ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
УДК 378
Анатолий Борисович Кондратенко,
д.п.н., профессор, заместитель директора Западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Тел.: (906) 238-81-07 Эл. почта: [email protected]
В статье излагаются методологические и теоретические основы обучения с учетом врожденных доминантных специальных способностей личности. Дан анализ качества выпускников по ИТ направлению работодателями, который показал их низкую профессиональную подготовку и квалификацию. Основное внимание сосредоточено на построение модели определения вида деятельности специалиста ИТ на основе портала проекта «ИТ-специалист».
Ключевые слова: персонализация обучения, врожденные доминантные специальные способности, модель определения вида деятельности, ИТ специалист.
Anatoly B. Kondratenko,
PhD in Pedagogics, Professor, Deputy Director The Western branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Tel.: (906) 238-81-07 E-mail: [email protected]
PERSONALIZATION OF LEARNING AS A CONDITION FOR SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF A PERSON IN THE INFORMATION SOCIETY
The article lays out the methodological and theoretical bases of learning taking into account congenital dominant special abilities of a person. The employers' analysis of graduates in IT area has been represented, which showed the flaws in the level of their training and qualifications. The focus was made on building a model of defining a type of activity of IT specialists on the basis the project portal «IT specialist».
Keywords: personalization of learning, congenital dominant special abilities, the model of defining a type of activity, IT specialist.
1. Введение
Особую актуальность термин «информационное общество» приобрел в 1990-е годы с развитием «экономики, построенной на знаниях», «цифровой экономики» и т.п. Понятие «информационное общество» приобрело новый статус после принятой лидерами «восьмерки» ведущих мировых держав 22 июня 2000 года «Окинавской Хартии» термина глобального информационного общества [1].
Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена [2].
С одной стороны широкое использование информационно-коммуникационных технологий в информационном обществе привело к значительному увеличению количества информации в мире, а с другой стороны, возникла потребность в специалистах, которые обеспечат безопасное и своевременное накопление, обработку, хранение, передачу и использование информации.
С увеличением количества информации обществу требуется все больше и больше специалистов в сфере информационных технологий (ИТ), в тоже время возрастают и требования к качеству этих специалистов. Отвечая на эти новые вызовы информационного общества государство, в лице Министерства образования и науки РФ, сформировало новый социальный заказ на специалистов в сфере информационных технологий. Были открыты новые направления и специальности в области информационных технологий, такие как «Информационная безопасность», «Компьютерная безопасность», «Прикладная информатика», «Инноватика», «Прикладная математика и информатика» и т.п. Отвечая на запрос о качестве подготовки специалистов, были приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям и специальностям в области информационно-коммуникационных технологий. ФГОС ВО определили новые требования и новые компетенции к качеству профессионального образования.
В тоже время, анализ качества выпускников работодателями показал их низкую профессиональную подготовку и квалификацию. «ИТ Ассоциация Калининградской области» и «ИТ - бизнес» указывают, что из 10 выпускников пришедших на собеседования, минимальным требованиям работодателей удовлетворяет лишь один человек. Работодателям приходится тратят деньги на доучивание или повышение квалификации выпускников ВУЗов. С другой стороны, анкетирование выпускников ИТ специальности показали, что 62% из них не собираются работать по полученной специальности, а 19% разочаровались в выборе своей профессии в течение первого года [3].
2. Методологические и теоретические подходы к учету врожденных специальных способностей личности в профессиональной деятельности
Как же информационному обществу ответить на современные вызовы? На наш взгляд, ответ на этот вопрос лежит в плоскости разработки новых моделей профессионального образования, которые бы учитывали врожденные способности человека.
Ведущие ученые в области образования Беспалько В.П., Сласте-нин В.А., Деркач А. А., Фельдштейн Д.И., А. А. Асмолов показали, что каждый человек является носителем только ему присущих врожденных способностей. В свою очередь они (способности) делятся на общие и специальные способности, среди которых есть доминирующие специальные способности, т.е. способности, определяющие предпочтительный вид профессиональной деятельности человека. Так, например, Людвиг ван Бетховин так и не смог освоить умножение и деление, но он стал гениальным музыкантом, Александр Дюма так и не смог освоить деление, но он стал великим писателем.
В педагогическом словаре Г.М. Каджесперова дано определение способностей. Это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.
В психологии способности личности определяются через её свойства. Все свойства личности можно
сгруппировать в четыре основных блока: социальный, экзистенцио-нальный (опыт), психологический, генетический (биологический) [4].
Способности, относящиеся к блоку социальных и экзистенцио-нальных свойств, формируются в социальном обществе. Как социальные, так и экзистенциональные свойства приобретаются личностью только прижизненно в результате организованного обучения и возможных контактов с людьми [4]. Они могут меняться в течение жизни много раз в зависимости от обстоятельств жизни и образования.
Психические и генетические (биологические) свойства личности в основном являются врожденными и не меняются в течение всей жизни человека. Психические и генетические (биологические) свойства личности в значительной мере определяют процессы приобретения и преобразования социальных и экзистенциональных свойств личности. В свою очередь, психические и генетические (биологические) свойства личности делятся на общие способности и специальные способности.
Врожденные общие способности позволяют личности социализироваться в обществе и освоить в той или иной степени любую профессиональную деятельность, в тоже время, врожденные специальные
способности позволяют личности освоить профессиональную деятельность на очень высоком уровне. Кроме того, было выявлено, что среди врожденных специальных способностей можно выявить доминантные способности, которые и определяют дальнейшую профессиональную траекторию деятельности человека [4]. Как метко заметил Кен Робинсон в своей книге «Призвание»: «Как правило, почти у каждого из нас есть общие способности к музыке, танцу или науке, но чаще всего уникальный талант человека следует искать в более узкой области внутри какой-либо сферы деятельности. У него может быть настоящий дар к определенному стилю музыки или к игре на конкретном музыкальном инструменте. Например, именно на гитаре, а не на скрипке. И только на акустической, а не на электрогитаре» [5].
Исходя из этих теоретических выводов ведущих ученых в области профессионального образования следует, что все профессиональное образование необходимо строить вокруг врожденных доминантных специальных способностей человека, т.е. на основе персонализации обучения. Под персонализацией обучения нами понимается организация образовательного процесса с учетом доминантных специальных способностей обучающегося [6].
Рис. 1. Модель определения вида деятельности специалиста ИТ на основе портала проекта «ИТ-специалист»
Экономика, Статистика и Информатика
№3, 2015
_
В ходе непрерывного процесса обучения обучающийся усваивает «все» о той деятельности, на которую направлены его врожденные доминантные специальные способности, и «немного» из смежных видов деятельности [4]. Как метко заметил А. В. Луначарский: «Каждый человек должен усвоить немного об всем и все о немногом».
3. Построение Модели определения вида деятельности ИТ специалиста
Исходя из всего вышесказанного, нами построена Модель определения вида деятельности специалиста ИТ на основе портала проекта «ИТ-специалист» (рис.1), которая позволит подготовить качественных специалистов в области информационных технологий.
Модель состоит из нескольких компонентов.
Первый компонент включает в себя блоки: «Ученики школы», «Абитуриенты вузы и сузы», «ИТ-специалисты», «Студенты вуза и суза», «ИТ-бизнес». Эти блоки определяют круг людей, которые регистрируются на портале «ИТ-специалист».
Второй компонент включает в себя блоки: «Тест на профессиональную пригодность», «Тест на базе требований ИТ-бизнеса». Эти блоки представляют собой тесты на основе адаптивной среды тестирования.
Третий компонент включает в себя блок «ВДСС Профессиограм-мы», который учитывает врожденные доминантные специальные способности (ВДСС) и професси-ограммы для использования их при создании тестов.
Четвертый компонент включает в себя блоки: «БД-1,2 и ИТ-специалист», «Сайт ИТ-специалист», которые составляют основы централизованной базы данных, где хранятся и обрабатываются все данные по ИТ-специалистам.
Пятый компонент включает в себя блоки, которые используют результаты работы централизованной базы данных по ИТ-специалистам.
4. Заключение
Данная модель реализована на электронном ресурсе по адресу www.kalinov-grad.ru и проходит педагогическую апробацию. Она позволяет учитывать врожденные доминантные специальные способности личности при выборе профессии в сфере информационных технологий и позволяет использовать персонализацию обучения ИТ специалистов.
Литература
1. Окинавская Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник. - 2000. -№8. - С. 51-56.
2. Тихомирова Н.В. Управление современным университетом, интегрированным в информационное общество: концепция, инструменты. - М.: Издательство МЭСИ. 2009. - 264 с.
3. Кондратенко А.Б., Кондратенко Б.А. Технология обучения в виртуальной образовательной среде персонализации обучения. М.: Открытое образование №3, 2013, С. 46-50.
4. Беспалько В.П. Образование
и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). -М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 352 с.
5. Кен Робинсон. Призвание. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sirkenrobinson. com/ (дата обращения: 07.03.15).
6. Кондратенко А.Б. Проектирование образовательного процесса в информационном обществе. Вестник №5 БФУ им. И.Канта, 2013, С. 42-49.
References
1. Okinawa Charter on global information society//Diplomatic Messenger. - 2000. - №8. - p. 51-56.
2. Tikhomirova N.V. Mmanage-ment of the modern University, integrated into the information society: concept, tools. - M.: Izdatelstvo MESI. 2009. - 264 s.
3. Kondratenko A.B., Kondraten-ko B.A. Educational technology in the virtual learning environment of learning personalization. M.: Otkrytoe obrazovanie №3, 2013, S.46-50.
4. Bespalko V.P. Computer-based education and learning (pedagogy of the third millennium). - M.: Izdatel-stvo Moskovskogo psihologo-social-nogo instituta; Voronezh: Izdatelstvo NPO «MODEK», 2002. - 352 s.
5. Ken Robinson. Calling. [Electronic resource]. - Access: http:// www.sirkenrobinson.com/(date of application: 07.03.15).
6. Kondratenko A.B. Design of the educational process in the information society. Vestneyk №5 BFU im. I.Kanta, 2013, S. 42-49.