия решений о покупке конечным потребителем;
• в этой индустрии наметилось развитие ряда перспективных трендов, взаимосвязанных с развитием инновационной и цифровой экономик. Данная отрасль становится все более привлекательной для дальнейшего научного анализа со стороны маркетинга, психологии поведения потребителей и правил организации торговой деятельности.
Результаты исследования несомненно станут отправной точкой для дальнейших научных изысканий в этой области.
ИСТОЧНИКИ:
1. Авагян Ю.Г., Диянова С.Н., Авагян Э.Ю. Применение новой техники и технологий
в торговле // Вестник ИМСИТ, 2016. - № 1(65).
2. Алексунин В.А., Байч А.Г., Гуров В.А. Управление брендами с короткими и ограни-
ченными жизненными циклами // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ), 2010. - № 4.
3. Власова О.В., Калимов О.В. Сегментация рынка женской одежды // Тренды разви-
тия современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты: Сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Горохов А.А. Курск, 2014.
4. Воробьев Д.В., Сироткина А.А. Виртуальная реальность как категория социальной
философии, или что такое виртуальная реальность // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2008. - № 4.
5. Демина Т.А., Климов А.В., Мерзлякова А.Н. Индустрия моды как самостоятельный
сектор экономики // Сервис в России и за рубежом, 2014. - № 9(56).
6. Ильина А.А. Исследование Бот-Чатов в современном мире // Синергия наук, 2017.
- № 17.
7. Магомедов Г.Д., Кахриманова Д.Г. Новые технологии в сфере розничной торговли:
современный подход // Аудит и финансовый анализ, 2015. - № 3.
8. Новаторов В.Е. Таргетинг как технология маркетинговой деятельности // Наука и
образование в XXI веке: теория, практика, инновации: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 4 частях. Москва, 2014.
9. Редько В.Г. От модели поведения к искусственному интеллекту // Сер. Науки об
искусственном, 2010.
10. Редько Д.В., Булков А.А. Сущность и содержание бренд-менеджмента в FASHION-индустрии // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации: (Социальный инженер-2016): сборник материалов Всероссийского научного форума молодых исследователей. Москва, 2016.
11. Сагинова О.В., Таранова М.Н. Эффективный КО-Брендинг люксовых и массовых марок модной одежды // Человеческий капитал и профессиональное образование, 2014. - № 3(11).
12. Соколова Ю.С., Добрынина Я.С. Анализ имиджа брендов и их визуальной идентичности брендов на рынке женской одежды // Торгово-экономические проблемы регионального бизнес пространства, 2015. - № 1.
13. Токжуманов Т.М. Современное маркетинговое мышление. Поведенческий тарге-тинг, особенности и значение. / Под ред. С.В. Карповой, ответственный редактор д-р экон. наук Р. Ю. Стыцюк - М.: Финансовый университет, 2014.
14. Зиновьева Е.Г., Усманова Е.Г. Факторы устойчивости предприятия // Научное обозрение, 2014. - № 6.
15. Федорова Я.Е. Техническое оснащение предприятий розничной торговли: новые конкурентоспособные технологи // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы, 2016.
16. Ivanov G.G., Efimovskaya L.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F., Shipilova S.S., Boykova A.V., Tyunik O.R. Perspective directions of trade development. / Monograph. - Vienna: "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2017. - 130 p.
REFERENCES:
Aleksunin V.A., Baych A.G., Gurov V.A. (2010). Upravlenie brendami s korotkimi i ogranichennymi zhiznennymi tsiklami [Managing brands with short or limited lifecycle]. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta (RGTEU). (4). (in Russian).
Avagyan Yu.G., Diyanova S.N., Avagyan E.Yu. (2016). Primenenie novoy tekhniki i tekhnologiy v torgovle [The use of new techniques and technologies in the trade]. Vestnik IMSIT. (1(65)). (in Russian).
Demina T.A., Klimov A.V., Merzlyakova A.N. (2014). Industriya mody kak samostoyatelnyy sektor ekonomiki[Fashion industry as an independent sector of economy]. Service in Russia and abroad. (9(56)). (in Russian).
Fedorova Ya.E. (2016). Tekhnicheskoe osnaschenie predpriyatiy roznichnoy torgovli: novye konkurentosposobnye tekhnologi [Technical equipment of retail enterprises: new competitive technologies]. Economics and management: new challenges and prospects. 10. (in Russian).
Ilyina A.A. (2017). Issledovanie Bot-Chatov v sovremennom mire [The study of BotChats in the modern world]. Synergy of Sciences. 1 (17). (in Russian).
Ivanov G.G., Efimovskaya L.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F., Shipilova S.S., Boykova A.V., Tyunik O.R. (2017). Perspective directions of trade development Vienna: "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH.
Magomedov G.D., Kakhrimanova D.G. (2015). Novye tekhnologii v sfere roznichnoy torgovli: sovremennyy podkhod [New technologies in the retail sector: a modern approach]. Audit and financial analysis. (3). (in Russian).
Novatorov V.E. (2014). Targeting kak tekhnologiya marketingovoy deyatelnosti [Targeting as a technology for marketing activities] Science and Education in the 21st Century: Theory, Practice, Innovation. (in Russian).
Redko D.V., Bulkov A.A. (2016). Suschnost i soderzhanie brend-menedzhmenta v FASHION - industrii [The essence and content of brand management in the FASHION industry] Social and humanitarian issues of education and professional self-realization. (in Russian).
Redko V.G. (2010). Ot modeli povedeniya k iskusstvennomu intellektu [From the behavior model to artificial intelligence]. Ser. Nauki ob iskusstvennom. (in Russian).
Saginova O.V., Taranova M.N. (2014). Effektivnyy KO-Brending lyuksovyh i massovyh marok modnoy odezhdy[Effective CO-Branding of luxury and mass brands of fashionable clothes]. Human Capital and Professional Education. (3(11)). (in Russian).
Sokolova Yu.S., Dobrynina Ya.S. (2015). Analiz imidzha brendov i ikh vizualnoy identichnosti brendov na rynke zhenskoy odezhdy [Analysis of brand image and their visual identity of brands in the women's clothing market]. Torgovo-ekonomicheskie problemy regionalnogo biznes prostranstva. (1). (in Russian).
Tokzhumanov T.M. (2014). Sovremennoe marketingovoe myshlenie. Povedencheskiy targeting, osobennosti i znachenie [Modern marketing thinking. Behavioral targeting, features, and meaning] M.: Finansovyy universitet. (in Russian).
Vlasova O.V., Kalimov O.V. (2014). Segmentatsiya rynka zhenskoy odezhdy [Segmentation of the women's clothing market] Trends in the development of modern society: management, legal, economic and social aspects. (in Russian).
Vorobev D.V., Sirotkina A.A. (2008). Virtualnaya realnost kak kategoriya sotsialnoy filosofii, ili chto takoe virtualnaya realnost [The virtual reality" as category of the social philosophy, or what is the virtual reality?]. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. (4). (in Russian).
Zinoveva E.G., Usmanova E.G. (2014). Faktory ustoychivosti predpriyatiya [Factors of enterprise sustainability]. Science Review. (6). (in Russian).