УДК 378.1 Шеремета Татьяна Владимировна
аспирант кафедры педагогики
Вятского социально-экономического института
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Sheremeta Tatiana Vladimirovna
PhD student, Education Science Department, Vyatka Institute of Social and Economic Studies
PERSONAL COMPETENCE AS A PHENOMENON OF PROFESSIONALISM
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы персональной компетентности как одного из важнейших видов профессиональной компетентности. Представлены характеристика и понимание в науке понятия «персональная компетентность», обозначены составляющие ее уровни и критерии. Приведены результаты исследования жизненных устремлений и целей обучения студентов Поволжья. Сделан вывод о необходимости повышения уровня персональной компетентности современных студентов.
Ключевые слова:
компетентность, профессиональная компетентность, персональная компетентность, профессионализм, повышение образовательного уровня, личный потенциал, личностные качества, ценности образования, цель обучения.
Summary:
The article deals with personal competence as an important type of professional competence. The characteristics and scientific interpretation of personal competence is presented, its levels and criteria are defined. The author discusses the research results of life aspirations and learning goals of students of the Volga region. It is concluded that the personal competence of students should be improved.
Keywords:
competence, professional competence, personal competence, professionalism, increase of educational level, personal potential, personal qualities, education values, purpose of learning.
Несмотря на различное понимание терминов в системе педагогической науки, многие ученые совпадают во мнении о присутствии в структуре компетентности трех составляющих (уровней): теоретического, практического, личностного. Существует и другая позиция. Например, И.Д. Лаптева делит компетентность на ключевую, базовую и специальную. Ключевые компетентности соотносятся с успешностью индивида в постоянно меняющемся современном обществе; базовые компетентности определяются способностью ориентироваться в системе культуры, информации и взаимоотношений; специальные компетентности обусловливают особенность некоторых предметных или надпредметных областей.
Итак, на сегодняшний день в научной литературе не существует однозначной позиции по определению понятия «профессиональная компетентность» [1]. Например, по мнению В.А. Сла-стенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко и Е.Н. Шиянова, профессиональная компетентность преподавателя отражает целостность его теоретической и практической готовности к исполнению педагогической деятельности, при этом ядро структуры компетентности преподавателя образуют многообразные педагогические умения, определяющие эту готовность [2].
Общая и профессиональная педагогика определила достаточно широкий перечень компе-тентностей, которыми должен обладать выпускник школы. В данном перечне как российские (Э.Ф. Зеер и т. д.), так и зарубежные ученые (С. Гринспен, Дж. Дрискол, Г. Минцберг, А. Шелтен и т. д.) [3] выделяют персональную компетенцию / компетентность. Такая заинтересованность ученых в термине «персональная компетенция / компетентность» объясняется несколькими причинами. Главная причина, с нашей точки зрения, содержится в рамках компетентностного подхода, который определяется как зарождение «новой студентоцентрированной ориентации образовательного процесса» (В.И. Байденко). Центральное место этого подхода - «субъект» новой образовательной парадигмы, осуществляющий обучение в рамках всей жизнедеятельности, «ориентированный на обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности» [4], способный эффективно действовать в новых, своеобразных для него обстоятельствах.
Персональная компетенция / компетентность активно изучается в разнообразных сферах научной жизни (экономика, психология, педагогика и т. д.) и обширно применяется в российской, американской и европейской научной литературе. По мнению С.Г. Зоголь [5], в настоящее время под персональной компетентностью понимают:
- присутствие стратегического мышления и самоанализа (Г. Минтцберг) [6];
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 12)
- готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию [7];
- готовность и способность обнаруживать, постигать и оценивать перспективы собственного развития, требования и ограничения в семейной, профессиональной и общественной жизни, показывать персональные таланты, проектировать и развивать личные жизненные проекты (в профессиональном образовании Германии) [8];
- индивидуально-ориентированные способности, к которым относят надежность, склонность к эффективной трудовой деятельности, добросовестность, ответственность, самостоятельность, критичность, уверенность в себе, оптимизм, ориентированность на конкретные достижения и успешность в профессии (персональная квалификация) [9];
- идею, обобщающую знания и навыки, привлеченные к процессу достижения целей и решения проблем (С. Гринспен и Дж. Дрискол в рамках теории практического интеллекта Р. Дж. Стернберга) [10];
- элемент профессиональной компетентности специалиста, а точнее, способность к стабильному профессиональному продвижению и повышению квалификации, способность самореализации в профессиональной сфере [11].
Следовательно, персональная компетентность универсальна и может быть адаптирована к специфике специальности / профиля.
В состав персональной компетентности как системного индивидуального образования могут входить ценности образования и профессионально-личностные качества (адаптировано по исследованиям Л.В. Фалеевой): волевые, проектировочные, коммуникативные, контрольно-оценочные [12].
Содержание волевых личностных качеств образует умение самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность; проектировочных личностных качеств - умение планировать свою деятельность, ориентироваться во времени, прогнозировать последствия своих решений, формировать стратегии своего развития и самосовершенствования; коммуникативных личностных качеств - умение конструктивно вести деловое общение, правильно, грамотно, доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению; контрольно-оценочных личностных качеств - умение адекватно оценивать результаты и степень ответственности своей деятельности, контролировать свою деятельность [13].
Каждое качество персональной компетентности может оказаться под воздействием конкретных социально-культурных функций, которые влияют на каждого конкретного человека с разной степенью воздействия, среди них ориентировочная, прогностическая, коммуникативная, оценочная. Однако мы предполагаем, что помимо этих основных функций возможно также воздействие познавательной, катарсической, гедонистической, преобразовательной, социально-организующей, гармонизирующей и других функций.
Теоретическое познание о персональной компетентности разрешило нам в плане сводных показателей определить некоторые основополагающие ее структуры: когнитивный, волевой, операционный, диагностический критерии и продвинутый, достаточный, элементарный уровни.
Охарактеризуем результаты изучения персональной компетентности студентов Поволжья по исследованиям Л.В. Фалеевой. Результаты исследований, проведенных в вузах, показывают спектр целей обучения и жизненных планов студентов: просто интересно, люблю учиться -8,1 %; для самосовершенствования - 37,3 %; чтобы получить диплом - 49,8 %; ради общения со сверстниками - 7,9 %; чтобы иметь в будущем интересную работу - 72,6 %; чтобы получить знания - 38,1 %; чтобы не портить отношений с родителями - 3,0 %; чтобы иметь высокую зарплату - 44,5 %. Из приведенных данных опроса можно сделать вывод о том, что большинство студентов хотели бы в будущем: 1) иметь интересную работу; 2) получить диплом; 3) иметь высокую зарплату [14]. Подчеркнем, что принятие парадигмы «образование через всю жизнь» российскими студентами, к сожалению, не является приоритетом.
Для определения общего уровня сформированности организационной культуры студентов было проведено комплексное диагностирование студентов первокурсников и выпускных курсов. Методики выявили следующие общие результаты: для них характерен низкий уровень профессиональной мотивации к успеху; недостаточность профессиональных знаний и непонимание их значимости; элементарные умения самоуправления; неадекватная самооценка некоторых студентов и, следовательно, неумение анализировать результаты своей деятельности и деятельности других. Такие результаты мы объясняем тем, что особенности общего образования (фронтальное обучение, регламентация учебной и внеучебной деятельности, смещение цели образования на сдачу ЕГЭ) не способствуют формированию персональной компетентности. Для 41 %
студентов характерен элементарный уровень персональной компетентности, для 34 % - достаточный и 25 % имеют продвинутый уровень персональной компетентности и готовы продолжить дальнейшее обучение (в магистратуре и аспирантуре).
В ходе констатирующего эксперимента установлено, что общий уровень развития персональной компетентности контрольной и экспериментальной групп является элементарным (41 % в ЭГ и 49 % в КГ) и достаточным (34 % в ЭГ и 24 % в КГ). Результаты диагностики показали, что необходимо осуществление целенаправленной деятельности для повышения уровня персональной компетентности студентов.
Таково в целом содержание персональной компетентности, что подчеркивает значимость и важность проведения специальных исследований.
Ссылки:
1. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.
2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Педагогика. 2003. № 3.
3. Баклашова Т.А. Формирование необходимых компетенций при подготовке менеджеров-дженералистов в Высших коммерческих школах Франции // Качество профессионального образования и рынок труда. Проблемы взаимодействия : материалы науч.-практ. конф. / под ред. Г.И. Кирилловой. Казань, 2002.
4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход : учеб. пособие. М., 2005. 216 с.
5. Зоголь С.Г. Персональная компетентность будущего учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2013. 18 с.
6. Баклашова Т.А. Указ. соч.
7. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход ...
8. Байденко В. Указ. соч.
9. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику : учеб. пособие / под ред. Г.М. Романцевой. Екатеринбург, 1996. 288 с.
10. Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд [и др.]. СПб., 2002. 272 с.
11. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие. М., 2006. 336 с.
12. Фалеева Л.В. Формирование организационной культуры студентов как фактор социализации личности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2014. 41 с.
13. Там же.
14. Там же.