Научная статья на тему 'Персона: Васильев Юрий Эммануилович. Дорога по наследству'

Персона: Васильев Юрий Эммануилович. Дорога по наследству Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
387
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ДИАГНОСТИКА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ / ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ / TECHNICAL REGULATIONS / ROADS / HIGHWAYS / ROAD INFRASTRUCTURE / ROAD DIAGNOSTICS / HIGHWAY DIAGNOSTICS / PAVEMENT DIAGNOSTICS / ASSESSMENT OF TRANSPORT AND THE TECHNICAL CONDITION OF ROADS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильев Юрий Эммануилович, Бойков Владимир Николаевич

Имя профессора, доктора технических наук, заведующего кафедрой дорожно-строительных материалов МАДИ Васильева Юрия Эммануиловича известно не только среди российских дорожников. За короткий промежуток времени, что я пытался взять у него интервью, он был то во Вьетнаме, то в Китае, то во Владивостоке на Восточном экономическом форуме. И даже когда мы с ним беседовали на кафедре по теме данной публикации, он неоднократно отвлекался то на киргизских коллег, договаривающихся с ним встретиться хотя бы завтра, то на коллег со смежных кафедр, которым его совет нужен был ну очень срочно. И всё же интервью состоялось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Васильев Юрий Эммануилович, Бойков Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Person: Yuriy Vasilyev. Inherited road

This is the interview with professor, Dr.Sc., chief of the chair of Construction material technology of the Moscow Automobile and Road State Technical University (MADI).

Текст научной работы на тему «Персона: Васильев Юрий Эммануилович. Дорога по наследству»

I

и //

Ж //

Ж

г//,

Ж ж

Дорога по наследству

Персона: Васильев

Юрий Эммануилович

DOI: 10.17273/CADGIS.2019.2.9

Персона: Васильев Ю.Э., д.т.н., доцент, зав. кафедрой дорожно-строительных материалов МАДГТУ (МАДИ) (г. Москва)

Интервьюировал: Бойков В.Н., д.т.н., зав. кафедрой геодезии и геоинформатики МАДГТУ (МАДИ) (г. Москва)

Имя профессора, доктора технических наук, заведующего кафедрой дорожно-строительных материалов МАДИ Васильева Юрия Эммануиловича известно не только среди российских дорожников. За короткий промежуток времени, что я пытался взять у него интервью, он был то во Вьетнаме, то в Китае, то во Владивостоке на Восточном экономическом форуме. И даже когда мы с ним беседовали на кафедре по теме данной публикации, он неоднократно отвлекался то на киргизских коллег, договаривающихся с ним встретиться хотя бы завтра, то на коллег со смежных кафедр, которыт его совет нужен был ну очень срочно. И всё же интервью состоялось.

— Юрий Эммануилович, выбор будущей профессии, наверное, первый ответственный шаг, который делает человек после окончания школы. А как он тебе дался?

— Да никак. Мой выбор был предопределён. Отец в то время был главным инженером треста «Мосасфальтстрой» — крупнейшей дорожно-строительной организации Москвы. Поэтому слово «асфальтобетон» от отца я впитывал, можно сказать, «с молоком матери». Вариантов никаких не было, да и не могло быть, и я поступил в МАДИ на дорожно-строительный факультет.

— Зная тебя как непоседу, не думаю, что ты просто ходил на занятия и выполнял домашние задания. Наверняка уже тогда какие-то устремления к тайнам дорожной науки у тебя были. Тогда, как я помню, это движение называлось НИРС — научно-исследовательская работа студентов.

— Точно. Но я не только проводил кучу времени в лаборатории, но и в факультетском комсомольском бюро отвечал именно за НИРС. Каждую весну мы организовывали Недели студенческой науки, каждый гсд участвовали в организации всесоюзных конкурсов студенческих научных работ. Безусловно, всё это мотивировало на получение новых и новых знаний.

— А кто направлял твои научные устремления в студенчестве?

— А мы как-то свободно общались со всеми преподавателями кафедры ДСМ. И это очень помогало накоплению разносторонних знаний и умений. Но кто непосредственно мне уделял время и внимание, так это Финашин Виктор

Николаевич и Котлярский Эдуард Владимирович, ныне доктор технических наук, профессор нашей кафедры.

А вот когда я уже подходил к финишной прямой на 5-м курсе, меня ждал большой «сюрприз». Наш заведующий кафедрой, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук профессор Сергей Владимирович Шестопёров не зачёл мой реферат и пригласил меня на собеседование. Захожу в кабинет. Сергей Владимирович говорит мне: «Я прочитал ваш реферат и должен сказать — в нём присутствует асфальтобетонный "душок". Мы планируем вас оставить на кафедре. Имейте в виду, будете заниматься цементобетоном, так что "душок" искореним. Вашу зачётку».

И я не жалею, что занимался цементобетоном. Школа, которую я прошёл у профессора С.В. Шестопёрова, а впоследствии у профессора Л.А. Феднера, ни с чем не сравнится! Теперь мне более понятен весь спектр достоинств и недостатков всех видов бетонов, будь они на основе органических или минеральных вяжущих.

— Второй по значимости шаг в жизни любого человека — это выбор спутника жизни, супруги. Как ты его делал, этот шаг?

— Моя будущая супруга, когда мы познакомились, была студенткой 3-го московского медицинского института. А я был студентом 4-го курса. Через 3 года, в 80-м, мы поженились.

— Но говорят, что после этого могут быть дети. А как у вас?

— У нас так же, как у всех. Вначале родилась дочь Аня. Она хорошо окончила школу. По ито-

гам олимпиады она получила право поступления без конкурса в институт, и её выбор был — МАДИ... экономика.

Скажу честно, мне не очень понравился её выбор, но это было её решение. В последний день приёма документов встречаю её в институте и слышу, что пришла забрать документы. Спрашиваю: «Что дальше, куда же ты пойдёшь?» Отвечает: «Как куда? На дорожно-строительный факультет!» Для меня это был и сюрприз, и подарок. Через 5 лет она окончила институт с красным диплом.

— Нетрудно представить, что сегодня она активно участвует в поднятии престижа дорожной отрасли всё выше и выше, как поётся в известном советском марше.

— А вот и нет. Хорошо ли, плохо ли, но дочь ни дня не работала по специальности. Но я ею горжусь. Она родила нам 5 внуков! Вместе с мужем они приобрели участок на границе Московской и Тульской областей, своими руками выстроили дом, завели живность и ведут здоровый образ жизни. Воспитывают детей.

— Сейчас вполне было бы уместно спросить о твоём сыне, но оставим этот вопрос на завершение разговора. Вернёмся к цементобетонам, с чего, собственно, и начиналась твоя научная карьера. Я хочу адресовать тебе вопрос члена общественного совета ФДА «Росавтодор» Бодренкова В.А., который последовательно и обоснованно продвигает идею повышения роли цемен-тобетонных покрытий на дорогах России: «Юрий Эммануилович, каковы перспективы цементобетон-ных покрытий на российской сети автомобильных дорог?»

— Я, безусловно, как «бывший» бетонщик всемерно поддерживаю строительство дорог с цементобетонным покрытием. Однако следует констатировать, что цементобетон требует значительно большей культуры производства. Любые отклонения в процессе приготовления бетонной смеси, её транспортирования, укладки и твердения способны привести к преждевременному разрушению материала. А вот если всё сделано правильно, цеметобетонные покрытия обеспечат надёжную и долговечную работу дорожного объекта!

Не умаляя достоинств ни цементобетона, ни асфальтобетона, следует сказать ещё об одном виде недооценённого композиционного материала на основе модифицированной серы (сероасфальтобетоне и серобетоне).

В отличие от портландцемента, который слёживается, коррозирует, требует специальных условий для хранения и транспортирования, а также 28 суток для формирования в оптимальных температурно-влажностных условиях, модифицированная сера может храниться на открытом воздухе, не подвержена коррозии и не требует специальной техники для транспортировки. При этом необходимые прочностные характеристики серобетона достигаются за несколько часов, по мере его остывания. Считаю, что серобетон — это реальная панацея при ликвидации бездорожья, особенно в удалённых районах Севера, Сибири и Дальнего востока. МАДИ занимается этой темой с начала нулевых годов. На сегодня мы — постоянные участники конференций по Арктике, заключён долгосрочный договор с правительством Республики Саха (Якутия) и ряд других перспективных договоров.

— А как решается вопрос с охраной окружающей среды при приме -нении серы?

— И здесь опять на первый план выходит культура производства. Если соблюдать температурный режим и исключить перегрев выше 160 градусов при производстве сероасфальтобетона или серобетона, модифицированная сера безопасна.

— А откуда мы будем брать серу для серобетона?

— Потенциально существует по крайней мере четыре источника получения серы. Это природная сера, сера после газоочистки и сера после нефтепереработки на НПЗ. Один только московский НПЗ в качестве отхода имеет до 60 000 тонн серы в год. И наконец, металлургия. К примеру, и это даже трудно представить, норильский горно-металлургический комбинат за год выпускает в атмосферу 2 миллиона тонн диоксида серы. Всё это можно перерабатывать в техническую серу и укладывать в дорогу. И такие мероприятия в Норильске уже планируются. Имеется информация, что «Норникель» в процессе очистки отходящих газов будет получать ежегодно 280 тысяч тонн технической серы.

— Мне это напоминает шутку Михаила Жванецкого: «Наша обувная фабрика выпускает столько обуви, что её хватило бы жителям Бельгии, Дании и Голландии вместе взятых, если бы те согласились её носить».

— Намёк понимаю, но с учётом того, что сероасфальтобетон и серобетон обладают параметрами свойств, существенно превышающими свойства традиционных материалов, обеспечивают энергоэффективность и экологическую чистоту, с учётом того, что эти материалы успешно применяются в США, Канаде, Японии и других странах, уверен, что в ближайшее время широко будем использовать эти материалы! Предлагаю вернуться к этому вопросу через несколько лет, чтобы выяснить, был ли я прав.

— Ну, если уж мы рассматриваем перспективы всех видов бетонов

в покрытии дорог, то вернемся к традиционному асфальтобетону. Сейчас стало актуально и даже модно говорить об американской методологии проектирования составов асфальтобетонных смесей Superpave. Каковы перспективы её в условиях нашей страны?

— С одной стороны, с позиции научной обоснованности этой методологии нет никаких вопросов. Это значительное научное достижение. С другой стороны, методология Superpave разработана для климатических условий США. А вся территория США (кроме Аляски) находится южнее нашего «северного» города Сочи. Совершенно разные условия. Далее. В США метод получения битума — это метод компаундирования тяжёлого нефтяного остатка, в России получение битума основано на методе окисления, отсюда большая разница в свойствах битума у них и у нас. А методология Superpave очень сильно привязана к свойствам битума. Так что с теоретической точки зрения методология Superpave весьма полезна, но требует серьёзной адаптации к нашим условиям, поэтому бездумно переносить её с американской на российскую почву никак нельзя. И ещё один вопрос: мы переняли всё, что касается проектирования состава асфальтобетонных смесей, методы испытания, приборное оснащение, но забыли один основной аспект — разработанную систему менеджмента качества, которая гарантирует получение достоверной информации в ходе производства асфальтобетонных смесей. В США в обязательном порядке отбираются и хранятся контрольные пробы, организуются межлабораторные сравнительные испытания, в обязательном порядке практикуется построение контрольных карт и др. Без внедрения всех указанных процедур методология Superpave полноценно работать не будет!

— Юрий Эммануилович, ты работаешь и достигаешь результатов во многих сферах дорожной деятельности. Давай поговорим о диагностике дорог и диагностических до-

рожных лабораториях, применение которых даёт объективные данные о состоянии эксплуатируемых дорог, что позволяет дорожникам назначать обоснованные мероприятия по содержанию и ремонту дорог, а также мероприятия по повышению безопасности движения. В нашем журнале мы часто поднимаем вопросы диагностики дорог. Как вы пришли к необходимости создания собственной дорожной лаборатории — автоматизированного дорожного сканера «АДС-МАДИ»?

— В девяностые годы мы осуществляли строительный надзор за реконструкцией МКАД. Часто выезжали на объекты, фиксировали нарушения, дефекты работ и докладывали заказчику. Но это был зачастую недостаточно объективный контроль, который часто оспаривался подрядчиком. Тогда мы перешли на фото- и видеофиксацию. Стало легче, но было не очень производительно.

Так мы пришли к пониманию дорожной диагностической лаборатории, измеряющей многие параметры дороги и оснащённой видеокомпьютерной системой сканирования, обеспечивающей проведение работ в тёмное время суток. В этом её большое отличие от других отечественных и зарубежных дорожных лабораторий.

Дорожная лаборатория «АДС-МАДИ» модификации Дорожная лаборатория «АДС-МАДИ» модификации

2007 года 2018 года

В 2007 году мы изготовили по заданию Москвы и, можно сказать, непосредственно Ю.М. Лужкова 10 автоматизированных дорожных сканеров, получивших наименование «АДС-МАДИ». Эти лаборатории уже более 10 лет каждую ночь «обходят дозором» объекты улично-дорожной сети Москвы, осуществляя мониторинг их транспор-тно-эксплуатационного состояния. В 2018 году были созданы ещё 3 лаборатории, которые вобрали в себя последние достижения.

Сегодня мы понимаем, что лаборатории должны оснащаться по модульному принципу, что позволяет оперативно модернизировать лаборатории.

Есть ещё один важный аспект: любые данные с диагностических лабораторий формируют соответствующие базы данных, с которыми надо работать по специализированным методикам, реализованным в виде специализированных компьютерных систем. В первую очередь мы опираемся на собственные программные средства, но и взаимодействуем с АБДД «Дорога» и ГИС ЫоЖоа±

— Можно ли считать, что ваша диагностическая лаборатория «АДС-МАДИ» является специализированной именно для улично-до-рожной сети городов?

— Нет, на протяжении ряда лет наши дорожные лаборатории были задействованы в работах по диагностике федеральной сети автомобильных дорог, выполняемых по заказу «Росавгсдора».

— Вернёмся к МАДИ. Мы вспоминали, как ты, будучи студентом, занимался НИРС. Практически всегда это была работа на общественных началах. Но времена меняются. Сейчас эта деятельность осуществляется в рамках студенческих научных обществ (СНО). В то же время в СНО, не подкреплённых материальной составляющей, часто конечный результат не достигается. И как компромисс, мне кажется, очень правильным было решение о создании при вузах малых инновационных предприятий (МИПов).

— Совершенно верно. При МАДИ осуществляют деятельность 13 МИПов, 6 из которых созданы при нашей кафедре. В МИПах действительно ведётся большая инновационная и научная деятельность с широким участием студентов, при этом подкреплённая реальным материальным стимулом. За этой формой привлечения студентов к научной и инженерной деятельности, я думаю, большое будущее.

— В этом году дорожно-строительному факультету исполнилось 90 лет, а в следующем году (2020-м) уже МАДИ будет отмечать свой 90-летний юбилей. Каково, по твоему мнению, будущее у факультета и университета?

— Я оптимист, и думаю только о светлом будущем. При постоянном росте уровня автомобилизации населения в стране по-прежнему не хватает качественных автомобильных дорог и автомагистралей, которые могут проектироваться, строиться и эксплуатироваться исключительно с привлечением высококвалифицированных специалистов, подготовкой которых и занимается дорожно-строительный факультет

мади.

Интервью подходило к завершению, когда в аудиторию заглянул сын Юрия Эммануиловича — Алексей, и тут же, увидев занятость отца, ушёл. Я его, студента 4-го курса ДСФ, часто вижу в лабораториях кафедры, в коридорах университета, увлечённо разговаривающего со своими друзьями или преподавателями. Он, как и его отец, такой же лёгкий, приветливый, стремительный. Подумалось, как хорошо, когда, получив в своё время, есть кому передать дорогу по наследству. Э

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.