Научная статья на тему 'Перспективные разработки ЖРД многоразового использования'

Перспективные разработки ЖРД многоразового использования Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1147
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОРАЗОВЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / ХАРАКТЕРИСТИКИ / REUSABLE ROCKET ENGINE / CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Торгашин А. С., Бегишев А. М., Ерисов А. А.

Рассматривается проблема проектирования многоразовых жидкостных ракетных двигателей и перспективные разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE DEVELOPMENTS RESUABLE ROCKET ENGINE

Considered the problem of designing reusable liquid rocket engines and prospective development.

Текст научной работы на тему «Перспективные разработки ЖРД многоразового использования»

УДК 62-1/9

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ ЖРД МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

А. С. Торгашин, А. М. Бегишев, А. А. Ерисов Научный руководитель - В. П. Назаров

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассматривается проблема проектирования многоразовых жидкостных ракетных двигателей и перспективные разработки.

Ключевые слова: многоразовый ракетный двигатель, характеристики.

FUTURE DEVELOPMENTS RESUABLE ROCKET ENGINE

A. S. Torgashin, А. M. Begishev, A. A. Yerisov Scientific Supervisor - V. P. Nazarov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

Considered the problem of designing reusable liquid rocket engines and prospective development.

Keywords: reusable rocket engine, characteristics.

В наши дни активно обсуждается и применяется на практике идея использования ракет с многоразовыми двигателями (для первой ступени с спасаемым блоком частично многоразовой РН или полностью спасаемых крылатых РН) [1]. По этой теме уже есть наработки и будет полезно посмотреть на результаты, как отечественных, так и зарубежных конструкторов.

В 1980-е, при разработке двигателя РД-170 для РН «Энергия» конструкторами, согласно техническому заданию, уже была заложена возможность многократного применения двигателя (до 10 раз), а также обеспечение ремонтопригодности и повторного использования без переработки [2]. Согласно этому, была выбрана схема с дожиганием окислительного газа, так как была более энергетически выгодна и исключала образование твердой фазы, засоряющей магистрали, которая появлялась при дожигании восстановительного газа [3].

При обеспечении многоразовости двигательной установки (ДУ), следует обращать особое внимание к проработке разъёмных соединений. Сложность заключается в обеспечении практически абсолютной герметичности, так как давление топлива достигает больших значений (до 50 МПа), особенно при соединении газовода с турбиной в ЖРД с дожиганием: соединение подвергается вибрации и тепловому удару и при этом должно иметь минимальную массу в сочетании с большим диаметром. В ДУ используют два типа разъемных соединений: ниппельные и фланцевые. Фланцевые соединения делятся также на не контактирующие с фланцами и контактирующие. В первых усилие передается через прокладку, что позволяет выполнить ее из неупругих материалов (медь, алюминий и т. д.) и без высоких требований к шероховатости или точности изготовления, но при многоразовом использовании происходит усадка прокладки. Стоит учитывать разную степень теплового расширения металлов, при высокой переменной температуре. При соединении с контактирующими фланцами, усилие затяжки передается через опорные поверхности фланцев. Преимуществом такого соединения является повышенная виброустойчивость так как нагрузки передаются через жесткие фланцы, однако это потребует высокую механическую обработку поверхностей соединения и изготовление сложных (упругих или самоуплотняющихся) прокладок. Для обеспечения герметичности необходимо обеспечить доведение поверхностных слоев до состояния текучести, т. е. сжать прокладку с усилием Q^,

Секция «Двигателии энергетические установки летательньш и космических аппаратов»

во время работы соединения обеспечить усилие на прокладке выше Qr. Обе силы можно вычислить по формулам [4]:

Йобж = Яобж^упл , Qr = mPFywi ,

где добж и m - давление обжатия и прокладочный коэффициент (зависят от материала прокладки); p - давление среды.

Помимо стандартных требований, предъявляемые ко всем разьемным соединениям ЖРД (минимальная масса, герметичность, простота изготовления и сборки), добавляются требования к ремонтопригодности и повышенному ресурсу работы. Эти требования уже предъявлялись и при проектировании РД-170. Использование инконеля Х-150, монель-металл или коррозионностойкой стали с никелевым покрытием, а также изготовление деталь соединения из того же материала, что и прокладки повышают рабочий ресурс соединения.

При разработке объединенной двигательной установки (ОДУ) для космического корабля «Буран», к ней предъявлялись повышенные требования к безопасности и надежности, обеспечению мно-горазовости , выхода из нештатных ситуаций и др. [5]. Для обеспечения многоразовости, были применены следующие решения: использование охлаждения газообразным кислородом и избыточное содержание кислорода в камере для исключения образования твердой фазы, а также совмещение профилактической послеполетной очистки внутренних полостей ОДУ с огневыми контрольными испытаниями на технологическом горючем (бензине), проводимыми при межполётном обслуживании .

Для МТКК «Спейс-Шаттл», конструкторами был разработан двигатель SSME (рабочий ресурс двигателя, согласно техническому заданию, был рассчитан на 55 полетов без капитально ремонта), работающий на компонентах кислород-водород с дожиганием. Для увеличения ресурса работы были внедрены следующие решения: применение материалов с большей жаропрочностью и усталостной прочностью (например, инконель-718 для рубашки сопла), использование эффективных термозащитных покрытий (охлаждение коллектора подвода горячего газа от ТНА), а также более совершенная ЭВМ, обеспечивающая выявление нештатный ситуаций, собирающая и передающая в конце полета всю информацию о рабочих характеристиках для последующего обследования и профилактики. В ходе испытаний было отмечено, что проточное охлаждение значительно увеличивает срок службы при циклических нагружениях камеры сгорания в условиях многоразового использования двигателя [1].

В НПО «Энергомаш» с 1982 г ведутся исследования метана, как ракетного горючего. В это время было показано, что метан для ракетных двигателей, может конкурировать с керосином, в том числе при трехкомпонентной схеме. В дальнейшем работы по метану получили более широкое развитие, в том числе и в других организациях [3].

Переходя к нашему времени, стоит отметить наработки КБ «Химавтоматики»: метановые проекты РД0110МД, и РД0162. Успешно проведены огневые испытания РД0146М на компонентах Кислород-СПГ. Полученные экспериментальные данные и приобретенный опыт работ с СПГ используются при разработке двигателей перспективных многоразовых ракет-носителей. Двигатель РД0162СД планируется также использовать в составе маршевой двигательной установки новой малогабаритной космической ракеты.

29 сентября, 2010 года состоялось стендовое огневое испытание двигателя-демонстратора С5.86.1000-0 № 2. Жидкостный ракетный двигатель тягой 7.5 тс, работающий на компонентах «жидкий кислород-метан», разработанного в КБХМ им. А. М. Исаева. Испытания прошли успешно, была достигнута рекордная продолжительность работы двигателя такой размерности на новой топливной паре при однократном включении - 1160.38 с. Однако предстоит еще решить ряд задач таких как : подтверждение отсутствия накопления твердой фазы в газовом тракте при длительных включениях и после штатного останова, получение экспериментальных данных по охлаждающим свойствам [6].

Американская частная компания SpaceX уже смогла успешно посадить первую ступень ракеты Falcon 9 full thrust на посадочную площадку на мысе Канаверал (22 декабря 2015 г.). Двигатель первой ступени работал на паре кислород - керосин без дожигания с тягой первой ступени на уровне моря в 6806 кН, время работы составило 162 с.

Подводя итоги можно сказать, что обеспечение многоразовости требует увеличения прочностных характеристик практически всех деталей ДУ, проведении межполётной подготовки и совершенствование агрегатов автоматики. Уже проведены успешные пуски, а дальнейшее увеличение рабочего

ресурса ракет и ракетных двигателей в частности, способствует удешевлению работы по доставке полезного груза на орбиту.

Библиографические ссылки

1. Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей / Г.Г. Гахун, В. И. Баулин, В. А. Володин и др. М. : Машиностроение, 1989. 424 с.: ил.

2. Путь в ракетной технике / А. П. Аджан, В. П. Александров, Ю. С. Антипов и др. / под ред. Б. И. Каторгина. М. : Машиностроение ; Машиностроение-Полет, 2004. 488 с.

3. Трофимов В. Ф. Осуществление мечты. М. : Машиностроение ; Машиностроение-Полет, 2001. 184 с: ил.

4. Борисов В. А. Конструирование основных узлов и систем ракетных двигателей : электрон. учеб. пособие. СГАУ, 2010.

5. Первый полет. М. : Авиация и космонавтика, 1990.

6. Афанасьев В. И. Рекордные испытания двигателя на метане. М. : Новости космонавтики. 2010. № 11(334),

© Торгашин А. С., Бегишев А. М., Ерисов А. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.