Научная статья на тему 'Перспектива правового регулирования банкротства банков на уровне ЕАЭС: опыт Европейского унифицированного законодательства'

Перспектива правового регулирования банкротства банков на уровне ЕАЭС: опыт Европейского унифицированного законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
658
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ЕС / БАНКРОТСТВО БАНКОВ / EAEU / EU / BANK RESOLUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каданина Анастасия Константиновна

Крупнейший из банковских регуляторов на территории государств членов ЕАЭС Центральный банк Российской Федерации проводит масштабный контроль банков-ского сектора, поскольку количество банков в стадии банкротства увеличилось. Многие из них являются системно значимыми, вследствие чего способны затронуть банковские сфе-ры соседей Российской Федерации: государств членов вновь созданного ЕАЭС. В статье обсуждается потенциальная возможность и имеющиеся предпосылки внедрения на уровне ЕАЭС унифицированного законодательства о банкротстве банков. В связи с этим в качестве примера анализируется используемое в настоящее время на территории Европейского со-юза законодательства о банкротстве банков, состоящего из нескольких Директив. Статья выражает мнение автора и не отражает позицию Банка России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каданина Анастасия Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспектива правового регулирования банкротства банков на уровне ЕАЭС: опыт Европейского унифицированного законодательства»

Перспектива правового регулирования банкротства банков на уровне ЕАЭС: опыт Европейского унифицированного законодательства

КАДАНИНА АНАСТАСИЯ КОНСТАНТИНОВНА

Сотрудник Департамента внутреннего аудита Центрального Банка Российской Федерации

Аннотация: Крупнейший из банковских регуляторов на территории государств — членов ЕАЭС — Центральный банк Российской Федерации проводит масштабный контроль банковского сектора, поскольку количество банков в стадии банкротства увеличилось. Многие из них являются системно значимыми, вследствие чего способны затронуть банковские сферы соседей Российской Федерации: государств — членов вновь созданного ЕАЭС. В статье обсуждается потенциальная возможность и имеющиеся предпосылки внедрения на уровне ЕАЭС унифицированного законодательства о банкротстве банков. В связи с этим в качестве примера анализируется используемое в настоящее время на территории Европейского союза законодательства о банкротстве банков, состоящего из нескольких Директив. Статья выражает мнение автора и не отражает позицию Банка России.

Ключевые слова: ЕАЭС, ЕС, банкротство банков.

The prospect of legal regulation of bankruptcy of banks at the level of the EAEU: the experience of the European unified legislation

KADANINA ANASTASIA KONSTANTINOVNA

Internal Audit Department, the Central Bank of the Russian Federation

Abstract: One of the largest national bank regulators on the territory of EAEU - the Central Bank of the Russian Federation is conducting a series of purges in the banking sector, since the quantity of bank in the process of resolution has increased. Majority of these banks are systemically important, consequently, may affect banking sectors of Russian "neighbours" - of EAEU (former member states of the USSR). In this article a potential opportunity and existing prerequisutes for implementation of a unified bank resolution framework is discussed. In this context as an instance the existing EU bank resolution framework, which consists of a few Directives, is examined. The article expresses opinion of author and does not reflect position of Bank of Russia.

Key words: EAEU, EU, bank resolution.

Актуальность создания общих механизмов предупреждения и проведения процедур несостоятельности (банкротства) банков на интеграционном уровне

Банковская система и сами банки считаются «кровью» экономики страны, и ее финансовой системы в частности1. Зачастую, банки, составляющие эту систему, подвержены рискам, способным привести к их банкротству2.

Последние наступают в тот момент, когда собственный капитал банка существенно падает и, следовательно, банк не способен отвечать по своим обязательствам, - другими словами, становится неплатежеспособным. Главный показатель деятельности этого вида финансовых организаций - финансовая устойчивость3 также снижается, отражая проблемы с ликвидностью, происходящие внутри банков. При этом указанный процесс происходит внезапно и стремительно4, что является отличительной характеристикой банкротства этого вида кредитных организаций. При этом ввиду особенности своей деятельности по принятии депозитов, выдаче кредитов и образовании больших масс денежных средств, банки подвержены особенным, сложным процедурам банкротства5. По причине набирающей обороты финансовой глобализации масштабы банкротств банков укрупняются: проблемы одного банка выходят за пределы его структуры и его непосредственных контрагентов.

Директивой 2014/59/ЕС о санации и об урегулировании несостоятельности банков (Bank

Recovery and Resolution Directive, BRRD (Директива СУНБ)6 от 02.07.2014 г. на территории ЕС введен общий механизм процедуры банкротства банков и других кредитно-финансовых организаций, включая крупные инвестиционные компании. Данная Директива является результатом длительной работы по гармонизации и унификации законодательства стран - членов ЕС в сфере предупреждения банкротства и проведения процедур несостоятельности банков и иных финансовых организаций.

Россия является лидером по степени развития банковского законодательства одного из наиболее динамично развивающихся международных объединений мира - Евразийского экономического союза (ЕАЭС), членом которого РФ является с 2015 г. Тот нелегкий путь, который европейские государства проходили при построении Европейского союза в течение 57 лет, создатели ЕАЭС сумели преодолеть всего за пять лет7. Кроме того, ЕАЭС при равенстве голосов его членов и гораздо меньшей численности служащих в органах управления обеспечивает более гибкий порядок принятия решений. Наконец, ЕАЭС образовывался эволюционным путем при одновременном вступлении всех его членов, что исключает конфликт государств на почве «я вступил первым, а ты десятым»8.

1 Катасонов В.Ю., Битков В.П. Деньги, кредит, банки: учебник для бакалавров М.: Юрайт, 2015. С. 369.

2 Fleming M.J., Sarkar A. The Failure Resolution of Lehman Brothers [Electronic resource] // FRBNY Economic Policy Review. 2015. December. P. 198. URL: https://www.newyorkfed.org/medialibrary/media/research/epr/2014/1412flem.pdf.

3 Катасонов В.Ю., Битков В.П. Указ. соч. С. 371.

4 Кочергин П.В. Отдельные аспекты оспаривания безналичного платежа, направленного на погашение задолженности по кредитному договору, как сделки с предпочтением при банкротстве кредитной организации // Закон. 2014. № 3. С. 60.

5 Пирогова Е.С., Курбатов А.Я. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: особенности и предпосылки // Закон. 2014. № 3. Март. С. 34.

6 Директива 2014/59/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 15.05.2014 г. о формировании системы восстановления и урегулирования несостоятельности кредитных организаций и инвестиционных компаний, вносящая изменения в Директиву Совета ЕС 82/891/ЕЕС, Директивы 2001/24/EC, 2002/47/EC, 2004/25/EC, 2005/56/EC, 2007/36/EC, 2011/35/ ЕС, 2012/30^С и 2013/36/E^ Регламенты (ЕС) № 1093/2010 и (EQ № 648/2012 Европейского Парламента и Совета ЕС [Текст] // Официальный журнал Европейского союза. 2014. Серия L 173. С. 190-348.

7 Прорыв года: на смену старому? // Национальный банковский журнал. 2016. Декабрь. С. 29.

8 Там же.

В рамках ЕАЭС пока не существует уполномоченных органов, таких как которые бы применяли меры по предупреждению и проведению процедур несостоятельности, но Договор о ЕАЭС от 29.05.2014 г., по сути, является первым довольно обстоятельным международным договором в сфере экономического и банковского сотрудничества на территории государств бывших советских республик. Он устанавливает необходимость координации действий в делах правоприменения, а также гармонизации законодательства о банкротстве банков9. Это включает обмен информацией между компетентными органам государств-членов, гармонизацию требований по контролю и надзору за банками, принятие всеми государствами-членами лучших международных практик по урегулированию схожих правовых проблем.

Международное сообщество, осознавая опасность ситуации банкротства банков и острую необходимость в коллективных единодушных уси-

лиях, создало специализированный орган - Ба-зельский комитет по банковскому надзору. Издаваемые им акты и принимаемые решения не имеют обязательной юридической силы. Вместе с тем, как центральные, так и коммерческие банки склонны следовать его рекомендациям10. (В) середине 2010 г. им был выработан один из важнейших и наиболее всеобъемлющих документов в банковской сфере - Базель III. Он устанавливает, например, такую важную норму оценки финансовой устойчивости как показатель достаточности капитала равный 10,5%11.

Законодательная база и институциональная структура ЕС

для урегулирования вопросов о процедуре несостоятельности банков

Европейский союз (ЕС), в свою очередь, им-плементировал законодательство и политику, призванные способствовать разрешению проблемы банкротства особенно крупных банков при помощи новых положений о процедуре бан-кротства12. Эти документы особенно интересны в контексте последующего анализа соответствую-

щей нормативно-правовой базы некоторых государств - членов ЕАЭС.

В середине 2013 г. европейским законодателем был обнародован так называемый пакет мер CRD IV13, состоящий из Директивы и Регламента, которые имплементируют Базель III в европейское законодательство14 Директива

9 Договор о Евразийском экономическом союзе (вместе с Приложениями 1-33) [подписан в Астане 29.05.2014 г.] ред. от 08.05.2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017 г.) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_163855/

10 Гузнов А.Г. Правовые проблемы имплементации Базеля II в России 01.08.2008 г. [Электронный ресурс] // URL: http:// www.garant. ru/a rticle/6575/

11 Шишкина Я. Базель III значительно ужесточает требования [Электронный ресурс] // Банковское обозрение. URL: https:// bosfera.ru/bo/2013/04/bazel-iii-znachitelno-uzhestochaet-trebovaniya

12 Third Joint Conference on EU Regulatory Reforms. How to Design the Future EU Financial System? Resolution Framework, Crisis Prevention and Capital Markets Union [Electronic resource] / Financial Stability Conference: Report. 2015. P. 9. URL: http:// bruegel.org/wp-content/uploads/2015/10/FinStabConference2015_report-1.pdf.

13 Документ, объединяющий Capital Requirements Directive, CRD и Capital Requirements Regulation, CRR в один законодательный акт.

14 Обзор текущих мер макропруденциальной политики [Электронный ресурс] / Департамент финансовой стабильности Банка России. 2013. I квартал. Стр. 8. URL: https://www.cbr.ru/analytics/fin_stab/MPR_13Q1.pdf.

2013/36/ЕС15, будучи довольно информативной в отношении закрепления необходимых шагов по гармонизации режимов транснационального банкротства на территории ЕС, предусматривает:

1. Внедрение в течение 2013 г. Единого механизма санации проблемных банков (Single resolution mechanism, SRM) для государств-членов, которые являются частью Единого механизма надзора (Single supervisory mechanism, SSM), с целью обеспечить своевременное принятие обоснованных решений по делам о банкротстве с учетом реальных интересов вовлеченных сторон.

2. Обеспечение надлежащего уровня обмена информацией между соответствующими регулирующими органами, центральными банками и иными структурами, такими как публичные органы осуществления денежной политики, кредитные и некредитные финансовые организации, инвестиционные и страховые компании, а также органы, обеспечивающие обслуживание платежных систем16.

3. Введение планов по восстановлению финансовой устойчивости и мероприятий на случай реструктуризации: хотя целью как Директивы,

так и Регламента 575/2013, является обеспечение платежеспособности банков на территории ЕС, для урегулирования кризисной ситуации вводятся планы по восстановлению финансовой устойчивости и мероприятий на случай реструктуризации. В государствах - членах ЕС, где данное требование уже имеет законную силу, банкам настоятельно рекомендуется сотрудничать с соответствующими регулирующими органами по данному вопросу. Однако в государствах, где обсуждается возможность введения планов по восстановлению финансовой устойчивости и мероприятий на случай реструктуризации, Европейская банковская организация (далее - ЕБО) должна принимать активное участие в разработке эффективных и грамотно составленных планов согласно Регламенту 1093/201017. Особое внимание должно уделяться планам, включащим системно значимые организации (systemically important institutions/SIIs, далее - СЗО)18. Кроме того, о любых встречах, касающихся обсуждения планов по восстановлению финансовой устойчивости и мероприятий на случай реструктуризации, стороны обязаны заранее уведомлять ЕБО19.

4. Необходимость проведения процедуры несостоятельности банка компетентным, независимым органом, который в то же время обязан координировать свои действия с другими органами, ответственными за отдельные части упомянутой процедуры20.

5. Право государств - членов ЕС санкционировать предоставление информации административным департаментам органов центрального управления, ответственным за процедуру не-

15 Директива 2013/36/Еи Европейского Парламента и Совета ЕС от 26.06.2013 г. о доступе к деятельности кредитных организаций и пруденциальном надзоре за кредитными организациями и инвестиционными компаниями, вносящая изменения в Директиву 2002/87/ЕС и отменяющая Директиву 2006/48/ЕС и 2006/49/ЕС // Официальный журнал Европейского союза. 2013. Серия L 176. С. 338-436.

16 Там же. Пар. 9.

17 Регламент № 1093/2010 Европейского парламента и Совета Европейского Союза об учреждении Европейского надзорного органа (Европейский банковский орган), вносящий изменения в Решение 716/2009/ЕС и отменяющий Решение 2009/78/ЕС Европейской Комиссии // Официальный журнал Европейского союза. 2010. Серия L 331. С. 12-47. Ст. 8.

18 Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2013/36/ЕС. Пар. 34.

19 Там же. Ст. 74. Пар. 4.

20 Там же. Ст. 4. Пар. 7-8.

состоятельности банков или какую-либо ее часть, а также инспекторам-работникам таких департаментов. Между тем, могут быть раскрыты только данные, касающиеся процедуры несостоятельности, а на инспекторов распространяются обязательства о хранении служебной тайны в ходе пользования такими данными21.

6. Возможность ослабления требований к обсуждению и разработке планов по восстановлению финансовой устойчивости банков и мероприятий на случай реструктуризации лишь по факту консультации уполномоченных органов с компетентными органами макропруденциаль-ного регулирования и заключения о том, что возможное банкротство банка не представляет опасности для рынка в целом и других участников рынка, принимая во внимание объем акти-

вов банка, взаимосвязанность с другими кредитными и некредитными организациями, а также иные факторы22.

7. Наконец, требования пакета мер CRD IV предусматривают, что должен быть введен буфер для ограничения системных рисков, суммированный с буферами банков за системную значимость23. Требования также уполномочивают национальные органы накладывать обязательства о создании дополнительных буферов с целью предотвращения наступления негативных последствий в случае наступления типичных для государства рисков24.

Кроме пакета мер CRD IV, на территории ЕС действует еще один свод требований, который особенно значим для обсуждаемой в данном исследовании темы, и который будет проанализирован далее.

Директива ЕС о санации и урегулировании несостоятельности банков

Директива 2014/59/ЕС, также известная как Директива о санации и об урегулировании несостоятельности банков (Bank Recovery and Resolution Directive, BRRD, далее - Директива СУНБ)25 была принята 02.07.2014 г. с целью введения на всей территории ЕС единого механизма процедуры банкротства банков и других кредитно-финансовых организаций, в том числе, крупных инвестиционных компаний26. Принятие Директивы СУНБ является существенным шагом на пути к по-

вышению согласованности и эффективности процесса ликвидации убыточного банка, который бы не затронул финансовую стабильность, а также как минимум уменьшил масштаб вовлечения налогоплательщиков в ЕС27. Обсуждаемая Директива часто рассматривается в качестве всеевропейского продолжателя курса, установленного Советом по финансовой стабильности - международной организацией, целью деятельности которой является разработка и применение регулирующей и

21 Там же. Ст. 59. Пар. 1.

22 Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2013/36/ЕС. Ст. 74 пар. 4.

23 Там же. Ст. 133 (3).

24 Addressing the Risks Posed by Systemically Important Banks. The End of Too Big To Fail? [Electronic source] / Deloitte. 2013. P. 3. URL: http://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/fr/Documents/services-financiers/publications/Adressing%20 the%20risks%20posed%20by%20systematically%20important%20banks.pdf; Обзор текущих мер макропруденциальной политики. С. 8.

25 Директива 2014/59/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 15.05.2014 г. о формировании системы восстановления и урегулирования несостоятельности кредитных организаций и инвестиционных компаний, вносящая изменения в Директиву Совета ЕС 82/891/ЕЕС, Директивы 2001/24/EC, 2002/47/EC, 2004/25/EC, 2005/56/EC, 2007/36/EC, 2011/35/ E^ 2012/30^С и 2013/36/E^ Регламенты (ЕС) № 1093/2010 и (EQ № 648/2012 Европейского Парламента и Совета ЕС // Официальный журнал Европейского союза. 2014. Серия L 173. С. 190-348.

26 The Three "Rs" - Recovery, Resolution & Recognition [Electronic resource] / Simmons & Simmons LLP. 2015. 23 November. URL: http://www.elexica.com/en/legal-topics/banking/11-the-three-rs-recovery-resolution-and-recognition

27 EU Bank Recovery and Resolution Directive (BRRD): Frequently Asked Questions, Memo 14/297 [Electronic resource] / European Commission. Brussels, 2014. 15 April. P. 3. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-14-297_en.htm

надзорной политики в сфере мировой финансовой стабильности28. По большей части, она является завершением плана по реформированию финансового сектора, запущенного в 2009 г. в соответствии с соглашениями «Группы двадцати» ^20)29.

Директива СУНБ устанавливает унифицированные правила для всего Единого европейского рынка и является стержнем европейского режима банкротства банков30. Ее важные юридические нормы предусматривают независимые процедуры несостоятельности, проводимые административными (в противоположность судебным) органами, своевременное вмешательство, механизм санации и меры по предупреждению и проведению процедуры несостоятельности, а также унифицированный набор полномочий для регулирующих органов по делам о банкротстве, находящихся в каждом из государств - членов Европейского экономического сообщества (ЕЭС)31. Например, ст. 3 Директивы СУНБ закрепляет тре-

бование о том, что каждое из государств-членов обязано иметь по одному собственному независимому регулирующему органу по делам о банкротстве (в отдельных случаях - более одного), будь то центральный банк, министерство или иной орган публичной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями и способный осуществлять административные функции32. Такой орган должен быть ответственен за применение мер по предупреждению и проведению процедуры несостоятельности, а также за пользование полномочиями в сфере решения дел о несостоятельности. Что немаловажно, функции регулирующего органа по делам о несостоятельности, относящиеся непосредственно к процедуре банкротства, должны быть отделены от контрольно-надзорных функций того же органа33.

Гибкость юридической техники является одной из отличительных черт Директива СУНБ34. Данная характеристика Директивы может быть продемонстрирована на примере механизма «bail-in»35. Положения, касающиеся процедуры банкротства, предоставляют возможность, чтобы некоторые конкретные обязательства были изъяты из сферы применения механизма. При этом государства-участники вправе изъять и иные обязательства, если сочтут необходимым36. Имплементация механизма «bail-in» сама по себе свидетельствует о том, что европейские полити-

28 Report to the G20 on Progress in Reform of Resolution Regimes and Resolution Planning for Global Systemically Important Financial Institutions (G-SIFIs) [Electronic resource] / FSB. 2014. 12 November. P. 1. URL: http://www.fsb.org/wp-content/ uploads/Resolution-Progress-Report-to-G20.pdf; Implementing Financial Stability Board (FSB) Key Attributes on Resolution Matters [Electronic resource] / European Banking Authority. - http://www.eba.europa.eu/regulation-and-policy/implementing-fsb-key-attributes-on-resolution-matters

29 Bank Recovery and Resolution Directive (BRRD): Frequently Asked Questions, Memo 14/297. P. 3.

30 См. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2014/59/ЕС, а также Регламенты (EQ № 1093/2010 и (EQ № 648/2012 Европейского Парламента и Совета [Текст] // Официальный журнал Европейского союза. 2014. Серия L 173. С. 190-348.

31 Dr Coleman N.S., Dr Georgosouli A., Dr Rice T. The Implementation of Effective Resolution Regimes for Financial Institutions in the European Union: Preliminary Findings // 4th CCLS Roundtable on Financial Regulation. London, 2016. 17 June. P. 2.

32 Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2014/59/ЕС. Ст. 3.

33 Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2014/59/ЕС. Ст. 3 (3).

34 Dr Coleman N. S., Dr Georgosouli A., Dr Rice T. IBID. P. 3.

35 Процедура вовлечения частных кредиторов кредитных организаций, испытывающих финансовые трудности с целью предотвращения ее банкротства.

36 BRRD: Contractual Recognition of Bail-in and Resolution Stays [Electronic resource] / Shearman & Sterling LLP: Client publication. 2016. 22 February. URL: http://www.shearman.com/7media/Files/NewsInsights/Publications/2016/02/BRRD-Contractual-Recognition-of-Bailin-and-Resolution-Stays-FIAFR-022216.pdf.

ки ориентированы на защиту налогоплательщиков за счет собственных средств кредиторов проблемного банка. Однако существует потенциально широкий простор для отклонений от установленных процедур37, что может повлечь за собой

недостаточную (плохую, слабую) согласованность действий между соответствующими национальными регулирующими органами, а также стать причиной серьезной дестабилизации всего европейского банковского сектора.

Нормативно-правовая база о банкротстве банков некоторых государств — членов ЕАЭС

Хотя, по мнению некоторых авторов38, законодательство о банкротстве национально, нами был продемонстрирован яркий пример региональной унификации законодательства на уровне ЕС о банкротстве, что обусловлено современными реалиями.

Что касается Российской Федерации, она является членом большинства передовых мировых финансово-кредитных организаций, как то: уже упомянутый в тексте данного исследования СФС, «Группа двадцати» ^20), Международный валютный фонд (далее - МВФ), Международный банк реконструкции и развития (далее - МБРР). В состав участников таких профильной международной организации, как Банк международных расчетов (БМР) и РФ входит уже около двух десятков лет (с 1996 г.)39. Из этого факта следует вывод о том, что Российская Федерация принимает непосредственное участие в международных попытках гармонизации финансовой и, в частности, банковской системы. Одновременно в Российской Федерации существует довольно жесткое законодательство о банкротстве банков. Это объясняется тем, что многие банки до сих пор име-

ют низкий запас достаточности капитала40. Одновременно на долю системных банков, таких как ПАО «Сбербанк», АО «ЮниКредит Банк», Банк ВТБ (ПАО) приходится не менее 80% активов банковской системы41. Собственный капитал большинства российских банков в среднем в 6-8 раз ниже объема заимствованных средств42. Указанные тенденции и факты при суммировании дают неутешительный результат в пользу вероятности фактической несостоятельности системно значимых банков в обозримом будущем.

Отчасти по этой причине в 2014 г. был довольно своевременно принят Федеральный закон от 22.12.2014 г. № 432-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»,43 которым были внесены важные изменения, в частности, в Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» -основополагающий закон в сфере регулирования банкротства банков. Вследствие введения дополнительных мер по предупреждению банкротства

37 Dr Coleman N. S., Dr Georgosouli A., Dr Rice T. IBID. P. 4.

38 Таких, как Виктор Каменков - д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ. См. Каменков В. Договор о ЕАЭС и законодательство о банкротстве кредитных организаций // Банкауск весшк. 2015. Март. С. 7.

39 Национальный банковский журнал. 2016. Ноябрь. С. 12-13.

40 Дяченко О. Громадье вызовов и завалы проблем // Национальный банковский журнал. 2016. Октябрь. С. 47.

41 Неутешительная реальность // Банковское обозрение. 2014. Август. С. 37.

42 Катасонов В.Ю., Битков В.П. Указ. соч.

43 Федеральный закон от 22.12.2014 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Российская газета - Федеральный выпуск № 6568 (296).

INTERNATIONAL BANKING CONGRESS

банков и ужесточению ответственности их руководителей, предполагается, что закон должен положительно повлиять на весь банковский сектор, а также способствовать его «оздоровлению» в нестабильный для экономики период.

Согласно пар. 4.1 Закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ и ст. 23.1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»44 банкротству банков предшествует отзыв лицензии Центральным банком РФ. Стоит отметить, что одним из факторов, влияющих на решение Банка России о предоставлении финансовой помощи банку или же отзыва у него лицензии является системная значимость банка45.

Так, в середине ноября 2013 г. была отозвана лицензия у одного из крупнейших игроков российского банковского сектора - Мастер-банка. Указанный банк был лидером в области процес-синга банковских карт, а количество привлеченных во вклады денежных средств доходило почти до 50 млрд руб. Кроме того, на момент отзыва лицензии Мастер-банк владел одной из наиболее разветвленных сетей банкоматов46. Несмотря на

то, что он не являлся системно значимым банком в мировых масштабах, его банкротство было шоком для российской финансовой системы. Это подтверждается, в частности, решением Банка России усилить надзорную политику за банками из перечня системно значимых российских банков «с тем, чтобы избежать повторения казуса Ма-стер-банка»47. После указанных событий наблюдается ужесточение надзорной политики в отношении банков. Так, в 2015 г. лишь три кредитные организации получили банковские лицензии, тогда как 104 банка лишились банковских лицензий или были реорганизованы; последний названный показатель составил уже 112 в 2016 г. В том числе по причине ликвидации банков российский банковский сектор за последний год в совокупности «обеднел» на 2,9 трлн руб., что является антирекордом48. Банк России не видит острой потребности в санации банков, так как «чистых положительных активов в проблемных банках очень мало или практически не остается, то есть санировать нечего»49. А на те единичные случаи, когда Банк России все же оказывал финансовую помощь проблемным банкам, было в совокупности потрачено ни много, ни мало 1,11 трлн руб.50

Помимо названного у нормативно-правовой базы о банкротстве банков ЕАЭС по сравнению с той же в ЕС есть гораздо больше шансов стать наиболее быстро и безболезненно единой для всех государств - членов ЕАЭС, так как соответствующие национальные законодательства изна-

44 Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/

45 Согласно заявлению Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной на XXIII Международном банковском конгрессе // Национальный банковский журнал. 2014. Декабрь. С. 26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46 Национальный банковский журнал 2013. Декабрь. С. 24-25.

47 25 супернадежных: каким банкам не дадут упасть [Электронный ресурс] // Финмаркет. 2013. URL: http://www.finmarket. ru/main/a rticle/3570152

48 Рейтинг крупнейших банков России по активам - итоги 2016 года [Электронный ресурс] // РИА Рейтинг. 2017. URL: http://riarating.ru/banks/20170126/630054329.html

49 По мнению заместителя Председателя Банка России Василия Поздышева, высказанного на XXIII Международном банковском конгрессе. Скогорева А. Санация как вымирающий вид и мотивированное суждение как необходимость [Электронный ресурс] / А. Скогорева // Национальный банковский журнал. - 2014. URL: http://nbj.ru/publs/ot-redaktsii/2014/07/02/ sanatsija-kak-vymirajuschii-vid-i-motivirovannoe-suzhdenie-kak-neobxodimost/

50 880 млрд рублей составили государственные денежные средства, 830 млрд рублей - средства Фонда национального благосостояния. Дяченко О. Громадье вызовов и завалы проблем.

чально близки. В Белоруссии, например, применяется схожий по наименованию и содержанию с российским закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»51. Несущественно отличаются и нормы соответствующего казахского закона «О реабилитации и банкротстве»52.

Стоит сказать, что рекомендации упомянутого Базеля III уже были учтены государствами -участниками ЕАЭС. Так, например, в Российской Федерации, согласно Инструкции Банка России от 03.12.2013 г. № 139-И, капитал банка признается достаточным, если он составляет не менее 10% его активов. Ликвидность же, являясь другим общепризнанным показателем финансовой устойчивости банка, должна составлять значение равное или превышающее норматив ликвидности, установленный в указанной Инструкции.

Таким образом, для реализации планируемых к приведению нормотворческих, и правоприменительных замыслов ЕАЭС в области регулирования

банкротства банков еще потребуется время. Однако учитывая более полувековую историю формирования соответствующего законодательства ЕС, несмотря на значительные культурные и иные различия между государствами-членами, а также правовую и историческую близость государств - членов ЕАЭС, можно сказать, что есть все предпосылки для оперативного создания регионального унифицированного законодательства о регулировании банкротства банков наподобие европейского.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (вместе с приложениями 1-33) от 29.05.2014 (в редакции от 08.05.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_163855/

2. Федеральный закон РФ от 22.12.2014 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Российская газета - Федеральный выпуск № 6568 (296).

3. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 (ред. от 03.07.2016 г.) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 г.).

4. Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве) от 13.07.2012 г. № 415-З (в ред. от 04.01.2014 г.) // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 24.07.2012, 2/1967.

5. Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» от 07.03.2014 г. № 176-У ЗРК // Ведомости Парламента РК. 2014. № 4; 5. Ст. 23.

6. Директива 2013/36/Еи Европейского Парламента и Совета ЕС от 26.06.2013 г. о доступе к деятельности кредитных организаций и пруденциальном надзоре за кредитными организациями и инвестиционными компаниями, вносящая изменения в Директиву 2002/87/ЕС и отменяющая Директиву 2006/48/ЕС и 2006/49/ЕС // Официальный

51 Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Респ. Беларусь от 13 июля 2012 года № 415-З; в ред. от 4 янв. 2014 г. [Текст] // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 24.07.2012, 2/1967.

52 О реабилитации и банкротстве: Закон Респ. Казахстан от 7 марта 2014 г. № 176-У ЗРК [Текст] // Ведомости Парламента РК, 2014, № 4; 5, ст. 23.

журнал Европейского союза. 2013. Серия L 176. С. 338-436.

7. Директива 2014/59/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 15.05.2014 г. о формировании системы восстановления и урегулирования несостоятельности кредитных организаций и инвестиционных компаний, вносящая изменения в Директиву Совета ЕС 82/891/ЕЕС, Директивы 2001/24/EC, 2002/47/EC, 2004/25/EC, 2005/56/EC, 2007/36/EC, 2011/35/ЕС, 2012/30/ЕС и 2013/36/ЕС, Регламенты (ЕС) № 1093/2010 и (ЕС) № 648/2012 Европейского Парламента и Совета ЕС // Официальный журнал Европейского союза. 2014. Серия L 173. С. 190-348.

8. Регламент № 1093/2010 Европейского парламента и Совета Европейского Союза об учреждении Европейского надзорного органа (Европейский банковский орган), вносящий изменения в Решение 716/2009/ЕС и отменяющий Решение 2009/78/ЕС Европейской Комиссии // Официальный журнал Европейского союза. 2010. Серия L 331. С. 12-47.

9. Регламенты ^С) № 1093/2010 и ^С) № 648/2012 Европейского Парламента и Совета // Официальный журнал Европейского союза. 2014. Серия L 173. С. 190-348.

10. Катасонов В.Ю., Битков В.П. Деньги, Кредит, Банки: учебник для бакалавров // М.: Юрайт, 2015.

11. Кочергин П.В. Отдельные аспекты оспаривания безналичного платежа, направленного на погашение задолженности по кредитному договору, как сделки с предпочтением при банкротстве кредитной организации // Закон. 2014. № 3. Март.

12. Пирогова Е.С., Курбатов А.Я. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: особенности и предпосылки // Закон. 2014. № 3. Март.

13. Гузнов А.Г. Правовые проблемы имплемента-ции Базеля II в России 1 августа 2008 г. // URL: http:// www.garant.ru/article/6575//

14. Каменков В. Договор о ЕАЭС и законодательство о банкроствте кредитных организаций т] / В. Каменков // Банкаусш весшк. 2015. Март.

15. Дяченко О. Громадье вызовов и завалы проблем / О. Дяченко // Национальный банковский журнал. 2016. Октябрь. С. 47.

16. Шишкина Я. Базель III значительно ужесточает требования. // Банковское обозрение. URL: https://bosfera.ru/bo/2013/04/bazel-iii-znachitelno-uzhestochaet-trebovaniya

17. Addressing the Risks Posed by Systemically Important Banks. The End of Too Big To Fail? [Electronic source] / Deloitte. 2013. URL: http://www2.deloitte. com/content/dam/Deloitte/fr/Documents/services-financiers/publications/

18. The Three «Rs» - Recovery, Resolution & Recognition // Simmons & Simmons LLP. 2015. 23 November. URL: http://www.elexica.com/en/legal-topics/banking/ 11-the-three-rs-recovery-resolution-and-recognition

19. EU Bank Recovery and Resolution Directive (BRRD): Frequently Asked Questions, Memo 14/297 // European Commission. Brussels, 2014. 15 April. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-14-297_ en.htm

20. Report to the G20 on Progress in Reform of Resolution Regimes and Resolution Planning for Global Systemically Important Financial Institutions (G-SIFIs) // FSB. 2014. 12 November. URL: http://www.fsb.org/wp-content/uploads/Resolution-Progress

21. Implementing Financial Stability Board (FSB) Key Attributes on Resolution Matters [Electronic resource] / European Banking Authority. URL: http://www.eba. europa.eu/regulation-and-policy/implementing-fsb

22. Fleming M. J., Sarkar A. The Failure Resolution of Lehman Brothers [Electronic resource] // FRBNY Economic Policy Review. 2015. December. URL: https:// www.newyorkfed.org/medialibrary/media/research/ epr/2014/1412flem.pdf

23. Dr Coleman N. S., Dr Georgosouli A., Dr Rice T. The Implementation of Effective Resolution Regimes for Financial Institutions in the European Union: Preliminary Findings // 4th CCLS Roundtable on Financial Regulation. London, 2016. 17 June. P. 2.

24. BRRD: Contractual Recognition of Bail-in and Resolution Stays [Electronic resource] / Shearman & Sterling LLP : Client publication. 2016. 22 February. URL: http://www.shearman.com/~/media/Files/ NewsInsights/Publications/2016/02/BRRD-Contractual-Recognition-of-Bailin-and-Resolution-Stays-FIAFR

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.