Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПЕЦИАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баташев Р.В.

Развитие и внедрение современных в налоговую среду требует нового подхода к подготовке специалистов в налоговой сфере. Целью настоящего исследования является анализ текущей кадровой политики налоговой службы России для определения перспективных направлений повышения качества подготовки специалистов в сфере налогового администрирования. В результате установлено, что ключевыми проблемами кадровой политики является несовершенство механизмов подбора кадров и неполная общественная открытость процесса отбора сотрудников для работы в налоговых органах; высокая текучесть молодых кадров по причине никой оплаты труда; слабо развитая система наставничества и преемственности в работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMISING DIRECTIONS OF ENSURING THE PERSONNEL POTENTIAL OF TAX AUTHORITIES

The development and implementation of modern ones in the tax environment requires a new approach to training specialists in the tax area. The purpose of this study is to analyze the current personnel policy of the tax service in Russia to identify promising areas for improving the quality of training specialists in the field of tax administration. As a result, it was found that the key problems of personnel policy are the imperfection of the recruitment mechanisms and the incomplete public openness of the process of selecting employees for work in the tax authorities; high turnover of young personnel due to no wages; poorly developed system of mentoring and continuity in work.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ»

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Р.В. Баташев, старший преподаватель Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-6-2-13-16

Аннотация. Развитие и внедрение современных в налоговую среду требует нового подхода к подготовке специалистов в налоговой сфере. Целью настоящего исследования является анализ текущей кадровой политики налоговой службы России для определения перспективных направлений повышения качества подготовки специалистов в сфере налогового администрирования. В результате установлено, что ключевыми проблемами кадровой политики является несовершенство механизмов подбора кадров и неполная общественная открытость процесса отбора сотрудников для работы в налоговых органах; высокая текучесть молодых кадров по причине никой оплаты труда; слабо развитая система наставничества и преемственности в работе.

Ключевые слова: налоговое администрирование, кадровая политика, современные технологии, специалисты.

Введение. Модернизация налоговой системы на основе диджитализации ключевых элементов налогового администрирования, позволяющих развивать превентивные методы налогового комплаенса на основе удаленного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками посредством электронного документооборота и предоставления доступа к учетным системам организаций, предъявляет совершенно иные требования к компетенциям сотрудников территориальных налоговых органов.

В настоящее время основные векторы и методологические основы развития кадрового потенциала налоговых служб России определены в «Концепции кадровой политики Федеральной налоговой службы» от 11 июля 2011 г. [3].

Объективной институциональной предпосылкой необходимости разработки современных методологических подходов к вопросам кадрового потенциала налоговых служб является недопущения для налогоплательщиков сложности совершения

процедур налогового администрирования, которые могут усложнять экономическую жизнь предприятий и деятельность обычных граждан. Следовательно, эффективность налогового администрирования не должна ухудшать условия хозяйственной деятельности налогоплательщиков, которые добросовестно исполняют налоговые обязательства.

Создание в России эффективной налоговой системы, ориентированной на решение задач обеспечения бюджетной обеспеченности, также является предпосылкой для развития кадрового потенциала налоговых органов [4].

Цель и задачи кадровой политики ФНС обобщены на рисунке 1.

Концепция также определяет ряд принципов, на которых базируется современная кадровая политика ФНС России. Следует, на наш взгляд, выделить принцип гибкости, который отвечает требованиям развития налогового администрирования на этапе цифровизации деятельности налоговых органов.

Рис. 1. Цель и задачи кадровой политики ФНС России

Принцип гибкости предполагает способность работников налоговых органов своевременно реагировать на изменение условий деятельности налоговых служб в условиях динамично развивающейся экономики. Частью развития современной экономики является цифровизация отдельных ее отраслей и сфер государственного правления. Таким образом, полномасштабная ориентация контрольно-надзорных функций налоговых администраций на работу с большими данными создает объективную потребность в обновлении компетенций работников налоговых органов.

Задачи укрепления и совершенствования кадрового потенциала налоговых органов также определены в Стратегической карте ФНС России на 2020-2024 гг. [6]. Повышение профессиональных и коммуникационных компетенций сотрудников налоговых служб осуществляется в рамках реализации миссии ФНС России, направленной на создание эффективного контрольно-надзорного механизма и качественных услуг для обеспечения прозрачного и комфортного ведения предпринимательской деятельности на фоне соблю-

дения баланса интересов государства и налогоплательщиков.

Дальнейшее развитие налогового администрирования в России на фоне стремления к сокращению расходов на государственный аппарат требует стратегического подхода к кадровой работе, основанной на создании имиджа налоговых органов, как привлекательных и эффективных работодателей и развитии современных навыков и лидерских компетенций у работников налоговых органов, ориентированных на большие данные и сервис.

Несмотря на положительные стороны принятой Концепции, для развития кадрового потенциала ФНС в настоящее имеется ряд проблем:

1) несовершенство механизмов подбора кадров и неполная общественная открытость процесса отбора сотрудников для работы в налоговых органах;

2) высокая текучесть молодых кадров по причине никой оплаты труда;

3) слабо развитая система наставничества и преемственности в работе.

В условиях развития налогового администрирования на основе современных информационных технологий и сервисного подхода к работе с налогоплательщика-

ми отток молодых кадров является стратегической проблемой кадровой политики ФНС. Молодые специалисты выступаю в качестве связующего звена между применением информационных традиционных методов решения задач налогового администрирования [2].

В настоящее время в налоговых органах работают специалисты, которые имеют больший опыт налоговой практики и обладают необходимыми компетенциями в сфере налогообложения. Однако, многие специалисты, особенно возрастные, недостаточно хорошо ориентируются в современной информационной среде. С другой стороны, наличие большого количества специалистов в 1Т-индустрии, не обладающих необходимыми компетенциями в налогообложении, также ограничивают возможности их привлечения в налоговые службы. Указанное явление носит название «разрыв между сферой налогообложения и технологиями»

Таким образом, перспективным направлением развития кадрового потенциала ФНС России является подготовка специалистов, одинаково владеющих навыками работы в информационной среде и в сфере налогового администрирования.

Проблема обеспечения деятельности налоговых органов современными специалистами характерна не только для России, что привело к возникновению в зарубежных странах направления подготовки спе-циалистов-таксологов, обладающих компетенциями на стыке налогообложения и современных информационных технологий. Следует отметить, что рынок подобной категории специалистов только начинает развиваться. В настоящее время развитием программ подготовки таксологов начинают занимаются в Европе, Астралии, США.

Впервые термин «таксолог» был введен в 2014 году и обозначал налогового специалиста, который наряду со знания сфере налогообложения владеет навыками работы с программами автоматической подготовки и сдачи налоговой отчетности. Необходимо различать два термина: «так-солог» и «налоговый техник». Так, налоговым техником является специалист, кото-

рый имеет опыт работы с автоматизированными программами и приобрел знания в сфере налогообложения.

Таксолог отличается целостным и инновационным подходом к бизнесу благодаря наличию комплексных знаний и умений в сфере информационных технологий, что позволяет максимально эффективно реализовать функции налогообложения и налогового администрирования.

Наличие специалистов, разбирающихся в технологиях и налогообложении, одинаково полезно как для налоговых органов, так и для хозяйствующих субъектов, являющихся частью современных контрольных технологий. В настоящее время многие компании, являющиеся потенциальными участниками налогового мониторинга, отмечают острую нехватку специалистов, разбирающихся в современных налоговых технологиях, что значительно повышает затратность внедрения современных автоматизированных технологий налогового администрирования.

Ожидания положительных эффектов у налогоплательщиков от внедрения автоматизированных системы налогового контроля повышают роль таксологов, способных для компаний решать задачи в области построения налоговых функций организаций на основе внедрения контрольных технологий на уровне отдельных аспектов хозяйственной деятельности или общей визуализации бизнес-процессов.

В большинстве случаев работы по внедрению информационных технологий в систему контроля и учета хозяйственных операций передаются на аутсорсинг, что приводит к удорожанию процессов взаимодействия с налоговыми органами на фоне дороговизны самих программных средств и технологического оборудования [1].

Выводы. Для стимулирования развития подготовки современных кадров, отвечающих требования автоматизации контрольной и сервисной функций налогового администрирования, необходимо комплексное решение ряда задач:

- разработка и внедрение образовательных программ для адаптации сотрудников налоговых служб в соответствии тенден-

циями совершенствования налогового администрирования, в том числе, на базе ВУЗов регионального уровня;

- модернизация системы мотивации и стимулирования работы сотрудников налоговых служб (увеличение заработной платы, надбавки специалистам в сфере информационных системы и т.д.);

- совершенствование системы отбора сотрудников налоговых органов;

- активное сотрудничество с региональными Высшими учебными заведениями.

Для обеспечения качественно нового

необходимо ориентировать кадровую политику ФНС на подготовку специалистов, обладающих необходимыми компетенциями в налоговой практике и автоматизированных системах налогового контроля и учета.

Заключение. Таким образом, успех налоговых администраций находится в прямой зависимости от компетенций и эффективной работы сотрудников, а талант, основанный на знаниях современных информационных технологий, становится новой валютой.

уровня налогового администрирования

Библиографический список

1. Казанцева И.А. Кадровая политика в ФНС // электронный научны журнал «Вектор экономики». - 2019. - №6. - С. 34-39.

2. Морозова Г.В., Дерина О.В. Развитие кадрового потенциала налоговых органов как условие повышения их эффективности // Регионология. - 2016. - №2. - С. 67-77.

3. Приказ Федеральной налоговой службы от 11 июля 2011 г. N ММВ-7-4/436@ "Об утверждении Концепции кадровой политики Федеральной налоговой службы

4. Приходченко Ю.Н., Петрюк О.А. Пути совершенствования кадровой политики в ФНС России // Экономика и социум. - 2017. - №4.

5. Степанов Т.Г., Нови И.Н. Проблемы текучести кадров в аппарате государственной и муниципальной службы // Вестник Таганрогского института управления и экономики. -2019. - №1. - С. 137-139.

6. Стратегическая карта ФНС России на 2020-2024 годы // Официальный сайт ФНС России. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.nalog.ru/m77/about_fts/fts/ftsmission/ (Дата обращения: 23.05.2020).

PROMISING DIRECTIONS OF ENSURING THE PERSONNEL POTENTIAL OF TAX

AUTHORITIES

R.V. Batashev, Senior Lecturer Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. The development and implementation of modern ones in the tax environment requires a new approach to training specialists in the tax area. The purpose of this study is to analyze the current personnel policy of the tax service in Russia to identify promising areas for improving the quality of training specialists in the field of tax administration. As a result, it was found that the key problems of personnel policy are the imperfection of the recruitment mechanisms and the incomplete public openness of the process of selecting employees for work in the tax authorities; high turnover of young personnel due to no wages; poorly developed system of mentoring and continuity in work.

Keywords: tax administration, personnel policy, modern technologies, specialists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.