Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИДАКТИКА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходякова Наталия Владимировна

В статье определяются перспективные направления развития высшего профессионального образования в свете цифровой трансформации как национальной цели развития Российской Федерации. Рассматриваются наиболее значимые вопросы развития дидактики высшего образования. Анализируются психолого-педагогический портрет сегодняшнего обучающегося, деятельность преподавателя, а также то, как изменяются в связи с цифровизацией цели современного вузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMISING DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF HIGHER SCHOOL DIDACTICS

The article defines promising directions for the development of higher professional education in the light of digital transformation as a national development goal of the Russian Federation. The most significant issues of the development of didactics of higher education are considered. The article analyzes the psychological and pedagogical portrait of today’s student, the activity of the teacher, as well as how the goals of modern university education are changing in connection with digitalization.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Перспективные направления развития дидактики высшей школы

НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ХОДЯКОВА,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, доктор педагогических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: hodyakova@yandex.ru

Promising Directions for The Development Of Higher School Didactics

NATALIA VLADIMIROVNA KHODYAKOVA,

Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: hodyakova@yandex.ru

УДК 374

Аннотация. В статье определяются перспективные направления развития высшего профессионального образования в свете цифровой трансформации как национальной цели развития Российской Федерации. Рассматриваются наиболее значимые вопросы развития дидактики высшего образования. Анализируются психолого-педагогический портрет сегодняшнего обучающегося, деятельность преподавателя, а также то, как изменяются в связи с цифровизацией цели современного вузовского образования.

Ключевые слова и словосочетания: высшее образование; дидактика; направления развития; цифровая трансформация; обучающийся.

Annotation. The article defines promising directions for the development of higher professional education in the light of digital transformation as a national development goal of the Russian Federation. The most significant issues of the development of didactics of higher education are considered. The article analyzes the psychological and pedagogical portrait of today's student, the activity of the teacher, as well as how the goals of modern university education are changing in connection with digitalization.

Keywords and phrases: higher education; didactics; directions of development; digital transformation; student.

В современных динамично меняющихся условиях жизни российского общества, усложнения внешнеполитической ситуации как никогда важно определить векторы дальнейшего устойчивого и независимого развития государства, выявить и актуализировать национальные ресурсы и резервы социального и экономического прогресса. Одним из главных источников всестороннего благополучия

любой страны, как известно, является образование, в том числе образование высшее, готовящее специалистов, способных ответить на различные вызовы современности, разрешить возникшие проблемы, осуществить необходимые преобразования. В этом контексте определение «точек роста» высшего образования, теоретическое обоснование перспективных направлений профессиональной под-

готовки выпускников вузов представляются первостепенными задачами.

Среди целей развития Российской Федерации, в том числе образования, на государственном уровне к числу приоритетных отнесена цифровая трансформация1. Цифровые технологии на сегодняшний день предоставляют принципиально новые возможности в работе с учебной информацией, в организации учебной деятельности и взаимодействии субъектов образования. Развитие дидактики высшей школы сегодня все более связывается с цифро-визацией и соответствующим переосмыслением основных дидактических категорий: цель, содержание, методы, формы, средства обучения, субъекты обучения, среда обучения и т. д. Не претендуя на исчерпывающий анализ всех аспектов развития дидактики высшего образования, остановимся на наиболее значимых, с нашей точки зрения, вопросах.

Первый из таких вопросов: каков психолого-педагогический портрет сегодняшнего обучающегося — центральной фигуры высшего образования? Назовем и прокомментируем некоторые извлеченные из научных работ [2—4] характеристики обучающихся цифровой эпохи:

— владеют современными информационно-телекоммуникационными технологиями и ожидают тех же компетенций от окружающих, в большей степени доверяют Интернету, нежели старшим поколениям;

— ведут сетевой образ жизни, находятся в состоянии перманентной, взаимно активной коммуникации с другими, то есть в обучении им сложно пребывать в роли пассивного объекта научения, им требуются интерактив, обратная связь;

— имеют клиповое мышление, ежедневно воспринимают и продуцируют разнообразный по смысловому содержанию и форме фрагментарный контент, в обучении они демонстрируют инфантилизм, рассеянное внимание, ориентированы на мультимедийную и дозированную по объему информацию, оценивают ее поверхностно, не способны к системному анализу и устойчивому вниманию;

— являются рациональными, прагматичными, эгоцентричными, у них не развита способность к сопереживанию, привыкли действовать в многозадачном режиме, обучение должно приносить им конкретные результаты, помогать становиться успешными в плане карьеры и материального благосостояния;

1 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Рос. Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4884.

— могут проявлять академическую недобросовестность в части использования неразрешенной помощи, что требует разработки и обеспечения соблюдения этических стандартов и правил в обучении.

Каким же видится сегодня другой субъект высшей школы — преподаватель? В его новом (цифровом) функционале в соответствии с результатами выполненных педагогических исследований [1; 3 и др.] усматриваются такие виды деятельности, как:

— тьюторство, то есть обеспечение педагогического сопровождения индивидуальной образовательной траектории обучающегося в информационно-образовательной среде, наставничество в области самообразования и саморазвития;

— модерирование учебной коммуникации, способность поддерживать устойчивые мотивацию и внимание участников общения в цифровой среде;

— лидерство в цифровой проектной команде, то есть объединение обучающихся в работе над образовательным проектом, эффективное управление процессом группового сотрудничества;

— оказание психологической помощи обучающимся в ситуациях их вынужденной изоляции в процессе дистанционного обучения;

— осуществление навигации в пространстве электронных образовательных ресурсов, цифровых платформ обучения, методическое сопровождение поиска и отбора учебного контента;

— режиссура и педагогический дизайн мультимедийных средств обучения: видеолекций, слайд-роликов, электронных учебников, виртуальных экскурсий и т. п.

Следующий по значимости, на наш взгляд, дидактический вопрос: как изменяются в связи с цифровизацией цели современного вузовского образования?

Определяя цели вузовского обучения в нынешних условиях, уже недостаточно опираться на формулировки компетенций федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования или описание трудовых функций и действий специалиста, представленные в профессиональных стандартах. Речь должна идти о подготовке выпускника как целостной личности, обладающей не только опытом учебно-профессиональной деятельности, но и опытом критического мышления и свободного самоопределения, безопасного поведения, нравственной рефлексии, социальной ответственности и саморегуляции, творческой самореализации, непрерывного саморазвития. Неслучайно среди национальных целей разви-

тия Российской Федерации на период до 2030 г. названы создание благоприятных возможностей для самореализации молодых людей и развития их способностей, а также комфортная и безопасная среда жизнедеятельности1. Кроме того, помимо институациональных целей образования сегодня должны быть также учтены персональные образовательные цели самих обучающихся как полноправных субъектов образовательного процесса.

Ориентация обучения в высшей школе на обсуждаемые цели требует адекватного ей содержания образования, от которого в условиях цифровизации требуются:

— замена узкой предметности и профи-лизации на междисциплинарность и конвер-гентность (то есть синтез фундаментального и практико-ориентированного содержания, гуманитарного и технологического аспектов, интеграция контента основного и дополнительного образования в виде массовых открытых онлайн курсов);

— персонализация учебного контента, его настройка на индивидуальные способности, потребности обучающихся, их ведущие модальности восприятии, обеспечение индивидуальной образовательной траектории в выборе образовательных программ, курсов и модулей;

— цифровое моделирование недоступных ранее для наглядного изучения объектов и явлений, аудиовизуальная поддержка формирования умений и навыков, мотивирующий игровой и реалистичный контент;

— акцентрирование внимания на самостоятельной учебной деятельности, включенность в содержание образования цифровых продуктов, созданных самими обучающимися в процессе проектной, исследовательской и иной креативной деятельности;

— исключение из содержания цифрового обучения рутинных видов деятельности, создание проблемно-ориентированных блочно-модульных программ обучения, позволяющих достигать по каждому модулю уровня принятия будущим специалистом креативных и ответственных решений;

— обеспечение вариативности, альтернативности, избыточности источников учебного контента, интеграция и систематизация фонда цифровых образовательных ресурсов;

— гарантированность психофизиологической и информационной безопасности цифрового контента для обучающихся.

Одним из основных принципов классической дидактики является соответствие методов,

1 Там же.

форм, средств и приемов обучения как образовательным целям, так и реализуемому в этих целях содержанию. В случае цифровизации обучения его методическая инструментовка также должна подчиняться этому принципу. Что это означает?

Во-первых, произошли качественные изменения учебной деятельности в связи с переходом от ограниченного в пространстве и времени и вертикально управляемого взаимодействия преподаватель — обучающийся к открытому и горизонтально-сетевому взаимодействию всех преподавателей со всеми обучающимися. Кроме того, во взаимодействии обучающих и обучающихся появился новый агент — искусственный интеллект, способный оказывать помощь и ассистировать в учебной деятельности, настраивать средства обучения на индивидуальные потребности и особенности обучающихся, а также на решаемые педагогом задачи. Например, технология телеприсутствия делает возможным почти полноценное участие в обучении лиц, имеющих проблемы со здоровьем и находящихся на домашнем режиме. Такой обучающийся, пребывая физически вне аудитории за компьютером, может видеть, слышать и говорить при помощи робота. В ходе занятия преподаватель задает вопросы, а удаленный ученик отвечает на них. У обучающегося создается эффект полного присутствия рядом с другими обучающимися.

Во-вторых, информационные технологии принципиально изменили педагогическую деятельность. Так, технологии больших данных и блокчейн позволяют проводить непрерывный мониторинг хода учения, анализировать его результаты в форме цифровых следов, в том числе накапливаемых в цифровых портфолио обучающихся, и по итогам мониторинга и анализа оценивать как результативность обучения в каждый момент времени, так и динамику развития обучающегося на протяжении определенного временного периода, а также прогнозировать учебную успешность в будущем и вырабатывать соответствующие персональные рекомендации.

Все более популярной становится педагогическая технология «перевернутый класс», демонстрирующая высокую эффективность формирования компетенций обучающихся за счет опережающего самостоятельного изучения ими во время самоподготовки теории по заранее предоставленному учебному материалу (например, записанным видеолекциям) и выполнения практической деятельности в последующие часы занятий во взаимодействии с преподавателем. Эта технология позволяет стимулировать

субъектную активность обучающихся в выявлении и преодолении когнитивных затруднений, а также обязательное накопление ими опыта решения практических задач различной сложности.

Формированию устойчивых базовых знаний служит технология микрообучения, в которой содержание обучения делится на небольшие порции и многократно закрепляется. Эта технология применяется, как правило, с поддержкой различных гаджетов: смартфонов, планшетов и т. д. Она показала себя с положительной стороны при организации самообразования.

Целый спектр педагогических технологий разрабатывается сегодня на основе применения результатов нейрофизиологических исследований в области когнитивистики и уже активно используется в бизнес-образовании. К таким технологиям относятся: технология визуализации учения под названием «Ментальные карты», которые представляют собой вариант инфографики, отражающий логику познания иерархических связей изучаемых объектов; технология сторителлинга используется с целью мотивирования обучающихся и состо-

ит в трансформации учебного материала в виде захватывающей эмоциональной истории; технология скрайбинга позволяет составлять конспекты лекций и передавать основной смысл изученного в виде рисунков.

Подобный ряд инноваций можно продолжить. Однако важным является тот факт, что инструментальная цифровизация в обучении не должна подменить системную дидактическую трансформацию и стать самоцелью. Всякий раз, когда мы включаем в арсенал содержательных или процессуальных педагогических средств то или иное дидактическое новшество, следует отрефлексировать и его целесообразность, и его соответствие ситуации обучения, то есть найти его место в комплексе внешних и внутренних факторов развития личности обучающегося. Необходимо помнить, что именно человек есть мера всех вещей, и перспективные направления развития дидактики высшей школы определяются именно их человекосообраз-ностью, устремленностью к развитию человеческого в человеке. Как метко выразился Альберт Эйнштейн, «человеческая сущность должна преобладать над технологией».

Список литературы:

1. Абрамов Р. Н. и др. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2.

2. Еременко Т. В. Конструирование академического этоса студентов в информационно-образовательной среде современного вуза: педагогическая модель // Педагогика. 2021. № 2.

3. Кондаков А. М., Сергеев И. С. Методология проектирования общего образования в контексте цифровой трансформации // Педагогика. 2021. № 1.

4. Подуфалов Н. Д. К вопросу развития дидактики в условиях цифровой трансформации общества // Педагогика. 2021. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.