Научная статья на тему 'Структура и факторы академической адаптации студентов-иностранцев в российских университетах'

Структура и факторы академической адаптации студентов-иностранцев в российских университетах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
академическая адаптация / студенты-иностранцы / академическая мобильность / субъективное благополучие / адаптационный потенциал / academic adaptation / foreign students / academic mobility / subjective well-being / adaptive potential

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шамионов Раиль Мунирович

Введение. Академическая адаптация студентов-иностранцев в условиях академической мобильности является основой академических достижений и связана с психологическим благополучием, что служит условием позитивного отношения к принимающей стране. Теоретический анализ. Академическая адаптация студентов-иностранцев сопряжена с проблемами культурного стресса, информированностью, социально-психологическими отношениями принимающей стороны, знанием языка для установления контактов и взаимодействия с местными студентами и бытовыми проблемами. В меньшей степени рассматриваются собственно академические проблемы. Эмпирический анализ. Целью исследования является анализ структуры и факторов академической адаптации студентов-иностранцев. Предполагается, что социальные характеристики академической адаптации иностранцев (коммуникативные, личностные) более выражены, чем психофизиологические, отражающие физическое самочувствие студентов, субъективную оценку их утомления и усталости. Заключение. В результате исследований установлены более выраженные по сравнению с россиянами показатели личностного, эмоционального и мотивационного и более низкие – психофизиологического компонентов академической адаптации. Адаптация студентов-иностранцев обусловлена удовлетворенностью базовой потребности в связанности с другими, характеризующей возможности их поддержки со стороны близких, адаптация студентов-россиян – с удовлетворенностью потребности в связанности с другими, компетентности, переживанием счастья и удовлетворенности жизнью. Вовлеченность в образовательную активность студентов вне зависимости от оседлости является важнейшим фактором академической адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шамионов Раиль Мунирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure and factors of academic adjustment of foreign students in Russian universities

Introduction. Academic adaptation of foreign students in terms of academic mobility is the basis of academic achievements and is associated with psychological well-being, which serves as a condition for a positive attitude towards the host country. Therefore, the study of the peculiarities of academic adaptation of foreign students will allow us to determine the conditions for their secondary socialization and psychological acceptance of the host country. Theoretical analysis. Academic adaptation of foreign students is associated with problems of cultural stress, awareness, socio-psychological relations of the host party, knowledge of the language for establishing contacts and interaction with local students and everyday problems. Academic problems themselves are considered to a lesser extent. Empirical analysis. The purpose of the study is to analyze the structure and factors of academic adaptation of foreign students. It is assumed that the social characteristics of the academic adaptation of foreigners (communicative, personal) are more pronounced than the psycho-physiological ones, reflecting the physical well-being of students, the subjective assessment of their exhaustion and fatigue. Conclusion. As a result of the research, the indicators of personal, emotional and motivational and lower psycho-physiological components of academic adaptation were found to be more pronounced than those of Russians. The adaptation of foreign students is conditioned by satisfaction of the basic need for connectedness with others, characterizing the possibilities of their support from relatives, connectedness with them, adaptation of Russian students with satisfaction of the need for connectedness with others, competence, happiness and life satisfaction. Involvement in the educational activity of students, regardless of their residence status, is the most important factor in academic adaptation.

Текст научной работы на тему «Структура и факторы академической адаптации студентов-иностранцев в российских университетах»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 211-218 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 211-218

https://phpp.sgu.ru

https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-211-218

EDN: QBUWHI

Научная статья

УДК [316.614-057.785-054.6:378](470+571)

Структура и факторы академической адаптации студентов-иностранцев в российских университетах

Р. М. Шамионов

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Шамионов Раиль Мунирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, shamionov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8358-597X

Аннотация. Введение. Академическая адаптация студентов-иностранцев в условиях академической мобильности является основой академических достижений и связана с психологическим благополучием, что служит условием позитивного отношения к принимающей стране. Теоретический анализ. Академическая адаптация студентов-иностранцев сопряжена с проблемами культурного стресса, информированностью, социально-психологическими отношениями принимающей стороны, знанием языка для установления контактов и взаимодействия с местными студентами и бытовыми проблемами. В меньшей степени рассматриваются собственно академические проблемы. Эмпирический анализ. Целью исследования является анализ структуры и факторов академической адаптации студентов-иностранцев. Предполагается, что социальные характеристики академической адаптации иностранцев (коммуникативные, личностные) более выражены, чем психофизиологические, отражающие физическое самочувствие студентов, субъективную оценку их утомления и усталости. Заключение. В результате исследований установлены более выраженные по сравнению с россиянами показатели личностного, эмоционального и мотивационного и более низкие - психофизиологического компонентов академической адаптации. Адаптация студентов-иностранцев обусловлена удовлетворенностью базовой потребности в связанности с другими, характеризующей возможности их поддержки со стороны близких, адаптация студентов-россиян - с удовлетворенностью потребности в связанности с другими, компетентности, переживанием счастья и удовлетворенности жизнью. Вовлеченность в образовательную активность студентов вне зависимости от оседлости является важнейшим фактором академической адаптации.

Ключевые слова: академическая адаптация, студенты-иностранцы, академическая мобильность, субъективное благополучие, адаптационный потенциал

Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-00472.

Для цитирования: Шамионов Р. М. Структура и факторы академической адаптации студентов-иностранцев в российских университетах // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 211-218. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-211-218, EDN: QBUWHI

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

The structure and factors of academic adjustment of foreign students in Russian universities R. M. Shamionov

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

Rail' M. Shamionov, shamionov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8358-597X

Abstract. Introduction. Academic adaptation of foreign students in terms of academic mobility is the basis of academic achievements and is associated with psychological well-being, which serves as a condition for a positive attitude towards the host country. Therefore, the study of the peculiarities of academic adaptation of foreign students will allow us to determine the conditions for their secondary socialization and psychological acceptance of the host country. Theoretical analysis. Academic adaptation of foreign students is associated with problems of cultural stress, awareness, socio-psychological relations of the host party, knowledge of the language for establishing contacts and interaction with local students and everyday problems. Academic problems themselves are considered to a lesser extent. Empirical analysis. The purpose of the study is to analyze the structure and factors of academic adaptation of foreign students. It is assumed that the social characteristics of the academic adaptation of foreigners (communicative, personal) are more pronounced than the psychophysiological ones, reflecting the physical well-being of students, the subjective assessment of their exhaustion and fatigue. Conclusion. As a result of the research, the indicators of personal, emotional and motivational and lower psychophysiological components of academic adaptation were found to be more pronounced than those of Russians. The adaptation of foreign students is conditioned by satisfaction of the basic need for connectedness

with others, characterizing the possibilities of their support from relatives, connectedness with them, adaptation of Russian students - with satisfaction of the need for connectedness with others, competence, happiness and life satisfaction. Involvement in the educational activity of students, regardless of their residence status, is the most important factor in academic adaptation. Keywords: academic adaptation, foreign students, academic mobility, subjective well-being, adaptive potential Acknowledgements: Russian Science Foundation (RSF) № 24-28-00472, https://rscf.ru/project/24-28-00472/.

For citation: Shamionov R. M. The structure and factors of academic adjustment of foreign students in Russian universities. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 211-218 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-211-218, EDN: QBUWHI

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Академическая адаптация студентов-иностранцев, как правило, связана не только с приспособлением к собственно академической среде, но и новой языковой, климато-географи-ческой, социально-политической и культурной среде. Тем не менее исследования «академических мигрантов» в большей мере охватывают именно последнее. Социокультурная адаптация студентов-иностранцев занимает ведущее место в работах психологов и социологов, нацеленных на оценку их адаптации в новых условиях. Так, исследование социокультурной адаптации студентов из Китая и Азербайджана позволило установить, что предварительная языковая социокультурная подготовка в стране исхода помогает ускорить социокультурную адаптацию студентов в стране прибытия [1]. В другом исследовании установлено, что наивысшими по значимости социокультурными стрессорами для студентов-иностранцев в России являются не только языковые барьеры, но и сфера питания, климат и проживание в общежитии [2]. Важным фактором в адаптации студентов выступают их позитивное отношение к русской культуре, языковая подготовка в стране исхода, а также преодоление языкового барьера и создание благоприятной коммуникационной системы взаимодействия, приспособление к условиям российской системы образования [3]. Эти исследования имеют достаточно глубокие корни в кросскультурной психологии. В частности, ранее финскими психологами было установлено, что предварительная психологическая подготовка, а не только языковая и знакомство с культурой страны прибытия, значительно ускоряет адаптационный процесс мигрантов в новых условиях [4].

Теоретический анализ

Исследования адаптации студентов-мигрантов в последние годы заметно активизировались. Это связано с усилением

академической мобильности по всему миру, и Россия остается достаточно привлекательной в этом отношении, что отразилось на количестве прибывающих студентов. Вместе с тем исследователи отмечают, что основными факторами выбора российских вузов являются этнокультурная близость или интерес к культуре, безопасность страны проживания и обучения, фактор перспективы использования русского языка в дальнейшей работе, а также межличностные и межкультурные отношения [5]. В исследованиях академической адаптации иностранцев в других странах также отмечается, что представления, складывающиеся из средств массовой информации о стране прибытия, не совпадают с тем, с чем сталкиваются прибывающие студенты [6]. С другой стороны, среди основных проблем адаптации иностранцев выделяются религиозная, личная, социальная и академическая адаптации и в наименьшей степени - финансовая [7]. Важнейшее значение для академической адаптации имеет воспринимаемая психологическая поддержка со стороны принимающего сообщества и психологический капитал студентов [8].

Иначе говоря, аккультурация и владение языком принимающего сообщества выступают важнейшими факторами адаптации. Ранее установлено, что продолжительность пребывания в принимающей стране, знание языка и обращение за помощью предсказывают академическую адаптацию, тогда как возраст и привязанность к университетскому сообществу предсказывают психологическую адаптацию, которая была связана со стратегией аккультурации и культурной дистанцией. Действительно, исходя из прежних публикаций, можно предположить, что академическая адаптация иностранных студентов в значительной степени связана с культурными феноменами адаптации [9]. Поэтому неслучайно исследователи рассматривают субъективно воспринимаемую культурную дистанцию как переменную особой важности. В соответствии с гипотезой Е. Д. Мелоус, С. Оттена, Р. Колена

взаимосвязь воспринимаемой культурной дистанции и адаптации иностранных студентов регулируется культурным интеллектом студентов

[10], т. е. чувствительностью и способностью различать культурные феномены и учитывать эти различия в своем поведении. Наконец, огромное значение для социокультурной адаптации имеет отношение к иностранцам принимающей стороны. Ранее были выявлены отрицательные связи воспринимаемой дискриминации, воспринимаемой ненависти (неприятия), воспринимаемого страха и воспринимаемого культурного шока с академической адаптацией

[11]. Эти данные свидетельствуют о значительном влиянии на академическую адаптацию субъективных переживаний, связанных с тем, как организован прием иностранных студентов, какие социальные представления и установки доминируют в принимающем сообществе, наконец, является ли оно позитивно настроенным к иностранцам.

Среди факторов академической адаптации, не связанных с аккультурацией, выделяют переменные психологического капитала, взаимоотношений, ответственности и др. Индийскими исследователями установлено, что достаточно большой объем дисперсии академической адаптации объясняется переменными психологического капитала, включающего оптимизм, надежду, самоэффективность и жизнестойкость

[12]. Малазийские ученые пришли к выводу о том, что копинг-стратегии выступают значимыми посредниками влияния перфекционизма на академическую адаптацию студентов [13], что свидетельствует в пользу высокого значения личностных факторов в процессе академической адаптации. Кенийские исследователи обнаружили, что местоположение и размер университетов, с точки зрения численности студентов и организационной структуры, влияют на уровень академической адаптации [14]. Кроме того, в последние годы академическая адаптация студентов увязывается с комплексными программами академической мобильности [15], дифференцированным подходом в связи с копинг-стратегиями [16], личностным отношением к профессии и учебной деятельности [17], жизнестойкостью студентов [18].

Таким образом, исследователи чаще отмечают проблемы, связанные с культурным стрессом, информированностью, социально-психологическими отношениями принимающей стороны, знанием языка для установления контактов и взаимодействия с местными сту-

дентами и бытовыми проблемами. В меньшей степени рассматриваются собственно академические проблемы.

Цель данного исследования заключается в сравнительном анализе структуры и факторов академической адаптации студентов-иностранцев и российских студентов.

Основная гипотеза заключается в предположении о более значимых различиях психофизиологического компонента академической адаптации ввиду ее чувствительности к бытовым проблемам и тем нагрузкам, которые отражают генерализацию адаптационных проблем студентов-иностранцев.

Выборка и методика. В исследовании приняли участие 120 студентов (60 - российских и 60 - иностранцев (представителей среднеазиатских государств). Средний возраст - 18,7 лет (27% лиц мужского пола, 73% - женского пола). Использованы: методика исследования структуры академической адаптации (Р. М. Шамионов, М. В. Григорьева, Е. С. Гринина, А. В. Созонник, 2022), Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», разработанный А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993), Шкала базовых психологических потребностей (в адаптации Р. М. Шамионова), Шкала субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина, Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина.

Для обработки полученных данных использовалась статистическая программа IBN SPSS 26. Проведены анализ значимости различий с использованием критерия Стьюдента, корреляционный анализ по методу Пирсона, регрессионный анализ пошаговым методом.

Эмпирический анализ

Как видно из табл. 1, структуры академической адаптации [19] студентов-иностранцев и россиян характеризуются сходством интегрального показателя, познавательного и коммуникативного компонентов.

Личностный, эмоционально-оценочный и мотивационный компоненты выше у иностранцев, а психофизиологический компонент - у россиян. Значения критерия Стьюдента свидетельствуют в пользу сходства показателей когнитивного и коммуникативного компонентов академической адаптации.

Обратимся к данным, отражающим результаты регрессионного анализа (табл. 2).

Таблица 1 / Table 1

Показатели структуры академической адаптации студентов иностранцев и россиян Indicators of the structure of academic adaptation of foreign and Russian students

Показатели адаптации Россияне Иностранцы t Р

М SD M SD

Личностный компонент (самоорганизация) 5,31 0,98 5,71 0,81 -2,99 0,00

Эмоционально-оценочный компонент 5,21 1,05 5,71 1,07 -2,95 0,01

Познавательный компонент 5,37 0,91 5,37 0,91 -0,03 0,98

Мотивационный компонент 5,63 1,24 6,24 0,83 -4,29 0,00

Психофизиологический компонент (обратная, положит шкала) 4,37 1,11 3,83 1,37 2,51 0,02

Коммуникативный компонент 5,44 0,91 5,24 0,84 1,51 0,14

Академическая адаптация 31,36 4,32 32,04 3,83 -1,10 0,28

Таблица 2 / Table 2

Параметры субъективного благополучия как предикторы академической адаптации Parameters of subjective well-being as predictors of academic adaptation

Предикторы Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты t p

B Стандартная ошибка в

Российские студенты

(Константа) 14,20 1,21 11,72 0,00

Компетентность 1,29 0,29 0,25 4,52 0,00

Счастье 0,67 0,24 0,18 2,79 0,01

Связанность 1,06 0,28 0,20 3,81 0,00

Удовлетворенность жизнью 0,50 0,21 0,14 2,35 0,02

R2 = 0,40 F = 58,44 p < 0,01

Студенты-иностранцы

(Константа) 18,63 2,49 7,47 0,00

Связанность 2,66 0,49 0,65 5,47 0,00

R2 = 0,42 F = 29,88 p < 0,01

Из полученных результатов видно, что около 40% дисперсии академической адаптации российских студентов объясняются вариациями удовлетворенности базовых потребностей в компетентности и связанности с другими и удовлетворенностью жизнью и счастьем, а 42% вариаций академической адаптации иностранцев - лишь связанностью с другими.

На следующем этапе нами проведен регрессионный анализ, в который в качестве независимых переменных включены переменные потенциала адаптации - поведенческая регуляция, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности (табл. 3).

Как видно из табл. 3, у российских студентов все три параметра адаптационного потенциала личности являются предикторами академической адаптации, а у иностранцев - только поведенческая регуляция.

Обнаружены также связи академической адаптации и приверженности к этнической (г = 0.202 при р < 0.01) и религиозной (г = 0.142 при р < 0.05) культуре; у студентов-иностранцев таких связей не выявлено.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты-иностранцы демонстрируют более высокие показатели личностного, эмоционально-оценочного и мотивационно-го компонентов академической адаптации.

Таблица 3 / Table 3

Свойства личности как предикторы академической адаптации Personality traits as predictors of academic adaptation

Предикторы Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты t p

B Стандартная ошибка в

Российские студенты

(Константа) 37,966 0,716 53,033 0

Поведенческая регуляция -0,085 0,017 -0,289 -4,849 0

Коммуникативный потенциал -0,187 0,05 -0,218 -3,719 0

Моральная нормативность -0,168 0,069 -0,117 -2,447 0,015

R2 = 0,25 F = 39,66 p < 0,01

Студенты-иностранцы

(Константа) 36,754 1,275 28,817 0

Поведенческая регуляция -0,141 0,035 -0,526 -4,011 0

R2 = 0,28 F = 16,09 p < 0,01

Причем показатели стандартных отклонений указывают на менее сильный разброс показателей мотивационного компонента. Это свидетельствует о более сильной мотивации к учебной деятельности большинства иностранцев и высокой готовности к волевой регуляции деятельности, включая напористость и стремление к результату. Вместе с тем показатели психофизиологического компонента адаптации иностранцев значительно ниже, чем у россиян. Поскольку психофизиологический компонент говорит о генерализации общих проблем с физическим самочувствием, включая утомление, физическое недомогание и прочее, его низкие значения у иностранцев свидетельствуют о реальных бытовых проблемах, испытываемых ими, и напряжении в процессе учебной деятельности, а более высокий разброс показателей указывает на довольно большие различия внутри группы - наличие тех, чьи показатели демонстрируют сильное напряжение и тех, кто имеет умеренное напряжение. Поскольку большинство иностранных студентов обучаются в гомогенных группах, составленных из иностранцев, они не испытывают особых проблем в коммуникации. Отсутствие различий по когнитивному компоненту тоже неслучайно, поскольку способность к обучению, способы обучения как критерии отбора в вузы одинаковы и для иностранцев, и для россиян.

В результате регрессионного анализа нами установлено, что порядка 40% вариаций академической адаптации российских студентов

объясняются характеристиками субъективного благополучия, включая удовлетворенность базовых потребностей и удовлетворенность жизнью и переживание счастья. Это говорит о том, что общее субъективное благополучие студентов, свидетельствующее о позитивном настрое, переживании комфорта и эмоционального подъема, является ресурсом для академической адаптации, а в случае с иностранцами - таким ресурсным образованием выступает удовлетворенность в связанности с другими. Очевидно, связанность с другими является для последних единственным каналом для утилизации напряжения и сохранения чувства стабильности. Эти выводы согласуются с исследованиями, в которых устанавливалась зависимость адаптации от сохранения связей с родственниками и друзьями в стране исхода [20].

Последующий анализ позволил установить параметры личностного и социально-психологического регулирования поведения в качестве основных предикторов академической адаптации российских студентов. Такие характеристики личности, как умение контактировать с окружающими и находить взаимопонимание с ними (коммуникативный потенциал), способность адекватно воспринимать морально-нравственные нормы и проявлять социальную конгруэнтность (моральная нормативность), а также регулировать свое взаимодействие со средой деятельности (поведенческая регуляция), способствуют академической адаптации

российских студентов. У студентов-иностранцев такую роль играет лишь поведенческая регуляция и, соответственно, высокий уровень нервно-психической устойчивости, адекватная самооценка, способность находить социальную поддержку. Иначе говоря, характеристики личности, которые в наибольшей степени согласуются с психологическим потенциалом, являются значимыми для академической адаптации.

Связей академической адаптации и приверженности к этнической и религиозной культуре у студентов-иностранцев нами не обнаружено.

Заключение

Изучение проблемы адаптации студентов-иностранцев включает две основные стороны - социокультурную адаптацию и личностную, а характеристики мотивационно-когнитивного плана академической адаптации оказываются вне исследовательского поля. В данной статье предпринята попытка комплексного охвата собственно академической адаптации и ее личностных факторов. Личностные характеристики и переживания общего комфорта выступают значимыми предикторами академической адаптации российских студентов и иностранцев.

Сравнительный анализ структуры академической адаптации позволил установить, что, несмотря на сходство интегральных показателей, студенты-иностранцы характеризуются более высокими показателями личностного, эмоционально-оценочного и регулятивного компонентов и более низкими показателями психофизиологического компонента адаптации. Несмотря на относительно высокую степень личностной и эмоционально-волевой готовности к обучению, целенаправленные действия по включению в систему обучения и в академическую среду, они испытывают трудности психофизиологического плана, связанные с физическим дискомфортом, физическим и интеллектуальным напряжением.

Переживания субъективного благополучия прогнозируют высокую степень академической адаптации российских студентов, и лишь удовлетворенность в связанности с другими обусловливает высокую степень академической адаптации, что сопряжено с поддержкой, реализуемой на разных уровнях.

Свойства личности, характеризующие адаптационный потенциал, в значительной степени объясняют адаптацию российских студентов, в то время как только поведенческая

регуляция студентов-иностранцев выступает однозначным предиктором (объясняя порядка 40% общей дисперсии) академической адаптации.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что академическая адаптация студентов-иностранцев отличается более сильной мотивацией большинства, личностной и эмоционально-оценочной готовностью к адаптации и более сильными трудностями в процессе приспособления к академической среде, выражающемся в испытываемом напряжении. Ресурсами адаптации служат связанность с другими и поведенческая регуляция - соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ограничения исследования связаны с негомогенной выборкой, а также ограниченностью методического аппарата. Последующие исследования должны учесть субъективные переживания студентов-иностранцев относительно различных областей образовательной среды, а также отношение к культуре принимающего общества.

Список литературы

1. Леденёва В. Ю., Абдуллаев Р. С., Гусейнова Л. Д. Факторы социокультурной адаптации иностранных студентов из Азербайджана и Китая в российских вузах // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 10. С. 118-134. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-118-134

2. Соколова Е. В., Воевода Е. В., Морозов В. М. Социокультурные адаптационные стрессоры иностранных студентов в России // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 476-490. https://doi. org/10.32744/pse.2022.5.28

3. Тимченко Н. С., Кочетова Ю. Ю., Бендрикова А. Ю. Академическая и средовая адаптация иностранных студентов медицинского вуза // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С. 175-185. https://doi.org/10.17805/ zpu.2020.2.16

4. Mahonen T. A., Jasinskaja-Lahti I. Acculturation expectations and experiences as predictors of ethnic migrants' psychological well-being // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2013. Vol. 44, № 5. P. 786-806.

5. Салосина И. В., Охорзина Ю. О. Исследование причин выбора российского регионального вуза иностранными студентами // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 3. С. 124-138. http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1803.09

6. Bozbay Z, Baghirov F, Zhang Y, Rasli A., Karakasoglu M. International students' service quality evaluations

towards Turkish universities // Quality Assurance in Education. 2020. Vol. 28, iss. 3. P. 151-164. https://doi. org/10.1108/QAE-06-2019-0061

7. Malaklolunthu S., Selanb P. S. Adjustment problems among international students in Malaysian private higher education institutions // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 15. P. 833-837. https:// doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.03.194

8. Hassan M., Fang S, Malik A. A., Lak T. A., Rizwan M. Impact of perceived social support and psychological capital on university students' academic success: Testing the role of academic adjustment as a moderator // BMC Psychology. 2023. Vol. 11. P. 340. https://doi.org/10.1186/ s40359-023-01385-y

9. Bastien G., Seifen-Adkins T., Johnson L. R. Striving for Success: Academic Adjustment of International Students in the U.S. // Journal of International Students. 2018. Vol. 8, № 2. P. 1198-1219. https://doi.org/10.32674/jis. v8i2.143

10. Malay E. D, Otten S, Coelen R. J. Predicting adjustment of international students: The role of cultural intelligence and perceived cultural distance // Research in Comparative and International Education. 2023. Vol. 18, iss. 3. P. 485-504. https://doi.org/10.1177/17454999231159469

11. Atteraya M. S. Acculturation Stressors and Academic Adjustment among Nepalese Students in South Korean Higher Education Institutions // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18, iss. 12. P. 6529. https://doi.org/10.3390/ ijerph18126529

12. Vandana S. N., Ngasainao G. Psychological capital and academic adjustment among first-year university students in Meghalaya, North-east India // International Journal of Education and Psychology in the Community IJEPC. 2021. Vol. 11, iss. 1 & 2. P. 211-224.

13. Siah P. C., Ang S. S., Tan K. W., Phi C .N., Pung P. W. Perfectionism and Academic Adjustment among Undergraduates: The Coping Strategy as a Mediator // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education. 2022. Vol. 27, № 5. P. 57-68. https://doi.org/10.17759/pse.2022270505

14. Nyaboke O. G., Nyamwange C., Obuba E. Variability of Academic Adjustment of First Years among Public Kenyan Universities // International Journal of Innovative Science and Research Technology. 2020. Vol. 5, iss. 8. P. 2456-2165. https://doi.org/10.38124/IJISR-T20AUG707

15. Леонов Н. И., Хасан Х. Х. Ф. Соотношение адаптации и совладающего поведения иностранных студентов в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1 (33). С. 44-47. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-1-44-47

16. Федотова В. А. Адаптация иностранных студентов в России в связи с их культурной принадлежностью // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23, № 4. С. 995-1004. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-995-1004

17. Van Rooij E. C. M., Jansen E. P. W. A., Van de Grift W. J. C. M. First-year university students' academic success: The importance of academic adjustment // European Journal of Psychology of Education. 2018. Vol. 33. P. 749-767. https://doi.org/10.1007/s10212-017-0347-8

18. Яро А., Горелова Г. Г., Мануйлов Г. В. Жизнестойкость как один из ресурсов адаптации иностранных студентов // Психология. Психофизиология. 2023. Т. 16, № 1. С. 18-28.

19. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Гринина Е. С., СозонникА. В. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 2. C. 53-68. https://doi.org/10.17759/pse.2022270205

20. Гриценко В. В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М. : Издательство Института психологии РАН, 2002. 252 с.

References

1. Ledeneova V. Yu., Abdullaev R. S., Guseynova L. D. The System of Sociocultural Adaptation of Foreign Students at Leading Russian Universities (On the Example of Azerbaijani and Chinese Students). Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2022, vol. 31, no. 10, pp. 118-134 (in Russian). https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-118-134

2. Sokolova E. V., Voevoda E. V., Morozov V. M. Socio-cultural adaptive stressors of international students in Russia. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Prospects of Science and Education], 2022, no. 5 (59), pp. 476-490 (in Russian). https://doi.org/10.32744/pse.2022.5.28

3. Timchenko N. S., Kochetova Yu. Yu., Bendrikova A. Yu. Academic and environmental adaptation of foreign students at a medical university. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Ability], 2020, no. 2, pp. 175-185 (in Russian). https://doi.org/10.17805/ zpu.2020.2.16

4. Mahónen T.A., Jasinskaja-Lahti I. Acculturation Expectations and Experiences as Predictors of Ethnic Migrants' Psychological Well-Being. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2013, vol. 44 (5), pp. 786-806.

5. Salosina I. V., Okhorzina Yu. O. Investigating the factors influencing university choice for international students (with the main focus on a russian regional university). Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin], 2018, vol. 8, no. 3, pp. 124-138 (in Russian). http://dx.doi.org/10.15293/ 2226-3365.1803.09

6. Bozbay Z., Baghirov F., Zhang Y., Rasli A. and Karaka-soglu M. International students' service quality evaluations towards Turkish universities. Quality Assurance in Education, 2020, vol. 28, iss. 3, pp. 151-164. https://doi. org/10.1108/QAE-06-2019-0061

7. Malaklolunthu S., Selanb P. S. Adjustment problems among international students in Malaysian private

higher education institutions. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2011, vol. 15, pp. 833-837. https:// doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.03.194

8. Hassan M., Fang S., Malik A. A., Lak T. A., Rizwan M. Impact of perceived social support and psychological capital on university students' academic success: Testing the role of academic adjustment as a moderator. BMC Psychology, 2023, vol. 11, pp. 340. https://doi.org/10.1186/ s40359-023-01385-y

9. Bastien G., Seifen-Adkins T., Johnson L. R. Striving for Success: Academic Adjustment of International Students in the U.S. Journal of International Students, 2018, vol. 8, no. 2, pp. 1198-1219. https://doi.org/10.32674/jis.v8i2.143

10. Malay E. D., Otten S., Coelen R. J. Predicting adjustment of international students: The role of cultural intelligence and perceived cultural distance. Research in Comparative and International Education, 2023, vol. 18, iss. 3, pp. 485-504. https://doi.org/10.1177/17454999231159469

11. Atteraya M. S. Acculturation Stressors and Academic Adjustment among Nepalese Students in South Korean Higher Education Institutions. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, vol. 18, iss. 12, pp. 6529. https://doi.org/10.3390/ijerph18126529

12. Vandana Sarif N., Ngasainao G. Psychological capital and academic adjustment among first-year university students in Meghalaya, North-east India. International Journal of Education and Psychology in the Community IJEPC, 2021, vol. 11, iss. 1 & 2, pp. 211-224.

13. Siah P. C., Ang S. S., Tan K. W., Phi C. N., Pung P. W. Perfectionism and Academic Adjustment among Undergraduates: The Coping Strategy as a Mediator. Psikholog-icheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2022, vol. 27, no. 5, pp. 57-68 (in Russian). https://doi.org/10.17759/pse.2022270505

14. Nyaboke O. G., Nyamwange C., Obuba E. Variability of Academic Adjustment of First Years among Public

Kenyan Universities. International Journal of Innovative Science and Research Technology, 2020, vol. 5, iss. 8, pp. 2456-2165. https://doi.org/10.38124/IJISR-T20AUG707

15. Leonov N. I., Hasan H. H. F. Relationship Between Adaptation and Coping Behaviour of International Students in Russia. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2020, vol. 9, iss. 1 (33), pp. 44-47 (in Russian). https://doi. org/10.18500/2304-9790-2020-9-1-44-47

16. Fedotova V. A. International Students' Adaptation in Russia: its Varying Due to the Student's Culture of Origin. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2021, vol. 23, no. 4, pp. 995-1004. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-995-1004

17. Van Rooij E. C. M., Jansen E. P. W. A., Van de Grift W. J. C. M. First-year university students' academic success: the importance of academic adjustment. European Journal of Psychology of Education, 2018, vol. 33, pp. 749-767. https://doi.org/10.1007/s10212-017-0347-8

18. Yaro A., Gorelova G. G., Manuylov G. V. Resilience as a resource for the adaptation of foreign students. Psik-hologiya. Psikhofiziologiya [Psychology. Psychophysiol-ogy], 2023, vol. 16, no. 1, pp. 18-28 (in Russian). https:// doi.org/10.14529/jpps230102

19. Shamionov R. M., Grigor'eva M. V., Grinina E. S., Sozonnik A. V. Evaluating academic adaptation in students: A new technique. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2022, vol. 27, no. 2, pp. 53-68. https://doi.org/10.17759/ pse.2022270205

20. Gritsenko V. V. Sotsial'no-psikhologicheskaya adapta-tsiya pereselentsev v Rossii [Socio-Psychological Adaptation of Immigrants in Russia]. Moscow, Institut psihologii RAN Publ., 2002. 252 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 20.01.2024; одобрена после рецензирования 29.01.2024; принята к публикации 02.05.2024 The article was submitted 20.01.2024; approved after reviewing 29.01.2024; accepted for publication 02.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.