Научная статья на тему 'Персонификация образа города как отражение локального самосознания (на примере города Саратова)'

Персонификация образа города как отражение локального самосознания (на примере города Саратова) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
228
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ОБРАЗА ГОРОДА / ГЕНИЙ МЕСТА / Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ / PERCEPTION / PERSONIFICATION OF CITY'S IMAGE / GENIUS LOCI / N.G. CHERNYSHEVSKY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чижикова Ирина Дмитриевна

Любая известная личность, связанная своим творчеством или фактом своего рождения с определенным городом, обречена на то, чтобы быть своеобразным городским символом. Восприятие этой личности в конкретном территориальном контексте и за его пределами может иметь серьезные различия. Для Саратова такой личностью на протяжении почти векового отрезка является Н.Г. Чернышевский. Даже в советский период, когда имя Николая Гавриловича было включено во всесоюзные списки почитаемых революционеров-демократов, увековечивание его памяти в городе отличалось особой активностью: возникали объекты поклонения, его именем назывались не только площади и улицы, но и университет, его произведения были обязательными к изучению в школьной программе. В постсоветский период, когда в стране имя Н.Г. Чернышевского исчезло с городских карт других городов, только Саратов «сохранил верность» своему «герою»: все памятные места в городе были внесены в самые популярные туристические маршруты, создавались грандиозные экскурсионные программы. Статья посвящена изучению проблемы «асимметрии восприятия» личности Н.Г. Чернышевского на локальном и общероссийском уровне, а также тому, как различия в восприятии выступают знаками городской идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The personification of the image of the city as the reflection of local self-awareness (as exemplified by the city of Saratov)

Any famous person whose life, creative activity or even a birth place is associated with a certain city is doomed to be the symbol of the city. The perception of this person within a certain territorial context and beyond it may vary significantly. For nearly a century N.G. Chernyshevsky has been this kind of personality for Saratov. Even during the Soviet times, when his name was on the list of all-Soviet Union honored revolutionary democrats, perpetuation of his memory in the city was above the average level: there were the objects of worship; not only streets and squares but also the university was named after Chernyshevsky; the schools’ curriculum obliged students to study his works. In the post-Soviet period when N.G. Chernyshevsky’s name disappeared from city maps of all other cities of the country only Saratov remained faithful to his hero: all Chernyshevsky memorials in Saratov were included in the most popular tourist guides, grand tours were organized. The research attempts to examine the “asymmetry of perception” of N.G. Chernyshevsky’s personality on the local and national levels along with the comprehension differences that characterize the city’s identity

Текст научной работы на тему «Персонификация образа города как отражение локального самосознания (на примере города Саратова)»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 3

И.Д. Чижикова*

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ОБРАЗА ГОРОДА КАК ОТРАЖЕНИЕ

ЛОКАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ (на примере города Саратова)

Любая известная личность, связанная своим творчеством или фактом своего рождения с определенным городом, обречена на то, чтобы быть своеобразным городским символом. Восприятие этой личности в конкретном территориальном контексте и за его пределами может иметь серьезные различия.

Для Саратова такой личностью на протяжении почти векового отрезка является Н.Г. Чернышевский. Даже в советский период, когда имя Николая Гавриловича было включено во всесоюзные списки почитаемых революционеров-демократов, увековечивание его памяти в городе отличалось особой активностью: возникали объекты поклонения, его именем назывались не только площади и улицы, но и университет, его произведения были обязательными к изучению в школьной программе.

В постсоветский период, когда в стране имя Н.Г. Чернышевского исчезло с городских карт других городов, только Саратов «сохранил верность» своему «герою»: все памятные места в городе были внесены в самые популярные туристические маршруты, создавались грандиозные экскурсионные программы.

Статья посвящена изучению проблемы «асимметрии восприятия» личности Н.Г. Чернышевского на локальном и общероссийском уровне, а также тому, как различия в восприятии выступают знаками городской идентичности.

Ключевые слова: восприятие, персонификация образа города, гений места, Н.Г. Чернышевский.

В последние годы, во многом благодаря деятельности П. Вайля [Вайль, 2006], в научную лексику вошло словосочетание «гений места». Смысл, который вкладывается в выражение 'genius loci' в наши дни, далек от первоначального: «...это художник или творец, чья жизнь (биография), работа и/или произведения связаны с определенным местом (домом, усадьбой, поселением, деревней, городом, ландшафтом, местностью) и могут служить существенной частью образа места» [Замятин, 2006: 207].

Приведенное определение служит наглядным примером того, что исследователи, изучая образ города и роль выдающейся личности в его формировании, не проводят различий между восприятием данной

* Чижикова Ирина Дмитриевна — аспирант кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).

личности в конкретном месте и ее восприятием в остальной части страны. Если и анализируются какие-либо различия, то, как правило, это различия во времени (как менялось отношение к тому или иному историческому персонажу после революции, после окончания сталинской эпохи, в период перестройки и т.д.). Однако, на наш взгляд, существует своеобразная «асимметрия восприятия» человека в стране в целом, и в его родном городе. Можно предположить, что в родном городе оно заведомо более апологетическое. Город гордится историческим персонажем, выдвигает и идеализирует все, что с ним связано. Однако нельзя все различия свести только к «силе любви».

В советские годы активное восхваление известного революционера-демократа, теоретика утопического социализма, публициста и писателя было повсеместным. Чернышевскому возводили памятники, в честь него называли улицы и площади, его произведения изучали все школьники страны. Например, в Москве улица Покровка была переименована в улицу Чернышевского, а в Санкт-Петербурге имя писателя было присвоено одному из центральных проспектов города — Воскресенскому. В обеих столицах установлены памятники в его честь.

В этот период Саратов стоял в общем ряду. Но уже тогда город выделялся и обилием памятных мест, и тем, что был первым в общероссийском процессе величественной мемориализации личности известного демократа. Уже в 1920 г. был открыт музей-усадьба Чернышевского. Специальным декретом Совета Народных Комиссаров за подписью В.И. Ленина музей был объявлен национальным достоянием республики1. В 1918 г. памятник Александру II был заменен на памятник Н.Г. Чернышевскому. Его соорудили в соответствии с планом монументальной пропаганды, и он стал первым монументом в честь писателя-демократа в стране. В 1953 г. непритязательный памятник заменили на более долговечный и репрезентативный монумент, который в региональных путеводителях входит «в общее ядро памятников, мимо которых не должен пройти ни один турист» [Руцинская, 2008: 37]. В 1939 г. в связи с 50-летием со дня смерти Н.Г. Чернышевского на его могиле установлен памятник-арка.

Кроме того, в 1970-1980-е годы впервые появилась мысль о переименовании Саратова. Вызревали планы объединить два города — Саратов и Энгельс и назвать этот новый населенный пункт «Черны-шевск»: «подобное слияние <...> дало бы право на повышенные нормы снабжения товарами и строительство метрополитена»2. Однако в со-

1 См.: Стражевкий А.Б., Шмелев А.А. Путеводитель «Ленинград — Астрахань — Ростов-на-Дону». М., 1968.

2 Шесть имен Саратова. URL: http://zerkalosar.ru/index.php?option=com_conten t&view=article&id=2247:2012-06-27-07-20-26&catid=24:2010-10-24-09-57-56&Itemid=43 (дата обращения: 18.03.2016).

ветские годы идея так и не была претворена в жизнь, а позже потеряла всякий смысл.

Помимо прочего, имя Н.Г. Чернышевского было увековечено в названии театра оперы и балета, Саратовского университета, а также в Саратове одна из главных улиц носит имя великого революционера.

Отношение к фигуре Н.Г. Чернышевского со стороны саратовцев всегда было более личностным. Жители знали о том, что писал пламенный революционер о городе, где жил. Он как бы пребывал с ними в едином пространстве. Впечатления о родном городе Саратове и о его жителях Чернышевский отразил в главном произведении жизни — романе «Что делать?». Местные краеведы любят акцентировать этот факт: «то снова были те "живые люди", которые дали Чернышевскому свои черты и краски для типических обобщений... самое главное из всех саратовских впечатлений Чернышевского, получивших отражение в романе "Что делать?" — это образ революционного вождя Рахметова. Бурлак Рахметов на Волге — одно из любимейших перевоплощений героя Чернышевского» [Чернышевская, 1978].

Чернышевский был фигурой не только для «местного почитания». Его фигура привлекала в город туристов, так он стал частью «"регионального пантеона" — круга выдающихся людей, ассоциативно связанных с регионом, выступающих брендами отдельных городов и всего края в целом» [Руцинская, 2008: 37]. Памятные объекты в честь известного писателя-демократа были включены во все туристские маршруты, описаны во всех путеводителях, которые выступают «в роли проводника, указывающего туристу эти памятные места» [Руцинская, 2008: 56].

Однако в постсоветские годы ситуация крайне изменилась. О Чернышевском забыли, исключили из школьных программ. «Сегодняшний школьник в обязательном порядке "проходит" произведения ранее запрещенного М.А. Булгакова, зазубривает наизусть стихи Н.С. Гумилева и Б.Л. Пастернака, перечисляет на уроках истории имена героев Белого Движения, но вряд ли он сможет ответить что-то вразумительное о нынешних "антигероях" — Лаврове, Нечаеве, Мартове, Плеханове, Некрасове, Добролюбове или том же Чернышевском. Сегодня Н.Г. Чернышевский внесен во все "чёрные списки" имен, которым не место на карте нашей родины. Его произведения не переиздаются с советских времен, так как это самая невостребованная литература в библиотеках и самые невостребованные тексты на Интернет-ресурсах»3.

Но только не в Саратове. Здесь его воспевание продолжается. Так, совсем недавно создана новая экскурсионная программа — «Прогулки с Чернышевским по улицам старого Саратова». Эта грандиозная и во

3Литературно-исторические заметки юного техника. URL: http://ptiburdukov. ru/ (дата обращения: 16.03.2016).

многом инновационная программа включает создание интерактивной карты объектов историко-культурного наследия Саратова, связанных с именем Н.Г. Чернышевского, их мультимедийную презентацию; театрализованное представление в мемориальном доме семьи Чернышевских. Но главным компонентом проекта стало то, что «опираясь на мемуары Н.Г. Чернышевского, была составлена дорожная карта экскурсии "Прогулки с Чернышевским"»4. Она включает 25 памятников историко-культурного наследия.

Программа, действительно, грандиозная. Теперь уже жителям и гостям Саратова предлагают смотреть на город глазами Н.Г. Чернышевского. Подобной степени его связанности с жизненным пространством города не знала даже советская эпоха.

В последние годы подвергаются переосмыслению объекты поклонения, воздвигнутые в сталинскую эпоху. Интересна история, связанная с памятником Н.Г. Чернышевскому, сооруженным в 1953 г.: «.когда памятник был еще в глине, скульптуру сфотографировали, повезли показывать Сталину — тому до всего было дело. "Вождь" волосы велел обрезать — почему-то не понравились. Взяли ножовку, обрезали. Но когда статую готовили к отливке, отрезанную часть на шпунтах поставили на место. Пусть знают саратовцы, когда смотрят на своего бронзового Чернышевского, кого "переспорил" Кибальников!..»5. История перепечатывается во многих местных СМИ и в Интернете, воспринимается не только как свидетельство независимости скульптора, не побоявшегося проигнорировать требование Сталина, но и как свидетельство своеобразной «невписанности» Чернышевского в советские догмы и представления (длинные волосы как фронда, как свобода от официоза). Конечно, эта история не могла бы фигурировать на страницах СМИ в сталинскую эпоху, она отражает современные попытки горожан изменить образ писателя-демократа, наполнить его новыми оттенками.

Никто в стране не понимает выражения «Чернышевский — русский Прометей», а в местных текстах оно повторяется постоянно, Саратов именуется как «Родина российского Прометея». В школьных программах очень часто фигурирует данное выражение. Так, в программе по истории составлены «Познавательные задания по истории Саратовского края»6, где личности Н.Г. Чернышевского посвящено два вопроса и один из них звучит следующим образом: «Кто известен

4 «Прогулки с Чернышевским» — победитель Всероссийского конкурса. URL: http://www.saratovmer.ru/news/2015/11/03/39382.html (дата обращения: 16.03.2016).

5 Памятник Н.Г. Чернышевскому. URL: http://elsso.ru/cont/cul/162.html (дата обращения: 17.03.2016).

6 Познавательные задания по истории Саратовского края. URL: http://festival. 1september.ru/articles/578956 (дата обращения: 17.03.2016).

в истории как "российский Прометей"?». Саратовские школьники знают этот факт или обязаны его знать.

Как видно из приведенных примеров, личность Н.Г. Чернышевского в стране в целом и в Саратове в частности видят и воспринимают неодинаково. Проблема заключается в том, что внешние туристы как российские, так и, тем более, зарубежные, вряд ли воспринимают фигуру Н.Г. Чернышевского в качестве притягательного туристического объекта, ради которого можно поехать в Саратов, как, например, ради Моцарта можно поехать в Зальцбург или ради Шекспира в Стратфорд-на-Эйвоне. Н.Г. Чернышевский стал сугубо местным персонажем. Он — элемент городской идентичности. Если провести опрос и попросить назвать самых известных личностей Саратова — он будет в числе первых. Саратов — своеобразный заповедник, где сохраняется о нем память. Вряд ли стоит рассчитывать на то, что в ближайшем будущем фигура Чернышевского станет эффективной для городского маркетинга, однако благодаря устойчивому городскому почитанию «русского Прометея» «карта памяти» страны в целом становится более объемной.

Список литературы

1. Вайль П. Гений места. М.: Издательство КоЛибри, 2006.

2. Замятин Д.Н., Абдулова И., Амоголонова Д., Герасименко Т. Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах. Вып. 4. М.: Институт Наследия, 2006. С. 207.

3. Руцинская И.И. Путеводитель как инструмент конструирования региональных достопримечательностей (вторая половина XIX — начало XX в.) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 2. С. 56.

4. Руцинская И.И. Региональный путеводитель в России: формирование жанра (на примере путеводителей по Поволжью) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 2. С. 37.

5. Чернышевская Н.М. Н.Г. Чернышевский и Саратов. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1978. С. 163.

I.D. Chizhikova

LOCAL IDENTITY AND CITY'S IMAGE PERSONIFICATION: SARATOV

Lomonosov Moscow State University Faculty of Foreign Languages and Area Studies Russia, Moscow, 119192, Lomonosovskiy Prospect, 31/1

Any famous person whose life, creative activity or even a birth place is associated with a certain city is doomed to be the symbol of the city. The perception

of this person within a certain territorial context and beyond it may vary significantly.

For nearly a century N.G. Chernyshevsky has been this kind of personality for Saratov. Even during the Soviet times, when his name was on the list of all-Soviet Union honored revolutionary democrats, perpetuation of his memory in the city was above the average level: there were the objects of worship; not only streets and squares but also the university was named after Chernyshevsky; the schools' curriculum obliged students to study his works.

In the post-Soviet period when N.G. Chernyshevsky's name disappeared from city maps of all other cities of the country only Saratov remained faithful to his hero: all Chernyshevsky memorials in Saratov were included in the most popular tourist guides, grand tours were organized.

The research attempts to examine the "asymmetry of perception" of N.G. Chernyshevsky's personality on the local and national levels along with the comprehension differences that characterize the city's identity

Key words: perception, personification of city's image, genius loci, N.G. Cher-nyshevsky.

About the author:

Chizhikova Irina Dmitrievna — Ph.D. student at Lomonosov Moscow State University, Faculty of Foreign Languages and Area Studies (e-mail: [email protected]).

References

1. Chernyshevskaja N.M. 1978. N.G. Chernyshevsky i Saratov. [N.G. Chernyshevsky and Saratov]. Saratov. P. 163. (In Russ.)

2. Rucinskaja I.I. 2008. Regional'nyj putevoditel' v Rossii: formirovanie zhanra (na primere putevoditelej po Povolzh'ju). [A regional guidebook in Russia: formation of genre (evidence from guidebooks of the Volga region)] Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 2, p. 37. (In Russ.)

3. Rucinskaja I.I. 2011. Putevoditel' kak instrument konstruirovanija regio-nal'nyh dostoprimechatel'nostej (vtoraja polovina XIX — nachalo XX v.). [A guidebook as a tool of a place of interest's structuring (XIX—XX centuries)] Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no 2, p. 56 (In Russ.)

4. Vajl' P. 2006. Genijmesta [Genius loci]. Moscow. (In Russ.)

5. Zamjatin D., Abdulova I., Amogolonova D., Gerasimenko T. 2006. Gumani-tarnaja geografija: Nauchnyj i kul'turno-prosvetitel'skij al'manah [Humanitarian geography: academic and educational almanac]. Moscow, vol. 4, p. 207. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.