Научная статья на тему 'Пермская школа социопсихолингвистики'

Пермская школа социопсихолингвистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
138
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пермская школа социопсихолингвистики»

структуре содержания текста и смысле как «обширной, недифференцированной области сферы мышления».

Диссертация И.В. Кирсановой «Многозначность семантики текста как реализация индивидуальных стратегий понимания» использует методику вербализации «встречного текста», разработанную А.И. Новиковым в одной из последних работ, для исследования общих механизмов и индивидуальных стратегий понимания научно-популярного текста.

2008 г. связан с еще одной, и отнюдь не последней в уфимском пространстве исследований «Новиковской школы», защитой диссертации А.А. Авакян «Механизмы и стратегии понимания и перевода иноязычного текста (на

материале анализа вариантов перевода научно-популярного текста на английском языке)», выполненной под руководством Н.П. Пешковой. Здесь концепция А.И. Новикова продуктивно «работает» при исследовании особенностей понимания иноязычного текста.

Мы все (и пермяки, и уфимцы) знаем, что не смогли сделать все так, как это сделал бы сам Анатолий Иванович. Но мы старались и стараемся сохранять его научные принципы, развивать его исследовательские методы и идеи, укреплять то, что называется научной школой А.И. Новикова. И мы очень благодарны ему за то, что он нас объединил, за то, что сегодня мы можем называть себя его Школой.

Т.И. Доценко, Е.В. Ерофеева

ПЕРМСКАЯ ШКОЛА СОЦИОПСИХОЛИНГВИСТИКИ

Для современной лингвистики характерно развитие множества смежных направлений, ориентированных на исследование языка и речевой деятельности в различных аспектах: этнолингвистика, прагматика, коммуникативная лингвистика, когнитивная лингвистика, лингвистика текста, дискурсивная лингвистика, теория речевых жанров и мн. др. Однако среди всего множества ветвей современной науки о языке два направления, с нашей точки зрения, занимают особое место и могут считаться ключевыми - это социолингвистика и психолингвистика. Эти направления исследуют внешний (социальный) и внутренний (индивидуальный, субъективный) контексты существования и функционирования языка и устанавливают корреляцию между языком и этими контекстами. Именно поэтому эти два направления являются базовыми для всех остальных отраслей лингвистики, истоки которых лежат либо в социо-, либо в психолингвистической традиции.

Психическое и социальное в природе человека переплетены так тесно, что разграничить их можно только в целях анализа, поэтому и направления лингви-

стики, исследующие связи языка с социумом и психикой, связаны между собой неразрывно.

Надо сказать, что в русской лингвистике единство социального и психологического подхода к языковым явлениям имеет глубокие корни. Именно такой подход характерен для Петербургской лингвистической школы и обоснован еще в начале XX в. в трудах И.А. Бодуэна де Куртене, Л.П. 'кубинского, Е.Д. Поливанова,

В.М. Жирмунского, Л.В. Щербы, Б.А. Ларина и др. Для Петербургской школы характерно не противопоставление социального и психического (индивидуального) аспектов языка, а понимание их тесной диалектической связи.

С середины XX в. начался качественно новый этап в развитии этих двух направлений, толчком для которого послужило бурное развитие социолингвистики и психолингвистике в Западной Европе и Соединенных Штатах Америки.

В рамках Петербургской лингвистической школы традиционно разрабатывались такие лингвистические проблемы, как моделирование речевой деятельности (процессов восприятия, порождения,

E.B. Ерофеева, Т.И. Доценко. ПЕРМСКАЯ ШКОЛА

287

осмысления речи), устройство внутреннего лексикона человека, исследование языка города и деревни, внешне- и внутриязыковой интерференции, вычленение социальных диалектов и др. (см.: [Бондарко, 1981; Вербицкая, 1976; Герд, 2001; Зиндер, 1979; Интерференция звуковых систем, 1987; Касевич, 2006; Ковтун, 1969; Колесов, 1991, 1998; Маслов, 1984; Сахарный, 1985, 1989, 1994; Уровни языка в речевой деятельности, 1986; Фонетика спонтанной речи, 1988; Штерн, 1991, 1992; Штерн и др., 1998 и др.]). Тесные связи с Петербургским университетом обусловили преемственность этих идей в работах пермских лингвистов, многие из которых были учениками петербургских ученых.

Под влиянием научных контактов с петербургскими коллегами, прежде всего Аллой Соломоновной Штерн и Леонидом Вольковичем Сахарным, в Перми сформировалось собственное социопсихолингви-стическое направление. Характерной чертой Пермской социолингвистической школы является признание, вслед за Л.В. Щербой, неразрывной связи языка, речевой деятельности и речевого материала. В понимании языка Пермской социолингвистической школой существен ряд аспектов.

• С одной стороны, язык является социальной структурой, обусловленной социальным контекстом своего

функционирования.

•# С другой стороны, признается, что язык одновременно является и внутренней психической структурой, которая представляет собой составляющую сознания, базу речевой способности индивида.

•# Социально-психологическая сущность языка предполагает, что эта структура имеет активный динамический характер: в зависимости от коммуникативной ситуации (в широком смысле слова) и знаний носителей языка система может перестраиваться и достраиваться.

•# Существенной чертой языка являются вероятностные характеристики, на которые говорящий индивид опирается в своей речевой деятельности.

Основные теоретические положения Пермской социопсихолингвистической школы, а также практические исследования языжовык явлений представлены в работах следующих ученых: Т.П. Ерофее-евой (1979, 1991, 2004; Ерофеева Т.П. и др., 1992, 2000, 2007), П.Г. Овчинниковой (1994; Овчинникова и др., 1999, 2000; см. также: Береснева и др., 1995), Е В. Ерофеевой (1997, 2005; Ерофеева Е.В. и др., 2002), Т.Н. Чугаевой (2007), Л.А. Грузберг (1990), Т.П. Доценко (2003, 2006, 2007; см. также: Бочкарева и др., 2005), П.А. Бариновой (2006, 2007), П.А. Углановой (2005) и др. Актуальным вопросам данного направления также посвящен мемориальный сборник статей «...Слово отзовется: памяти Аллы Соломоновны Штерн и Леонида Вольковича Сахарного» (2006).

С целью обсуждения актуальных для современной лингвистики проблем и воспитания молодого поколения лингвистов в 1998 г. по инициативе Тамары Пвановны Ерофеевой при кафедре общего и славянского языкознания Пермского государственного университета было создано межвузовское объединение -Школа социо- и психолингвистики (официальный сайт Школы:

http://psychsocling.narod.ru ). Участники Школы ежемесячно собираются для обсуждения проблем современной лингвистики. За 11 лет существования Школы на ее заседаниях было сделано более 100 докладов. В заседаниях Школы участвуют не только аспиранты и студенты, но и ученые, работающие в различных вузах Перми - Пермском государственном университете, Пермском государственном педагогическом университете, Пермском государственном техническом университете, Пермском научном центре Уральского отделения РАН, Пермской государственной медицинской академии, Пермском государственном институте культуры и др. В работе Школы принимают активное участие такие лингвисты, как Ю.А. Левицкий, Е.Н. Полякова, В.А. Мишланов, В.А. Салимов-ский, П.П. Русинова, П.А. Подюков,

Е.Е. Бразговская, С.С. Шляхова - и их аспиранты.

Школа поддерживает контакты с учеными из других городов России и других стран. Со своими научными докладами не раз выступали Н.В. Богданова (Санкт-Петербург), Л.В. Игнат-кина (Санкт-Петербург), Е.В. Ягунова (Санкт-Петербург), Е.В. Глазанова (Санкт-Петербург), С.А. Крылов (Москва), ЕЮ. Верхолетова (Москва), М. Шон-ненберг (Лозанна, Швейцария), К. Сапок и М. Краузе (Бохум, Германия), Ж. Кнап (Словения), Я. Гушева (Македония).

За одиннадцать лет работы Школы выросла целая плеяда молодых ученых. Их диссертационные исследования посвящены решению следующих проблем: обусловленности языка и его функционирования широким контекстом социальных и психологических факторов (гендером, возрастом, образованием, местом рождения, социальным статусом, социальной ролью, психологической направленностью, темпераментом, акцентуализацией личности и т.п.), исследованию микро- и макросоциолектов, формированию социаль-

ных стереотипов, структуре внутреннего лексикона и его перестройке в зависимости от различных факторов коммуникативной ситуации, проблемам билингвизма, детской речи, восприятию речи, проблемам устной речи и медиа-дискурса. Характерной особенностью диссертационных работ учеников Школы является совмещение собственно лингвистических, социолингвистических, психолингвистических методов исследования и статистических методов обработки материалов.

Своеобразным итогом работы Школы можно считать выпуск сборника научных статей «Проблемы социо- и психолингвистики», который выходит начиная с 2002 года. В настоящее время издано уже 11 выпусков. Публикации в сборнике включают работы не только членов Школы, но и лингвистов из других городов и стран, занимающихся смежными проблемами. Особенно активное участие в публикациях принимают петербургские и московские лингвисты. Сборник дает возможность пермским лингвистам осуществлять научный диалог с коллегами из других научных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.