ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
ОКСАНА НИКОЛАЕВНА БОЧАРОВА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Малый и средний бизнес в России на протяжении последних лет был поставлен в достаточно жесткие и трудные для выживания условия. Несмотря на то, что в России и регионах власти давно декларируют о поддержке малого и среднего бизнеса, и в этом направлении сделано довольно много, в частности, создана инфраструктура, задействованы различные финансовые механизмы господдержки, более десяти лет действуют соответствующие целевые программы, все же принятые меры не обеспечивают снижения фискальной нагрузки и ограничений административного давления, не приводят к ожидаемым структурным изменениям в экономике и росту в ней доли малого и среднего бизнеса до сопоставимых с развитыми странами показателей. В нашей стране для перспективного развития малого и среднего бизнеса необходимо: государственная поддержка; привлечение инвестиций, как отечественных, так и иностранных; инновации; пониженные ставки налога на прибыль для малых и средних предприятий. Также следует минимизировать влияние бюрократии на малый бизнес, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Таким образом, в настоящее время малое и среднее предпринимательство имеет ряд проблем, препятствующих его развитию, поэтому в перспективе необходимо увеличение финансовых ресурсов государственной поддержки, понижение ставки налогооблагаемой базы, привлечение инвесторов и повышение мотивации для создания собственного бизнеса.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, перспективы развития, новые условия, инновации, налогообложение, предпринимательство, государственная поддержка, инвестиции.
За последние двадцать лет в Российской Федерации был создан новый сектор экономики -малое и среднее предпринимательство. К настоящему времени его роль и значение в национальной экономике существенно возросли. По некоторым показателям предпринимательство в нашей стране достигло уровня, сопоставимого со странами Европейского союза и США. По данным «Ежегодного отчета по малому и среднему бизнесу ЕС», малые и средние предприятия остаются основой экономики стран-членов ЕС [1]. Если всего насчитывается почти 21 млн предприятий, то из них более 99 % - малые и средние предприятия, т. е. предприятия с количеством занятых менее 250 чел. В секторе МСП подавляющее большинство - 92,1 % - микро-предприятия, имеющие менее 10 занятых [2].
В цивилизованной рыночной экономике место и роль малого и среднего бизнеса определяются его функциями и реальным вкладом в экономическое и общественное развитие. В сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует
ускоренному росту ВВП, созданию дополнительных рабочих мест, решению проблемы формирования «среднего класса», являющегося важнейшим фактором социальной и политической стабильности общества.
О роли данного бизнеса говорит и тот факт, что в нем занято почти 25 % экономически активного населения России. Тем не менее, уровень развития малого и среднего предпринимательства у нас недостаточен. К примеру, в странах ЕС малый бизнес обеспечивает 70 % рабочих мест [3]. В структуре нашей экономики он пока не является существенным звеном как с точки зрения доли в ВВП и общей занятости населения, так и с точки зрения фокуса экономической политики [4].
В связи с тем, что малое и среднее предпринимательство характеризуется меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью по сравнению с крупным, для его саморазвития государству целесообразно проводить политику, направленную на его поддержку и рост эффективности деятельности. Федеральным законом РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего пред-
принимательства в Российской Федерации» определены основные составляющие малого и среднего предпринимательства. В данном законе указаны основные цели государственной политики в этой сфере:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов
По данным Росстата и ФНС, по состоянию на
1 января 2013 г. зарегистрировано 6 037 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых занято около 18 млн чел. (без учета внешних совместителей), что в 3 раза больше чем в 2011 г. [6].
Если рассматривать численность малых предприятий на 1 января 2013 г. по регионам, то основная их часть приходится на Центральный федеральный округ, а их число здесь составляет 75221. Второе и третье место распределились между Приволжским (46664) и Северо-Западным (32501) федеральными округами (рис. 1).
в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов [5].
Малый и средний бизнес в России на протяжении последних лет был поставлен в достаточно жесткие и трудные для выживания условия. Несмотря на то, что в России и регионах власти давно декларируют о поддержке малого и среднего бизнеса и в этом направлении сделано довольно много, в частности, создана инфраструктура, задействованы различные финансовые механизмы господдержки, более десяти лет действуют соответствующие целевые программы, все же принятые меры не обеспечивают снижения фискальной нагрузки и ограничений административного давления, не приводят к ожидаемым структурным изменениям в экономике и росту в ней доли малого и среднего бизнеса до сопоставимых с развитыми странами показателей.
Динамика предприятий малого и среднего бизнеса за 2011-2013 гг., по данным Росстата, показывает незначительное увеличение числа средних предприятий с 15547 в 2011 г. по 15856 в 2013 г., для малых предприятий динамика более благоприятная: с 1578769 в 2011 г. по 1836433 в 2013 г., причем большую часть малых предприятий составляют микро-предприятия (1593755 из 1836433) (табл. 1).
В настоящее время просто недостаточно желающих и готовых заниматься бизнесом. Об этом красноречиво свидетельствуют данные июньского опроса Фонда общественного мнения. Это означает, что процесс развития предпринимательства не имеет устойчивого характера (рис. 2).
Перспективы развития малого и среднего бизнеса.
Для развития в нашей стране малому и среднему бизнесу необходимо:
- государственная поддержка;
- привлечение инвестиций, как отечественных, так и иностранных;
Таблица 1
Число малых и средних предприятий в 2011-2013 гг. [8]
Средние предприятия Малые предприятия
Всего в том числе микропредприятия
Число предприятий (на конец года)
2011 15547 1578769 1339345
2012 25170 1644269 1415186
2013 15856 1836433 1593755
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
- инновации;
- пониженные ставки налога на прибыль для малых и средних предприятий.
Развитие малого бизнеса вызывается двумя обстоятельствами:
1) особенностями современного этапа развития НТР, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования малого бизнеса;
2) дифференциацией потребительского спроса в условиях роста доходов населения и роста сферы обслуживания.
Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым и средним бизнесом, имеются перспективы дальнейшего развития. Прежде всего, необходимо решить следующие задачи:
- минимизировать влияние бюрократии на малый бизнес;
- сделать как можно проще процедуру регистрации;
- сократить число контролирующих органов и проверок;
- продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции.
ДАльн йбОСТОччын, СчСчрСиий федеральным...
фед*рал*лый^, Припйлжскнй... С еперо-Кавказским... Южный федеральный... Сє ве р □ -За п а дн ы й... Центральный...
I75221
20000 40000 ой00м 50000
Рис. 1. Численность малых предприятий (без микропредприятий) в январе-марте 2013 г. [7]
Рис. 2. Результаты опроса ФОМ, июнь 2013 г. [8]
Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагруз-
ку на малый и средний бизнес. Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого и среднего предпринимательства (федерального и региональных бюджетов, Федерально-
го фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования [9]. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России заняли свою нишу в контексте Концепции долгосрочного социальноэкономического развития России - 2020, ведь содействие развитию малого и среднего бизнеса официально признано одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики государства.
Основной проблемой является привлечение инвестиций. Совершенно очевидно, что без инвестиций, без применения современной техники и технологии невозможно эффективно решать задачи повышения качества продукции, снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности продукции и предприятий, обеспечения стабильного развития и высокой эффективности производства.
Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь, в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская [10].
В ближайшее время наиболее активно будут развиваться ИТ-технологии, торговля и всяческие эконом-проекты. Что касается 1Т-рынка, то его расширение и усовершенствование - это закономерность. Как говорят эксперты, рынок еще очень далек от насыщения, а пользователь постоянно требует большего. Это касается и доступа в интернет (тысячи населенных пунктов нуждаются в нем и готовы платить неплохие деньги, лишь бы получить возможность подключиться к Всемирной Сети), и современных гаджетов, которые раскупаются россиянами бешеными темпами, и онлайн-сервисов для ведения бизнеса (бухгалтерия в электронном виде, хранение информации в «облаке» и многое другое.) [11]. В 2012 г. облачные технологии только начали использоваться в Российской Федерации, их потенциал раскрыт далеко не полностью, а о некоторых возможностях использования «облака» не догадываются пока даже специалисты. Все больше предприятий и частных пользователей в ближайшее время будут обращаться к этим современным технологиям, чтобы удешевить и расширить свой бизнес.
Еще один вид предпринимательской деятельности, потенциал которого еще не раскрыт - это стартапы. Это развивающиеся компании, бизнес которых основывается на инновационной идее или
только что появившейся технологии. Эксперты обещают, что их число возрастет, а инвесторы будут активно вкладывать средства в их развитие [12].
Новым веянием в области господдержки российского предпринимательства в ближайшее время станет поддержка центров инжиниринга. Представители Министерства экономического развития в данный момент ведут активную работу в этом направлении.
Таким образом, в настоящее время малое и среднее предпринимательство в нашей стране имеет ряд проблем, препятствующих его развитию. Государство проводит комплекс мероприятий по данному вопросу, но их недостаточно, чтобы вывести малый и средний бизнес на тот уровень, который представлен в экономически развитых странах. Поэтому в перспективе необходимо увеличение финансовых ресурсов государственной поддержки, понижение ставки налогооблагаемой базы, привлечение инвесторов, повышение мотивации для создания собственного бизнеса.
Литература
1. Радюкова Я. Ю., Смолина Е. Э. Камень раз, камень два. Трансформация естественных монополий в экономике России // Российское предпринимательство. Москва, 2004. №6. С. 64-67.
2. Перевертова Т. А. К вопросу обеспечения конкурентоспособности российских предприятий сахарной промышленности // Экономика. Социология. Право. Москва, 2008. № 8.
3. Радюкова Я. Ю. Модернизация государственной политики: усиление регулирования деятельности естественных монополий // Известия Юго-Западного государственного университета. №6 (39). 2011. Ч. 1. С. 145-149.
4. Малый и средний бизнес в РФ 2013: налоги
растут, предприниматели умнеют, в моде бюджетный бизнес. URL: http ://eko mik. ru/magazine/others/10517 -
malyj -i-srednij -biznes-v-rf-2013 -nalogi-rastut-v-mode-byudzhetnyj-biznes-predprinimateli-umneyut.html
5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/12154854/
6. Бочарова О. Н. Императивы роста предпринимательской деятельности и ее важнейшая роль в экономике страны // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 10.
7. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. URL: http:// www.gks.ru
8. Арустамян Е. С. Перспективы развития малого предпринимательства в Российкой Федерации.URL: http://www.onlinescience.ru/m/products/economi_sciense/ gid396/pg0/
9. Климонова Н. А., Рябов Ю. П. Основные положительные и отрицательные тенденции, которые бу-
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
дут ожидать российское предпринимательство после вступления России в ВТО // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. №2. С. 71-74.
10. Александрова А. И. Концепция инновационного развития предпринимательства // Российское предпринимательство. 2013. № 14. С. 4-14.
11. Бурмистрова А. А., Родионова Н. К., Кондра-шова И. С. Межрегиональные диспропорции социально-экономического развития: причины и пути нивелирования // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 2.
12. Селезнева О. В., Толстых Т. Н. Стратегическое планирование диверсификации предпринимательской деятельности как стратегии развития // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. № 5 (121). С. 50-58.
References
1. Radyukova Ya. Yu., Smolina Ye. E. Kamen’ raz, kamen’ dva. Transformatsiya yestestvennykh monopoliy v ekonomike Rossii // Rossiyskoye predprinimatel’stvo. Moskva, 2004. № 6. S. 64-67.
2. Perevertova T. A. K voprosu obespecheniya konkurentosposobnosti rossiyskikh predpriyatiy sakharnoy promyshlennosti // Ekonomika. Sotsiologiya. Pravo. Moskva, 2008. № 8.
3. Radyukova Ya. Yu. Modernizatsiya
gosudarstvennoy politiki: usileniye regulirovaniya
deyatel’nosti yestestvennykh monopoliy // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. №6 (39). 2011. Ch. 1. S. 145-149.
4. Maliy i sredniy biznes v RF 2013: nalogi rastut,
predprinimateli umneyut, v mode byudzhetniy biznes. URL: http://ekomik.ru/magazine/others/10517-malyj-i-
srednij -biznes-v-rf-2013 -nalogi-rastut-v-mode-byudzhetnyj-biznes-predprinimateli-umneyut.html
5. O razvitii malogo i srednego predprinimatel’stva v Rossiyskoy Federatsii: feder. Zakon ot 24 iyulya 2007 g. № 209-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami). URL: http://base.garant.ru/12154854/
6. Bocharova O. N. Imperativy rosta predprinimatel’skoy deyatel’nosti i yeyo vazhneyshaya rol’ v ekonomike strany // Sotsial’no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 10.
7. Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Ofitsial’niy sayt. URL: http:// www.gks.ru
8. Arustamyan Ye. S. Perspektivy razvitiya malogo predprinimatel’stva v Rossiyskoy Federatsii. URL: http://www.onlinescience.ru/m/products/economi_sciense/ gid396/pg0/
9. Klimonova N. A., Ryabov Yu. P. Osnovniye polozhitel’niye I otritsatel’niye tendentsii, kotoriye budut ozhidat’ rossiyskoye predprinimatel’stvo posle vstupleniya Rossii v VTO // Sotsial’no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 2. S. 71-74.
10. Aleksandrova A. I. Kontseptsiya innovatsionnogo razvitiya predprinimatel’stva // Rossiyskoye predprinimatel’stvo. 2013. № 14. S. 4-14.
11. Burmistrova A. A., Rodionova N. K., Kondrashova I. S. Mezhregional’niye diproportsii sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya: prishiny i puti nivelirovaniya // Sotsial’no- ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 2.
12. Selezneva O. V., Tolstykh T. N. Strategicheskoye planirovaniye diversifikatsii predprinimatel’skoy deyatel’nosti kak strategii razvitiya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarniye nauki. Tambov, 2013. № 5 (121). S. 50-58.
* * *
PERSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS IN NEW CONDITIONS
OKSANA NIKOLAYEVNA BOCHAROVA Tambov state university named after G. R. Derzhavin,
Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Small and average business in Russia for the last years was in rather rigid and difficult conditions for a survival. In spite of the fact that in Russia and power regions long ago declare about support of small and average business, and in this direction it is made very much, in particular, the infrastructure is created, various financial mechanisms of the state support are involved, more than ten years the appropriate target programs work, nevertheless the taken measures don't provide decrease in fiscal loading and restrictions of administrative pressure, don't lead to expected structural changes in economy and growth of a share in it small and medium business to indicators comparable to the developed countries. For perspective development of small and average business in our country it is necessary: state support; attraction of investments, both domestic, and foreign; innovations; lowered rates of profit tax for small and medium-sized enterprises. Also it is necessary to minimize influence of bureaucracy on small business, it is possible to make more simply registration procedure, to reduce number of supervisory authorities and checks, to continue process of reduction of number of licensed kinds of activity and production. Thus, now small and average business has a number of the problems interfering its development therefore the increase in financial resources of the state support, fall of a rate of taxable base, involvement of investors and motivation increase for creation of own business in the long term is necessary.
Key words: small and average business, development prospects, new conditions, innovations, taxation, business, state support, investments.