Научная статья на тему 'ПЕРСОНАЛИИ В НАУКЕ: К 60-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА З. К. ТЕМИРГАЗИНОЙ'

ПЕРСОНАЛИИ В НАУКЕ: К 60-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА З. К. ТЕМИРГАЗИНОЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОАКСИОЛОГИЯ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ГЕНДЕРНАЯ ЛИНГВИСТИКА / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА / LINGUOAXIOLOGY / SCIENTIFIC SCHOOLS / POLITICAL DISCOURSE / GENDER LINGUISTICS / SCIENTIFIC ACTIVITY / SCIENTIFIC RESEARCH / POLITICAL LINGUISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рахимжанов Канат Хисматович, Акошева Маржан Касымовна

В статье представлен краткий анализ научной деятельности, обзор основных трудов доктора филологических наук, профессора З. К. Темиргазиной. Описан ее вклад в изучение категории оценки, семантического синтаксиса, теории речевой коммуникации, освещены результаты в области исследования языкового манипулирования в политическом дискурсе, гендерных аспектов языка. Показана ее роль в формировании на протяжении двух десятилетий лингвоаксиологической научной школы в Казахстане. Кроме теоретических проблем, ученый занимается и прикладными задачами языкознания, в частности, внедрением полиязычного образования в средних школах Казахстана, развитием функциональной грамотности учащихся средствами русского языка. В работах, посвященных изучению второго языка, автор уделяет особое внимание вопросам формирования лингвокультурологической компетенции, национальной идентичности, влияния языка - доминанты в языковой компетенции транслингва на фонетическую систему второго языка и другим аспектам. Целый ряд работ профессора посвящен любимому предмету изучения и преподавания - синтаксису современного русского языка, в которых автор раскрывает механизмы смыслового и поверхностного синтаксирования в процессе порождения высказываний, обращает внимание на использование функционально - семантического подхода в преподавании этого раздела языкана, семантический и прагматический аспекты предложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Рахимжанов Канат Хисматович, Акошева Маржан Касымовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITIES IN SCIENCE: TO THE 60TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF PROFESSOR Z. K. TEMIRGAZINA

The article contains a brief analysis of scientific activity and an overview of the main scientific works of Doctor of Philology, Professor Z. K. Temirgazina. The article describes her contribution to the study of the category of evaluation, semantic syntax, and theory of speech communication and highlights the results in the field of investigation of linguistic manipulation in political discourse and gender - related aspects of language. The authors demonstrate her role in the formation of the linguoaxiological scientific school in Kazakhstan for over two decades. Apart from the theoretical issues, the scholar also deals with the applied tasks of linguistics, and specifically, with the implementation of multilinguistic education in the secondary schools of Kazakhstan and with the development of functional literacy of schoolchildren by means of the Russian language. In her works devoted to second language learning, the author pays special attention to the questions of formation of the linguoculturological competence, national identity, influence of the language - dominant on the phonetic system of the second language in the linguistic competence of the bilingual student and to other problems. A whole series of works focus on the favorite object of research and teaching - syntax of the modern Russian language, in which the author reveals the mechanisms of semantic and surface pattern formation in the process of utterance generation and turns his attention to the use of the functional - semantic approach in teaching this aspect of language and to the semantic and pragmatic aspects of the sentence.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНАЛИИ В НАУКЕ: К 60-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА З. К. ТЕМИРГАЗИНОЙ»

РАЗДЕЛ 6. РЕЦЕНЗИИ. ХРОНИКА

УДК 81'27

ББКШ106.23 ГСНТИ 16.01.09 Код ВАК 10.02.01, 10.02.19

DOI 10.26170/pl20-03-27

К. Х. Рахимжанов

Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, Нур-Султан, Казахстан ORCID ID: 0000-0001-7777-7297 0

М. К. Акошева

Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, Нур-Султан, Казахстан ORCID ID: 0000-0001-8393-309X 0

0 E-mail: kanatzhan57@mail.ru; akmar2809@mail.ru.

Персоналии в науке: к 60-летию профессора З. К. Темиргазиной

АННОТАЦИЯ. В статье представлен краткий анализ научной деятельности, обзор основных трудов доктора филологических наук, профессора З. К. Темиргазиной. Описан ее вклад в изучение категории оценки, семантического синтаксиса, теории речевой коммуникации, освещены результаты в области исследования языкового манипулирования в политическом дискурсе, гендерных аспектов языка. Показана ее роль в формировании на протяжении двух десятилетий лингвоаксиологической научной школы в Казахстане. Кроме теоретических проблем, ученый занимается и прикладными задачами языкознания, в частности, внедрением полиязычного образования в средних школах Казахстана, развитием функциональной грамотности учащихся средствами русского языка. В работах, посвященных изучению второго языка, автор уделяет особое внимание вопросам формирования лингвокультуроло-гической компетенции, национальной идентичности, влияния языка-доминанты в языковой компетенции транслингва на фонетическую систему второго языка и другим аспектам. Целый ряд работ профессора посвящен любимому предмету изучения и преподавания — синтаксису современного русского языка, в которых автор раскрывает механизмы смыслового и поверхностного синтаксирования в процессе порождения высказываний, обращает внимание на использование функционально-семантического подхода в преподавании этого раздела языкана, семантический и прагматический аспекты предложений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: лингвоаксиология; научные школы; политический дискурс; гендерная лингвистика; научная деятельность; научные исследования; политическая лингвистика.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Рахимжанов Канат Хисматович, кандидат филологических наук, доцент кафедры казахского и русского языков, Гуманитарный факультет, Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина; 010011, Казахстан, г. Нур-Султан, пр-тЖенис, 62; e-mail: kanatzhan57@mail.ru.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Акошева Маржан Касымовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры казахского и русского языков, Гуманитарный факультет, Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина; 010011, Казахстан, г. Нур-Султан, пр-т Женис, 62; e-mail: akmar2809@mail.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Рахимжанов, К. Х. Персоналии в науке: к 60-летию профессора З. К. Темиргазиной / К. Х. Рахимжанов, М. К. Акошева // Политическая лингвистика. — 2020. — № 3 (81). — С. 256-262. — DOI 10.26170/pl20-03-27.

2020 год — юбилейный для профессора Зифы Какбаевны Темиргазиной, и, как всегда, год для нее полон новых идей, новых научных планов.

Профессор Темиргазина — известный казахстанский ученый-русист, внесший вклад в современное языкознание своими разработками в области категории оценки, семантического синтаксиса, речевой коммуникации.

Путь в науку для З. К. Темиргазиной, окончившей филологический факультет Павлодарского педагогического института, не был простым, но ее решение посвятить себя языкознанию было продуманным и осознанным, в полной мере отвечало ее интересу к науке, ее солидной лингвистической эрудиции, критическому складу ума, незаурядным исследовательским способностям,

постоянному стремлению к профессиональному самосовершенствованию.

Свою педагогическую деятельность З. К. Темиргазина начала в сельской школе Павлодарской области, в систему вузовского преподавания пришла в 1987 г., начинала с должности преподавателя кафедры русского языка Павлодарского пединститута и прошла нелегкий путь от ассистента до профессора.

С 1990 г. З. К. Темиргазина обучалась в аспирантуре при КазПИ им. Абая в г. Алматы (Алма-Ата) и в 1993 г. досрочно защитила кандидатскую диссертацию по функциональному синтаксису на тему «Конструктивные свойства предложно-падежной словоформы «с+твор.п.» как компонента предложения в современном русском языке», а в 1999 г. — докторскую диссертацию «Оценочные высказывания в современном рус© Рахимжанов К. Х., Акошева М. К., 2020

ском языке». Научным консультантом докторской диссертации была Татьяна Андреевна Колосова (Новосибирский государственный университет), выдающийся синтаксист, автор трудов по теории семантического синтаксиса. Докторская диссертация З. К. Темиргазиной, наряду с трудами таких лингвистов, как Н. Д. Арутюнова, Е. М. Вольф, Н. А. Лукьянова, способствовала выделению лингвистической аксиологии в самостоятельное научное направление. В дальнейшем аксиологическая лингвистика как исследовательский подход стала применяться в рамках этнолингвистики, лингво-культурологии, политической лингвистики, при анализе социального дискурса. Профессора Темиргазину по праву можно считать одним из основателей лингвистической аксиологии как отдельной научной дисциплины в отечественной и российской науке. «Ценностный подход — основополагающий в изучении взаимосвязи языка и культуры; а своеобразие аксиологической системы определяет специфику культуры, описание которой проводится с помощью анализа свободной и текстовой сочетаемости слов, их ассоциативных связей на материале представительного корпуса текстов и др. Именно в русле этого интересного и актуального лингвистического направления написана ...коллекция избранных работ известного казахстанского ученого доктора филологических наук профессора З. К. Темиргазиной, научного руководителя Павлодарской лингвоаксиологической школы», — так пишет о двухтомнике ученого «Избранные работы по лингвистике» [Темир-газина 2010] профессор Е. А. Красина, оценивая этот труд как «многоаспектное объективированное исследование, масштабность и фундаментальность которого вполне очевидны» [Красина 2013: 117]. Российский исследователь обращает внимание на научную новизну монографии: «На сегодняшний день существует немало работ, посвященных изучению оценки как самостоятельной категории языка. Однако данная публикация выделяется из общего ряда, поскольку автор сосредоточил внимание не на описании средств и способов выражения оценочности на лексическом, фразеологическом или словообразовательном уровнях, уже достаточно ... изученных, а на рассмотрении оценочной семантики в синтаксическом строе языка, посвятив свое монографическое исследование анализу семантико-прагматического плана оценочных предложений современного русского языка» [Красина 2013: 118]. Следует отметить, что не менее значим и второй том «Лингвистическая аксиология. Прагма-

тика. Психолингвистика», в котором представлены другие работы лингвоаксиологиче-ского направления, а также труды по отдельным аспектам лингвопрагматики и психолингвистики.

Научная и педагогическая деятельность З. К. Темиргазиной тесно связана с Павлодарским государственным педагогическим университетом. Именно здесь, в Павлодаре, сложился коллектив молодых преподавателей и студентов, который в скором будущем вырос в научную школу лингвоаксиологии и прагматики. Зифа Какбаевна и ее ученики за время существования школы реализовали несколько исследовательских грантовых проектов, опубликовали более 1000 научных трудов. Под ее научным руководством подготовлено 20 кандидатских диссертаций, 1 докторская, из них 10 диссертаций защищены в российских вузах: Уральском государственном педагогическом университете, Тюменском государственном университете, Тобольской педагогической академии. В настоящее время ученики профессора — кандидаты и доктора наук, доктора PhD — трудятся в разных уголках страны и за ее пределами, продолжая развивать основные научные идеи своего наставника. «Темирга-зинская» лингвоаксиологическая школа обогатила казахстанскую и зарубежную лингвистику работами не только в области аксиологии, но и в области общей и контрастив-ной семантики и прагматики, концептологии, межкультурной коммуникации.

Профессор Темиргазина — автор 230 научных работ, среди которых 6 монографий, 10 учебных пособий, электронные учебники, двухтомное собрание научных трудов. А четыре учебных пособия, справедливо получивших статус «классических»,

— «Образ человека в русской ценностной картине мира» [Темиргазина 2002], «Современные лингвистические теории в отечественной и зарубежной лингвистике» [Темиргазина 2009], «Оценочные высказывания в современном русском языке» [Темиргазина 1999а], «Лингвоэстетическая оценка внешнего облика человека в русской и казахской картинах мира» [Темиргазина, Каирова 2013]

— переиздавались много раз, в том числе в 2015 г. в издательстве «Флинта».

Труды профессора отличаются блестящим стилем изложения, точностью и четкостью формулировок, строгой логикой, прекрасным научным слогом, тонким владением научно-понятийным аппаратом и умением излагать просто и доступно сложнейшие теоретические вопросы современного языкознания. Они выходили в свет на 4 языках (русском, казахском, английском, немецком)

во многих странах мира: России, Японии, Украине, Словакии, Великобритании, Беларуси (Белоруссии), Индии, Болгарии, Германии, Польше, США и др. Профессор Темиргазина — один из самых цитируемых казахстанских лингвистов.

Она разрабатывает и читает сложнейшие теоретические курсы для магистрантов и докторантов: «Философия языка», «Семиотика», «Методология лингвистических исследований», «Лингвистическая прагматика», «Психолингвистика»; выступает в качестве приглашенного лектора в Российском университете дружбы народов (РФ, г. Москва), Витебском государственном университете им. П. Машерова (Республика Беларусь).

Фундаментальные исследования З. К. Темиргазиной получили высокую оценку российской лингвистической общественности в рецензиях и обзорах, написанных видными московскими учеными Е. А Красиной [Красина 2013], В. П. Синячкиным, Г. Т. Хухуни [Синячкин, Хухуни 2013].

В монографии «Лингвокультурная специфика концептуализации обонятельных и вкусовых ощущений в русской языковой картине мира (в сопоставлении с казахской и английской)» [Темиргазина 2014а] автор исследует лингвокультурные представления о вкусах и запахах, образующих отдельную концептуальную сферу знаний, полученных на основе сенсорно-перцептивного опыта людей, на который наслаиваются культурные стереотипы представителей определенной лингвокультуры. Содержательный компонент представлений человека о вкусе и запахе отражает культурное своеобразие их объективации в языке. В монографии наряду с когнитивным выделен и аксиологический аспект понятий вкуса и запаха как результатов оценочной категоризации.

Значительный вклад внесен ученым и в развитие гендерной лингвистики. В 2013 г. под ее редакцией была издана коллективная монография с международным авторским коллективом «Гендерная лингвистика», в которой рассматривается гендерный параметр человеческой личности, проявляю-щийcя в языке, речи и коммуникации. Неоспоримыми достоинствами коллективного труда также являются разнообразие и тщательная изученность теоретических источников, ясность и четкость видения проблемы, богатейший иллюстративный материал, целостность осмысления и описания языковых аспектов в рамках гендерного подхода. Как отмечают В. П. Синячкин, Г. Т. Хухуни: «Обладая безусловной актуальностью, новизной, теоретической и практической значимостью, монография представляет собой зна-

чительный вклад в развитие гендерной лингвистики на всем постсоветском пространстве» [Синячкин, Хухуни 2013: 120].

Хотя основной спектр научных интересов ученого лежит в области теоретического языкознания — от категории оценки до речевой коммуникации, она в соответствии с потребностями времени занимается и прикладными проблемами, в первую очередь внедрением полиязычного образования в средних школах Казахстана. Под руководством З. К. Темиргазиной был выполнен ряд научно-исследовательских проектов, касающихся разработки электронных учебников по биологии на английском языке для средних школ с русским и казахским языками обучения. Теоретико-методологическое обоснование полиязычного образования представлено в работах ученого-педагога по лингводидактике, изданных за рубежом [Temirgazina, Khamitova, Kaparov, Abramova 2015; Temirgazina, Khamitova, Orazalinova 2016; Temirgazina, Bahtikireyeva, Sinyachkin, Ako-sheva 2016; Temirgazina, Bahtikireyeva, Sinyachkin 2017; Темиргазина 2017; Temirgazina, Akosheva, Shakaman, Shaharman, Kurmanova, Kairova 2019]. В них представлена научно-методическая концепция учебников для школ, внедряющих полиязычное образование, рассмотрены проблемы эквивалентного перевода биологической терминологии на казахском, русском, английском языках.

В работах, посвященных изучению второго языка, автор уделяет особое внимание вопросам формирования лингвокультуроло-гической компетенции [Темиргазина 2001], национальной идентичности [Темиргазина 2005], влияния языка-доминанты в языковой компетенции транслингва на фонетическую систему второго языка [Темиргазина 2020] и др. По мнению профессора, «языки в процессах транскультурации и транслингвизма являются в определенной степени проницаемыми. На наш взгляд, это касается содержательных сторон языка и речи, которые способны к порождению новых дискурсов: лексики, грамматики, синтаксиса, словообразования. Фонетический уровень как строительный материал для содержательных единиц не должен быть задетым в процессе транслингвизма, ибо в этом случае речь уже не может идти о транслингвизме как непро-тивоборствующей тенденции в контактном сосуществовании двух языков и культур» [Темиргазина 2020: 41].

Целый ряд работ профессора посвящен любимому предмету изучения и преподавания — синтаксису современного русского языка, в которых автор раскрывает меха-

низмы смыслового и поверхностного синтак-сирования в процессе порождения высказываний [Темиргазина 1997], обращает внимание на использование функционально-семантического подхода в преподавании этого раздела языкознания [Темиргазина 1998а], семантический и прагматический аспекты предложений [Темиргазина 19996]. Большим подспорьем в работе учителей-русистов и преподавателей вузов являются учебные пособия «Синтаксис осложненного предложения» [Темиргазина 19986], «Синтаксический анализ словосочетания и предложения» [Темиргазина 2019а], «Сборник упражнений и заданий по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка» [Темиргазина, Тимченко, Мелехова, Харламова 2016].

С 2002 г. по настоящее время З. К. Темиргазина — член различных диссертационных советов: в Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева (г. Нур-Султан), в Северо-Казахстанском университете (г. Петропавловск), в Карагандинском государственном университете им. Букетова. В 2006—2007 гг. работала членом экспертного совета по филологии и искусствоведению Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК.

В качестве члена международной редколлегии она участвует в работе авторитетных российских журналов, входящих в Перечень ВАК РФ: «Вестник РУДН. Теория языка. Семиотика. Семантика» (г. Москва), «Жанры речи» (Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского), «Неофилология» (Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина), а также казахстанского журнала «Вестник Карагандинского университета. Серия „Филология"», включенного в перечень изданий, рекомендованных Министерством образования и науки РК.

Она поддерживает регулярные научные связи с коллегами из Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург), из Российского университета дружбы народов, из Витебского государственного университета имени П. Маше-рова. Исследовательский интерес к проблемам политической коммуникации, политической лингвистики, в частности к способам и средствам языкового манипулирования в речи политиков и журналистов стал основой прочного научного сотрудничества ученого с екатеринбургской школой политической лингвистики и коммуникации, возглавляемой видным российским ученым, профессором А. П. Чудиновым. Зифа Какбаевна вместе со своими учениками принимает ак-

тивное участие в ежегодных научных конференциях УрГПУ [Темиргазина 2013б; Темиргазина 2014б; Темиргазина 2016; Темиргазина, Акошева 2017; Темиргазина 2018; Темиргазина 2019б]. В диссертационном совете этого вуза под председательством А. П. Чу-динова защитили в последние годы свои кандидатские диссертации ее ученики: Л. В. Фанакова, М. С. Бачурка, Ж. Омашева.

Плодотворная научная деятельность ученого-педагога по достоинству отмечена правительственными наградами — Указом Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева от 7 декабря 2010 г. она награждена медалью «Ереч ечбег Yшiн» («За трудовое отличие»), нагрудным знаком Министерства образования и науки «За заслуги в развитии науки Республики Казахстан» (2004), Почетными грамотами МОН РК (2000, 2018); в 2012 г. ей присуждены звание «Лучший преподаватель вуза» и грант МОН РК.

В 2018 г. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) вручила ученому медаль А. С. Пушкина «За большие заслуги в распространении русского языка».

Говоря о профессоре Зифе Какбаевне, мы, ее ученики, в первую очередь вспоминаем доброжелательную атмосферу сотрудничества, сотворчества, которая царила на кафедре, на конференциях, многочисленных семинарах, на которых выступали приглашенные ею мэтры лингвистики: Г. Е. Крейд-лин (г. Москва), Л. П. Дронова (г. Томск), У. М. Бахтикиреева (г. Москва), Н. Ж. Шай-мерденова (г. Астана). И как приятно было слышать от них: «Так вы ученики профессора Темиргазиной?!» — и понимать, что это имя для нас как пропуск в любые двери в научном мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гендерная лингвистика : коллективная монография / под ред. З. К. Темиргазиной. — Павлодар, 2013. — 584 с. — Текст : непосредственный.

2. Красина, Е. А. Рецензия на «Избранные работы по лингвистике» (в 2-х тт. — Павлодар, Издательство «ЭКО», 2010) З. К. Темиргазиной / Е. А. Красина. — Текст : непосредственный // Вестник РУДН. Теория языка. Семиотика. Семантика. — 2013. — № 3. — С. 115—119.

3. Синячкин, В. П. Рецензия на коллективную монографию «Гендерная лингвистика» (Павлодар, Издательство «ЭКО», 2010. 656 с.) / В. П. Синячкин, Г. Т. Хухуни. — Текст : непосредственный // Филологические науки. — Москва, 2013. — № 1. — С. 118—120.

4. Темиргазина, З. К. Механизмы смыслового и поверхностного синтаксирования в процессе порождения оценочных высказываний / З. К. Темиргазина. — Текст : непосредственный // Вестник КазГУ. Серия филологическая. — 1997. — № 15. — С. 101—105.

5. Темиргазина, З. К. Функционально-семантический подход в преподавании синтаксиса / З. К. Темиргазина. — Текст : непосредственный // Русский язык и литература в казахской школе. — 1998а. — № 1. — С. 19—24.

6. Темиргазина, З. К. Синтаксис осложненного предло-

жения : учебно-методическое пособие / З. К. Темиргазина. — Павлодар, 19986. — 42 с. — Текст : непосредственный.

7. Темиргазина, З. К. Оценочные высказывания в русском языке : монография / З. К. Темиргазина. — Павлодар, 1999а. — 272 с. — Текст : непосредственный.

8. Темиргазина, З. К. Семантический и прагматический аспекты предложений / З. К. Темиргазина. — Текст : непосредственный // Русистика в Казахстане: проблемы, традиции, перспективы. — Алматы : КазГУ, 19996. — С. 155—157.

9. Темиргазина, З. К. Формирование лингвокультурологи-ческой компетенции студентов, изучающих второй язык / З. К. Темиргазина. — Текст : непосредственный // Материалы междунар. научн. конф. — Караганда, 2001. — Вып. 1. — С. 99—100.

10. Темиргазина, З. К. Образ человека в русской ценностной картине мира: спецкурс для магистрантов языковых специальностей : учебное пособие / З. К. Темиргазина. — Павлодар : ЭКО, 2002. — 92 с. — Текст : непосредственный.

11. Темиргазина, З. К. Современные лингвистические теории в отечественной и зарубежной лингвистике : учеб. пособие / З. К. Темиргазина. — Павлодар : НПФ «ЭКО», 2002. — 140 с. ; 3-е изд., доп. — Павлодар : ПГПИ, 2009. — 134 с. — Текст : непосредственный.

12. Темиргазина, З. К. Родной язык и национальная идентичность / З. К. Темиргазина. — Текст : непосредственный // Проблемы социальных и гуманитарных наук в современном образовательном пространстве : материалы междунар. научн. конф. — Павлодар, 2005. — С. 9—11.

13. Темиргазина, З. К. Избранные работы по лингвистике: в 2 т. Т. I. Лингвистическая аксиология. Оценочные высказывания в русском языке. — Павлодар : ЭКО, 2010. — 310 с.; Т. II. Лингвистическая аксиология. Прагматика. Психолингвистика. — Павлодар : ЭКО, 2010. — 338 с. — Текст : непосредственный.

14. Темиргазина, З. К. Лингвоэстетическая оценка внешнего облика человека в русской и казахской картинах мира / З. К. Темиргазина, М. К. Каирова. — Москва : Флинта, 2013а. — 220 с. — Текст : непосредственный.

15. Темиргазина, З. К. Некоторые приемы языкового манипулирования в современном казахстанском политическом дискурсе / З. К. Темиргазина. — Текст : непосредственный // Политическая коммуникация: материалы международной научной конференции / Урал. гос. пед. ун-т. —Екатеринбург, 2013б. — С. 325—331.

16. Темиргазина, З. К. Лингвокультурная специфика концептуализации обонятельных и вкусовых ощущений в русской языковой картине мира (в сопоставлении с казахской и английской) / З. К. Темиргазина. — Павлодар : ПГПУ, 2014а. — 114 с. — Текст : непосредственный.

17. Темиргазина, З. К. Новостной субдискурс как составная часть политического дискурса / З. К. Темиргазина. — Текст : непосредственный // Политическая коммуникация : материалы междунар. науч. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2014б. — С. 243—246.

18. Темиргазина, З. К. «Сны разума» в казахстанском политическом медиадискурсе / З. К. Темиргазина. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2016. — № 4 (58). — С. 68—74.

19. Темиргазина, З. К. Сборник упражнений и заданий по

формированию функциональной грамотности на уроках русского языка / З. К. Темиргазина, Т. М. Тимченко, Т. Д. Мелехова, Л. А. Харламова. — Павлодар : ПГПИ, 2016. — 64 с. — Текст : непосредственный.

20. Темиргазина, З. К. Когнитивно-языковое моделирование образа чужого в казахстанском медиадискурсе / З. К. Темиргазина, М. К. Акошева. — Текст : непосредственный // Один пояс — один путь. Лингвистика взаимодействия : материалы междунар. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2017. — С. 178—180.

21. Темиргазина, З. К. Зооморфная модель метафоризации в русской и казахской зоологической терминологии / З. К. Те-миргазина. — Текст : непосредственный // Вестник Тамбовского университета. Серия: Филологические науки и культурология. — 2017. — Т. 3. — № 1 (9). — С. 5—9.

22. Темиргазина, З. К. Манипулятивный потенциал метафорических моделей в казахстанском политическом дискурсе / З. К. Темиргазина. — Текст : непосредственный // Учимся понимать Россию: политическая и массмедийная коммуникация : материалы междунар. науч. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2018. — C. 254—257.

23. Темиргазина, З. К. Синтаксический анализ словосочетания и предложения : учебное пособие / З. К. Темиргази-на. — Павлодар : ПГПУ, 2019а. — 142 с. — Текст : непосредственный.

24. Темиргазина, З. К. Модальные значения как эффективное средство языкового воздействия в речи политиков / З. К. Темиргазина. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2019б. — N° 6 (78). — С. 44—50. — DOI 10.26170/pl19-06-05.

25. Темиргазина, З. К. Насколько далеко заходит процесс гибридизации языков в транслингвальной ситуации? / З. К. Те-миргазина. — Текст : непосредственный // Полилингваль-ность и транскультурные практики. — 2020. — Т. 17. — № 1. — С. 39—44.

26. Temirgazina, Z. Scientific and methodological bases of creating electronic textbooks on Biology in the English language / Z. Temirgazina, G. Khamitova, С. Kaparov, А. Abramova. — Text : unmediated // Biosciences, Biotechnology Research Asia. —

2015. — Vol. 12. — N3.

27. Temirgazina, Z. Didactic Features Of a Learner's English-Russian Dictionary of Biology Development / Z. Temirgazina, G. Khamitova, K. Orazalinova. — Text : unmediated // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. —

2016. — 7 (2). — P. 317—326.

28. Temirgazina, Z. K. Cognitive Mechanism of Metapho-rization in Zoological Terms / Z. K. Temirgazina, U. M. Bahtikireyeva, V. P. Sinyachkin, M. K. Akosheva. — Text : unmediated // American Journal of Applied Sciences. — 2016. — Vol. 13, Issue 12. — P. 1385—1393.

29. Temirgazina, Z. K. Artifacts as a source of russian and kazakh Zoological terms / Z. K. Temirgazina, U. M. Bahti-kireyeva, V. P. Sinyachkin. — Text : unmediated // Information. — 2017. — Vol. 20, No.4 (A), April. — P. 2325—2336.

30. Temirgazina, Z. Metaphors in Anatomical Terminology / Z. Temirgazina, M. Akosheva, Y. Shakaman, A. Shaharman, Z. Kur-manova, M. Kairova. — Text : unmediated // Space and Culture, India. — 2019. — Vol. 7. — No. 1. — P. 143—153.

K H. Rаkhimzhanov

S. Seifullin Kazakh Agro Technical University, Nur-Sultan, Kazakhstan ORCID ID: 0000-0001-7777-7297 0

М. K. Аkosheva

S. Seifullin Kazakh Agro Technical University, Nur-Sultan, Kazakhstan ORCID ID: 0000-0001-8393-309X 0

0 E-mail: kanatzhan57@mail.ru; akmar2809@mail.ru.

Personalities in Science: To the 60th Anniversary of the Birth of Professor Z. K. Temirgazina

ABSTRACT. The article contains a brief analysis of scientific activity and an overview of the main scientific works of Doctor of Philology, Professor Z. K. Temirgazina. The article describes her contribution to the study of the category of eval-

260

uation, semantic syntax, and theory of speech communication and highlights the results in the field of investigation of linguistic manipulation in political discourse and gender-related aspects of language. The authors demonstrate her role in the formation of the linguoaxiological scientific school in Kazakhstan for over two decades. Apart from the theoretical issues, the scholar also deals with the applied tasks of linguistics, and specifically, with the implementation of multilinguistic education in the secondary schools of Kazakhstan and with the development offunctional literacy of schoolchildren by means of the Russian language. In her works devoted to second language learning, the author pays special attention to the questions of formation of the linguoculturological competence, national identity, influence of the language-dominant on the phonetic system of the second language in the linguistic competence of the bilingual student and to other problems. A whole series of works focus on the favorite object of research and teaching - syntax of the modern Russian language, in which the author reveals the mechanisms of semantic and surface pattern formation in the process of utterance generation and turns his attention to the use of the functional-semantic approach in teaching this aspect of language and to the semantic and pragmatic aspects of the sentence.

KEYWORDS: linguoaxiology; scientific schools; political discourse, gender linguistics; scientific activity; scientific research; political linguistics.

AUTHOR'S INFORMATION: Rakhimzhanov Kanat Khismatovich, Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Kazakh and Russian Languages, Faculty of Humanities, S. Seifullin Kazakh Agro Technical University, NurSultan, Kazakhstan.

AUTHOR'S INFORMATION: Akosheva Marzhan Kasymovna, Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Kazakh and Russian Languages, Faculty of Humanities, S. Seifullin Kazakh Agro Technical University, NurSultan, Kazakhstan.

FOR CITATION: Rakhimzhanov, K. H. Personalities in Science: To the 60th Anniversary of the Birth of Professor Z. K. Temirgazina / K. H. Rakhimzhanov, M. K. Akosheva // Political Linguistics. — 2020. — No 3 (81). — P. 256-262. — DOI 10.26170/pl20-03-27.

REFERENCES

1. Gender Linguistics : Collective Monograph / ed. Z. K. Temirgazina. — Pavlodar, 2013. — 584 p. — Text : unmediated. [Gen-dernaya lingvistika : kollektivnaya monografiya / pod red. Z. K. Te-mirgazinoy. — Pavlodar, 2013. — 584 s. — Tekst : nepos-redstvennyy]. — (In Rus.)

2. Krasina, E. A. Review of "Selected Works on Linguistics" (in 2 vols. — Pavlodar, EKO Publishing House, 2010) Z. K. Temirgazina / E. A. Krasina. — Text : unmediated // Bulletin of RUDN. Theory of Language. Semiotics. Semantics. — 2013. — No. 3. — P. 115—119. [Retsenziya na «Izbrannye raboty po lingvistike» (v 2-kh tt. — Pavlodar, Izdatel'stvo «EKO», 2010) Z. K. Temirgazinoy / E. A. Krasina. — Tekst : neposredstvennyy // Vestnik RUDN. Teoriya yazyka. Semiotika. Semantika. — 2013. — № 3. — S. 115—119]. — (In Rus.)

3. Sinyachkin, V. P. Review of the Collective Monograph "Gender Linguistics" (Pavlodar, Publishing House "EKO", 2010. 656 pp.) / V. P. Sinyachkin, G. T. Khukhuni. — Text : unmediated // Philological Sciences. — Moscow, 2013. — No. 1. — P. 118—120. [Retsenziya na kollektivnuyu monografiyu «Gen-dernaya lingvistika» (Pavlodar, Izdatel'stvo «EKO», 2010. 656 s.) / V. P. Sinyachkin, G. T. Khukhuni. — Tekst : neposredstvennyy // Filologicheskie nauki. — Moskva, 2013. — N° 1. — S. 118—120]. — (In Rus.)

4. Temirgazina, Z. K. Mechanisms of Semantic and Superficial Syntaxing in the Process of Generating Evaluative Statements / Z. K. Temirgazina. — Text : unmediated // Bulletin of Kazakh State University. Philological Series. — 1997. — No. 15. — P. 101—105. [Mekhanizmy smyslovogo i poverkhnostnogo sin-taksirovaniya v protsesse porozhdeniya otsenochnykh vyskazyvaniy / Z. K. Temirgazina. — Tekst : neposredstvennyy // Vestnik KazGU. Seriya filologicheskaya. — 1997. — № 15. — S. 101—105]. — (In Rus.)

5. Temirgazina, Z. K. Functional-semantic Approach in Teaching Syntax / Z. K. Temirgazina. — Text : unmediated // Russian Language and Literature in the Kazakh School. — 1998a. — No. 1. — P. 19—24. [Funktsional'no-semanticheskiy podkhod v prepodavanii sintaksisa / Z. K. Temirgazina. — Tekst : ne-posredstvennyy // Russkiy yazyk i literatura v kazakhskoy shkole. — 1998a. — № 1. — S. 19—24]. — (In Rus.)

6. Temirgazina, Z. K. Syntax of a Complicated Sentence: Teaching Aid / Z. K. Temirgazina. — Pavlodar, 1998b. — 42 p. — Text : unmediated. [Sintaksis oslozhnennogo predlozheniya : uchebno-metodicheskoe posobie / Z. K. Temirgazina. — Pav-lodar, 1998b. — 42 s. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

7. Temirgazina, Z. K. Evaluation Statements in Russian : monograph / Z. K. Temirgazina. — Pavlodar, 1999a. — 272 p. — Text : unmediated. [Otsenochnye vyskazyvaniya v russkom yazyke : monografiya / Z. K. Temirgazina. — Pavlodar, 1999a. — 272 s. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Temirgazina, Z. K. Semantic and Pragmatic Aspects of Sentences / Z. K. Temirgazina. — Text : unmediated // Russian Studies in Kazakhstan: problems, traditions, prospects. — Almaty : KazGU, 1999b. — P. 155—157. [Semanticheskiy i pragmatiche-skiy aspekty predlozheniy / Z. K. Temirgazina. — Tekst : ne-posredstvennyy // Rusistika v Kazakhstane: problemy, traditsii, perspektivy. — Almaty : KazGU, 1999b. — S. 155—157]. — (in Rus.)

9. Temirgazina, Z. K. Formation of Linguocultural Competence of Students Studying a Second Language / Z. K. Temir-gazina. — Text : unmediated // Materials of the International scientific conf. — Karaganda, 2001. — Vol. 1. — P. 99—100. [Formirovanie lingvokul'turologicheskoy kompetentsii studentov, izuchayushchikh vtoroy yazyk / Z. K. Temirgazina. — Tekst : neposredstvennyy // Materialy mezhdunar. nauchn. konf. — Karaganda, 2001. — Vyp. 1. — S. 99—100]. — (In Rus.)

10. Temirgazina, Z. K. The Image of a Person in the Russian Value Picture of the World: a Special Course for Undergraduates in Language Specialties: a Training Manual / Z. K. Temirgazi-na. — Pavlodar : IVF, 2002. — 92 p. — Text : unmediated. [Ob-raz cheloveka v russkoy tsennostnoy kartine mira: spetskurs dlya magistrantov yazykovykh spetsial'nostey : uchebnoe posobie / Z. K. Temirgazina. — Pavlodar : EKO, 2002. — 92 s. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

11. Temirgazina, Z. K. Modern Linguistic Theories in Domestic and Foreign Linguistics : textbook / Z. K. Temirgazina. — Pavlo-dar : NPF ECO, 2002. — 140 p. ; 3rd ed., ext. — Pavlodar : PSPI, 2009. — 134 p. — Text : unmediated. [Sovremennye lingvisti-cheskie teorii v otechestvennoy i zarubezhnoy lingvistike : ucheb. posobie / Z. K. Temirgazina. — Pavlodar : NPF «EKO», 2002. — 140 s. ; 3-e izd., dop. — Pavlodar : PGPI, 2009. — 134 s. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

12. Temirgazina, Z. K. Native Language and National Identity / Z. K. Temirgazina. — Text : unmediated // Problems of social and human sciences in the modern educational space: materialsi of nternational scientific conf. — Pavlodar, 2005. — P. 9—11. [Rodnoy yazyk i natsional'naya identichnost' / Z. K. Temirgazi-na. — Tekst : neposredstvennyy // Problemy sotsial'nykh i gumanitarnykh nauk v sovremennom obrazovatel'nom pro-stranstve : materialy mezhdunar. nauchn. konf. — Pavlodar, 2005. — S. 9—11]. — (In Rus.)

13. Temirgazina, Z. K. Selected Works on Linguistics: in 2 Volumes T. I. Linguistic Axiology. Evaluation Statements in Russian. — Pavlodar : IVF, 2010. — 310 p .; V. II. Linguistic Axiology. Pragmatics. Psycholinguistics. — Pavlodar : IVF, 2010. — 338 p. — Text : unmediated. [Izbrannye raboty po lingvistike: v 2 t. T. I. Lingvisticheskaya aksiologiya. Otsenochnye vyskazy-vaniya v russkom yazyke. — Pavlodar : EKO, 2010. — 310 s.; T. II. Lingvisticheskaya aksiologiya. Pragmatika. Psikholin-gvistika. — Pavlodar : EKO, 2010. — 338 s. — Tekst : nepos-redstvennyy]. — (In Rus.)

14. Temirgazina, Z. K. Lingvoesthetic Assessment of the External Appearance of a Person in Russian and Kazakh Pictures of the World / Z. K. Temirgazina, M. K. Kairova. — Moscow : Flinta, 2013a. — 220 p. — Text : unmediated. [Lingvoesteticheskaya otsenka vneshnego oblika cheloveka v russkoy i kazakhskoy kar-tinakh mira / Z. K. Temirgazina, M. K. Kairova. — Moskva : Flinta, 2013a. — 220 s. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

15. Temirgazina, Z. K. Some Techniques of Language Manipulation in Modern Kazakhstani Political Discourse / Z. K. Temir-gazina. — Text : unmediated // Political Communication: materials of an international scientific conference / Ural State Ped. Univ. —Ekaterinburg, 2013b. — P. 325—331. [Nekotorye prie-my yazykovogo manipulirovaniya v sovremennom kazakhstan-skom politicheskom diskurse / Z. K. Temirgazina. — Tekst : neposredstvennyy // Politicheskaya kommunikatsiya: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii / Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2013b. — S. 325—331]. — (In Rus.)

16. Temirgazina, Z. K. Linguocultural Specificity of the Conceptualization of Olfactory and Taste Sensations in the Russian Language Picture of the World (in comparison with Kazakh and English) / Z. K. Temirgazina. — Pavlodar : PSPU, 2014a. — 114 p. — Text : unmediated. [Lingvokul'turnaya spetsifika kon-tseptualizatsii obonyatel'nykh i vkusovykh oshchushcheniy v russkoy yazykovoy kartine mira (v sopostavlenii s kazakhskoy i angliyskoy) / Z. K. Temirgazina. — Pavlodar : PGPU, 2014a. — 114 s. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

17. Temirgazina, Z. K. News Sub-discourse as an Integral Part of Political Discourse / Z. K. Temirgazina. — Text : unmediated// Political Communication : materials of international scientific conf. / Ural State Ped. Univ. — Ekaterinburg, 2014b. — P. 243— 246. [Novostnoy subdiskurs kak sostavnaya chast' politicheskogo diskursa / Z. K. Temirgazina. — Tekst : neposredstvennyy // Politicheskaya kommunikatsiya : materialy mezhdunar. nauch. konf. / Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2014b. — S. 243— 246]. — (In Rus.)

18. Temirgazina, Z. K. "Dreams of Reason" in the Kazakhstan Political Media Discourse / Z. K. Temirgazina. — Text : unmedi-ated // Political Linguistics. — 2016. — No. 4 (58). — P. 68—74. [«Sny razuma» v kazakhstanskom politicheskom mediadiskurse / Z. K. Temirgazina. — Tekst : neposredstvennyy // Politicheskaya lingvistika. — 2016. — № 4 (58). — S. 68—74]. — (In Rus.)

19. Temirgazina, Z. K. Collection of Exercises and tasks on the Formation of Functional Literacy in the Lessons of the Russian Language / Z. K. Temirgazina, T. M. Timchenko, T. D. Melekhova, L. A. Kharlamova. — Pavlodar: PSPI, 2016. — 64 p. — Text : un-mediated. [Sbornik uprazhneniy i zadaniy po formirovaniyu funktsional'noy gramotnosti na urokakh russkogo yazyka / Z. K. Te-mirgazina, T. M. Timchenko, T. D. Melekhova, L. A. Kharlamo-va. — Pavlodar : PGPI, 2016. — 64 s. — Tekst : neposred-stvennyy]. — (In Rus.)

20. Temirgazina, Z. K. Cognitive-language Modeling of the Image of an Alien in the Kazakhstan Media Discourse / Z. K. Te-mirgazina, M. K. Akosheva. — Text : unmediated // One belt — one way. Linguistics of interaction: materials of international scientific-practical conf. / Ural State Ped. Univ. — Ekaterinburg, 2017. — P. 178—180. [Kognitivno-yazykovoe modelirovanie ob-raza chuzhogo v kazakhstanskom mediadiskurse / Z. K. Temir-gazina, M. K. Akosheva. — Tekst : neposredstvennyy // Odin

poyas — odin put'. Lingvistika vzaimodeystviya : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2017. — S. 178—180]. — (In Rus.)

21. Temirgazina, Z. K. Zoomorphic Model of Metaphorization in Russian and Kazakh Zoological Terminology / Z. K. Temirga-zina. — Text : unmediated // Bulletin of the Tambov University. Series: Philology and Cultural Studies. — 2017. — V. 3. — No. 1 (9). — P. 5—9. [Zoomorfnaya model' metaforizatsii v russkoy i kazakhskoy zoologicheskoy terminologii / Z. K. Temirgazina. — Tekst : neposredstvennyy // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Filologicheskie nauki i kul'turologiya. — 2017. — T. 3. — № 1 (9). — S. 5—9]. — (In Rus.)

22. Temirgazina, Z. K. Manipulative Potential of Metaphorical Models in Kazakhstan's Political Discourse / Z. K. Temirgazina. — Text : unmediated // Learning to Understand Russia: Political and Mass Media Communication : materials of international scientific conf. / Ural State Ped. Univ. — Ekaterinburg, 2018. — P. 254— 257. [Manipulyativnyy potentsial metaforicheskikh modeley v kazakhstanskom politicheskom diskurse / Z. K. Temirgazina. — Tekst : neposredstvennyy // Uchimsya ponimat' Rossiyu: politich-eskaya i massmediynaya kommunikatsiya : materialy mezhdunar. nauch. konf. / Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2018. — C. 254—257]. — (In Rus.)

23. Temirgazina, Z. K. Syntactic Analysis of Phrases and Sentences: a Training Manual / Z. K. Temirgazina. — Pavlodar : PSPU, 2019a. — 142 p. — Text : unmediated. [Sintaksicheskiy analiz slovosochetaniya i predlozheniya : uchebnoe posobie / Z. K. Temirgazina. — Pavlodar : PGPU, 2019a. — 142 s. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

24. Temirgazina, Z. K. Modal Meanings as an Effective Means of Linguistic Influence in the Speech of Politicians / Z. K. Te-mirgazina. — Text : unmediated // Political Linguistics. — 2019b. — No. 6 (78). — P. 44—50. — DOI 10.26170 / pl19-06-05. [Modal'nye znacheniya kak effektivnoe sredstvo yazykovogo vozdeystviya v rechi politikov / Z. K. Temirgazina. — Tekst : neposredstvennyy // Politicheskaya lingvistika. — 2019b. — № 6 (78). — S. 44—50. — DOI 10.26170/pl19-06-05]. — (In Rus.)

25. Temirgazina, Z. K. How Far does the Process of Hybridization of Languages Go in the Translingual Situation? / Z. K. Temirgazina. — Text : unmediated // Multilingualism and Transcul-tural Practices. — 2020. — V. 17. — No. 1. — P. 39—44. [Nas-kol'ko daleko zakhodit protsess gibridizatsii yazykov v transling-val'noy situatsii? / Z. K. Temirgazina. — Tekst : neposred-stvennyy // Polilingval'nost' i transkul'turnye praktiki. — 2020. — T. 17. — № 1. — S. 39—44]. — (In Rus.)

26. Temirgazina, Z. Scientific and methodological bases of creating electronic textbooks on Biology in the English language / Z. Temirgazina, G. Khamitova, С. Kaparov, А. Abramova. — Text : unmediated // Biosciences, Biotechnology Research Asia. — 2015. — Vol. 12. — N3.

27. Temirgazina, Z. Didactic Features Of a Learner's English-Russian Dictionary of Biology Development / Z. Temirgazina, G. Khamitova, K. Orazalinova. — Text : unmediated // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. — 2016. — 7 (2). — P. 317—326.

28. Temirgazina, Z. K. Cognitive Mechanism of Meta-phorization in Zoological Terms / Z. K. Temirgazina, U. M. Bahtikireyeva, V. P. Sinyachkin, M. K. Akosheva. — Text : unmediated // American Journal of Applied Sciences. —

2016. — Vol. 13, Issue 12. — P. 1385—1393.

29. Temirgazina, Z. K. Artifacts as a source of russian and kazakh Zoological terms / Z. K. Temirgazina, U. M. Bahtiki-reyeva, V. P. Sinyachkin. — Text : unmediated // Information. —

2017. — Vol. 20, No.4 (A), April. — P. 2325—2336.

30. Temirgazina, Z. Metaphors in Anatomical Terminology / Z. Temirgazina, M. Akosheva, Y. Shakaman, A. Shaharman, Z. Kurmanova, M. Kairova. — Text : unmediated // Space and Culture, India. — 2019. — Vol. 7. — No. 1. — P. 143—153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.