Медицинский вестник Юга России
Е.Н. Редько
КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
перспективное планирование и формирование целевого заказа на подготовку специалистов здравоохранения по программам интернатуры, ординатуры, повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Департамент здравоохранения Краснодарского края
В целях выполнения Стратегии развития Краснодарского края до 2020 года в крае осуществляется комплекс мероприятий, направленных на подготовку медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Кадры в Краснодарском крае, как и Российской Федерации, сложная и большая проблема, актуальность которой возрастает в условиях реализации программ модернизации отрасли.
В системе здравоохранения края на начало 2011 года работало 60,4 тыс. медицинских специалистов, в том числе 19195 врачей и 41219 средних медицинских работников. Соотношение врач и медсестра - 1 к 2,1 при оптимальном количестве 3-5 медсестер на 1 врача. Дефицит врачей составляет 9544 человек, из которых более 40% приходится на учреждения здравоохранения сельской местности.
После отмены государственного распределения не все выпускники медицинских вузов стали идти в профессию, не изъявляют желания работать на селе. Юридические и экономические механизмы закрепления молодых специалистов, обучавшихся за счет средств федерального бюджета в рамках целевого набора, не проработаны, в заключаемых между студентом, вузом и учреждением здравоохранения договорах не определена степень ответственности за невыполнение предписанных условий или расторжение договора одной из сторон, и прежде всего выпускником.
Учитывая важность данной проблемы, администрацией Краснодарского края при поддержке Законодательного Собрания Краснодарского края в 2003 году принято решение о подготовке врачебных кадров программно-целевым методом за счет средств краевого бюджета в рамках краевой целевой программы «Врачебные кадры для сельского здравоохранения» по специальности «лечебное дело», «педиатрия», с 2010 года в рамках программы дополнительно начата подготовка по специальности «медико-профилактическое дело» и «фармация» для учреждений здравоохранения, расположенных не только в муниципальных районах, но и в сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов Краснодарского края с ежегодным приемом не менее 60 чел, с 2006 года в рамках программы выделяются средства на повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов, с 2010 года и на обучение в клинической ординатуре.
Объем финансирования действующей программы на 2009-2015 годы составляет 254 млн. руб., в том числе на об-
учения студентов - 219 млн. руб. и 35 млн. руб. на повышение квалификации и профессиональную переподготовку, обучение в клинической ординатуре.
Департаментом здравоохранения Краснодарского края ежегодно устанавливаются квоты учреждениям здравоохранения с учетом укомплектованности муниципального образования врачами соответствующих специальностей.
При проведении целевой подготовки за счет средств краевого бюджета органы управления здравоохранения муниципальных образований края проводят отбор школьников, студентов медицинских колледжей, средних медицинских работников ЛПУ для поступления по целевому набору, при организации отбора конкурс должен быть не менее 2 человек на место. С каждым поступившим заключается трехсторонний договор, сторонами которого выступают студент, учреждение здравоохранения, направившее его на обучение, и департамент здравоохранения.
Зачисление по целевому набору за счет средств краевого бюджета накладывает определенные обязанности на выпускника после окончания ВУЗа, это, прежде всего послевузовская подготовка в интернатуре по специальности с учетом потребности ЛПУ и обязательство осуществлять трудовую деятельность после интернатуры (ординатура не предусмотрена) в направившем его на обучение ЛПУ в течение срока, соответствующего сроку обучения в вузе. В договоре также отражена обязанность студента при его отчислении за академическую неуспеваемость, а выпускника в случае отказа от возвращения в муниципальное образование, откуда он был направлен на обучение, по возмещению средств, затраченных на его обучение из краевого бюджета. К примеру, стоимость 6 лет обучения одного студента по специальности «лечебное дело» составляет 460 тыс. руб. Уже имеется сложившаяся судебная практика по взысканию с отчисленных студентов денежных средств, фактически потраченных на их обучение из краевого бюджета.
В настоящее время в Кубанском государственном медицинском университете за счет средств краевого бюджета обучается 436 студентов, 5 человек в клинической ординатуре.
В соответствии с заключенным между департаментом здравоохранения и университетом договором ежемесячно осуществляется контроль успеваемости студентов, организовывается прохождение ими практики, как правило, на базе ЛПУ, направившего студента на обучение.
С 2009 года департаментом здравоохранения совместно с Кубанским государственным медицинским университетом начата практика формирования целевых мест для обучения в интернатуре с учетом потребностей ЛПУ во врачах
КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
определенных специальностей. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2009-2010 году удовлетворена потребность в 91 целевых местах, на 2011 год заявка на целевое обучение в интернатуре составляет 109 мест. Обязательным условием зачисления в целевую интернатуру является наличие договора с ЛПУ, предусматривающего гарантии трудоустройства специалиста и осуществление трудовой деятельности врача в данном ЛПУ.
В 2009-2010 году выпуск специалистов с высшим медицинским образованием, обучавшихся в рамках краевой целевой программы «Врачебные кадры для сельского здравоохранения» составил 99 человек, из 40 человек выпуска 2009 года после окончания интернатуры приступили к трудовой деятельности в направивших на обучение ЛПУ 36 человек (90%), 4 человека не приступили к работе в связи с убытием за пределы Краснодарского края, 59 человек завершают обучение в целевой интернатуре в нынешнем году, после окончания интернатуры будут направлены департаментом здравоохранения для трудоустройства в муниципальные учреждения здравоохранения. Из числа выпускников 2010 года, обучавшихся в рамках целевого набора за счет средств федерального бюджета, трудоустроились в муниципальные и государственные учреждения здравоохранения 53%.
Закреплению молодых специалистов необходимого профиля способствует предоставление им социальных гарантий, прежде всего жилья. В 2009-2010 году в рамках муниципальных программ «Жилище» врачам выделено 180 квартир, в 2011 году имеется возможность предоставления 20 квартир. Молодым специалистам в первоочередном порядке выделяются земельные участки под индивидуальное строительство жилья, оплачивается аренда съемного жилья. На повышение заинтересованности молодых врачей в выборе места трудоустройства направлены ежегодно проводимые совместно департаментом здравоохранения и медицинским университетом Ярмарки вакансий, постоянный обмен информацией об имеющихся в ЛПУ края вакансиях. Одной из мер социальной защиты медиков является установление конкурентноспособной заработной платы. За последние годы в крае заработная плата врачей увеличилась на 50%, и составила в среднем около 20 тысяч рублей, с 1 июня 2011 года заработная плата работников отрасли здравоохранения увеличится на 6,5%, в плане реализации мероприятий модернизации в 2011 году на 50% возрастает заработная плата работников амбулаторно-по-ликлинического звена.
С целью подготовки квалифицированных специалистов ежегодно департаментом здравоохранения в рамках предусмотренных для департамента Министерством здравоохранения и социального развития РФ целевым назначением контрольных цифр (ежегодно в среднем около 35 мест) осуществляется направление специалистов на обучение в клинической ординатуре при наличии договора между специалистом и органом управления здравоохранения, включающего обязательное осуществление трудовой деятельности специалистом в направившем его на обучение ЛПУ в течение 3 лет после окончания обучения в ординатуре.
Важной составляющей в подготовке кадров является повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов. Ежегодно около 6 тысяч врачей учреждений здравоохранения края обучаются на циклах повышения квалификации и около 900 человек на циклах профессиональной переподготовки. В основном обучение проводится на базе Кубанского государственного меди-
Медицинский вестник Юга России
цинского университета, учебно-производственный план ежегодно формируется по согласованию с департаментом здравоохранения. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в соответствии с установленными Министерством здравоохранения и социального развития РФ квотами проведено обучение на базе Кубанского государственного медицинского университета 104 врачей для центров здоровья для взрослых, 16 врачей для детских центров здоровья, на базе федеральных учреждений 90 врачей для травматологических центров по оказанию медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, 104 врача для сосудистых центров.
С учетом потребности в конкретных специалистах в рамках краевой целевой программы «Врачебные кадры для сельского здравоохранения» с 2006 по 2010 год за счет средств краевого бюджета повысили свою квалификацию 1817 врачей, в основном первичного звена, в 2011 году будет обучено - 303 врача. В рамках региональной программы модернизации на повышение квалификации и профессиональную переподготовку врачей в 2011-2012 гг. предусмотрено 21 млн. руб. консолидированного бюджета края, в рамках региональной программы по снижению напряженности на рынке труда Краснодарского края в 2011 году запланировано повышение квалификации и профессиональная переподготовка 43 врачей наиболее востребованных специальностей (анестезиологи-реаниматологи, неврологи, врачи общей (семейной практики), кардиологи, врачи скорой медицинской помощи). Продолжается подготовка врачей в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», в 2011 году запланирована подготовка врачей-офтальмологов, психиатров-наркологов, неонатологов.
Очевидно, что подготовка кадров здравоохранения должна базироваться на основании планирования их численности и структуры. Перспективные нормативы численности кадров должны составлять основу планов приема в образовательные медицинские учреждения, учитываться при профессиональной переподготовке специалистов, формировании целевых заказов на подготовку кадров. Однако отсутствие научно-обоснованных методов планирования численности медицинского персонала затрудняет решать эти задачи.
Подготовке и закреплению специалистов необходимого профиля должно способствовать дальнейшее совершенствование контрактной формы подготовки кадров за счет средств федерального бюджета, предусматривающей заключение трехстороннего договора между обучающимся, образовательным учреждением и работодателем с предоставлением студентам и молодым специалистам определенных гарантий. В целях повышения эффективности целевой подготовки при заключении трехстороннего договора на целевую подготовку необходимо законодательно регламентировать ответственность сторон в случае расторжения договора.
В системе повышения квалификации необходимо сочетать разные формы освоения образовательных программ, включая дистанционные технологии, систему ежегодного накопления баллов за участие в конференциях, съездах, публикации статей в журналах.
Подготовка специалистов должна отвечать текущим и перспективным потребностям здравоохранения, обеспечивать постоянный процесс передачи современных научных знаний в практическое здравоохранение через систему введения новых, ориентированных на единые порядки и стандарты оказания медицинской помощи учебно-тематических планов и программ.