Научная статья на тему 'Периодика в самиздате: русский патриотический журнал «Вече» (1971-1973 гг. )'

Периодика в самиздате: русский патриотический журнал «Вече» (1971-1973 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
514
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМИЗДАТ / СОВЕТСКИЕ ДИССИДЕНТЫ / ИНАКОМЫСЛИЕ / ПРАВОСЛАВИЕ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ / НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ИДЕИ / SAMIZDAT / SOVIET DISSIDENTS / DISSENT / ORTHODOX / NATIONAL-RELIGIOUS IDEAS / NATIONAL-PATRIOTIC IDEAS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Русина Юлия Анатольевна

В статье анализируется содержание журнала «Вече», выходившего в самиздате в начале 70-х гг. прошлого столетия. Это время в современной научной и публицистической литературе называют «православным ренессансом», когда в образованной, интеллигентской среде ширился интерес к религиозному знанию и просвещению, православным корням. Однако духовные поиски устремившихся в лоно Церкви власти атеистического государства могли рассматривать лишь в дискурсе инакомыслия. В связи с этим православной периодике, появившейся как отклик на вспыхнувший интерес к вопросам православия, религиозной философии и литературы, была суждена очень короткая судьба. Так и журнал «Вече» выходил в течение всего трех лет и прекратил свое существование по причине ареста своего редактора, Владимира Осипова. Содержание журнала отражает сложные, противоречивые отношения как внутри так называемой диссидентской среды, так и в церковной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Periodicals of samizdat: the Russian patriotic magazine “Veche” (1971-1973)

The article analyzes content of the magazine “Veche” samizdat periodical of the early 1970-s. It was the period called “an Orthodox renaissance” by the authors of the modern scientific and publicist literature as the educated people and intellectuals of that time were seriously interested in religious problems and the Orthodox tradition. But this kind of spiritual interest among those striving for the Church in the atheistic country was considered to be dissent. So the Orthodox periodicals appeared in response to such deep concern with the Church and religious philosophy was doomed to finish very soon. So the “Veche” magazine was issued for 3 years only and ceased to exist as soon as the magazine’s editor Vladimir Osipov was arrested. The magazine content reflected complicated and contradictory relations both among dissidents and inside the Church.Keywords: samizdat, soviet dissidents, dissent, orthodox, national-religious ideas, national-patriotic ideas.

Текст научной работы на тему «Периодика в самиздате: русский патриотический журнал «Вече» (1971-1973 гг. )»

Ю. А. Русина

ПЕРИОДИКА В САМИЗДАТЕ: РУССКИЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ВЕЧЕ» (1971-1973 гг.)*

В статье анализируется содержание журнала «Вече», выходившего в самиздате в начале 70-х гг. прошлого столетия. Это время в современной научной и публицистической литературе называют «православным ренессансом», когда в образованной, интеллигентской среде ширился интерес к религиозному знанию и просвещению, православным корням. Однако духовные поиски устремившихся в лоно Церкви власти атеистического государства могли рассматривать лишь в дискурсе инакомыслия. В связи с этим православной периодике, появившейся как отклик на вспыхнувший интерес к вопросам православия, религиозной философии и литературы, была суждена очень короткая судьба. Так и журнал «Вече» выходил в течение всего трех лет и прекратил свое существование по причине ареста своего редактора, Владимира Осипова. Содержание журнала отражает сложные, противоречивые отношения как внутри так называемой диссидентской среды, так и в церковной организации.

Ключевые слова: самиздат, советские диссиденты, инакомыслие, православие, национально-религиозные идеи, национально-патриотические идеи.

Русское национальное патриотическое течение развивалось в общем русле советского инакомыслия и диссидентских движений второй половины прошлого столетия.

Возрождению русской патриотической идеи способствовало победное завершение Второй мировой войны: в послевоенные годы рос интерес интеллигенции к традиционным национальным ценностям, трудам дореволюционных историков и философов, православной риторике. Одним из приверженцев и выразителей национально-религиозной идеи был А. И. Солженицын.

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-41-93012 «Самиздат в СССР: тексты и судьбы».

© Ю. А. Русина, 2017

153

На почве чтения книг философов Серебряного века в Ленинграде в 1964 г. возникла тайная организация «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа» (ВСХСОН). Идеологией Союза стал так называемый «христианский социализм». Программа организации включала план преобразования СССР на национально-православной основе1. Помимо резкой критики марксистской доктрины и материалистического мировоззрения, в программе предлагалась некая идеальная модель для будущей свободной России, ориентированная на христианские ценности. Мировоззренчески четверо основателей ВСХСОН — Игорь Огурцов, Евгений Вагин, Михаил Садо и Анатолий Аверичкин — опирались на «русскую идею» Н. И. Бердяева. Союз просуществовал до 1967 г., когда большинство его членов (26 человек) были арестованы. Руководители получили сроки от 8 до 15 лет строго режима по ст. 64, «Измена родине», Уголовного кодекса (УК) РСФСР.

Объединительным центром русского национального движения в начале 1970-х гг. стал «Русский патриотический журнал Вече»2, редактор-составитель которого, Владимир Осипов3, подготовил и выпустил в самиздате в 1971-1973 гг. 9 его номеров. Один их бывших ВСХСНОВ-цев, Леонид Бородин, отбыв 6-летний срок, сотрудничал с «Вече». Это издание было проникнуто духом славянофильства, вниманием к исто-

1 Алексеева Л. История инакомыслия. Новейший период. Вильнюс; М., 1992. С. 328-330.

2 Собрание документов самиздата / Samizdat Archive Association. Munich, Germany, 1968-1972. Т. 21-А, 21-Б. // Open Society Archives, Budapest, Hungary. Fond 300, sub-fond 85, ser. 11 (HU-OSA, 300/85/11).

3 Владимир Осипов, историк, редактор, правозащитник. В 1960-1961 гг. входил в число участников молодежных собраний у памятника В. В. Маяковскому в г. Москве. Арестован в 1961 г. и осужден Московским городским судом за «антисоветскую агитацию и пропаганду» (ст. 70 ч. 1 УК РСФСР). В 1962-1968 гг. находился в заключении. Вышел оттуда, по его словам, убежденным русским националистом. В 1970 г. написал статью «Три отношения к родине», ходившую в самиздате и опубликованную в 1972 г. в журнале «Грани» (ФРГ). За издание журнала «Вече» был приговорен Владимирским областным судом в 1975 г. по той же статье к 8 годам лишения свободы. В 1975-1982 гг. находился в заключении, принимал участие в акциях протеста против произвола лагерной администрации, за что неоднократно водворялся в штрафной изолятор. И первое, и второе заключение отбывал в Дубравлаге (Мордовия). После 1985 г. выпускал ряд периодических изданий православной направленности. Полностью реабилитирован в 1991 г. В настоящее время возглавляет Союз «Христианского возрождения». Член Союза писателей России (с 1994 г.). Автор воспоминаний «Дубравлаг» (2003) и различных публицистических работ.

рии России, призывами к возрождению русского самосознания. Определенное место в журнале отводилось художественной прозе и поэзии.

В предисловии к первому номеру журнала было определено кредо: «В век небывалого развития корыстолюбия и преступности <.. .> продолжить духовную линию славянофилов и Достоевского»4. Здесь были опубликованы статьи А. Скуратова «У истоков русского самосознания», М. Антонова «Учение славянофилов — высший взлет народного самосознания в России в доленинский период», заметки о градостроительстве и сохранности архитектурных памятников «Судьба русской столицы», стихи М. Волошина «Владимирская Богоматерь». В разделе «Критика и библиография» анонсировались вышедшая в самиздате работа Б. Белова «Религия и современное сознание» и статья Н. Рубцова «К проблеме искренности в поэзии», а также давался обзор содержания журнала «Новый мир» за 1969-1970 гг.

Такой подбор материалов вызвал негативный отклик радиостанции «Свобода», которая в своем сообщении от 27 февраля 1971 г. назвала журнал «Вече» «подпольным и крайне шовинистическим». В ответ редакция, в лице В. Осипова, в предисловии ко 2-му номеру заявила протест подобной оценке: «Мы не собираемся умалять достоинства других наций. Мы хотим одного — укрепления русской национальной культуры, патриотических тенденций в духе славянофилов и Достоевского, утверждения самобытности и величия России. Что касается политических проблем, то они не входят в тематику нашего журнала». Опровергалась также нелегальность журнала, т. к. на его титуле указывались имя и почтовый адрес редактора5.

Тематика последующих выпусков «Вече» в полной мере соответствовала выдвинутым принципам. Структура журнала была несложной и представляла собой практически один основной раздел, где печатались статьи соответствующей направленности, посвященные вопросам науки, литературы, истории. Кроме того, имелись рубрики: «Критика и библиография», «Наша почта», «Хроника». Объем номеров «Вече» представляется очень солидным — каждый выпуск «весил» от одной до двух сотен страниц формата А4.

В 6-ом (1972 г.) номере журнала была опубликована беседа редактора «Вече» с корреспондентом Associated Press Стивенсом Бронингом6.

4 Архив самиздата (АС). № 1013. «Вече». № 1. 1971 г. // HU-OSA, 300/85/11.

5 АС. № 1020. «Вече». № 2. 1971 г.

6 АС. № 1599. «Вече». № 6. 1972 г.

Отвечая на вопросы корреспондента информационного Нью-йоркского агентства о редактируемом им журнале, В. Осипов отметил, что «Вече» не является центром какого-либо общественного движения, но отражает состояние умов. Поэтому журнал выражает интересы тех, кто признает за каждой нацией право на самобытное культурное развитие, и является первым национальным журналом в СССР. Кроме того, В. Осипов определил цели публикаций «Вече»: защищать от гибели памятники материальной и духовной культуры; воспитывать уважение к национальным святыням; способствовать преемственности в русской культуре; обсуждать животрепещущие проблемы русской национальной и культурной жизни, чтобы уберечь народ и, в особенности, молодежь от «космополитического разложения»; поддерживать любовь к Родине и Православной Церкви. «Мы хотим, чтобы колокол "Вече" издавал тон, на который откликнулись струны национального самосознания», — образно заявил Осипов в интервью7. Ответ редактора на вопрос американского журналиста о философах и писателях, ставших источником вдохновения и дискуссий в журнале, объясняет наполнение его содержания именами Павла Флоренского, Василия Розанова, Николая Данилевского, Николая и Льва Гумилева, Александра Солженицына и др.

Журнал трактовал народность и культуру в самом широком смысле, отсюда интерес его авторов к природе и фактору среды, проявившийся в публикации статей природно-географического характера. Например, статья «Еще раз о Байкале»8, используя пафосную лексику о природе, как части Родины, предупреждает об угрозе чистоте байкальских вод со стороны целлюлозного комбината и промышленных стоков. В преддверие визита в СССР премьер-министра Японии К. Танака журнал поместил материал о Курильских островах, доказывая недопустимость проявлять в отношении этих территорий историческую недальновидность, как это произошло с продажей Аляски в XIX в.9

У журнала был свой взгляд на творчество советских писателей и поэтов. М. Морозов в статье «Несколько замечаний о современном литературном процессе» пишет: «Время Евтушенко, Вознесенского, Шолохова и Леонова прошло», в то же время вершинами современной прозы

7 АС. № 1599. «Вече». № 6. 1972 г.

8 АС. № 1140. «Вече». № 4. 1972 г.

9 АС. № 1665. «Вече». № 8. 1973 г.

и поэзии остаются А. Твардовский, А. Тарковский, А. Солженицын и М. Булгаков. Новыми, «свободными и раскованными именами современной лирики» автор называет Олега Чухонцева и Глеба Горбовского, «поэтически и духовно зрелыми» — Анатолия Жигулина и Станислава Куняева, «радующими чувством языка и увлеченными стариной» Василия Белова и Виктора Лихоносова. Отмечено поэтическое обаяние Беллы Ахмадулиной, но и выражено сожаление по поводу ухода ее творчества «в несвойственные русской лирической традиции иррациональные глубины». Осуждены автором «замечаний» советские литературные критики, «впрягшиеся в скрипучую упряжку конформистской методологии»10. Часто можно увидеть в публикациях журнала стихи Николая Рубцова, в творчестве которого, по мнению составителей «Вече», воплотился «дух народа».

В одном из номеров этой самиздатской периодики была опубликована статья «К выходу двух пластинок Руслановой», где творчество популярной советской певицы противопоставляется «подражанию Западу». Исполнение Лидией Руслановой народных песен сравнивалось с «открытым окном из душного мира современной эстрады»11.

Встречаются в основном разделе журнала и заметки с претензией на афористичность, например, «Мысли-прожекторы»: «В мире концентрируется зло и одновременно добро. Концентрация зла — это его гибель. Концентрация добра — это созидание»; «Религия должна восприниматься через национальные чувства, тогда она будет органическим явлением»; «Космополитизм — это духовное рабство...»12. Нравоучительным белым стихом представлены слова о молитве в «Разрозненных мыслях»: «Молитва. / Надо молиться! / Молитвы бывают всякие, личные и общественные. / Молитвы бывают искренние, задушевные, от души. / Молитвы бывают формальные, только говоришь слова. / Надо молиться! / Молиться с верой. / Но как верить, если знаешь, что будут молиться, чтобы соблюсти форму? / Молитва может быть чудом? / Надо молиться! / Не думать о том, как есть, как может быть, а надо молиться... / В молитве мы просим, а Бог исполняет./Богу невозможного нет! / Помысел Божий ведь и заключается в том, чтобы вывести нас из наших

10 АС. № 1020. «Вече». № 2. 1971 г.

11 АС. № 1108 «Вече». № 3. 1971 г.

12 АС. № 1020. «Вече». № 2. 1971 г.

лабиринтов. / Мы запутались в своих лабиринтах. / Надо молиться! / Положиться на волю Божию. / Богу невозможного нет!»13.

В разделе «Критика и библиография» на протяжении несколько номеров «Вече» обсуждался роман А. Солженицына «Август четырнадцатого». При этом учитывались не только восторженные отзывы, но и мнения, выражающие сомнения в идеологии книги. «Август четырнадцатого» одними сравнивался с богатой красками палитрой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», а другими критиковался за недостоверный показ генералитета русской армии в начальные месяцы Первой мировой войны.

Печатались в журнале статьи, объединенные тематикой «Общество и Церковь», хотя самостоятельная рубрика под таким заголовком появляется лишь в 8-ом номере «Вече» (июль 1973 г.). На журнальных страницах можно увидеть статьи по истории Русской Православной Церкви (например, о Патриархе Тихоне), материалы Поместных Соборов (например, об отношении к старообрядцам), свидетельства прихожан о том, как проходят Пасхальные ночи в Москве и т. д. Здесь, в определенной степени, нашла отражение история опальных священников Г. Якунина, и Н. Эшлимана14, помещены письма в их защиту (например, А. Солженицына к Патриарху Пимену), дискуссионные материалы о положении Церкви в советском обществе и о поступке священников, обратившихся к Патриарху с открытым письмом, тексты прошений и апелляций Г. Якунина о восстановлении его на службе.

В упомянутом письме А. Солженицына к Патриарху, опубликованном в 5-ом выпуске журнала (1972 г.), говорится: «Вот уже седьмой год пошел, как два честнейших священника <...> своим жертвенным

13 АС. № 1108. «Вече». № 3. 1971 г.

14 В 1965 г. они направили Патриарху Алексию I открытое письмо, в котором подробно представили картину противозаконного подавления органами государственной власти СССР прав и свобод верующих граждан страны. Копии письма были направлены председателю Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорному, председателю Совета министров СССР А. Н. Косыгину и Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко. В 1966 г. определением Святейшего Патриарха Алексия I священники были запрещены в священнослужении «до полного раскаяния». Г. Якунин опубликовал в самиздате большое количество документов, свидетельствовавших о нарушениях прав верующих в СССР. В 1979 г. он был арестован и осужден за антисоветскую агитацию. Наказание отбывал в лагере Пермь-35. В 1987 г. амнистирован и восстановлен в сане. В 1991 г. реабилитирован. Впоследствии за свою политическую деятельность запрещен, уклонился в раскол, и 1997 г. Г. Якунин был отлучен от Церкви.

примером подтверждая, что не угас чистый пламень христианской веры, написали известное письмо. <...> Седьмой год, как сказано в полную громкость, а что же изменилось? На каждый действующий храм — двадцать снесенных и разрушенных безвозвратно, да двадцать в запустении и осквернении — есть ли зрелище более надрывное. <...> Седьмой год — и хоть что-то отстоено Церковью? Все церковное управление <...> все так же секретно ведется из СОВЕТА ПО ДЕЛАМ. Церковь, руководимая <...> атеистами — зрелище невиданное за два тысячелетия. Их контролю отдано и все церковное хозяйство. <...> Священники бесправны в своих приходах». Здесь же помещен отклик священника, церковного писателя, участника диссидентского движения Сергея Желудкова «По поводу письма Солженицына Патриарху»: «Вы написали весь мир облетевшее обвинение человеку, который заведомо лишен всякой возможности Вам ответить. <...> Легальная церковная организация не может быть ОСТРОВОМ СВОБОДЫ в нашем строго-единообразно организованном обществе, управляемом из единого центра»15.

В 8-ом номере журнала (1973 г.) в разделе «Общество и Церковь» обсуждался проект «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об образовании». В материале высказаны замечания и предложены поправки к проекту, в том числе сформулированные Г. Якуниным, в контексте соблюдения прав верующих. Отмечено, что проект игнорирует принципиальную правовую возможность сочетать религиозное воспитание и образование. Обращалось внимание на то, что закон не может требовать от верующих родителей воспитания своих детей в «духе коммунистической (а значит, атеистической) нравственности», как это трактуется в документе. В связи с этим предложено внести уточнения в формулировку законопроекта: «Воспитание в духе высокой нравственности». Кроме того, высказывалось мнение о целесообразности введения в «Основы законодательства о народном образовании» гарантий получения образовательных квалификаций всем, независимо от мировоззрения, учитывая те притеснения, с которыми сталкиваются верующие при поступлении в высшие учебные заведения16.

Как уже говорилось выше, религиозная тематика присутствовала в «Вече» с самого первого его номера и не только в основной части.

15 АС № 1230. «Вече». № 5. 1972 г.

16 АС. № 1665. «Вече». № 8. 1973 г.

Так, например, в разделе «Наша почта» в 4-ом выпуске (1972 г.) под заголовком «Глумление по-иркутски» был опубликован вопросник, который должны были заполнять граждане, пожелавшие окрестить своих детей17. На вопрос «Что побудило вас принять участие в обряде крещения?» предлагалось выбрать ответ из следующих вариантов: «Окрестить на всякий случай; привлекла внешняя сторона обряда; по традиции нашей семьи; Крещение предопределяет судьбу». Кроме того, в анкете выяснялось «отношение к религии», наличие «икон и других предметов религиозного культа в доме». Атеистический взгляд на веру отразился в предлагаемых вариантах ответов на вопрос об отношении к религии. Из 5 возможных формулировок лишь последняя говорила о принадлежности к вере: «Считаю себя верующим». Другие скорее соответствовали светскому социологическому опросу: «1. Безразлично отношусь к религии. 2. Считаю себя неверующим. 3. Выступаю против религии. 4. Испытываю колебания между верой и неверием».

В последнем, 9-ом номере «Вече», отредактированном В. Осипо-вым (декабрь 1973 г.), напечатаны две главы из романа А. Солженицына «В круге первом»; статья М. Архангельского «О символике раннехристианских и православных храмов»; исследование К. Воронова «Демографические проблемы России», рассматривающее снижение прироста населения в РСФСР между переписями 1959 и 1970 гг. по сравнению с остальными республиками на основе данных официальной статистики; ответ П. Тихомирова на статью председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР В. А. Куроедова «Из истории взаимоотношений государства и Церкви», опубликованную в «Вопросах истории» (№ 9, 1973 г.); и другие материалы18.

Национализм девяти выпусков «Вече», к которым был причастен Владимир Осипов, выступал как определенное отношение к русской истории, культуре, православию и, по мнению Л. Алексеевой, автора самого известного труда по истории инакомыслия в советском обществе, вполне сочетался с демократизмом19. Сам редактор-составитель также отмечал связь идей классиков славянофильства с либерализмом.

17 АС. № 1140. «Вече». № 4. 1972 г.

18 АС. № 2040. «Вече». № 9. 1973 г.

19 Алексеева Л. История инакомыслия. С. 331.

В. Осипов стремился сделать «Вече» трибуной всех оттенков русского национального и православного течений. Политические предпочтения некоторых авторов журнала не совпадали со взглядами его редактора. Так, один из авторов, Анатолий Иванов, печатавшийся под псевдонимом Скуратов, привнес в журнал юдофобство и сталинские симпатии, а М. Антонов утверждал идеи национал-большевизма, которые не были свойственны самому В. Осипову. В одном журнале оказалось трудно совместить спектр мнений от либерального национализма до национал-большевизма. Противоречия в редакции нарастали и привели к тому, что в 9-м выпуске В. Осипов опубликовал заявление о сложении с себя обязанностей редактора. Но, несмотря на все разногласия и трудности, журнал «Вече», выходивший в 1971-1973 гг., внес определенный вклад в процесс формирования русского православного мировоззрения.

Идеи «Вече» были продолжены журналом «Земля», который взялись составлять и редактировать Владимир Осипов и Владимир Родионов, стремясь уйти от прежних противоречий. Однако во второй половине 1974 г. вышло всего два его номера. Кстати, во втором выпуске журнала «Земля» был опубликован материал о «новом направлении» в исторической науке, предлагавшем пересмотреть ленинскую концепцию о многоукладности развития капитализма в России, к которому имел отношение преподаватель Уральского государственного университета им. А. М. Горького В. В. Адамов. Арест В. Осипова в конце 1974 г., в результате которого он провел в заключении 8 лет, прервал его издательскую деятельность. Выход журнала «Земля» возобновился только в 1987 г. Но это было уже совсем другое время.

Список литературы

1. Алексеева Л. История инакомыслия. Новейший период. Вильнюс; М., 1992.

2. Собрание документов самиздата / Samizdat Archive Association. Munich, Germany, 1968-1972. Т. 21-А, 21-Б. // Open Society Archives, Budapest, Hungary. Fond 300, sub-fond 85, ser. 11 (HU-OSA, 300/85/11).

periodicals of samizdat: the russian patriotic magazine "veche" (1971-1973)

Abstract

The article analyzes content of the magazine "Veche" — samizdat periodical of the early 1970s. It was the period called "an Orthodox renaissance" by the authors of the modern scientific and publicist literature as the educated people and intellectuals of that time were seriously interested in religious problems and the Orthodox tradition. But this kind of spiritual interest among those striving for the Church in the atheistic country was considered to be dissent. So the Orthodox periodicals appeared in response to such deep concern with the Church and religious philosophy was doomed to finish very soon. So the "Veche" magazine was issued for 3 years only and ceased to exist as soon as the magazine's editor Vladimir Osipov was arrested. The magazine content reflected complicated and contradictory relations both among dissidents and inside the Church.Keywords: samizdat, soviet dissidents, dissent, orthodox, national-religious ideas, national-patriotic ideas.

Keywords: samizdat, Soviet dissidents, dissent, Orthodox, national-religious ideas, national-patriotic ideas.

References

1. Alekseeva L. Istoriya inakomysliya. Novejshij period [The history of dissidence. The newest period]. Vilnius; Moscow, 1992.

2. Samizdat Archive Association. Munich, Germany, 1968-1972. T. 21-A, 21-B. Open Society Archives, Budapest, Hungary. Fond 300, sub-fond 85, ser. 11 (HU-OSA, 300/85/11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.