Научная статья на тему 'Перспективные направления ускорения развития отечественных нефтеперерабатывающих предприятий'

Перспективные направления ускорения развития отечественных нефтеперерабатывающих предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / МЕХАНИЗМЫ / ТЕМПЫ / РЕЗЕРВЫ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калиниченко М.В.

В статье излагаются проблемы поиска основных организационно-экономических резервов повышения темпов развития отечественных нефтеперерабатывающих предприятий на основе повышения инновационно-технологического потенциала. Даются направления реализации этих резервов в современных условиях функционирования экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promising directions for acceleration of development of domestic oil refineries

The article covers the problem of finding main organizational and economic reserves for increasing the pace of development of domestic oil refining enterprises on the basis of enhancing innovative and technological capacity. Guidelines for the implementation of these provisions in modern conditions of functioning of economy of the country are provided.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления ускорения развития отечественных нефтеперерабатывающих предприятий»

Калиниченко М.В.

Перспективные направления ускорения развития отечественных нефтеперерабатывающих предприятий // Вестник Самарского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2015. № 9/1 (131). С. 101-1 «6 101

УДК 334

М.В. Калиниченко*

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье излагаются проблемы поиска основных организационно-экономических резервов повышения темпов развития отечественных нефтеперерабатывающих предприятий на основе повышения инновационно-технологического потенциала. Даются направления реализации этих резервов в современных условиях функционирования экономики страны.

Ключевые слова: развитие, механизмы, темпы, резервы, результативность, нефтеперерабатывающая промышленность.

Дальнейшее развитие страны связано с развитием топливно-энергетического комплекса. В связи с особыми хозяйственными ситуациями в последние годы возникают проблемы долгосрочного устойчивого функционирования предприятий в системе нефтепереработки. Необходимо при этом глубокое исследование всего блока факторов, определяющих темпы эффективности производственной деятельности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Системное развитие НПЗ может решить сложные вопросы роста экспортного потенциала Российской Федерации.

Оценка основных направлений повышения эффективности производства в системе предприятий по переработке нефти предполагает исследование относительно малозатратных мероприятий, реализация которых может обеспечить значительный экономический эффект и повысит конкурентоспособность. В экономической литературе в последние годы появилось много научных публикаций российских и зарубежных авторов по проблемам исследования структурно-технологических факторов и резервов повышения уровня хозяйственных показателей работы предприятий нефтепереработки. В основном это связано с тем, что структурно-технологические факторы и резервы «лежат» в «блоке» проблем совершенствования инновационно-инвестиционной деятельности на НПЗ и их изучение диктуется необходимостью совместить различные внешние и внутренние условия работы НПЗ, когда конкурентоспособность становится определяющей. Технологически на НПЗ преобладают аппаратурные процессы, которые сложно оптимизировать без учета фактора времени в «цепочке» длительности этих процессов. Наиболее сложной с инженерно-экономической точки зрения НПЗ является задача эффективного повышения глубины переработки нефти и сохранения окружающей среды. Следует при этом учитывать и то, что продукция НПЗ жестко контролируется по качественным параметрам со стороны зарубежных потребителей. В стране реформирование ведущих отраслей промышленности (например, ТЭК) происходило без научных проработок, без учета концентрации ресурсов, потенциала эффекта масштаба, традиционного отставания инженерной и производственной инфраструктуры, потенциала реального потребления нефтепродуктов [5]. В 2002—2013 гг. ставка была сделана на массовый импорт

* © Калиниченко М.В., 2015

Калиниченко Мария Викторовна (kalinichenko_m@rambler.ru, ipanisimova@yandex.ru), кафедра организации и стратегии развития промышленных предприятий, Самарский государственный экономический университет, 443090, Российская Федерация, г. Самара, ул. Советской Армии, 141.

ведущего технологического оборудования для НПЗ, что не является оптимальным решением, исходя из решения задач стратегического характера.

Данные показывают, что пока в нефтепереработке страны не разработаны основные механизмы поддержки НИИ и материально-технической базы опытно-экспериментальных подразделений предприятий, имеющих высокую долю производства наукоемкой продукции; не решены многие вопросы согласования нормативно-законодательных актов, регулирующих и стимулирующих научно-техническую деятельность; не намечена стратегия развития НПЗ; не исследованы проблемы взаимодействия НИИ в системе «Академия наук — отрасль — вуз». Не изучены факторы, определяющие качество технологического ресурса НПЗ. В стране на НПЗ недостаточно совершенствуется система материального стимулирования специалистов-исследователей в заводском секторе инженерных структурных подразделений предприятий отрасли, в которых выполняется значительная часть прикладных НИОКР [9]. Медленно совершенствуется в стране инновационная деятельность, в том числе ценообразование на научно-техническую продукцию в системе «разработчик — производитель — потребитель». Эта проблема имеет межотраслевой характер и в условиях рынка значимость ее возрастает. Однако многие руководители недооценивают особую роль опережающего выделения средств для развития перспективных технологий и подготовки необходимых специалистов. Эффективными технологии в отрасли могут быть только в том случае, когда имеет место дальнейшее развитие материально-технической базы ведущих (базовых) отраслей. Развитие материально-технической базы НПЗ определяется прежде всего потенциалом нефтяного машиностроения, которое в последние годы имеет низкие темпы развития, и, безусловно, без государственной поддержки в этом ведущем секторе машиностроения нельзя решить проблемы развития новых технологий. Это характерно для энергетического машиностроения, предприятий нефтяного и химического машиностроения и приборостроения.

При этом необходимо учитывать, что в отрасли еще не отработана система маркетинга новых прогрессивных технологий, определяющих темпы развития НПЗ в условиях повышения экологических требований.

Следует отметить, что это часто связано с недостаточным качеством кадрового и информационного обеспечения и слабым изучением зарубежного опыта. Здесь наиболее сложными являются задачи организационно-экономического характера, к которым следует отнести: отраслевое и межотраслевое научно-техническое прогнозирование; финансирование, кредитование, налоговые льготы, ценообразование, механизмы материального стимулирования; кадровое, научно-методическое, информационное, правовое обеспечение. Пока в стране в нефтяных регионах медленно создаются межотраслевые научно-технические центры, которые бы могли, сконцентрировав научно-исследовательский и кадровый потенциал и определенные инвестиционные ресурсы, выполнять крупные исследования применительно к потребностям ведущих НПЗ с более высокой технико-экономической результативностью.

Можно полагать, что функционирование Федеральных округов в перспективе позволит сконцентрировать финансовые и другие ресурсы для ускорения НТП, эффективность которого определяется качеством научных исследований при росте масштабов и сроков целевого финансирования. Здесь важную положительную роль могут сыграть финансово-кредитные организации, эффективность которых в последние 5—7 лет снизилась в силу многих причин, в числе которых отмечается и несовершенство нормативно-законодательной базы, и отсутствие реальных механизмов «сопряжения» межотраслевых и межрегиональных интересов [8]. С целью обеспечения высоких темпов технологического развития требуется перераспределение и концентрация бюджетных средств на главных направлениях функциони-

Перспективные направления ускорения развития отечественных нефтеперерабатывающих предприятий

рования наукоемких производств и привлечения внебюджетных источников инвестирования. Специалисты отмечают, что наибольший объем средств для развития наукоемких технологий требуется на инновационную деятельность, эти средства следует направлять на решение задач, в числе которых:

— совершенствование информационно-поисковых систем, включая сеть Интернет для поиска данных о продуктах и технологиях двойного назначения;

— создание банка объективных данных о технологическом потенциале конкурентов (в том числе зарубежных);

— проведение целевых научных командировок и подготовка специалистов в ведущих вузах страны и за рубежом;

— выполнение научно-исследовательских работ в НИИ, вузах, отраслевых научно-исследовательских организациях и научно-технических центрах ведущих предприятий отрасли [7];

— проведение научно-технической экспертизы по оценке результативности (значимости) уровня технологий для мониторинга динамики рейтинга критических технологий и экологических параметров;

— ускорение целевой подготовки специалистов по инновационному менеджменту и прогнозированию НТП для решения задач отраслевого и межотраслевого характера (добыча нефти и ее переработка).

В этой связи в современных условиях в ведущих нефтеперерабатывающих регионах страны, имеющих высокую долю наукоемкой продукции, необходимо: оценить эффективность государственного сектора в системе НИИ; обосновать организационно-экономические мероприятия по восстановлению на научных принципах отраслевой системы долгосрочного прогнозирования технологического прогресса; на федеральном уровне реализовать проблемы перехода к контрактной системе выполнения государственного заказа на работы по НИР; улучшить механизм экономического стимулирования реализации региональных научно-технических программ развития новых технологий; более эффективно использовать технологический потенциал НПЗ; повысить качество научных и методических разработок, связанных с технологической статистикой [6].

В условиях конкуренции в наукоемких секторах отрасли опережающий характер стандартизации является важным условием ускорения темпов выхода НПЗ на внешние рынки.

В настоящее время особая роль отводится кадровому обеспечению развития современных технологий, внедрение которых невозможно без специалистов высокого уровня. Сейчас все более сложной становится кадровая проблема. В этой связи руководители отмечают, что для ведущих отраслей подготовка специалистов в области инвестиционного и инновационного менеджмента должна финансироваться по приоритетному принципу за счет средств федерального бюджета в ведущих государственных вузах. Это является во многом условием повышения эффективности НИИ в отраслях, создающих наукоемкую продукцию, в том числе и для решения задач, связанных с обеспечением технологической безопасности страны и ее обороноспособности в среднесрочной перспективе.

С целью устойчивого развития материально-технологической базы отрасли целесообразно:

— системное усиление роли государственного управления научно-технологическим прогрессом в ведущих отраслях страны путем финансирования НИИ системы РАН, отраслевых научно-исследовательских центров и вузов;

— улучшение системы информационного и кадрового обеспечения в сфере современных технологий; оптимизация численности менеджеров и совершенствование методов стимулирования их деятельности;

— обоснованная оптимизация структуры инвестиций технологического назначения с целью повышения удельного веса научных разработок технологического маркетинга на этапе выпуска новой продукции;

— рост динамики темпов финансирования НИИ, в том числе за счет средств целевых научно-технических государственных программ;

— реализация резервов развития технологий двойного назначения в отраслях, связанных с оборонно-промышленным комплексом, в том числе за счет использования уникального производственного и лабораторного оборудования;

— системное развитие методов оценки экономической эффективности наукоемких технологий и новых исходных материалов;

— совершенствование системы ценообразования на предприятиях нефтепереработки;

— обоснование методов комплексной оценки социально-экономического и экологического эффекта принципиально новых технологий, оборудования и материалов;

— повышение результативности инновационной деятельности на НПЗ;

— опережающее развитие технологий, позволяющих повышать качество нефтепродуктов с учетом экономических требований.

Системное управление инновационно-технологическим потенциалом предполагает решение многих задач при активной поддержке базовых отраслей со стороны государственных органов, исходя из стратегии соответствующих национальных приоритетов.

Мобилизация финансово-кредитных ресурсов для развития современных технологий возможна как на федеральном, так и региональном уровнях, когда есть экономические интересы формирования предпосылок конкурентных преимуществ отдельных товаропроизводителей.

Представляется, что экономически эффективная интеграция ресурсов необходима в тех случаях, когда источников федерального и регионального инвестирования развития технологического потенциала недостаточно для реализации инновационных программ и проектов формирования технополисов, технопарков, инновационных центров, техноинкубаторов и т. д. С целью ускорения развития материально-технической базы НПЗ необходимо постоянно совершенствовать использование стимулирующей функции налогообложения. Это предполагает освобождение от налогообложения тогда, когда прибыль используется для реализации проектов на инновационной основе; вводится льготное налогообложение на прибыль, идущую на развитие высоких технологий и технологий двойного назначения, эффективность которых может быть достигнута и в других отраслях. В условиях модернизации промышленности страны дальнейшее развитие предприятий нефтепереработки имеет особое значение в связи с необходимостью повышения энергетического потенциала — основы накопления научно-технологического потенциала других отраслей промышленности страны.

Это положение подтверждается данными развития передовых стран Запада, США, Японии и др. Установлено, что без роста энергетического потенциала невозможно обеспечить эффективность базовых отраслей промышленности [10].

Ориентация на реализацию структурных, организационных и других резервов ускорения развития технологического потенциала НПЗ является важным условием формирования предпосылок эффективного хозяйствования. Системное решение обозначенных проблем может обеспечить высокую экономическую и экологическую результативность развития передовых технологий на НПЗ. В перспективных планах развития производительных сил целесообразно предусматривать соответствующие «блоки» поддержки инвестирования всего комплекса нефтепереработки России.

Перспективные направления ускорения развития отечественных нефтеперерабатывающих предприятий

Безусловно, для НПЗ все более актуальной становится проблема сохранения окружающей среды, и это предполагает усиление финансирования мероприятий, направленных на сохранение окружающей среды.

Библиографический список

1. Анисимова В.Ю. Масштабы государственного участия в управлении нефтегазовым комплексом // Вестник Самарского государственного университета. 2014. С. 113—119.

2. Агаева Л.К., Анисимова В.Ю., Безлепкина Н.В. Новая концепция развития региональной экономики: кластерная основа: монография / под общ. ред. Н.М. Тюкавки-на. Самара: Самарский университет, 2014. 308 с.

3. Татарских Б.Я. Стратегическое развитие промышленных предприятий на инновационной основе // Вектор науки ТГУ. 2011. № 3. С. 121—124.

4. Кувыкин В.И. Оптимальное планирование и анализ моделей непрерывного производства // Автоматизация в промышленности. 2015. № 8. С. 13—14.

5. Сараев А. Л., Сараев Л. А. К расчету эффективной равновесной цены неоднородно распределенного конкурентного рынка // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 10 (91). С. 129-135.

6. Сараев А.Л., Дубровина Н.А. Модель экономического развития машиностроения, учитывающая кумулятивную динамику факторов производства // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 4 (115). С. 177-183.

7. Сараев А. Л., Сараев Л. А. Прогнозирование эффективных характеристик затрат неоднородного производства // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 4 (95). С. 109-114.

8. Тюкавкин Н.М. Экономический феномен Китая // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2007. № 3 (29), С. 138-142.

9. Тюкавкин Н.М. Методика оценки потенциального банкротства промышленных предприятий. Самара: ООО «Офорт», 2008. 180 с.

10. Тюкавкин Н.М. Анализ инвестиционных рисков в деятельности компании // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 1 (102). С. 151-156.

References

1. Anisimova V.Yu. Extent of state participation in the management by oil and gas complex. Vestnik Samarskogogosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University]. Samara, Samarskii gosudarstvennyi universitet, 2014, pp. 113-119 [in Russian].

2. L.K. Agaeva, V.Yu. Anisimova, N.V. Bezlepkina. New concept of development of regional economics. N.M. Tyukavkin (Ed.). Samara, Samarskii gosudarstvennyi universitet, 2014, 308 p. [in Russian].

3. Tatarskikh B.Ya. Strategic development of industrial enterprises at the level of innovations. Vektor nauki TGU [Vector of science of Togliatti State University], 2011, no. 3, pp. 121-124 [in Russian].

4. Kuvykin V.I. Optimal planning and analysis of models of continuous output. Avtomatizatsiia vpromyshlennosti [Automation in industry], 2015, no. 8, pp. 13-14 [in Russian].

5. Saraev A.L., Saraev L.A. On the calculation of effective equilibrium price of inhomogeneous distributed competitive market. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2011, no. 10(91), pp. 129-135 [in Russian].

6. Dubrovina N.A., Saraev A.L. Model of economic development of mechanical engineering, taking into account the cumulative dynamics of factors of production. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2014, no. 4(115), pp. 177-183 [in Russian].

7. Saraev A.L., Saraev L.A. Forecasting of effective characteristics of costs of inhomogeneous production. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2012, no. 4(95), pp. 109-114 [in Russian].

8. Tyukavkin N.M. Economic phenomenon of China. Vestn. Samar. gos. ekon. un-ta [Vestnik of Samara State University of Economics]. Samara, 2007, no. 3(29), pp. 138—142 [in Russian].

9. Tyukavkin N.M. Methods of assessment of potential bankruptcy of industrial enterprises. Samara, OOO «Ofort», 2008, 180 p. [in Russian].

10. Tyukavkin N.M. Analysis of investment risks in the activity of the company. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 1(102), pp. 151-156 [in Russian].

M.V. Kalinichenko*

PROMISING DIRECTIONS FOR ACCELERATION OF DEVELOPMENT OF DOMESTIC OIL REFINERIES

The article covers the problem of finding main organizational and economic reserves for increasing the pace of development of domestic oil refining enterprises on the basis of enhancing innovative and technological capacity. Guidelines for the implementation of these provisions in modern conditions of functioning of economy of the country are provided.

Key words: development, mechanisms, rates, reserves, efficiency, oil-refining industry.

Статья поступила в редакцию 14/VII/2015. The article received 14/VII/2015.

* Kalinichenko Maria Viktorovna (kalinichenko_m@rambler.ru; ipanisimova@yandex.ru), Department of Organization and Strategy of Development of Industrial Enterprises, Samara State University of Economics, 141, Sovetskoy Armii Street, Samara, 443090, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.