Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТРЕНДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТРЕНДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-исследовательская деятельность / учителя физической культуры / университет спортивного профиля / исследования / научные руководители / международный образовательный опыт / research activities / physical culture teacher / sports university / research / scientific supervisors / international educational experience

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бурганов Рафис Тимерханович, Трегубова Татьяна Моисеевна

Институционально-содержательная трансформация российского высшего образования после выхода из единой образовательной зоны «Болонского процесса» и в соответствии с национальными интересами и академическими традициями, обновленные требования и подходы к профессиональной подготовке специалистов для сферы физической культуры и спорта весьма зримо повышают роль и значимость качественной подготовки кадрового потенциала в этой области. Одними из ресурсов в решении этой задачи являются модернизация учебно-исследовательской и научно-поисковой деятельности студентов в вузе, инновирование ее содержания, а также поиск современных механизмов привлечения обучающихся к научному поиску. Данные обстоятельства определяют актуальность нашей статьи. Цель исследования – определить и обосновать комплекс перспективных трендов, направленных на активизацию участия будущих учителей физической культуры в научно-исследовательской, практико-ориентированной деятельности в университете спортивного профиля. Методы и организация исследования. Использован комплекс подходов, включающий системный, аксиологический и компаративный подходы. Материалами исследования послужили также ранние научные изыскания авторов: разработка современной парадигмы физкультурного образования в вузах и компаративный анализ международных проектов обеспечения социальной безопасности молодежи, являющиеся основой для организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе спортивного профиля и определения ее актуального содержания. Использованы теоретические методы: системный и компаративный анализ, обобщение; из эмпирических методов «включенное» наблюдение, беседы, анкетирование и интервьюирование. В исследовании принимали участие бакалавры 3-4-го курсов и магистранты 1-2-го курсов направления подготовки «44.04.01 – Педагогическое образование», а также преподаватели кафедры педагогики и психологии в сфере физической культуры и спорта Поволжского ГУФКСиТ. Результаты исследования и их обсуждение. Актуализированы роль и значимость участия будущих учителей физической культуры в практико-ориентированной научно-исследовательской деятельности для формирования у них проектно-исследовательских компетенций и исследовательского типа будущей профессиональной деятельности. Дана характеристика системы научно-исследовательской деятельности студентов в Поволжском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (Поволжский ГУФКСиТ), в частности, на кафедре педагогики и психологии в сфере физической культуры и спорта. Проведен научный обзор современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по данному направлению. Определены особенности организации научно-поисковой и исследовательской деятельности будущих учителей физической культуры. Обоснованы проблемные вопросы в организации данной деятельности на основе анкетирования студентов и анализа источников. Представлена характеристика основных направлений и трендов данной деятельности в современных условиях. Заключение. Определены актуальные тренды развития и организации научно-исследовательской работы будущих учителей физической культуры при эффективном психолого-педагогическом сопровождении этой деятельности со стороны преподавателей университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бурганов Рафис Тимерханович, Трегубова Татьяна Моисеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMISING TRENDS IN RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS FUTURE PHYSICAL CULTURE TEACHERS AT A SPORTS UNIVERSITY

The institutional and substantive transformation of Russian higher education after leaving the unified educational zone of the “Bologna Process” and, in accordance with national interests and academic traditions, the updated requirements and approaches to the professional training of specialists for the field of physical culture and sports significantly increase the role and importance of high-quality training of personnel potential in this area. Resources in solving this problem are modernization of the educational and research activities of students at the university, innovation of its content, as well as the search for modern mechanisms for attracting students to scientific research. These circumstances determine the relevance of the article. The purpose of the research is to determine and substantiate a set of promising trends aimed at enhancing the participation of future physical culture teachers in research, practice-oriented activities at a sports university. Research methods and organization of the research. A set of approaches was used, including systemic, axiological and comparative approaches. The research materials included the authors' early scientific research: the development of a modern paradigm of physical education in universities, and a comparative analysis of international projects to ensure the social security of youth, which are the basis for organizing student research activities at a sports university, and determine its current content. Theoretical methods were used: systemic and comparative analysis, generalization. Empirical methods include “participant” observation, conversations, questionnaires and interviews. The study involved 3rd-4th year bachelors and 1st-2nd year master's students in the training direction "44.04.01 – Pedagogical Education", as well as teaching staff of the Department of Pedagogy and Psychology in the Field of Physical Culture and Sports of the Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism. Research results and discussion. The role and significance of the participation of future physical culture teachers in practice-oriented research activities have been updated to develop their design and research competencies and the research type of future professional activity. A description of the system of research activities of students at the Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, in particular, at the Department of Pedagogy and Psychology in the Field of Physical Culture and Sports, is given. A scientific review of modern domestic and foreign psychological and pedagogical literature in this area was carried out. The features of the organization of scientific research activities of future teachers of physical culture are highlighted. Problematic issues were identified based on a survey of students and analysis of sources. The characteristics of the main directions and trends of this activity in modern conditions are presented. Conclusion. Current trends in the development and organization of research work of future physical culture teachers are identified with effective psychological and pedagogical support for this activity from university teachers.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТРЕНДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ»

УДК 378.09 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-2-143-152

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТРЕНДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Р.Т. Бурганов,Т.М. Трегубова

ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Казань, Россия

Аннотация

Институционально-содержательная трансформация российского высшего образования после выхода из единой образовательной зоны «Болонского процесса» и в соответствии с национальными интересами и академическими традициями, обновленные требования и подходы к профессиональной подготовке специалистов для сферы физической культуры и спорта весьма зримо повышают роль и значимость качественной подготовки кадрового потенциала в этой области. Одними из ресурсов в решении этой задачи являются модернизация учебно-исследовательской и научно-поисковой деятельности студентов в вузе, инновирование ее содержания, а также поиск современных механизмов привлечения обучающихся к научному поиску. Данные обстоятельства определяют актуальность нашей статьи.

Цель исследования - определить и обосновать комплекс перспективных трендов, направленных на активизацию участия будущих учителей физической культуры в научно-исследовательской, практи-ко-ориентированной деятельности в университете спортивного профиля.

Методы и организация исследования. Использован комплекс подходов, включающий системный, аксиологический и компаративный подходы. Материалами исследования послужили также ранние научные изыскания авторов: разработка современной парадигмы физкультурного образования в вузах и компаративный анализ международных проектов обеспечения социальной безопасности молодежи, являющиеся основой для организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе спортивного профиля и определения ее актуального содержания. Использованы теоретические методы: системный и компаративный анализ, обобщение; из эмпирических методов - «включенное» наблюдение, беседы, анкетирование и интервьюирование. В исследовании принимали участие бакалавры 3-4-го курсов и магистранты 1-2-го курсов направления подготовки «44.04.01 - Педагогическое образование», а также преподаватели кафедры педагогики и психологии в сфере физической культуры и спорта Поволжского ГУФКСиТ.

Результаты исследования и их обсуждение. Актуализированы роль и значимость участия будущих учителей физической культуры в практико-ориентированной научно-исследовательской деятельности для формирования у них проектно-исследовательских компетенций и исследовательского типа будущей профессиональной деятельности. Дана характеристика системы научно-исследовательской деятельности студентов в Поволжском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (Поволжский ГУФКСиТ), в частности, на кафедре педагогики и психологии в сфере физической культуры и спорта. Проведен научный обзор современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по данному направлению. Определены особенности организации научно-поисковой и исследовательской деятельности будущих учителей физической культуры. Обоснованы проблемные вопросы в организации данной деятельности на основе анкетирования студентов и анализа источников. Представлена характеристика основных направлений и трендов данной деятельности в современных условиях.

Заключение. Определены актуальные тренды развития и организации научно-исследовательской работы будущих учителей физической культуры при эффективном психолого-педагогическом сопровождении этой деятельности со стороны преподавателей университета.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, учителя физической культуры, университет спортивного профиля, исследования, научные руководители, международный образовательный опыт.

PROMISING TRENDS IN RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS - FUTURE PHYSICAL CULTURE TEACHERS AT A SPORTS UNIVERSITY R.T. Burganov, e-mail info@sportacadem.ru, ORCID: 0000-0002-8943-0781 T.M.Tregubova, e-mail: tmtreg@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9938-0098 Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia

Abstract

The institutional and substantive transformation of Russian higher education after leaving the unified educational zone of the "Bologna Process" and, in accordance with national interests and academic traditions, the updated requirements and approaches to the professional training of specialists for the field of physical culture and sports significantly increase the role and importance of high-quality training of personnel potential in this area. Resources in solving this problem are modernization of the educational and research activities of students at the university, innovation of its content, as well as the search for modern mechanisms for attracting students to scientific research. These circumstances determine the relevance of the article. The purpose of the research is to determine and substantiate a set of promising trends aimed at enhancing the participation of future physical culture teachers in research, practice-oriented activities at a sports university.

Research methods and organization of the research. A set of approaches was used, including systemic, axi-ological and comparative approaches. The research materials included the authors' early scientific research: the development of a modern paradigm of physical education in universities, and a comparative analysis of international projects to ensure the social security of youth, which are the basis for organizing student research activities at a sports university, and determine its current content. Theoretical methods were used: systemic and comparative analysis, generalization. Empirical methods include "participant" observation, conversations, questionnaires and interviews. The study involved 3rd-4th year bachelors and 1st-2nd year master's students in the training direction "44.04.01 - Pedagogical Education", as well as teaching staff of the Department of Pedagogy and Psychology in the Field of Physical Culture and Sports of the Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism.

Research results and discussion. The role and significance of the participation of future physical culture teachers in practice-oriented research activities have been updated to develop their design and research competencies and the research type of future professional activity. A description of the system of research activities of students at the Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, in particular, at the Department of Pedagogy and Psychology in the Field of Physical Culture and Sports, is given. A scientific review of modern domestic and foreign psychological and pedagogical literature in this area was carried out. The features of the organization of scientific research activities of future teachers of physical culture are highlighted. Problematic issues were identified based on a survey of students and analysis of sources. The characteristics of the main directions and trends of this activity in modern conditions are presented.

Conclusion. Current trends in the development and organization of research work of future physical culture teachers are identified with effective psychological and pedagogical support for this activity from university teachers.

Keywords: research activities, physical culture teacher, sports university, research, scientific supervisors, international educational experience.

ВВЕДЕНИЕ

Содержательно-институциональная пере-

стройка и диверсификация профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста обусловили существенные изменения в сфере физической культуры, спорта и в национальной системе физического воспитания, которая, будучи сложноорганизованной совокупностью разнообразных по своей предметной направленности и функциональным ролям нормативных предписаний, постоян-

но подвергается дополнениям, определенным коррективам и выборам приоритетов [1, 3, 14]. Это обусловлено демократическими преобразованиями в обществе, создавшими новые условия для профессионального развития и самореализации российской учащейся молодежи. Одним из приоритетов в реформировании российской высшей школы является активизация научно-исследовательской деятельности студентов как ресурса для повышения глобальной конкурентоспособности отечественной

высшей школы в условиях турбулентности высшего образования и его непрерывного совершенствования. Научный поиск решения этой задачи определяет возрастающую актуальность нашего исследования, которая может быть представлена на трех уровнях. Повышение требований к результативности научно-исследовательской деятельности обучающихся обусловливает актуальность и значимость проводимого исследования на социально-педагогическом уровне. Необходимо констатировать, что качество исследовательских проектов вызывает тревогу и имеются проблемы с мотивацией обучающихся по их включению в научные исследования, подготовкой докладов на научные семинары и форумы, конференции и заявки на исследовательские гранты. Однако требования к активизации и результативности студенческой научно-исследовательской деятельности постоянно возрастают. Данные положения отражены в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года, Национальном проекте «Наука», преобразованном в 2020 году в проект «Наука и университеты», в других программных документах, в которых выдвинута амбициозная цель — обеспечить положение нашей страны среди ведущих пяти стран мира в области научных исследований и разработок. И во всех этих инициативах подчеркнута связь науки и образования, обеспечиваемая интеграцией науки в образовательный процесс в вузе [6].

Актуальность нашего исследования на научно-педагогическом уровне подтверждается результатами сравнительных исследований перспективных трендов и вызовов студенческой научно-исследовательской деятельности в отечественных и зарубежных университетах, ибо, несмотря на то что наш вуз, как и все государственные российские вузы уже не участвует в «Болонском процессе», однако международное научно-образовательное сотрудничество продолжается. Высказанные в обращении Президента РФ указания о необходимости исследования международного образовательного опыта в новых геополитических условиях, а также о важности оценки тех инноваций, которые имеются во всех структурных звеньях и составляющих функционирования университетов, включая научно-исследовательскую деятельность обучающихся, определяют адресность и

направленность данного сотрудничества [14]. В этой связи весьма полезным и востребованным является исследование опыта лучших международных практик в этой сфере, ибо знание тенденций и направлений развития НИРС в университетах дружеских стран может служить определённым ресурсом и ориентиром для развития этой деятельности в российских вузах. На институциональном уровне актуальность и перспективность данного исследования обусловлена тем обстоятельством, что научно-исследовательская деятельность студентов реализуется и сопровождается постоянной психолого-педагогической поддержкой и помощью со стороны руководства вуза и его профессорско-преподавательского состава. И не только потому, что это — требование времени, и в вузах спортивного профиля данные о показателях научно-исследовательской работы студентов (далее — НИРС) рассматриваются как показатели таких целевых критериев, как студенческая публикационная активность, студенческая фандрайзинговая деятельность, выступления студентов на форумах и конференциях и т.д. Научное руководство студенческими проектами, диссертациями и даже курсовыми работами требует от преподавателей вуза непрерывного собственного профессионального развития и повышения ответственности за качество подготовленных студенческих работ. Следовательно, студенческой научно-исследовательской деятельности в вузе брошен вызов: профессионально подготовить такого специалиста, который обладал бы не только необходимыми компетенциями, но и гибкостью, нестандартностью мышления, способностями применять системный подход для решения поставленных задач и продуцировать новаторские идеи, творчески реализуя свой потенциал. Обзор специальной литературы по проблеме организации НИРС показал, что данная проблема является предметом многочисленных дискурсов и интерес к ней постоянно возрастает. Можно выделить ряд отечественных работ, посвященных НИРС и рассматривающих научно-исследовательскую деятельность студентов с точки зрения влияния международных и отечественных трендов на развитие высшего образования и НИРС студентов в вузе (Б.С. Ка-рамурзов, Е.Н. Левина, О.Н. Олейникова, Л.А. Шибанкова) [8, 10, 12]. Так, д.п.н. О.Н. Олей-

никова и Ю.Н. Редина выделили два основных макротренда: уменьшение рождаемости (демографический сдвиг) и усиление процессов урбанизации. О.Н. Олейникова определила следующую тенденцию: к 2030 г. в развивающихся странах усилится влияние системы высшего образования на развитие гражданского общества в целом, и в развитых странах потребуется национальная модификация системы высшего образования [12].

Б.С. Карамурзов, В.В. Горячко, В.А. Зернов обозначили два ключевых вызова системе высшего образования: перераспределение интеллектуального капитала и «утечку мозгов» [8]. Главный вызов системе университетского образования — массовый переход на дистанционное образование и популяризация «МООС»-курсов вместе со всеобщей доступностью лекций и ве-бинаров позитивно влияют на мотивацию студентов к участию в научно-исследовательской деятельности.

Ряд авторов постулируют, что сегодня в вузах развивается «образовательная дипломатия» в качестве направления научно-образовательной политики в России, «ориентированной на усиление позиций страны на международной арене в области высшего образования и научной деятельности в вузе» [10; с. 44]. Следовательно, влияние российских и международных трендов весьма ощутимо и зримо как для отечественной системы высшего образования в целом, так и для устойчивого развития научных исследований в отдельно взятых университетах, в том числе и в университетах спортивного профиля.

Ряд авторов предлагают использовать традиционные подходы к привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности, которые отражены во многих авторефератах диссертаций. Так, в автореферате Е.В. Макла-ковой выявлен генезис и актуальное состояние научно-исследовательской мысли в образовательных организациях. Её работа базируется на том, что изначально университеты рассматривались как образовательные структуры, заинтересованные в подготовке исключительно «научной элиты» [11]. Исследователь Ч.Т. Худжамбердиев представил характеристику системы подготовки педагогов к организации научного поиска студентов и выявил проблемы, главная из которых заключается в том, что

преподаватели высшей школы недостаточно компетентны в вопросах вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность в вузе [17].

Инновационные модели обучения студентов научно-исследовательской деятельности представлены в трудах М.В. Кларина, И.М. Осмоловской, Н.Н. Погребняк [9; 13], др. Так, М.В. Кларин и И.М. Осмоловская определили современные вызовы, с которыми могут столкнуться выпускники высшей школы, среди них: обновление спектра «профессий будущего», к которым выпускник высшей школы недостаточно готов в компетентностном аспекте; усложнение профессиональных задач для будущего молодого специалиста, так как в фокусе внимания современных работодателей — многозадачность; наличие нестандартных ситуаций, которые требуют развитого «дивергентного» мышления [9] и др. Н.Н. Погребняк в своём исследовании также осуществила ретроспективный анализ становления и развития НИРС в контексте современных вызовов с акцентом на популяризацию научных изысканий и повышение престижа научной деятельности среди обучающихся в вузе [13].

Иными словами, инновации в научно-исследовательской деятельности студентов заключаются в расширении целевой аудитории за счёт наиболее привлекательных научных форматов ее организации (лекции с привлечением учёных с мировым именем; круглые столы и дебаты с возможностью обсуждения актуальных дискуссионных вопросов; поддержка проектной деятельности, студенческие конференции в «смешанных» форматах и т.д.). В ходе нашего исследования был проведен обзор большого массива аутентичных работ на иностранных языках, в частности трудов R. Hichcliffe, T. Bromley, S. Hutchinson. Главные выводы из этого обзора: обучение научно-исследовательской деятельности студентов выгодно и для государства, и для научного сообщества, и для развития карьеры отдельно взятой личности» [20, с. 3]; необходимо развивать исследовательские компетенции и навыки, так называемые «transferable skills», ибо они будут полезны в любой сфере и не зависят от профиля будущей специальности [19, 21]. Что касается исследований в области НИРС

в вузах спортивного профиля, то следует отметить неизученность целого ряда проблем, связанных с такими аспектами, как научный поиск перспективных механизмов и мотиваций вовлечения студентов в занятия наукой, определение путей совершенствования психолого-педагогического сопровождения научных изысканий студентов, разработка современных стимулов и поощрений занятия наукой в вузе и т.д.

Таким образом, подводя итог краткому обзору литературы по нашей проблеме, укажем, что вовлечение, а также обучение студентов научно-исследовательской деятельности в современных условиях находится на перекрёстке традиций (эффективность обучения vs. формирование творческой личности студента) и инноваций (формирование «научной элиты» vs. популяризация студенческой науки). И с этих позиций важно продолжить дальнейшие исследования и определять наиболее перспективные направления (тренды) в организации НИРС, вести поиск современных мотиваций вовлечения студентов в научные проекты, а также совершенствовать систему поощрений и поддержки обучающихся, активно вовлеченных в деятельность научных сообществ, клубов и кружков.

Цель исследования: выявить и обосновать на основе лучших отечественных и международных практик наиболее перспективные тренды (направления) как прогностические ориентиры в организации и поддержке научно-исследовательской деятельности будущих учителей физической культуры в университете спортивного профиля в условиях турбулентности высшего образования.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В нашем исследовании был применён комплекс подходов, включающий системный, аксиологический и компаративный подходы. Системный подход базируется на комплексном исследовании системы организации студенческой научно-исследовательской деятельности, согласно которому, данная система связана с такими понятиями, как «структура», «связь» и «элемент». Внутри обозначенной системы образуются внешние и внутренние связи между её элементами [4]. Ведущим принципом явля-

ется принцип целостности, поскольку система НИРС рассматривается как единое целое. В основе аксиологического подхода лежит включение субъекта образования и научно-исследовательской работы в систему ценностей. Благодаря «возможности ценностного выбора в системе высшего образования», а также «ценностно-ориентированной деятельности» преподавателя высшей школы студент начинает осознавать значимость ценностей занятия наукой [2, с.36]. Более того, данный подход акцентирует внимание на ценности самого процесса научного познания, благодаря которому студент становится творческой и всесторонне развитой личностью.

В контексте компаративного подхода были рассмотрены стратегии и возможности адаптации и использования отдельных концептуальных идей организации и обучения студентов научно-исследовательской и проектной работе в образовательном процессе университетов дружественных для России стран [15]. Проводя компаративное исследование, авторы статьи отмечают, что адаптация и трансфер зарубежного опыта обучения студентов научно-исследовательской деятельности реализуются с целью внедрения и распространения лучших международных практик вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность в российские вузы с обязательным учетом менталитета, аксиологического контента и комплекса традиций отечественного образования. При проведении компаративного (сравнительного) исследования наиболее значимым был принцип объективности. Он базируется на адекватной и объективной оценке зарубежного опыта обучения студентов научно-исследовательской деятельности с позиции компаративиста, на отказе от «полярного отношения» и «дихотомического подхода» к оценке международного опыта» — «хуже-лучше».

Были использованы также материалы наших более ранних научных изысканий: «Разработка современной парадигмы физкультурного образования в вузах» [5] и «Компаративный анализ международных проектов обеспечения социальной безопасности молодежи» [16], которые послужили основой для определения направлений совершенствования научно-исследовательской и поисковой деятельности студентов в вузе спортивного профиля.

В процессе исследования использовались следующие теоретические методы: системный анализ, компаративный анализ, обобщение; из эмпирических методов — «включенное» наблюдение, беседы, анкетирование и интервьюирование преподавателей университета и студентов.

В исследовании принимали участие будущие учителя физической культуры, бакалавры 3-4-го курсов и магистранты 1-2-го курсов направления подготовки «44.04.01 — Педагогическое образование», а также преподавательский состав кафедры педагогики и психологии в сфере физической культуры и спорта Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Принципиальная актуальность вовлечения обучающихся — будущих учителей физической культуры, в научно-исследовательскую и поисковую деятельность, востребованность у них развитых исследовательских компетенций и исследовательского типа деятельности определяются тем, что это необходимо не только для них лично, для их успешной карьеры и социального статуса. Данные требования обосновываются тем, что они как будущие учителя должны будут формировать исследовательские навыки у своих учеников, направлять их знания и интерес к занятиям спортивной наукой и мотивировать на участие в научных конференциях, интеллектуальных играх, олимпиадах и проектах.

Несомненно, НИР обучающихся — это одна из важнейших форм образовательного процесса в нашем университете. Начиная с 1-го курса, обучающийся может заниматься полноценной научной работой, найти научного руководителя и единомышленников в рамках студенческих научных кружков, лабораторий, студенческих научных обществ.

Безусловно, в той или иной форме все наши обучающиеся вовлечены в научный поиск: написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций — это все невозможно без организации пусть самых простых поисковых исследований. Абстрагируясь от частностей, можно выделить 3 формы (типа) научно-исследовательских работ в нашем вузе: академическую (учебную),

внеучебную и специально организованную (специфическую). Кратко их охарактеризуем. Вовлечение студентов в академическую исследовательскую деятельность осуществляется непосредственно через образовательный процесс, в ходе которого преподаватели кафедры вносят в содержание преподаваемых учебных дисциплин, например «Организация учебно-исследовательской деятельности студентов» или «Инновационные процессы в образовании в сфере физической культуры и спорта», решение конкретных задач научно-исследовательского характера и выполнение учебных проектов, а также обогащают практические занятия поисковыми заданиями и требованиями. Большим потенциалом в развитии исследовательских компетенций и повышении мотивации участвовать в научно-исследовательской работе обладают форматы внеучебной научно-исследовательской деятельности, реализуемой на кафедре. Это написание докладов и проектов на научные конференции и семинары, участие в олимпиадах и форумах, участие в деятельности кафедральной научной школы и традиционных «Днях науки» и научных конкурсах университета, написание заявок на получение грантов на поисковую деятельность и проектов в рамках «Студенческого стартапа» и др. Специально организованная форма научно-исследовательской деятельности, направленная на создание особой академической социально-научной общности, реализуется через студенческое научное общество и научный кружок кафедры — «СЛОН», а также через научные проблемные группы, которые создаются на кафедре и включают и преподавателей, и студентов для решения возникающих проблем в области научно-исследовательской работы, например, в период организации кафедрой общеуниверситетских конференций с международным участием, написания совместной заявки в области фандрайзинговой деятельности, сбора материалов для совместной научной статьи, подготовки к участию в просветительских лекциях и научных дебатах и т.д. Одной их традиционных форм работы со студентами на кафедре является проведение анкетирования среди бакалавров с целью выявления их интереса, мотивации, а также опыта участия в научно-исследовательской работе. Представим лишь некоторые ответы

на вопросы, показавшие динамику в увеличении показателей и позволившие нам выявить определенные тенденции. Так, на вопрос «Участвовали ли Вы в научно-исследовательской деятельности, обучаясь в средней школе»», в 2021-2022 учебном году утвердительно ответили лишь 34% бакалавров. В 2023-2024 году уже 49% обучающихся подтвердили свое участие в НИР, что свидетельствует о том, что и на уровне общего образования сегодня стало уделяться больше времени занятиям научным поиском и формированием исследовательских умений и навыков. Яркий пример в этой области — традиционное ежегодное проведение 22 апреля «Дня науки» в гимназии № 122 имени Ж.А. Зайцевой», в котором принимают участие и готовят свои проекты учащиеся, начиная с 1-го класса, и в котором преподаватели кафедры принимали участие как ключевые выступающие на пленарном заседании и эксперты-модераторы на секциях. Одновременно необходимо отметить, что среди выпускников детско-юношеских спортивных школ этот показатель ниже и учащиеся неактивно привлекались в школьные годы к научно-исследовательской деятельности.

Положительная динамика отмечена также и в ответе на вопрос о значимости и престиже занятий научно-исследовательской деятельностью. Если в 2021-2022 учебном году 39% бакалавров утвердительно ответили на этот вопрос, то в 2023-2024 году этот показатель вырос до 51%, что, несомненно, свидетельствует о высокой эффективности проводимой в нашем университете научно-исследовательской деятельности, но и, конечно, об успешности и адресности научно-образовательной политики, проводимой в стране в области поддержки студенческой науки.

Остановимся еще на одном вопросе анкеты, давшем преподавателям кафедры «пищу для размышления», а именно: «Что нужно сделать, чтобы увлечь Вас научно-исследовательской работой?» Ответы студентов включали в себя предложения по подбору интересной темы для проектов, по усилению поддержки со стороны преподавателей, по разнообразию поощрений за участие в НИРС, учету при организации НИР индивидуальных особенностей обучающихся, упрощению доступа к ресурсам, а также организации специального обучения (семинаров,

вебинаров, тренингов), как проводить научное исследование и т.д. Данные предложения позволили нам скорректировать направленность и организацию НИРС на кафедре. Ценными были также ответы на вопрос, касающийся причин, препятствующих, а в ряде случае — блокирующих участие студентов в НИРС. Основные среди них — недостаточно компетентный преподавательский состав для обучения студентов научно-исследовательской деятельности и сложности с пониманием и использованием научной терминологии. Это обусловлено тем, что студенты еще не в полной мере овладели компетенциями по обобщению, сравнению и систематизации данных. Данное обстоятельство актуализировало еще одно направление в развитии НИРС в современном университете — повышение ответственности научных руководителей за качество научных исследований обучающихся и разработка механизмов соруководства проектами студентов, в частности магистерскими диссертациями, на основе принципов междисциплинарности и трасдисциплинарности.

Необходимо отметить еще один важный аспект в организации научно-исследовательской работы будущих учителей физической культуры

— это тематика и содержание научного проекта (ВКР, магистерской диссертации, проекта на исследовательский грант, др.) Наш анализ этой проблемы в вузах спортивного профиля в России и дружественных странах (Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, Шэньянский и Пекинский спортивные университеты в Китае, Северо-Казахстанский университет имени М. Козыбаева и др.) показал, что в одних странах содержание научно-исследовательской деятельности студентов ориентируется на личностное развитие обучающегося, в других

— на государственные и общественные потребности в области физической культуры и спорта, в третьих — на логику самого научного знания в этой сфере. Несомненно, ориентация тематики научно-исследовательской деятельности студентов выступает важнейшим критерием эффективности и ценности проводимой работы, востребованности ее результатов и возможностей ее коммерциализаци, а также реального вклада в обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего

образования и повышения российской и международной репутации конкретного университета на страновом и международном рынках образовательных услуг.

Анализ отчетов НИРС, протоколов конкурсных комиссий, отчётов о работе научных кружков, в разное время функционировавших на кафедре, а также обзор тематики ВКР и магистерских диссертаций за последние три года позволили нам выявить еще один, на наш взгляд, перспективный тренд: трансформация тематики научных исследований обучающихся — будущих учителей физической культуры, а именно — перенос акцентов с узкой предметной направленности на внедрение современного дидактического взгляда на развивающий потенциал обучения и профессиональной подготовки в вузе. Иными словами, если раньше студенты вели исследования, в основном, в области специфических методик формирования тех или иных способностей (силовых, двигательных, координационных, др.), то сегодня научное «поле» исследований расширено и проводимые исследования в области педагогики и психологии физической культуры и спорта вносят определенный вклад в теорию и праксиологию данного научного направления. Завершая, вновь подчеркнем, что важный тренд в развитии НИРС — это повышение ответственности научных руководителей за качество научных исследований обучающихся, которое можно достигнуть за счет межкафедрального сотрудничества по этому направлению и совершенствования института социального партнерства, а также за счет повышения научной квалификации самого преподавателя, расширения его научного опыта и повышения собственной мотивации участия в данной работе. На кафедре успешно реализуется тьюто-риал — индивидуально-групповая работа по 1-3 обучающимся с постоянным их научным консультированием, направленным на развитие их научного мышления и способностей проблемного изложения исследовательских результатов. Данная форма работы адаптирована нами из опыта Пекинского спортивного университета, в котором предъявляются высокие требования к преподавателю-руководителю научного эксперимента [7]. В этом университете помимо индивидуальной научной программы реализуется модель так называемой индивидуальной

научной помощи, приспособленная к требованиям студента и направленная на полное осознание студентом исследовательской ситуации, многоразовый контроль и выбор обучающимся темпа сбора исследовательского материала. Такая эффективная педагогическая поддержка научных изысканий студентов со стороны кафедры позволяет добиться хороших результатов. Только за последние три года среди студентов появились лауреаты международных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства и личных достижений «Профессиональный успех: достижения и опыт» и «Выбираю учить», победители II Международного конкурса ВКР, конкурса научно-исследовательских работ на соискание именных стипендий мэра г. Казани, конкурса «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан» и студенческих стартапов, но это уже тема другого исследования.

Таким образом, авторы статьи уверены, что целенаправленная работа по привлечению студентов к участию в научно-исследовательской деятельности с максимальным «включением» университетских ресурсов и «драйверов» позволит выйти на более высокий уровень организации и популяризации научно-проектного поиска студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Активизация вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность в области физической культуры и спорта, развитие у них творческого мышления и исследовательских компетенций, интеграция образовательного, тренировочного и исследовательского процесса — не только важнейшие задачи, стоящие перед университетами спортивного профиля, но и актуальный социальный заказ современного российского общества. Сегодня вызовы отечественной науки настолько сложны, что успех в ответах на них зависит от овладения учащейся молодежью методологией исследовательской деятельности и от развития студенческой науки в целом. Все эти организаторские умения и исследовательские компетенции обучающиеся приобретают в вузе в процессе успешной организации научно-исследовательской деятельности, активного участия в ней при эффективном психолого-педагогическом сопровождении со стороны

преподавателей университета. Перспективы наших исследований по этому направлению мы видим в дальнейшем совершенствовании тематики научных поисков студентов, обогащении содержания научных

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеев, С. В. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве России: монография / С. В. Алексеев, М. Я. Виленский, Р. Г. Гостев [и др.]; науч. ред. А. В. Лотоненко, С. И. Филимонова. - Москва: Еврошко-ла; Воронеж: РИТМ, 2017. - 500 с. - Текст: непосредственный.

2. Асташова Н.А. Аксиологические основы организации индивидуального подхода в образовательном процессе вуза // Вестник Брянского государственного уни-верситета.2010. № 1. С. 36-39.

3. Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Рыба Т. В., Герасёв А. Д., Айзман Р. И. Двойной карьерный путь обучающихся-спортсменов как психолого-педагогический феномен //Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 3. - С. 4867. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.03

4. Блауберг И.В., Юдин Э.П. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.

5. Бурганов Р.Т. Современная парадигма физкультурного образования в вузах - компетенции или физическое развитие / Р. А. Юсупов, Р. Т. Бурганов, Б. А. Акишин, Г. А. Закирова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Казань, 13-14 ноября 2020 года / Под редакцией Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. - Казань: Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, 2020. - С. 24-27.

6. Гусева А.И. Исследовательское лидерство программы «Приоритет-2030»: факторы успеха. Высшее образование в России. 2022; 31(1): 42-58.

7. Дэн Тао. Новые тенденции развития высшего образования КНР в условиях пандемии COVID-19 // Казанский педагогический журнал. - 2023. - № 1 (156). - С. 187-195.

8. Карамурзов Б.С., Горячко В.В., Зернов В.А. Будущее университетов и университеты будущего // Высшее образование сегодня.2021. №9-10.С. 2-14.

9. Кларин М. В., Осмоловская И. М. Перспективные направления дидактических исследований: постановка проблемы // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 10. С. 61-89. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-10-61-89

10. Левина Е.Ю., Шибанкова Л.А. Эволюция трендов образования и новые шаги развития университета // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2023. - № 2. - С. 107-116.

11. Маклакова Е.В. Историко-педагогические подходы к оценке эффективности образовательных процессов в университетах западной Европы : автореф. дисс. ... д-ра пед. наук :13.00.01 / Маклакова Елена Владими-

REFERENCES

1. ALekseev, S. V. Physical culture and sports in the educational space of Russia: monograph/S. V. ALekseev, M. Ya. Vilensky, R. G. Gostev [et al.]; scientific. ed. A.V Lotonenko, S.I. Filimonova. - Moscow: Euroschool; Voronezh: RHYTHM, 2017. - 500 p. -Text: direct.

проектов в области физической культуры и спорта на основе синтеза современных требований и отечественных академических традиций, разнообразия стимулирования и повышения мотивации научных изысканий студентов.

ровна. - Москва, 2009. - 36 с.

12. Олейникова О.Н., Редина Ю.Н. Макротренды развития системы высшего образования в мире // Вестник ВГУ. Серия Проблемы высшего образования. 2018.№3. С. 13-28.

13. Погребняк Н.Н. Тенденции развития научно-исследовательской деятельности студентов в европейских странах (начало XXI века) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 5.8.1 / Погребняк Наталия Николаевна. - Казань, 2022. - 40 с.

14. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ 29 февраля 2024 г.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111 /?ysclid=Lusgavuddw638655067

15. Пружинин, К. Н. Диверсификация развития профессиональной подготовки педагогического работника в области физической культуры и спорта в условиях непрерывного образования / К. Н. Пружинин, М. В. Пружинина. - Текст: непосредственный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9. - С. 92-96.

16. Трегубова, Т. М. Адаптационно-образовательный потенциал лучших практик профессионального развития педагогов: взгляд компаративиста/ Т. М. Трегубова, А. С. Кац // Качество педагогического образования в условиях современных вызовов : Сборник научных трудов IX Международного форума по педагогическому образованию. Казань, 24-26 мая 2023 года. - Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2023. - С. 167-173.

17. Трегубова, Т. М. Компаративный анализ международных проектов обеспечения социальной безопасности молодежи / Т. М. Трегубова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 5(124). - С. 61-65.

18. Худжамбердиев Ч.Т. Совершенствование подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности по педагогическим наукам / автореф. дис. ... к.п.н.: 13.00.01// Худжамбердиев Чори Турсунович Душанбе, 2004. 32с.

19. Albert G. Z. Hu. Public funding and the ascent of Chinese science: Evidence from the National Natural Science Foundation of China. Research Policy. 2020; 49(5).

20. Bromley, A. P., Boran, J. R., & Myddelton, W. A. Investigating the baseline skills of research students using a competency-based self-assessment method // Active Learning in Higher Education/ 2007. No.8(2). P. 117-137. https://doi.org/10.1177/1469787407077992

21. Hichcliffe R., Bromley T., Hutchinson S. Skills training in research degree programs: politics and practice. Open University Press, 2007. 208 p.

22. Simon, F. C. Soft skills, hard skills, and the black/white wage gap / F. C. Simon, W. Xiangdong, Z. Junsen. - Text: direct // Economic Inquiry. - 2017. - No. 2. - P. 1032-1053.

2. Astashova N.A. Axiological foundations of the organization

of an individual approach in the educational process of the university//Bulletin of Bryansk State University. 2010. № 1. pp. 36-39.

3. Baiguzhin P.A., Shibkova D.Z., Ryba TV., Gerasev A.D., Aizman

R.I. The double career path of student-athletes as a psycho-

Logical and pedagogical phenomenon//Science for Education Today. - 2022. - Vol. 12, NO. 3. - pp. 48-67. DOI: http:// dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.03

4. Blauberg I.V., Yudin E.P. The formation and essence of a sys-

tematic approach. M.: Science, 1973. 270 p.

5. Burganov R.T. The modern paradigm of physical education in

universities - competencies or physical development/R. A. Yusupov, R. T. Burganov, B. A. Akishin, G. A. Zakirova//Physical education and student sports through the eyes of students: Materials of the VI International Scientific and Practical Conference, Kazan, November 13-14, 2020/Edited by R.A. Yusupov, B.A. Akishin. - Kazan: Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev, 2020. - pp. 24-27.

6. Guseva A. I., Kalashnik V. M., Kaminskiy V. I., Kireev S. V. Re-

search leadership of the Priority 2030 program: success factors. Higher education in Russia. 2022; 31(1): 42-58 [In Russ.].

7. Dan Tao. New trends in the development of higher education

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

in China in the context of the COVID-19 pandemic//Kazan Pedagogical Journal. - 2023. - № 1 (156). - pp. 187-195.

8. Karamurzov B.S., Goryachko VV., Zernov V.A. The future of uni-

versities and universities of the future//Higher education today .2021. NO. 9-10. - pp. 2-14.

9. Clarin M.V., Osmolovskaya I.M. Promising areas of didactic re-

search: formulation of the problem//Education and science. 2020. VOL. 22, NO. 10. pp. 61-89. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-10-61-89

10. Levina E.Yu., Shibankova L.A. Evolution of educational trends and new steps in the development of the university // Bulletin of ChSPU named after I. Ya. Yakovlev. - 2023. - No. 2. - pp. 107-116.

11. Maklakova E.V Historical and pedagogical approaches to assessing the effectiveness of educational processes at universities in Western Europe/author. diss. Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.01/Maklakova Elena Vladimirovna. Moscow, 2009. 36 p. 12. Oleinikova O.N., Redina Yu.N. Macro-trends in the development of the higher education system in the world//Vestnik VSU. Series Problems of Higher Education. 2018.№3. pp. 13-28.

13. Pogrebnyak N.N. Trends in the development of research activities of students in European countries (beginning of the

XXI century)/author. dis. Doctor of Pedagogical Sciences: 5.8.1 //Pogrebnyak Natalia Nikolaevna. Kazan, 2022. 40 p.

14. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation on February 29, 2024

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/? ysclid=lusgavuddw638655067

15. Pruzhinin, K. N. Diversification of the development of professional training of a pedagogical worker in the field of physical culture and sports in conditions of continuing education/K. N. Pruzhinin, M. V. Pruzhinina. - Text: direct// Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft. -2017. - № 9. - pp. 92-96.

16. Tregubova T.M., Katz A.S. Adaptation and educational potential of the best practices of professional development of teachers: a comparatist's view // Quality of pedagogical education in the context of modern challenges: Collection of scientific works of the IX International Forum on Pedagogical Education. Kazan, May 24-26, 2023. - Kazan: Kazan (Volga) Federal University, 2023. - pp. 167-173.

17. Tregubova, T. M. Comparative analysis of international projects to ensure social safety of youth//Kazan Pedagogical Journal. - 2017. - № 5(124). - pp. 61-65.

18. Khudzhamberdiev Ch. T. Improving the preparation of students for research activities in pedagogical sciences/author. dis.... Ph.D.: 13.00.01 // Khudzhamberdiev Chori Tursunovich Dushanbe, 2004. 32s.

19. Albert G. Z. Hu. Public funding and the ascent of Chinese science: Evidence from the National Natural Science Foundation of China. Research Policy. 2020; 49(5).

20. Bromley, A. P., Boran, J. R., & Myddelton, W. A. Investigating the baseline skills of research students using a competency-based self-assessment method // Active Learning in Higher Education/ 2007. No.8(2). P. 117-137. https://doi. org/10.1177/1469787407077992

21. Hichcliffe R., Bromley T., Hutchinson S. Skills training in research degree programs: politics and practice. Open University Press, 2007. 208 p.

22. Simon, F. C. Soft skills, hard skills, and the black/white wage gap / F. C. Simon, W. Xiangdong, Z. Junsen. - Text: direct // Economic Inquiry. - 2017. - No. 2. - P. 1032-1053.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Бурганов Рафис Тимерханович (Burganov Rafis Timerkhanovich) - доктор экономических наук, доцент, ректор; ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»; 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, 35; info@sportacadem.ru; ORCID: 0000-0002-8943-0781

Трегубова Татьяна Моисеевна (Tregubova Tatyana Moiseevna) - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии в сфере физической культуры и спорта; ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»; 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, 35; tmtreg@mail.ru; ORCID: 0000-0001-9938-0098

Поступила в редакцию 08 апреля 2024 г. Принята к публикации 29 апреля 2024 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Бурганов, Р.Т. Перспективные тренды научно-исследовательской деятельности будущих учителей физической культуры в вузе спортивного профиля / Р.Т. Бурганов, Т.М. Трегубова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № 2 - С. 143-152. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-122-143-152

FOR CITATION

Burganov R.T., Tregubova T.M. Promising trends in research activities of students - future physical culture teachers at a sports university. Science and sport: current trends., 2024, vol. 12, no. 2. - pp. 143-152. DOI: 10.36028/23088826-2024-12-2-143-152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.