Научная статья на тему 'ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КАМПАНИИ И ЕЁ АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ'

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КАМПАНИИ И ЕЁ АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электоральная кампания / предвыборная кампания / избирательная кампания / выборная кампания / выборы / аналитическое сопровождение / electoral campaign / election campaign / election campaign / election campaign / elections / analytical support

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ветренко Инна Александровна

Данная статья содержит авторский подход, направленный на разделение таких понятий, как «электоральная кампания», «избирательная кампания», «предвыборная кампания», «выборная кампания». Предложено разделение электоральной кампании на хронологические этапы и дано содержательное описание каждого из них. Автор рассматривает несколько электоральных стратегий, которые различаются между собой технологиями планирования. Наиболее ценным аспектом статьи является характеристика методов аналитического сопровождения электоральных кампаний. Предложены методы сбора информации, её обработки и анализа для каждого этапа кампании с описанием их целесообразности и практической значимости. Результаты исследования, изложенные в статье, позволяют решить важные вопросы прикладного характера, такие как формирование стратегии и подбор тактики и технологий для ведения кампании, выявление причин кризисов электоральных кампаний на всех её этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ветренко Инна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERIODIZATION OF THE ELECTORAL CAMPAIGN AND ITS ANALYTICAL SUPPORT

This article contains the author’s approach aimed at separating such concepts as “electoral campaign”, “election campaign”, “election campaign”, “election campaign”, the division of the electoral campaign into chronological stages is proposed and a meaningful description of each of them is given. The author considers several electoral strategies that differ in planning technologies. The most valuable aspect of the article is the characteristic of methods of analytical support of electoral campaigns. The methods of collecting information, processing and analyzing it for each stage of the campaign with a description of their feasibility and practical significance are proposed. The results of the research presented in the article allow us to solve important issues of an applied nature, such as the formation of a strategy and the selection of tactics and technologies for conducting a campaign, identifying the causes of electoral campaign crises at all its stages.

Текст научной работы на тему «ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КАМПАНИИ И ЕЁ АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 2 (42). С. 134-140. УДК 324

Б01 10.24147/2312-1300.2024.11(2).134-140

И. А. Ветренко

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КАМПАНИИ И ЕЁ АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Данная статья содержит авторский подход, направленный на разделение таких понятий, как «электоральная кампания», «избирательная кампания», «предвыборная кампания», «выборная кампания». Предложено разделение электоральной кампании на хронологические этапы и дано содержательное описание каждого из них. Автор рассматривает несколько электоральных стратегий, которые различаются между собой технологиями планирования. Наиболее ценным аспектом статьи является характеристика методов аналитического сопровождения электоральных кампаний. Предложены методы сбора информации, её обработки и анализа для каждого этапа кампании с описанием их целесообразности и практической значимости. Результаты исследования, изложенные в статье, позволяют решить важные вопросы прикладного характера, такие как формирование стратегии и подбор тактики и технологий для ведения кампании, выявление причин кризисов электоральных кампаний на всех её этапах.

Ключевые слова: электоральная кампания; предвыборная кампания; избирательная кампания; выборная кампания; выборы; аналитическое сопровождение.

Отсутствие единого мнения среди представителей политической науки и практической политики в отношении разделения таких понятий, как «электоральная кампания», «избирательная кампания», «предвыборная кампания» и «выборная кампания», приводит к тому, что одни видят в этих понятиях слова-синонимы, а другие - различные или частично различающиеся процессы. Всё это порождает разночтения и часто непонимание между политическими технологами и политологами. В связи с этим мы предлагаем свой обоснованный авторский подход к разделению этих понятий как по объёму, так и по содержанию.

Начнём с того, что понятие «электорат» и понятие «избиратель», от которых происходят два указанных выше понятия, имеют разный объём и, соответственно, содержание. Электорат - это вся совокупность граждан, имеющих активное избирательное право, а избиратели - это те, кто воспользовался своим активным избирательным правом и пришёл на выборы. Поэтому мы предлагаем называть электоральной кампанией всю совокупность действий, направленных на со-

провождение выборов с момента артикуляции политическими лидерами их желания участвовать в выборах в качестве кандидата, которое выражено публично или в средствах массовой информации (далее - СМИ), до официального оглашения итогов голосования. Таким образом, понятие «электоральная кампания» по праву становится наиболее широким, как и само понятие «электорат», от которого оно происходит.

По нашему мнению, в структуру электоральной кампании входят не только этапы официального избирательного процесса, но и то, что предшествует ему. Например, заявлять о своём желании баллотироваться может множество субъектов (акторов), и они уже становятся потенциальными участниками выборов, но это не означает, что имена всех будут в бюллетене для голосования, но не учитывать их вхождение даже на самом начальном этапе в электоральную кампанию не следует, поскольку в политической практике часто возникают ситуации, когда при выдвижении для участия тех или иных кандидатов или политических партий большое значение имеет то, кто потенциально может

© Ветренко И. А., 2024

стать их конкурентом, в свою очередь это может очень сильно повлиять и на приобретение в последующем ими официального статуса кандидата.

Самый первый этап в электоральной кампании мы предлагаем называть предвыборным, или предвыборной кампанией. Она в себя включает официальное оповещение о намерениях баллотироваться, фандрайзинг (поиск и привлечение средств для проведения выборов), создание команды - штаба, подготовку документов для регистрации кандидата, сбор подписей для самовыдвиженцев, разработку стратегии будущей кампании, выдвижение кандидата, взаимодействие с избирательной комиссией и сдачу всего пакета документов на регистрацию, обязательно пиар-сопровождение всех этих процессов.

Важным моментом в этой связи является то, когда должна начинаться предвыборная кампания в рамках электоральной, а это уже зависит от уровня выборов. Для кампаний федерального уровня - выборы Президента Российской Федерации (далее - РФ), выборы в Государственную Думу - предвыборная кампания должна начинаться не менее чем за год, для кампаний регионального уровня - выборы глав субъектов федерации, депутатов региональных парламентов - за полгода до дня голосования, а кампании муниципального уровня - выборы глав районов, мэров городов, советов местных депутатов и глав поселений - за три месяца до дня выборов. Это связано с тем, что для избирательного процесса требуются минимум три ресурса: временные, финансовые и человеческие - чем позже вступаешь в гонку, тем сложнее их будет координировать. На основе анализа электоральных кампаний разного уровня становится очевидно, что чем раньше кандидаты начинают предвыборную кампанию, тем меньше им обходится голос избирателя на выборах в плане его стоимости. К примеру, если кандидат или партия не обросли какими-то связями, партнёрами за год до выборов, то придётся выкладывать гораздо больше средств за платное продвижение, к тому же вырастает конкуренция за ресурсы, и следует помнить, что практически все ресурсы восполняемы, взаимозаменяемы, кроме временного. Здесь актуально вспомнить слова известного французского натура-

листа и философа Ж. Бюффона: «Одна из самых невосполнимых потерь - потеря времени» [1, с. 261].

Многие политические акторы, которые обеспечивают себе властные полномочия через победы на выборах, пользуются специальными технологиями, которые позволяют начать им раннюю агитацию. Например, в политической системе США предусмотрены официальные процедуры выдвижения кандидатов от партий задолго до самих выборов - это праймериз и кокусы.

Кокусы - это избирательные свободные формы, у них нет стандартного процесса проведения. Это партийные собрания, часто неформальные. Избиратели и члены партий собираются в определённом месте и обсуждают, кто может быть претендентом на выборах от их партии. Демократы обычно делятся на группы с претендентами и призывают присоединиться к ним. Потом идёт голосование, чтобы в группе было большее количество человек. У республиканцев этот процесс обычно проводят письменно.

Праймериз - это другой способ по отбору кандидатов для выборов. Праймериз включает в себя процедуры с бюллетенями и кабинками для голосования. Большинство штатов сейчас используют процедуру прай-мериз, и только в редких случаях пользуются кокусами. Также в Америке есть так называемый супервторник, когда праймериз проходит одновременно почти во всех штатах1.

Институт предварительного голосования широко зарекомендовал себя не только в США, но и других государствах. Так, в Италии праймериз на региональном уровне проводятся с 2004 г., а на общегосударственном - с 2005 г. Это открытые выборы, инициируемые партийными коалициями. Во Франции праймериз - это выдвижение или самовыдвижение кандидатов, которых поддерживает избиратель. Такая система работает в Дании и Бельгии. В Германии, Австрии, Финляндии и Швейцарии члены политических партий проводят закрытые прай-мериз, выдвигая кандидата на пост президента. Кроме того, закрытая система праймериз работает и в Японии [2, с. 6].

Обе указанные технологии позволяют ещё до выборов продвинуть будущих кандидатов и сформировать им высокий уровень

узнаваемости. В России эту технологию, которая требует достаточно финансовых и человеческих ресурсов для организации, может позволить только доминирующая партия власти «Единая Россия».

Первые попытки внедрить праймериз в практику партийного строительства в России были сделаны перед избирательной кампанией по выборам депутатов Государственной Думы РФ в 2007 г. Тогда о проведении внутрипартийного голосования заявили политические партии «Единая Россия» и «Справедливая Россия». Организация внутрипартийного голосования у двух партий была различной. «Единая Россия» проводила его среди членов партии на базе местных отделений. Кандидаты, завоевавшие поддержку более половины местных отделений, получали возможность быть включенными в избирательные списки партии. Партия «Справедливая Россия» предприняла попытку максимально расширить круг выборщиков и пригласила всех желающих проголосовать за своих кандидатов.

В отличие от партии «Справедливая Россия», которая ограничилась единовременной акцией по проведению праймериз, «Единая Россия» продолжила совершенствование процедуры проведения праймериз. В ноябре 2009 г. на XI съезде «Единой России» норма об обязательном проведении праймериз была внесена в устав партии. Эта технология используется партией на выборах всех уровней и приносит хороший результат в плане поддержки электората и значительно удешевляет стоимость голоса для партии и её кандидатов. Кроме указанных процессов партийного выдвижения будущих кандидатов за формирование ранней узнаваемости и информационного вхождения в электоральное поле выступает технология сбора подписей для регистрации кандидатов. Однако у этого процесса есть большой риск не пройти успешно сам процесс регистрации, поскольку эта процедура сложная как технически, так и в правовом поле. Причина этого состоит в том, что заложенный в действующем избирательном законодательстве механизм сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов) очень формализован. Любое отступление от буквы закона может повлечь

негативные последствия для кандидата или политической партии в виде отказа в регистрации. При этом данные субъекты, на наш взгляд, лишены эффективных правовых средств, которыми они могут воспользоваться при отстаивании своей правоты на стадии проверки подписных листов в избирательных комиссиях, а также при оспаривании решений избирательных комиссий о регистрации (об отказе в регистрации) в судах [3, с. 26].

Подобная практика в мире является достаточно распространенной. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов) существует во многих странах (Австрия, Германия, Дания, Норвегия, Франция, Финляндия и др.). Данная процедура обусловлена необходимостью выявить действительный уровень поддержки кандидата (политической партии) населением для того, чтобы исключить из электоральной гонки кандидатов, непопулярных или неизвестных избирателям [4]. Но следует отметить, что за последние четыре года в России ситуация изменилась в благоприятную сторону, на выборах разного уровня в статусе самовыдвиженцев стало регистрироваться всё больше кандидатов, которые по закону проходят через сбор подписей. Это свидетельствует о том, что повысился профессиональный уровень технологов, которые организуют сам процесс сбора подписей, и выросла лояльность самих избирателей к процессу отдачи своей подписи за выдвижение того или иного кандидата. На наш взгляд, перелом произошёл в 2020 г., когда на выборы в региональные парламенты 11 субъектов федерации вышли две новые политические партии, которые были зарегистрированы только в феврале этого года, - «За Правду» и «Новые люди». Кандидатам от этих партий и их спискам во всех регионах нужно было проходить через сбор подписей, и они успешно это сделали, зарегистрировали списки своих кандидатов, и даже несколько человек выдвинулись в одномандатных округах.

Однако это далеко не все технологии, которые можно применить для раннего начала предвыборной кампании. Менее ресурсно-затратной и имеющей ещё один важный аналитический эффект является технология формирующего опроса. В период предвыборной кампании идёт важный процесс составления

паспорта округа и проведение опроса населения с целью разработки стратегии электоральной кампании и программы кандидата. Это очень важный аналитический процесс, его результаты будут использоваться в течение всей кампании.

Паспорт избирательного округа, по сути, - это формализованная аналитическая справка, характеризующая округ по административно-территориальному делению, органам власти, политическим симпатиям избирателей, социально-демографической характеристике, уровню экономического развития, актуальным социальным проблемам, группам влияния и местным элитам, лидерам общественного мнения и наиболее острым проблемам по оценкам жителей. Составляется паспорт на основе данных открытых источников и статистических данных, анализа СМИ, социальных сетей и вторичного анализа данных имеющихся социологических исследований.

С целью верификации информации, которая включается в паспорт округа, проводят социологическое исследование на округе через анкетирование избирателей по репрезентативной квотной выборке. В такую анкету, как правило, включают 5 блоков вопросов:

- Политический блок. Это набор вопросов, через ответы на которые определяются политические предпочтения избирателей (политические партии, за которые они голосуют), степень их доверия к ведущим политикам округа и другим лидерам общественного мнения, а также оценка избирателями ситуации в округе и перспектив её развития.

- Информационный блок. Устанавливаются каналы, через которые избиратели получают информацию социально-политической ситуации в стране и районе, о кандидатах и предпочтения по СМИ и социальным сетям. Такие данные позволяют разработать стратегию информационного продвижения кандидата в период всей электоральной кампании.

- Проблемный блок. Выявляются основные проблемы, которые волнуют избирателей округа. Информация по проблемному блоку используется в первую очередь для уточнения тем кампании и написания предвыборной программы.

- Блок личностных запросов. Определяются запросы избирателей на идеальные

образы политиков и ожидаемые действия в случае избрания. Наиболее эффективными для этого нам представляются открытые вопросы типа: «Почему вы готовы голосовать за данного кандидата?» и «Почему вы никогда не будете голосовать за данного кандидата?» (определение антиобраза).

- Блок «паспортичка». Указывается пол, возраст, образование, социальное положение и район проживания избирателей.

Помимо эффекта верификации информации, указанной в паспорте округа, и более глубокого изучения мотивов поведения избирателей через данное анкетирование можно провести информирование избирателей о нашем будущем кандидате и сформировать первую и важную часть его рейтинга - узнаваемость. Сделать это можно через вставку формирующих вопросов в два блока - политический и блок личностных опросов. Это могут быть закрытые вопросы о том, кого из политиков Вы знаете, за кого готовы \ не готовы проголосовать, кто из указанных политиков больше всего подходит под ваши запросы (идеалы). При постановке данных вопросов можно немного увеличить шрифт строки, где даётся информация о продвигаемом кандидате, или дать о нём больше информации, чем о других. Так называемый эффект выпуклости позволит визуально и информационно выделить данного кандидата, что поспособствует запоминанию со стороны избирателей.

Вернёмся к одной из главных задач нашей статьи - определению этапов электоральной кампании с позиций нашего авторского подхода. Первый этап - предвыборная кампания, которую мы описали выше, - переходит в следующий - в избирательную кампании. Её началом является официальная регистрация лица или партии в качестве кандидата на выборах. В нашем технологическом понимании период избирательной кампании не совпадает с законодательным её обособлением.

Так, в законодательстве РФ (ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.) под избирательной кампанией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осу-

ществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчёта о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов [5].

Нами выделяемый период избирательной кампании длится от момента регистрации кандидата до дня тишины, если он предусматривается, или до первого дня голосования, если дня тишины нет, как это бывает в случаях многодневного голосования. Это одна из самых активных фаз электоральной кампании, поскольку уже известны все участники избирательного процесса, идёт прямая активная агитация по всем технологическим направлениям, подготовка к обеспечению самого процесса голосования со стороны кандидатов и партий: набор и обучение наблюдателей, оформление их на участковые избирательные комиссии, готовится экзит-полл и др.

В аналитическом плане в этот период проводят такие исследования, которые позволяют проверить эффективность идущей агитации, в случае необходимости есть ещё возможность внести в неё коррективы, изучается и анализируется конкурентная среда, тестируется агитационный пропагандистский материал (далее - АПМ) и ведётся систематический мониторинг СМИ и социальных сетей.

В качестве методов исследования и анализа используются следующие: для изучения СМИ и социальных сетей - мониторинг через контент-анализ, для тестирования АПМ -фокус-группы, для изучения конкурентной среды и установления результатов идущей агитации - экспресс-анкетирования в формате мониторинга каждые две недели, чтобы увидеть изменения рейтингов всех кандидатов и оценить эффект агитации.

Избирательную кампанию как этап электоральной сменяет выборная кампания. Как мы отмечали выше, она начинается со дня тишины или первого дня голосования и продолжается до официального объявления результатов выборов (опубликования). В дея-

тельностном плане это не менее активный этап, чем два предыдущих, от его проведения зависит во многом общий результат и главная его задача - «не дать украсть победу» и не допустить «сушку» явки избирателей. Все дни голосования кандидаты и их штабы обеспечивают процесс наблюдения за выборами всеми возможными легитимными способами, а их сейчас не мало, оперативно реагируют на выявление нарушений через оформление жалоб в вышестоящие избирательные комиссии и освещают процесс и ход голосования в СМИ.

В рамках выборной кампании огромное значение имеет процесс проведения экзит-полла, который выполняет роль барометра идущего процесса голосования, способа выявить фальсификации на участках для голосования, а также повлиять на сам процесс голосования. Одновременно он является и методом аналитики, и борьбы за честные выборы. Чтобы понять суть экзит-полла, следует обратиться к его определению, которое дал А. Мун на одной из конференций, которую проводил ВЦИОМ по результатам выборов: «Экзит-полл - это очень дорогой способ узнать результаты выборов на несколько часов раньше, чем они станут известны всем»2.

Ценность экзит-полла для анализа состоит в том, что этот опрос позволяет оценить расхождение между намерениями людей и их реальными действиями, а попутно протестировать качество работы региональной сети. Метод показал свою оправданность, что привело к его распространению в сферу неполитических исследований. Данные, получаемые в ходе экзит-поллов, помогают составить фактический портрет электората той или иной партии, выявить дополнительную информацию о процессе принятия решения избирателями, степени доверия самому процессу выборов и много другой ценной информации, которая впоследствии может быть использована при прогнозировании электорального процесса.

Заказчиками экзит-поллов чаще всего являются те структуры и организации, которые в наибольшей степени заинтересованы в максимально быстрой и точной информации о ходе выборов. Политические партии также пользуются результатами экзит-поллов,

в частности, чтобы оценить свои преимущества, недостатки проведенной до выборов работы, перспективы и т. д. [6, с. 38].

В заключение отметим, что определение этапов масштабного избирательного процесса через призму технологического подхода позволит избежать амбивалентности в понимании дефиниций и даст чёткую хронологическую последовательность всем действиям, поспособствует разработке эффективной стратегии всей электоральной кампании: предвыборной, избирательной и выборной, а так же обеспечит её корректное аналитическое сопровождение, которое позволяет эф-

фективно использовать все ресурсы, необходимые для выборов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Как устроена избирательная система в США. - URL: https://americausa.ru/zakoni/kak-ustroena-izbiratelnaya-sistema-v-ssha.html (дата обращения: 10.01.2024).

2 Moon N. ^e managing director of GfK NOP Social Research // Экзит-поллы в России и СНГ: теория и практика электоральных исследований : конференция ВЦИОМ при участии ЦИК РФ. Москва, апрель 2011. - URL: https://profi.wciom.ru /index.php?id=1526&ysclid=lwzrh0wgs1108660506 (дата обращения: 04.06. 2024).

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология мировой философии : в 4 т. - М. : Мысль, 1969-1972. - Т. 1, ч. 1 / ред. и сост.

B. В. Соколов. - 1969. - 576 с.

2. Болховитина Т. С. Праймериз как форма политического участия: история становления института // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2017. - № 1. - URL: htíps://cyberleninka.ru/aríicle/n/praymeriz-kak-forma-politicheskogo-uchasíiya-istoriya-stanovleniya-instituta (дата обращения: 10.01.2024).

3. Дегтярев М. А., Рымарев Д. С. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов): проблемы реализации и возможные пути решения // Актуальные теоретические и прикладные вопросы Российского избирательного права. - 2020. - № 2. - С. 2-5. - URL: htíps://cyberleninka.ru/aríicle/n/sbor-podpisey-izbirateley-v-podderzhku-vydvizheniya-kandidata-spiska-kandidatov-problemy-realizatsii-i-vozmozhnye-puti-ih-resheniya (дата обращения: 11.01.2024).

4. Зарубежное избирательное право : учеб. пособие / науч. ред. В. В. Маклаков. - М. : НОРМА, 2003. -288 с. - URL: http://www.rcoit.ru/lib/books/135/ book926/. (дата обращения: 07.01.2024)

5. Комарова В. В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». - М. : Юркомпани, 2009. - 759 с.

6. Баскакова Ю. М. Экзит-полл и его задачи // Мониторинг общественного мнения. - 2011. - № 4 (104). -

C. 37-41. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzit-poll-i-ego-zadachi (дата обращения: 06.01.2024).

Сведения об авторе

Ветренко Инна Александровна - доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой социальных технологий

Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург, Россия)

Адрес для корреспонденции: 191119, Россия, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, 6/10 E-mail: vetrenko-ia@ranepa.ru РИНЦ AuthorlD: 287914 ОкСЮ: 0000-0001-5212-4580

Информация о статье

Дата поступления 28 февраля 2024 г.

Дата принятия в печать 16 апреля 2024 г.

Для цитирования

Ветренко И. А. Периодизация электоральной кампании и её аналитическое сопровождение // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 2 (42). С. 134-140. й01: 10.24147/2312-1300.2024.11 (2).134-140.

ISSN 2312-13QQ

139

I.A. Vetrenko

PERIODIZATION OF THE ELECTORAL CAMPAIGN AND ITS ANALYTICAL SUPPORT

This article contains the author's approach aimed at separating such concepts as "electoral campaign", "election campaign", "election campaign", "election campaign", the division of the electoral campaign into chronological stages is proposed and a meaningful description of each of them is given. The author considers several electoral strategies that differ in planning technologies. The most valuable aspect of the article is the characteristic of methods of analytical support of electoral campaigns. The methods of collecting information, processing and analyzing it for each stage of the campaign with a description of their feasibility and practical significance are proposed. The results of the research presented in the article allow us to solve important issues of an applied nature, such as the formation of a strategy and the selection of tactics and technologies for conducting a campaign, identifying the causes of electoral campaign crises at all its stages.

Keywords: electoral campaign; election campaign; election campaign; election campaign; elections; analytical support.

REFERENCES

1. Sokolov V.V. (ed.). Anthology of world philosophy, in 4 volumes, Moscow, Mysl' Publ., 1969-1972, vol. 1, part 1, 1969, 576 p. (in Russian).

2. Bolkhovitina T.S. Primaries as a form of political participation: the history of the institution's formation. Proceedings of Tula State University. Humanities, 2017, no. 1, available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 praymeriz-kak-forma-politicheskogo-uchastiya-istoriya-stanovleniya-instituta (accessed: 10.01.2024). (in Russian).

3. Degtyarev M.A., Rymarev D.S. Collecting signatures of voters in support of the nomination of a candidate (list of candidates): implementation problems and possible solutions. Current theoretical and applied issues of Russian electoral law, 2020, no. 1, pp. 2-5, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sbor-podpisey-izbirateley-v-podderzhku-vydvizheniya-kandidata-spiska-kandidatov-problemy-realizatsii-i-vozmozhnye-puti-ih-resheniya (accessed: 11.01.2024). (in Russian).

4. Maklakov V.V. (ed.). Foreign electoral law, studies manual. Moscow, NORMA Publ., 2003, 288 p., available at: http://www.rcoit.ru/lib/books/135/book926/ (accessed: 07.01.2024). (in Russian).

5. Komarova V.V. Scientific and practical commentary on Federal Law No. 67-FZ of June 12, 2002 "On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation", Moscow, Yurkompani Publ., 2009, 759 p. (in Russian).

6. Baskakova Yu.M. Exit poll and its tasks. Monitoring of Public Opinion, 2011, no. 4 (104), pp. 37-41, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzit-poll-i-ego-zadachi (accessed: 06.01.2024). (in Russian).

About the author

Inna A. Vetrenko - Doctor of Political Sciences, Professor, Head of the Department of Social Technologies

North-Western Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia) Postal address: 6/10, Chernyakhovskogo ul., St. Petersburg, 191119, Russia

E-mail: vetrenko-ia@ranepa.ru RSCI AuthorID: 287914 ORCID: 0000-0001-5212-4580

Article info

Received

February 28, 2024

Accepted April 16, 2024

For citations

Vetrenko I.A. Periodization of the Electoral Campaign and its Analytical Support. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2024, vol. 11, no. 2 (42), pp. 134-140. DOI: 10.24147/2312-1300.2024.11(2). 134-140 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.