ческие черты - раздражительность, ухудшение памяти, ослабление внимания, головную боль, шум в голове. Патоморфологически эта стадия характеризуется утолщением комплекса интима-медиа до 1,1-1,2 мм или наличия небольших бляшек в пределах 1,5-2,5 мм в области бифуркации общих сонных артерий либо в устьях внутренних и общих сонных артерий, что вызывает незначимый стеноз одной или более артерий.
При второй и третьей стадиях наблюдаются стойкие органические нарушения, причем ухудшение соматического статуса усугубляет общее состояние больных. Отмечается отчетливое нарастание неврологической симптоматики, усиливаются мнестико-интеллектуаль-ные и эмоциональные нарушения гипостенического характера, снижается критика к собственному состоянию. Отмечается прогрессирование морфологических изменений сосудистой стенки, преимущественно в каротидном бассейне. В состоянии покоя обнаруживаются признаки депрессии мозгового кровотока, повышение тонуса артерий и ухудшение процессов мозговой перфузии.
Существенным отличием гипертензионной энцефалопатии от атеросклеротической энцефалопатии можно считать поражение при артериальной гипертензии не крупных внечерепных и внутричерепных сосудов, а поражение в основном мелких ветвей сосудов мозга. Вместе с тем разделение гипертонической и атеросклеротической энцефалопатий всегда достаточно условно. Артериальная гипертензия достаточно быстро стимулирует развитие атеросклеротических изменений в мозговых сосудах. Далеко не всегда при ультразвуковом исследовании и МРТ в режиме ангиографии у больных с АГ удается выявить атеросклеротические изменения экстрацеребральных и церебральных сосудов, однако чувствительность этих методов не настолько велика, чтобы полностью исключить наличие атеросклероза и уверенно поставить диагноз гипертонической энцефалопатии. Видимо, в большинстве случаев речь идет о смешанной энцефалопатии.
Для диагностики энцефалопатий используются данные анамнеза, клинического осмотра, а также лабораторные и инструментальные методы. Для атеросклеротической энцефалопатии важное значение имеет исследование липидного спектра крови, заключающегося в увеличении триглециридов, холестерина, увеличение уровня фибриногена и повышение коагуляционного потенциала плазмы крови.
При реоэнцефалографическом (РЭГ) исследовании выявляются признаки атеросклероза сосудов головного мозга (уплощение и сглаженность вершины реоволны, снижение амплитуды и уменьшение угла наклона, отсутствие дополнительных волн, межполушарная асси-метрия кривых).
Общим методом исследования является КТ и МРТ головного мозга (отмечаются очаговые поражения в виде лакунарных инфарктов - небольших полостей размером от 0,1 до 1,0 см, образующихся в местах ишемии). Из инструментальных методов исследования применяется транскраниальная допплерография (ТКД), позволяющая определить стеноз или окклюзию в бассейне внутренней или общей сонной артерии. Более точным
методом диагностики является дуплексное сканирование - это неинвазивный метод исследования, позволяющий визуализировать бляшку в бифуркации общей сонной артерии, определить толщину стенки и интимы артерии, оценить характер бляшки.
При второй и третьей стадиях гипертензивной энцефалопатии общие принципы терапии остаются прежними, меняются, в первую очередь, дозировки препаратов, действующих на мозговой кровоток и метаболическое обеспечение мозговых структур.
Правильная диагностика, правильно подобранная терапия улучшают качество жизни, снижают риск инва-лидизации и летального исхода.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МИФ В РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНЕННОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
М. П. Рекунчак
Рассмотрено понимание «персонального мифа» в различных подходах. Обозначена общая схема регуляции персональным мифом жизнедеятельности и активности личности. Показано, как данная схема воплощается на примерах поиска выхода из кризиса и реализации жизненного сценария личности.
Ключевые слова: персональный миф, регуляция жизнедеятельности, регуляция активности.
В современном гуманитарном знании, и в частности в психологии, исследователи пытаются целостно осмыслить жизнь и деятельность человека. Для этого ими вводятся понятия, в той или иной мере охватывающие эту целостность. Среди таких понятий можно выделить «сознание», «образ мира», «Я», «личностную историю», «проект жизни», «жизненный путь личности» и др. К таким же понятиям относится «персональный миф» (ПМ).
В рамках статьи мы рассмотрим, как ПМ участвует в регуляции жизнедеятельности и активности человека. Но прежде необходимо вкратце остановиться на понимании ПМ. Проблемой ПМ в психологии занимаются отечественные и зарубежные исследователи, в числе которых А. М. Лобок, Э. И. Мещерякова, А. С. Шаров, Б. Бешмет.
ПМ сущностно раскрывается исследователями как: 1) определенный горизонт восприятия мира (смыслоне-сущая реальность, раскрытая, развернутая прежде всего для самого человека), который изменяет и творит значимость (ценности и смыслы) вещей и всего окружающего (4); 2) «определенным образом ограниченная и оформленная ценностно-смысловая целостность, пространство нашей жизни, которое обживается в процессе нашей жизни, в процессе превращений, т. е. переживается, осмысливается и деятельно осваивается» (5, 21);
3) самоконструируемое личностное пространство (3);
4) «создание концепта самого себя в процессе социальной коммуникации, который, являясь исходно личностным феноменом, имеет диалогическую природу» (3, 15).
В регуляции активности, жизнедеятельности на различных уровнях функционирования человека принимают участие различные его структуры, начиная от биологической основы личности - мозга и заканчивая рефлексией (рефлексивным простраиванием личностью себя, своих границ и окружающего мира) и ценностносмысловой сферой личности. Как отмечает Н. А. Логинова, «сама возможность субъективной регуляции жизнедеятельности возникает не сразу, а постепенно, по мере созревания мозга и его функций и вместе с тем по мере становления в процессах социализации интеллекта, самосознания, характера» (2, 104).
Возможность регуляции ПМ жизнедеятельности и активности личности обеспечивается тем, что жизнедеятельность и активность воплощаются человеком в рамках определенного понимания себя и собственной жизни, т. е. через задействование (актуализацию) определенных в ПМ жизни человека ценностно-смысловых образований. Таким образом, последние включаются в регуляцию жизнедеятельности. А так как человек стремится реализовывать, воплощать в жизни свои ценности и смыслы, то для этого ему необходимо проявлять активность. ПМ осуществляет также проектирующую функцию в жизни человека, тем самым он становится регулятором будущей, выстраиваемой активности и деятельности человека. Причем качественно это проектирование заполняется не только внутриличностным содержанием -ценностями и смыслами, найденными и выстраданными человеком, но и внеличностным содержанием -отношениями с себе подобным, культурой и миром в целом. Таким образом, речь идет о том, что ход жизни человека, качество его жизненного опыта зависят от его убеждений, касающихся культуры, философии, этических ценностей и др., которые в сжатом виде представлены в ПМ.
Такова общая схема реализации регулирующей роли ПМ в жизнедеятельности и активности личности.
Доказательно раскроем данную схему в некоторых аспектах. Так, представляется возможным, что ПМ выступает как регулятор жизнедеятельности и активности личности в случаях, когда происходят: регуляция своим поведением; познание, понимание себя, других и мира в целом; групповая деятельность; реализация жизненных сценариев; саморегуляция личностных состояний и свойств; переживание и разрешение жизненного кризиса; осознание и вербализация процесса конструирования своего ПМ и др.
Так как ситуаций, в которых ПМ привлекается человеком в качестве регулятора собственной активности и жизнедеятельности выделено достаточно много, то в рамках данной работы постараемся раскрыть, как в нескольких из них происходит изучаемая регуляция.
Итак, ПМ привлекается человеком как регулятор в кризисных ситуациях. Зададимся вопросом: «Как происходит такая регуляция?» Чтобы ответить на него, необходимо сначала оттолкнуться от понимания жизненного кризиса. Последний, по Э. Эриксону и А. С. Шарову, понимается как имеющий три ключевых момента: 1) утрата непрерывности существования во времени и пространстве; 2) утрата социального признания и непрерывности существования субъекта окружающими; 3) чув-
ство нетождественности самому себе (4; 5). Как же быть человеку в жизненном кризисе, как его разрешить? Как отмечает Ф. Е. Василюк (1) и Э. И. Мещерякова (3), «стратегии (разрешения кризисных ситуаций. - М. Р) эффективны, когда направлены на работу с самой проблемой и содержанием возникших противоречий. Конструктивная стратегия - желание изменить что-то в себе или в своей жизни, чтобы ощущать подлинность своего бытия. Деструктивная стратегия содержит: а) непризнание проблемы как таковой; б) признание, но ненахождение способов решения». Эти ученые говорят о том, что у личности могут возникать особые кризисные ситуации -экзистенциальные кризисные ситуации, которые затрагивают самые основы его существования, обращая человека к проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношения с миром, поиском и обретением смысла своего существования. Таким образом, проблемы развития человека, проходящего через преодоление, разрешение жизненного кризиса, реализуемые им в жизнедеятельности, в результате проявления собственной активности, задевая основы существования человека, становятся экзистенциальными проблемами. Разрешение же таких проблем человек может искать и обрести посредством ПМ. В частности, это возможно через созидание нового смысла. Именно в ПМ, через поиск смыслов, вычерпывание их из культуры, смыслопорождение и трансформацию смыслов возможно снятие основных ключевых моментов кризиса (обозначенных выше). Тем самым ПМ помогают объяснить мир, направить индивидуальное развитие (и вывести его из кризиса), дают социальную ориентированность, отвечают на духовные запросы человека таким же образом, как культурные мифы выполняют эти функции в целых обществах.
ПМ выступает в качестве регулятора жизнедеятельности и активности личности в случае реализации человеком жизненных сценариев. На основании анализа ряда подходов к пониманию жизненного сценария (4) было получено следующее его понимание: жизненный сценарий можно осмыслить как бессознательную готовность выстраивать линию своей жизни в соответствии с выработанными в онтогенезе когнитивными, эмоциональными и поведенческими стереотипами. Жизненный сценарий по своим сущностным характеристикам связан с такими понятиями, как стиль жизни (А. Адлер), архетипы, комплексы (К. Г. Юнг), невроз (К. Хорни), установка (Д. Н. Узнадзе), жизненный путь (С. Л. Рубинштейн), субъективная картина жизни (жизненного пути) (А. А. Кроник), образ мира, стратегия жизни, индивидуальный стиль (деятельности, общения). Таким образом, обобщая понимание жизненных сценариев в психологии, можно говорить о том, что в их основе лежит определенное сочетание ценностей и смыслов. Человек посредством жизненных сценариев реализует свою активность в жизнедеятельности, причем реализует ее определенным, заданным способом. Например, в рамках транзактного анализа эта заданность реализуется как ролевая, как очерчивание смыслов ролью, которую играет человек; в рамках аналитической психологии задан-ность жизненного сценария определяется влиянием на человека архетипических образов, а также комплексов
как сочетаний противоречивых установок и эмоциональных переживаний. Эта заданность в самом общем виде обобщается в понятии ПМ. Следовательно, ПМ регулирует ту активность человека и ту жизнедеятельность, в которой развиваются и проявляются (действуют) жизненные сценарии.
В заключение отметим, что участие ПМ в регуляции активности и жизнедеятельности человека - процесс не только односторонний, даже, наоборот, он возможен в обе стороны, т. е. диалогичен, как и сам ПМ, а следовательно, и проявление активности человеком, его жизнедеятельность влияют на динамику ПМ, в этом процессе он простраивается.
ЛИТЕРАТУРА
1. Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - № 1.
2. Логинова Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. - 1985. - № 1.
3. Мещерякова Э. И. Персональный миф в психологическом консультировании: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. -Барнаул, 2001.
4. Шаров А. С. Жизненный кризис в развитии личности: учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. - Омск, 2005.
5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
О. В. Малыгина
Профессиональный отбор и психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России осуществляется в соответствии с приказами МВД России. Методика психологического отбора и психологического обеспечения служит выявлению характерологических особенностей личности, уровня психического здоровья, профпригодности к службе в ОВД.
Ключевые слова: профессиональный отбор, психологическое обеспечение, обучение, адаптация.
Особенности и этапы профессионально-психологического отбора кандидатов на обучение
В последние годы проблема образовательно-воспитательной деятельности в системе МВД России стала наиболее актуальной. Для выполнения поставленных оперативно-служебных задач необходима высокая профессиональная подготовка и высокий образовательный уровень. «Не каждый желающий работать в органах внутренних дел способен на это, так как эта работа предъявляет особые, высокие требования к личным качествам и особенностям человека» (7).
Наиболее важным источником комплектования органов внутренних дел квалифицированными специалистами являются высшие и специальные средние образовательные учреждения МВД России. Правоохранительные органы на местах, в первую очередь, заинтересованы в поступлении к ним на службу молодых специалистов, обладающих солидным багажом профессиональных знаний, умений и навыков (5, 237).
В настоящее время социальные и социально-психологические изменения, происходящие в России, требуют качественно новых взглядов на решение проблемы профессионально-психологического становления специалиста, способного эффективно решать оперативно-служебные задачи.
Профессиональный отбор в органах внутренних дел состоит, как правило, из нескольких последовательных этапов, на каждом из которых решается вопрос о годности кандидата к службе по определенным критериям отбора (4, 15). Решение о непригодности кандидата, принятое на любом этапе, как правило, прекращает дальнейшую процедуру обследования кандидата, т. е. каждый этап профессионального отбора является вполне самостоятельным в отношении принятия решения о профессиональной пригодности.
Первым этапом профессионального отбора является социально-правовой аспект, заключающийся в проверке соответствия кандидата определенным формальным социально-демографическим (возраст, образование, служба в армии, регистрация по месту жительства), правовым и морально-этическим нормам (лояльность к выбранной профессии, отсутствие негативных биографических данных, компрометирующих поступков, связей и др.).
Второй ступенью профессионального отбора является медицинский отбор, направленный на выявление явной или скрытой патологии, препятствующей осуществлению профессиональной деятельности в ОВД. В медицинском отборе, в связи с его особой значимостью, выделился психологический аспект, заключающийся в углубленном исследовании психологической сферы кандидата в целях выявления в основном скрытых форм нервно-психической патологии. Медицинский отбор осуществляется окружными врачебно-военными комиссиями (ОВВК) и Центрами психологической диагностики (ЦПД).
Отбор кандидатов на учебу включает методы социально-психологического и психофизиологического обследования. Социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее профессиональной направленности, уровня образовательной и профессиональной подготовленности, нравственный и волевых качеств, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе.
Психологическое и психофизиологическое обследование направлено на оценку уровня развития и структуру основных психологических качеств, психологических особенностей личности, нервно-психологической устойчивости и свойств нервной системы.
Следующим этапом профессионального отбора является психологический отбор, который в значительной