Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА'

ПЕРСПЕКТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ / КРАЙНИЙ СЕВЕР

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Майнашева С. О., Чирков П. Р.

Рассматриваются основные требования предъявляемые к программам поддержания летной годности, их задачи, а так же основные критерии предъявляемые к программам летной годности в условия крайнего севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Майнашева С. О., Чирков П. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE DEVELOPMENT OF THE AIRWORTHINESS PROGRAMS UNDER THE CONDITIONS OF THE EXTREME NORTH

The article discusses the main requirements for airworthiness programs, their tasks, as well as the main criteria for airworthiness programs in the extreme north.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»

УДК 629.067

ПЕРСПЕКТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

С. О. Майнашева, П. Р.Чирков Научный руководитель - А. В. Кацура

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: maynasheva95@yandex.ru

Рассматриваются основные требования предъявляемые к программам поддержания летной годности, их задачи, а так же основные критерии предъявляемые к программам летной годности в условия крайнего севера.

Ключевые слова: безопасность полетов, программы поддержания летной годности, крайний север.

PERSPECTIVE DEVELOPMENT OF THE AIRWORTHINESS PROGRAMS UNDER THE CONDITIONS OF THE EXTREME NORTH

S. O. Mainasheva, P. R. Chirkov Scientific Supervisor - A. V. Katsura

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: maynasheva95@yandex.ru

The article discusses the main requirements for airworthiness programs, their tasks, as well as the main criteria for airworthiness programs in the extreme north.

Keywords: flight safety, airworthiness programs, extreme north.

Введение. В области воздушного транспорта, в частности для компаний, занимающихся авиаперевозками, одну из приоритетных ролей приобретает фондоотдача, которая формируется за счет увеличения налета часов на воздушном судне (ВС) [1]. В свою очередь это приводит к решению таких задач как, эффективное использование авиапарка, увеличению показателей пасса-жироперевозок и повышению рейтинга компании. Однако с увеличением количества летных часов возникает проблема с износом деталей, запчастей и возникновению проблем в работе различных систем самолета.

Исходя из потребности авиакомпаний в снижение затрат на эксплуатацию ВС, одним из основных направлений повышения эффективности является сокращение затрат на ремонт и техническое обслуживание ВС. Понижение данного разряда затрат является наиболее рентабельным для авиакомпаний [2]. Добиться повышения возможно за счет использования «комплексной системой организации работ инженерно-авиационной службы гражданской авиации по обеспечению безопасности полетов и повышению эффективности использования авиационной техники» [2].

Программы поддержания летной годности. Одним из основных подразделов данной системы является система технического обслуживания и ремонта авиационной техники (ТОиР АТ). За счет ТОиР АТ обеспечивается требуемый уровень безопасности полетов [2].

Безотказность авиационной техники является обязательным условием безопасности и регулярности полетов. При этом следует обеспечить эффективное использование авиапарка.

Секция «Эксплуатацияи надежность авиационной техники»

Для этого необходимо, чтобы время, в течении которого ВС находится в ремонте, на техническом и коммерческом обслуживании было минимальным при минимальных затратах на производимые при этом работы.

В частности, особое внимание выделяется программам поддержания летной годности (ПЛГ) в центрах ТОиР АТ. Эффективности программ ПЛГ ВС обеспечивается за счет ее приспособленности к поддержанию исправного состояния, способности к восстановлению исправности ВС, планированию программы из условий трудозатрат и требуемого простоя для проведения работ.

Основными требованиями к программам ПЛГ являются [3]:

• обеспечение безотказности изделий за счет непрерывного и дискретного контроля

• обеспечение оперативной замены элементов системы в случае отказа и наработке по ресурсу

• обеспечение минимального количества задержек вылетов по техническим причинам

• обеспечение исправности самолета, требуемой для выполнения плана полетов авиакомпании

• приемлемые трудовые и материальные затраты

В зависимости от этапа и условий разработки и применения программы ПЛГ ВС решаются задачи [3]:

Оценка уровня эффективности программы ПЛГ

Сравнение различных вариантов программы ПЛГ

Совершенствование программ ПЛГ, за счет анализа циклов и налета часов авиапарка.

Решение этих задач осуществляется отдельно для каждого типа ВС в масштабе авиапредприятия (см. рисунок).

Оценка эффективности программы ПЛГ ВС

Оценка ПЛГ. На основе предложенной схемы оценки, а так же с применением дифференциального, комплексного и смешанного метода возможно провести усовершенствование системы ТОиР АТ для авиакомпаний использующих ВС в условиях крайнего севера России. Оценка эффективности режимов ТОиР ВС, функциональных систем и изделий производится с использованием методов статистического приемочного контроля по альтернативному признаку.

Для определения и оценки периодичности проверок предлагается использование типовой схемы решений относительно эффективности ТОиР ВС, а так же предусматривает выполнение следующих операций:

• оценка эффективности программы ПЛГ в соответствии с требованиями, предъявляемыми безопасностью полетов

• определение факторов, влияющих на производственное планирование ТОиР ВС

• оценка эффективности программ ТОиР, определяемых налетом и наработкой элементов систем ВС.

Вывод. В соответствии с проведенной оценкой в условиях крайнего севера основным условием эксплуатации ВС является введение работ, являющихся критичными в условиях эксплуатации, а так же уменьшение периода проверок ряда систем и агрегатов, в связи с сокращением срока службы. К таким работам относятся межсезонные и сезонные работы, такие как COLD WEATHER OPERATION (CWO), включающие в себя комплекс дополнительных проверок систем ВС, обусловленных эксплуатацией в низких температурных режимах.

Библиографические ссылки

1. Чинючин Ю.М., Тарасов С.П. Нормативная база технической эксплуатации и сохранения летной годности воздушных судов. учебное пособие. - М.: МГТУ ГА, 2003.

2. Оценка эффективности программ поддержания летной годности воздушных судов в центрах технического обслуживания и ремонта авиационной техники / Ицкович А. А., Чинючин Ю.М., Смирнов Н.Н. и др. // Научный вестник МГТУ ГА. 2013. № 197. С. 5-9.

3. Титов И. В. Проблема методического обеспечения формирования программ поддержания летной годности воздушных судов на этапе эксплуатации. // Научный вестник МГТУ ГА. 2013. № 197. С. 41-45.

© Майнашева С. О., Чирков П. Р., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.