Научная статья на тему 'ПЕРСИДСКИЕ ИММИГРАНТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РАННЕЙ ВИЗАНТИИ'

ПЕРСИДСКИЕ ИММИГРАНТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РАННЕЙ ВИЗАНТИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
223
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ / ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ПОЗДНЕРИМСКАЯ АРМИЯ / ВИЗАНТИЙСКАЯ АРМИЯ / ПЕРСИЯ / САСАНИДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назаров Андрей Дмитриевич

Статья посвящена персам, служившим в вооруженных силах ранней Византии. Еще в период Принципата в состав римской императорской армии входили алы и когорты, которые первоначальнобыли набраны из парфян. Подразделения из персидских перебежчиков и военнопленных создавались также в IV-VI веках. Использование инструментария позитивистской методологии в ходе исследования дает возможность обеспечить критический анализ сведений источников. Вместе с тем значительную ценность имеет просопографический метод, позволяющий на примерах судеб отдельных персоналий изучить механизмы интеграции выходцев из сопредельных государственных образований в общество ранней Византии. Согласно сведениям Notitia dignitatum , большая часть войсковых подразделений персидского происхождения несла службу в восточных провинциях империи. Известно также, что кавалерийские вексилляции, в которых числились выходцы из Ирана, были включены в состав мобильных армий ( comitatenses ). Кроме того, нумеры ( numeri ), сформированные из персидских военнопленных, в VI в. переводились в Италию. Эти подразделения состояли преимущественно из тяжеловооруженных всадников, которыми славились восточные соседи Рима и Византии. Вместе с тем в рамках представленной статьи автор обращается к отдельным персоналиям, занимавшим командные посты в вооруженных силах империи. Важно отметить, что среди их числа были представители семейства Сасанидов. Ормизда, сын Ормизда II, Кавад, внук Кавада I, и Хосров II, стремившиеся обрести при дворе императоров спасение от междоусобиц в Иране, рассматривались как полностью лояльные империи кандидаты на трон шаханшахов. Впрочем, вернуться в Иран с победой удалось лишь Хосрову II в 591 г., которому оказал поддержку император Маврикий. В заключении автор приходит к выводу, что военная служба была основным каналом интеграции персидских переселенцев, как и прочих чужеземцев, в общество империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSIAN IMMIGRANTS IN THE ARMED FORCES OF EARLY BYZANTIUM

Introduction. The article is devoted to Persians who served in the Early Byzantine armed forces. Even during the Principate period, alae and cohortes which were originally recruited from Parthians were part of the Roman imperial army. Units from Persian defectors and prisoners were also created from the 4th to the 6th century. Methods. Using tools of the positivist methodology makes it possible to provide a critical analysis of information from the sources. At the same time, the prosopographical method allows to study mechanisms of integration of immigrants from neighboring realms into the Early Byzantine society using examples of individual fates. Analysis. According to “Notitia Dignitatum”, a signficant part of military units of Persian origin served in eastern provinces of the empire. It is also known that cavalry vexillationes which consisted of immigrants from Iran were included in mobile armies. Some numeri with Persian prisoners were transferred to Italy in the 6th century. These units consisted mainly of heavily armed horsemen who were famous for eastern neighbors of Rome and Byzantium. In the framework of the presented article, the author refers to individual personalities who held commanding posts in the imperial armed forces. It is important to note that among them there were representatives of the Sasanian family. Ormizdas, the son of Hormizd II, Kavad, the grandson of Kavad I, and Khosrow II sought to find salvation from Iranian strifes at the court of the emperors. These individuals were considered as completely loyal to Byzantium candidates for the Shahanshah’s throne. However, only Khosrow II managed to return victorious to Iran in 591 with the support of the eastern Roman emperor Maurice. Results. The author concludes that military service was the main channel of integration into the society of the empire for Persian immigrants as well as other foreigners in the Late Antique period.

Текст научной работы на тему «ПЕРСИДСКИЕ ИММИГРАНТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РАННЕЙ ВИЗАНТИИ»

Щ ее®

■Ш й?

ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

www.volsu.rii

ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.6.15

UDC 94"04/14":355.1 LBC 63.3(0)4-91

Submitted: 12.04.2019 Accepted: 28.06.2019

PERSIAN IMMIGRANTS IN THE ARMED FORCES OF EARLY BYZANTIUM

Andrey D. Nazarov

Ural Federal University, Yekaterinburg, Russian Federation

Abstract. Introduction. The article is devoted to Persians who served in the Early Byzantine armed forces. Even during the Principate period, alae and cohortes which were originally recruited from Parthians were part of the Roman imperial army. Units from Persian defectors and prisoners were also created from the 4th to the 6th century. Methods. Using tools of the positivist methodology makes it possible to provide a critical analysis of information from the sources. At the same time, the prosopographical method allows to study mechanisms of integration of immigrants from neighboring realms into the Early Byzantine society using examples of individual fates. Analysis. According to "Notitia Dignitatum", a significant part of military units of Persian origin served in eastern provinces of the empire. It is also known that cavalry vexillationes which consisted of immigrants from Iran were included in mobile armies. Some numeri with Persian prisoners were transferred to Italy in the 6th century. These units consisted mainly of heavily armed horsemen who were famous for eastern neighbors of Rome and Byzantium. In the framework of the presented article, the author refers to individual personalities who held commanding posts in the imperial armed forces. It is important to note that among them there were representatives of the Sasanian family. Ormizdas, the son of Hormizd II, Kavad, the grandson of Kavad I, and Khosrow II sought to find salvation from Iranian strifes at the court of the emperors. These individuals were considered as completely loyal to Byzantium candidates for the Shahanshah's throne. However, only Khosrow II managed to return victorious to Iran in 591 with the support of the eastern Roman emperor Maurice. Results. The author concludes that military service was the main channel of integration into the society of the empire for Persian immigrants as well as other foreigners in the Late Antique period.

Key words: Late Roman empire, Byzantine empire, Late Roman army, Byzantine army, Persia, Sasanians.

Citation. Nazarov A.D. Persian Immigrants in the Armed Forces of Early Byzantium. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2020, vol. 25, no. 6, pp. 201-210. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.6.15

УДК 94"04/14":355.1 Дата поступления статьи: 12.04.2019

ББК 63.3(0)4-91 Дата принятия статьи: 28.06.2019

ПЕРСИДСКИЕ ИММИГРАНТЫ

5 В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РАННЕЙ ВИЗАНТИИ

сч

^ Андрей Дмитриевич Назаров

д Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

о

6

^ Аннотация. Статья посвящена персам, служившим в вооруженных силах ранней Византии. Еще в

И период Принципата в состав римской императорской армии входили алы и когорты, которые первоначально

©

были набраны из парфян. Подразделения из персидских перебежчиков и военнопленных создавались также в ГУ-УГ веках. Использование инструментария позитивистской методологии в ходе исследования дает возможность обеспечить критический анализ сведений источников. Вместе с тем значительную ценность имеет просопографический метод, позволяющий на примерах судеб отдельных персоналий изучить механизмы интеграции выходцев из сопредельных государственных образований в общество ранней Византии. Согласно сведениям Notitia dignitatum, большая часть войсковых подразделений персидского происхождения несла службу в восточных провинциях империи. Известно также, что кавалерийские вексилляции, в которых числились выходцы из Ирана, были включены в состав мобильных армий (comitatenses). Кроме того, нумеры (numeri), сформированные из персидских военнопленных, в VI в. переводились в Италию. Эти подразделения состояли преимущественно из тяжеловооруженных всадников, которыми славились восточные соседи Рима и Византии. Вместе с тем в рамках представленной статьи автор обращается к отдельным персоналиям, занимавшим командные посты в вооруженных силах империи. Важно отметить, что среди их числа были представители семейства Сасанидов. Ормизда, сын Ормизда ГГ, Кавад, внук Кавада Г, и Хосров ГГ, стремившиеся обрести при дворе императоров спасение от междоусобиц в Иране, рассматривались как полностью лояльные империи кандидаты на трон шаханшахов. Впрочем, вернуться в Иран с победой удалось лишь Хосрову ГГ в 591 г., которому оказал поддержку император Маврикий. В заключении автор приходит к выводу, что военная служба была основным каналом интеграции персидских переселенцев, как и прочих чужеземцев, в общество империи.

Ключевые слова: Поздняя Римская империя, Византийская империя, позднеримская армия, византийская армия, Персия, Сасаниды.

Цитирование. Назаров А. Д. Персидские иммигранты в вооруженных силах ранней Византии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2020. - Т. 25, № 6. - С. 201-210. - DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2020.6.15

Введение. Миграции иноэтничных групп в империю стали одним из факторов, обусловивших политические сдвиги и социокультурные трансформации в пределах Pax Romana в позднеантичный период. Исследователи традиционно уделяют большее внимание варварам, переселявшимся на римские земли из-за Дуная и Рейна. Между тем на службу августам поступало немало выходцев с территорий, подвластных Сасанидам. Не подлежит сомнению, что обширные контакты с Ираном оказали значительное влияние на римскую культуру, равно как и византийскую [17]. При этом известны примеры не только политической конфронтации между Римом и Персией, но и сотрудничества. Так, восточно-римский правитель Аркадий незадолго до своей смерти в 408 г. завещал, чтобы шаханшах Йездегерд I (399-420) стал опекуном его сына Феодосия II (408-450). Более того, после кончины Аркадия воспитателем его наследника стал кувику-лярий персидского происхождения Антиох [16]. Значительное число выходцев из Ирана состояло на службе в византийской армии. Однако этот аспект ранее не удостаивался специального исследования.

Необходимо отметить, что группы переселенцев на римско-персидском пограничье направлялись не только в пределы империи,

но и в противоположном направлении. В частности, после успешных кампаний персидских армий на византийском Востоке в неволю уводились мирные жители и военные. Известны случаи, когда римляне бежали в Иран по своему желанию, находясь под давлением неблагоприятных обстоятельств. Так, Аммиан Марцеллин писал, что в 359 г. протектор Антонин, задолжавший крупную сумму неким влиятельным лицам и опасавшийся несправедливого суда, тайно перебрался через Евфрат и поступил на службу Шапуру II (309-379) (Amm. Marc. XVIII. 5. 1-3) (по изд.: [8]). Кроме того, во время отступления римской армии через Кордуену в 363 г. к персам переметнулся сигнифер легиона Ioviani, страшившийся преследования со стороны новоизбранного императора Иовиана (Amm. Marc. XXV. 5. 7). Известны также случаи, когда под иранские знамена становились гарнизоны сдавшихся восточно-римских крепостей (Proc. BP. II. 6. 37; 27. 28) (по изд.: [30]).

Методы. Использование инструментария позитивистской методологии в ходе исследования позволяет обеспечить критический подход к сведениям источников. Вместе с тем при изучении процессов интеграции чужеземцев в состав византийского общества представляется перспективным обращение к

просопографическому методу. Его ценность заключается в том, что он дает возможность изучить механизмы инкорпорации выходцев из сопредельных государственных образований в новую социальную среду на примерах судеб отдельных персоналий.

Анализ. Подразделения, сформированные из парфян, числились в императорской армии в период Принципата. В ней состояли алы Parthorum veterana, Parthorum et Araborum, Parthorum, I Augusta Parthorum, I Parthorum, Parthorum sagittariorum, а также когорта Parthorum. Практически все они базировались вдали от восточных границ империи [22, р. 522527]. Исключение составляет ala I Parthorum, которая, судя по сведениям Notitia dignitatum, дислоцировалась в Ресайне (совр. Рас-эль-Айн) в Осроене. Изо всех упомянутых подразделений в данном источнике фигурирует только последнее (ND. Or. XXXV. 30) (по изд.: [27]). Представляется вероятным, что эта ала была сформирована не в эпоху Принципата, а при Диоклетиане (284-305). В связи с этим нужно отметить, что позднеантичные писатели в некоторых случаях называли подданных шаханшахов не «персами» (Persae, Перста), а «парфянами» (Parthi, nápBoi) (Eutrop. IX. 8. 1; 19. 1; X. 8. 2; 15. 1; Amm. Marc. XV. 1. 2; XX. 4. 2) (по изд.: [14]). Следует к тому же учитывать, что парфянские аристократические семейства занимали важное положение в политической системе государства Сасанидов [29, р. 56-118].

В IV в. также было создано подразделение конных лучников - equites sagittarii Parthi. Позднее его разделили на две воинские части: seniores и iuniores (ND. Occ. VI. 25 = 68 = VII. 186; Occ. VI. 30 = 73 = VII. 192). Вместе с тем Евтропий писал, что цезарь Галерий нанес поражение шаханшаху Нарсе (293-302) в битве при Сатале (совр. Садак) в 298 г., захватив множество пленных, которые были поселены на римской земле (Eutrop. IX. 25. 2. Cf.: Фавстос Бузанд. III. 21) (по изд.: [3]). По мнению К. Цукермана, из персов, которые сдались римлянам, была сформирована ала III Assyriorum, передислоцированная затем в Фи-ваиду [41]. В Notitia dignitatum она фигурирует под вторым номером, что является ошибкой переписчика (ND. Or. XXVIII. 33).

Представляют интерес сведения анонимной биографии Константина I, написанной в

IX веке. В ней сообщается, что в распоряжении императора имелась «тысяча персидских стражников, названных истинно святым Константином Персток6^пт£Р> (цит. по: [38, p. 89]). Д. Вудс считал, что речь шла о дворцовой вексилляции equites Persae clibanarii, созданной Констанцием II до 344 г. [38, p. 92]. Однако вполне вероятно, что тысяча персов была зачислена не в одно подразделение, а сразу в несколько. Так, в Notitia dignitatum в составе первой презентальной армии была указана дворцовая вексилляция equites primi clibanarii Parthi, тогда как во второй пре-зентальной армии находились equites secundi clibanarii Parthi, а под началом военного магистра Востока - equites quarti clibanarii Parthi (ND. Or. V. 40; VI. 40; VII. 32).

Последняя вексилляция упомянута также ранневизантийским писателем Феофилактом Симокаттой под названием о катаАоуо^ twv КоиартотсарВыу. Лагерь этого армейского подразделения в последней четверти VI в. находился в Берое Сирийской (совр. Халеб, Алеппо) (Theoph. Sim. II. 6. 9) (по изд.: [37]). Восточные соседи империи славились катаф-рактариями и клибанариями, в то время как у римлян традиция подготовки такого рода воинов не получила достаточного развития. Поэтому вполне возможно, что власти империи устранили этот дефицит, сформировав век-силляции тяжеловооруженных всадников из персидских военнопленных и перебежчиков.

В империи к тому же стремились обрести убежище представители дома Сасани-дов, искавшие спасение от внутрисемейных распрей. Так, в 324 г. от брата Шапура II к Константину I (306-337) бежал Ормизда (Ormizdas, 'Ор^1ст&п<;), сын шаханшаха Ормизда II (Zos. II. 27; III. 13. 4) (по изд.: [40]) (ср.: [25, S. 74-94]). Известно, что впоследствии он принял христианство [34, vol. 1, p. 443]. Ормизда пользовался расположением августа Констанция II (337-361). В армии представитель семейства Сасанидов служил кавалерийским командиром (Amm. Marc. XVI. 10. 16). При Юлиане (361-363) перс был назначен военным магистром (вероятно, magister equitum) (Zos. III. 11. 3). По-видимому, перед вторжением в Асуристан (Ассирию) в 363 г. император планировал возвести Ормизду на трон шаханшахов (Lib. Ep. 1402) (по изд.:

[23]). Кроме того, Юлиан назначил его вместе с Аринфеем командующим кавалерией в экспедиционной армии (Zos. III. 13. 3. Cf.: Amm. Marc. XXIV. 1. 2).

В ходе кампании Ормизда убедил гарнизон Анафы капитулировать перед римской армией (Amm. Marc. XXIV. 1. 8). Следом командовавший отрядами, защищавшими крепость, Пусей (Pusaeus, Поистаю<;) стал трибуном и «доверенным лицом» Юлиана. Позднее он получил назначение на должность дукса Египта. Остальные обитатели Анафы были отправлены в Халкиду (Amm. Marc. XXIV. 1. 9. Cf.: Zos. III. 14. 4). «Поскольку он (Ормизда. - А. Н.) обладал весьма обстоятельными знаниями о персах», император однажды отправил его в разведку, во время которой этот военачальник со спутниками был атакован неприятелем и едва не погиб (Zos. III. 14. 4-5. Cf.: Amm. Marc. XXIV. 2. 4). Позднее, когда Юлиан осадил крепость Пероз-Шапур (Pirisabora, Bnpoaßwpa), ее защитники отвечали Ормизде бранью на предложение сдаться римлянам и поносили его за предательство (Amm. Marc. XXIV. 2. 11; 5. 4; Zos. III. 18. 1; 23. 4). Кроме того, Зосим сообщил, что люди этого полководца из рода Сасанидов бились с персами в сражении при Туммаре, в ходе которого был смертельно ранен Юлиан (Zos. III. 29. 2).

В римской армии к тому же служил сын Ормизды, которого точно так же звали Ормизда. В 365 г. он примкнул к узурпатору Прокопию, став проконсулом Азии с гражданскими и военными полномочиями. Под знаменами мятежников он воевал против законного восточно-римского императора Валента (364-378). После подавления восстания Ормизда избежал серьезного наказания благодаря заступничеству своей жены, о которой Аммиан Марцеллин писал, что она была «богатой и знатной» (Amm. Marc. XXVI. 8. 12. Cf.: Zos. IV. 8. 1; 30. 5). Вновь Ормизда упоминается в сочинении Зосима в связи с событиями 379 г., когда Феодосий I (379-395) поручил ему возглавить отряд готов, направлявшийся из Фракии в Египет (Zos. IV. 30. 5). По утверждению составителей «Просопогра-фии Поздней Римской империи», он владел недвижимостью в Сирии и Константинополе [34, vol. 1, p. 443-444].

Персом, вероятно, был еще один римский военачальник, которого звали Варан (Varanes, Oüapávn?, Oüapaväg). Сохранилось адресованное ему письмо Либания, судя по которому отец Варана, чье имя неизвестно, был влиятельным человеком (Lib. Ep. 1104). По предположению Дж. Мартиндейла, последний мог быть одним из подданных шаханшахов, перешедших на сторону римлян [34, vol. 2, p. 1149]. В 393 г. Варан находился при дворе Феодосия I. С высокой степенью уверенности можно утверждать, что он принял участие в кампании против узурпатора Евгения в 394 году. Впоследствии Варан остался на службе западно-римского императора Гонория (395-423). После убийства Стилихона в 408 г. он выполнял обязанности магистра пехоты, однако вскоре вернулся в Константинополь (Zos. V. 36. 3). В столице Восточной Римской империи в 409 г. Варан сумел успокоить разгневанную толпу, недовольную нехваткой продовольствия. Впоследствии он стал презен-тальным магистром, а также консулом (Chron. Pasch. 571) (по изд.: [10]). В источниках к тому же упоминается военный магистр Востока в 378-381 гг. Сапор (ЕапырпО, который так же мог быть выходцем из Ирана (Lib. Or. II. 9; Idem. Ep. 957) [34, vol. 1, p. 1149].

Под началом Феодосия I, по словам ритора Фемистия, в начале 380-х гг. состояли ассирийцы (Them. Or. XVI. 207) (по изд.: [35]). Кроме того, латинский поэт-панегирист Клав-диан упомянул, что среди солдат Стилихона в 395 г. были «пестрый сак и разукрашенный мидиец» (Claud. De cons. Stil. I. 158) (по изд.: [12]). Не вызывает сомнений, что эти воины находились в армии Феодосия I, который в 394 г. вел в Италии междоусобную войну против Евгения. После смерти императора в Ме-диолане (совр. Милан) в 395 г. римские силы, находившиеся в Италии, возглавил Стилихон, один из его военачальников [4, с. 102]. Однако сложно утверждать, при каких обстоятельствах «ассирийцы», «мидийцы» и «саки» были зачислены в императорскую армию.

Псевдо-Иешу Стилит писал о заключенном между Византией и Ираном договоре о взаимопомощи, согласно которому стороны обязывались в случае необходимости отправлять друг другу 300 конных бойцов либо выплачивать 300 статеров. Впрочем, сирийский

автор сообщил, что императоры ни разу не прибегали к помощи соседей, а шаханшахи обращались только за денежными выплатами (Иешу. 8) (по изд.: [7]). Псевдо-Иешу Стилит к тому же не назвал год подписания этого договора. Можно только предположить, что Феодосий I, испытывавший дефицит военных сил после поражения восточно-римской армии в битве при Адрианополе в 378 г., все же воспользовался иранской помощью, пригласив к себе персидских воинов. Не исключено, что из этих бойцов была сформирована вексилляция equites Persae clibanarii (ND. Or. VI. 32).

Скудость источникового материала не дает возможности утверждать о присутствии персидских воинов в византийской армии в V веке. В литературных сочинениях VI в. данный аспект, напротив, освещен достаточно подробно. С учетом того, что в VI столетии между Византией и Ираном шли постоянные войны, вероятнее всего, эти бойцы до зачисления в восточно-римские армейские ряды были перебежчиками или военнопленными. Так, Прокопием Кесарийским упомянут перс Арташир (АртаогрпО, дорифор при Вели-сарии, который принимал участие в войне с остготами на Апеннинах (Proc. BG. II. 2. 10; III. 11. 37) [34, vol. 3A, p. 131]. Еще один Арташир, также, предположительно, перс, входил в состав дорифоров византийского командира армянского происхождения Артабана (Proc. BV. II. 27. 10; 28. 7-32) [34, vol. 3A, p. 132]. Кроме того, в поэме Крескония Кориппа «Иоаннида» идет речь о находившемся под началом Иоанна Троглиты воине Орне (Ornus), который «не из рода Ромула происходил, Персия была ему родиной» (Coripp. Iohan. IV. 892-893) (по изд.: [15]) [31, p. 253-254].

Прокопий Кесарийский также писал, что в 541 г. Велисарий без боя захватил в Кордуене крепость Сисавран, гарнизоном которой командовал Блесхам (BA^ox«^^) (см. также: [24, p. 68, 70]). 800 сдавшихся персидских воинов Велисарий отослал Юстиниану I. Император принял решение зачислить этих пленных в армию и отправил их в Италию (Proc. BP. II. 19. 24-25; Idem. BG. III. 3. 11). Вероятно, некоторые из сдавшихся защитников Сисаврана находились в нумере equites Persoiustiniani, упомянутом в латинской надписи из Аквилеи (CIL V 1591 = ILS 2810) (по

изд.: [13; 20]). Известна еще одна надпись из того же города, датируемая второй половиной VI века. Из ее текста следует, что в Италии был размещен нумер Cadisiani (CIL V 1590 = ILS 2808). Название данной воинской части свидетельствует, что первоначально в ней числились кадисены (Ka&ianvoi, Ka&aanvol), которые у Псевдо-Иешу Стилита именовались «кудишайе» (Иешу. 22, 24. Cf.: Proc. BP. I. 14. 38-39; Theoph. Sim. III. 5. 5). Представители этого племени, обитавшего в Месопотамии близ Нисибиса (совр. Нусайбин), призывались на службу персами. Вполне возможно, что некоторые из них были захвачены в плен византийской армией, а затем пополнили ее ряды.

При Юстиниане I (527-565) в империи обрел убежище Кавад (Kapa&nç), сын Зама и внук шаханшаха Кавада I (488-496, 499-531). Его появление в Византии, как и в случае с Ормиздой, стало следствием распрей в семействе Сасанидов. Представители знати, недовольные политикой Хосрова I (531-579), планировали возвести на трон его племянника Кавада, еще не достигшего совершеннолетнего возраста. После раскрытия заговора шаханшах велел ханарангу Адергудунбаду, воспитателю мальчика, убить подопечного. Однако Адергу-дунбад пощадил Кавада и долгие годы скрывал его от правителя. После того как воспитанник повзрослел, ханаранг посоветовал ему бежать, вслед за чем Кавад перебрался в Византию (Proc. BP. I. 23. 1-11).

Согласно словам Прокопия, Юстиниан I не был уверен, являлся ли перебежчик внуком Кавада I или все же был самозванцем, однако с почетом принял чужеземца, который «на царя (sic!) Кавада внешне был похож» (Proc. BP. I. 23. 23-24). Император, вероятно, рассматривал его как потенциального кандидата на иранский трон. В 552 г. Кавад с другими персами служил в Италии под началом Нарсеса (Proc. BG. IV. 26. 13) [34, vol. 3A, p. 276]. Следует отметить отдельно, что повествование Про-копия о детстве и юности этого представителя семейства Сасанидов во многом пересекается с рассказом Геродота о попытке властителя Мидии Астиага умертвить своего внука Кира, будущего персидского правителя (Herodot. I. 108-116) (по изд.: [18]). Сомнения Прокопия в достоверности информации о спасении Кавада от Хосрова I позволяют предположить, что

эта легенда являла собой пропагандистский конструкт, имевший целью упрочить легитимность притязаний Кавада на трон шаханшахов (ср.: [9, S. 54, Anm. 2]).

В 562 г. между Византией и Ираном был заключен пятидесятилетний мир, по условиям которого стороны обязались в том числе выдавать друг другу перебежчиков. Лица, которые переселились во враждебное государство во время войны, имели право вернуться на прежнее место обитания (Menand. fr. 6. 1) (по изд.: [19]). По всей видимости, речь шла о тех, кто был насильно уведен на чужбину. Тем не менее в 572 г. между империей и державой Сасанидов началась новая война, длившаяся до 591 года. В источниках неоднократно сообщалось о захвате византийской армией пленных, однако, как правило, не уточнялось, какова была их дальнейшая судьба. Некоторые из них могли быть отпущены на волю на определенных условиях, другие же - приняты в ряды императорской армии. Например, в 578 г. в результате кампании в Арзанене, Забдциене и Кордуене армия под началом военного магистра Востока Маврикия захватила множество пленных. Евагрий писал, что «отряды составлены были из них многочисленные, против других племен чрезвычайно отважно и мужественно сражавшиеся» (Evagr. V. 19. Cf.: Theoph. Sim. III. 15; Иоанн Эфесский. VI. 27) (по изд.: [32; 1]).

Более того, спасаясь от узурпатора Бахра-ма Чубина, в 590 г. в империю бежал шаханшах Хосров II (590-628). Император Маврикий (582-602) согласился помочь ему вернуть власть в Иране. Византийский правитель также усыновил Хосрова II (Theoph. Sim. V. 3. 11; Theoph. AM 6081) (по изд.: [36]). Кроме того, анонимный составитель сирийской «Хроники 1234 г.», ат-Табари и Фирдоуси сообщали, что Маврикий выдал за него замуж свою дочь Марию (Хроника 1234 г. 81; al-Taban. V. 999; Фирдоуси. VI. 17605-17610) (по изд.: [2; 6; 33]). Следует отметить отдельно, что двое последних авторов опирались на сведения не дошедшего до наших дней свода придворных хроник и сказаний об иранских правителях «Хвадай-намак» [29, p. 13-14]. Тем не менее Н.В. Пигулевская считала, что Мария была не дочерью Маврикия, но, возможно, его родственницей [5, с. 241]. Так или иначе, были предприняты меры, направленные на

обеспечение лояльности шаханшаха восточно-римскому правителю. Кроме того, Хосров II обязался передать Византии часть территорий державы Сасанидов. После убийства Маврикия и прихода к власти Фоки в 602 г. шаханшах начал войну с империей.

В ходе кампании против Бахрама Чубина в 591 г. к византийско-иранской армии примкнули другие сторонники законного персидского правителя, в том числе полководец Ромизан (в византийских источниках PouoyidCav, Paa^ioCav) с 10-тысячным войском. После победы над узурпатором Хос-ров II нарек Ромизана Шахрваразом (в византийских источниках EaAßapa<;, Eapßapo^, EapßapaCäg) (Хроника 1234 г. 81, 86; Mich. Syr. X. 23, 25) (по изд.: [11]) [34, vol. 3B, p. 1141-1144]. Впоследствии он неоднократно руководил кампаниями против империи на Ближнем Востоке, однако в 626 г. поднял мятеж против Хосрова II. При этом версии византийских, сирийских, персидских авторов о причинах бунта не согласуются между собой. Как отметил У.Э. Кэги, «истина была утрачена среди множества позднейших рассказов на разных языках о коварстве Ираклия и Шахрвараза» [21, p. 148-152]. П. Пуршариати же видит причину восстания в разногласиях между последними Сасанидами и парфянским аристократическим кланом Михранов, к которому принадлежал сам Шахрвараз [29, p. 102, 142-143].

Во время вторжения Ираклия (610-641) в пределы державы Сасанидов в 626 г. в его войске состояли персы (Хроника 1234 г. 99). Шахрвараз не принимал участия в этом походе, удалившись в Северную Сирию. Возможно, часть бойцов, находившихся под его командованием, примкнула к византийской армии. Кроме того, Феофан Исповедник сообщал о некоем персе, который в ходе кампании Ираклия в Армении в 620/621 г. перешел на сторону византийцев. Спустя некоторое время тот воин принял решение вернуться в иранское войско. После этого он, став свидетелем упадка боевого духа в армии шаханшаха, снова бежал к Ираклию (Theoph. AM 6113). Сам Шахрвараз в 630 г. стал правителем Ирана и во внутренних смутах стремился опереться на поддержку Византии. Более того, «Ираклий Никиту, сына Сарвара (Шахрвараза. - А. Н.), достоинством

патрикия почтил, а Нику, дочь его, за Феодосия, сына своего от жены Мартины, замуж выдал» (Nic. Brev. 17) (по изд.: [26]). Однако Шахрвараз продержался на троне лишь два месяца и был убит (Theoph. AM 6120; Mich. Syr. XI. 3; Хроника 1234 г. 103-104).

Напоследок можно предположить, что некоторые персы бежали в Византию в ходе завоевания Ирана арабами. Вероятно, одним из таких иммигрантов являлся Саборий Пер-сородный (Еарырюд Пераоуеу^д), возглавлявший армию Армениак (о xwv Äp^evidKWV атратпуод) в 666/667 г. (Theoph. AM 6159; Mich. Syr. XI. 2) (ср.: [28, p. 421-422]). Не исключено, что он был хозяином печати со следующей легендой: Eaßoup боиЛои той 0еой («Сабура, раба Божьего») [39, р. 657, no. 979а]. Также сохранился моливдовул апоипата Хосрова с надписью: Костороои äno ünaTWV, боиЛои т^д веотокои («Апоипата Хосрова, раба Богородицы») [39, р. 1645, no. 2891]. Кроме того, известна печать, принадлежавшая Шахперозу, несомненно, обладателю персидского имени. Выглядит легенда моливдовула таким образом: веотоке, |3о^9е1 ЕахпероС^ («Богородица, помоги Шахперо-зу») [39, р. 528, no. 684] (см. также: [39, р. 528, no. 684а]).

Выводы. В позднеантичный период в императорской армии служили не только уроженцы римского государства, но и чужеземцы. Среди их числа были также персы, которые находились в кавалерии. Кроме того, в IV-VI вв. в империю бежали некоторые представители семейства Сасани-дов. И Ормизда, и Кавад были вынуждены спасаться от преследования шаханшахов. Императоры рассматривали этих беглецов как потенциальных кандидатов на иранский трон. Хосров II, в свою очередь, искал у Маврикия поддержки в противостоянии с узурпатором Бахрамом Чубином. Из всех Сасанидов только ему удалось вернуться из Византии в Персию с победой. Ормизда и Кавад же получили назначения на командные посты в императорской армии. Кроме того, их примеры указывают на то, что для персов, равно как и прочих иммигрантов в лице германцев или гуннов, основным каналом интеграции в византийское общество была армейская служба.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Главы из «Церковной истории» Иоанна Эфесского // Пигулевская, Н. В. Сирийская средневековая историография: Исследования и переводы / Н. В. Пигулевская. - СПб. : Д. Буланин, 2000. -С. 477-543.

2. Из анонимной сирийской хроники 1234 г. // Пигулевская, Н. В. Сирийская средневековая историография: Исследования и переводы / Н. В. Пигулевская. - СПб. : Д. Буланин, 2000. -С. 642-676.

3. История Армении Фавстоса Бузанда / пер. с др.-арм. и коммент. М. А. Геворгяна ; под ред. С. Т. Еремяна. - Ереван : Изд-во АН Арм. ССР, 1953. - 256 с.

4. Мехамадиев, Е. А. Армянские войсковые подразделения в ранневизантийской армии (IV-VII вв.) / Е. А. Мехамадиев. - СПб. : Петербургское Востоковедение, 2014. - 256 с.

5. Пигулевская, Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков / Н. В. Пигулевская. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1946. - 290 с.

6. Фирдоуси Абулькасим. Шахнаме. Т. 6 / пер. Ц. Б. Бану-Лахути, В. Г. Берзнева. - М. : Изд-во АН СССР, 1989. - 655 с.

7. Хроника Иешу Стилита // Пигулевская, Н. В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. Сирийская хроника Иешу Стилита как исторический источник / Н. В. Пигулевская. - М. : Изд-во АН СССР, 1940. -С. 130-170.

8. Ammianus Marcellinus. History. In 3 vols. Vol. 1 / ed. by J. C. Rolfe. - L. : W. Heinemann, 1935. - 633 p. ; Vol. 2 / ed. by J. C. Rolfe. - L. : W. Heinemann, 1940. - 696 p.

9. Börm, H. Prokop und die Perser: Untersuchungen zu den römisch-sasanidischen Kontakten in der ausgehenden Spätantike / H. Börm. -Stuttgart : F. Steiner, 2007. - 382 S.

10. Chronicon Paschale ad exemplar Vaticanum. Vol. 1 / rec. L. Dindorf. - Bonnae : Ed. Weber, 1832. -744 p.

11. Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d'Antioche (1166-1199). T. 2 / éd. et trad. en français рar J.-B. Chabot. - Paris : E. Leroux, 1901. -547 p.

12. Claudian. In 2 vols. Vol. 1 / ed. by M. Platnauer. - Cambridge (Mass.) : Harvard Univ. Press, 1922. - 432 p.

13. Corpus inscriptionum latinarum. In 16 vols. Vol. 5, Pars 1 / ed. Th. Mommsen. - Berolini : G. Reimer, 1872. - 672 p.

14. Eutropi Breviarium ab urbe condita cum versionibus Graecis et Pauli Landolfique additamentis / rec. H. Droysen. - Berolini : Weidmann, 1879. -502 p.

15. Flavii Cresconii Corippi Africani Grammatici Ioannidos seu de bellis Libycus libri septem // Merobaudes et Corippus / rec. I. Bekker. - Bonnae : Ed. Weber, 1836. - P. 21-162.

16. Greatrex, G. Antiochus the Praepositus: A Persian Eunuch at the Court of Theodosius II / G. Greatrex, J. Bardill // Dumbarton Oaks Papers. -1996. - Vol. 50. - P. 171-197.

17. Greatrex, G. L'influence byzantine sur la Perse sassanide / G. Greatrex // Byzantine Culture : Papers from the Conference "Byzantine days of Istanbul" held on the Occasion of Istanbul being European Cultural Capital 2010, Istanbul, May 21-23 2010 / ed. by D. Sakel. - Ankara : Türk Tarih Kurumu, 2014. -P. 163-174.

18. Herodotus. The Persian Wars. In 4 vols. Vol. 1 / ed. by A. D. Godley. - Cambridge (Mass.) : Harvard Univ. Press, 1920. - 528 p.

19. History of Menander the Guardsman / introd., text, transl. and historiographical notes by R. C. Blockley. - Liverpool : F. Cairns, 1985. -314 p.

20. Inscriptiones latinae selectae. In 3 vols. Vol. 1 / ed. H. Dessau. - Berolini : Weidmann, 1892. -598 p.

21. Kaegi, W. E. Heraclius: Emperor of Byzantium / W. E. Kaegi. - Cambridge : Cambridge Univ. Press, 2003. - 359 p.

22. Kennedy, D. L. Parthian Regiments in the Roman Army / D. L. Kennedy // Limes. Akten des XI. Internationalen Limeskongresses (Budapest, 1977) / hrsg. von J. Fitz. - Budapest : Akad. Kiado, 1977. -P. 522-527.

23. Libanii Opera. In 12 vols. Vol. 1, Fasc. 1 / rec. R. Foerster. - Lipsiae : B.G. Teubner, 1903. - 544 p. ; Vol. 11 / rec. R. Foerster. - Lipsiae : B.G. Teubner, 1915. - 682 p.

24. Maksymiuk, K. Geography of Roman-Iranian Wars. Military Operations of Rome and Sasanian Iran / K. Maksymiuk. - Siedlce : Uniw. Przyrodniczo-Humanistyczny w Siedlcach, 2015. - 143 p.

25. Mosig-Walburg, K. Die Flucht des persischen Prinzen Hormizd und sein Exil im Römischen Reich -Eine Untersuchung der Quellen / K. Mosig-Walburg // Iranica Antiqua. - 2000. - Vol. 35. - S. 69-109.

26. Nikephoros, Patriarch of Constantinople. Short History / text, transl., and comment. by C. Mango. -Washington : Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1990. - 247 p.

27. Notitia dignitatum accedunt notitia urbis Constantinopolitanae et laterculi provinciarum / ed. O. Seeck. - Berolini : Weidmann, 1876. -339 p.

28. Peeters, P. naaayvaön? - nepaoyev^g / P. Peeters // Byzantion. - 1933. - Vol. 8, no. 2. -P. 405-423.

29. Pourshariati, P. Decline and Fall of the Sasanian Empire: The Sasanian-Parthian Confederacy and the Arab Conquest of Iran / P. Pourshariati. - L. ; N. Y. : I.B. Tauris, 2008. - 554 p.

30. Procopius. History of the Wars. In 5 vols. Vol. 1 / ed. by H. B. Dewing. - L. : W. Heinemann, 1914. - 600 p. ; Vol. 2 / ed. by H. B. Dewing. -L. : W. Heinemann, 1916. - 496 p. ; Vol. 3 / ed. by H. B. Dewing. - L. : W. Heinemann, 1919. - 458 p. ; Vol. 4 / ed. by H. B. Dewing. - L. : W. Heinemann, 1924. - 496 p. ; Vol. 5 / ed. by H. B. Dewing. - L. : W. Heinemann, 1928. - 456 p.

31. Riedlberger, P. Recherches onomastiques relatives à la composition ethnique du personnel militaire en Afrique byzantine (546-548) / P. Riedlberger // Commutatio et contentio: Studies in the Late Roman, Sasanian, and Early Islamic Near East in Memory of Zeev Rubin / ed. by H. Börm, J. Wiesehöfer. -Düsseldorf : Willem, 2010. - P. 253-271.

32. The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia / ed. by J. Bidez, L. Parmentier. - L. : Methuen & Co., 1898. - 358 p.

33. The History of al-Tabarï. In 40 vols. Vol. 5 / transl. by C. E. Bosworth. - N. Y. : State of Univ. New York Press, 1999. - 493 p.

34. The Prosopography of the Later Roman Empire. In 3 vols. Vol. 1 / ed. by A. H. M. Jones, J. R. Martindale, J. Morris. - Cambridge : Cambridge Univ. Press, 1971. - 1174 p. ; Vol. 2 / ed. by J. R. Martindale. -Cambridge : Cambridge Univ. Press, 1980. - 1342 p. ; Vol. 3A / ed. by J. R. Martindale. - Cambridge : Cambridge Univ. Press, 1992. - P. xlvi, 1-760 ; Vol. 3B / ed. by J. R. Martindale. - Cambridge : Cambridge Univ. Press, 1992. - P. vi, 761-1575.

35. Themistii Orationes ex codice Mediolanensi / ed. G. Dindorf. - Lipsiae : C. Cnobloch, 1832. -778 p.

36. Theophanis Chronographia. In 2 vols. Vol. 1 / rec. C. de Boor. - Lipsiae : B.G. Teubner, 1883. - 510 p.

37. Theophylacti Simocattae Historiae / ed. C. de Boor. - Lipsiae : B.G. Teubner, 1887. - 452 p.

38. Woods, D. Some Eunapiana / D. Woods // Eklogai: Studies in Honour of Thomas Finan and Gerard Watson / ed. by K. McGroarty. - Maynooth : Dept. of Classics, NUIM, 2001. - P. 85-132.

39. Zacos, G. Byzantine Lead Seals. In 2 vols. Vol. 1, Pt. 1. / G. Zacos, A. Vegleri. - Basel : J.J. Augustin, 1972. - P. xxxiv, 1-704 ; Vol. 1, Pt. 3. / G. Zacos, A. Vegleri. - Basel : J.J. Augustin, 1972. - P. 1437-1965.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40. Zosime. Histoire nouvelle. In 3 vols. Vol. 1 / ed. par F. Paschoud. - Paris : Les Belles Lettres, 2000. - 431 p. ; Vol. 2. Pt. 1 / ed. par F. Paschoud. -Paris : Les Belles Lettres, 1979. - P. xxxviii, 1-250 ; Vol. 2. Pt. 2 / ed. par F. Paschoud. - Paris : Les Belles Lettres, 1979. - P. 251-504 ; Vol. 3. Pt. 1 / ed. par

F. Paschoud. - Paris : Les Belles Lettres, 1986. -365 p.

41. Zuckerman, C. Le camp de Vwßöig / Sosteos et les catafractarii / C. Zuckerman // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. - 1994. - Bd. 100. -P. 199-202.

REFERENCES

1. Glavy iz "Tserkovnoy istorii" Ioanna Efesskogo [Chapters from the Ecclesiastical History by John of Ephesus]. Pigulevskaya N.V. Siriyskaya srednevekovaya istoriografiya: Issledovaniya i perevody [Syrian Medieval Historiography: Studies and Translations]. Saint Petersburg, D. Bulanin Publ., 2000, pp. 477-543.

2. Iz anonimnoy siriyskoy khroniki 1234 g. [From the Anonymous Syrian Chronicle of 1234]. Pigulevskaya N.V. Siriyskaya srednevekovaya istoriografiya: Issledovaniya i perevody [Syrian Medieval Historiography: Studies and Translations]. St. Petersburg, D. Bulanin Publ., 2000, pp. 642-676.

3. Gevorgyan M.A., Eremyan S.T., eds. Istoriya Armenii Favstosa Buzanda [History of Armenia by Faustos of Byzantium]. Erevan, Academy of Sciences of Armenian SSR Publ., 1953. 256 p.

4. Mehamadiev E.A. Armyanskie voyskovye podrazdeleniya v rannevizantiyskoy armii (IV-VII vv.) [Armenian Military Units in the Early Byzantine Army (4th to 7th Century)]. Saint Petersburg, Peterburgskoe Vostokovedenie Publ., 2014. 256 p.

5. Pigulevskaya N.V. Vizantiya i Iran na rubezhe VI i VII vekov [Byzantium and Iran at the Turn of the 6th into 7th Century]. Moscow ; Leningrad, Academy of Sciences of USSR Publ., 1946. 290 p.

6. Banu-Lakhuti C.B., Berznev V G., eds. Firdousi Abulkasim. Shakhname [Ferdowsi. Shahnameh]. Vol. 6. Moscow, Academy of Sciences of USSR Publ., 1989. 655 p.

7. Khronika Ieshu Stilita [The Chronicle by Joshua the Stylite]. Pigulevskaya N.V. Mesopotamiya na rubezhe V-VI vv. Siriyskaya khronika Ieshu Stilita kak istoricheskiy istochnik [Mesopotamia at the Turn of the 5th into 6th Century. The Chronicle by Joshua the Stylite as a Historian Source]. Moscow, Academy of Sciences of USSR Publ., 1940, pp. 130-170.

8. Rolfe J.C., ed. AmmianusMarcellinus. History. In. 3 vols. Vol. 1. London, W. Heinemann, 1935. 633 p.; Rolfe J.C., ed. Vol. 2. London, W. Heinemann, 1940. 696 p.

9. Börm H. Prokop und die Perser: Untersuchungen zu den römisch-sasanidischen Kontakten in der ausgehenden Spätantike. Stuttgart, F. Steiner, 2007. 382 p.

10. Dindorf L., ed. Chronicon Paschale ad exemplar Vaticanum. Vol. 1. Bonnae, Ed. Weber, 1832. 744 p.

11. Chabot J.-B., ed. Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d'Antioche (1166-1199). T. 2. Paris, E. Leroux, 1901. 547 p.

12. Platnauer M., ed. Claudian. In 2 vols. Vol. 1. Cambridge (Mass.), Harvard Univ. Press, 1922. 432 p.

13. Mommsen Th., ed. Corpus inscriptionum latinarum. In 16 vols. Vol. 5, Pars 1. Berolini, G. Reimer, 1872. 672 p.

14. Droysen H., ed. Eutropi Breviarium ab urbe condita cum versionibus Graecis et Pauli Landolfique additamentis. Berolini, Weidmann, 1879. 502 p.

15. Flavii Cresconii Corippi Africani Grammatici Ioannidos seu de bellis Libycus libri septem. Bekker I., ed. Merobaudes et Corippus. Bonnae, Ed. Weber, 1836, pp. 21-162.

16. Greatrex G., Bardill J. Antiochus the Praepositus: A Persian Eunuch at the Court of Theodosius II. Dumbarton Oaks Papers, 1996, vol. 50, pp. 171-197.

17. Greatrex G. L'influence byzantine sur la Perse sassanide. Sakel D., ed. Byzantine Culture : Papers from the Conference "Byzantine days of Istanbul" held on the Occasion of Istanbul being European Cultural Capital 2010, Istanbul, May 21-23 2010. Ankara, Türk Tarih Kurumu, 2014, pp. 163-174.

18. Godley A.D., ed. Herodotus. The Persian Wars. In 4 vols. Vol. 1. Cambridge (Mass.), Harvard Univ. Press, 1920. 528 p.

19. Blockley R.C., ed. History of Menander the Guardsman. Liverpool, F. Cairns, 1985. 314 p.

20. Dessau H., ed. Inscriptiones latinae selectae. In 3 vols. Vol. 1. Berolini, Weidmann, 1892. 598 p.

21. Kaegi W.E. Heraclius: Emperor of Byzantium. Cambridge, Cambridge Univ. Press, 2003. 359 p.

22. Kennedy D.L. Parthian Regiments in the Roman Army. Fitz J., ed. Limes. Akten des XI. Internationalen Limeskongresses (Budapest, 1977). Budapest, Akad. Kiado, 1977, pp. 522-527.

23. Foerster R., ed. Libanii Opera. Vol. 1, Fasc. 1. Lipsiae, B.G. Teubner, 1903. 544 p.; Foerster R., ed. Vol. 11. Lipsiae, B.G. Teubner, 1915. 682 p.

24. Maksymiuk K. Geography of Roman-Iranian Wars. Military Operations of Rome and Sasanian Iran. Siedlce, Uniw. Przyrodniczo-Humanistyczny w Siedlcach, 2015. 143 p.

25. Mosig-Walburg K. Die Flucht des persischen Prinzen Hormizd und sein Exil im Römischen Reich -Eine Untersuchung der Quellen. Iranica Antiqua, 2000, vol. 35, pp. 69-109.

26. Mango C., ed. Nikephoros, Patriarch of Constantinople. Short History. Washington, Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1990. 247 p.

27. Seeck O., ed. Notitia dignitatum accedunt notitia urbis Constantinopolitanae et laterculi provinciarum. Berolini, Weidmann, 1876. 339 p.

28. Peeters P. Pasagnathes - Persogenes. Byzantion, 1933, vol. 8, no. 2, pp. 405-423.

29. Pourshariati P. Decline and Fall of the Sasanian Empire: The Sasanian-Parthian Confederacy and the Arab Conquest of Iran. London ; New York, I.B. Tauris, 2008. 554 p.

30. Dewing H.B., ed. Procopius. History of the Wars. In 5 vols. Vol. 1. London, W. Heinemann, 1914. 600 p.; Dewing H.B., ed. Vol. 2. London, W. Heinemann, 1916. 496 p.; Dewing H.B., ed. Vol. 3. London, W. Heinemann, 1919. 458 p.; Dewing H.B., ed. Vol. 4. London, W. Heinemann, 1924. 496 p.; Dewing H.B., ed. Vol. 5. London, W. Heinemann, 1928. 456 p.

31. Riedlberger P. Recherches onomastiques relatives à la composition ethnique du personnel militaire en Afrique byzantine (546-548). Börm H., Wiesehöfer J., eds. Commutatio et contentio: Studies in the Late Roman, Sasanian, and Early Islamic Near East in Memory of Zeev Rubin. Düsseldorf, Willem, 2010, pp. 253-271.

32. Bidez J., Parmentier L., eds. The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia. London, Methuen & Co., 1898. 358 p.

33. Bosworth C.E., ed. The History of al-Tabari. In 40 vols. Vol. 5. New York, State of Univ. New York Press, 1999. 493 p.

34. Jones A.H.M., Martindale J.R., Morris J., eds. The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. 1. Cambridge, Cambridge Univ. Press, 1971. 1174 p.; Martindale J.R., ed. Vol. 2. Cambridge, Cambridge

Univ. Press, 1980. 1342 p.; Martindale J.R., ed. Vol. 3A. Cambridge, Cambridge Univ. Press, 1992, pp. xlvi, 1-760; Martindale J.R., ed. Vol. 3B. Cambridge, Cambridge Univ. Press, 1992, pp. vi, 761-1575.

35. Dindorf G., ed. Themistii Orationes excodice Mediolanensi. Lipsiae, C. Cnobloch, 1832. 778 p.

36. Boor de C., ed. Theophanis Chronographia. In 2 vols. Vol. 1. Lipsiae, B.G. Teubner, 1883. 510 p.

37. Boor de C., ed. Theophylacti Simocattae Historiae. Lipsiae, B.G. Teubner, 1887. 452 p.

38. Woods D. Some Eunapiana. McGroarty K., ed. Eklogai: Studies in Honour of Thomas Finan and Gerard Watson. Maynooth, Dept. of Classics, NUIM, 2001, pp. 85-132.

39. Zacos G., Vegleri A. Byzantine Lead Seals. Vol. 1, Pt. 1. Basel, J.J. Augustin, 1972, pp. xxxiv, 1-704; Zacos G., Vegleri A. Vol. 1, Pt. 3. Basel, J.J. Augustin, 1972, pp. 1437-1965.

40. Paschoud F., ed. Zosime. Histoire nouvelle. Vol. 1. Paris, Les Belles Lettres, 2000. 431 p.; Paschoud F., ed. Vol. 2, Pt. 1. Paris, Les Belles Lettres, 1979, pp. xxxviii, 1-250; Paschoud F., ed. Vol. 2, Pt. 2. Paris, Les Belles Lettres, 1979, pp. 251-504; Paschoud F., ed. Vol. 3, Pt. 1. Paris, Les Belles Lettres, 1986. 365 p.

41. Zuckerman C. Le camp de Psöbthis / Sosteos et les catafractarii. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik, 1994, vol. 100, pp. 199-202.

Information About the Author

Andrey D. Nazarov, Engineer Researcher, Laboratory of Comparative Studies of Tolerance and Recognition, Ural Federal University, Mira St, 19, 620002 Yekaterinburg, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8519-9191

Информация об авторе

Андрей Дмитриевич Назаров, инженер-исследователь лаборатории сравнительных исследований толерантности и признания, Уральский федеральный университет, ул. Мира, 19, 620002 г. Екатеринбург, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8519-9191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.