УДК 629.067
ПЕРСПЕКТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
С. О. Майнашева, П. Р.Чирков Научный руководитель - А. В. Кацура
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
*E-mail: maynasheva95@yandex.ru
Рассматриваются основные требования предъявляемые к программам поддержания летной годности, их задачи, а так же основные критерии предъявляемые к программам летной годности в условия крайнего севера.
Ключевые слова: безопасность полетов, программы поддержания летной годности, крайний север.
PERSPECTIVE DEVELOPMENT OF THE AIRWORTHINESS PROGRAMS UNDER THE CONDITIONS OF THE EXTREME NORTH
S. O. Mainasheva, P. R. Chirkov Scientific Supervisor - A. V. Katsura
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: maynasheva95@yandex.ru
The article discusses the main requirements for airworthiness programs, their tasks, as well as the main criteria for airworthiness programs in the extreme north.
Keywords: flight safety, airworthiness programs, extreme north.
Введение. В области воздушного транспорта, в частности для компаний, занимающихся авиаперевозками, одну из приоритетных ролей приобретает фондоотдача, которая формируется за счет увеличения налета часов на воздушном судне (ВС) [1]. В свою очередь это приводит к решению таких задач как, эффективное использование авиапарка, увеличению показателей пасса-жироперевозок и повышению рейтинга компании. Однако с увеличением количества летных часов возникает проблема с износом деталей, запчастей и возникновению проблем в работе различных систем самолета.
Исходя из потребности авиакомпаний в снижение затрат на эксплуатацию ВС, одним из основных направлений повышения эффективности является сокращение затрат на ремонт и техническое обслуживание ВС. Понижение данного разряда затрат является наиболее рентабельным для авиакомпаний [2]. Добиться повышения возможно за счет использования «комплексной системой организации работ инженерно-авиационной службы гражданской авиации по обеспечению безопасности полетов и повышению эффективности использования авиационной техники» [2].
Программы поддержания летной годности. Одним из основных подразделов данной системы является система технического обслуживания и ремонта авиационной техники (ТОиР АТ). За счет ТОиР АТ обеспечивается требуемый уровень безопасности полетов [2].
Безотказность авиационной техники является обязательным условием безопасности и регулярности полетов. При этом следует обеспечить эффективное использование авиапарка.
Секция «Эксплуатацияи надежность авиационной техники»
Для этого необходимо, чтобы время, в течении которого ВС находится в ремонте, на техническом и коммерческом обслуживании было минимальным при минимальных затратах на производимые при этом работы.
В частности, особое внимание выделяется программам поддержания летной годности (ПЛГ) в центрах ТОиР АТ. Эффективности программ ПЛГ ВС обеспечивается за счет ее приспособленности к поддержанию исправного состояния, способности к восстановлению исправности ВС, планированию программы из условий трудозатрат и требуемого простоя для проведения работ.
Основными требованиями к программам ПЛГ являются [3]:
• обеспечение безотказности изделий за счет непрерывного и дискретного контроля
• обеспечение оперативной замены элементов системы в случае отказа и наработке по ресурсу
• обеспечение минимального количества задержек вылетов по техническим причинам
• обеспечение исправности самолета, требуемой для выполнения плана полетов авиакомпании
• приемлемые трудовые и материальные затраты
В зависимости от этапа и условий разработки и применения программы ПЛГ ВС решаются задачи [3]:
Оценка уровня эффективности программы ПЛГ
Сравнение различных вариантов программы ПЛГ
Совершенствование программ ПЛГ, за счет анализа циклов и налета часов авиапарка.
Решение этих задач осуществляется отдельно для каждого типа ВС в масштабе авиапредприятия (см. рисунок).
Оценка эффективности программы ПЛГ ВС
Оценка ПЛГ. На основе предложенной схемы оценки, а так же с применением дифференциального, комплексного и смешанного метода возможно провести усовершенствование системы ТОиР АТ для авиакомпаний использующих ВС в условиях крайнего севера России. Оценка эффективности режимов ТОиР ВС, функциональных систем и изделий производится с использованием методов статистического приемочного контроля по альтернативному признаку.
Для определения и оценки периодичности проверок предлагается использование типовой схемы решений относительно эффективности ТОиР ВС, а так же предусматривает выполнение следующих операций:
• оценка эффективности программы ПЛГ в соответствии с требованиями, предъявляемыми безопасностью полетов
• определение факторов, влияющих на производственное планирование ТОиР ВС
• оценка эффективности программ ТОиР, определяемых налетом и наработкой элементов систем ВС.
Вывод. В соответствии с проведенной оценкой в условиях крайнего севера основным условием эксплуатации ВС является введение работ, являющихся критичными в условиях эксплуатации, а так же уменьшение периода проверок ряда систем и агрегатов, в связи с сокращением срока службы. К таким работам относятся межсезонные и сезонные работы, такие как COLD WEATHER OPERATION (CWO), включающие в себя комплекс дополнительных проверок систем ВС, обусловленных эксплуатацией в низких температурных режимах.
Библиографические ссылки
1. Чинючин Ю.М., Тарасов С.П. Нормативная база технической эксплуатации и сохранения летной годности воздушных судов. учебное пособие. - М.: МГТУ ГА, 2003.
2. Оценка эффективности программ поддержания летной годности воздушных судов в центрах технического обслуживания и ремонта авиационной техники / Ицкович А. А., Чинючин Ю.М., Смирнов Н.Н. и др. // Научный вестник МГТУ ГА. 2013. № 197. С. 5-9.
3. Титов И. В. Проблема методического обеспечения формирования программ поддержания летной годности воздушных судов на этапе эксплуатации. // Научный вестник МГТУ ГА. 2013. № 197. С. 41-45.
© Майнашева С. О., Чирков П. Р., 2019