Научная статья на тему 'Перспективные направления профессиональной ориентации школьников в системе дополнительного технологического образования'

Перспективные направления профессиональной ориентации школьников в системе дополнительного технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАНОТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / TECHNOLOGICAL EDUCATION / NANOTECHNOLOGY / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шигарева Елена Николаевна

В статье проанализированы этапы развития профильного и профессионального обучения школьников в рамках трудовой/технологической подготовки. Рассмотрен вопрос о возможности пропедевтической профессиональной ориентации учащихся младшего школьного возраста в условиях развития современного производства, основанного на достижениях в области нанотехнологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шигарева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspective directions of professional orientation of schoolchildren in the system of additional technological education

The article analyses the stages of development of specialized and professional education of schoolchildren in the framework of the technological preparation. The question about possibility of professional orientation of pupils of primary school age in the conditions of modern production, based on the achievements in the field of nanotechnologies.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления профессиональной ориентации школьников в системе дополнительного технологического образования»

Е. Н. Шигарева. Перспективные направления профессиональной ориентации школьников 6 системе.

• презентация результатов и их оценка экспертами;

• реализация на практике.

Клуб также организует для студентов консультации по бизнес-планированию с предпринимателями из крупных фирм нашего города; консультации участников инновационных конкурсов, проводимых правительством Кировской области; сотрудничает с фондом поддержки малого и среднего предпринимательства в Кировской области.

Ежегодно в стенах академии проводится ставший уже межвузовским конкурс «Бизнес-идея», где студенты представляют свои разработанные бизнес-планы, собственные предпринимательские инициативы. Цель конкурса - выявление и продвижение эффективных бизнес-идей, имеющих перспективу внедрения на территории Кировской области; повышение экономической и предпринимательской активности молодежи.

На «Бизнес-идее-2012» студенты представили проекты: «Детский центр "Сказочный мир"», «Клуб молодых политиков 2.0», «Бизнес-план по созданию рекрутингового агентства на базе вуза», «Бизнес-план открытия кафе здорового питания», «Бизнес-план организации прудного хозяйства», «Открытие фабрики по выращиванию клубники в защищенном грунте», «Бизнес-план развития фермерского хозяйства ИП Глушков» и др.

Требования к профессиональной компетентности и конкурентоспособности будущих экономистов отражены в структуре разрабатываемых проектов (резюме проекта; описание предприятия; описание продукта; анализ рыночной ситуации и план маркетинга; организационный план; производственный план; инвестиционный план; финансовый план).

Комиссия конкурса, в состав которой входили известные предприниматели из ведущих фирм Кирова, специалисты фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Кировской области, преподаватели кафедры экономики и студент выпускного курса, высоко оценила уровень подготовки студенческих бизнес-проектов, отметив их реалистичность и востребованность внедрения на территории Кировской области.

Участники клуба принимают активное участие в городских и всероссийских конкурсах и конференциях. Например, участие двух команд в студенческом конкурсе «Лучший бизнес-план инновационного проекта», проводимым инновационным бюро «Эксперт» (г. Москва).

Таким образом, процесс профессиональной подготовки в вузе способствует формированию профессионального самоопределения будущих экономистов, их потребности в самореализации, что дает возможность будущим экономистам быть востребованными и конкурентоспособными на рынке труда и успешно реализовывать себя в профессиональной деятельности.

Примечания

1. Андреева Н. В. Практико-ориентированное обучение в процессе профессионального самоопределения студентов // Педагогическое образование и наука. 2009. № 12. С. 85

2. Федорова Ю. А. Профессиональное самоопределение студентов высшей школы. URL: http:// journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped12/ped12_39.pdf.

3. Гирба Е. Ю. Мониторинг качества процесса педагогической деятельности; учеб.-метод. пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2010. С. 80.

УДК 37.048.45

Е. Н. Шигарева

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье проанализированы этапы развития профильного и профессионального обучения школьников в рамках трудовой/технологической подготовки. Рассмотрен вопрос о возможности пропедевтической профессиональной ориентации учащихся младшего школьного возраста в условиях развития современного производства, основанного на достижениях в области нанотехнологий.

The article analyses the stages of development of specialized and professional education of schoolchildren in the framework of the technological preparation. The question about possibility of professional orientation of pupils of primary school age in the conditions of modern production, based on the achievements in the field of nanotechnologies.

Ключевые слова: технологическое образование, нанотехнологии, профессиональная ориентация.

Keywords: technological education, nanotechnology, professional orientation.

Изменение социально-экономической ситуации в России требует пересмотра содержания и методов работы общеобразовательной и профессиональной школы [1]. На международном нанофоруме в 2009 году президентом России было определено пять приоритетов технологического развития страны, в основу которых положены достижения в области нанотехнологий: энергетика, ядерные технологии, информационные технологии, космические технологии, медицина [2]. В связи с этим журнал «Популярная механика» представил перспективные профессии ближайшего и далекого буду-

© Шигарева Е. Н., 2012

щего: нанохирург, специалист по управлению погодой, программист транспортных потоков, генетический терапевт, специалист по терраморфингу, анабизиолог, космический архитектор [3].

Очевидно, что начинать подготовку специалистов в обозначенных сферах деятельности нужно еще со школьной скамьи. Образовательная область «Технология» является той дисциплиной, включающей в себя знания междисциплинарного характера, которая позволяет решить научно-практические задачи, сформировать у школьников техноло-

гическую грамотность, компетентность, а также создать условия для профессионального самоопределения в условиях современного рынка труда. Если обратиться к истории становления технологической подготовки школьников, то можно отметить, что система трудового обучения в России была направлена на освоение учащимися приемов обработки наиболее распространенных материалов, подготовку учащихся к будущей трудовой деятельности и на формирование у них профессиональных умений и навыков. В табл. 1 представлены

Год Состояние профильного и профессионального обучения школьников в России Направления трудовой/технологической подготовки

1884 В школах России вводится ручной труд, в рамках которого школьники обучаются ремеслам: столярному, слесарному, портняжному, ткацкому. Цель обучения: подготовка учащихся к будущей трудовой деятельности, формирование у них профессиональных умений и навыков [4] Ведется обучение различным ремеслам: слесарному, ткацкому, сапожному, столярному и др. [5]

1937 Трудовое обучение отменено как самостоятельный предмет из-за недостатка квалифицированных учителей и слабой учебно-материальной базы [6] До 1937 года шла подготовка по следующим профессиям: переплетчик, столяр, электрик (в программе школьного обучения большое внимание уделяется элементам электротехники) [7]

1954—1955 Трудовое обучение вводится в начальной школе В содержание технологической подготовки входит обработка бумаги, картона, тканей, первоначальные работы с древесиной и др. [8]

1955-1956 Трудовое обучение вводится во всех классах средней школы. В 8-10-х классах вводится курс основ производства и производственная практика Осуществляется подготовка учащихся к квалифицированному труду по одной из массовых профессий народного хозяйства или культуры [9]

1958 Вводится в действие закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [10] Наряду с аттестатом зрелости выпускники школ получали свидетельства о присвоении им рабочего разряда по той или иной массовой профессии

1964,1966 Изменены сроки обучения в общеобразовательной школе до 10 лет. Производственное обучение признано необязательным и заменено трудовыми политехническими практикумами по различным видам труда и отраслям техники ГШ Трудовые политехнические практикумы по металлообработке, обработке тканей, автомобилю, по электротехнике и др.

1984 В 8-9-х классах трудовая подготовка школьников организуется в виде профильного обучения и изучения курса «Основы производства. Выбор профессии» [12] Знакомство школьников с техникой, технологией и экономикой производства, с содержанием труда рабочих различных профессий

1988 Признано необязательным проведение профессионального обучения в 10-11-х классах. Как следствие, отпала необходимость в профильном обучении учащихся в 8-9-х классах [13] -

1992 Разработан государственный базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений РФ. В инвариантной части плана учебные предметы «Трудовое и профессиональное обучение», «Техника, как средство жизнедеятельности человека» и др. трансформированы в образовательную область «Технология» [14] Школьники изучают следующие направления: технология обработки конструкционных материалов и машиноведение, элементы электротехники и радиоэлектроники, автоматизация производства и робототехника, информационные технологии, основы общественного производства и ДР. [15]

Таблица 1

Этапы развития профильного и профессионального обучения школьников в рамках трудовой/технологической подготовки Х1Х-ХХ вв.

Е. Н. Шигарева. Перспективные направления профессиональной ориентации школьников в системе.

этапы развития профильного и профессионального обучения школьников.

Как видно из табл. 1, технологическое образование XIX-XX вв. было направлено на приобретение навыков по обработке наиболее используемых материалов (древесина, металл, текстильные материалы и др.), а также на овладение учащимися одной из массовых профессий, направление подготовки по которой зависело от развития производственной сферы жизни людей.

Программой основного общего образования по образовательной области «Технология» (2004 год) предусматривается изучение раздела «Современное производство и профессиональное образование»: 8-й класс - 2 часа, 9-й класс - 2 часа. В рамках изучения данного раздела рассматриваются следующие темы: 8-й класс - Сферы и отрасли современного производства; Основные структурные подразделения производственного предприятия: Разделение труда; Приоритетные направления развития техники и технологий в легкой и пищевой промышленности; Влияние техники и технологий на виды и содержание труда; Понятие о профессии, специальности и квалификации работника; Факторы, влияющие на оплату труда. 9-й класс - Роль профессии в жизни человека; Виды массовых профессий производства и сервиса; Региональный рынок труда и его конъюнктура; Профессиональные качества личности и их диагностика; Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования; Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности [16].

Но развитие информационных технологий, наукоемких технологий и появление новых технологий обработки материалов, а также государственные задачи, обусловленные подготовкой современного общества к жизни в высокотехнологичном мире, потребность в специалистах приоритетных отраслей для инновационного развития страны требуют повышения образовательного уровня профессиональной, технологической подготовки школьников на всем протяжении процесса обучения, а не только в старших классах.

В конце прошлого века сформировалась особая категория технологий, отраслей и изделий, которые получили название «high technology» - «высоких», или, что то же самое, «наукоемких», или «высокотехнологичных». Условно к высоким технологиям относят те технологии, производства и продукты, в которых интеллектуальные компоненты составляют более половины стоимости [17].

В условиях развивающихся современных инновационных технологий школьникам необходимо получать представления о мире техники и техносфере, о сферах деятельности людей и их профессиях, о влиянии технологий на окружающую среду. Данные знания, как уже было отмечено, школьникам целесообразно получать при изуче-

нии образовательной области «Технология», но так как в учебниках по технологии информация о современных технологиях отсутствует, существует огромный разрыв между изучаемыми технологиями в школе и технологиями современного производства, с которыми столкнутся учащиеся (выпускники) после окончания школы. В одной из своих статей д-ра физ.-мат. наук, профессор МПГУ Ю. Л. Хотунцев предлагает информацию о современных развивающихся технологиях довести до сведения учащихся с помощью экскурсий, видео- и DVD-фильмов, но также отмечает, что, к сожалению, данные фильмы в настоящее время не производятся [18].

Для совершенствования технологической подготовки, более ранней профильной подготовки школьников, а также повышения интереса учащихся к изучению таких предметов, как биология, физика, информатика, химия, автором статьи разработана дополнительная образовательная программа для учащихся 3-4-х классов «Удивительный мир нано», рассчитанная на 36 часов. Занятия проводятся в Центре детского творчества с изучением прикладной экономики города Кирова. Программа реализуется в рамках научно-исследовательского проекта, разработанного педагогическим коллективом Центра детского творчества, по теме «Сетевые технологии в развитии информационной образовательной среды дополнительного образования детей». Цель программы: пропедевтическое знакомство школьников с наукоемким, технологичным производством на основе информационно-коммуникационных технологий и нанотехнологий.

В ходе реализации программы, при изучении таких тем, как «Путешествие в наномир», «Что открыла нам природа», «Увидеть невидимое», «На-нотехнологии вокруг нас», «Загадки наномира», «Роботы: от истоков до наших дней», «Мир профессий: прошлое, настоящее, будущее» и др., школьники знакомятся с основами нанотехноло-гий, их использованием в различных отраслях промышленности и в окружающем нас мире (в повседневной жизни). Разработанная методика проведения занятий направлена на привлечение школьников к активному и грамотному использованию информационных технологий, в том числе интернет-ресурсов. На данных занятиях у воспитанников объединения формируются навыки работы с поисковыми системами, такими, как Google, Yandex.

В качестве примера пропедевтической профессиональной ориентации воспитанников младшего школьного возраста Центра детского творчества с изучением прикладной экономики, опишем последовательность проведения занятия по теме «Мир профессий: прошлое, настоящее, будущее». На изучение данной темы отводится 4 часа (2 занятия по 2 часа). На первом занятии в ходе постановки целей и задач урока учитель сообщает

о том, что в зависимости от развития современного производства, развития технологий обработки материалов изменяется востребованность той или иной профессии и появляются совершенно новые профессии. Например, в прошлое ушли такие профессии, как писец, ямщик, за-жигатель фонарей и т. д.

В ходе занятия по обозначенной теме учащимся предлагается выполнить несколько заданий, варианты которых представлены ниже.

Задание 1. Учащимся в течение 5-10 мин предлагается в пустые строки таблицы вписать названия профессий, которые, по их мнению, скоро уйдут в прошлое, будут востребованы всегда, будут востребованы в будущем. Вариант выполненного задания представлен в табл. 2.

Таблица 2

Задание: заполните пустые строки таблицы

Укажите профессии, которые, по Вашему мнению, скоро уйдут в прошлое_

■ Машинист

■ Электрик

■ Пианист, музыкант

■ Учитель

■ Техслужащая_

Укажите профессии, которые, по Вашему мнению, будут востребованы всегда_

■ Ученый

■ Инженер

■ Пожарный

■ Специалист по компьютерам_

Укажите профессии, которые, по Вашему мнению, будут востребованы в будущем_

■ Антитехнолог

* Конструктор роботов_

Проверка выполнения задания осуществляется в ходе беседы учителя с учащимися с использованием презентации.

Задание 2. Составить презентацию, состоящую из 4-5 слайдов, об одной из профессий будущего по следующему плану: название профессии; область деятельности; список предметов школьной программы, знания по которым необходимы для освоения профессии; привести иллюстрации, характеризующие будущую профессию; подготовить выступление на 1-2 минуты по «защите» обозначенной профессии.

При выполнении данного задания школьники пользуются поисковыми системами сети Интернет, а также программой PowerPoint.

Задание 3. Учащиеся делятся на 2-3 команды, каждая из которых составляет список наиболее востребованных, по их мнению профессий в течение 10-15 мин. Задача команд - по очереди называть профессию и аргументированно объяснять ее необходимость и значимость. Задача противоположных команд - привести как можно больше контраргументов по названной профессии.

При выполнении данного задания учащиеся могут использовать поисковые системы сети Интернет.

В зависимости от материально-технического обеспечения (наличие компьютеров, подключение к сети Интернет), при проведении занятий по теме «Мир профессий: прошлое, настоящее, будущее» варианты выполнения представленных заданий могут быть изменены.

В ходе реализации дополнительной образовательной программы «Удивительный мир нано» Центр детского творчества сотрудничает с Вятским государственным гуманитарным университетом, что позволяет проводить экскурсии и часть практических занятий в лаборатории нанохимии и нанотехнологии ВятГГУ. Воспитанникам объединения демонстрируется оборудование, используемое для проведения исследований на нано-уровне, литературные источники по нанотехно-логиям. При проведении практических занятий воспитанники изучают принципы работы сканирующих зондовых микроскопов и проводят небольшие исследования под руководством заведующего лабораторией Д. Н. Данилова и студентов химического факультета. Результатом практических работ, является исследование на наноуровне поверхности объектов, используемых в повседневной жизни (СБ-диски, человеческий волос, волокна текстильных материалов).

Воспитанники объединения активно вовлекаются в исследовательскую деятельность, которая осуществляется в рамках подготовки к конкурсам различного уровня, таким, как региональный этап конкурса исследовательских работ школьников имени В. И. Вернадского; международный детский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо», г. Москва; фестиваль юных исследователей «Успешность. Творчество. Личность»; муниципальная сессия российской межрегиональной конференции исследовательских и проектных работ учащихся «КИПР-Вятка-2011» и др.

Следует отметить ряд трудностей, с которыми мы столкнулись в процессе реализации программы «Удивительный мир нано»: настороженное отношение к образовательной области нанотехнологий со стороны учителей; низкий уровень материально-технической базы, обусловленный высокой стоимостью оборудования для проведения исследований на наноуровне; отсутствие методических разработок по изучению вопросов нанотехнологий.

Несмотря на обозначенные трудности, реализация дополнительной образовательной программы «Удивительный мир нано» дает возможность сформировать у школьников представление о современных перспективных технологиях; о профессиях и специалистах, которые будут востребованы в ближайшем будущем; создать предпосылки для формирования мотивации учащихся к изучению об-

К. А. Ичетовкина, Е. П. Ивутина. Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального.

щеобразовательных предметов естественнонаучного цикла и повысить престиж образовательной области «Технология».

Примечания

1. Котряхов Н. В. Деятельностный подход к педагогическому процессу. Киров, 2005. С. 5.

2. Международный форум по нанотехнологи-ям. URL: http://rusnanotech09.rusnanoforum.ru/ Section.aspx/Show/19698#sect_edu

3. Профессии будущего // Популярная механика. 2010. № 10. С. 58-68

4. Муравьев Е. М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. Шуя: Изд-во Шуйского пединститута, 1996. С. 33.

5. Там же.

6. Там же. С. 36.

7. Там же. С. 35.

8. Там же. С. 36.

9. Там же. С. 37.

10. Там же. С. 36.

11. Там же. С. 38.

12. Там же. С. 39.

13. Там же. С. 40.

14. Там же. С. 41.

15. Там же. С. 41-42.

16. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. С. 144, 119.

17. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. М.: «Эгвес», 2008. С. 125.

18. Хотунцев Ю. Л. Технологическое образование в регионе: опыт, достижения, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (1-3 апреля 2010 г.) / ред. кол. А. Н. Ильин, Е. А. Гилева; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь: Изд-во «ОТ и ДО», 2010. С. 11.

УДК 159.922.736.4

К. А. Ичетовкина, Е. П. Ивутина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье обсуждаются особенности внутриличностных конфликтов у старшеклассников в процессе профессионального самоопределения. Выявлены статистически значимые различия внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников десятого и одиннадцатого классов.

The article deals with the problem of features of the intrapersonal conflicts of senior in the process of the professional self-determination. There are statistically significant differences of the intrapersonal conflicts of seniors of the 10th and 11th forms in the process of the professional self-determination.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, внутриличностный конфликт, профессиональное развитие.

Keywords: professional self-determination, intrapersonal conflict, professional development.

Выбор профессии - первая и основополагающая ступень глобального процесса профессионального самоопределения личности. Профессиональное самоопределение является центром личностного и социального самоопределения. Можно сказать, что выбор профессии закладывает базу для всего дальнейшего развития личности.

Статистические данные показывают, что число безработных, неконкурентоспособных молодых людей с каждым годом растет. Большое количество личностных деструкций, связанных с неудовлетворенностью выбранной профессией, еще раз подтверждает необходимость проведения исследований, направленных на помощь в профессиональном самоопределении школьников старших классов. Проблема также состоит в том, что в настоящее время профориентационная работа основывается на диагностике способностей и склонностей школьников, но методы выявления и прогнозирования внутриличностных конфликтов, также необходимые для помощи в комфортном прохождении стадии выбора профессии, недостаточно разработаны. Правильный выбор профессии - залог самореализации личности, формирования ее социальной идентичности, легкого прохождения всех кризисов профессионального развития, именно поэтому так важно диагностировать личностный конфликт и облегчить его разрешение.

© Ичетовкина К. А., Ивутина Е. П., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.