Научная статья на тему 'Перспективные направления развития систем управления на предприятиях нефтегазовой отрасли России'

Перспективные направления развития систем управления на предприятиях нефтегазовой отрасли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / CONTROLLING / BUDGETING / PROCESS / SYSTEM OF INDICATORS / OIL AND GAS BRANCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Роман Владимирович

В статье анализируются основные проблемы систем управления предприятиями нефтегазовой отрасли. В качестве основного направления оптимизации подхода к управлению автором рассматривается внедрение инструментов процессно-ориентированного контроллинга, объектом управления которых являются ключевые процессы предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspective development directions of control systems at the enterprises of oil and gas branch of Russia

In article are analyzed the basic problems of the enterprises of oil and gas branch control systems. As the basic direction of optimisation approach to management, the author is considered introduction of the process focused controlling tools which management object are key processes of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления развития систем управления на предприятиях нефтегазовой отрасли России»

Р. В. ИВАНОВ

Роман Владимирович Иванов — аспирант кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента СПбГУЭФ.

В 2005 г. закончил Астраханский государственный технический университет.

Автор 9 публикаций.

Область научной специализации — экономика, организация и управление предприятиями.

^ ^ ^

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ*

Производственно-хозяйственная деятельность предприятий нефтегазовой отрасли играет значимую роль в экономике страны: с одной стороны, они обеспечивают наполнение доходной части бюджета страны и реализацию различных социальных программ, а с другой — являются мощным инструментом реализации внешней политики [1; 2].

При этом у предприятий нефтегазовой отрасли достаточно сложностей: необходимость обновления основных фондов и расширения производственных мощностей требует увеличения капиталовложений, текущие затраты также имеют тенденцию к росту (дорожает все — от электричества до отраслевых специалистов). Но оперативному решению данных проблем совершенно не способствует сложившаяся система управления, которую отличает исключительно функциональный подход к управлению и противоречивая организационная структура, охватывающая деятельность предприятий с численностью в тысячи человек и значительным объемом непрофильных активов. Сюда же можно добавить и жестко централизованную традиционную систему бюджетирования и недостаточную регламентацию деятельности предприятия; и то и другое не ориентировано на повышение эффективности производства и достижение стратегических целей.

Существующий на предприятиях отрасли функциональный подход к управлению не отличается гибкостью и на его основе (исключительно) невозможно построить организацию, ориентированную на стратегию. Однако на практике существует множество предприятий (за рубежом) с функциональной структурой управления, которые остаются одними из самых эффективных в своих отраслях. Благодаря оргструктуре, адекватной системе управления на таких предприятиях, у менеджеров имеется возможность четко и ясно разграничивать полномочия и ответственность работников, ориентируя их внимание на процессы, происходящие внутри функционального подразделения. К слову сказать, по оценке западных экспертов [3, с. 38], организация функционально-ориентированного управления в российских компаниях довольно далека от совершенства: предприятиям

характерно отсутствие обратной связи с потребителями, поставщиками, персоналом, не четко определена ответственность менеджеров, анализ эффективности управленческих решений проводится только эпизодически. В полной мере все перечисленные недостатки можно отнести и к системам управления предприятий нефтегазовой отрасли России.

Вместе с тем утвержденная распоряжением Правительства РФ энергетическая стратегия развития России до 2020 года предусматривает существенный рост добычи газа независимыми производителями, что может в ближайшей перспективе привести к переходу на рыночные принципы формирования цен на газ [4]. Для этого важнейшим условием является прозрачная тарифная политика. Чтобы экономически обоснованно формировать тарифы в газовой отрасли, необходимо вести раздельный учет затрат и доходов по видам деятельности.

Если раздельный учет доходов в типичной российской нефтегазовой компании сложностей не вызывает, то наиболее проблемной областью системы управления является именно учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг [5], что сказывается и на низкой эффективности бюджетирования. На большинстве предприятий нефтегазовой отрасли управленческий учет затрат ведется в разрезе МВЗ (мест возникновения затрат), основным принципом выделения которых является действующая организационная структура предприятия. Таким образом, зачастую определенной структурной единице

ГРНТИ 06.81.12 © Р. В. Иванов, 2009

Статья публикуется по рекомендации кандидата экономических наук, доцента С. М. Голякова.

(допустим, установке) соответствует одно МВЗ. Для корректного отнесения затрат и калькулирования себестоимости продукции этого недостаточно, так как в границах одной структурной единицы может осуществляться несколько процессов, обеспечивающих производство разных видов продукции. А более глубокому определению МВЗ (на уровне процессов) на предприятиях не способствует организационная структура и система ответственности.

Действия менеджмента нефтегазовых компаний пока не сказываются на эффективности систем управления в лучшую сторону. Так, избавление от непрофильных активов направлено, прежде всего, на построение вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний, что, с одной стороны, позволяет централизовать управление финансовыми потоками, но с другой — приводит к росту затрат и снижению эффективности взаимодействия между предприятиями, смежными в технологической цепочке. Кроме того, значительный интерес проявляется к системам автоматизации управленческих процессов, в основном для увеличения скорости получения и качества необходимой информации, но при этом вышеперечисленные проблемы управления остаются нерешенными.

Подводя итог сказанному относительно проблем систем управления предприятий нефтегазовой отрасли, необходимо отметить, что в сложившихся условиях основной целью мероприятий по повышению эффективности систем управления должно являться совершенствование подхода к бюджетированию, прежде всего, путем ориентации бюджетного процесса на стратегические цели и непрерывное повышение эффективности деятельности, а также организации раздельного учета затрат (и выполнения показателей, если вести речь о повышении эффективности) в разрезе процессов, обеспечивающих производство продукции и услуг. При этом необходимо осознавать масштаб предприятий, который в условиях ограниченности времени и ресурсов не позволит осуществить кардинальных перемен в подходе к управлению. Поэтому в данных кондициях совершенствование бюджетирования должно осуществляться при сохранении основной части организационной структуры и функционального подхода как эффективного механизма реализации управленческих решений.

Одним из методов, позволяющих учесть вышеперечисленные аспекты, является комплексное применение инструментов контроллинга, используемых в процессно-ориентированных системах управления:

— процессно-ориентированное бюджетирование (ABB-budgeting);

— процессно-ориентированный учет показателей (ABC-costing);

— сбалансированная система показателей (Balanced scorecard).

Использование любого из перечисленных инструментов в отдельности не является оптимальным, и синергетический эффект их применения достигается только при комплексном внедрении. Важно понимать, что использование данных инструментов в условиях функционального подхода на предприятиях нефтегазовой отрасли становится возможным при проведении ряда мероприятий:

1) выделение процессов — объектов управления;

2) определение порядка процессно-ориентированного учета и калькулирования себестоимости товарной продукции и услуг;

3) определение показателей эффективности процессов через определение стратегических целей предприятия и их декомпозицию до уровня процессов;

4) формирование систем мотивации и ответственности за показатели процессов в привязке к функциональной организационной структуре.

Итак, в целях, определенных предлагаемым комплексным подходом к управлению, в качестве объектов управления должны выделяться, прежде всего, ключевые процессы (основные и вспомогательные, как процессы, обеспечивающие организацию полного жизненного цикла продукции), процессы управления (затраты по которым относятся к общехозяйственным) и сквозные процессы (бюджетирование, управление персоналом, имуществом и т. д., как процессы, эффективность которых напрямую зависит от эффективности взаимодействия функциональных подразделений). Необходимо отметить, что полная себестоимость производимой продукции складывается из затрат по ключевым процессам и процессам управления. Соответственно, процессно-ориентированный учет затрат, реализуемый именно на данных объектах управления, связывающий затраты основных и вспомогательных процессов с себестоимостью товарной продукции и услуг, позволяет посредством своей реализации понять значимость стоимости каждого процесса в цепочке создания ценности для стоимости всей выпускаемой товарной продукции и услуг. Применительно к предприятиям нефтегазовой отрасли данная концепция, обеспечивая доступной и оперативной информацией менеджеров на всех уровнях организации, позволяет объективно оценить степень достижения поставленных целей, выявить излишки потребления ресурсов и перераспределить их с целью повышения производительности, способствуя, тем самым, повышению конкурентоспособности предприятия. Эти возможности становятся наиболее востребованными в управлении, во-первых, при наличии объективной корпоративной стратегии и, во-вторых, при ориентации на стратегические цели системы оперативного управления, по отношению к которой процессно-ориентированный учет является единственным внутренним информационным источником.

Управление стратегией среди задач менеджмента нефтегазовых предприятий стоит далеко не на первом месте по объективным причинам: загруженность задачами тактического характера, отсутствие взаимосвязи бюджетного управления и стратегического, что формирует разрыв между бюджетными и стратегическими

целями и обусловливает отсутствие ориентации на стратегию на уровне подразделений — центров ответственности. Для решения этих проблем как раз и предназначено внедрение процессно-ориентированного бюджетирования и сбалансированной системы показателей.

Основным отличием процессно-ориентированного бюджетирования от традиционного в рассматриваемом подходе к управлению является то, что в качестве фактических показателей выступают данные процессно-ориентированного учета (в описанном выше варианте), обеспечивая тем самым контроль себестоимости по видам производимой продукции и услуг, а в качестве плановых — показатели, получаемые в результате декомпозиции стратегических целей до уровня процессов. Таким образом, реализуется основное назначение сбалансированной системы показателей, которое заключается в формализации, воплощении и донесении стратегии до каждого сотрудника компании, обеспечении мониторинга и обратной связи с целью отслеживания и генерации организационных инициатив внутри структурных подразделений. При этом обратная связь имеет стратегический характер, т. е. определяется и отслеживается выполнение долгосрочных планов развития и работа компании в соответствии с установленной стратегией.

Интеграция сбалансированной системы показателей и процессно-ориентированного бюджетирования в единую систему управления нефтегазовой компании позволит «спустить» стратегию на самый низший уровень управления, на котором создается ценность — управление процессом. Система управления процессами обеспечит непрерывное улучшение результативности и эффективности деятельности, обеспечение удовлетворенности клиентов организации и интеграция со сбалансированной системой показателей создают организацию, ориентированную на стратегию, на достижение стратегических целей, что позволит ликвидировать разрыв между стратегическими и тактическими целями. Функционирование механизма процессно-ориентированного бюджетирования и сбалансированной системы показателей в условиях функциональной организационной структуры должно быть обеспечено построением адекватной, т. е. процессно-ориентированной системы ответственности и мотивации, что подразумевает закрепление ответственности за плановые показатели деятельности процесса за определенными работниками и руководителем функционального структурного подразделения. А система мотивации, соответственно, должна быть выстроена таким образом, чтобы нивелировать возможные «очаги» пересечений интересов и направить усилия работников и руководителей на достижение стратегических целей. Таким образом, без мотивации персонала возможности процессно-ориентированного управления по ориентации предприятия на повышение эффективности, развитие и стратегические цели сводятся к нулю. Регламентами системы мотивации должны устанавливаться показатели премирования и нематериального вознаграждения, а также объем премиального фонда за выполнение того или иного показателя, который характеризует степень достижения как тактической, так и стратегической цели.

Комплексное использование инструментов процессно-ориентированного управления в условиях функционального подхода предприятий нефтегазовой отрасли, таким образом, позволит обеспечить непрерывное функционирование цикла Шухарта-Деминга PDCA (планирование — выполнение — контроль — управленческое воздействие) на тактических и стратегических горизонтах управления как на уровне выделенных процессов, так на уровне всего предприятия.

В условиях финансового и экономического кризиса, охватившего мировую экономику, задача оптимизации систем менеджмента предприятий становится наиболее значимой. Если учесть, что речь идет о предприятиях стратегически важной для России нефтегазовой отрасли, то существующие проблемы потребуют незамедлительного решения уже в ближайшем будущем. Наиболее оптимальным из возможных решений в современных условиях является планомерная реформа системы менеджмента и переход к использованию инструментов процессно-ориентированного подхода как в управлении проектами, так и всем предприятием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Газпром: новое русское оружие / В. Панюшкин, М. Зыгарь, И. Резник. М.: Захаров, 2008. 256 с.

2. Симонов К. В. Русская нефть: последний передел. М.: Эксмо; Алгоритм, 2005. 320 с.

3. Шестаков А. Л., Флинт Х. Б. Взгляд американца на системы управления предприятиями в России // Стандарты и качество. 2000. № 2.

4. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р.

5. Учет затрат на предприятиях газовой отрасли: решение на базе внедрения SAP R/3. URL: http://www.consult.ru/themes/ default/publication.asp?folder=1924&publicationid =73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.