ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
А. В. Нотяг, аспирант, кафедра национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИОРИТЕТНОСТИ
Сельские поселения принято считать территориальной основой Российской Федерации. Этот факт определяет необходимость достижения устойчивого их развития. Очевидно, что сегодня уровень и качество жизни в сельской местности крайне низки, что объясняется неэффективностью местной экономики и недостаточным развитием социальной инфраструктуры. При анализе состояния сельских территорий выделяют такие проблемы жизнедеятельности, как высокий уровень безработицы, низкое качество и недоступность социальных услуг, низкий уровень благоустройства. Также для сельских территорий характерны и чисто экономические проблемы, проявляющиеся в невозможности развития территорий как хозяйственных систем: преобладание аграрной занятости, устаревание или отсутствие материально-технической производственной базы и производственных мощностей, неразвитость производственной инфраструктуры, отсутствие конкурентоспособной продукции, низкий уровень диверсификации экономики. Все это препятствует формированию финансовой самостоятельности сельских территорий и, соответственно, делает невозможным их развитие, снижает привлекательность для населения, способствуя его оттоку. Для достижения устойчивого развития необходимо стимулировать инвестиционную активность, т. е. вложения ресурсов различного характера, что предполагает формирование определенных подходов к организации комплексной системы инвестирования в устойчивое развитие сельских территорий.
Ключевые слова: инвестиции, бюджетное финансирование, сельские поселения, демографические проблемы села, сельскохозяйственное производство, развитие социальной и жилищной инфраструктуры села, факторы инвестиционной привлекательности села.
Российская Федерация располагает обширными сельскими территориями, под ко -торыми принято понимать территории сельских поселений и соответствующие межсе-ленные территории.
Доля сельского населения составляет около трети населения всей страны. Доля занятых в сельском хозяйстве стремится к 7 % от общей численности трудоспособного населения. То есть можно говорить о том, что для нашей страны сельская местность традиционно является социально-экономическим базисом развития и одним из факторов национальной безопасности. Поэтому раз-
работка и реализация мер, направленных на решение проблем, существующих в сельских поселениях, на сегодняшний день является важнейшим приоритетом государственной стратегии.
Основным препятствием для устойчивого развития сельских территорий является недостаточность материальной, прежде всего финансовой, базы. Бюджетное финансирование, как показывает опыт, не может обеспечить решение существующих проблем. Именно поэтому необходимо привлечение дополнительных ресурсов, т. е. частных инвестиций, но при условии сохранения
дискуссия
журнал научных публикаций
и государственного инвестирования. Таким образом, одной из важнейших задач органов власти в современных условиях является обеспечение устойчивого развития сельских территорий и повышение уровня жизни населения посредством рационального использования имеющихся и привлечения дополнительных ресурсов поселений с учетом территориальной специфики и особенностей.
Сельские территории обеспечивают выполнение ряда важнейших национальных функций:
— производственной (производство продукции, прежде всего сельскохозяйственной, и услуг для удовлетворения потребностей населения страны);
— демографической (воспроизводство населения);
— трудоресурсной (обеспечение экономики государства трудовыми ресурсами);
— жилищной (сельские территории формируют селитебную территорию);
— культурно-этнической (способствуют сохранению языка, традиций, обычаев и т. д.);
— рекреационной (создают условия для отдыха граждан).
Кроме вышеперечисленных общих некоторые сельские территории могут выпол-
Основным препятствием для устойчивого развития сельских территорий является недостаточность материальной, прежде всего финансовой, базы.
Например, бальнеологическую, образовательную, реабилитационную и т. д.
Разумеется, характер выполняемых функций зависит от типа сельского поселе-= ния. Автором в соответствии с отраслевой структурой хозяйства выделены следующие типы сельских поселений:
— сельские территории с сельскохозяйственным производством местного, регионального или национального значения (такие территории на сегодняшний день являются наиболее распространенными);
— сельские территории с сельскохозяйственным и подсобным промышленным производством;
— сельские территории с подсобным промышленным производством;
— сельские территории, выполняющие рекреационные функции для городских территорий;
— туристские и бальнеологические сельские территории (территории, на которых находятся курортные объекты, а также объекты сельского туризма);
— сельские территории с семейным личным подсобным производством.
Развитие любого из видов сельских поселений предполагает определенный объем вложений ресурсов различного характера (фи-
нять и особые, специфические, функции. нансовых, кадровых, технологических и т. д.).
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
это препятствует формированию финансовой самостоятельности сельских территорий и, соответственно, делает невозможным их развитие3. Результатом является и достаточно высокий уровень безработицы. (По данным Федеральной службы государственной статистики за 2014 год, уровень безработицы среди сельского населения составлял 7,9 % (в целом по России - 5,2 % , среди городского населения - 4,3 %).) Причем этот показатель особенно высок среди молодежи.
Отсутствие полноценного производства влечет за собой ряд социально-экологических проблем, проявляющихся в неблагоприятных условиях жизни для людей.
Во-первых, более низкий по сравнению с городами уровень жизни населения. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в октябре 2015 года среднемесячная начисленная заработная плата работников, занятых в сельском хозяйстве, составляла 20135 рублей (при средней заработной плате по России 33357 рублей). Также в сельской местности высокая по сравнению с городами доля малоимущих семей - 40 % общего числа малоимущих семей РФ проживают именно в сельской местности4.
Следующей проблемой является слабая развитость социальной и жилищной инфраструктуры. По степени благоустроенности жилищного фонда сельские территории значительно отстают от городов. Как правило, жители называют такие проблемы, как отсутствие газоснабжения; постоянные перебои с электроэнергией; проблемы в водоснабжении и т. д.
Несмотря на реализуемые программы (например, подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 годы и на период до 2020 года» и подпро-изводственной инфраструктуры, отсутствии грамма «Устойчивое развитие сельских тер-конкурентоспособной продукции, низком риторий Ростовской области на 2014-2017 уровне диверсификации экономики, небла- годы и на период до 2020 года»), политика гоприятном инвестиционном климате. Все улучшения жилищных условий граждан,
Сегодня достаточно большая доля сельских поселений не являются привлекательными ни для инвесторов, ни для населения, поскольку их устойчивому развитию препятствует большое количество проблем.
Проанализируем некоторые из них. По мнению автора, эти проблемы можно объединить в три большие группы: демографические, экономические и социально-экологические проблемы.
Демографические проблемы проявляются в негативных процессах естественного и механического движения населения.
Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, численность сельского населения за период 2000-2014 годов сократилась на 2,3 млн человек. В условиях высокой рождаемости продолжают сохраняться низкая ожидаемая продолжительность жизни населения и миграционный отток. В 2013 году показатель ожидаемой продолжительности жизни сельского населения составлял 69,2 года (городского населения - 71,3 года). Миграционный отток населения из сельской местности в 2013 году составил 176,8 тыс. человек (в 2012 году - 166,6 тыс. человек) 1
В структуре сельского расселения преобладают малочисленные населенные пункты. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, из 153 тыс. сельских населенных пунктов 12 % не имеют постоянного населения, а две трети имеют население менее 200 человек. Сельские населенные пункты с численностью жителей более 2 тыс. составляют около 2 %2.
Экономические проблемы проявляются в невозможности развития сельских территорий как хозяйственных систем. Речь здесь, прежде всего, идет о преобладании аграрной занятости, об устаревании или отсутствии материально-технической производственной базы, неразвитости про-
Сегодня достаточно большая доля сельских поселений не являются привлекательными ни для инвесторов, ни для населения, поскольку их устойчивому развитию препятствует большое количество проблем.
дискуссия
журнал научных публикаций
проживающих в сельской местности, еще далека от совершенства5.
Начиная с 1990-х годов, обострилась проблема качества и доступности социальных услуг (образования, здравоохранения, социального обслуживания, физической культуры) в сельской местности, что вызвано как недостаточной развитостью инфраструктуры, так и отсутствием кадрового обеспечения. Это отражается на качественных и количественных характеристиках населения. Так, по наблюдениям специалистов, качество здоровья детей из сельской местности значительно хуже, чем в городах, что является следствием в том числе малодоступности медицинских услуг. Дети из сельской местности реже поступают в учреждения высшего образования. Из-за отсутствия развлекательной инфраструктуры сельское население больше подвержено деградацион-ным процессам6.
Вызывает тревогу и неблагоприятная экологическая ситуация в сельских поселениях (водная и ветровая эрозии, загрязнение почв и водных объектов, деградация лесного фонда). Одним из последствий этого является низкое качество питьевой воды.
Все вышесказанное делает необходимой разработку специальной системы правовых, финансово-экономических и организационных мер, определяющих деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленной на повышение эффективности сельской экономики, уровня и качества жизни сельского населения, а также рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала территорий сельских поселений.
Одним из главных показателей создания такой системы является формирование механизма инвестирования, который позволит достичь устойчивого раз-
По наблюдениям специалистов, качество здоровья детей из сельской местности значительно хуже, чем в городах, что является следствием в том числе малодоступности медицинских услуг. Дети из сельской местности реже поступают в учреждения высшего
образования. Из-за отсутствия развлекательной инфраструктуры сельское население больше подвержено деградационным процессам.
в каждом субъекте РФ и действовать с учетом региональной специфики и территориальных особенностей социально-экономического развития.
Для определения структуры и объема инвестирования (оценки инвестиционной приоритетности) автором предлагается использовать такой показатель, как перспективность сельских территорий, под которой понимается наличие у территорий возможностей, условий и факторов долгосрочного устойчивого развития, основанного на рациональном использовании имеющихся и активном привлечении новых ресурсов.
К факторам перспективности сельских территорий (СТ) можно отнести:
1. Природно-ресурсный и географический потенциал СТ:
— наличие природных ресурсов сельскохозяйственного назначения (агроклиматические, почвенно-земельные, биологические, водные);
— отсутствие климатических, географических и природных ограничений для развития территории.
2. Конкурентоспособность местной экономики:
— наличие агропромышленного производства;
— уровень (перспективы) диверсификации;
— реализуемые проекты строительства
(модернизации);
— состояние производственной инфраструктуры (необходимость создания или модернизации);
— размер дефицита бюджета (финансовая обеспеченность);
— обеспеченность трудовыми ресурсами (количественная и качественная составляющие).
3. Привлекательность СТ для населения:
— состояние социальной инфраструк-
туры;
вития сельских территорий. Такой механизм, — обеспеченность жильем (объем жи-
по мнению автора, должен быть создан лищного строительства);
дискуссия t
журнал научных публикаций Ц
— уровень безработицы;
— уровень жизни населения;
— объем оказываемых социальных услуг (доступность услуг);
— миграционное сальдо;
— наличие программ поддержки молодых специалистов.
4. Инвестиционный климат СТ:
— инвестиционная активность;
— степень поддержки инвесторов;
— степень развития взаимодействия власти и бизнеса.
Совокупная оценка этих факторов показывает необходимость, объем и направления инвестирования, обеспечивающего целевой уровень перспективности сельских территорий, который в зависимости от потребности в инвестициях может быть:
— очень высоким (в инвестировании нет необходимости);
— высоким (инвестирование требуется в незначительном размере);
— средним (инвестирование в значительном объеме требуется в отдельные социально-экономические территориальные системы);
— низким (инвестирование в значительном объеме требуется в большинство социально-экономических территориальных систем);
— очень низким (инвестирование в значительном объеме требуется во все социально-экономические территориальные системы);
— отрицательным (инвестирование необходимо для перепрофилирования территории).
Таким образом, использование предложенного показателя (перспективность сельских территорий) для целей формулирования заключения об инвестиционной приоритет-
ности территории позволит не только привлечь частных инвесторов и упорядочить бюджетные трансферты, но и правильно определить необходимые объемы, объекты, направления и механизмы финансирования, что, в конечном счете, будет способствовать повышению эффективности государственной политики развития сельских территорий, 'jjj
Литература
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: статистический сборник. М.: Рос-стат, 2014. 900 с.
2. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi 1612. htm (дата обращения: 25.12.2015).
3. Бондаренко Л.В. Проблемы развития сельских территорий // АПК: экономика, управление. 2009. № 12. С. 24-31.
4. Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы за апрель 2015 года (статистический бюллетень) // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs/ (дата обращения: 31.11.2015).
5. Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р).
6. Папело В.Н., Ковтун Б.А., Акберов К.Ч., Терновой А.И. Стратегирование устойчивого развития сельских территорий: проблемы и направления совершенствования // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-5. С. 1017-1024.
AGRICULTURAL TERRITORIES' PERSPECTIVES AS INTEGRAL INDEX OF INVESTMENT PRIORITY'S ASSESSMENT
A.V. Notyag, postgraduate, The department of national economy and organization of industry, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, St. Petersburg, Russia, [email protected]
Agricultural settlements are considered to be territorial base of the Russian Federation. This fact defines the necessity of its stable development. It is clear that today the level and quality of life in agricultural
territories are on low level; it is provoked by inefficient local economy and insufficient development of social infrastructure. Analyzing the state of agricultural territories the author underlines the problems as high rate of unemployment, poor quality and availability of social services, and low level of beautification. Agricultural territories also have pure economic problems as development impossibility as economical systems: prevalence of agrarian employment, obsolescence or absence of material and technical industrial base and industrial powers, underdevelopment of industrial infrastructure, absence of competitive products and low level of economy's diversification. All these factors prevent formation of agricultural territories' financial independence; hence, it makes impossible its development, reduces attractiveness for people and promotes population's outflow. In order to get stable development it is necessary to stimulate investment activity, it means introduction of different resources; it suggests formation of approaches to organization of complex investment system in stable development of agricultural territories.
Key words: investment, government funding, rural settlements, demographic problems of the village, agricultural production, the development of social and housing infrastructure in rural areas, factors that assess the investment attractiveness of the village.
References
1. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie po-kazateli. 2014. Statisticheskii sbornik [The Regions Of Russia. Socio-economic indicators. 2014. The statistical compilation]. Moscow, Rosstat Publ., 2014. 900 p.
2. Ob itogakh Vserossiiskoi perepisi naseleniia 2010 goda / Ofitsial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosu-darstvennoi statistiki RF [Results of the national census of 2010. The Official site of the Federal service of state statistics of the Russian Federation]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/perepis_itogi 1612 .htm (accessed 25.12.2015).
3. Bondarenko L.V. Problemy razvitiia sel'skikh ter-ritorii [Problems of development of rural territories].
APK: ekonomika, upravlenie - AIC: Economics, management, 2009, no. 12, pp. 24-31.
4. Svedeniia o raspredelenii chislennosti rabotnikov po razmeram zarabotnoi platy za aprel' 2015 goda (statisticheskii biulleten ') / Ofitsial'nyi sait
Federal 'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki RF [Information about the distribution of the number of workers over wages for April 2015 (statistical Bulletin. The Official site of the Federal service of state statistics of the Russian Federation]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs/ (accessed 31.11.2015).
5. The concept of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period until 2020 (Approved by order of the Government of the Russian Federation dated 30.11.2010 № 2136-R) (in Russian).
6. Papelo V.N., Kovtun B.A., Akberov K.Ch., Ter-novoi A.I. Strategirovanie ustoichivogo razvitiia sel'skikh territorii: problemy i napravleniia soversh-enstvovaniia [Strategizing sustainable development of rural areas: problems and directions of improvement]. Fundamental'nye issledovaniia - Fundamental research, 2013, no. 11-5, pp. 1017-1024.