Научная статья на тему 'Персональный состав попечителей Оренбургского учебного округа'

Персональный состав попечителей Оренбургского учебного округа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
441
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ПОПЕЧИТЕЛЬ / ОРЕНБУРГСКИЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ / TRUSTEESHIP / TRUSTEE / ORENBURG EDUCATIONAL CIRCUIT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галиуллина Светлана Дмитриевна

Рассмотрен исторический опыт функционирования института попечительства Российской империи, способного влиять на институциональные нормы системы образования. Впервые в России были образованы учебные округа и введена должность попечителя учебного округа. Автором выявлен персональный состав попечителей Оренбургского учебного округа (18751917 гг.). Даны биографические данные и проанализирована социальная характеристика, управленческий опыт, научная деятельность 12 попечителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal cast of trustees in Orenburg educational circuit

Nowadays appealing to the historical experience of the institute of trustees is timely within the context of the country development, as it plays a specific role in the educational sphere of Russia and has not lost its significance at present. In 1875 Orenburg educational circuit was established. The educational circuit included all the educational institutions of governorates and provinces. The introduction of the post of educational circuit trustee was an important innovation. He had both governmental and social functions. According to bylaws he was given administrative power to deal with management, guidance and organization of educationalpedagogical process, financial and operational activities of the educational institutions in the circuit. During 1875-1917 there were 12 trustees in Orenburg educational circuit. Each of them was assigned with the personalized Imperial Edict that was preliminary introduced by the Minister of National Education. Privy councillor P. A. Lavrovsky was the first trustee of Orenburg educational circuit, he was appointed on January 1, 1875. Privy councillor B.N. Dal came in 1880, Kh.P. Solsky in 1885, D.S. Mikhailov in 1885. At the beginning of 1890 councillor and cavalier I.Ya. Rostovtsev was appointed. On March 23, 1904 actual state councillor N.Ch. Zayonchikovsky (pseudonym Nikolay Nakhimov). From 1906 it was pedagogue, missionary N.A. Bobrovnikov, from 1908 honorary member of Ufa governorate trusteeship of orphan homes A.V. Nikitsky, from 1916 to 1917 actual state councillor A.N. Derevitsky. V.A. Gordlevsky, an outstanding orientalist-turcologist, Doctor of Science, Professor, became the last trustee of Orenburg educational circuit. Social characteristics and scientific activities of the trustees of Orenburg educational circuit are analyzed in the present work. Almost all the trustees of Orenburg educational circuit had a hereditary noble birth, basic university education, richest experience of administrative and managerial work, educational-pedagogical and scientific research activity in the National Science. Almost all the trustees had a scientific degree of Doctor; some of them had a Professor degree (extraordinary and ordinary ones). According to the table of ranks all the trustees had IV class and ranks of civilian community from the privy councillor to the actual state councillor, which were the highest civilian ranks having the statutory address Your Excellency. Some of the trustees were granted with the orders. Some of them were transferred by the trustees of other circuits so as to pass the administrative experience of Orenburg education circuit, leaving beneficent remembrance.

Текст научной работы на тему «Персональный состав попечителей Оренбургского учебного округа»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 356 Март 2012

ИСТОРИЯ

УДК 37.078 (092) (470.4/.5)

С.Д. Галиуллина

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПОПЕЧИТЕЛЕЙ ОРЕНБУРГСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА

Рассмотрен исторический опыт функционирования института попечительства Российской империи, способного влиять на институциональные нормы системы образования. Впервые в России были образованы учебные округа и введена должность попечителя учебного округа. Автором выявлен персональный состав попечителей Оренбургского учебного округа (1875—

1917 гг.). Даны биографические данные и проанализирована социальная характеристика, управленческий опыт, научная деятельность 12 попечителей.

Ключевые слова: попечительство; попечитель; Оренбургский учебный округ.

Сегодня актуальным является обращение к историческому опыту развития института попечительства, игравшего особую роль в образовательной сфере России и не утратившего своего значения в наши дни. При выборе проблемы исследования мы учитывали, что в 1754—1917 гг. был накоплен уникальный опыт попечительства в образовательной сфере. В связи с этим изучение и переосмысление исторического опыта приобретают особое значение.

Начало царствования Александра I характеризуется продолжением просветительских традиций Екатерины II, что во многом обусловлено социально-экономическим развитием страны, требовавшим реформ в сфере образования. Началом перестройки культурно-образовательной сферы жизни общества явился подписанный 8 сентября 1802 г. Манифест об учреждении министерств. Было образовано Министерство народного просвещения [1]. В его ведении было создано Главное училищ правление, функции которого сформулированы в Указе Императора «Предварительные правила народного просвещения» от 24 января 1803 г. Одновременно был утвержден Училищный устав, по которому Россия была поделена на 6 учебных округов во главе с университетами. К 1867 г. уже было 12 учебных округов, в которые входили все учебные заведения губерний и областей [2. С. 2]. В 1875 г. был образован Оренбургский учебный округ.

Важным новшеством было введение должности попечителя учебного округа. В Уставных нормах целая глава посвящена попечителю, заведующему учебным округом, определены его должностные обязанности («О Попечителях учебных округов, Помощниках их и Окружных инспекторах»). Необходимо заметить, что с 1803 по 1835 г. Попечитель учебного округа одновременно был попечителем университета. Уставом 1835 г. он «сделался полным начальником всех учебных заведений округа» [3. С. 546; 4. С. 241].

Деятельность попечителя учебного округа имела государственно-общественный характер и Уставными нормами ему предоставлялись полномочия административного характера по управлению, руководству и организации учебно-воспитательного процесса, финансово-хозяйственной деятельности учебных заведений округа. В Оренбургском учебном округе в период с 1875 по 1917 г. действовало 12 попечителей. Каждый

из них назначался именным высочайшим указом по предварительному представлению министра народного просвещения. Согласно Своду уставов о гражданской службе «О принятии в гражданскую службу и определении к должностям» при определении на должность попечителя учебного округа учитывались такие факторы, как состояние лица или его происхождение, возраст, образование, звания, чин, класс. Кроме того имели значение личная выслуга, «отеческая честь», а также личностные качества и послужной список кандидата в попечители. При вступлении в должность попечитель принимал присягу на верность царю и Отечеству. Соответственно классу «Табели о рангах» при устном и письменном обращении к попечителям учебных округов необходимо было указывать титул «Ваше превосходительство», что свидетельствовало об особом статусе. К примеру, обращение к попечителю Оренбургского учебного округа звучало так: «Его Превосходительству Господину Попечителю Оренбургского учебного округа» [5. Л. 24], «Его Превосходительству Господину Управляющему Оренбургским учебным округом» [6. Л. 3].

Первым попечителем Оренбургского учебного округа был назначен 1 января 1875 г. тайный советник Петр Алексеевич Лавровский (1827-1886) [7. С. 153]. Он родился 13 (25) марта 1827 г. в с. Выдропуск Ново-торжского уезда Тверской губернии. Окончил Тверскую семинарию и историко-филологический факультет (отделение славянской филологии) Санкт-Петербургского педагогического института [8. С. 4]. В 1857 г. Лавровский получил звание ординарного профессора. В 1856 г. был избран членом-корреспондентом Императорской академии наук. С 1869 по 1872 г. занимал должность ректора Варшавского университета. Об уровне образованности свидетельствуют научные изыскания П.А. Лавровского, которые были связаны с филологией и направлены на изучение особенностей фонетики и словообразования языка [9. С. 747].

В 1875 г. П.А. Лавровский, благодаря своему образованию, научной деятельности и опыту работы в образовательных учреждениях, был назначен попечителем Оренбургского учебного округа [10. Л. 5]. Во время торжественной церемонии открытия учебного округа Оренбургский генерал-губернатор сказал о нем: «Не можем не радоваться, что в настоящем случае выбор

пал именно на вас, так как в лице Вашем перед нами не только ученый, имя котораго известно и за пределами России, но и человек русский не только именем, но и душой, и сердцем» [8. С. 16]. Портрет первого попечителя был установлен во многих образовательных учреждениях Оренбургского учебного округа, в частности в актовом зале Пермского Алексеевского реального училища [11. С. 29]. 28 апреля 1880 г. П.А. Лавровский был переведен попечителем Одесского учебного округа [12. Л. 6]. В 1885 г. вышел в отставку, по возвращении в Санкт-Петербург был назначен членом главного училищного правления.

С 1880 г. с высочайшего соизволения был назначен попечителем Оренбургского учебного округа Владимир Никитович Даль [12. Л. 13; 13. С. 154; 14]. В.Н. Даль родился 5 июня 1828 г. в г. Москве. Окончил 1-ю Московскую гимназию, в последующем - юридический факультет Московского университета в 1851 г. С 1882 г. — тайный советник. Награжден орденами Св. Анны 1, 2, 3-й ст., Св. Станислава 1, 2, 3-й ст., Св. Владимира 3 ст., Крестом в память покорения Кавказа. Участник отражения нападения горцев на Екатеринодар в 1856 г. Умер 14 августа 1891 г. в Москве [15].

С 1885 г. попечителем Оренбургского учебного округа был назначен Сольский Хрисанф Петрович [16. С. 44]. Он родился в 1838 г. По окончании Киевского университета в 1863 г. был назначен учителем латинского языка в Курской гимназии. В 1868 г. получил должность инспектора Тамбовской гимназии, в 1869 г. — инспектора Воронежской гимназии. С 1871 по 1879 г. был окружным инспектором Виленского учебного округа. С 1879 по 1885 г. был назначен помощником попечителя Виленского учебного округа. На должности попечителя Оренбургского учебного округа он пробыл недолго — в том же году был назначен попечителем Одесского учебного округа.

Вслед за Х.П. Сольским в 1885 г. на должность попечителя Оренбургского учебного округа был назначен Дмитрий Сергеевич Михайлов — зоолог-натуралист (1824—1889) [16. С. 18]. Д.С. Михайлов по окончании пензенской гимназии учился в Санкт-Петербургском университете: в 1847 г. окончил курс по математическому, в 1848 г. — по естественному отделению физикоматематического факультета и был оставлен при университете. В 1852 г. защитил диссертацию на степень магистра под названием «Исследование рода рогоз (ТурИя) преимущественно в систематическом отношении». В последующем преподавал в Лесном институте, читал лекции по зоологии, орнитологии, энтомологии. В 1867 г. был назначен директором училищ Санкт-Петербургской губернии, затем директором Учительского института. Научные труды Д.С. Михайлова были достаточно известны в научном сообществе. С 1864 по 1868 г. Д.С. Михайлов являлся главным редактором научного журнала «Натуралист».

В начале 1890 г. на должность попечителя Оренбургского учебного округа был назначен тайный советник и кавалер Иван Яковлевич Ростовцев — видный киевский филолог и педагог, известный латинист [17. Л. 2]. Окончил курс в Киевском университете по историкофилологическому факультету, славился как тонкий исследователь поэзии Вергилия и переводчик речей Цице-

рона. И.Я. Ростовцев содействовал развитию образования и культуры, даже часть своего дома отдал под музыкальные занятия для даровитой местной молодежи [18. С. 106; 19. С. 75—76]. 1 января 1904 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству № 1 [20. С. 3] за отличия Ростовцев был произведен из тайных советников в действительные тайные советники. 19 марта 1904 г. Именным Высочайшим указом Правительствующему сенату «Попечитель Оренбургского учебного округа д.т.с. Ростовцев Всемилостивейше уволен, согласно прошению, от службы, с мундиром, должности Попечителя Оренбургского учебного округа присвоенным» [21. С. 115].

23 марта 1904 г. попечителем Оренбургского учебного округа был назначен действительный статский советник Николай Чеславович Зайончковский (псевдоним Николай Нахимов), церковный деятель, переводчик богослужебных текстов [21. С. 115]. Попечитель происходил из дворян Смоленской губернии. Семья отца перебралась в Россию после польского восстания. Мать — племянница адмирала П.С. Нахимова. В 1882 г. Н.Ч. Зайончковский окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1 октября 1882 г. преподавал древние языки в Рыбинской гимназии. 1 августа 1889 г. перемещен в Рижскую Александровскую гимназию. В январе 1891 г. назначен исполняющим обязанности инспектора гимназии, со 2 октября следующего года — окружным инспектором Рижского учебного округа.

Н.Ч. Зайончковский — автор ряда учебных пособий, которые он подписывал псевдонимом Николай Нахимов. При вступлении на должность попечителя Оренбургского учебного округа в 1904 г. Н.Ч. Зай-ончковский «при представлении ему служащих в учебных заведениях Оренбурга» в своей речи заявил: «Попечитель учебного округа есть, конечно, верный исполнитель священной Монаршей воли относительно подведомственных ему учебных заведений и должен точно, неуклонно руководствоваться распоряжениями Министерства народного просвещения, той же волей определёнными. Но, господа, в нашей живой деятельности нет возможности всё предузако-нить, всё урегулировать общими формулами, дать по каждому вопросу предварительные распоряжения. ...По своей предыдущей службе я стоял близко к делу народного образования и полюбил его всей душой. Я очень счастлив, что воля Государя Императора привела меня сюда, где я могу поработать для образования русского сельского населения» [22. С. 21]. 2 мая 1906 г. Зайончковский обратился к И.И. Толстому (уже ушедшему с поста министра народного просвещения) с открытым письмом, в котором выражал несогласие с увольнением группы инспекторов, противодействовавших политической

агитации в учебных заведениях, после чего был вызван в столицу, где был вынужден подписать прошение об отставке (13 января).

С 1906 г. попечителем Оренбургского учебного округа был назначен Николай Алексеевич Бобровников (1854—1921), педагог, миссионер, сын известного востоковеда А.А. Бобровникова [23. Л. 1]. После смерти отца был взят на попечение другом отца

Н.И. Ильминским. По окончании курса в Казанском

университете он долгое время являлся помощником Н.И. Ильминского в деле просвещения нерусских народов. Занимал должность директора Казанской инородческой семинарии, где организовал переводческую комиссию; с 1906 по 1908 г. служил на посту попечителя Оренбургского учебного округа. Затем до 1917 г. являлся членом совета Министерства народного просвещения. Убежденный в необходимости использования для учебных и воспитательных целей родного языка детей, Н.А. Бобровников практически доказал, что это делает занятия детей осмысленными и ускоряет успехи в изучении русского языка.

Еще одной яркой личностью на посту попечителя Оренбургского учебного округа с 1908 г. был почетный член Уфимского губернского попечительства детских приютов Александр Васильевич Никитский [24. Л. 2]. Он родился 20 октября (1 ноября) 1859 г. в с. Марьино Новгородской губернии. Умер 8 декабря 1921 г. (г. Петроград). Русский филолог-классик, специалист в вопросах греческой эпиграфики. Окончив Новгородскую духовную семинарию (1878 г.) и Санкт-Петербургский историко-филологический институт (1882 г.), преподавал древнегреческий язык в Одесской духовной семинарии (1882—1883, 1884—1886 гг.). Затем был направлен от министерства народного просвещения в Грецию для приготовления к профессорской деятельности (1883—1884 гг.). Приват-доцент классической филологии Новороссийского университета (1884— 1886 гг.). Назначен экстраординарным (1886 г.), а затем ординарным (1901-1902 гг.) профессором древнегреческой филологии и древностей Юрьевского университета. С 1902 г. - член-корреспондент по разряду классической филологии и археологии по специализации «античная история, литература и эпиграфика» историкофилологического отделения. В 1908 г. А.В. Никитский был назначен попечителем Оренбургского учебного округа, а в 1909 г. — почетным членом Уфимского губернского попечительства детских приютов. Эти должности исполнял вплоть до 1910 г., когда, чувствуя расстройство здоровья, вышел в отставку. Причислен к Министерству народного просвещения (1911 г.), член ученого комитета этого ведомства (с 1914 г.). С 1917 г. - ординарный академик по Отделению исторических наук и филологии.

После отставки А.В. Никитского в 1910 г. попечителем Оренбургского учебного округа являлся Федор Николаевич Владимиров [25. Л. 23], а с 13 августа 1913 г. — Нил Иванович Тихомиров [25. Л. 7], имеющий базовое университетское образование, которое получил в Императорском Петроградском историкофилософском институте, в чине тайного советника.

Следующим попечителем Оренбургского учебного округа (1916—1917 гг.) стал Алексей Николаевич Дере-вицкий (1859—1943) [27]. Один из выдающихся уче-ных-филологов конца XIX — первой трети XX столетия, доктор греческой словесности, ученый-эллинист, действительный статский советник. Родился 9 марта в се-

мье асессора Полтавского губернского правления. Детские годы будущего ученого прошли в Харькове и Белгороде, где он обучался в гимназиях. Курс среднего образования юноша окончил с золотой медалью. Став студентом историко-филологического факультета Харьковского университета, он избрал основной специальностью классическую филологию, а специализацией — греческую словесность.

В 1884 г. Алексей Деревицкий окончил университет со степенью кандидата и был оставлен при этом вузе стипендиатом для двухгодичного приготовления к профессорскому званию по предмету греческой словесности. Степень доктора греческой словесности получил от совета Харьковского университета 6 декабря 1891 г. 17 июня 1892 г. А.Н. Деревицкий был утвержден экстраординарным профессором Харьковского университета. Дальнейшая его карьера складывалась по ведомству Министерства народного просвещения: 6 сентября 1905 г. он был назначен попечителем Казанского учебного округа; 31 декабря 1911 г. вышел указ о его перемещении попечителем Киевского учебного округа. Вал административных дел, конечно, мешал ученому продолжать углубленно заниматься научными исследованиями. К сожалению, в должности попечителя Оренбургского учебного округа А.Н. Деревицкий пробыл недолго. Известен факт, что он являлся инициатором основания в Уфе Восточно-русского культурно-просветительного общества с уставом по образцу Западнорусского общества с целью объединения русских с другими национальностями и сохранения культурного наследия.

Последним попечителем Оренбургского учебного округа стал Владимир Александрович Гордлевский — крупный востоковед-тюрколог, доктор наук, профессор [28]. Он окончил Лазаревский институт восточных языков (1899 г.) и Московский университет (1904 г.). Преподавал в Лазаревском университете с 1907 г. Основные его труды посвящены тюркскому языку, фольклору, этнографии и истории Турции.

Итак, за период с 1875 по 1917 г. во главе Оренбургского учебного округа было 12 попечителей. Почти все они имели потомственное дворянское происхождение, превосходное базовое университетское образование, богатейший опыт административной и управленческой работы, учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности в отечественной науке. Многие попечители имели ученую степень доктора наук, некоторые — звание профессоров (экстраординарных, ординарных). Согласно «Табели о рангах» все попечители имели IV класс и чины гражданского ведомства от действительного статского советника до тайного советника, которые считались высшими гражданскими чинами. Некоторые из попечителей были награждены орденами. Часть из них были переведены попечителями других учебных округов для передачи опыта управлением Оренбургским учебным округом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шевырев С.П. История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. 1755-1855. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998. 600 с.

2. Свод Законов Российской Империи повелением Государя Императора Николая Первого // Свод уставов ученых учреждений и учебных заве-

дений ведомства Министерства Народного Просвещения. СПб., 1893. Т. XI, ч. 1.

3. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон, 1890. Ярославль : ТЕРРА, 1992. Т. 48.

4. Галиуллина С.Д. Деятельность попечителя учебного округа // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15, № 1.

5. Центральный государственный исторический архив республики Башкирия (ЦГИА РБ). Ф. И-109. Оп. 1. Д. 68.

6. ЦГИА РБ. Ф. И-109. Оп. 1. Д. 65.

7. Циркуляр по Оренбургскому учебному округу. Год второй. Оренбург: Типография Ив.Ив. Ефимовского-Миравицкаго, 1875. № 11, 12.

8. Циркуляр по Оренбургскому учебному округу. Год первый. Оренбург: Типография Ив.Ив. Ефимовского-Миравицкаго, 1875. № 1-3.

9. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / под ред. С.Н. Южакова. 4-е изд., стер. СПб. : Библио-

графический институт (Мейер) в Лейпциге и Вене, книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1896. Т. 11.

10. ЦГИА РБ. Ф. И-109. Оп. 1. Д. 44.

11. Циркуляр по Оренбургскому учебному округу. Год четвертый. Оренбург : Типография Ив.Ив. Ефимовского-Миравицкаго, 1878. № 3-4.

12. ЦГИА РБ. Ф. И-109. Оп. 1. Д. 38.

13. Алтынсарин И. Собрание сочинений : в 3 т. Алма-Ата : Академия наук Казахской ССР, 1976. Т. 2.

14. Пребывание г. попечителя Оренбургского округа В.Н. Даля в Перми и других городах Пермской губернии // Пермские губернские ведомо-

сти. 1880. № 87.

15. Всероссийское генеалогическое дерево. URL: http://www.vgd.rU/D/dal.htm (дата обращения 10.11.2011 г.).

16. Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25-летие его существования (1875-1899 гг.). Орен-

бург : Типо-литография Ив.Ив. Евфимовского-Мировицкого, 1901. Вып. II.

17. ЦГИА РБ. Ф. И-109. Оп. 1. Д. 157.

18. Окунь Ю.А. Семья Ростовцевых в общественной и культурной жизни Оренбурга конца XIX - начала XX вв. // Оренбургскому краю -250 лет : материалы юбилейной науч. конф., посвящ. 250-летию Оренбургской губернии и 60-летию Оренбургской области. Оренбург, 1994.

19. Окунь Ю.А. И.Я. Ростовцев - попечитель Оренбургского учебного округа // Оренбургу - 250 лет : программа и материалы науч. конф., посвящ. юбилею города. Оренбург, 1993. С. 75-76.

20. Циркуляр по Оренбургскому учебного округу. Оренбург : Типолитография Ив.Ив. Евфимовского-Мировицкого, 1905. № 4, 5.

21. Циркуляр по Оренбургскому учебному округу. Оренбург : Типография Ив.Ив. Евфимовскаго-Мировицкаго, 1904. № 3.

22. Учителю нелегко дается его работа // Вечерний Оренбург. 2009. 30 сент.

23. ЦГИА РБ. Ф. И-109. Оп. 1. Д. 169.

24. ЦГИА РБ. Ф. И-109. Оп. 1. Д. 176.

25. ЦГИА РБ. Ф. И-109. Оп. 1. Д. 157.

26. Бюрократическая элита Российской Империи. иКЬ: // http://www.nd.edu/~nriid/ru/books/v4/v4_277-393.pdf

27. Крайнов Г.Н. Подготовка и проведение Первого Всероссийского съезда мари 15-25 июля 1917 г. в г. Бирске Уфимской губернии (90-летию

съезда посвящается). Бирск : БирГСПА, 2007.

Статья представлена научной редакцией «История» 16 января 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.