13. Шумилова Ю. А. Использование метода кейс-стади при преподавании маркетинговых дисциплин // Проблемы и перспективы управления экономикой и маркетингом в организации, 2009. № 9.
14. Авдошин С. М., Савельева А. А., Сердюк В. А. Технологии и продукты Microsoft в обеспечении информационной безопасности // Библиотека учебных курсов Центра образовательных ресурсов Microsoft, 2010. - https://www.facultyresourcecenter.com/curriculum/pfv.aspx?ID=8476&Login=.
15. Авдошин С. М., Савельева А. А., Сердюк В. А. Технологии и продукты Microsoft в обеспечении информационной безопасности // Интернет-университет информационных технологий, 2010. -http ://www.intuit.ru/department/security/mssec/.
16. Савельева А. А. Особенности использования метода case-study при преподавании информационной безопасности // IT-Security Conference for the Next Generation: Сборник трудов Международной студенческой конференции по проблемам компьютерной безопасности (Москва, МГУ, 9-11 марта 2011). - http://www.kasperskyacademy.com/ru/view.html?id=392 (дата обращения: 07.07.2011).
17.Savelieva A. Special Considerations in Using the Case-study Method in Teaching Information Security // IT Security for the Next Generation: Proceedings (TUM, Germany, Garching, Boltzmannstr. 3, 14-15 April 2011). - http://www.kaspersky.com/images/alexandra_savelieva-10-95017.pdf (дата обращения: 07.07.2011).
18.Savelieva A. A., Avdoshin S. M. Information Security Education and Awareness: Start with a Story // 2011 Workshop on Cyber Security and Global Affairs: Proceedings. -
http://www.internationalcybercenter.org/workshops/cs-ga-2011/asavelieva (дата обращения: 07.07.2011).
УДК 378 ББК 74.58
МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ E-LEARNING СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
А. Б. Кондратенко, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по учебно-методической работе Тел.: (4012) 93-10-02, e-mail: [email protected] Калининградский филиал МЭСИ http://www.kgmesi.ru/
A model of learning process taking into consideration the personalization of education has been designed on the basis of IT. Education personalization e-learning system has been developed and experimentally tested.
Построена модель образовательного процесса с учетом персонализации обучения, сформированная на базе информационно-коммуникационных технологий. Разработана и экспериментально проверена e-learning система персонализации обучения.
Ключевые слова: методология, персонализация обучения, модель образовательного процесса, e-learning система.
Keywords: methodology, learning personalization, learning process model, E-learning system.
Стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий в наше время приобретает революционный характер. Традиционное классическое обучение, веками практикуемое во всем мире перестало отвечать современным требованием информационного общества. Если
раньше было достаточно один раз получить хорошее образование и в дальнейшем использовать его практически всю жизнь, то в настоящее время во многих отраслях обновление знаний происходит ежегодно, следовательно, учиться необходимо всю жизнь
[3].
Современные информационные и телекоммуникационные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в учебном процессе вузов. Сегодня компьютер уже экзаменует обучающихся с помощью тестов, дает заключение о характере специалиста, его способностях управления коллективом и
т. д. Возможности информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) стремительно возрастают [1, 2].
В настоящее время в учебном процессе стали широко применяться е-1еагт^ системы, которые являются мощным средством активизации и персонализации обучения. На наш взгляд, при разработке е-1еагт^ систем для общеобразовательной и профессиональной подготовки должны применяться разные подходы. Для e-learning систем общеобразовательной подготовки должна применяться индивидуализация обучения, под которой понимается организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Для е-1еагтщ систем профессиональной подготовки должна применяться персонализация обучения, под которой понимается организация учебного процесса с учетом доминантных специальных способностей обучающегося [4]. Она позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента. Данная статья посвящена методологии построения е-1еагтщ систем персонализации обучения.
Большая советская энциклопедия определяет методологию как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. По мнению ведущих ученых в области методологии педагогики В. И. Загвязинского, В. В. Краевского,
А. М. Новикова, она состоит из трех фаз:
- фазы проектирования, результатом которой является построение модели образовательного процесса с учетом персонализации обучения;
- технологической фазы, результатом которой является построение e-learning систем персонализации обучения;
- рефлексивной фазы, результатом которой является оценка реализуемого образовательного процесса.
В ходе выполнения первого этапа проектирования установлены три группы факторов, оказывающих влияние на профессиональную подготовку студентов вуза:
1. Факторы, привносимые профессорско-преподавательским составом (III 1С) в профессиональную подготовку студентов. Принимаем, что они заранее известны, то есть не содержат неопределенности, так как преподавательский состав меняется редко. Для краткости обозначим эти факторы одной буквой - а.
2. Факторы, включающие содержание и методическую систему профессиональной подготовки студентов с учетом широкого
внедрения в учебный процесс ИКТ. Эти факторы определяют элементы решения задачи, для краткости обозначим их одной буквой - х.
3. Факторы, оказывающие влияние на профессиональную подготовку, привносимые студентами. Эти факторы неизвестны, в совокупности обозначим их одной буквой -
Поиск рационального (оптимального) решения в содержании и методике профессиональной подготовки студентов вуза с учетом персонализации обучения при наличии случайных факторов группы представляет задачу о выборе решения в условиях нестохастической неопределенности.
Решение задачи формулируется следующим образом: при существующем константном составе преподавателей а с учетом факторов, привносимых студентами в профессиональную подготовку, найти такое решение х, которое обеспечит максимальное значение показателя эффективности профессиональной подготовки студентов вуза Ж (уровень знаний, прочность знаний, уровень интенсификации учебного процесса). Таким образом, показатель эффективности зависит от всех трех групп факторов: Ж = Ж(а, х,
В ходе построения модели образовательного процесса с учетом персонализации обучения проделаны следующие этапы (рис.1):
- определены доминирующие факторы, привносимые студентами, оказывающие существенное влияние на уровень их профессиональной подготовки;
- проведено ранжирование выявленных факторов методом экспертной оценки;
- выявлены факторы, оказывающие наибольшее влияние на уровень профессиональной подготовки (УПП) студентов;
- выявлено влияние мотивации (М) на результаты профессиональной подготовки студентов в вузах (х1);
- выявлено влияние уровня исходной подготовки (ИП), включающего уровень общего среднего образования (х2) и вступительных экзаменов (х3), на уровень профессиональной подготовки студентов в вузах;
- выявлено влияние топологических свойств личности (ТСЛ) на уровень профессиональной подготовки студентов в вузах, где х4 -уровень общих умственных способностей; х5 -уровень силы воли;
- обоснована закономерность последовательного научного развития студентов в вузах, состоящая в том, что в условиях информатизации общества усиливается влияние свойств личности на уровень обученности студентов.
Построенная модель образовательного
процесса с учетом персонализации служит построение e-learning системы персонализа-исходной базой для реализации технологи- ции обучения. ческой фазы, результатом которой является
Абитчэиент вуза
Показатель эффективности Y4eöHoro процесса W= W(a; jt;
Факторы 1_11C m = const
Ф at-:торы студентов -j
ï
Факторы методики и содержания - \
Ï
упп=м+ип - тел - ппс
X
X
Ы = 43,7% УПГЁ=5,615-0,641il
ИП= 15;5% У1Ш=*1,37-0,08х2 УПП=4.73-0.Ь11x3
ТСЛ = 30,1% УПП=0,701+0.3 9x4+0.548x5
Законов]ерность: в условиях информатизации общества усиливается влияние топологических свойств личности на vpoBeHb обгаяотсш студентов
Метод анализа иерархии
Традиционная методика обучения E-leaming система персонализации обучения E-leamitig система индивидуатиз алии обучения
Выпускник вуза
Рис. 1. Модель образовательного процесса с учетом персонализации обучения
Входными элементами e-learning системы персонализации обучения являются название изучаемой дисциплины и Ф. И. О. студента, которые поступают в 4 блока (рис. 2).
Блок определения уровня знаний по предмету (БОУЗП) осуществляет предварительный опрос студента по предмету. Анализ полученных ответов позволяет e-learning системе персонализации обучения сформировать картину состояния знаний студента и подготовить информацию для экспертной системы (ЭС) и банка данных технологий обучения (БнДТО), а также учитывается при выборе технологии обучения.
Блок определения мотивации (БОМ) проводит психологическое тестирование студента с целью определения уровня мотивации. Эта информация сохраняется в экспертной системе (ЭС) и банке данных технологий обучения (БнДТО) и учитывается при выборе технологии обучения.
Блок определения исходной подготовки (БОИП) проводит педагогическое тестирование студента с целью определения уровня
исходной подготовки. Эта информация сохраняется в экспертной системе (ЭС) и банке данных технологий обучения (БнДТО) и учитывается при выборе технологии обучения.
Блок определения топологических свойств личности (БОТСЛ) проводит психологическое тестирование студента с целью определения уровня топологических свойств личности. Эта информация сохраняется в экспертной системе (ЭС) и банке данных технологий обучения (БнДТО) и учитывается при выборе технологии обучения. Экспертная система (ЭС) и банк данных технологий обучения (БнДТО) позволяют из полученных данных выбрать наиболее оптимальную информационно-коммуникационную технологию обучения для данного студента. После реализации выбранной технологии уровень знаний по предмету определяется с использованием критериально - ориентированных тестов и если он не соответствует установленным критериям, проводится повторное обучение для восстановления недостающей или поте-
рянной информации [5].
Для реализации рефлексивной фазы, результатом которой является оценка реализуемого образовательного процесса в Калининградском филиале Московского государственного университета экономики статистики и информатики проводился педагогический эксперимент. Сущность эксперимента заключалась в том, что по общей про-
грамме одним и тем же преподавателем проводились раздельные занятия в двух учебных группах, из которых одна была выбрана в качестве экспериментальной, а другая - в качестве контрольной.
В течение учебного года группа студентов проходила обучение в соответствии с утвержденной программой и графиком подготовки по дисциплине «Базы данных» [6].
Результаты эксперимента следующие: применение e-learning систем персонализации обучения позволило в 1.11 раз повысить уровень знаний, в 1.75 раза увеличить прочность знаний, в 1.33 раза увеличить интенсивность учебного процесса.
В заключение следует отметить, что оценка эффективности e4eammg систем персона-лизации обучения по основным показателям, характеризующим учебный процесс, показала безусловную целесообразность ее внедрения в учебный процесс
Рис. 2. E-learning система персонализации обучения вузов. Литература
1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: 1995. 233 с.
2. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. 352 с.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. 192 с.
4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. 176 с.
5. Кондратенко А. Б. Методика персонализации образовательного процесса, сформированного на базе ИТ, в военно-морских учебных заведениях // Открытое образование, 2005. № 4.
6. Карпова И. П. Сравнение открытых и выборочных тестов // Открытое образование, 2010. № 3.
УДК 378.147.88.014.6
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УСЛУГ ВУЗА
О. В. Дмитриева, к. т. н., доцент кафедры экономики и менеджмента Тел.: (904) 379-55-23, e-mail: [email protected] В. Н. Фрянов, д. т. н., заведующий кафедрой разработки пластовых месторождений
Тел.: (961) 705-03-12 Сибирский государственный индустриальный университет http://www.sibsiu.ru
The solution of the urgent problem of higher education concerning quality of services provided by the institution is proposed. The procedures for management of educational and scientific services quality of the institution are developed. These procedures are based on comparing the actual assessments of services quality with the expected ones.