Научная статья на тему 'Перспективные формы организации научного творчества студентов в педагогическом вузе'

Перспективные формы организации научного творчества студентов в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиуллина Ф. Ш.

Раскрываются новые подходы, формы и методы организации научно-исследовательской работы студентов в педагогическом вузе. Дана характеристика активных форм НИРС: игр, соревнований, конкурсов. Большое внимание уделено новым формам организации педагогической практики в ба-зовой школе (конкурс методических разработок, школьный научный кружок, творческие игры).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные формы организации научного творчества студентов в педагогическом вузе»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2007. №4(11)

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

© Ф.Ш.Галиуллина

Раскрываются новые подходы, формы и методы организации научно-исследовательской работы студентов в педагогическом вузе. Дана характеристика активных форм НИРС: игр, соревнований, конкурсов. Большое внимание уделено новым формам организации педагогической практики в базовой школе (конкурс методических разработок, школьный научный кружок, творческие игры).

Теоретическое осмысление проблемы развития студенческой науки в высшей школе, учет передового опыта российских вузов в этой области, принятые в последние годы важные государственные документы убедительно показывают, что качество подготовки студентов к профессиональной деятельности неотделимо от целенаправленно осуществляемой в рамках образовательного процесса системы их научно-профессионального развития. Эффективным средством реализации этой системы выступает вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность как в учебном процессе, так и во внеаудиторное время.

Изучение состояния разработанности данной проблемы в последнее десятилетие показало, что ей уделяется большое внимание как в плане разработки общей концепции творческого саморазвития будущего специалиста и формирования его исследовательской культуры, так и в аспекте выявления специальных технологических подходов, методов и приемов, при внедрении которых в образовательный процесс вуза создаются наиболее благоприятные условия для формирования его интеллектуальной культуры, навыков научно-исследовательской деятельности и мотивации творческой самореализации.

Указанные процессы, относимые к проблемам высшей школы, касаются всех систем подготовки специалистов высшего уровня квалификации, в том числе системы высшего педагогического образования, которое также должно быть направлено на обновленные модели подготовки педагогических кадров. Педагог новой формации должен быть основательно подготовлен к работе в школе, развивающейся в инновационном режиме, и, следовательно, обладать способностями к осуществлению инновационной деятельности. Инновации, в которые оказывается включенным учитель, связаны со многими преобразованиями в системе образования. От учителя требуется настроенность на осуществление образовательновоспитательной работы на принципах гуманизма, личностно-ориентированного подхода, осознан-

ного выбора перспективных технологий педагогического труда, включая современные информационные технологии, способность к самостоятельному творческому проектированию учебных программ и планов в системе профильного обучения учащихся школ и др. Все это требует максимальной задействованности его творческого потенциала. Сказанное позволяет утверждать, что именно эти параметры и должны определять систему подготовки учителя в педвузе как личности, способной к профессионально-творческой мобильности, профессиональному самоутверждению в условиях конкурентной, обновляющейся деятельности и вносящей свой вклад в разработку и внедрение новейших образовательных технологий в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения. Возникает вопрос, каким критериям и требованиям должна отвечать организуемая в педагогическом вузе научно-исследовательская деятельность студентов как фактор углубления профессионально-творческого компонента личности будущего учителя? На этот вопрос и пытаются ответить педагоги-исследователи, занимающиеся данной проблемой.

Так, по мнению Е.Сахарчук, проводившей свое исследование на базе Волгоградского государственного педагогического университета, к основным задачам организации НИРС в педвузе следует отнести развитие склонности к научноисследовательской деятельности; создание предпосылок для самореализации творческих способностей; расширение теоретического кругозора и научной эрудиции; обеспечение наиболее эффективного профессионального отбора способной, одаренной и талантливой студенческой молодежи для дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре и пополнения научных и педагогических кадров; создание условий для популяризации научных знаний и достижений среди студентов и преподавателей [1, с.146].

Далеко не реализованными в развитии научно-творческого потенциала личности студента педвуза считают отдельные авторы возможности методических дисциплин, призванных формиро-

вать профессиональную компетентность будущего учителя в области преподаваемого предмета. В частности, в статье Э.Ф.Матвеевой излагается экспериментальный опыт, осуществленный на базе Астраханского государственного университета по подготовке будущих преподавателей химии, на примере которого доказывается важность формирования готовности студентов к самообразованию как важного источника их творческого отношения к обучению учащихся. Автор показывает, что достижение искомого результата обеспечивается определенными формами обучения в педвузе (учебные дискуссии, защита проектов, тренинги, моделирование, индивидуальные и групповые формы и работа в парах сменного состава); через развитие способностей студентов к самооценке собственного процесса обучения; создание опыта собственной деятельности и др. При таком подходе к преподаванию предметной методики обучения удается сформировать важные профессиональные качества творческого преподавателя: инициативность мышления в освоении знаний, развитый профессиональный интерес, устойчивую мотивацию на самообразование, направленность на создание индивидуального опыта [2, с.21-23].

В то же время нельзя не отметить, что до последнего времени явно недооценивался потенциал развития научно-исследовательской компетенции студентов в формах их нерегламентиро-ванной научно-творческой деятельности, т. е. во внеучебное время. Между тем именно в условиях включения студентов в НИР, дополняющую регламентированный учебный процесс, удается создать наиболее оптимальные условия для индивидуально-дифференцированного подхода к творческому развитию личности будущего специалиста. Это являлось одной из основных теоретических предпосылок проведенного нами исследования на базе Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Как показало наше исследование, в общей структуре готовности студентов педвуза к научно-исследовательской деятельности в реальном образовательном процессе школы особое значение имеет сформированность компонента "навыки научно-исследовательской деятельности", чему в практике работы со студентами уделяется недостаточное внимание. Между тем именно уверенное владение операционно-деятельностным компонентом исследовательской компетенции выступает важной сущностной характеристикой подлинного профессионализма в педагогической деятельности. Рассматривая задачу формирования у студентов педвуза навыков НИД как весьма актуальную для их подготов-

ленности к будущей профессиональной деятельности, мы определили следующую систему исследовательского поиска:

- раскрытие со всей возможной полнотой совокупности навыков научно-исследовательской деятельности студентов - будущих педагогов, которые важно освоить за период обучения в вузе;

- разработку научно-методического обеспечения процесса усвоения названных навыков студентами, с определением его структуры и логики развития;

- выявление наиболее эффективных форм и методов профессионализации личности будущего специалиста, необходимых для овладения исследовательской компетенцией практико-ори-ентированного плана.

Как было установлено в исследовании, сам процесс формирования у студентов навыков НИД носит поэтапный характер, направленный на постепенное усложнение задач по обретению к концу цикла профессионального обучения достаточно высокого уровня научно-исследовательской компетенции, исходя из возможностей и способностей личности будущего педагога.

В рамках данной статьи остановимся более подробно на анализе технологического компонента научно-методического обеспечения данного процесса, т.е. на наиболее перспективных формах и методах этой деятельности во внеучеб-ной сфере, обогащающих сложившуюся традиционную практику организации НИРС в педагогическом вузе.

Выявление эффективных технологий формирования у студентов педвуза навыков научно-исследовательской деятельности основывалось на изучении недостатков, наблюдаемых в практике работы вузов в этой области. Проведенное нами констатирующее исследование позволило обнаружить следующие факты, снижающие эффективность организуемой в педагогическом вузе научно-исследовательской работы студентов:

- недостаточное внимание в организации НИРС на внедрение конкретных форм и методов на уровне учебной группы как основного первичного коллектива студентов в вузе;

- неразвитость форм и приемов стимулирования программ индивидуально-творческого развития будущих педагогов;

- слабое использование возможностей сотрудничества педвуза и базовых школ для развития творческой направленности и опыта творческой деятельности будущих педагогов;

- нереализованность потенциала форм вне-учебной научно-исследовательской деятельности для развития исследовательских навыков студен-

тов, которые имеют практическую значимость для будущей педагогической работы;

- недостаточный учет при выборе направлений, программ, форм и методов НИД их привязанности к решению социально и регионально значимых проблем, связанных с перспективами развития города, республики, с учетом хозяйственной инфраструктуры региона.

Осуществляя поисково-экспериментальную работу в этом направлении, мы исходили из того, что технология стимулирования мотивации участия студентов в НИР, их практическая исследовательская компетентность могут возрасти при условии использования нетрадиционных форм и методов, располагающих соответствующим потенциалом и носящих характер состязательности.

Применение разработанных нами форм и методов научно-творческой деятельности студентов основывалось на создании заранее спроектированных ситуаций (специальные внеаудиторные занятия; углубление научно-воспитательного потенциала курсов методики обучения предмету; внесение элементов инновационной деятельности в организацию педагогической практики будущих педагогов и др.).

Каждая из выделенных ситуаций имела свой комплекс научно-методического сопровождения.

Так, большое значение в нашей экспериментальной работе придавалось проведению специальных внеаудиторных занятий в учебной группе, в которой создавались необходимые условия для повышения рейтинга занятий научно-исследовательской деятельностью для каждого студента. В этой работе большую организаторскую научно-методическую работу проводят преподаватели методических кафедр, кураторы и сами студенты.

Применяемые формы и методы НИД дифференцировались, исходя из наличия базовых знаний студентов в соответствии с этапами прохождения ими основной профессиональной образовательной программы. Рассмотрим более подробно те формы и методы, которые были апробированы нами в формирующем эксперименте.

На 1-11 курсах обучения в педвузе в нашем экспериментальном опыте использовалась известная игра "Брейн-ринг", адаптированная к задачам развития творческого отношения к освоению будущей профессии.

Игра "Брейн-ринг" в педагогическом опыте зарекомендовала себя как одна из эффективных форм интеллектуального развития учащейся молодежи. Как показывает практика, она может проводиться в разных вариантах: как в малых коллективах, так и на уровне проведения открытых чемпионатов по интеллектуальным играм на

уровне города, региона, страны. В нашем опыте методика была адаптирована к условиям учебной группы студентов-математиков и студентов-филологов.

В предложенном варианте групповая игра "Брейн-ринг" носила профессионально-ориентированный характер и была призвана решать на эффективном уровне многие воспитательные, познавательные и развивающие задачи, а именно: способствовала развитию мотивации самообразования, формированию логических способностей, расширению кругозора знаний в области педагогики, психологии и базовой науки, развитию качеств коммуникативности, смелости, сплоченности. С учетом специальности студентов поставленные вопросы касались области знаний базовой науки преподаваемого предмета [математика, русский язык, литература], научного вклада видных ученых, особенностей решения занимательных нестандартных задач, других творческих заданий. В методическом плане система организации игрового процесса требовала разделения учебной группы на несколько подгрупп-команд. Логика игры была направлена на выбывание проигравшей команды до победы последней команды. Победившая команда и лучшие игроки-интеллектуалы претендовали на получение призов. Как показала практика, данная форма работы воспринимается студентами с интересом. Впоследствии студенты в период педагогической практики апробировали ее со школьниками, самостоятельно разработав сценарий проведения. Данная форма организации научнотворческой деятельности студентов педвуза в условиях учебной группы является результативной и в плане приращения общенаучных навыков деятельности.

Создание условий для освоения навыков инновационной педагогической деятельности предполагает последовательное формирование компетентности студентов в знании реальных школьных проблем, навыков изучения передового педагогического опыта и приобщения к теоретической деятельности по освоению и выбору разнообразных технологических систем, методов и форм преподавательской деятельности, проведения диагностических процедур с учетом новейших достижений социально-гуманитарных наук. Эту функцию призваны выполнять в значительной мере учебные дисциплины общедидактического и частно-методического профиля. Сразу отметим, регламенты стандарта высшего педагогического образования не позволяют в достаточной степени обеспечить высокий уровень формирования научно-исследователь-

ских навыков данного типа, что и актуализирует возможности внеучебной деятельности.

В нашем экспериментальном опыте, была применена такая групповая форма внеучебной научно-исследовательской работы студентов-педагогов, как конкурс на лучший проект по теме "Наука и преподавание”. В ходе ее использования и создавалась возможность повышения уровня осознания студентами задач профессионального самосовершенствования как будущих педагогов-исследователей. Данную форму работы целесообразно применять, начиная с III курса, так как она требует соотнесенности с преподаванием студентам специальных, общедидактических и частнометодических дисциплин. Проведение названного конкурса связывалось с решением такого комплекса развивающих и воспитательных задач:

1. Стимулирование у студентов учебной группы мотивации творческого отношения к педагогическому труду как созидательно-преобра-зующей деятельности.

2. Формирование представлений о профессионализме педагога сквозь призму осмысления примеров и образцов творческого выполнения в лице известных ученых теоретиков и педагогов-новаторов.

3. Развитие интереса к базовой науке (в соответствии с будущей педагогической специализацией) в процессе более углубленного изучения ее отдельных разделов.

4. Ориентация студентов на творческие аспекты деятельности в связи с освоением основ методики преподавания школьных дисциплин.

5. Ознакомление с научно-популярной литературой по преподаваемой науке с целью подготовки будущих педагогов к внеклассной работе в школе.

6. Изучение технологий диагностики способностей учащихся по предмету.

С учетом названных задач была разработана соответствующая проблематика для выполнения творческих проектов с учетом будущей специализации студента-педагога.

Индивидуально-личностный подход предполагал предоставление студентам выбора исследовательской темы проекта в соответствии с личными интересами и возможностями. При этом внимание студентов было заострено на том, что любая из предложенных тем в дальнейшем может лечь в основу выполнения выпускной квалификационной работы.

Концентрация внимания студентов на индивидуальном проекте позволяла заложить основы проведения мини-исследования, в ходе которого и отрабатывались первоначальные навыки инно-

вационной педагогической деятельности. Предложенные темы носили проблемный характер и были соотнесены с актуальными проблемами современной школы.

Конкурс по названной теме был объявлен в середине учебного года на III курсе, ориентируя студентов на подготовку творческих проектов к апрелю. Его проведение привязывалось ко времени проведения итоговой студенческой конференции в вузе, в результате чего лучшие студенческие проекты могли стать основой для их апробации как в учебной группе, так и на общевузовском студенческом научном форуме.

В отличие от кружков и проблемных групп, проведение названного конкурса имеет свои отличительные особенности:

1. Характеризуется массовой охваченностью студентов в рамках учебной группы.

2. Позволяет осуществить комплексный подход к исследовательской проблематике на основе широкого охвата проблем.

С учетом большой численности исследовательских проектов их защита проводилась в течение трех дней, что позволяло организовать обсуждение проектов и не создавало информационной перегрузки студентов.

Защита проектов проходила в торжественной форме и имела образное название ("Конкурс великих математиков"). В роли жюри выступали "судьи" - преподаватели кафедры методики преподавания математики. За лучшие проекты авторы награждались импровизированными медалями.

Как показала экспериментальная работа, участие студентов в конкурсе способствует углублению их понимания значимости творческой составляющей в работе учителя; расширяет диапазон их представлений об особенностях инновационной педагогической деятельности и способствует освоению ряда навыков НИД (изучения опыта педагогов-новаторов, оценки и анализа технологий преподавательской деятельности, выполнения исследовательских процедур).

Особыми возможностями для развития исследовательских навыков студентов располагает их работа в школе в период педагогической практики. Поэтому, помимо освоения основной программы, работа студентов на практике была дополнена специфическими формами деятельности. Стержневой идеей организуемого опыта, согласно критерию социально-региональной значимости НИДС, выступала обусловленность видов работы студентов по творческому освоению своей профессии на педагогической практике потребностями базовой школы по линии осуществления инновационных проектов, заложенных в программу ее развития. При этом, следуя выра-

ботанной в исследовании гипотезе, мы стремились создать на экспериментальной площадке школы профессионально-творческую среду причастности студентов-практикантов к решению педагогических проблем через наставничество педагогов-мастеров этой школы в форме "класса сотворчества студентов и учителя-исследователя". Это требовало получения "заказа" от школы на определенную компетентность студентов по конкретной исследовательской проблематике еще до начала производственной практики. В нашем опыте работа со студентами экспериментальной группы математического факультета была посвящена разработке темы "Развитие творческих способностей учащихся на блочных занятиях по математике", которая для базовой школы являлась предметом экспериментального освоения в течение ряда лет. Названная тема была специально обсуждена со студентами под руководством методиста-преподавателя в период их подготовки к педагогической практике в рамках организации научно-методического семинара. При этом особое внимание было уделено подготовке студентов к применению специальных исследовательских действий (умений и навыков) по данной теме. Сам процесс работы студентов на практике по изучению и освоению соответствующей образовательной технологии состоял как в изучении реализующего ее опыта работы преподавателя математики, так и в применении форм, методов и приемов изучаемого исследовательского направления на собственных уроках с последующим их обсуждением.

По завершении педагогической практики студенты экспериментальной группы, помимо традиционного дневника и отчета, представляли приложение - творческий отчет о работе в "мастерской" учителя-наставника.

Таким образом, реализация в системе организации педагогической практики такого дополняющего ее компонента, как класс сотворчества студента и педагога-исследователя базовой школы, позволяет рассчитывать на возможность эффективного формирования у будущих педагогов навыков инновационной педагогической деятельности непосредственно в условиях реального школьного образовательного процесса, что и было апробировано в проведенном формирующем эксперименте.

Другой формой "погружения" в профессионально-творческую среду базовой школы и развития исследовательских навыков студентов явилась организация их силами проблемно-исследовательской группы школьников по предмету с целью освоения программы "Одаренные дети".

Основной задачей этой формы научно-творческой деятельности студентов выступало развитие у них навыков передачи творческих способов деятельности в системе "творческое содружество учителя и ученика".

Работа студентов-практикантов по данному направлению, как показал экспериментальный опыт, свидетельствовала, что уровень их творческой потенции, а также интерес к самой работе в школе возросли. Студенты продолжили в дальнейшем посещение базовой школы и вели занятия с созданной ими проблемно-исследовательской группой учащихся.

Как показала опытно-педагогическая работа, охарактеризованные формы и методы организации научно-исследовательской деятельности студентов в сочетании с активно применяемыми в вузовской практике традиционными формами и методами позволяют создать гораздо более высокий уровень мотивированности их участия в ней, а также приводят к более квалифицированному владению будущими педагогами исследовательскими навыками, что было подтверждено результатами проведенного нами эксперимента.

Еще раз хочется отметить, что современный учитель - это профессионал, который должен быть готов к воплощению в жизнь самых смелых инновационных проектов, он должен быть творцом. Мы не можем не понимать и того, что прогресс отечественной школы на рельсах ее модернизации и повышения качества образовательной деятельности требует притока преданных ей молодых людей. Источником решения этой важной социально-государственной задачи и выступает формирование научно-исследовательской направленности личности в условиях педагогического вуза.

1. Сахарчук Е. Студент-исследователь // Высшее образование в России. 2004. №4. С.145-148.

2. Матвеева Э.Ф. Формирование опыта собственной деятельности будущего учителя // Наука и школа. 2006. №6. С.122-124.

o.m.rAmyrnHHA

ADVANCED FORMS OF ORGANIZATION OF STUDENTS’ SCIENTIFIC WORK IN TEACHER’S TRAINING INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

F.Sh.Galiullina

New approaches, forms and techniques of students' scientific work in teacher’s training institutes of higher education are revealed in the article. The characteristic of basic active forms of students research work is also given (games, competitions, contests). Much attention is paid to the advanced forms of organization of pedagogical practice in schools of general education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.