Научная статья на тему 'Перспективные способы государственной поддержки инвестиционных проектов в электроэнергетике'

Перспективные способы государственной поддержки инвестиционных проектов в электроэнергетике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТОВ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веденеев Андрей Николаевич

В статье проведен анализ основных существующих способов государственной поддержки инвестирования в электроэнергетике, таких как долгосрочный рынок мощности, договоры о предоставлении мощности, перспективный технологический резерв, метод доходности на инвестированный капитал и т. д. В целях формирования благоприятной инвестиционной среды в электроэнергетической отрасли автором предлагается рассмотреть перспективные способы государственной поддержки инвестиций. Применение данных способов в свою очередь будет способствовать проведению необходимой модернизации существующего энергетического оборудования, а также вводу новых современных мощностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE METHOD OF THE STATE SUPPORT OF INVESTMENT PROJECTS IN POWER INDUSTRY

The article analyzes the main existing methods of state support for investment in the power sector, such as the long-term capacity market, contracts for supply of power, a perspective technological reserve, method of return on invested capital, etc. In order to create a favorable investment environment in the electricity sector is invited to consider the author perspective methods of state support for investment. The application of these methods will contribute to the necessary modernization of existing power equipment, and the introduction of new modern facilities.

Текст научной работы на тему «Перспективные способы государственной поддержки инвестиционных проектов в электроэнергетике»

УДК 338

А.н. Веденеев ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Аннотация. В статье проведен анализ основных существующих способов государственной поддержки инвестирования в электроэнергетике, таких как долгосрочный рынок мощности, договоры о предоставлении мощности, перспективный технологический резерв, метод доходности на инвестированный капитал и т. д. В целях формирования благоприятной инвестиционной среды в электроэнергетической отрасли автором предлагается рассмотреть перспективные способы государственной поддержки инвестиций. Применение данных способов в свою очередь будет способствовать проведению необходимой модернизации существующего энергетического оборудования, а также вводу новых современных мощностей. Ключевые слова: электроэнергетика, инвестиции, государственная поддержка, способы государственной поддержки, эффективность проектов, инвестиционная привлекательность.

Andrey Vedeneev PERSPECTIVE METHOD OF THE STATE SUPPORT

OF INVESTMENT PROJECTS IN POWER INDUSTRY

Abstract. The article analyzes the main existing methods of state support for investment in the power sector, such as the long-term capacity market, contracts for supply of power, a perspective technological reserve, method of return on invested capital, etc. In order to create a favorable investment environment in the electricity sector is invited to consider the author perspective methods of state support for investment. The application of these methods will contribute to the necessary modernization of existing power equipment, and the introduction of new modern facilities. Keywords: power industry, investments, state support, method of the state support, efficiency of projects, investment attractiveness.

В ходе реформы и корпоративной реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» была сформирована целевая структура отрасли, в том числе и генерирующих активов, которая в настоящий момент состоит из более двух десятков энергокомпаний. При этом более 50% генерирующих мощностей ЕЭС России и мощностей поставщиков оптового рынка электроэнергии (мощности) принадлежит РФ или государственным компаниям с долей РФ более 50%. Таким образом, несмотря на проведенный процесс приватизации электроэнергетических активов и привлечение частных инвесторов, структура собственности в генерирующем сегменте остается государственно ориентированной, что является свидетельством низкой инвестиционной привлекательности сектора для частных инвестиций.

Согласно долгосрочным стратегическим документам отрасли потребность в среднегодовых вводах генерирующих мощностей при базовом сценарии развития электроэнергетики должна составлять не менее 5 ГВт, а при максимальном варианте - 11 ГВт [4]. Учитывая опыт последних десятилетий, когда среднегодовой ввод составлял порядка 2 ГВт при максимуме 6,5 ГВт (2012 г.), исполнение программы развития отрасли в текущих реалиях на запланированном уровне является достаточно трудновыполнимой задачей, следовательно, целесообразным становится рассмотрение способов государственной поддержки инвестиций в электроэнергетике [7]. Необходимо отметить, что под способами государственной поддержки в настоящей статье подразумевается широкий комплекс наиболее распространенных и системных мероприятий, действующих на постоянной основе (долгосрочный рынок мощности, договоры о предоставлении мощности, метод доходности на инвестированный капитал, частно-государственное партнерство и т.д.) или применяющиеся в частном порядке субъектами электроэнергетической отрасли (инвестиционный налоговый кредит, лизинг, механизм гаранти-

© Веденеев А.Н., 2014

рования инвестиций, инвестиционный фонд РФ/Фонд национального благосостояния). Каждый из перечисленных способов имеет как свои положительные, так и отрицательные аспекты.

— Долгосрочный рынок мощности. Обеспечивает компенсацию условно-постоянных затрат, формирует ценовые сигналы по строительству новой генерации, при этом на практике отсутствуют долгосрочные отборы мощности, существуют предельные уровни цен, изменяющаяся нормативная база [ 1; 2].

— Договоры о предоставлении мощности. Гарантируют оплату мощности с приемлемой нормой доходности, компенсируют условно постоянные затраты, при этом механизм распространяется только на ограниченные объекты, более широкое использование может привести к росту конечной цены на электроэнергию, постоянно изменяющаяся нормативная база.

— Перспективный технологический резерв. Гарантирует оплату электроэнергии и мощности, при этом существуют жесткие требования к размещению объекта, составу и параметрам генерирующего оборудования, отсутствуют реализованные проекты на практике [3].

- Частно-государственное партнерство. Государственные гарантии по обязательствам при реализации проектов, повышение эффективности капиталовложений и минимизации операционных затрат, разделение затрат и рисков, вместе с тем - слабая законодательная база в области разграничения обязательств государства и бизнеса.

- Инвестиционный фонд РФ/Фонд национального благосостояния. Возможность привлечения значительных денежных средств для капитального строительства наряду с ограниченностью средств фонда и сложной процедурой согласования получения средств.

- Метод доходности на инвестированный капитал (ЯАВ). Появление дополнительной возможности для инвестирования за счет долгосрочного уровня тарифа и гарантированной доходности на вложенный капитал, при этом риск роста конечной цены на электроэнергию, отсутствие критериев эффективности освоение инвестиций [5].

Рассмотренные способы не позволяют в полной мере обеспечить привлечение на долгосрочный период инвесторов с целью своевременной модернизации и поступательного развития электроэнергетики в связи с несовершенством действующей нормативно-правовой базы, низкой регулируемой нормой доходности, установлением предельных уровней цен, ограничивающих конкуренцию, отсутствием долгосрочных правил функционирования отрасли. Данные факторы, по мнению автора, являются одними из главных сдерживающих элементов масштабного привлечения частных инвестиций в отрасль для ее своевременной модернизации. Наиболее оптимальным способом, обеспечивающим возврат инвестиций с приемлемой нормой доходности, являются договоры о предоставлении мощности. При этом данный способ распространяет свое действие только на 25 ГВт тепловых генерирующих мощностей, планируемых к строительству в ближайшей перспективе. Следует отметить заинтересованность участников отрасли в развитии данного механизма в будущем и понимание со стороны государства необходимости распространения его на другие объекты.

Далее в статье предлагаются к рассмотрению предлагаемые автором способы государственной поддержки инвестиционных проектов, направленные на стимулирование инвестиционной деятельности в отрасли, заключающиеся в представлении инвестору возможности покинуть проект после введения энергообъекта в эксплуатацию в случае его прогнозируемой убыточности на определенных условиях или предоставлении платы за развитие региона. Принцип первого способа государственной поддержки инвестиционных проектов в области электроэнергетики основывается на теории реальных опционов и заключается в том, что государство гарантирует инвестору экономическую целесообразность и эффективность проекта, которая на практике обеспечивается во многом благодаря эффективному функционированию рыночной модели, наличию прозрачных и понятных правил работы ОРЭМ, оптимальному налоговому, экологическому и техническому регулированию отрасли, эко-

номически обоснованному уровню цены на электроэнергию и мощность [6; 8]. В случае заинтересованности в привлечении инвестиций для успешной реализации капиталоемких проектов строительства генерирующих объектов государство должно выстраивать четкие долгосрочные ориентиры в электроэнергетике, способные обеспечить прибыльность произведенных инвестиций. При этом государство может выступить гарантом капиталовложений, направленных на развитие отрасли, принимая на себя риск не успешности реализации проекта из-за смены курса развития. Предлагаемый автором способ заключается в выкупе объекта генерации государством или государственными компаниями с последующим управлением данным объектом. При этом в случае реализации благоприятного сценария развития отрасли, а также при рациональном исполнении государством регулирующих функций частный инвестор будет заинтересован в сохранении проекта в собственности с целью увеличения капитализации и получения прибыли в дальнейшем и в этом случае государственная поддержка не потребуется. Предлагаемый способ привлечения инвестиций особенно актуален в настоящее время, когда нет четкой определенности во внедрении механизмов обеспечивающих возврат инвестиций с заданной нормой доходности.

Для оценки объема государственной поддержки в виде гарантированного возврата средств предлагается ориентироваться на эталонные показатели стоимости строительства, которые определены Постановлением Правительства РФ №238 от 13.04.2010 «Об определении ценовых параметров торговли мощностью на оптовом рынке электрической энергии (мощности) переходного периода» для тепловых электростанций и на удельные стоимости строительства согласно Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики на период до 2030 г. для ГЭС/Г АЭС, АЭС и ВИЭ.

Учитывая капиталоемкость проектов в электроэнергетике, в случае отсутствия действенных механизмов в отрасли, обеспечивающих экономическую эффективность инвестиций, после строительства энергообъекта инвестор имеет возможность покинуть проект, и государство будет вынуждено выкупить построенные электроэнергетические активы по эталонной стоимости возведения 1 кВт.

Второй предлагаемый способ государственной поддержки заключается в следующем. В случае крайней необходимости реализации неэффективного при действующих правилах электроэнергетического рынка проекта в целях стабилизации энергоснабжения в регионе, снятия социальной нестабильности, повышения занятости населения, создания новых объектов инфраструктуры и т.д., по мнению автора, государство может ввести дополнительную плату, аналогичную плате за формирование перспективного резерва мощности, например плату за развитие региона. Применение данного способа будет целесообразно в определенных регионах России, требующих дополнительного инфраструктурного и социального развития, таких как Северный Кавказ и Дальний Восток.

В связи с этим автором предлагается использовать упрощенный вариант расчета платы за развитие региона, смысл которого заключается в следующем:

— компенсационные выплаты за развитие региона осуществляются из федерального, регионального бюджета или специализированного фонда развития электроэнергетики России;

— в целях оптимизации формирования бюджета плата за развитие региона инвестору осуществляется равными частями после сдачи в эксплуатацию генерирующего объекта в установленный срок;

— при изменениях правил рынка, приведших к улучшению операционной и инвестиционной деятельности инвестиционного проекта, плата за развитие региона может быть отменена;

— плата за развитие региона обеспечивает неотрицательный дисконтированный денежный поток для инвестора.

Предложенный способ может быть использован в электроэнергетике в качестве самостоятельного инструмента государственной поддержки социально значимых инвестиционных проектов или возможна его интеграция в механизм формирования технологического резерва мощностей, кото-

рый существует в настоящее время. В отличие от способов, предполагающих увеличение стоимости мощности, введение платы за развитие региона не приводит к значительному росту платы за мощность, соответственно, не создает дополнительной нагрузки на потребителей. Платежи из бюджета равномерно разнесены во времени, что, с одной стороны, позволяет минимизировать расходы бюджеты, с другой стороны, облегчает задачу его планирования на следующий временной горизонт.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ № 89 «О некоторых вопросах организации долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности)» от 24.02.2010 г.

2. Постановление Правительства РФ № 238 «Об определении ценовых параметров торговли мощностью на оптовом рынке электрической энергии (мощности) переходного периода» от 13.04.2010 г.

3. Постановление Правительства РФ № 269 «О проведении конкурсов инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и внесении изменении в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 21.04.2010 г.

4. Распоряжение Правительства РФ № 215-р «Об утверждении Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года» от 22.02.2008 г.

5. Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) № 228-э «Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала» от 30.03.2012 г.

6. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Р. Брейли, С. Майерс; пер. с англ. Н. Барышниковой. - М., 2008. - 1008 с.

7. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 года. - М., ЗАО «АПБЭ», 2010. - 1207 с.

8. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов / А. Дамодаран; пер. с англ.-М., 2004. -1342 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.