Научная статья на тему 'Перспективные направления развития государственно-частного партнерства в России'

Перспективные направления развития государственно-частного партнерства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1026
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИЯ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КРИЗИС / ИНДЕКС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ТУРИЗМА / DIVERSIFICATION OF THE ECONOMY / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / CONCESSION / INFRASTRUCTURE CRISIS / TRAVEL AND TOURISM COMPETITIVENESS INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкрябина Анна Евгеньевна

В статье анализируются основные области реализации проектов в рамках государственночастного партнерства; выявляются объективные предпосылки сложившейся расстановки приоритетов; выделяются некоторые проблемы использования инструментов. Особое внимание уделяется отраслям, обладающим высоким потенциалом развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA

In the article are analyzed some scopes of public-private partnership, identified objective reasons of prevailing prioritization, identified main problems. Particular attention is given to industries with potential of economic growth.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления развития государственно-частного партнерства в России»

7 См.: Ершов М.В. Возможности роста в условиях валютных провалов в России и финансовых пузырей в мире // Вопросы экономики. 2015. № 12. С. 36.

8 См.: Замараев Б.А., Маршова Т.Н. Производственные мощности российской промышленности: потенциал импортозамещения и экономического роста // Вопросы экономики. 2015. № 6. С. 9.

9 URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/fund/# (дата обращения: 20.02.2017).

10 URL: http: //www.gks.ru/bgd/regl/b05_13/lssWWW.exe/Stg/13-19.htm (дата обращения: 10.03.2016).

11 URL: http: //www.gks.ru/bgd/regl/B13_56/lssWWW.exe/Stg/05-03.doc (дата обращения: 10.03.2016).

12 Дасковский В.Б., Киселев В.Б. Указ. раб. С. 11.

13 Там же. С. 13.

14 См.: Замараев Б.А., Маршова Т.Н. Указ. раб. С. 6.

15 URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/natura/natura38g.htm; http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/business/prom/natura/god10.htm (дата обращения: 20.02.2017).

16 URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab2.htm (дата обращения: 20.02.2017).

17 См.: Миронов В.В. Российская девальвация 2014-2015 гг.: падение в пропасть или окно возможностей? // Вопросы экономики. 2015. № 12. С. 27.

18 URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/natura/god10.htm (дата обращения: 20.02.2017).

19 URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/natura/god10.htm (дата обращения: 20.02.2017).

20 URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/efficiency/# (дата обращения: 20.02.2017)

21 URL: http://www.theglobaleconomy.com/rankings/Capital_investment/ (дата обращения: 20.02.2017).

22 URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?view=chart (дата обращения: 17.02.2017).

23 URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/ (дата обращения: 21.02.2017).

24 См.: Борисова И. и др. Российская экономика под гнетом санкций и дешевой нефти // Вопросы экономики. 2016 . № 7. С. 30.

25 URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab2.htm (дата обращения: 20.02.2017).

26 URL: http://www.cbr.ru/statistics/infl/Infl_01012017.pdf (дата обращения: 21.02.2017).

А.Е. Шкрябина

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ

В статье анализируются основные области реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства; выявляются объективные предпосылки сложившейся расстановки приоритетов; выделяются некоторые проблемы использования инструментов. Особое внимание уделяется отраслям, обладающим высоким потенциалом развития.

Ключевые слова: диверсификация экономики, государственно-частное партнерство, концессия, инфраструктурный кризис, индекс конкурентоспособности путешествий и туризма.

А.Е. Shkriabina

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA

In the article are analyzed some scopes of public-private partnership, identified objective reasons of prevailing prioritization, identified main problems. Particular attention is given to industries with potential of economic growth.

Keywords: diversification of the economy, public-private partnerships, concession, infrastructure crisis, the Travel and Tourism Competitiveness Index.

© Шкрябина Анна Евгеньевна, 2017

Кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономической теории (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

Устойчивый экономический рост, не зависящей от цен на энергоносители, преодоление инфраструктурного кризиса и диверсификация экономики — первоочередные задачи, стоящие перед Правительством РФ, реализация которых ввиду ограниченности бюджетных ресурсов невозможна без привлечения дополнительных источников финансирования. В этой связи залогом успеха может послужить привлечение ресурсов и разработок частных инвесторов. Такое официально закрепленное сотрудничество государства и частного бизнеса на принципах публичности и равноправия, позволяющее не просто объединить финансовые ресурсы сторон, но и повысить эффективность реализации инфраструктурных, инновационных и иных проектов получило название государственно-частного партнерства (ГЧП). В современной науке не сложилось единого определения, что предопределено разнообразием форм реализации ГЧП. Последнее является, скорее, достоинством, поскольку позволяет трансформировать сотрудничество в зависимости от области применения, потребностей сторон и используемого инструментария.

Несмотря на то, что переоценка ценности института государственно-частного партнерства и активация к нему интереса в России произошла в конце XX — начале XXI в., история его функционирования насчитывает не одно столетие. Однако широкое распространение ГЧП получило во второй половине XIX в. Большая часть подобных проектов реализовывалась на основе договора концессии, под которым понимался специальный вид договора представителей государственных органов и предпринимателей по передаче государством на определенных условиях исключительных прав по получению доходов с объектов государственной собственности. На основании концессионных соглашений были построены первая железная дорога, металлургический завод на Донбассе, проложены телеграфные провода и телефонные сети.

Таким образом, исторически объекты транспортной инфраструктуры для России были одним из приоритетных направлений развития ГЧП. Не случайно возрождение подобного партнерства началось именно в этой области: технологический износ, недофинансирование отрасли, рост расходов на содержание потребовали скорейшего поиска источников внебюджетных средств и предопределили привлечение частного бизнеса. Все это обусловило реализацию пилотных государственно-частных проектов именно в сфере модернизации транспортной инфраструктуры: строительство платной внутригородской автомагистрали «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге, платных участков федеральной трассы М4 «Дон», соединяющих Москву, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар и Новороссийск и др.

Аналогичные проекты осуществляются и в сфере воздушного и железнодорожного сообщения. Так, первые концессионные соглашения были заключены в отношении аэропорта «Пулково» с участием администрации Петербурга, ВТБ, Fraport Group, ОАО «Аэропорт Пулково». Позднее были приняты решения распространить опыт ГЧП и на московские аэропорты, поскольку бюджетных денег для выполнения государством всех проектов явно недостаточно. В железнодорожной отрасли готовится к строительству высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Казань, позволяющая преодолевать расстояние в 820 км за 3,5 ч. Реализация проекта стоимостью более 1 трлн руб. планируется российскими компаниями с привлечением китайских технологий. Подписание

меморандума о сотрудничестве состоялось 8 мая 2015 г. в присутствии В.В. Путина и Си Цзиньпина.

Безусловно, повышенное внимание к транспортной инфраструктуре обусловлено ее способностью влиять на экономические показатели в целом. Современные скоростные железнодорожные магистрали и авиасообщение — залог успешного развития многих отраслей особенно в масштабах нашей страны. «Наибольший рост экономики наблюдается там, где инфраструктурные инвестиции составляют от 6% до 8% ВВП страны. В тех государствах, где расходы на инфраструктуру составляют 3-4% от ВВП (в эту группу попадают большинство стран Западной Европы и, как ни странно, Россия), экономический рост оказывается умеренным или отсутствует»1.

В то же время коммунальная сфера и защита окружающей среды обладают едва ли не меньшей потребностью и небольшим потенциалом в привлечении внебюджетных источников финансирования. Внедрение инструментов долгосрочного тарифного регулирования всех коммунальных предприятий позволит предприятиям рассчитывать минимум на 5% защищенной прибыли. Таким образом, сферу ЖКХ сегодня можно оценить как рынок со стабильным спросом, защищенным уровнем прибыли и значительным потенциалом роста. Все это позволяет привлечь к модернизации систем водоснабжения и водоотведения, строительству очистных сооружений и переработке отходов частных инвесторов, заинтересованных в использовании высокоэффективных технологий. Одним из примеров ГЧП, планируемых к реализации в сфере переработки ТБО, является проект завода в Левашово под Санкт-Петербургом. Результатом соглашения будет й современное производство, позволяющее решить проблему утилизации отходов

0

? при невысокой себестоимости переработки, обеспеченное стабильным спросом. 2 Дальнейшее возведение новых комплексов по вторичному использованию

» сырья и переработке отходов, передача в концессионное управление частному

1 бизнесу низкоэффективных унитарных предприятий способны трансформи-| ровать одну из самых депрессивных отраслей в современную динамично раз! вивающуюся.

§ Еще одним перспективным направлением ГЧП, требующим скорейшего соз-

| дания необходимой инфраструктуры, является развитие внутреннего туризма | и еще более амбициозная задача — увеличение потоков иностранных туристов. 'I В соответствии с Индексом конкурентоспособности путешествий и туризма, | который рассчитывается аналитической группой Всемирного экономического I форума в Давосе, Российская Федерация по данным на начало 2015 г. заняла 45-е место в общем рейтинге стран2. Наибольшее количество баллов Россия набрала по естественным и культурным объектам наследия (заняв соответственно § 4-е и 10-е места). Негативную оценку заслуживали инфраструктура наземного и § водного транспорта (92), неблагоприятный деловой климат (109-е место) и уро-| вень безопасности (126-е место). В то же время, по сравнению с рейтингом стран, | опубликованным в 2013 г., Российская Федерация поднялась на 18 позиций (с 63-го места на 45-е). Однако такой рост произошел главным образом за счет снижения курса национальной валюты: цены стали более конкурентоспособны на внешнем рынке туристических услуг. Следовательно, Россия может предложить внутренним и внешним туристам разнообразие культурных и природных объектов, по своей ценности не уступающих лидерам туризма по достаточно 240 конкурентоспособным, по сравнению с мировыми, ценам. Это предоставляет

шанс перераспределить туристические потоки в пользу Российской Федерации. Преодоление отставания бизнес-среды, сервиса и безопасности — вот основные задачи, которые в условиях кризиса и ограниченности финансовых возможностей государства могут быть решены в рамках ГЧП.

Успешные примеры сотрудничества государства и бизнеса есть в десятках стран, лидирующих в рейтинге конкурентоспособности туризма (Испания, Франция, Италия, Турция и др.). Анализ практики применения инструментов ГПЧ в туризме демонстрирует несколько направлений для реализации проектов:

1) формирование имиджа страны или отдельных регионов, продвижение информации о туристических объектах внутри и за рубежом;

2) создание инфраструктуры и прокладка коммуникаций в рамках договоров концессии, лизинга и прямого финансирования;

3) предоставление налоговых льгот, кредитов под более низкую процентную ставку при строительстве определенных объектов (гостиниц, ресторанов и комплексов) и ведении туристической деятельности;

4) сохранение объектов культурного наследия, использование некоторых из них в качестве туристических объектов.

Из современной истории наиболее ярким примером по формированию имиджа страны является презентация Сочи и олимпийских объектов, позволившая познакомить иностранных граждан с культурой и уникальностью природных объектов нашей страны. Аналогичные цели были достигнуты в и входе прошедших в Казани XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г., XVI Чемпионата мира по водным видам спорта 2015 г. Подготовка к их проведению не ограничилась строительством спортивных объектов и объектов инфраструктуры, также были реконструированы объекты культурного наследия, находящиеся на территории древнего города Болгар и острова-града Свияжск. Проведение подобных мероприятий будет способствовать увеличению потока туристов, расширению представления о туристических объектах России, зачастую ограничивающегося Москвой и Санкт-Петербургом, демонстрировать потенциал отрасли.

Отдельно хотелось бы остановиться на таком направлении, как сохранение объектов культурно-исторического наследия. Развитие межрегионального туристического проекта «Русская усадьба», популярного среди россиян и иностранных туристов, существенно сдерживается плачевным состоянием большинства усадеб России, требующих незамедлительной реконструкции, которая, однако, сталкивается с недостатоком бюджетных средств. В этой связи интересен опыт ГЧП в сфере сохранения культурного наследия и развития туризма других стран. Система отелей «Парадоры» (в переводе — постоялый двор) в Испании демонстрирует возможности такого партнерства. Основная цель проекта — сохранение исторических памятников страны и привлечение туристов в слабо популярные и отдаленные регионы. Каждый из отелей — уникальный объект культуры страны. Старинные монастыри, замки, усадьбы и дворцы, оставаясь в государственной собственности, сохраняют свой аутентичный вид и исторические интерьеры, при этом отвечая всем требованиям современных гостиниц. Использование аналогичной системы «постоялых дворов» в Российской Федерации позволило бы реконструировать и сохранить оставшиеся дворянские усадьбы, расположенные в отдалении от известных туристических маршрутов. Реконструкция культурно-исторического наследия России, требующая значительных финансовых ресурсов,

невозможна без объединения государства, частного бизнеса и научной среды. В этой связи ГЧП способно наиболее полно ответить предъявляемым требованиям.

В то же время использование инструментов ГЧП в транспортной, коммунальной и культурной сферах сталкивается с целым рядом общих проблем:

1) отсутствие единого законодательного пространства. Несмотря на то, что, по данным «ГЧП журнал», в 68 регионах были приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие применение ГЧП, лишь 4 из них были оценены экспертами как эффективные3. Кроме того, наблюдаются разногласия между федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, устранение которых — первоочередная задача;

2) необходимость заключения многосторонних соглашений с привлечением к проекту третьих сторон — представителей науки, культуры и архитектуры. Такие трехсторонние взаимоотношения не имеют устоявшейся формы сотрудничества;

3) нестабильность условий и неуверенность в выполнении партнером своих обязательств (что справедливо как в отношении муниципальных органов власти, так и частных инвесторов);

4) отсутствие у регионов опыта реализации подобных проектов. Не случайно, что в субъекты с низким рейтингом развития ГЧП идут инвесторы, ранее реа-лизовывавшие аналогичные соглашения.

ГЧП — один из перспективных инструментов, позволяющих воплощать общезначимые, требующие значительных инвестиций проекты. Преимущественное сосредоточение реализованных соглашений изначально в сфере строительства транспортной инфраструктуры обусловлено рядом объективных предпосылок, среди которых и ее определяющее значение для развития экономики в целом. Однако анализ современной ситуации демонстрирует не менее острую потребность в заключении подобных контрактов и в обладающих значительным потенциалом коммунальной и культурной сферах. Привлечение частных инвесторов способно не только обеспечить необходимое финансирование, но и стимулировать внедрение современных высокоэффективных технологий, служить катализатором развития субъектов РФ. Таким образом, реалии сегодняшнего дня предоставляют уникальные возможности для роста числа успешно реализуемых проектов в рамках ГЧП в принципиально новых для регионов России направлениях.

1 Котов В. Инфраструктурный поворот // ГЧП журнал. № 8. URL: www.pppjournal.ru/article5 (дата обращения: 24.09.2015).

2 Index Results-The Travel & Tourism Competitiveness Index Ranking 2015. URL: www.reports.weforum. org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2015/index-results-the-travel-tourism-competitiveness-index-ranking-2015 (дата обращения: 24.09.2015).

3 См.: Развитие ГЧП в субъектах РФ. Рейтинг регионов ГЧП-2015. М., 2015. С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.