Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 464-469 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 4, pp. 464-469
https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-4-464-469, EDN: WMEMWS
Научна статья
УДК [159.923-057.875:378.01](470+571)
Персонализация образования в контексте психологической безопасности личности студентов в адаптационный период
Л. М. Костина1 н, А. В. Николаева2
"■Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, д. 48
2Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Россия, 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 38
Костина Любовь Михайловна, доктор психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи, lumiko@mail. ru, https://orcid.org/0000-0002-0472-7640
Николаева Анастасия Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии образования, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3877-5093
Аннотация. Введение. Актуальность статьи определяется государственной стратегией индивидуального развития подрастающего поколения, ориентацией современной системы образования на персонализированное обучение. Теоретический анализ позволил сделать вывод о том, что в последнее десятилетие отмечается повышение интереса научного сообщества к проблеме персонализации образования молодежи и обеспечения психологической безопасности личности. Вместе с тем остается недостаточно изученной тема психологической безопасности личности студентов. Эмпирический анализ заключался в определении специфики проявления психологической безопасности личности студентов-первокурсников в период их адаптации. В исследовании приняли участие студенты первых курсов (n = 349) высших учебных заведений Северо-Западного региона РФ, возраст - 17-18 лет, 72% девушек, 28% - юношей. Для оценки компонентов безопасности личности студентов и уровня их адаптации к обучению применялся комплекс диагностических методик, отвечающих требованиям научности, надежности и валидности. По результатам исследования были установлены особенности проявления компонентов психологической безопасности личности студентов первых курсов с более высоким уровнем адаптации к обучению. Заключение. Статистический анализ эмпирических данных позволяет констатировать наличие у студентов с более высоким уровнем адаптации значимых отличий (от р = 0,05 до р = 0,001) во всех компонентах психологической безопасности личности: сопротивляемость, устойчивость, защищенность и эффективность деятельности.
Ключевые слова: персонализированное образование, психологическая безопасность личности, эффективность деятельности, студенты, адаптация к обучению
Для цитирования: Костина Л. М., Николаева А. В. Персонализация образования в контексте психологической безопасности личности студентов в адаптационный период // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 464-469. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-4-464-469, EDN: WMEMWS Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)
Article
Personalization of education in the context of psychological safety of students' personality during the adaptation period L. M. Kostina1 A. V. Nikolaeva2
1Herzen State Pedagogical University, 48 Moika Nr., St. Petersburg 191186, Russia 2 Chuvash State Pedagogical University, 38 K. Marksa St., Cheboksary 428000, Russia Liubov M. Kostina, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0472-7640 Anastasia V. Nikolaeva, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3877-5093
Abstract. Introduction. The relevance of the article is determined by the state strategy of individual development of the younger generation, the orientation of the modern education system to personalized learning. Theoretical analysis allowed us to conclude that in the last decade there has been an increase in the interest of the scientific community in the problem of personalization of young people education and ensuring psychological safety of the individual. At the same time, the topic of psychological safety of students' personality remains insufficiently studied. The empirical analysis consisted in determining the specifics of psychological safety manifistation of first-year students' personality during their
adaptation period. The study involved first-year students (n = 349) of higher educational institutions of the North-West region of the Russian Federation, aged 17-18 years, 72% girls, 28% boys. To assess the components of students' personality safety and the level of their adaptation to learning, a set of diagnostic methods was used that meet the requirements of scientificity, reliability and validity. Based on the results of the study, the manifistation features of psychological safety components of the personality of first-year students with a higher level of adaptation to learning were revealed. Conclusion. Statistical analysis of empirical data allows us to state that students with a higher adaptation level have significant differences (from p = 0.05 to p = 0.001) in all components of psychological security of the individual: resistance, stability, security and efficiency of activity.
Keywords: personalized education, psychological safety of the individual, performance efficiency, students, adaptation to learning. For citation: Kostina L. M., Nikolaeva A. V. Personalization of education in the context of psychological safety of students' personality during the adaptation period. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 4, pp. 464-469 (in Russian). https://doi. org/10.18500/1819-7671-2024-24-4-464-469, EDN: WMEMWS
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Введение
На современном этапе развития российского общества закономерно возникает ряд трудностей социального, психологического характера, которые, несомненно, сказываются на всей системе образования. На государственном уровне значимость обозначенных проблем находит выражение в государственной стратегии индивидуального развития подрастающего поколения, что отражено в ряде государственных стратегий поддержки молодежи, в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
На институциональном уровне актуальность исследования проявляется в направленности современной системы образования на личностно ориентированное и персонализированное обучение, закрепленное в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования.
Теоретический анализ
Закономерным ответом на запросы государства и системы образования на решение актуальных проблем стал увеличивающийся интерес научного сообщества к вопросам профессионального образования вообще [1]. Современный тренд нашел отражение в ряде научных исследований, посвящённых осмыслению персонализации образования в контексте антропологии будущего [2], парадигмальных различий персонализации и индивидуализации образования [3], осмыслению основ персонализированного обучения в современной России [4] и за рубежом [5, 6]. Не менее важным представляется вопрос определения основных понятий персонализации образования [7, 8]. Вместе с тем
в последние годы появились исследования раскрывающие риски всеобщей увлеченности персонализированным образованием [9, 10]. В ряде работ определяются стратегии и перспективы развития персонализированного образования в России [11-13] и за рубежом [14]. Повышенный научный интерес прослеживается к проблеме персонализации образования в вузе [15,16], технологий его достижения [17-19].
Опубликован ряд статей, в которых проводится метоанализ теоретических аспектов психологической безопасности в работах российских и зарубежных авторов [20, 21].
Особое место занимают работы, изучающие данный феномен в аспекте проблем образования образовательной среды [22-24] и личностной психологической безопасности обучающегося [25]. Вместе с тем остается недостаточно изученной тема психологической безопасности личности студентов.
Цель исследования - определение специфики выражения психологических аспектов безопасности личности студентов I курса в период их адаптации. Гипотеза заключается в том, что существует специфика выраженности отельных компонентов изучаемого явления психологических аспектов безопасности личности студентов в период адаптации, что определяет необходимость проведения персонализированного обучения в высшем учебном заведении.
Эмпирический анализ
Участники: студенты первых курсов (п = 349) педагогических высших учебных заведений Северо-Западного региона РФ и Чувашской республики, возраст - 17-18 лет, 72% девушки, 28% - юноши. Способ формирования группы - формальная выборка.
Методы. Для оценки психологической безопасности личности студентов в соответствии с
ее компонентной структурой, которая выделена и описана нами в более ранних работах [25], и уровня адаптации студентов к обучению, применялся комплекс диагностических методик, отвечающих требованиям научности, надежности и валидности.
Методики. Отдельные компоненты психологической безопасности личности студентов изучались следующими методами: Изучение общей самооценки личности (Казанцева Г. Н.), Опросник выраженности сознательного самоконтроля в эмоциональной сфере деятельности и поведении (Никифоров Г. С. и др.), Опросник жизненных ориентаций (Коржов Е. Ю.), Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю. З. Гильбуха), Тест жизнестой-
кости С. Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой), Самооценка психических состояний (Г. Айзенк), эффективность деятельности определялась по среднему баллу успеваемости за первый учебный семестр бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование». Психологическая адаптация испытуемых оценивалась по методике «Адапти-рованность студентов в вузе (Т. Д. Дубовицкая, А. В. Крылова).
Статистическая обработка и анализ фактических данных проводились с использованием метода ^критерия Стьюдента.
По итогам эмпирического исследования, проведенного в 2023-2024 гг., были получены результаты, представленные в таблице.
Выраженность связи компонентов психологической безопасности личности студентов-первокурсников и уровня их адаптации к обучению в вузе, (n = 349) The severity of the connection between the components of psychological safety of the personality of first-year students and the level of their adaptation, (n = 349)
Компоненты психологической безопасности личности Уровень адаптации к обучению в вузе
Высокий, средний Низкий
Устойчивость
Самоконтроль р = 0,01
Самооценка р = 0,05
Направленность личности р = 0,001
Коммуникативность р = 0,05
Сопротивляемость и жизнестойкость
Жизнестойкость р = 0,001
Контроль р = 0,001
Принятие риска р = 0,01
Защищенность
Психические состояния р = 0,05
Беспокойство, тревожность р = 0,05
Эффективность деятельности
Успеваемость р = 0,01
Полученные данные позволяют определить статистически значимые отличия переменных у студентов первых курсов в период адаптации к обучению в вузе по всем параметрам компонентов психологической безопасности личности.
В компоненте устойчивости у студентов с низкой адаптацией были диагностированы деструктивные проявления самоконтроля поведения, сдержанность в оценке своих способностей, отсутствие четких жизненных целей,
направленность на достижение личного благополучия, социальная пассивность, затруднение в налаживании контактов, низкая активность в обучении и общественной жизни.
При изучении компонента сопротивляемости и жизнестойкости у студентов с низкой адаптацией были обнаружены статистически значимые более низкие показатели удовлетворенности деятельностью, невозможность влиять на сложившиеся условия, минимальная
активность во избежание негативных результатов, в которых испытуемые заранее уверены.
В проведенном исследовании выявлено, что лица с низким уровнем адаптации более склонны к негативным психическим состояниям, которые могут выражаться в форме агрессивности, тревожности, регидности и фрустрированности. Это может указывать на важность разработки стратегий психологической поддержки для таких лиц, чтобы помочь им адаптироваться и управлять своими эмоциями.
Оценка эффективности деятельности показала статистически значимые более низкие баллы у студентов с низкой адаптацией по основным предметам, изучаемым в первом семестре I курса по результатам текущей и промежуточной аттестации.
Заключение
Данные эмпирического исследования позволяют определить педагогические условия персонализации образования в контексте психологического благополучия у студентов, начавших обучение в университете, что является ключевым аспектом их личной психологической безопасности в адаптационный период.
Результаты исследования психологической безопасности индивидуумов в учебной среде свидетельствуют о том, что испытуемые с оптимальным уровнем адаптации (высоким и средним) показывают статистически значимо лучшие результаты, чем сверстники с низкими показателями адаптации к учебному процессу в вузе. Полученные данные подчеркивают важность выявления педагогических условий для эффективного внедрения персонализированного обучения студентов-новичков с учетом их психологической безопасности в период адаптации.
Представленные научные данные обладают высокой значимостью на теоретическом и практическом уровнях. В ходе реализации исследования была установлена специфика структуры составных элементов обеспечения психологической безопасности студентов в период их адаптации к обучению в вузе; выявлены основные сложности и проблемы данной категории обучающихся; определены необходимость и субъектная направленность разработки педагогических условий персонализации образования первокурсников в контексте психического благополучия личности индивида.
Проведенное исследование выявляет перспективы для дальнейших научных исследований в области разработки педагогических условий и их влияния на психологическое благополучие студентов-первокурсников в адаптационный период.
Список литературы
1. Александрова Е. А., Шустова Л. П., Данилов С. В. Обзор проблемного поля IV всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Новое поколение профессионалов в образовании: воспитание на основе интеграции ценностей» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 1 (49). С. 91-96. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2024-13-1-91-96, EDN: RMHTCE
2. Асмолов А. Г. Персонализация образования и антропология будущего // Народное образование. 2021. № 3 (1486). С. 75-82. EDN: YZZUQD
3. Бодина Е. А., Телышева Н. Н. Индивидуализация и персонализация в современном образовании // Искусство и образование. 2021. № 3 (131). С. 9-14. https://doi.org/10.51631/2072-0432_2021_131_3_9
4. Гузь Ю. А. Основы персонализации обучения в современном образовании // Образование и общество. 2023. № 6 (143). С. 20-27. EDN: OJWMAI
5. Li L., Wang Y., Zhang H. Review of the personalized learning in China // Science insights education frontiers. 2020. Vol. 7, № 2. P. 893-912. https://doi.org/10.15354/ sief.20.re026
6. Yuzhaninova E. R., Moroz V. V., Sukhacheva S. V. Education personalization // Global Scientific Potential. 2023. № 6 (147). P. 28-32.
7. Бренчугина-Романова А. Н., Денисова Л. О. Персонализм, персонология, персонализация, персонализированное образование: к вопросу о терминах и понятиях // Филология и культура. 2023. № 2 (72). С. 199-203. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-199-203
8. Архипова Л. А., Парникова Г. М. Сущность и основные понятия персонализации образования // Перспективы науки. 2022. № 10 (157). С. 117-120. EDN: NNUNCT
9. Савина Н. В. Риски персонализации высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-3. С. 272-275. EDN: RKYFIA
10. Фетисов А. С., Пупырёв И. А. Алгоритм-сторож как механизм снижения рисков при персонали-зации образования // Образование и общество. 2023. № 2 (139). С. 19-22. EDN: EBDMWW
11. Джабиева М. Х., Ермаков Д. С. Перспективы пер-сонализации отечественного образования // Нижегородское образование. 2023. № 1. С. 76-84. EDN: DIFNGR
12. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития // Педагогическое образование в России. 2021. № 1. С. 20-28. https://doi. org/10.26170/2079-8717_2021_01_02
13. Сохраняева Т. В. Стратегия массовой персона-лизации в современном образовании // Человек. 2021. Т. 32, № 2. С. 30-40. https://doi.org/10.31857/ S023620070014857-9
14. Zhang X., Chen Y., Hu L., Wang Y. The metaverse in education: Definition, framework, features, potential applications, challenges, and future research topics // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13, № 1016300. https:// doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1016300
15. Денищева Л. О., Сафуанов И. С., Семеняченко Ю. А. Возможности обеспечения персонализации образования в ВУЗе // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2022. № 2 (60). С. 72-85. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2022.60.2.07
16. Моисеева Т. В. Персонализация образования - новое направление высшей профессиональной школы // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104). С. 78-82. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-1104-78-82
17. Николаева А. В., Парфенова О. В. К вопросу о создании персонализированной образовательной среды в работе с будущими педагогами // Современное высшее образование в условиях многополярного мира : электронный сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Чебоксары : Издательство Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2022. С. 344-350. EDN: NLVWSW
18. Scott L., Tomas A. Social network approach to understanding student's integration and persistence // The Journal of Higher Education. 2000. Vol. 71, № 5. Р. 591-615.
19. Hao K. China has started a grand experiment in AI education. It could reshape how the world learns // MIT Technology Review. August 2, 2019. URL: https:// www.technologyreview.com/2019/08/02/131198/ china-squirrel-has-started-a-grand-experiment-in-ai-education-it-could-reshape-how-the (дата обращения: 21.03.2024).
20. Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 3 (104). С. 482-497. https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103. 482-497
21. Newman A. Psychological safety: A systematic review of the literature. // Human Management Review. URL: j.hrmr. 2017.01.001 (дата обращения: 22.03.2024). https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2017.01.001
22. Григорьева М. В. Типы адаптационной готовности личности в образовательной среде школы // Известия Саратовского университета. Новая серия.
Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 1 (25). С. 56-61. https://doi. org/10.18500/2304-9790-2018-7-1-56-61
23. Блинова Е. Е. Психологическая безопасность образовательной среды как фактор самоэффективности студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2023. № 1. С. 30-34. EDN: BRYNZH
24. Киселева Т. В. Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды вуза (опыт эмпирического исследования) // Научный поиск: личность, образование, культура. 2024. № 1 (51). С. 52-58. https://doi.Org/10.54348/SciS.2024.1.8
25. Костина Л. М., Писаренко И. А., Карпова М. А. Факторы психологической безопасности личности в образовательной среде школы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 3 (5). С. 55-60. https://doi. org/10.54158/27132838_2021_3_55
References
1. Aleksandrova E. A., Shustova L. P., Danilov S. V. Review of the problem field of the IV All-Russian (with international participation) scientific conference "A new generation of professionals in education: Personal development based on the integration of values". Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2024, vol. 13, iss. 1 (49), рp. 91-96 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2024-13-1-91-96, EDN: RMHTCE
2. Asmolov A. G. Personalization of education and anthropology of the future. Narodnoe obrazovanie [People's education], 2021, no. 3 (1486), pp. 75-82 (in Russian). EDN: YZZUQD
3. Bodina E. A., Telysheva N. N. Individualization and personalization in modern education. Iskusstvo i obrazovanie [Art and education], 2021, no. 3 (131), pp. 9-14 (in Russian). https://doi.org/10.51631/2072-0432_2021_131_3_9
4. Guz' Yu. A. Fundamentals of personalization of learning in modern education. Obrazovanie i obshchestvo [Education and Society], 2023, no. 6 (143), pp. 20-27 (in Russian). EDN: OJWMAI
5. Li L. Wang Y., Zhang H. Review of the personalized learning in China. Science insights education frontiers, 2020, vol. 7, no. 2, pp. 893-912. https://doi.org/10.15354/ sief.20.re026
6. Yuzhaninova E. R., Moroz V. V., Sukhacheva S. V. Education personalization. Global Scientific Potential, 2023, no. 6 (147), pp. 28-32.
7. Brenchugina-Romanova A. N., Denisova L. O. Per-sonalism, personology, personalization, personalized education: On the issue of terms and concepts. Filologiya i kul'tura [Philology and culture], 2023, no. 2 (72), pp. 199-203 (in Russian). https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-199-203
8. Arkhipova L. A., Parnikova G. M. The essence and basic concepts of personalization of education.
Perspektivy nauki [Perspectives of science], 2022, no. 10 (157), pp. 117-120 (in Russian). EDN: NNUNCT
9. Savina N. V. Risks of personalization of higher education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2023, no. 81-3, pp. 272-275 (in Russian). EDN: RKYFIA
10. Fetisov A. S., Pupyrev I. A. Guardian algorithm as a mechanism for reducing risks in the personalization of education. Obrazovanie i obshchestvo [Education and Society], 2023, no. 2 (139), pp. 19-22 (in Russian). EDN: EBDMWW
11. Dzhabieva M. Kh., Ermakov D. S. Prospects for personalization of domestic education. Nizhegorodskoe obrazovanie [Nizhny Novgorod education], 2023, no. 1, pp. 76-84 (in Russian).
12. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Theoretical and applied foundations of personalized education: Development prospects. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2021, no. 1, pp. 20-28 (in Russian). https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_01_02
13. Sokhranyaeva T. V. Strategy of mass personalization in modern education. Chelovek [Man], 2021, vol. 32, no. 2, pp. 30-40 (in Russian). https://doi.org/10.31857/ S023620070014857-9
14. Zhang X., Chen Y., Hu L., Wang Y. The metaverse in education: Definition, framework, features, potential applications, challenges, and future research topics. Frontiers in Psychology, 2022, vol. 13, no. 1016300. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1016300
15. Denishcheva L. O., Safuanov I. S., Semenyachenko Yu. A. Possibilities of ensuring personalization of education at a university. Vestnik MGPU. Seriya: Informatika i informatizatsiya obrazovaniya [Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Computer science and informatization of education], 2022, no. 2 (60), pp. 72-85 (in Russian). https://doi.org/10.25688/2072-9014.2022.60.2.07
16. Moiseeva T. V. Personalization of education - a new direction of higher professional school. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2024, no. 1 (104), pp. 78-82 (in Russian) https:// doi.org/10.24412/1991-5497-2024-1104-78-82
17. Nikolaeva A. V., Parfenova O. V. On the issue of creating a personalized educational environment when working with future teachers. In: Sovremennoe vysshee obrazovanie v usloviyakh mnogopolyarnogo mira: elek-tronny sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern higher
education in a multipolar world. Electronic collection of articles based on the proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University Publ., 2022, pp. 344-350 (in Russian). EDN: NLVWSW
18. Scott L., Tomas A. Social network approach to understanding student's integration and persistence. The Journal of Higher Education, vol. 71, no. 5. pp. 591-615.
19. Hao K. China has started a grand experiment in AI education. It could reshape how the world learns. MIT Technology Review. August 2,2019. Available at: https:// www.technologyreview.com/2019/08/02/131198/ china-squirrel-has-started-a-grand-experiment-in-ai-education-it-could-reshape-how-the (accessed March 21, 2024).
20. Baeva I. A., Gayazova L. A., Kondakova I. V. Personal resources of psychological safety of adolescents and youth in the educational environment. Integratsiya obrazovaniya [Integration of Education], 2021, vol. 25, no. 3 (104), pp. 482-497 (in Russian). https://doi. org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.482-497
21. Newman A. Psychological safety: A systematic review of the literature. Human Management Review. Available at: j.hrmr.2017.01.001 (accessed March 22, 2024). https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2017.01.001
22. Grigorieva M. V. Types of Adaptive Personality Readiness in the School Learning Environment. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 1 (25), рр. 56-61 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-1-56-61
23. Blinova E. E. Psychological safety of the educational environment as a factor of students' self-efficacy. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya [Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of higher education], 2023, no. 1, pp. 30-34 (in Russian). EDN: BRYNZH
24. Kiseleva T. V. Psychological safety and comfort of the educational environment of a university (empirical research experience). Nauchnyy poisk: lichnost', obrazovaniye, kul'tura [Scientific research: Personality, education, culture], 2024, no. 1 (51), pp. 52-58 (in Russian). https://doi.org/10.54348/SciS.2024.L8
25. Kostina L. M., Pisarenko I. A., Karpova M. A. Factors of psychological safety of an individual in the educational environment of a school. Nauka i praktika v obrazovanii: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Science and practice in education: Electronic scientific journal], 2021, no. 3 (5), pp. 55-60 (in Russian). https://doi.org/10.54158/27132 838_2021_3_55
Поступила в редакцию 08.05.2024; одобрена после рецензирования 06.08.2024; принята к публикации 25.11.2024; опубликована 25.12.2024 The article was submitted 08.05.2024; approved after reviewing 06.08.2024; accepted for publication 25.11.2024; published 25.12.2024