© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.2:331.47/.48
БОЧКАРЕВА Е.В.1, КАЛИНИНА А.М.1, КОПЫЛОВА Г.А.2
Перспективные направления социальной политики отечественных компаний в области укрепления здоровья
населения России
1ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, 101990, Москва; 2Российский союз промышленников и предпринимателей, 109240, Москва
Тема корпоративной социальной ответственности бизнеса находится в центре общественного внимания в большинстве экономически развитых стран мира, в том числе в России. Одним из направлений деятельности ряда крупных российских компаний в социальной сфере являются мероприятия, нацеленные на улучшение здоровья работников своих предприятий и населения в целом. К важнейшим из них относятся программы укрепления здоровья на рабочем месте и содействие социальному предпринимательству в сферах экономической деятельности, способствующих улучшению здоровья. Приводятся данные о медико-социальных программах ряда ведущих российских компаний, а также о социально-предпринимательских проектах в указанной области. Обсуждаются возможные направления взаимодействия учреждений здравоохранений, общественных медицинских организаций и бизнеса по вопросам улучшения здоровья населения.
Ключевые слова: программы укрепления здоровья на рабочем месте; социальное предпринимательство; социальная ответственность бизнеса; профилактика неинфекционных заболеваний.
THE PROSPECTIVE DIRECTIONS OF SOCIAL POLICY OF NATIONAL COMPANIES IN THE FIELD OF POPULATION HEALTH PROMOTION IN RUSSIA
Bochkareva E.V.', Kalinina A.M.', Kopylova G.A.2
'The state research center of preventive medicine of Ministry of Health of Russia, 101990, Moscow, Russia; 2The Russian union of industrialists and entrepreneurs, 109240, Moscow, Russia
The subject of corporate social responsibility of business is in the limelight of public attention in most of economically developed countries, the Russian Federation included. In the social sphere, one of directions of operation of number of major Russian companies are activities targeted to amelioration of health of workers of their enterprises and population on the whole. The most important among them are health promotion programs at workplace and support of social entrepreneurship in sphere of economic activities enhancing health promotion. The data related both to medical social programs of number of leading Russian companies and social entrepreneurial projects in the mentioned area is presented. The possible directions of interaction between health institutions, public medical organization and business concerning issues of population health promotion are discussed.
Key words: program; health promotion; workplace; social entrepreneurship; social responsibility of business; prevention; noninfectious disease.
Тема корпоративной социальной ответственности бизнеса находится в центре общественного внимания в большинстве экономически развитых стран мира, в том числе и России. Сегодня в бизнес-сообществе сложилось понимание того, что устойчивость компаний определяют не только факторы экономической эффективности, но и параметры социальной политики, которая является составной частью общей стратегии развития бизнеса компаний. Необходимым условием для поддержания устойчивого развития компаний является деятельность, направленная на формирование и развитие социальной сферы на территориях присутствия.
Одним из направлений деятельности крупных российских компаний в социальной сфере, согласующимся с основными направлениями государственной социально-экономической политики, являются мероприятия, нацеленные на улучшение здоровья работников своих предприятий и населения в целом. При этом важно отметить, что отечественный бизнес объективно заинтересован в улучшении показателей здоровья населения, так как это способствует решению такой актуальной задачи,
как повышение качества человеческого капитала и его конкурентоспособности.
По нашему мнению, на сегодняшний день к важнейшим приоритетам социальной политики компаний в области улучшения здоровья населения следует отнести: развитие программ укрепления здоровья на рабочем месте (УЗРМ), способствующих улучшению здоровья работников, а также членов их семей и жителей регионов присутствия; содействие социальному предпринимательству в сферах экономической деятельности, способствующих улучшению здоровья населения в целом.
Программы УЗРМ
Как показывает мировой опыт, программы УЗРМ являются эффективной моделью профилактического вмешательства среди значительных по численности экономически активных групп населения и рекомендованы для широкого применения целым рядом международных деклараций и хартий [1—3].
Профилактические программы в организованных коллективах позволяют охватить значительное число
Для корреспонденции: Бочкарева Елена Викторовна, [email protected]
лиц трудоспособного возраста, редко обращающихся в учреждения первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Организованные коллективы представляют собой стабильную популяцию, что позволяет проводить профилактическое вмешательство в течение длительного времени. Рабочее место обеспечивает человеку ком -муникационную и социальную поддержку, имеющую первостепенное значение для коррекции поведенческих факторов риска (ФР) и изменения образа жизни [4].
Наиболее часто профилактическое вмешательство на рабочем месте включает меры по ограничению потребления табака и алкоголя, коррекции нездоровых привычек питания и снижению частоты избыточной массы тела, уменьшению уровня производственного стресса. Мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что наибольший успех достигается в программах по кор -рекции питания и массы тела, вместе с тем реализация программ повышения физической активности встречает определенные трудности [5—8].
Программы УЗРМ получили широкое распространение во всех ведущих экономически развитых странах, охватывают до 40—80% крупных и средних предприятий и являются неотъемлемой частью общей стратегии развития компаний. Экономическая и социальная эффективность программ УЗРМ не вызывает сомнений, несмотря на то, что их финансирование осуществляется за счет прибыли предприятий. Расчеты показывают экономическую целесообразность таких программ, особенно программ целевой направленности — ориентированных на приоритетные проблемы здоровья конкретных коллективов [5]. Кроме того, социально ответственные компании имеют позитивное отношение со стороны государственных органов и более высокую деловую репутацию в своей среде. Социальные программы, в том числе связанные с УЗРМ, благоприятно влияют на моральный климат и создают дополнительные мотивации для добросовестной трудовой деятельности. Реализация программ УЗРМ сопровождается повышением дисциплины и производительности труда, уменьшением текучести кадров и затрат на медицинское обслуживание, выплат работникам в счет компенсаций по временной нетрудоспособности и инвалидности. Вместе с тем в странах с государственной системой здравоохранения, где эти расходы компенсируются государством и экономические выгоды работодателей от программ УЗРМ не так очевидны, одной из основных мотиваций руководителей компанией является чувство моральной ответственности перед своими работниками [9].
В нашей стране в связи со значительным сокращением количества ведомственных медицинских служб, наличием у ряда предприятий серьезных экономических проблем а также по целому ряду других причин программы УЗРМ пока не получили необходимого развития. Вместе с тем нужно отметить, что многие крупные российские компании успешно реализуют такие программы и в настоящее время. Так, современный опыт организации программ УЗРМ обобщен и представлен в материалах проекта Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) — «Библиотека корпоративных практик социальной направленности» (http:// рспп.рф/library/view/22?s=6). Цель создания библиотеки — оказание методической помощи предприятиям в освоении передовых технологий социальной деятельности и создание площадки обмена опытом для ком -паний [10]. Библиотека содержит более 250 программ (корпоративных практик) 126 компаний в соответствии
с двумя основными направлениями: а) программы, направленные на работников, с целью мотивации и развития персонала; б) программы, реализуемые во внешнем сообществе, касающиеся широкого спектра проблем на территории присутствия.
Материалы компаний свидетельствуют о том, что в нашей стране растет количество предприятий, использующих передовые подходы к социальной деятельности, которые основаны на взаимодействии с работниками и внешним сообществом, а также на партнерских отношениях с некоммерческим сектором и органами государственной власти. Указанное обстоятельство свидетельствует о готовности представителей бизнеса к конструктивному сотрудничеству с органами здравоохранения и научными центрами по вопросам укрепления здоровья своих работников и населения в целом.
В 2011 г. в рамках данного проекта РСПП вышел тематический сборник «Здоровье на рабочем месте» [11], в котором представлена реальная практика ведущих отечественных компаний по улучшению здоровья своих работников и формированию здорового образа жизни (ЗОЖ). Анализ материалов сборника и библиотеки позволяет оценить масштаб и характер действующих программ и выявить ряд тенденций, характерных для социальной политики предприятий промышленного сектора российской экономики в целом.
1. Добровольное медицинское страхование (ДМС) сотрудников осуществляет не более 30% предприятий-лидеров. Чаще всего страхуют работников с неблагоприятными условиями труда, что указывает на недостаточное развитие данной формы социальной защиты работающего населения (см. рисунок, а).
Тем не менее многие компании оказывают работникам адресную финансовую поддержку при проведении рекреационных мероприятий (оплата проезда к месту отдыха, путевок и т. п.). Собственную лечебно-оздоровительную базу имеют около трети предприятий (профилактории, детские оздоровительные лагеря, дома отдыха и др.), что в перспективе может служить основой для организации профилактической работы.
2. Не более 70% крупных и эффективно работающих компаний имеют собственные медицинские службы разного уровня: медико-санитарные части, клинико-диагностические лаборатории, здравпункты и т. п., что является достаточной организационной базой для программ профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ) и укрепления здоровья работников, которая не в полной мере используется в указанных целях. Основной сферой деятельности медицинских служб предприятий является организация профосмотров и сезонных прививок (см. рисунок). Тот факт, что до 30% компаний-лидеров не имеет собственной медицинской службы, косвенно указывает на общую тенденцию к сокращению в нашей стране системы медицинского обеспечения работающих. В госдокладе «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2010 году» [12] прямо указано, что уменьшение количества медицинских служб предприятий привело к снижению охвата работников регламентированными медицинскими осмотрами и реабилитационными мероприятиями.
3. Активность медицинских служб предприятий в области профилактики социально значимых НИЗ является крайне низкой. Только на 1/3 предприятий, имеющих собственные медицинские службы, проводятся программы по коррекции поведенческих факторов риска НИЗ (см. рисунок, б), в частности борьба с курени-
ем — на 22% предприятий, профилактика ВИЧ — на 17%, профилактика гипертонии — на 22%. Наиболее современная и эффективная форма профилактического вмешательства школы здоровья для больных НИЗ реализуется только в 11% компаний. Профилактику алкоголизма и наркомании осуществляет '/3 компаний. Программы оптимизации питания сотрудников проводятся также только на 1/3 предприятий и в большинстве случаев ограничиваются социальными льготами на питание в корпоративных столовых и доплатами работникам на питание. Мероприятия по охране репродуктивного здоровья осуществляют около 10% компаний. Как правило, перечисленные мероприятия имеют высокий профессиональный уровень организации и безусловную эффективность.
4. Вместе с тем многие (78%) компании уделяют значительное внимание физкультуре и спорту и располагают в этом отношении развитой материальной базой (туристические базы, стадионы, бассейны). Около 40% предприятий вкладывают значительные средства в строительство спортивных сооружений на территориях присутствия. Руководство предприятий считает, что деятельность компаний в этой области позволяет более эффективно решать задачи социального характера и положительно влияет на здоровье населения в целом.
5. На некоторых предприятиях уже сегодня реализуются мероприятия по медико-профилактическому обеспечению программ УЗРМ на основе научно обоснованной системы, которая включает три уровня (государственный, корпоративный, персональный). Это предполагает взаимодействие системы управления здоровьем работников со службами безопасности труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Эти программы ориентируются на конкретные результаты скринингового обследования персонала, необходимость которого обусловлена тем, что распространенность НИЗ и ФР значительно различается внутри производства, например, между сотрудниками управленческого аппарата и занятыми непосредственно на производстве [13].
Приведем примеры успешного профилактического вмешательства в организованных коллективах работающих.
ООО «Газпромдобыча-Оренбург». В 2003—2004 гг. был проведен медико-социальный мониторинг поведенческих привычек работников компании, который выявил высокую распространенность курения (57— 70%), социального стресса (более 35%), нерационального питания (42—44%), гиподинамии (63—81%). По оценке медицинской службы компании, 30% средств
ДМС расходовалось на заболевания, вызываемые курением, 20% случаев временной нетрудоспособности также были связаны с курением. Были спланированы целевые программы «Здоровый образ жизни» и «Преодоление курения табака», стартовавшие в 2003 г. Программные мероприятия включали временные санитарные нормы по организации мест для курения, с 2011 г. полный запрет на курение в компании; информационно-пропагандистскую компанию среди работников по вопросам рационального питания, принципам оздоровительных тренировок; разработаны «Методические рекомендации для цеховых врачей по индивидуальным программам оздоровительных тренировок работников» и отраслевой стандарт «Профилактика ишемиче-ской болезни сердца в клинической практике». На санаторно-курортное лечение работников израсходовано 537 млн руб., на спортивные мероприятия — 443 млн руб., на строительство спортивных объектов — 1,2 млрд руб. За шесть лет реализации этих программ (к 2009 г.) показатель смертности снизился с 3 до 1,6 на 1000 работающих, выхода на инвалидность — с 4,6 до 2,5 на 1000 работающих.
Проект «Здоровье металлургов Магнитки» на Магнитогорском металлургическом комбинате включает ряд программ, в том числе «Спина без боли», «Репродуктивное здоровье», «Наркотикам — нет». Реализация этих программ позволила на 25% снизить уровень заболеваемости с временной утратой нетрудоспособности по поводу патологии опорно-двигательного аппарата и показателя первичного выхода на инвалидность, в 4 раза снизить перинатальную смертность (с 8 до 2,2 на 1000 новорожденных) и в 2 раза — количество абортов на 1 роды (с 0,54 в 2000 г. до 0,25 в 2010 г.), обследовать около 40 тыс. человек и сформировать группы активного наблюдения нарколога.
Содействие социальному предпринимательству
Новым перспективным направлением социальной деятельности компаний является содействие социальному предпринимательству, и прежде всего тех его видов, которые позволяют решать широкий круг вопросов, связанных со здоровьем населения.
Социальное предпринимательство — новый для России и динамично развивающийся в современном мире вид бизнеса, нацеленный на смягчение или решение социальных проблем. Это новое и уникальное явление для нашей страны отражает готовность некоторой части общества принимать активное участие в решении социальных задач через создание устойчивых бизнес-моде-
80-, 604020-
1
100 80 60 40 20
4
1
Рис. 1. Медико-социальные программы (в %) ведущих российских компаний. а: 1 — репродуктивное здоровье; 2 — алкоголизм и наркомания; 3 — ВИЧ; 4 — школы здоровья; 5 — питание; 6 — курение; 7 — гипертония; б: 1 — рекреационные возможности; 2 — физкультура и спорт; 3 — ДМС; 4 — профосмотры; 5 — сезонные прививки;
6 — собственные медицинские службы.
лей. Несмотря на то, что в России социальным предпринимательством заинтересовались совсем недавно, уже есть фонды, которые помогают реализовать самые интересные проекты. Так, например, деятельность фонда региональных социальных программ «Наше будущее» направлена на поддержку таких бизнес-моделей.
В отличие от традиционного предпринимательства социальные предприниматели реинвестируют всю прибыль в развитие услуг в социальной сфере — в здравоохранение, образование, охрану природы и т. д.
Содействие социальному предпринимательству представители бизнеса рассматривают в качестве одной из оптимальных форм поддержки социальной сферы, так как это способствует развитию экономической активности в наиболее востребованных секторах рынка, позволяет создавать новые рабочие места, т. е. повышает занятость населения. Кроме того, в отличие от прямого инвестирования в социальную структуру территорий развитие социального предпринимательства является, по мнению представителей бизнес-сообщества, мерой значительно менее затратной, поскольку дает возможность снизить так называемые коррупционные риски и иждивенческие настроения в местном сообществе.
Сегодня развитие социального предпринимательства находится в сфере внимания государственных структур и объединений бизнеса.
В 2013 г. под эгидой РСПП и Торгово-промышленной палаты РФ, общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Ассоциации менеджеров прошел ряд конференций, заседаний комитетов и круглых столов, на ко -торых обсуждался широкий круг вопросов социального предпринимательства, направления этой деятельности. И, несомненно, в ее определении медицинские общественные организации должны принимать активное участие. С позиций продвижения принципов ЗОЖ наиболее перспективным следует считать:
— производство экологически чистых продуктов питания (развитие экологических ферм и производств);
— организацию предприятий общепита, в том числе в производственных коллективах, деятельность которых должна основываться на принципах здорового, рационального питания;
— развитие экономически доступных для населения активных форм досуга, расширение возможностей для занятий физической культурой и спортом;
— создание медицинских центров, оказывающих помощь в борьбе с вредными привычками и ФР НИЗ: курением, избыточным потреблением алкоголя, ожирением и т. п.
К сожалению, в нашей стране виды социального предпринимательства, направленные на улучшение здоровья населения, развиты пока недостаточно хорошо. Наиболее успешные из них связаны с активными формами досуга и выпуском оборудования для инвалидов, например:
— проект «Иппотерапия для детей» в Республике Ха-кассия и Екатеринбурге — лечебная верховая езда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями, ДЦП;
— строительство ледового зала с искусственным льдом в г. Ленинск-Кузнецке Кемеровской области;
— благотворительный фонд «Надежда» в Санкт-Петербурге — выпуск реабилитационного оборудования для пожилых, инвалидов, людей, перенесших серьезную травму, которое они получают бесплатно, предоставив необходимые медицинские справки.
В качестве оригинального и успешного зарубежного опыта можно отметить проект компании Берингер-Ин-гельхайм совместно с фондом Ашока — «Ранняя диагностика рака молочной железы, проводимая частично или полностью слепыми женщинами». Данный проект позволяет использовать повышенную тактильную чувствительность людей с потерей зрения, превращая физический недостаток в конкурентное преимущество, а также является проектом по предоставлению рабочих мест людям с ограниченными возможностями.
К наиболее известным социально-предпринимательским проектам за рубежом относится также Институт здоровья одного мира (The Institute for One World Health (IOWH), основанный доктором Викторией Хале в 2000 г. Это первая в мире некоммерческая фармацевтическая компания, которая разрабатывает и производит лекарственные препараты для бесплатного лечения остро нуждающихся слоев населения в развивающихся странах (http://www.iowh.org). Институт разрушил традиционные представления о неконкурентоспособности таких предприятий, перестроив всю цепочку получения дохода от разработки лекарств до их доставки [14].
Заключение
Совершенно очевидно, что в настоящее время в обществе сложились новые предпосылки для развития активного взаимодействия медицины и бизнеса в рамках политики социального партнерства по вопросам улучшения здоровья работающих и всего населения в целом. Уже сегодня значительное количество крупных компаний активно разрабатывает и использует новые технологии социальной деятельности, направленные на улучшение качества жизни работников и их семей, в том числе программы поддержания здоровья на рабочем месте и развитие социального предпринимательства в данной сфере. Задачей органов здравоохранения, научных центров, медицинских общественных организаций в современных условиях являются создание для этой деятельности современной методической базы, а также активное практическое участие в ее осуществлении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Оттавская хартия по укреплению здоровья. Первая международная конференция по укреплению здоровья, Оттава. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 1986.
2. Jakarta Declaration on leading health promotion into the 21st century. Fourth international conference on health promotion: new players for a new era — leading health promotion into the 21st century, Jakarta. Geneva: World Health Organization; 1997.
3. Бангкокская хартия по укреплению здоровья в глобализован-ном мире Шестая глобальная конференция по укреплению здоровья, Таиланд. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2005.
4. Prodaniuk T.R., Plotnikoff R.C., Spence J.C. The influence of self-efficacy and outcome expectations on the relationship between perceived environment and physical activity in the workplace. Int. J. Behav. Nutr. Phys. Act. 2004; 1—7.
5. Концевая А.В., Калинина А.М., Поздняков Ю.М. Клиническая и экономическая целесообразность оценки сердечнососудистого риска на рабочем месте. Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2009; 3: 36—41.
6. Groeneveld I., Proper K.I., van der Beek A.J. Life-focused interventions at the workplace to reduce the risk of cardiovascular disease — a systematic review. Scand. J. Work Environ. Health. 2010; 36 (3): 202—15.
7. Концевая А.В., Калинина А.М., Григорян Ц.А. Поведенческие факторы риска и их коррекция в организованных кол-
лективах. Аналитический обзор. Профилактика неинфекционных заболеваний. 2009; 4: 8—15.
8. Калинина А.М., Концевая А.В., Белоносова С.В. Реализация программного цикла профилактики сердечно-сосудистых заболеваний на рабочем месте: клиническая эффективность. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2010; 3: 90—7.
9. Downey A.M., Sharp D.J. Why do managers allocate resources to workplace health promotion programmes in countries with national health coverage? Health Promotion Int. 2007, 22: 102—11.
10. Корпоративные практики социальной направленности. Сборник социальных программ. М.; 2009. Available at: http:// media.rspp.ru/document/1/d/4/d41870803bea8d857b518764400 3aabe.pdf
11. Здоровье на рабочем месте. Сборник корпоративных практик. Публикуется при участии международной организации труда РСПП, вып. № 1. М.; 2011. Available at: http://media.rspp.ru/ document/1/b/a/ba0bd8cc0be23bf4c4cc8cccf9f34662.pdf
12. Госдоклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2010 году». Available at: http:// rospotrebnadzor.ru/documen/doclad/
13. Спиридонов В. Л. Научно-методическое обоснование современного медико-профилактического обеспечения работников нефтегазодобывающих предприятий: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М.; 2009.
14. Шлихтер А.А Направления и механизмы взаимодействия социально ответственного бизнеса с некоммерческим сектором в США. М.: ИМЭМО РАН; 2010; 60—1.
REFERENCES
1. The Ottawa Charter for health promotion. First International Conference on health promotion, Ottawa. Geneva: World Health Organization; 1986 (in Russian).
2. Jakarta Declaration on leading health promotion into the 21st century. Fourth international conference on health promotion: new players for a new era — leading health promotion into the 21st century, Jakarta. Geneva: World Health Organization; 1997.
3. The Bangkok Charter for health promotion in a globalized world. The sixth Global Conference on health promotion, Thailand. Geneva: World Health Organization; 2005 (in Russian).
4. Prodaniuk T.R., Plotnikoff R.C., Spence J.C. The influence of self-efficacy and outcome expectations on the relationship
between perceived environment and physical activity in the workplace. Int. J. Behav. Nutr. Phys. Act. 2004; 1—7.
5. Kontsevaya A.V., Kalinina A.M., Pozdnyakov Yu. M. Clinical and economic feasibility assessment of cardiovascular risk in the workplace. Ratsional'naya farmacoterapiya v kardiologii. 2009; 3: 36—41 (in Russian).
6. Groeneveld I., Proper K.I., van der Beek A.J. Life-focused interventions at the workplace to reduce the risk of cardiovascular disease — a systematic review. Scand. J. Work Environ. Health. 2010; 36 (3): 202—15.
7. Kontsevaya A.V., Kalinina A.M., Grigoryan C.A. Behavioral risk factors and their correction in organized groups. Analytical review. Profilaktika neinfektsionnykh zabolevaniy. 2009; 4: 8—15 (in Russian).
8. KalininaA.M., KontsevayaA.V., BelonosovaS.V. Implementation of the programme cycle for prevention of cardiovascular disease in the workplace: clinical efficacy. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika. 2010; 3: 90—7 (in Russian).
9. Downey A.M., Sharp D.J. Why do managers allocate resources to workplace health promotion programmes in countries with national health coverage? Health Promotion Int. 2007, 22: 102—11.
10. Corporate practices of social orientation. A collection of social programmes. Moscow; 2009. Available at: http://media.rspp.ru/ document/1/d/4/d41870803bea8d857b5187644003aabe.pdf (in Russian).
11. Health in the workplace, corporate practices collection. Published with the participation of the International Labour Organization. vol. 1. Moscow; 2011. Available at: http://media. rspp.ru/document/1/b/a/ba0bd8cc0be23bf4c4cc8cccf9f34662. pdf (in Russian).
12. State report on sanitary-epidemiological situation in the Russian Federation in the year 2010. Available at: http://rospotrebnadzor. ru/documen/doclad/ (in Russian).
13. Spiridonov V.L. Scientific and methodological support of modern medical and preventive maintenance of oil and gas producing enterprises. Diss. Moscow; 2009. (in Russian).
14. Shlikhter A.A. Directions and mechanisms of interaction of socially responsible business with the non-profit sector in the United States. Moscow: IMEMO RAN; 2010: 60—1 (in Russian).
Поступила 26.12.13 Received 26.12.13
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.2:008
КУНГУРОВ Н.В., ЗИЛЬБЕРБЕРГ Н.В., КОХАНМ.М.
Результаты модернизации здравоохранения — основа повышения доступности и качества медицинской помощи, результативности научных исследований
ФГБУ «Уральский научно-исследовательский институт дерматовенерологии и иммунопатологии» Минздрава России, 620076, г. Екатеринбург
Представлены итоги реализации программы модернизации здравоохранения в ФГБУ «Уральский научно-исследовательский институт дерматовенерологии и иммунопатологии» Минздрава России, направленные на повышение эффективности и доступности специализированной дерматовенерологической помощи населению. Отражены новые методологические возможности проведения не только фундаментальных научных исследований, но и последующего тиражирования диагностических и лечебных технологий в учреждения практического здравоохранения Урала, Сибири и Дальнего Востока (зоны методического курирования института), в том числе путем внедрения электронной системы помощи практическим врачам в принятии адекватных диагностических и терапевтических решений.
Ключевые слова: модернизация здравоохранения; специализированная медицинская помощь; медицинское оборудование; научные исследования.
Для корреспонденции: Кунгуров Николай Васильевич, [email protected]