14. Пастухов В.Б. Предчувствие гражданской войны. От «номенклатуры» к «клептокла-туре»: взлет и падение «внутреннего государства» в современной России // Хрестоматия по россиеведению / РАН. ИНИОН. Центр россиеведения; отв. ред. И.И. Глебова. М., 2015. Вып. 1. С. 153-173.
15. Авторитарный режим и общество: разрушение и сопротивление. URL: http://poHt.ru/ar-tide/2016/06/05/authoritariamsm/
16. Идеология «Комнатной температуры» для мобилизации России. URL: http://maximil-lienr.livejournal.com/60758.html
N.I. Shestov
The Prospect of the Synthesis of Liberalism and Conservatism in Contemporary Russia
The prospects of the synthesis of liberal and conservative ideologies in contemporary Russia are considered. The grounds for the tendency of modern experts to count on the impulse which could be given to the modernization policy development by this ideological synthesis, are analyzed.
Key words and word-combinations: political ideology, liberalism, conservatism, ideological synthesis, political culture.
Рассматриваются перспективы синтеза консервативной и либеральной идеологий в современной России. Анализируется обоснованность расчетов современных экспертов на импульс, который данный идеологический синтез придаст развитию политики модернизации.
Ключевые слова и словосочетания: политическая идеология, либерализм, консерватизм, идеологический синтез, политическая культура.
УДК 323(470+571) ББК 66.3(2Рос)
Н.И. Шестов
ПЕРСПЕКТИВА СИНТЕЗА ЛИБЕРАЛИЗМА И КОНСЕРВАТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Се
/егодня в российской политическом культуре и практической политике набирает популярность консервативный тренд. Это естественная реакция общественного сознания на затянувшееся ожидание позитивных результатов экспериментов предшествующих десятилетий с различными стратегиями и тактиками либеральных модернизаций. Тем не менее многие либеральные идеи, ценности и институты за три десятилетия стали органичной частью российской политической системы и процесса ее развития. Отечественных политологов такая ситуация побуждает говорить о возможности и необходимости синтеза всего лучшего, что есть в российском либерализме, со всем лучшим, что есть в российском консерватизме. Сам характер такого дискурса предполагает, что, выдерживая последовательность в логике обоснования этого синтеза, следует включить в него и социалистическую идею, тем более, что в последние два десятилетия
Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57)
55
такой синтез консервативных и социалистических подходов к ценностям и институтам политики действительно наблюдается.
Однако, доказывая теоретическую и практическую необходимость идеологического синтеза для последующей внутренней политической консолидации российского общества и укрепления его солидарности с институтами государства, делая акцент на позитивной стороне такого синтеза, исследователи обращают недостаточно внимания на принципиальный вопрос о качестве тех идейных элементов, которые предположительно будут участвовать в формировании нового идейного основания российской политики в XXI в.
В реальном политическом процессе политическая идея (консервативная, либеральная, социалистическая) существует одновременно в трех ипостасях. Для какой-то части общества и элиты она является мифом, то есть стереотипным оценочным и эмоциональным суждением о политике и о месте социальной группы и отдельного человека в ней. Это необходимое состояние для политической идеи, поскольку в политике участвует множество людей с разными частными жизненными интересами, которым нужно быстро и четко отличать «своих» от «чужих», накапливать и передавать следующим поколениям политический опыт. Для другой части общества и элиты политическая идея выступает важным предметом научно-теоретической рефлексии, предметом критики и дискуссий. Те и другие могут при определенных политических обстоятельствах усмотреть в этой идее консолидирующий либо разобщающий идеологический смысл (в частности, когда властная элита использует ее в своих интересах, для легитимации в собственном сознании и сознании масс своих лидерских и управленческих функций).
Таким образом, проблема реальности или нереальности желаемого синтеза российского либерализма с российским консерватизмом, а, возможно, и социализмом, связана не только с совместимостью смыслов социальных ценностей, определений общественных и государственных институтов, исторически присущих каждому из этих идейных направлений, но и с совместимостью форматов, в которых на данном этапе развития политического процесса в России они представлены. Существует надежда, что идейный синтез осуществится органично и мирно. Такой вариант, вероятно, возможен, если речь идет о синтезе идеологии с идеологией, политической теории с политической теорией, мифа с мифом. По крайней мере, есть примеры синтеза либеральной и консервативной, либеральной и социалистической идей (консервативный либерализм, демократический либерализм) в идеологическом и научном творчестве мировых властных и интеллектуальных элит. Разные группировки элиты придерживались разных идеологических и научных представлений, и задача согласования идейных позиций была для них, в сущности, внутрикорпоративной.
Иная ситуация наблюдается, когда требуется согласовать позицию элиты и общества в отношении политической идеи, ее предпочтительных форматов. Сегодня в России элита заинтересована в поднятии консервативной идеи на уровень идеологии, а также в переводе либеральной идеи из формата идеологического императива в формат предмета идеологической и научной критики. Гражданское общество же, которое «устало» от либерализма как идеологии политики модер-
56 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)
низации и различных экспериментов с экономикой и культурой, не собирается отказываться от либерализма как мифа о «правильном» устройстве и образе жизни «современных» социума и государства, объединяющего большое число российских граждан, приверженных ценностям «свободы личности», «правового порядка», «неприкосновенности собственности». Элите и социуму консерватизм и либерализм необходимы в данном случае как идейные инструменты решения разных политических задач: максимального властвования, с одной стороны, и оптимизации подчинения этому властвованию — с другой.
В такой ситуации исключительно по структурным свойствам идейного пространства российской политики трудно ожидать, что синтез консервативной и либеральной идей осуществится органично и бесконфликтно, а разное отношение элит и рядовых граждан к значимости и функциональности либеральных ценностей и институтов позволит им выработать согласованную позицию в вопросе о том, что в либеральном мифе считать «самым лучшим», подлежащим синтезу со всем «самым лучшим» в консервативной идеологии.
Помимо препятствий структурного и функционального порядка, есть и препятствия содержательные. Современные оптимистические прогнозы перспектив синтеза либеральной и консервативной идей не учитывают одного важного обстоятельства: в любой политической идее — консервативной, социалистической, либеральной — заключен большой революционный потенциал. В силу наличия такого потенциала она и атрибутируется как «политическая идея», то есть такая, которой предназначено быть для субъектов политики руководством к изменению структуры и качества политических отношений, институтов и процессов. На разных стадиях политического процесса революционный потенциал проявляется в большей или меньшей мере. Момент его наибольшего раскрытия часто наступает тогда, когда меняется социально-политический статус идеи: из мифа «недовольных масс» она превращается в «идеологию революционного класса» либо из «официальной идеологии» в миф общества, заинтересованного в сохранении за собой свободы от государственной власти в распоряжении собственными ресурсами. В разное время в европейском и отечественном политических процессах этот фазовый переход и высвобождение революционного потенциала продемонстрировали консервативная и социалистическая идеи. Особенно зримо этот потенциал был реализован в консервативных и социалистических социальных революциях первой половины XX столетия. Во многих европейских странах с XVIII по XX в. либеральная идея при смене формата также не единожды реализовывала свой революционный потенциал, когда в качестве социального мифа вступала в конкуренцию с консервативными и социалистическими идеологическими и научными доктринами.
Можно говорить об общей логике высвобождения революционного потенциала политической идеи, которой, вероятно, подчинен и нынешний фазовый переход либерализма в России из идеологического в мифологическое состояние. С политической идеи фактически снимаются ограничения на интерпретацию и использование в практике, вытекавшие из ее прежнего идеологического и научного статуса. Она превращается в ряд стереотипных суждений о ключе-
Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57) 5 7
вых ценностях и институтах политики, в которых находит свое выражение намерение социума максимально оптимизировать в собственных интересах отношения с элитами и которые компенсируют в массовом сознании недостаток информации о реальном положении дел в политической сфере.
Какова возможность возникновения либеральных мифологем, которые будут задействованы массовым сознанием не столько для синтеза с консервативными идеологемами, сколько для сдерживания влияния последних на гражданскую культуру и демократический порядок политических отношений общества и государства? А также для конструирования образа «иной», «правильной» политики, которая была бы нужна «нам», но которую не хотят проводить «они». Так, как это имело место в конце прошлого века в СССР, когда официальная коммунистическая идеология конструировала один идеальный образ политики, а массовое сознание при помощи либеральных мифологем конструировало совсем другой, и достаточно революционный образ «правильной» политики.
Для ответа на поставленный вопрос следует выявить, из чего складывается сегодня тот революционный потенциал либерализма, который может в дальнейшем быть активирован политикой и определить перспективу либо бесперспективность идеологического синтеза. По нашему мнению, существует две составляющие этого потенциала. Первая — это ресурсы, которые могут быть задействованы на нынешнем уровне развития информационных коммуникаций для конструирования в массовом сознании либеральных мифологем. Вторая — внутреннее качество самой либеральной идеи в том ее виде, в каком она включена в современную мировую и российскую политическую жизнь.
Значительных ресурсов также два. Во-первых, трехвековая интеллектуальная традиция европейского и двухвековая — российского либерализма (научная и публицистическая). В силу изменения отношения к либерализму политической и интеллектуальной элит в России они достаточно открыты для построения массовым сознанием различных, в том числе радикальных, мифологических интерпретаций, для наделения отдельных ярких элементов этих традиций стереотипными позитивными либо негативными оценками. Во-вторых, открытый для интерпретационной и оценочной работы массового сознания более чем двухвековой опыт развития многих, в том числе крупных, государств в Старом и Новом свете по пути либеральной демократии и рынка. То и другое обладает таким богатством содержания, что это, по сути, неограниченный ресурс для конструирования массовым сознанием россиян стереотипных суждений и оценок как в оправдание либеральной идеи и либеральной политики в России и мире, так и в осуждение. Невозможно точно предсказать, какая тенденция возобладает в мифотворчестве под влиянием обстоятельств консервативной политики, если она состоится в России и получит идеологическое оформление. Шансы на синтез либерализма и консерватизма, как и на их конфликт, выглядят при учете данных ресурсов одинаково.
Революционный потенциал либерального мифа, если он действительно проявит активность в пространстве российской политики как альтернатива консервативной идеологии, будет определять и качество самой либеральной идеи. Оно заметно менялось в ответ на развитие политической теории и прак-
58 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)
тики. Нынешний европейский либерализм приобрел в ходе своей эволюции последних двух столетий отчетливые либертаристские свойства, особенно в вопросе ценностей. Российский либерализм тоже менялся под влиянием консервативных и демократических идей и сегодня представлен множеством вариаций — от либертаристских до либерально-консервативных. Последнее и порождает надежды отечественных экспертов на синтез либеральной и консервативной идей в России.
Тем не менее существует определенный тренд в развитии качества либеральной идеи как «руководящей и направляющей силы» в современном мировом и отечественном политических процессах. Либерализм имеет тенденцию переходить из идеологического формата в мифологический и революционизироваться в масштабах мировой политики. Исторически выполнив функцию критики предшествовавших идеологических проектов, он привел социально-политические, правовые и экономические процессы в развитых странах современного мира в то состояние, при котором их элиты могут извлекать максимальные политические и экономические прибыли из своего положения в социальной системе, а рядовые граждане не видят в этом ничего противоестественного и угрожающего своему гражданскому благополучию. Таким образом, как проект будущего, сформулированный усилиями науки в последние три века и апробированный в политических практиках развитых и развивающихся стран, либерализм действительно исчерпал свой ресурс идеологии, превратился в набор аксиоматических стереотипных суждений о ценностях, принципах, нормах демократического и цивилизованного общежития; иными словами — в миф о правильно устроенной цивилизованной жизни человека, общества и государства. Этим изменением состояния он породил широкий интерес к себе даже у тех социальных субъектов, которые прежде относились к либеральной идее враждебно или скептически. «Цветные» революции повсеместно проходят под либеральными лозунгами, даже если их движущей силой являются националисты и традиционалисты.
Такое резкое приращение современным либерализмом своего революционного потенциала при переходе от идеологического формата к мифологическому имеет объяснение. Либерализм, в отличие от консервативной и социалистической идеологий, никогда не требовал от человека и общества измениться внутренне. Он всегда настаивал лишь на изменении поведения людей во взаимоотношениях с субъектами политики, экономики, права. Декларировалось, что нужно лишь написать хорошие законы и жить по ним. Это автоматически сделает несущественными традиционные мировоззренческие различия между людьми. Следует заключить «общественный договор»: каждый думает о политике, что хочет, но действует в ней как все. И если раньше эта идея еще имела ограничения, накладываемые свойствами научной теории или идеологического проектирования, то в нынешнем «постидеологическом» мифе она предстает в наиболее чистом виде и, кроме того, подкрепляется авторитетом науки и идеологии. Этим либеральный миф стал привлекателен для огромных масс людей, желающих комфортного и безопасного существования в современном мире, но отказывающихся поступаться своими мировоззренческими позици-
Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57) 59
ями, причем именно как миф, который каждый человек или социум может приспособить под свои текущие нужды, не вдаваясь в сложную теоретическую и идеологическую рефлексию.
Либерализм в виде мифологической матрицы для оценки социумами и элитами своего состояния и своих перспектив предполагает создание будущего миропорядка по такой модели, чтобы каждый человек вне зависимости от мировоззрения, привычек, личного и социального опыта жил на безопасной дистанции от других людей, а дистанцию эту определяли бы не традиции и нормы национально-государственного права — тогда дистанции будут разными, а потому небезопасными для людей с разными установками на политическое участие и разными культурными ориентациями — а законы, одинаковые для всех.
Это первое в качестве либеральной идеи, что определяет сегодня революционный потенциал либерального мифа. Он выглядит перспективной в современном мире, полном рисков и угроз, программой переустройства внутригосударственной и международной политической жизни на таких началах, которые предоставляют людям — носителям разных взглядов возможность не пересекаться в пространстве политики.
Второе, что определяет революционный потенциал современного либерального мифа — это изменение в нем, по сравнению с идеологическим состоянием, отношения к ценностям политики и социальным ценностям вообще. До перехода в идеологический формат либеральный миф существовал как миф формирующихся европейских наций. Он был востребован политикой создания европейских национальных государств в качестве их идеологии и стал предметом формирующейся национальной науки. «Постидеологический» и «постнаучный» современный либеральный миф опирается на ресурсы интеллектуальной традиции и политического опыта и претендует на роль мифа глобального, дающего интерпретацию общечеловеческим идеям, ценностям, правилам политической и государственной жизни. Тем самым либеральный миф меняет отношение человека к ценностям политики и сам приобретает новое, поистине революционное качество.
Ценности в формате национально-государственной политики всегда наделены историческим, а потому конкретным, специфическим содержанием. Они у каждого общества и элиты свои по смыслу, даже если выглядят одинаковыми или близкими по форме, поэтому неизбежны конфликты между обществами и государствами, а также конфликты внутри общества. Имеет смысл процедура сопоставления ценностей и дискуссии об их «правильном» и «неправильном» толкованиях, в которых современная политика находит для себя мотивацию. Для национальной науки и идеологии конфликт по поводу ценности создает пространство действия, легитимирует активность. Сама процедура такой дискуссии подразумевает, что смысл одной ценности возможно выявить совместными усилиями науки и массового сознания и сравнить со смыслом другой ценности.
Либерализм в мифологической ипостаси предлагает максимально раздвинуть или снять ограничения, налагаемые на смысл ценностей их связью с национальной политикой, наукой и национально-государственной идеологией. Тем самым лишаются целесообразности любые дискуссии о содержании этих
60 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)
В.М. Долгов, Г.Н. Долгова
ценностей. Когда ценности и идеи общечеловеческие, то лишен смысла не только спор об их содержании, но даже интерес к нему. «Верую, ибо абсурдно» может и должен сказать любой человек, считающийся современным и цивилизованным, как и его предок в Средневековье. Революционный потенциал современного либерального мифа проявляет себя в том, что этот миф лишает социально-политическую ценность той почвы, на которой она исторически сложилась. Он лишает ценность смысла конкретной мотивации конкретной национально-государственной политики. Тем самым создается перспектива перехода к политике нового качества, не имеющей конкретного ценностного и смыслового содержания. В таком контексте вероятность органичности синтеза либеральных и консервативных идей в условиях настоящей и будущей российской политики выглядит еще более сомнительной.
V.M. Dolgov, G.N. Dolgova Ideology and Social Transformations in Russia
The role of political ideas and ideologies in the process of the Russian state transformation is assessed. The attention is focused on the distortion of ideologies in political rhetoric and their substitution for political interests.
Key words and word-combinations: political ideas, ideologies, communism, liberalism, political interests, privatization.
Оценивается роль политических идей и идеологий в процессе преобразования Российского государства. Акцентируется внимание на искажении идеологий в политической риторике, на подмене их политическими интересами.
Ключевые слова и словосочетания: политические идеи, идеологии, коммунизм, либерализм, политические интересы, приватизация.
УДК316.75:32(470+571) ББК66.05(2РОС)
В.М. Долгов, Г.Н. Долгова
ИДЕОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
На
а протяжении своей тысячелетней истории Россия претерпела несколько крупных общественных преобразований, менявших основы государства и принципиальные направления его развития. Проведенный анализ позволяет утверждать, что в России, как и в большинстве стран современного мира, подобные преобразования имели идейные причины. До ХХ в. это были отдельные политические идеи, актуальные для того или иного времени. В XIV—XVI вв. ими являлись единство, независимость, монархизм; начиная с царствования Петра I — централизм, западничество, им-перскость. На рубеже XIX—XX вв. активно проявлялись идеи ограничения монархии, парламентаризма, но их внедрение в массо-
Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57)
61