Научная статья на тему 'Перспективные транспортные системы для развития Арктических и северных территорий РФ'

Перспективные транспортные системы для развития Арктических и северных территорий РФ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
390
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЕ И АРКТИЧЕСКИЕ ТЕРРИТОРИИ РФ / ТРАНСПОРТ. НЫЕ СИСТЕМЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ДОРОГ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ / ДОБЫЧА / ОБСУЖДЕНИЕ / КРУГЛЫЙ СТОЛ / NORTHERN AND ARCTIC TERRITORIES OF THE RUSSIAN FEDERATION / TRANS. PORTATION SYSTEMS / ACCESS ROAD CONSTRUCTION / RAILWAY LINE / MINERALS / MINING / DISCUSSION / ROUND.TABLE DISCUSSION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Захаров В.Н., Зырянов И.В., Хазин М.Л., Галкин В.И., Шешко Е.Е.

Развитие северных и арктических территорий РФ обусловлено необходимостью добычи залегающих здесь различных высокоценных полезных ископаемых, играющих стратегическую роль в экономике страны. Разработки крупнейших кимберлитовых и золоторудных месторождений, постоянно продвигающиеся на Север вплоть до Северного Ледовитого океана, вызывают необходимость строительства технологических дорог, которые могут стать основой будущего транспортного коридора в Западную Якутию. Идея строительства транспортных коридоров будет воплощена и материализована благодаря применению транспортных средств, позволяющих ускоренно осваивать Арктику со стороны материковой части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Захаров В.Н., Зырянов И.В., Хазин М.Л., Галкин В.И., Шешко Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promising transportation systems for the development of Arctic and Northern territories of the Russian Federation

The development of Northern and Arctic territories of the Russian Federation is driven by the need of mining of a great variety of highvalue minerals, which have a strategic importance for the country’s economy. The development of largest kimberlite fields and gold deposits continuously advancing further to the North, up to the Arctic Ocean, requires the construction of access roads, which may become the basis of the future transportation corridor to West Yakutia. The idea of transportation corridor construction will be implemented and materialized due to the application of transportation facilities offering an opportunity of accelerated development of the Arctic Region on the continent side.

Текст научной работы на тему «Перспективные транспортные системы для развития Арктических и северных территорий РФ»

Перспективные транспортные системы для развития Арктических ¡¡* | и Северных территорий РФ

(предложения для «круглого стола» «Недели горняка» в МИСиС)

В.Н. Захаров, д.т.н., профессор, директор Института проблем комплексного освоения недр (ИПКОН РАН), г. Москва

И.В. Зырянов, д.т.н., зам. директора по научной работе, Институт «Якутнипроалмаз» АК «АЛРОСА» (ПАО), г. Мирный

М.Л. Хазин, д.т.н., профессор Уральского горного университета (УГГУ), г. Екатеринбург

В.И. Галкин, д.т.н., профессор, зав. кафедрой Московского института стали и сплавов (МИСиС), г. Москва

Е.Е. Шешко, к.т.н., профессор Московского института стали и сплавов (МИСиС), г. Москва

Д.В. Пастихин, к.т.н., профессор Московского института стали и сплавов (МИСиС), г. Москва

П.И. Тарасов, научный руководитель ООО «Перспектива М», г. Екатеринбург_

Развитие Северных и Арктических территорий РФ обусловлено необходимостью добычи залегающих здесь различных высокоценных полезных ископаемых, играющих стратегическую роль в экономике страны.

Разработки крупнейших кимберлитовых и золоторудных месторождений, постоянно продвигающиеся на Север вплоть до Северного ледовитого океана, вызывают необходимость строительства технологических дорог, которые могут стать основой будущего транспортного коридора в Западную Якутию.

В связи с расширением Евразийского экономического союза (ЕАЭС), участниками которого уже стали Россия, Республики Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия, предстоит значительное расширение географии транспортных схем для выхода на мировой рынок. Постановлением президента Российской Федерации принято решение об освоении Арктических территорий за счет развития Северного Морского Пути (СМП), который должен находиться в режиме рабочей эксплуатации от 5 - 6 месяцев до круглогодичного. На данный момент основное транспортное обеспечение производственной и социальной инфраструктуры Севера представлено авиационным и морским видами транспортом. Однако в условиях расширения производства вскоре потребуется системная организация связи арктических и приполярных территорий с внутренними регионами страны, а также со странами ЕАЭС.

Для успешного решения комплекса задач, обусловленных выше названными обстоятельствами, необходима концентрация усилий многих организаций различных отраслей науки и техники, работающих по единой Программе НИР и ОКР.

Для повышения устойчивости обеспечения экономики Арктической зоны Российской Федерации запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах, настоящей программой предполагается повышение геологической изученности территории Республики Саха (Якутия). В рамках решения этой задачи будет обеспечена реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий по проведению региональных геолого-геофизических и геоло-

го-съемочных работ, получению и обеспечению сохранения геологической информации.

Развитие транспортной сети позволит активизировать работы по оценке ресурсного потенциала, запасов полезных ископаемых и созданию новых рабочих мест.

В рамках реализации программы повышается надежность эксплуатации Северного Морского Пути, поскольку предполагается создание новых баз на побережье в пределах континентального шельфа, Арктики.

Создание опорной транспортной круглогодичной наземной сети, стержнем которой может быть железная дорога «Юрунг-Хая - Мирный» с последующим продолжением ее как на восток до г. Якутска так и на запад до Усть-Кута через развивающиеся западные районы Республики Саха (Якутия) в соответствии с идеологией создания Северо-Сибирской железнодорожной магистрали.

В качестве стратегического приоритета необходимо учитывать развитие и совершенствование системы охраны окружающей среды с целью рационального использования природных ресурсов и сохранения уникальной природы Республики Саха (Якутия).

При постройке дорог целесообразно максимальное использование горных пород, накопленных в отвалах ким-берлитовых карьеров, т. к. их состав не противоречит требованиям СНиП. Это позволит получить значительный экономический эффект (благодаря отказу от доставки больших объемов материалов, в том числе щебня), а также снизить негативное влияние горных работ на окружающую среду, а в перспективе полностью отказаться от образования отвалов.

В сфере разработки транспорта для освоения арктической зоны РФ горные и транспортные предприятия все острее ощущают нужду в новых видах транспортных средств, горной техники и оборудования. На фоне перечисленного многие предприятия РФ и Белоруссии не имеют перспективы дальнейшего развития и сотрудничества, поскольку нарушена связь между научными, горными и машиностроительными предприятиями по решению проблем освоения Крайнего Севера.

Перечисленные проблемы и технические решения дают только общую картину сложности и масштабности проекта. Для изучения проблем реализации (практического внедрения) программы и разработки рекомендаций по достижению обозначенной программной цели в НИТУ МИСиС планируется в рамках очередной «Недели горняка» провести круглый стол на тему «Перспективные транспортные системы для отработки карьеров на Арктических и Северных территориях РФ, а также другого технологического и вспомогательного оборудования для Арктических и северных районов». Основной темой для круглого стола может послужить целесообразность использования многозвенных автопоездов, т.к у АК «АЛРОСА» уже имеется двухгодичный опыт их эксплуатации. В связи с этим считаем, что обсуждение данного вопроса можем представить интерес для горняков-транспортников и других специалистов в области разработки открытых месторождений полезных ископаемых.

Цель обсуждения - разработка предложений и рекомендаций по развитию ресурсной базы Арктической и Северной зон РФ за счет использования перспективных технологий и видов оборудования, модернизации и развитию инфраструктуры арктической и северной транспортной системы, эффективному освоению природных ресурсов Севера и Арктики РФ.

В число тем к обсуждению на «круглом столе» предлагаются:

• разработка программы освоения Арктических и северных территорий РФ и Республики Саха (Якутия) на период 2016-2020 гг.;

• проведение проектно-изыскательских работ с целью определения оптимального маршрута транспортного коридора, пересекающего территорию Республики Саха (Якутия);

• создание проекта транспортного коридора в западной Якутии, обеспечивающего выход к СМП территорий восточной и западной Сибири, Республики Саха (Якутия), а также стран Средней Азии (Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и др.), состоящего из ж-д дороги, автомобильной дороги для тяжелого автотранспорта грузоподъемностью до 600 т, автомобильной дороги для грузо-пассажирского транспорта, и позволяющего значительно снизить остроту проблемы снабжения Республики Саха (Якутия) продуктами и промышленными товарами;

• проектно-конструкторские и научно-исследовательские работы, направленные на создание различного оборудования для разработки отвалов, отсыпанных за время эксплуатации карьеров в Западной Сибири;

• изготовление опытных образцов различного оборудования для разработки отвалов;

• проектно-конструкторские и научно-исследовательские работы по разработке новых транспортных средств на пнев-моколесном, ж-д и гусеничном ходу в рамках программы по импортозамещающей технологии для конкретных условий эксплуатации в северных и Арктических районах РФ;

• проектно-конструкторские работы по созданию нового транспортного сосуда-контейнера грузоподъемностью 20 т и проведение испытаний согласно установленным требованиям;

• создание новых рабочих мест и повышение социальной защищенности местного населения.

Для координации решения таких задач, как разработка, изготовление и внедрение новых видов транспортных средств, горных машин и оборудования, обеспечение взаимосвязи стран, регионов и субъектов РФ, горных и транс-

портных предприятий, научно-исследовательских институтов и машиностроительных заводов, необходимо определить организацию, известную своими научными и практическими достижениями, и способную объединить усилия всех заинтересованных сторон в направлении достижения главной цели.

На текущий момент представляется целесообразным проводить освоение Арктических и прилегающих к ним приполярных территорий путем создания транспортных коридоров на основе крупнейших портов (узлов), таких как Сабетта, Диксон, Тикси, Певек и т. д. Морской, автомобильный, железнодорожный, речной и воздушный виды транспорта будут выполнять значительную роль в скорейшем освоении уже имеющихся и поиске новых месторождений полезных ископаемых в районе Арктики. При этом предполагается, что идея строительства транспортных коридоров будет воплощена и материализована благодаря применению транспортных средств, позволяющих ускоренно осваивать Арктику со стороны материковой части.

При этом основой дальнейшего развития транспортного коридора в Западной Якутии будут служить разработки залегающих здесь кимберлитовых месторождений.

Не исключается, например, что на перспективу в условиях Республики Саха (Якутия) при значительных объемах хозяйственной деятельности транспортный коридор будет состоять из трех артерий (рисунок): с юга на север - железная дорога; автомобильная дорога, позволяющая обеспечить грузовое и пассажирское движение, а также специальная трасса для различных многозвенных автопоездов и троллейвозов (контейнеровозов, самосвалов), для перевозки крупных и длинномерных грузов и т. д. с увеличенной до 3,5 м шириной.

В качестве одной из задач транспортных исследований должна быть разработка транспортного коридора в Республике Саха (Якутии), позволяющего соединить Северный морской путь (СМП) с Трансибом, самой короткой дорогой, экономичной в строительстве и наиболее востребованной как в настоящее время, так и на перспективу.

Такое развитие транспортной инфраструктуры не только обеспечит эффективный доступ к природным ресурсам, но и позволит существенно увеличить транзитные грузопотоки, придать региону статус опорного для реализации масштабных проектов по изучению и освоению Арктики.

Специфика работ на территории Крайнего Севера предопределяет необходимость принятия нестандартных решений в части конструктивных решений техники, используемой при добыче полезных ископаемых. Необходимыми условиями всегда были и остаются высокая мобильность техники, относительно недорогая ее эксплуатация, возможность быстрого ввода в работу и надежная эксплуатация в условиях низких температур. Эти условия и определяют широкое использование автомобильного и, возможно, на перспективу особого вида железнодорожного транспорта.

Предлагается рассмотреть практически весь известный на сегодня «ассортимент» транспортных средств, необходимых для эксплуатации не только в условиях Севера, но и для добычи всей гаммы полезных ископаемых, находящийся в Республике Саха (Якутии), а также доставки по СМП во многие точки мира материально-технических ресурсов и продуктов питания, включая все необходимое для обеспечения жизнедеятельности населения. К ним относятся: карьерные автосамосвалы, гусеничный транспорт, различные автопоезда, включая многозвенные с активными осями, углубоч-ными комплексами для отработки глубоких горизонтов карьеров, карьерных транспортных средств с троллейным питанием, различного вспомогательного оборудования для эксплуатации карьеров и др.

Возможны различные варианты исполнения машин: для перевозки людей; грузовая платформа; аварийно-спасательная; пожарный модуль; буровая установка; телескопическая вышка-подъемник; крановое оборудование; медицинский модуль; пункт технической помощи; транспортер для перевозки длинномерных неделимых грузов; платформа для экскаватора, цистерн и размещения другого технологического оборудования различного назначения.

Предлагается «облегченная» железная дорога, предусматривающая применение «легкого» подвижного состава (вагонов и локомотивов). В части применения вагонов, реше-

нием может быть использование классических или облегченных полувагонов, которые уже повседневно используются на путях общего и внутрихозяйственного пользования различными производственными предприятиями.

«Облегченный» вид предполагает строительство железной дороги на первом этапе, на дорожном полотне существующих автомобильных дорог. Ее исполнение возможно в зависимости от условий эксплуатации в одно- и двухпутном варианте со всеми технологическими сооружениями, но в облегченном виде. При этом строительство различных сооружений и транспортных средств, харак-1 терных для обычной железной

дороги, при необходимости может быть перенесено на более поздние сроки либо вообще не потребуется в связи с эксплуатацией на временных участках до отдельных месторождений большегрузных автопоездов.

В предлагаемом варианте «облегченной» железной дороги предполагается использование контейнерного типа перевозок, который может решить многие проблемы при транспортировке грузов.

Для выбора разработчиков и изготовителей новых типов оборудования предлагается обсудить вопрос о возможности объявления конкурса.

Северные регионы нашей страны на данный момент остаются слабо изученными по сравнению с другими территориями РФ. Специфика работ требует изменений в традиционных подходах к различным вопросам. И лишь комплексное использование достижений ученых со всего мира и прежде всего Евразийского Союза, а также положительный опыт других стран по внедрению новых методов и технологий могут стать отличными союзниками в вопросе освоения Крайнего Севера.

По результатам всестороннего обсуждения очерченного круга тем за «круглым столом» Недели горняка планируется сформировать рекомендации и рабочую программу НИР и ОКР с выделением ответственных организаций, определением сроков выполнения этапов, источников и объемов финансирования.

Приглашаем заинтересованные организации и специалистов принять участие в заседании «круглого стола».

Актуальность идеи проведения рабочего совещания по теме «Перспективные транспортные системы для развития Арктических и Северных территорий» - «за круглым столом» на очередном симпозиуме «Неделя горняка-2017» в МИСиС - поддержали и свою готовность принять участие в его работе подтвердили:

А.Н. Егоров, Генеральный конструктор ОАО «БЕЛАЗ», г. Жодино, Беларусь;

П.Л. Мариев, д.т.н. главный научный сотрудник Объединенного института машиностроения Национальной Академии наук Беларуси (НАН РБ);

А.С. Чаадаев, к.э.н., Вице-президент по инновациям, директор института Якутнипроалмаз АК АЛРОСА (ПАО);

Ю.П. Вайнштейн, технический директор Машиностроительного завода «ТОНАР», (Московская область);

А.А. Нестеренко, директор ООО «Автотехинмаш», г. В.Новгород.

Журнал «Горная Промышленность» -главный информационный партнер мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.