Научная статья на тему 'Перспективные направления развития сетевой торговли на региональном и локальных потребительских рынках товаров (на примере городов Свердловской области)'

Перспективные направления развития сетевой торговли на региональном и локальных потребительских рынках товаров (на примере городов Свердловской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
463
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ / СЕТЕВАЯ ТОРГОВЛЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ЛОКАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / NETWORK PROCESSES / NETWORK TRADE / REGIONAL CUSTOMER MARKET / LOCAL CUSTOMER MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Наталья Валерьевна

На примере Свердловской области исследованы перспективы формирования и развития сетевых процессов, сетевой торговли на региональном и локальном потребительском рынке товаров. Выявлена высокая степень зависимости ряда социально-экономических характеристик от уровня развития сетевой экономики, что проиллюстрировано с помощью типологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

By an example of one of the regions of Russia Sverdlovskaya region perspectives of forming and development of net processes, net trade are researched at the regional and local customers market. The analysis reveals a high degree of dependence of a number of socio-economic features from the level of the network economy, it can be illustrated by the typological approach.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления развития сетевой торговли на региональном и локальных потребительских рынках товаров (на примере городов Свердловской области)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 36 (251).

Экономика. Вып. 35. С. 124-129.

Н. В. Новикова

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОЙ ТОРГОВЛИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И ЛОКАЛЬНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЫНКАХ ТОВАРОВ (на примере городов Свердловской области)

На примере Свердловской области исследованы перспективы формирования и развития сетевых процессов, сетевой торговли на региональном и локальном потребительском рынке товаров. Выявлена высокая степень зависимости ряда социально-экономических характеристик от уровня развития сетевой экономики, что проиллюстрировано с помощью типологического подхода.

Ключевые слова: сетевые процессы, сетевая торговля, региональный потребительский рынок, локальный потребительский рынок.

В соответствии с результатами исследований, опубликованных ранее [1-4 и др.], были выделены пять групп городов Свердловской области по уровню развития сетевой торговли на локальном потребительском рынке и доказана высокая зависимость последнего от степени проникновения торговых сетей и наоборот. Поэтому перспективы развития локальных потребительских рынков городов региона будут зависеть от политики сетевых структур, которые, в свою очередь, вынуждены во всё большей степени учитывать процессы, протекающие в экономике города.

Поскольку предложенная типология отличается временной устойчивостью, то перспективы развития локальных потребительских рынков выделенных типов городов будут различаться (таблица). Остановимся подробнее на обосновании прогнозных оценок.

Считаем, что в условиях нестабильной экономической ситуации разработка прогнозов на дальнесрочную перспективу является некор-

ректной, поэтому ограничимся прогнозными оценками, носящими гипотетический, качественный характер, временной горизонт которых составляет от одного до трёх лет.

Для представителя первого типа — города с очень высоким уровнем развития сетевой торговли на локальном потребительском рынке — Екатеринбурга — есть все основания прогнозировать в ближайшей перспективе сохранение положительной динамики локального потребительского рынка, но при условии её замедления. Региональная столица останется высокопривлекательной для развития сетевого бизнеса, следует ожидать создания благоприятных условий для развития региональных сетей. Обоснуем прогнозные оценки.

Факторами сохранения положительной динамики на локальном потребительском рынке Екатеринбурга выступают следующие: развитие собственной пищевой промышленности; изменение торговой политики хозяйствующих субъ-

Типология городов Свердловской области по уровню развития в них локального потребительского рынка

Тип города Уровень развития сетевой торговли на локальном потребительском рынке Город

Первый Очень высокий Екатеринбург

Второй Высокий Каменск-Уральский, Нижний Тагил, Первоуральск, Берёзовский, Ревда

Третий Средний Верхняя Пышма, Качканар, Кировград, Заречный, Полевской, Серов, Асбест, Красноуральск, Невьянск

Четвёртый Низкий Богданович, Ирбит, Краснотурьинск, Кушва, Нижняя Тура, Реж, Сысерть, Сухой Лог, Ка-мышлов, Красноуфимск

Пятый Очень низкий Алапаевск, Артёмовский, Ивдель, Карпинск, Нижняя Салда, Североуральск, Тавда

ектов; высокий уровень развития торговой инфраструктуры. Накопленные резервы по вводу новых торговых площадей; активная городская политика по вопросам развития потребительского рынка города.

Отметим, что на локальном потребительском рынке города первого типа ожидаются следующие перспективные тенденции и процессы.

1. Сохранение положительной динамики локального потребительского рынка, но при условии её замедления.

2. Сохранение высокой привлекательности локального потребительского рынка региональной столицы для развития сетевого бизнеса. Продолжится рост и развитие сетей и их дифференциация по различным форматам (гипер-, супермаркеты, дискаунтеры, «магазины шаговой доступности»).

3. Снижение активности экспансии на территорию Екатеринбурга федеральных торговых сетей, а также сетей из других регионов России.

4. Сохранение сильных позиций местных торговых сетей.

5. Закрепление за локальным потребительским рынком Екатеринбурга позиций крупной сферы приложения труда значительной доли занятых в городской экономике.

Для городов второго типа, с высоким уровнем развития сетевой торговли на локальном потребительском рынке, есть все основания прогнозировать в ближайшей перспективе замедление динамики развития локального потребительского рынка, в том числе и замедление развития сетевых процессов.

Среди доминирующих факторов развития локального потребительского рынка для городов второго типа на первый план выдвигается фактор — общее состояние экономики города. Все представители второго типа испытали на себе сильнейшее влияние мирового экономического кризиса, отразившегося, прежде всего, на функционировании градообразующих предприятий.

В результате ухудшения общей экономической ситуации в городах второго типа произошло снижение денежных доходов населения, а следовательно, и покупательной способности.

Основной индикатор развития локального потребительского рынка — оборот розничной торговли на душу населения — у всех представителей второго типа в 2009 г. был выше, чем в 2008-м, однако темпы его роста отстают от среднерегионального значения. Кроме того, есть

все основания прогнозировать снижение темпов розничного товарооборота, поскольку у всех пяти городов наблюдаются более высокие темпы роста товарооборота по сравнению с темпами роста заработной платы.

Оборот розничной торговли на душу населения в городах данного типа был ниже среднерегионального, но выше, если рассматривать среднерегиональный показатель без учёта Екатеринбурга. Перспективы развития локальных потребительских рынков городов второго типа:

1. Замедление динамики развития локального потребительского рынка, сокращение объектов торговой инфраструктуры за счёт ухода с рынков слабых игроков.

2. Сохранение высокого уровня развития сетевой торговли на локальном потребительском рынке, но на фоне замедления экстенсивного расширения сетевых процессов.

3. Продолжение экспансии на территорию городов федеральных, региональных торговых сетей преимущественно с форматом торговых объектов — магазин-дискаунтер. Сохранение угрозы вытеснения локальных участников рынка со стороны предложения.

Считаем, что третий тип городов ожидает заметное замедление динамики развития локального потребительского рынка, сохранение средних на региональном уровне показателей развития сетевой торговли.

Основным фактором будущего развития локального потребительского рынка городов третьего типа будет выступать состояние экономики города, в значительной степени определяемое функционированием и развитием градообразующих предприятий.

В настоящее время мы являемся свидетелями протекания негативных процессов в экономике городов данного типа. Большинство представителей городов третьего типа — моноспециали-зированные. Ряд градообразующих предприятий испытывают серьёзный спад производства, что непосредственным образом влияет на средний уровень доходов жителей города.

Во всех городах третьего типа (за исключением Заречного) уровень безработицы в 2009 г. сформировался выше среднего значения по региону.

Перспективы развития локального потребительского рынка городов третьего типа:

1. Замедление динамики развития локального потребительского рынка в результате сокраще-

ния оборота розничной торговли, объектов торговли и торговых площадей за счёт прекращения деятельности слабых игроков.

2. Сохранение средних для регионального уровня показателей развития сетевой торговли.

3. Экспансия и развитие на территории города, прежде всего, региональных и местных торговых сетей.

Города четвёртого типа представляют собой преимущественно монопрофильные поселения, в которых все социально-экономические процессы, протекающие на их территории, в том числе и развитие локального потребительского рынка, находятся в прямой зависимости от положения дел на градообразующем предприятии. Отличие городов четвёртого типа от рассмотренных выше городов третьего типа заключается в том, что данная зависимость ещё более сильная, поскольку уровень диверсификации их экономики достаточно низок, а количество сфер приложения труда ограничено.

Большинство городов четвёртого типа испытало заметное сокращение производства в результате проявления мирового экономического кризиса.

Последствия кризисной ситуации нашли своё отражение в изменениях уровня заработной платы населения и уровня безработицы. Несмотря на то, что ситуация с заработной платой сложилась относительно неплохая (в 7 городах из 10 в 2009 г. отмечен её рост по сравнению с 2008 г.), положение усугубляет высокий уровень безработицы. В восьми городах из десяти данного типа он выше по сравнению со средним в регионе.

Для локального потребительского рынка городов четвёртого типа характерен специфический спрос населения, обусловленный высоким уровнем развития личных подсобных хозяйств, развитием фермерского хозяйства. Спрос населения на продовольственные товары частично удовлетворяется за счёт собственных ресурсов.

Городам указанного типа свойственна небольшая диспропорция между оборотом розничной торговли и заработной платой, рассчитанным на душу населения. Этот факт свидетельствует о том, что локальный потребительский рынок данных городов преимущественно ориентирован на местное население и что меньше степень вовлечения сбережений и реализации отложенного спроса.

Перспективы развития локального потребительского рынка городов четвёртого типа:

1. Заметное замедление динамики развития локального потребительского рынка в результате сокращения его участников со стороны предложения в первую очередь небольших по размеру хозяйствующих субъектов.

2. Сохранение высокой зависимости локального потребительского рынка от экономической ситуации на градообразующем предприятии.

3. Сохранение низкого уровня развития сетевых процессов на локальном потребительском рынке. Развитие на территории преимущественно региональных и местных торговых сетей.

4. Преобладание в структуре локального потребительского рынка независимых хозяйствующих субъектов.

Для городов пятого типа, с очень низким уровнем развития сетевой торговли на локальном потребительском рынке, характерно превышение заработной платы над размером оборота розничной торговли, рассчитанным на душу населения. Такой чёткой зависимости не наблюдалось в предыдущих четырёх типах городов. Следовательно, можно констатировать, во-первых, низкую степень вовлечения денежных ресурсов жителей на потребительский рынок города; во-вторых, преимущественную ориентацию городского рынка на потребности местного населения; в-третьих, отток денежных ресурсов жителей городов за их пределы; в-четвёртых, слабое развитие локального потребительского рынка, который не выступает объектом притяжения потенциальных покупателей с других территорий.

В большинстве городов пятого типа зафиксирован значительный спад промышленного производства, высокий уровень безработицы, низкий уровень товарооборота на душу населения.

Перспективы развития локального потребительского рынка городов пятого типа следующие:

1. Будет сохраняться низкая динамика развития локального потребительского рынка. По ряду показателей возможна отрицательная динамика, в частности, по количеству функционирующих объектов розничной торговли, размеру торговых площадей.

2. Сохранение в ближайшей перспективе очень низкого уровня развития сетевой торговли или её полное отсутствие. Формирование условий для экспансии торговых сетей.

3. Основными представителями хозяйствующих субъектов будут выступать отдель-

ные самостоятельные независимые магазины. Сохранение низкой привлекательности городов пятого типа для развития сетевых структур по причине невысоких доходов населения, слабого развития инфраструктуры торговли, отсутствия квалифицированных кадров.

4. По структурно-функциональным параметрам розничная торговая сеть городов пятого типа не претерпит каких-либо существенных изменений, по-прежнему будут преобладать независимые розничные торговые предприятия. Удовлетворение потребностей самых широких слоёв населения города будет в основном осуществляться с применением традиционной формы — «торговля через прилавок», однако начнёт постепенно развиваться и самообслуживание, преимущественно в непродовольственных магазинах.

В заключение отметим, что на региональном уровне главной задачей правительства Свердловской области сформулировано дальнейшее продвижение региональных сетей в города Среднего Урала. При этом областное Министерство торговли, питания и услуг преследует несколько целей: привести в «глубинку» инвестиции, новые технологии, иной уровень торгового обслуживания. Эти три задачи и решают региональные сети. В итоге местный бизнес начинает подтягиваться до уровня областного: внедряется система самообслуживания, улучшается технология, качество работы персонала, растёт заработная плата и, как следствие, закрепляются кадры. Широкое распространение торговых сетей в области формирует условия для здоровой конкуренции. Для населения при определённом уровне насыщенности торговыми предприятиями конкуренция всегда является положительным фактором.

В Свердловской области сформировался высокий уровень торгового обслуживания, и приход на Средний Урал других игроков не вызывает особых опасений, местные предприятия готовы противостоять в конкурентной борьбе. Сдерживание игроков на рынке торговли за счёт федеральных и мировых сетей осуществлялось ранее региональной и муниципальной властью осознанно. Внедрение новых игроков на рынке является позитивным фактором. Хотя, в действительности, для некоторых бизнесменов соседство с представителями мировых или федеральных сетей может обернуться потерями, поскольку, как показывает практика, благо для на-

селения не всегда является благом для бизнеса. В настоящее время ситуация расценивается как нормальная, если из-за границы или из Москвы в Екатеринбург, а в деревню, к примеру, из Серова придут конкуренты, которые предложат более высокий уровень обслуживания, широкий ассортимент товаров, привлекательные цены.

У мировых и федеральных сетей более жёсткие отношения с поставщиками и производителями. Те требования, которые предъявляют «Метро» и «Ашан» к деловым партнёрам, резко отличаются от укоренившихся в нашем регионе. У представителей мировых и федеральных сетей отношения жёстко формализованы. Качество, сроки, температура хранения, упаковка товаров стандартизированы. И эти условия строго выполняются. Со временем и региональные, и местные сети возьмут у новичков всё лучшее, а те будут принимать на реализацию товары, производенного в Свердловской области.

Тенденция увеличения доли крупных сетевых предприятий розничной торговли на рынке представителя первого типа — Екатеринбурга, являясь объективной и в целом прогрессивной в аспекте экономического развития и качества жизни населения, при этом может иметь ряд негативных последствий, в частности: монополизация розничной торговли, повышение цен; ущемление интересов поставщиков и потребителей из-за вытеснения с рынка несетевых, в т. ч. малых форм организации торговли и определённого ассортимента товаров; сдерживание развития производства; вымывание малого бизнеса из сферы розничной торговли и из городской экономики в целом (учитывая традиционную концентрацию малого бизнеса в этой сфере) с соответствующими негативными экономическими и социальными последствиями, идущими вразрез с принципом поддержки и развития малого бизнеса, являющегося важным элементом социально-экономической политики государства в условиях рыночной экономики.

Задачей городской власти должно стать обеспечение баланса в развитии различных форматов розничной торговли, создание благоприятных условий бизнеса в сфере розничной торговли для предприятий разных размеров и организационно-управленческих форм. Предпосылки для реализации данной задачи заложены в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ.

При этом следует учитывать опыт регулирования развития розничной торговли, накопленный в развитых странах.

Соотношение разных форм торговли в городе в условиях рыночной экономики не может быть нормативно жёстко установленным. Речь должна идти о наблюдении и корректировке неблагоприятных тенденций. При этом могут использоваться некоторые пороговые значения, в т. ч. по количеству торговых объектов, принадлежащих крупным торговым сетям и представителям малого и среднего бизнеса. Может определяться предельная доля торговых площадей, принадлежащих гипермаркетам на данной территории. Однако эти показатели должны использоваться лишь для принятия решений о необходимости корректировки сложившейся ситуации, а не в качестве основания для вмешательства в деятельность торгового бизнеса. Созданию предпосылок для устранения и корректировки неблагоприятных тенденций развития крупных торговых субъектов, большинство из которых — торговые сети, посвящены положения в названном Федеральном законе.

Корректировка тенденций должна осуществляться в процессе планирования использования городской недвижимости, выделении земельных участков, в частности, в форме отказа от ликвидации тех или иных торговых объектов и перепрофилирования участков.

Происходящий в Екатеринбурге уже в течение 6-7 лет быстрый рост и охват всё более существенной части розничной торговли продовольствием крупными торговыми сетями в настоящее время привёл к одному из своих закономерных, известных из мирового опыта последствий — смещению баланса рыночной силы от производителей к розничному звену и связанному с этим ухудшению положения предприятий-поставщиков.

Сегодняшнее поведение торговых сетей по отношению к предприятиям-поставщикам продовольствия можно назвать дискриминацией отдельных деловых партнёров, навязыванием поставщикам невыгодных условий договора, необоснованным занижением закупочных цен и завышением цен на услуги розничной торговли (например, в форме платы за доступ (входные бонусы).

Продолжается «диктат» крупных торговых сетей, в том числе и городских, в отношении поставщиков, основанный на получении скидок

с больших объёмов поставки и вынуждающих городских поставщиков снижать отпускные цены до минимальной рентабельности, принимать на себя дополнительные обязательства («входной бонус»).

В целом разрешение обострившихся проблем во взаимодействии предприятий-поставщиков с крупными торговыми сетями должно включать следующие составляющие:

1. Политика городской власти, направленная на предупреждение чрезмерной концентрации в сфере розничной торговли продовольственными товарами; поддержание в городе баланса крупных, средних и мелких форм розничной торговли; обеспечение сохранения разнообразия форм распределения товаров, форматов организации розничной торговли; поддержку малого бизнеса в сфере розничной торговли; снижение административных барьеров и административного регулирования в сфере розничной торговли, что способствовало бы развитию конкурентной среды и повышению эффективности бизнеса, снизило бы стимулы к антиконкурентным формам деловой практики.

Мерами реализации этой политики могут являться: налоговые льготы или прямая финансовая поддержка конкретных программ развития отдельных форматов организации розничной торговли, облегчение доступа малых и средних предприятий к современным технологиям в области распределения и реализации товаров; благоприятные для малого бизнеса в розничной торговле и развития фирменной торговли условия предоставления находящихся в собственности города земельных участков и недвижимости; включение малого бизнеса розничной торговли в качестве целевой группы специальных программ поддержки малого предпринимательства, разрабатываемых органами власти Свердловской области.

2. Усилия предприятий-поставщиков и предприятий торговли, не входящих в крупные торговые сети, по координации своей деятельности, включая создание объединений, конкурентоспособных по отношению к крупным торговым сетям с учётом мирового опыта таких объединений. Поддержка городской властью этих усилий на уровне создания общих условий деятельности методами, не противоречащими антимонопольному законодательству.

3. Разработка и соблюдение участниками рынка (поставщиками и предприятиями тор-

говли) правил взаимодействия (правил делового оборота), учитывающих интересы как поставщиков, так и розничного звена. Инициаторами разработки и внедрения таких правил (соглашений) могут быть деловые ассоциации (например, Совет предпринимателей, НП «Альянс»).

При этом данные правила и соглашения должны соответствовать требованиям антимонопольного законодательства, т. е. не создавать угроз возникновения картельных соглашений предприятий-поставщиков, ограничивать конкуренцию между ними, вводить необоснованные вертикальные ограничения в процессы распределения товара. Поддержка координации деятельности местных производителей продовольственных товаров и розничной торговли органами власти не должна создавать местным компаниям или каким-либо категориям местных поставщиков (например, крупным предприятиям пищевой промышленности) преимуществ перед поставщиками из других регионов, ограничивать доступ иногородних и иностранных товаров на региональные рынки.

4. Анализ антимонопольными органами действий, ценовой и договорной политики торговых сетей в отношении предприятий-поставщиков и принятие адекватных мер, предусмотренных действующим антимонопольным законодательством.

Подчеркнём, что развитие сетевых процессов на локальном потребительском рынке — это неизбежный, активно развивающийся процесс, соответствующий реалиям фор-

мирования постиндустриального общества. Противодействовать ему — означает останавливать эволюционный характер экономического развития. Для преодоления негативных проявлений функционирования сетевых структур в России активно создаётся законодательная база как на федеральном, так и региональном и местном уровнях.

Список литературы

1. Новикова, Н. В. Развитие элементов сетевой экономики на локальном потребительском рынке / Н. В. Новикова, Д. Ю. Верёвкин // Вестн. Челяб. гос. ун.-та. 2008. № 29. Вып. 16. Экономика. С. 98104.

2. Новикова, Н. В. Закономерности локализации розничных торговых сетей в пространстве региона / Н. В. Новикова, Д. Ю. Верёвкин // Современные тенденции локализации предприятий: европейский и российский опыт : материалы Междунар. круглого стола. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009.

3. Новикова, Н. В. Региональный потребительский рынок как саморазвивающаяся система / Н. В. Новикова, Д. Ю. Верёвкин // От идей академика С. С. Шаталина о системном подходе к саморазвивающимся социально-экономическим системам : тр. Всерос. конф. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2009. Т. 2. С. 100-104.

4. Дворядкина, Е. Б. Локальный потребительский рынок: сетевые аспекты развития / Е. Б. Дво-рядкина, Н. В. Новикова, Д. Ю. Верёвкин. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.