Научная статья на тему 'О целесообразности создания новой подотрасли промышленности — серных строительных композитов'

О целесообразности создания новой подотрасли промышленности — серных строительных композитов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
1016
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
НефтеГазоХимия
ВАК
Ключевые слова
СЕРОАСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ СМЕСИ / СЕРОАСФАЛЬТОБЕТОН / СЕРОБЕТОН / ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / СЕРА / SULPHUR-ASPHULT MIXTURES / SULPHUR-ASPHULTCONCRETE / SULPHUR-CONCRETE / ROAD-BUILDING MATERIALS / SULPHUR

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Мотин Н.В., Васильев Ю.Э., Шубин А.Н., Алехина М.Н., Ткачев В.П.

В статье рассмотрены новые дорожно-строительные материалы на основе серы сероасфальтобетон и серобетон. Положительные свойства и новизна позволяют назвать их инновационными и создать новую подотрасль производства серных строительных композитов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Мотин Н.В., Васильев Ю.Э., Шубин А.Н., Алехина М.Н., Ткачев В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the new road-building materials based on sulfur sulphur-asphultconcrete and sulfur concrete. Positive properties and novelty allows to call them innovation and create a new sub-industry production of building sulfur composites.

Текст научной работы на тему «О целесообразности создания новой подотрасли промышленности — серных строительных композитов»

Газовая сера:

проблемы и пути решения

Это четвертая статья из цикла публикуемых на данную тему. Ее задача - познакомить читателя с новыми дорожно-строительными материалами на основе серы и донести до него идею создания новой подотрасли промышленности для их производства.

УДК 693.2

О целесообразности создания новой подотрасли промышленности - серных строительных композитов

Н.В. МОТИН, к.т.н., нач. лаб.

ООО «Газпром ВНИИГАЗ» (Россия, 142717, Московская область, Ленинский р-н, пос. Развилка). E-mail: N_Motin@vniigaz.gazprom.ru Ю.Э. ВАСИЛЬЕВ, д.т.н., проф.

ФГБОУ ВПО Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), (Россия, 125319, Москва, Ленинградский просп., д. 64). E-mail: vashome@yandex.ru

A.Н. ШУБИН, директор

ООО НПП «ПромСпецМаш», (Россия, 127006, Москва, ул. Садовая-Триумфальная, д. 16, к. 3, ком. 2). E-mail: tsmr01@gmail.com М.Н. АЛЕХИНА, к.т.н., зам. нач. лаб. E-mail:M_Alekhina@vniigaz.gazprom.ru

B.П. ТКАЧЕВ, ООО «Газпром ВНИИГАЗ» (Россия, 115583, Московская область, Ленинский р-н, пос. Развилка). E-mail:V_Tkachev@vniigaz.gazprom.ru

В статье рассмотрены новые дорожно-строительные материалы на основе серы - серо-асфальтобетон и серобетон. Положительные свойства и новизна позволяют назвать их инновационными и создать новую подотрасль производства серных строительных композитов.

Ключевые слова: сероасфальтобетонные смеси, сероасфальтобетон, серобетон, дорожно-строительные материалы, сера.

Наметившийся профицит серы способствует решению вопроса о расширении сферы ее использования. Такой сферой может явиться транспортное, гидротехническое, гидромелиоративное строительство. Организация производства серосодержащих композитов обеспечит получение новых экологически чистых материалов, характеризующихся пониженной энергоемкостью и обеспечивающих надежную работу в условиях знакопеременных температур и агрессивных сред без увеличения их стоимости по сравнению с традиционно применяемыми материалами, значительное уменьшение профицита серы, что положительно скажется на экологической обстановке в районах ее производства, существенное снижение эмиссии парниковых газов при производстве серных композитов по сравнению

■ НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.OG-CHEMISTRY.RU

ГАЗОВАЯ СЕРА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ -#

Таблица 1

Уплотняемые сероасфальтобетонные смеси

Сероасфальтобетон СТО 5718-003-37854292-2012 Асфальтобетон ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 31015-2002

Состав вяжущего, % Битум - 70-75% Модифицированная сера ГОСТ Р 56249-2014 -20-30% Битум - 100%

Температура приготовления смеси, °С 130-150 160*/180**

Экологическая безопасность Экологически безопасны при соблюдении температурного режима приготовления смеси. При температуре до 160 °С эмиссия сероводорода и диоксида серы отсутствует При температурах 160-180 °С имеет место повышенная эмиссия органических соединений битума, характеризующихся канцерогенным, тератогенным и мутагенным действием

Эксплуатационные характеристики Износостойкость, теплоустойчивость, трещиностойкость, стойкость к колееобразованию выше, чем у традиционного асфальтобетона -

* При использовании ПБВ 60. ** При использовании БНД 60/90.

с производством существующих аналогов на основе традиционных материалов, возможность перевода существующих асфальтобетонных заводов (типично сезонное производство) на круглогодичный режим работы, что обеспечит полную занятость работников в зимний период и создание дополнительных рабочих мест. Кроме технической серы для производства серного вяжущего могут применяться различные виды серосодержащих отходов промышленности. Использование серосодержащих отходов позволит значительно снизить себестоимость изготовляемых изделий и конструкций из серного бетона, а также содействовать решению одной из важнейших задач современности - защиты окружающей среды от загрязнения промышленными отходами.

Решением экспертного совета Минтранса России по повышению иннова-ционности государственных закупок в транспортном комплексе сероас-фальтобетон и серобетон признаны инновационными материалами.

Таким образом, целесообразно рассмотреть создания новой подотрасли промышленности - серных строительных композитов.

В ряде отраслей строительства, в том числе транспортной, гидротехнической, гидромелиоративной, строительные конструкции в процессе эксплуатации подвергаются воздействию знакопеременных температур и агрессивных сред, что требует разработки инновационных материалов, способных успешно работать в подобных условиях.

В качестве таких инновационных материалов, успешно противостоящих вышеуказанным факторам, можно рассматривать серосодержащие материалы.

Исследования в области производства серосодержащих композиционных материалов проводились и проводятся в НИИЖБ, МАДИ,ООО «Газпром ВНИИГАЗ», ООО «Газпром сера» и других организациях [1, 2].

Интерес к композитам на основе серы возрастает в связи с возможностью получения материалов с новыми свойствами и высокими физико-механическими характеристиками.

В настоящее время сложились все условия для их широкого применения.

В первую очередь это сырьевая база для производства модифицированной серы по ГОСТ Р 56249-2014 [3]. По оценке экспертов производство серы в России к 2019 году может составить более 7,5 млн т в год, в ос-

новном за счет увеличения объемов переработки нефти и увеличения производства серы на металлургических предприятиях, например НГКМ в Норильске. Дисбаланс в 2015 году между производством и внутренним потреблением составлял ~3,5 млн т. Производственный потенциал по выпуску серы к 2030 году в РФ может увеличится на 2,5 млн т в год и составить около 10 млн т. По другим оценкам производство может составить до 15 млн т в год [4].

Кроме того, интерес со стороны правительства РФ также показывает важность использования новых материалов на основе серы. Так, в соответствии с поручением председателя правительства РФ по итогам заседания президиума Совета при президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 17 мая 2013 года Минтрансу России следует обеспечить совместно с ПАО «Газпром» реализацию пилотных проектов по строительству участков дорог в регионах с различными климатическими условиями с применением материалов, включающих серу.

Сероасфальтобетонные смеси и сероасфальтобетон

По всем нормируемым в настоящее время параметрам в соответствии с действующими ГОСТ 9128-2009 и ГОСТ 31015-2002 сероасфальто-бетонные смеси принципиально не

отличаются соответственно от традиционных и щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей, если не считать некоторого увеличения значений прочности на сжатие при повышенных температурах. Что же касается ненормируемых в настоящее время показателей качества, таких как стойкость к пластическому колее-образованию при высоких температурах и стойкость к износному колее-образованию, сероасфальтобетон-ные смеси существенно превосходят традиционные асфальтобетонные смеси, изготовленные на основе нефтяного дорожного битума (табл. 1).

За рубежом сероасфальтобетон под торговой маркой Тюрауе официально признан одной из разновидностей так называемых теплых асфальтов, которые характеризуются более низкими температурами приготовления, транспортирования, укладки и уплотнения смеси [5]. Подобные смеси позволяют снизить энергозатраты при производстве на 10-20%, доставлять смеси на более протяженные расстояния и продлевать строительный сезон. При этом следует отметить, что данные теплые смеси не имеют ничего общего с теплыми смесями, в свое время существовавшими в нашей стране (ГОСТ 9128-84) и представлявшими собой нечто промежуточное по параметрам свойств между холодными и горячими асфальтобетонными смесями.

Таблица 2

Литые сероасфальтобетонные смеси

Смеси асфальтобетонные литые и литой асфальтобетон СТО 5718-003-37854292-2012 Смеси асфальтобетонные литые и литой асфальтобетон ГОСТ Р 54401-2011

Вид нефтяного вяжущего БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130 БНД 40/60, БНД 60/90 ПБВ 40, ПБВ 60

Состав вяжущего, % Битум - 70-75 % Модифицированная сера ГОСТ Р 56249-2014 -25-30 % Битум - 100%

Температура приготовления смеси, °С 130-150 200-215*/215-230**

Экологическая безопасность Экологически безопасны при соблюдении температурного режима приготовления смеси. При температуре до 155 °С эмиссия сероводорода и диоксида серы отсутствует При температурах 160-180°С имеет место повышенная эмиссия органических соединений битума, характеризующихся канцерогенным, тератогенным и мутагенным действием

Коэффициент сцепления Обеспечен Требует присыпки щебнем

Эксплуатационные характеристики Износостойкость, теплоустойчивость, трещиностойкость, стойкость к колееобразованию существенно выше, чем у традиционного литого асфальтобетона -

* При использовании ПБВ 60. ** При использовании БНД 60/90.

При укладке уплотняемых сероас-фальтобетонных смесей применение модифицированной серы создает необходимый температурный интервал, в пределах которого обеспечивается эффективное уплотнение смеси.

Еще более эффективными являются литые сероасфальтобетонные смеси [6], что проявляется в реальной возможности снижения технологических температур при производстве, транспортировании и укладке этих смесей при существенно меньших температурах, снижение температуры может достигать 100 °С (табл. 2). При этом если традиционные литые асфальтобетонные смеси характеризуются заниженными сцепными свойствами с шинами, что требует осуществления дополнительной технологической операции, связанной с присыпкой поверхности щебнем, то литые сероасфальтобетонные смеси обеспечивают нормативные параметры сцепления без дополнительных операций.

Производство литых, уплотняемых и щебеночно-мастичных сероасфальто-бетонных смесей может быть организовано на любом асфальтобетонном заводе после минимальной модернизации в зависимости от применяемой схемы введения серы в технологический процесс:

1)в твердом виде в смеситель асфальтобетонного завода (АБЗ) перед вводом битума на горячие минеральные материалы, при соприкосновении с которыми сера плавится;

2) в виде жидкого серобитумного вяжущего, специально приготовляемого непосредственно перед подачей в смеситель АБЗ.

Для организации вышеуказанных методов асфальтосмесительная установка должна быть дополнительно оборудована системой подачи и дозирования твердой или жидкой серы либо дополнительным смесителем для приготовления серобитумного вяжущего.

Под научно-техническим сопровождением МАДИ и ООО «Газпром ВНИИГАЗ» литые сероасфальтобе-тонные смеси были использованы в качестве материала для ямочного ремонта на ряде объектов улично-дорожной сети Москвы в 2000-2003 годах, в качестве покрытия на Крылатском мосту в 2002 году, на Бауманской улице, Ленинградском и Международном шоссе в 2003 году, на ряде объектов в Московской, Тульской, Воронежской, Волгоградской и Астраханской областях и в других регионах в 2003-2013 годов.

Уплотняемые сероасфальтобетонные смеси были уложены на МКАДе (в 2006, 2009, 2010 годах), в Оренбургской области в 2009 году, Таганском тоннеле (Москва, 2010 год), в Новом Уренгое (2012 год), на улице Лобачевского (Москва, 2013 год) и других объектах в регионах России.

Высокие физико-механические свойства сероасфальтобетонных покрытий, в том числе их износостойкость и колееустойчивость, подтверждаются результатами мониторинга экспериментальных участков.

Единственным вопросом, который требует повышенного внимания, является температурный режим приготовления и укладки сероасфаль-тобетонной смеси. При соблюдении температуры приготовления до 155 °С эмиссия сероводорода и диоксида серы отсутствует и материал является экологически безопасным.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что применение сероасфальтобетонных смесей перспективно. Сероасфальтобетон-ные смеси, в которых до 30% битумного вяжущего замещается модифицированной серой, характеризуются повышенной стойкостью к истирающим воздействиям и повышенными

эксплуатационными показателями. Структурные особенности и свойства сероасфальтобетонных смесей позволяют рассматривать их как новый вид дорожно-строительного материала. Сероасфальтобетонные смеси могут достичь наибольшей эффективности применения при устройстве дорожных покрытий на дорогах с высокой интенсивностью движения.

В настоящее время введен в действие ГОСТ Р 56249-2014 «Модифицированная сера для производства сероасфальтобетонных смесей и се-роасфальтобетонов. Технические условия», СТО 5718-003-37854292-2012 «Смеси сероасфальтобетонные и се-роасфальтобетон. Технические условия» и СТО 5718-004-37854292-2013 «Устройство асфальтобетонных покрытий из сероасфальтобетона. Рекомендации».

Разработаны и переданы в Росстан-дарт на согласование проекты предварительных национальных стандартов «Смеси сероасфальтобетонные дорожные, аэродромные и сероас-фальтобетон. Технические условия» и «Щебеночно-мастичные сероасфаль-тобетонные смеси и сероасфальтобе-тон. Технические условия».

■ НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.OG-CHEMISTRY.RU

Серобетон

Отсутствие в составе серобетона привычных компонентов - цемента и воды обеспечивает формирование плотного материала, характеризующегося высокими параметрами морозостойкости, не достижимыми для традиционных бетонов на основе портландцемента. Серобетон представляет собой фактически разновидность полимербетона, роль вяжущего в котором выполняет сера [7, 8]. В качестве вяжущего используется модифицированная сера для серобетона по ГОСТ Р 56249-2014, которая придает серобетонным смесям требуемые технологические характеристики, а получаемому серобетону - необходимые физико-механические и химические свойства.

Это крайне важно применительно к сооружениям транспортного строительства, которые на большей части территории России призваны работать в условиях интенсивного воздействия противогололедных реагентов при многократном замораживании и оттаивании. Эти преимущества позволяют его использовать в гидротехническом и гидромелиоративном строительстве, в строительстве животноводческих объектов и при прокладке инженерных коммуникаций, находящихся под землей.

Фирмами Sulphurlnnovation Ltd и H.P.Sulfurconcrete (Канада), NiponOil и Recosul (Япония), StarCrete и MicroPowder (Южная Корея), MarbetWIL (Польша) и др. налажен выпуск в промышленных масштабах серного бетона для сборных и монолитных конструкций. Композиционные материалы на основе серы успешно применяются также в странах Ближнего Востока, Мексике, США, Венесуэле и др. [9].

Какие же преимущества и недостатки серобетона?

Производство модифицированной серы, используемой в качестве вяжущего для серобетона, требует существенно меньших затрат энергии на производство по сравнению с традиционным цементом, что связано с гигантской энергоемкостью производства портландцемента - от 3,4 ГДж/т при «сухом» способе производства до 6,7 ГДж/т при «мокром» способе. Кроме того, достаточно большие затраты энергии связаны с обеспечением процесса набора прочности бетонных изделий, в том числе в ходе тепловлаж-ностной обработки.

При производстве серобетона не следует учитывать затраты энергии на получение серы, так как она неминуе-

мо образуется в виде попутного техногенного продукта в нефтяной, газовой и металлургической промышленности. По этой причине энергетические затраты на производство серобетона связаны исключительно с производством серобетонных смесей, представляющим собой «горячий» процесс при температурах 120-155 °С на типовом АБЗ.

Таким образом, суммарные энергетические затраты на производство 1м3 серобетона могут составлять около 250 МДж, в то время как применительно к традиционному бетону на основе портландцемента эта величина может составлять около 2 500 МДж, то есть в 10 раз больше.

В ходе производства портландцемента в атмосферу выделяются парниковые газы, возникающие в процессе декарбонизации исходных материалов и сгорания топлива. Так, в странах СНГ общий удельный выброс углекислоты (СО2) при производстве одной тонны портландцемента составляет около 0,81 т. При производстве серобетона парниковые газы образуются только в процессе производства серобетонной смеси в существенно меньшем количестве.

Значительным преимуществом технологии производства серобетонных смесей является возможность использования типового оборудования АБЗ после его модернизации в минимальных объемах, связанных с обеспечением хранения серы, системы ее подачи в технологический процесс и системы дозирования. Необходимо также иметь в виду, что в климатиче-

ских условиях нашей страны асфальтобетонные заводы представляют собой типичное сезонное производство. Освоение технологии производства серобетонных смесей обеспечивает реальную возможность перевода асфальтобетонного завода на круглогодичный режим работы при условии установки его в обогреваемое помещение. Так, в теплое время года асфальтобетонный завод обеспечит выпуск традиционных асфальтобетонных смесей, а в холодное - серобетон-ных. Выпуск серобетонной смеси не требует существенной модернизации предприятия и может быть организован без каких-либо температурных ограничений.

При организации производства возможно дополнительно к существующему АБЗ строительство формовочного цеха с необходимым парком форм и уплотняющего оборудования [10]. Другим вариантом является привязка к предприятию по производству сборного железобетона дополнительно построенного АБЗ.

При организации производства монолитных конструкций из серобе-тонных смесей следует предусматривать их транспортирование в обогреваемых термосах-бункерах, которые массово используются для транспортирования литых асфальтобетонных смесей.

При этом следует отметить, что традиционные бетоны на основе портландцементного вяжущего чувствительны к качеству заполнителей. Так, наличие в песке повышенного содержания пылевидных и глинистых

Серобетон СТО 5745-006-37854292-2012

Цементобетон ГОСТ26663-2012

Модифицированная сера ГОСТ Р 56249-2014

Портландцемент ПЦ 400-Д0-Н, ПЦ500-Д0-Н

На любом асфальтобетонном

заводе с минимальной На бетонном заводе

модернизацией

При остывании до 50 °С -прочность 80%

28 суток

В 30...В 60

В 15...В 40

1,0

0,8

не менее F21000

F2100...F2200

не менее М 20

W 2..М 8

90-95 86-93

23-35 54-60

0,2-0,3

0,4-0,7

Экологически безопасен при соблюдении температурного режима приготовления смеси

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

частиц неминуемо вызывает повышение водопотребности бетонной смеси и, как следствие, снижение прочностных показателей бетона, а также его морозостойкости и коррозионной стойкости. Отсутствие воды в составе серобетонной смеси позволяет рассматривать пылевидные и глинистые частицы исключительно как тонкодисперсный наполнитель, наличие которого никоим образом негативно не сказывается на свойствах серобе-тона [11].

Кроме того, при производстве серо-бетонных изделий может широко применяться композиционная арматура, в том числе стеклопластиковая, которая ограниченно применяется в традиционных бетонах в связи с деструктивным действием на нее щелочной среды.

Процесс формирования серобето-на связан исключительно с процессом остывания серобетонной смеси и кристаллизацией серы. Известно, что сера может находиться в различных аллотропных состояниях, и, в частности, расплав серы кристаллизуется при температуре 119,3 °С с образованием моноклинной Р-модификации с плотностью 1,96 г/см3, а при температуре 95,6 °С сера переходит в ромбическую а-модификацию серы, имеющую плотность 2,07 г/см3. Указанные процессы вызывают существенные линейные и объемные усадочные деформации материала, что неминуемо приводит к существенным деструктивным изменениям. В результате этого известно, что производство серобетонных изделий на основе технической (немодифи-цированной) серы не обеспечивает, как правило, возможность производства серобетонных изделий и конструкций, так как последние характеризуются низкой прочностью, низкой морозостойкостью, повышенной хрупкостью, кроме того, они подвержены воздействию анаэробных тионовых бактерий и имеют незначительный срок службы.

Для примера, разработанная технология модификации серы за счет применения комплексного модификатора на основе этилиденнорборнена (ЕНБ) [12] обеспечивает при меньших количествах модификатора повышение стойкости серобетона в кислых и основных средах, имеет высокую прочность, высокую морозостойкость, а также исключает токсичность получаемого материала. Токсикологическая безопасность модифицированной серы подтверждена соответствующим

Таблица 3

Серобетонные смеси и серобетон

Состав вяжущего, %

Организация производства

Срок набора марочной прочности

Класс прочности

Водостойкость

Марка по морозостойкости (по II базовому методу ГОСТ 10060-2012)

Водонепроницаемость

Химическая стойкость, % кислая среда основная среда

Истираемость, г/см2

Экологическая безопасность

заключением Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО).

Высокое качество изделий, простота технологии получения, а также низкая стоимость расходуемых материалов позволяют серобетонам быть конкурентоспособными по отношению к строительным материалам на традиционных вяжущих компонентах (табл. 3).

Наиболее перспективны серобето-ны для изготовления конструкций, в период эксплуатации которых предъявляются повышенные требования по стойкости к агрессивным средам, морозо- и атмосферостойкости, водонепроницаемости.

На основании проведенных исследований разработан и передан в Росстан-дарт на согласование проект предварительного национального стандарта «Смеси серобетонные и серобетон. Общие технические условия».

Заключение

При всех достоинствах серы она характеризуется рядом особенностей, недопонимание которых может дискредитировать идею производства и применения серосодержащих композиционных материалов. В частности,

попытки использовать для приготовления сероасфальтобетонных или се-робетонных смесей немодифициро-ванную серу.

Следует также отметить, что технология производства серосодержащих композиционных материалов должна относиться к технологии «высокой культуры производства», так как нарушение температурного режима производства сероасфальтобетонной или серобетонной смеси может вызвать недопустимые последствия, связанные, например, с проявлением эмиссии серосодержащих соединений.

Серосодержащие материалы представляют собой перспективные продукты, которые могут быть успешно применены в различных отраслях строительства, где в процессе эксплуатации они подвергаются воздействию знакопеременных температур и агрессивных сред. Перспективность этих материалов определена в решении экспертного совета Минтранса России - сероасфальтобетон и серобетон признаны инновационными материалами.

Таким образом, исходя из вышесказанного, целесообразно рассмотреть необходимость создания новой подотрасли промышленности - серных строительных композитов. НГХ

НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.OG-CHEMISTRY.RU

ГАЗОВАЯ СЕРА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

*о-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев Ю.Э. Физико-химические основы применения серы как материала в качестве вяжущего для сероасфальтобетона и сероцементобетона / Ю.Э. Васильев, Н.В. Мотин, И.Ю. Сарычев, А.В. Кочетков // Строительство, дизайн, архитектура: разработка научных основ создания здоровой среды обитания: Сб. матер. междунар. науч. конф. / Под ред. А.В. Кочеткова. -Киров, 2013. С. 64-71.

2. Васильев Ю.Э. Перспективы применения серосодержащих композиционных материалов // Дороги. 2013. Окт. С. 96-98.

3. ГОСТ Р 56249-2014 Сера газовая техническая. Технические условия.

4. Бродский С.А., Кондаков А.В. Перспективы федеральной минерально-сырьевой базы новой подотрасли промышленности - серных строительных композитов // Современные производительные силы. 2013. № 3. С. 82-96.

5. SpecificationAmendment. AMC_S260. Useinalltendersspecifyingasphaltconcre tepavement (EPS). http://www.transportation.alberta.ca/Content/ docType29/ production/AMC_S260(Sec_3-50).pdf/

6. Васильев Ю.Э. Производство и применение литых сероасфальтобетонных смесей / Ю.Э. Васильев, И.Ю. Сарычев, Н.В. Мотин, Т. Аакала // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. 2012. Т. 3. С. 180-188.

7. Патуроев В.В. Полимербетоны / НИИбетона и железобетона. - М.: Стройиз-дат, 1987. 286 с.

8. Голубева И.А. Газовая сера: Учеб. пособие / Под ред. А.Л. Лапидуса. - М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2015. 242 с.

9. Mohamed A-M.O. Sulfur concrete for the construction industry / by A-M.O. Mohamed and M. El Gamal // J. Ross Publishing's Civil and Environmental Engineering Series. 2010. 447 p.

10. Пат. 97961Российская Федерация, МПК B28B7/00 U1. Форма для изготовления литых серобетонных изделий [Текст] / Р.О. Самсонов, А.В. Мамаев, Н.В. Мотин [и др.]; ООО «Газпром ВНИИГАЗ». - № 2010116880/03; заявл. 28.04.10; опубл. 27.09.10. Бюл. № 27.

11. Пат. 2209794 Российская Федерация, МПК7 C04B28/36, C04B20/10 C2. Способ утилизации отходов от сжигания бытового мусора [Текст] /

А.Н. Волгушев, В.В. Ремизов, Н.Н. Кисленко, Н.В. Мотин [и др.]; ГУП «НИ-ИЖБ». - № 2001127523/03; заявл. 11.10.01; опубл. 10.08.03.

12. Пат. 2554585 Российская Федерация, МПК C08L95/00 C04B26/26 C08K3/06 C01B17/00 C2. Способ получения модифицированной серы [Текст] /

Ю.Э. Васильев, Н.В. Мотин, С.С. Пекарь [и др.]; ООО НПП «ПромСпец-Маш». - № 2013140117/05; заявл. 30.08.13; опубл. 27.06.15.

THE FEASIBILITY OF CREATION OF THE NEW SUB-SECTOR IN INDUSTRY -THE SULPHUR CONSTRUCTIVE_

Motin N.V., Cand. Sci. (Tech.), Head of the Laboratory

Gazprom VNIIGAZ (pos. Razvilka, Leninsky district, Moscow Region, 142717, Russia). E-mail: N_Motin@vniigaz.gazprom.ru Vasil'ev Yu.E., Cand. Sci. (Tech.), Head of the Laboratory

Moscow Automobile and Road Construction University (MADI). (64, Leningradskiy prosp., 125319, Moscow, Russia). E-mail: vashome@yandex.ru Shubin A.N., Director

OOO NPP «Prospectus» (16, Sadovaya-Triumfalnaya str., 127006 Moscow, Russia). E-mail: tsmr01@gmail.com Alekchina M.N., Cand. Sci. (Tech.), Deputy head of the Laboratory E-mail: M_Alekhina@vniigaz.gazprom.ru Tkashov V.P., Engineer

Gazprom VNIIGAZ (pos. Razvilka, Leninsky district, Moscow Region, 142717, Russia). E-mail:V_Tkachev@vniigaz. gazprom.ru

ABSTRACT

The article describes the new road-building materials based on sulfur - sulphur-asphultconcrete and sulfur concrete. Positive properties and novelty allows to call them innovation and create a new sub-industry production of building sulfur composites.

Keywords: sulphur-asphult mixtures, sulphur-asphultconcrete, sulphur-concrete, road-building materials, sulphur.

REFERENCES

1. Vasil'ev Yu.E., Motin N.V., Sarychev I.Yu., Kochetkov A.V. Sbornik materialov mezhdunarodnoy konferentsii «Stroitelstvo, dizayn, arkhitektura: razrabotka nauchnykh osnov cozdaniya zdorovoy sredy obitaniya» [Proc. of the international scientific conference «Building, design, architecture, development of scientific bases of creating a healthy environment»]. Kirov, June 24-25, 2013, pp. 64-71.

2. Vasil'yevYu.E. Dorogi. 2013. October, pp. 96-98. (In Russian).

3. GOST R 56249-2014. Sera gazovaya tekhnicheskaya. Tekhnicheskiye usloviya [State Standard R 56249-2014. Sulfur gas tech. Specifications].

4. Brodskiy S.A., Kondakov A.V. Sovremennyyeproizvoditel'nyye sily. 2013, no. 3, pp. 82-96. (In Russian)

5. Specification Amendment. AMC_S260. Use in all tenders specifying asphalt concrete pavement (EPS). Available at: http://www.transportation.alberta. ca/Content/docType29/production/AMC_S260(Sec_3-50).pdf (accessed 02.09.2015)

6. Vasil'yevYu.E., Sarychev I.YU., Motin N.V., Aakala T. Modernizatsiya i nauchnyye issledovaniya v transportnom komplekse. 2012,vol. 3, pp. 180188. (In Russian).

7. Paturoyev V.V. Polimerbetony [Polymer concrete]. Moscow, Stroyizdat Publ., 1987. 286 p.

8. Golubeva I.A. Gazovaya sera [Gas Sulfur]. Moscow, RGU nefti i gaza Publ., 2015. 242 p.

9. Mohamed A-M.O., GamalM. El. J. Ross Publishing's Civil and Environmental Engineering Series. 2010. 447 p.

10. Samsonov R.O., Mamayev A.V., Motin N.V., e.a. Forma dlya izgotovleniya litykh serobetonnykh izdeliy [The form for the manufacture of cast sulfur concrete products]. FPM RF no. 97961, 2010.

11. Volgushev A.N., Remizov V.V., Kislenko N.N., Motin N.V., e.a. Sposob utilizatsii otkhodov ot szhiganiya bytovogo musora [The process waste from the burning of household waste]. Pat. RF, no.2209794, 2003.

12. Vasil'yevYu.E., Motin N.V., Pekar' S.S., e.a. Sposob polucheniya modifitsirovannoy sery [A method for producing the modified sulfur]. Pat. 2554585, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.