А.А. Козлов
ПЕРСПЕКТИВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАНШЕТНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Рассмотрены практические примеры использования планшетных компьютеров в учебном процессе. Приведён общий обзор планшетных компьютеров, как инновационных устройств на российском рынке и перспективы их развития. Ключевые слова: планшетный компьютер, учебный процесс, анализ рынка.
Лланшетные компьютеры в таком виде, каком продаются они сейчас появились в начале 2010 года с выходом Apple iPad, хотя компания Microsoft давно вела разработки в этом направлении, её решения были достаточно дорогостоящими и предназначались в основном для бизнес - сектора.
Планшетные компьютеры особенны тем, что основное устройство ввода для них является сенсорный экран. Их можно разделить на 2 типа:
• интернет - планшеты (с облегченной операционной системой, созданной специально для техники с сенсорным экраном; в основном это операционные системы Google Android и iOS компании Apple);
• Windows - планшеты (это как раз тот вариант, который будет нам максимально полезен в учебном процессе; на них в основном стоят такие операционные системы как windows 7 или windows XP, а также уже анонсированы устройства с операционной системой на базе Linux).
Преимуществами планшетных компьютеров являются:
• малый вес (в 3-4 раза меньше ноутбука);
• компактность (как правило, диагональ таких устройств не превышает 10 дюймов);
• сенсорный экран.
Среди недостатков можно отметить:
• малый размер экрана;
• отсутствие клавиатуры и мыши;
Коммутатор
Рис. 1. VNC трансляция
Wi-Fi адаптер
VNC сервер
• малый период автономной работы.
Планшетные компьютеры возможно использовать для показа презентаций в аудиториях с проектором и компьютерами, используя технологию VNC. Принцип работы VNC (рис. 1) следующий: планшетный компьютер транслирует через Wi-Fi адаптер изображение презентации на VNC сервер. Тот в свою очередь передаёт изображение на подключенный к нему проектор, а также транслирует её на компьютеры в аудитории, в случае их запроса. На компьютерах в аудитории для этого необходима установка специального программного обеспечения, но решение на начало трансляции остаётся за пользователем ЭВМ. Трансляция возможна и для ноутбуков, не подключенных проводом к локальной сети. Это происходит через Wi-Fi адаптер сервера. Трансляция сигнала происходит через сервер, так как собственных мощностей планшетного компьютера не хватит для передачи данных большому количеству пользователей. VNC сервер может находится на удаленном расстоянии, например в соседней аудитории или в другом здании, а также он может обслуживать одновременно несколько аудиторий [1].
Маршрутизатор с Wi-Fi адаптером
Рис. 2. VNC контроль
Данная схема создана для облегчения работы преподавателя и улучшения усваивания материала студентами. Преподавателю для показа презентации не нужен тот огромный набор возможностей предлагаемый ему ноутбуком. Повышенный функционал ЭВМ лишь усложняет взаимодействие с пользователем. В то же время планшетные компьютеры предоставляют интуитивно понятный интерфейс, основанный на механической логике. Компактность и простота планшетного компьютера позволяет преподавателю установить его в аудитории самостоятельно, не дожидаясь технического персонала. Благодаря малому весу этого устройства преподаватель может ходить по аудитории, не выпуская его из рук.
Помимо трансляции презентации, данную схему можно использовать для контроля студентов. Технология УКС позволяет передавать картинку и в обратном направлении, а также давать полный контроль над другим компьютером. Вследствие чего преподаватель получает возможность следить за действиями студентов во время занятия и в случае необходимости корректировать их действия. Данную возможность можно реализовать, используя схему на рис. 1, но эффективнее воспользоваться схемой на рис. 2, т. к. нам не требуются большие мощности УКС сервера для получения
изображения от одного рабочего стола. Отметим, что наблюдение за рабочим столом студента происходит без его ведома и практически ничем себя не выдаёт, поэтому он может отказаться от установки программного обеспечения необходимого для реализации данной возможности (на рис. 2 сигнал идёт не от всех ноутбуков).
Отметим также пользу данного устройства, не только в учебном процессе, но и в других областях деятельности человека. Планшетные компьютеры удобны в транспортировке, поэтому могут использоваться банковскими ремонтными бригадами для устранения неисправностей платежных терминалов. Планшетные компьютеры, оснащенные операционной системой Windows ХР или более поздними версиями этой операционной системы, дают полный набор возможностей ноутбука, при этом имеют гораздо меньшие габариты.
Анализ рынка показывает огромные перспективы планшетных компьютеров. Аналитики компании ГОС зафиксировали продажу 17 миллионов планшетных компьютеров в 2010 году. На 2011 год аналитики предсказывают уже объём продаж в 44.6 миллиона штук. 40 % из них, по прогнозу, будет продано в США. На 2012 год прогноз составляет 70.8 миллионов штук [2].
В январе 2011 года на российском рынке уже были представлены планшетные компьютеры 6 компаний производителей. По состоянию на конец января 2011 года о выпуске своих планшетных компьютеров во втором квартале 2011 года анонсировали около 15 компаний. Стоит отметить, что эти цифры приблизительные: каждую неделю анонсируются новые модели планшетных компьютеров. По прогнозам аналитиков DigiTimes в третьем квартале 2011 когда будет серьёзный кризис перепроизводства планшетных компьютеров, в следствии чего снизятся цены на эти устройства.
Многие компании (например Асег), рассматривают российский рынок как приоритетный, поэтому цена на их продукцию у нас не будет отличаться от Американской или европейской.
Стоит также упомянуть планшетные компьютеры специально разработанные для студентов. Эти устройства с операционной системой на базе Linux, специально оптимизированы для быстрой записи от руки специальным стилусом, а также для прочтения электронных книг. Как пример можно рассмотреть продукцию компании Кпо [3].
В данной статье было рассмотрено новое для российского рынка устройство: планшетный компьютер. Были предложены практические варианты использования его как в учебном процессе, так и в банковском деле. Это устройство стоит использовать, при показе презентаций и проведении практических занятий, т.к. оно существенно упрощает процесс обучения.
----------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://www.uvnc.com/pchelpware/index.html
2. http://www.idc.com/about/viewpressrelease.jsp?containerId=prUS22660011
3. http://www.kno.com/the-kno
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -------------------------------------------
Козлов Артём Александрович - студент, Московский государственный горный университет, ,[email protected]