Научная статья на тему 'Персонографический подход в образовательной и научно-исследовательской деятельности (на примере И. В. Владиславлева)'

Персонографический подход в образовательной и научно-исследовательской деятельности (на примере И. В. Владиславлева) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.В. ВЛАДИСЛАВЛЕВ / ПЕРСОНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / РОЛЬ И.В. ВЛАДИСЛАВЛЕВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагитова Л. К., Шадрина В. Н.

В статье рассказывается о персонографическом подходе в образовательной и научно-исследовательской деятельности кафедры издательского дела и библиотековедения Белгородского государственного института искусств и культуры на примере выдающегося книговеда, библиотековеда, библиографа, редактора, уроженца г. Валуек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONOGRAFICHESKY approach in educational and research activities (EXAMPLE I.V. Vladislavlev)

The article describes the personograficheskom approach in educational and research activities of the department of publishing and library Belgorod State Institute of Arts and Culture on the example of the outstanding bibliographer, library science, bibliography, editor, native of Valuek.

Текст научной работы на тему «Персонографический подход в образовательной и научно-исследовательской деятельности (на примере И. В. Владиславлева)»

170

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

УДК 02(063)

ПЕРСОНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ И.В. ВЛАДИСЛАВЛЕВА)

Л.К. Сагитова1), В.Н. Шадрина2

Белгородский государственный институт искусств и культуры

1) e-mail: [email protected]

2) e-mail: [email protected]

В статье рассказывается о персонографическом подходе в образовательной и научноисследовательской деятельности кафедры издательского дела и библиотековедения Белгородского государственного института искусств и культуры на примере выдающегося книговеда, библиотековеда, библиографа, редактора, уроженца г. Валуек.

Ключевые слова: И.В. Владиславлев, персонографический подход, роль И.В. Владиславлева в образовательной и научно-исследовательской деятельности

Персонографический подход, выразившийся в высвечивании вклада в профессиональную сферу науки и практики отдельных персон, в библиотечной сфере активно развивает известный библиотековед Т.Ф. Каратыгина. Она отмечает, что в настоящее время стал показываться крупный специалист, ученый, практик, династия -разные представители библиотечного сообщества как центральная фигура библиотечного процесса, «осуществлен переход к анализу (основанному на использовании достижений всей мировой философской мысли, повернутой к процессу познания в интересах учета общечеловеческих ценностей) всего библиотечного сообщества, самых разных его представителей1.

Одним из таких представителей книжно-библиотечной сферы является Игнатий Владиславович Гульбинский (псевдоним Владиславлев) (1880-1962), - представитель прикладного направления библиографии, составитель и редактор более 130 библиографических трудов - универсальных указателей, пособий отраслевой библиографии (литературной, исторической, педагогической, детской),

биобиблиографии; примерных каталогов для библиотек различных типов, некоторые из которых считаются эталонными. И.В. Владиславлев занимался также методологическими проблемами библиографии, в частности, внедрением диалектикоматериалистического метода книговедения. Себя же он причислял в большей степени к редакторской сфере деятельности.

Идеи и положения творчества И. В. Владиславлева имеют действенную актуальность в наши дни, в числе которых ориентация библиотеки на все слои населения, на общество в целом, особое внимание к социально не защищенным категориям населения, взаимодействие библиотечной теории и практики;

1 Каратыгина Т.Ф. Персонификация библиотечной деятельности как фактор повышения престижа библиотечной профессии и социального статуса библиотекаря [Электронный ресурс]. URL: http://www.gpntb.ru/win/Inter-Events/crimea2009/disk/28.pdf (дата обращения: 10.10.2015).

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

171

недопустимость узкой корпоративности действий библиотеки, обязательность вписывания её в социально-культурную среду, в жизнь социума в целом.

Цель настоящей статьи - показать, как используется и ещё можно использовать положительный пример жизни и деятельности нашего земляка, уроженца Валуек И.В. Владиславлева в образовательной и научно-исследовательской деятельности всех уровней высшего образования по направалению подготовки «Библиотечноинформационная деятельность».

Безусловно, при изучении исторического контекста в персонофицированном аспекте курсов «Библиотековедение» и «Библиографоведение» (бакалавриат) имя И.В. Владиславлева, вошедшего а алфавитный ряд «Библиотечной энциклопедии», упоминается2 3. В большей мере характеризуется его библиографическая сторона деятельности, конкретизируясь в таких дисциплинах библиографоведческого цикла, как «Краеведческая библиография», «Библиография литературы для детей и юношества», «Библиографическая деятельность библиотеки», в которых подробно изучаются плоды составительской деятельности на конкретных примерах таких видов и жанров библиографии, как тетради для записи, библиографические очерки, рекомендательные указатели и других.

Профессиологические проблемы на уровне магистратуры в учебной дисциплине «Библиотечная профессиология» рассматриваются также сквозь призму жизни и деятельности И.В. Владиславлева. При изучении методологических подходов в изучении библиотечной профессилогии как науки, рассматривая

феноменологический подход, согласно которому индивид обладает способностью по-своему воспринимать и оценивать окружающий мир, внешнюю среду, показывается личностный и профессиональный рост И.В. Владиславлева, несмотря на то, что среда не всегда способствовала его развитию, а иногда даже препятствовала. Например, затруднённое материальное положение семьи не позволило ему учиться в гимназии. Закончив реальное училище в Воронеже, он не имеет формального права поступить в университет на гуманитарные специальности, к которым тяготеет, т. к. латынь не изучалась в училище, но являлась обязательной дисциплиной для классических университетов. Он поступил в Киевский политехнический институт, самостоятельно изучает латынь и затем посещает лекции известных профессоров университета. Уместно также отметить, что он знал несколько иностранных языков.

Феноменологический подход позволяет, согласно концепции отечественного философа М.М. Бахтина , через поступок проследить и осмыслить причастность И. В. Владиславлева ко всем значимым для истории страны событиям первой половины ХХ века. Такими поступками, свидетельствующими о включенности последнего в бытии, наполнены монография Лейлы Агаларовны Везировой «И.В. Владиславлев»4 и неопубликованные мемуары Владиславлева. Особенно мемуары, начинающиеся воспоминаниями с 5-ти летнего возраста, и заканчивающиеся мыслями 65-летнего человека, которые последовательно свидетельствуют о становлении и развитии личности И.В. Владиславлева, о традициях семьи в приобщении его к чтению, о студенческой среде, приведшей в революционное движение, о собственной позиции в непростом мире, определяющем его нравственные нормы гражданина, персональное профессиональное участие в становлении советской книжной отрасли, с которой он был связан на протяжении

2 Владиславлев И.В. // Библиотечная энциклопедия. М: Пашков дом, 2007. С. 267-268.

3 Бахтин М.М. К философии поступка // Пешков И.В. М.М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. М.: Издательство «Лабиринт», 1996. 176 с.

4 Везирова Л. А. И.В. Владиславлев (1880-1962). М.: Книга, 1978. 190 с. (Деятели книги).

172

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

своего жизненного пути5. Гражданская позиция И.В. Владиславлева «по проклятому национальному вопросу» в Украине, выраженная сто лет назад, актуальна и сегодня, о чём Л.К. Сагитова написала в статье6.

На уровне подготовки библиотечных кадров высшей квалификации -аспирантуры в дисциплине «Организация библиотековедческих,

библиографиведческих и книговедческих исследований» в разделе «Научная методика организации библиотековедческих, библиографоведческих и

книговедческих исследований» изучаются новые исследовательские методы, среди которых биографический и генеалогический методы, познаются также на примере личности И.В. Владиславлева. Благо существуют источники: кроме вышеупомянутой монографии Л.А. Везировой, сборники материалов научно-практических конференций и круглого стола под объединяющим названием «Владиславлевские чтения», инициированные кафедрой издательского дела и библиотековедения. В частности, в одном из выпусков представлено генеалогическое исследование, проведённое внуком И.В. Владиславлева Алексеем Михайловичем Водопьяновым7.

Безусловно, ценнейший материал для применения указанных выше новых методов исследования даёт коллекция, переданная в конце 2009 года А.М. Водопьяновым кафедре библиотековедения Белгородского государственного института культуры и искусств (ныне кафедра издательского дела и библиотековедения Белгородского государственного института искусств и культуры), в составе которой машинописные рукописи мемуаров, письма, фотографии, автобиография И.В. Владиславлева.

Научно-исследовательская работа студентов в такой её форме, как участие в научном кружке кафедры издательского дела и библиотековедения факультета социально-культурной и информационно-библиотечной деятельности БГИИК, изучающих роль И.В. Владиславлева в библиотечной и книжной сфере, позволяет формировать ряд компетенций. Отметим такие личностные качества бакалавров, как ответственность, владение культурой мышления (ОК-1), стремление к саморазвитию и раскрытию своего творческого потенциала (ОК-6), осознание социальной значимости профессии библиотечно-информационного работника (ОК-8), стремление к воплощению в жизнь гуманистических идеалов и других общекультурных компетенций происходит через подробное изучение биографии, творческого пути И. В. Владиславлева, осуществляемое как во время разбора документов коллекции, особенно работой с мемуарами, так и из рассказов приезжающего регулярно из Москвы А.М. Водопьянова на встречах со студентами. Мемуары в двух частях «В поисках себя и новой России» и «В поисках нового книговедения. Повесть о жизни современников», говоря «компетентностным» языком, анализируют социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

Документы И.В. Владиславлева, переданные кафедре, представляли собой никак не систематизированный набор разнообразных материалов: библиографических

5 Шадрина В.Н., Сагитова Л.К. Изучение личной коллекции И.В. Владиславлева // Владиславлевские чтения: сб. материалов Международ. науч-практ. конф. (Белгород, 15-16 апр. 2010 г.) / БГИКИ. Белгород, 2010. С.33-36.

6 Сагитова Л.К. Взгляд И.В. Владиславлева на украинский вопрос : свидетельство мемуаров // Библиотечное дело - 2015: документно-информационные коммуникации и библиотеки в пространстве культуры, образования, науки. Материалы двадцатой международной научной конференции (Москва, 22-23 апреля 2015 года). Ч.1. М.: МГУКИ, 2015. С. 177-178.

7 Водопьянов А.М. Генеалогия И.В. Владиславлева // «Владиславлевские чтения»: сб. материалов международной науч.-практ. конф., посвященной И.В. Владиславлеву (Белгород, 15-16 апреля 2010 года) / Белгородский государственный институт культуры и искусств. Белгород, 2010. С.8-9.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

173

трудов, оттисков статей, рецензий и отзывов на библиографические материалы современников, литературно-художественных и искусствоведческих работ,

рукописей антологий, мемуаров, фотографий, открыток, писем и др. В результате разбора и систематизации документов была составлена опись и сформирована архивная коллекция. Таким образом, реализуется профессиональная компетенция «способность формировать документные фонды, базы и банки данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность» (ПК-3). Компетенции проектной деятельности осваивались студентами кружка в рамках внутреннего гранта «Связь времен - творчество И.В. Владиславлева (1880-1962) на библиотечноинформационном факультете»8.

Целью бакалавриата по направлению «библиотечно-информационная

деятельность» является также формирование профессиональных компетенций, таких как умение работать с любыми видами документов - письменных, устных и виртуальных, нетрадиционных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); знание русского и иностранного языков, русской и зарубежной литературы и мировой художественной культуры и умение применять их в своей научно-исследовательской, практическо-прикладной и проектной деятельности.

Изучение творчества И. В. Владиславлева предоставляет возможность в полной мере осваивать перечисленные компетенции. Почти 50-летняя творческая жизнь И.В. Владиславлева связывала его со многими представителями книжной сферы: от известных - Н.А. Рубакина, А.В. Мезьер, Н.В. Здобнова и многих других, - до библиографов и библиофилов «второго эшелона», например, С.И. Пономарева, И.В. Быкова, незнакомых современным профессионалам.

Коммуникативная компетентность студентов-кружковцев представлена была на круглом столе, состоявшемся в рамках III Владиславлевских чтений (Белгород, 11 декабря 2012 г.). Студенты кафедры на равных участвовали в дискуссионных сессиях «Мемуарное наследие И.В. Владиславлева: интерпретация и подготовка к изданию» и «Состояние и перспективы изучения и популяризации И.В. Владиславлева на Белгородчине» с аспирантами, преподавателями, сотрудниками библиотек, краеведами.

Таким образом, изучение студентами личности И. В. Владиславлева, определяющее его библиографическое творчество, научное мировоззрение, отношение к коллегам по книжному цеху, гражданская позиция, особенно в годы сталинского тоталитаризма, на научном кружке формирует основные

общекультурные и профессиональные компетенции, определенные ФГОС третьего поколения.

Результаты работы кружковцев оформляются также в форме статей и регулярно публикуются в сборниках ежегодных конференций БГИИК «Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям».

Исследуемые направления деятельности, которые связаны или полностью посвящены персоне И. В. Владиславлева были реализованы в выпускных квалификационных работах студентов, например, «Вклад И.В. Владиславлева в книжное и библиотечное дело России первой половины ХХ века»,

«Библиографическая деятельность И.В. Владиславлева», БД «Отечественные

8 Сагитова Л.К. Реализация проекта «Связь времен - творчество И.В. Владиславлева (1880-1962) на библиотечно-информационном факультете» // Актуальные научные исследования БГИКИ : сб. докладов II внутривуз. научно-метод. конф. (Белгород, 14 дек. 2010 г.). Белгород: БГИКИ, 2011. С.29-30.

174

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

библиографы» и др., а также в государственной регистрации базы данных (№ 2015621776).

Список литературы

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Пешков И.В. М.М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. - М. : Издательство «Лабиринт», - 1996. - 176 с.

2. Везирова Л. А. И.В. Владиславлев (1880-1962) / Л.А. Везирова. - М. : Книга, 1978. - 190 с. -(Деятели книги).

3. Владиславлев И.В. // Библиотечная энциклопедия.- М. : Пашков дом, 2007. - С. 267-268.

4. Водопьянов А.М. Генеалогия И.В. Владиславлева / А.М. Водопьянов // «Владиславлевские чтения»: сб. материалов международной науч.-практ. конф., посвященной И.В. Владиславлеву (Белгород, 15-16 апреля 2010 года) / Белгородский государственный институт культуры и искусств. -Белгород, 2010. - С.8-9.

5. Каратыгина Т.Ф. Персонификация библиотечной деятельности как фактор повышения престижа библиотечной профессии и социального статуса библиотекаря [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.gpntb.ru/win/Inter-Events/crimea2009/disk/28.pdf (дата обращения: 10.10.2015).

6. Сагитова Л.К. Взгляд И.В. Владиславлева на украинский вопрос : свидетельство мемуаров / Л.К. Сагитова // Библиотечное дело - 2015: документно-информационные коммуникации и библиотеки в пространстве культуры, образования, науки. Материалы двадцатой международной научной конференции (Москва, 22-23 апреля 2015 года). - Ч.1. - М. : МГИК, 2015. - С. 177-178.

7. Сагитова Л.К. Реализация проекта «Связь времен - творчество И.В. Владиславлева (1880-1962) на библиотечно-информационном факультете» / Л.К. Сагитова // Актуальные научные исследования БГИКИ : сб. докладов II внутривуз. научно-метод. конф. (Белгород, 14 дек. 2010 г.). - Белгород: БГИКИ, 2011. - С.29-30.

8. Шадрина В.Н. Изучение личной коллекции И.В. Владиславлева / В.Н. Шадрина, Л.К. Сагитова // Владиславлевские чтения: сб. материалов Международ. науч-практ. конф. (Белгород, 15-16 апр. 2010 г.) / БГИКИ - Белгород, 2010. - С.33-36.

PERSONOGRAFICHESKY APPROACH IN EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES (EXAMPLE I.V. VLADISLAVLEV)

LK Sagitova1), V.N Shadn^2-*

Belgorod state institute of arts and culture

1) e-mail: [email protected]

2) e-mail: [email protected]

The article describes the personograficheskom approach in educational and research activities of the department of publishing and library Belgorod State Institute of Arts and Culture on the example of the outstanding bibliographer, library science, bibliography, editor, native of Valuek.

Keywords: I.V. Vladislavlev, personografichesky approach, the role of I.V. Vladislavlev in educational and research activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.