Научная статья на тему 'Периодические издания для бизнеса в традиционной и электронной информационной среде'

Периодические издания для бизнеса в традиционной и электронной информационной среде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
211
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Периодические издания для бизнеса в традиционной и электронной информационной среде»

О.В. Кириллова

Периодические издания для бизнеса в традиционной и электронной информационной среде

Periodic editions for business in traditional and electronic information environment

ми» выступают юридические и физические лица различных форм собственности, государственная составляющая которых уменьшается с каждым годом. Предпринимательская деятельность требует от руководителей этих предприятий принятия решений на всех этапах организации и ведения бизнеса. На каждом этапе одной из основных является информационная составляющая, которая обеспечивает руководителей и специалистов-исполнителей знанием о текущем моменте и тенденциях развития рынка производимых ими товаров и услуг. Важными информационными блоками для предпринимателей являются блок информации о предприятиях-конкурентах и производимой ими продукции и блок информации о новых технологиях и новациях, позволяющих совершенствовать и развивать производство и реализацию товаров и услуг. Применение наукоемких технологий в производстве товаров и услуг является одним из основных путей развития и сохранения конкурентоспособности.

Важными источниками информации о развитии рынка, достижениях производства и применяемых наукоемких технологиях являются традици-

условиях рыночной экономики производитель това ров и услуг становится одним из основных потреби телей разного рода информации. «Производителя

онные виды опубликованных и неопубликованных документов, относящихся к категории научной, технической и экономической информации.

Возникновение предпринимательского сектора в России в начале 90-х годов ХХ в. породило ситуацию, когда научная и техническая информация, публикуемая в периодических изданиях, сборниках и других изданиях, не нашла должного признания со стороны этой категории пользователей, не сформировавшей еще своей потребности в полном объеме. Роль периодических изданий остается недооцененной и до сих пор. На данную ситуацию повлияло также то, что в отраслевых центрах научной и технической информации, в большом числе случаев изменивших форму собственности с государственной на частную, произошли серьезные функциональные сдвиги, которые значительно изменили состав поступающей и обрабатываемой ими информации и привели к отказу от информационного обеспечения в том объеме, который был предусмотрен в Государственной системе научной и технической информации (ГСНТИ). Виды информационной деятельности (консультационная, рекламная, издательская и др.), дающие несомненную прибыль, заняли ведущее место в деятельности этих -

центров .

В то же время отечественные периодические издания идут в ногу со временем и с момента изменения экономических отношений в России являются поставщиками как производственной, так и коммерческой, экономической, рекламной и другой информации, а также метаинформации (вторичной информации), необходимой руководителю-бизнесмену. Значение периодических изданий для бизнеса в зарубежных странах не претерпело изменений, их роль давно признана и оценена.

Характер периодического издания по целевому назначению определяет круг его пользователей. Периодические издания (журналы) научно-технического, научно-производственного и массово-производственного характера, как правило, относят к сфере интересов ученых и специалистов-отраслевиков. В то же время в новой экономической ситуации их содержание в значительной степени изменилось. Это связано, с одной стороны, с тем, что журналы сами становятся продуктом коммерческой деятельности, что требует от них размещения, в том числе, рекламной информации. С другой стороны, рыночные отношения в отрасли или отраслях, охваты-

ваемых журналами, не могут не влиять на характер статей, рассматривающих вопросы развития производства и совершенствования продукции. Журналы являются ценным источником информации еще и потому, что, выходя регулярно, они публикуют достаточно новую информацию, носящую более оперативный характер по сравнению со многими видами других документов.

Интерес предпринимательского сектора экономики к журналам можно представить, дав им комплексную характеристику с двух основных позиций:

- выделение журналов по характеру представляемой в них информации (коммерческая, производственная, торговая и др.);

- выделение журналов по тематическому спектру, охватывающему интересы производства.

Интерес частного предпринимателя к журналам зависит от характера производимых им товаров и услуг, масштабов его предпринимательской деятельности и уровня принимаемых им решений. Анализу рекламной информации, размещаемой в научно-технических, научно-производственных, массово-производственных журналах может быть посвящено специальное исследование. В данном случае автор рассматривает информацию, публикуемую в журналах в виде статей, которые могут быть обработаны и представлены в специально подготавливаемых реферативных изданиях и базах данных.

Об объемах информации по бизнесу, коммерческой деятельности предприятий и фирм, маркетингу, рекламе, публикуемой в журналах в виде статей, можно в первом приближении судить из сведений по отражению этой информации в Базах данных (БД) ВИНИТИ2, в которых статьи из журналов составляют в среднем 70% от всей реферируемой информации. Примерно 65-70% от всех статей в БД ВИНИТИ составляют зарубежные журналы. Общее число документов, отражаемых ежегодно в БД ВИНИТИ, составляет примерно 1 млн. документов - рефератов статей из журналов и сборников, книг, депонированных рукописей, патентов, авторефератов диссертаций. Ниже представлены данные, полученные в результате проведенных в БД ВИНИТИ поисков по различным тематическим фрагментам за 2001-2002 гг., включая 3 месяца 2003 г., и в целом по Политематичес-

кой БД за 2002 г. (табл.1). Выборка документов производилась на основе запроса, который предусматривал наличие в заглавии и ключевых словах документов аспектов бизнеса, коммерции, торговли, маркетинга, рекламы, деятельности и продукции фирм, рынка и рыночных отношений в целом. Информация о фирмах как ключевом объекте статей была также выделена из Политематической БД отдельно. По результатам поиска можно сказать, что в Политематической БД 2002 г. около 10 тыс. документов (9678) содержат различную информацию о фирмах. Из них более 9 тыс. документов (9006) - статьи из журналов (93%). Безусловно, данные цифры не охватывают всей информации по вопросам бизнеса. Различные экономические аспекты развития предприятий, других производств и сферы обслуживания России и зарубежных стран широко рассматриваются в РЖ БД ВИНИТИ «Экономика промышленности», общий объем которого составляет около 25 тыс. документов в год.

Таблица 1

Информация по бизнесу в базах данных ВИНИТИ

№ п/п Наименование БД ВИНИТИ Всего документов по бизнесу по результатам поиска,кол-во Статьи из журналов

Кол-во % от общ. числа статей по бизнесу

1. Политематическая БД 2002 г. 19 628 1 5 883 81

2. Автоматика и телемеханика 4093 3692 90

3. Горное дело 1780 1596 90

4. Издательское дело и полиграфия 2238 2130 95

5. Машиностроение 6085 5781 95

6. Металлургия 1921 1847 96

7. Охрана окружающей среды 944 806 85

8. Транспорт 1974 1727 85

9. Химия и химическая технология 6933 6718 97

10. Экономика промышленности 14318 9192 64

11. Электротехника 1219 1138 93

12. Энергетика 4507 3751 83

Всего по выделенным тематическим фрагментам (п. 2-13) 46 01 2 38 378 83

Центры научной и технической информации, обрабатывающие опубликованную литературу и подготавливающие на этой основе реферативные издания и базы данных, можно рассматривать в качестве основных индикаторов ценности размещаемой в ней информации и основными источниками предоставления этой информации всем категориям пользователей, в том числе предпринимательскому и частному производственному секторам. Их традиционные и электронные издания, как правило, также относятся к категории периодических изданий. С другой стороны, эти издания реферативные журналы (abstract journals), индексы (indexes), сигнальная информация (alerts), базы данных (databases)) являются основными источниками концентрированной метаинформации по периодическим изданиям3.

Обрабатываемые функциональными (политематическими) и отраслевыми информационными центрами периодические издания при отборе имеют систему оценок, предопределяющих включение их в обработку для подготовки информационных продуктов. Формализованная оценка всех типов периодических изданий с точки зрения их признания информационными центрами, подготавливающими вторичные информационные продукты, может рассматриваться как один из основных и важных критериев их значимости в информационном сообществе.

Для получения такой комплексной характеристики можно воспользоваться данными о периодических изданиях, помещаемых в справочник Ulrich's Periodicals Directory (далее - Ulrich's)4. Этот справочник, подготавливаемый американской фирмой Bowker, является самым представительным и авторитетным источником информации о сериальных (периодических и продолжающихся) изданиях, охватывает издания по всем тематическим направлениям, наиболее полно описывает каждое издание, включает до 43-х элементов данных и выпускается на CD-ROM, что позволяет производить автоматическую обработку данных. Ulrich's издается с 1932 года и по данным 2002-2003 гг. включает информацию о 206 293 сериальных изданиях, выходящих в настоящее время, в том числе о 141 209 периодических изданиях без ограничения по их характеру. Ulrich's представляет также сведения об источниках вторичной информации, с одной стороны, как одного из типов периодических и продолжающихся изданий, с дру-

гой стороны, как источника получения первоначальной информации об оригинальных периодических изданиях - первичной информации. Ulrich's включает также данные о вендорах - коммерческих распространителях, предоставляющих первичные и вторичные издания в телекоммуникационной среде или на динамических носителях (CD-ROM, DVD-ROM). Таким образом, в совокупности информацию по периодическим изданиям в Ulrich's можно представить, сгруппировав ее следующим образом:

- информация, характеризующая любое периодическое издание, независимо от его назначения, с точки зрения его выходных и содержательных данных: название, история изменения названия, ISSN, страна, первый год издания, язык, тираж, цена, характер издания, издатель, коллективный автор, адреса издателя и коллективного автора, наличие нетрадиционных форм издания (микроформа, электронная форма - on-line only, on-line also, CD-ROM, DVD-ROM), тематика в соответствии с предметными рубриками по рубрикатору Ulrich's и классификацией Десятичной классификации Дьюи (ДКД), аннотация к изданию, наличие рецензирования;

- информация о включении периодического издания в обработку для подготовки конкретных информационных продуктов (вторичных изданий) и в фонды крупнейших служб доставки документов;

- информация о распространителях издания: подписных агентствах, on-line- и CD-ROM - вендорах.

Имеющаяся в Ulrich's информация позволяет выделить журналы по различным формальным и содержательным признакам, сделать статистическую обработку получаемой информации и предоставить предпринимателям списки журналов в ранжированном виде5. За ранг журнала в этом случае можно принять суммарный показатель количества реферативных изданий, обрабатывающих обследуемый журнал, а также служб доставки документов, включающих журнал в свои фонды. Эти данные, включаемые при их наличии в описание каждого журнала в Ulrich's, показывают степень его признания в мировом информационном сообществе. Достаточно полный охват информационных продуктов, отражающих периодические издания (более 600) и наличие данных о 14-19 крупнейших службах доставки (состав служб в выпусках Ulrich's ежегодно меняется), позволяет получить достаточно представительный статистический

материал. При статистической обработке информации о журнале учитываются также данные о его научном статусе, рецензировании и наличии электронной и микро- форм. Выбор этих параметров обоснован авторами данной методики в статье6.

Такой подход к оценке журнала является достаточно универсальным и, как показали эмпирические данные, приемлем для определения уровня журналов научного, научно-технического, научно-производственного характера всех тематических областей, а также для журналов по бизнесу и экономике. На основании этой методики авторами и их коллегами был подготовлен массив основных периодических изданий, получивших достаточно высокий ранг, определяющий ценность каждого журнала по признанию в мировом информационном сообществе. В связи с большим разнообразием информационных изданий, подготавливаемых различными информационными центрами и обществами, методикой охватывается наиболее важная часть журналов, выходящих в мире по всем отраслям знаний. Достаточно подробная предметиза-ция изданий в ЫпсЬ'б (до 4-х предметных рубрик) позволяет проводить поиск по сочетанию предметных рубрик (в том числе, например, по бизнесу в определенной отрасли), а также проводить многосторонний предметно-тематический и смежно-отраслевой анализ каждого журнала, получившего предварительно высокую оценку при оценке его значимости в соответствии с принятой методикой.

Для получения информации о наиболее важных научно-технических, научно-производственных и массово-производственных журналах по конкретной отрасли производства необходимо анализировать весь перечень журналов с высоким рангом значимости, независимо от того, рассматриваются или нет в нем вопросы бизнеса. Например, в ЫпсЬ'б 2003 г. из 801 журнала нефтегазовой тематики (с продолжающимися изданиями - 1220 названий), непосредственно вопросам бизнеса и экономики в области нефтегазовой промышленности посвящены 40 журналов. Из них только 11 включены в реферативные издания и службы доставки. Безусловно, что вопросы производства и развития отрасли будут рассматриваться в основной части журналов, посвященным вопросам нефтегазового производства (из 801 журнала - 307 отражаются в реферативных изданиях и службах

доставки). Вопросы бизнеса могут рассматриваться в журналах смежных тематических областей. Основная же часть вопросов бизнеса освещается в журналах экономического профиля. Поэтому для охвата экономических проблем, вопросов маркетинга, сбыта, менеджмента необходимо также рассматривать весь спектр журналов, посвященных вопросам бизнеса и экономики, безотносительно к конкретной отрасли производства.

В области бизнеса и экономики в настоящее время издается 27 773 сериальных издания, из них 16 876 - журналов, в том числе 2045 журналов представлены полными текстами в Интернете (всего в Интернете по данным Ulrich's 2003 г. представлено 22 203 названия периодических и продолжающихся изданий, выходящих в настоящее время). В реферативных изданиях отражаются 4239 журналов, а в фондах служб доставки документов находится 2054 журнала (вместе - 4626 журналов). Из этих журналов 1 379 журналов доступны в виде полных текстов в режиме online. Из 4626 отобранных журналов 23 выходят только в электронном виде с доступом в Интернет (on-line only). Таким образом, из всего массива журналов по бизнесу и экономике можно отобрать примерно указанное число журналов, которые представлены в ранжированном виде по степени убывания значимости журналов в соответствии с выбранными критериями. Нижний порог основного формального показателя - ранга журнала - может быть определен в зависимости от требований пользователя, работающего со списком. Этот список может быть подвергнут также дальнейшему анализу и отбору в соответствии с потребностями и оценками конкретного пользователя, в данном случае, руководителя предприятия. Наличие в массиве информации о цене, периодичности издания, издателе, предметной и аннотационной характеристике и других сведений позволит руководителю-предпринимателю принять решение о выборе необходимых ему изданий, опираясь в совокупности на статистические данные, выходные и содержательные характеристики издания. При наличии информации у предпринимателя об основных странах-конкурентах можно выделить из полученных списков журналы интересующих стран.

Предложенный метод отбора журналов не является бесспорным и может быть дополнен другими критериями для получения информации другого рода (например, торговой, потребительской, которая также размеща-

ется в журналах). В список могут попасть также журналы невысокого уровня (нижние ранговые показатели). В то же время производителям высокого уровня, следящим за тенденциями развития конкурентной среды, необходимо ориентироваться на журналы, которые имеют достаточно высокий рейтинг в информационном мире и признаны крупнейшими информационными службами, в качестве ведущих в данных отраслях.

Можно предложить некоторую стратегию формирования основного перечня журналов для предприятий различных уровней и, соответственно, для руководителей этих предприятий, а также организации поступления этих изданий в фонд и организации доступа к их электронным версиям через Интернет.

На основе описанной методики можно составить несколько списков ранжированных журналов:

1) журналы научного, научно-производственного, производственного и т.п. характера, отражающие основные тенденции развития и производства по интересующему производителя сегменту рынка;

2) журналы по бизнесу и экономике широкого профиля;

3) журналы по бизнесу и экономике по профилю конкретного производства.

Для получения информации в виде полных текстов статей из журналов:

1) из всех отобранных журналов выделяется часть, доступная через Интернет в виде полных текстов, изучаются и оцениваются возможности платного или бесплатного on-line доступа; изучаются условия доступа и делается выбор выгодного вендора для подписки на платные полнотекстовые ресурсы;

2) изучаются и определяются выгодные агенты по подписке на зарубежные журналы в печатной форме.

Для получения информации из журналов, потенциально интересных, но не включенных в конкретный перечень, определяются основные вторичные ресурсы, дающие наиболее полную реферативную информацию о журналах, а также изучаются возможности доступа к оглавлениям и резюме журналов через сайты издательств и обществ в Интернете.

Ниже приводятся фрагменты списков журналов двух видов (таблицы 2-3), ранжированные по убыванию полученных оценок (рангов) на

примере нефтегазовой отрасли и журналов по бизнесу и экономике широкого профиля (ведущие журналы с наиболее высоким рейтингом). Данные получены в результате отбора информации из «Базы данных основных периодических изданий», подготовленной ВИНИТИ на основе кратко описанной методики и статистической обработки сведений из иИсЬ'Б 2002 г.

Таблица 2

Ведущие журналы по проблемам нефти и газа (первые 40 названий)

№ п/п Название журнала ISSN Ранг журнала Страна Год основания Периодичность Цена

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Oil & Gas Journal 0030-1388 78 USA 1902 52 USD 134

2. Journal of Petroleum Technology 0149-2136 66 USA 1949 12 USD 105

3. Energy Sources 0090-8312 59 USA 1973 12 USD 1227

4. Fuel 0016-2361 59 UK 1922 15 USD 2415

5. A A P G Bulletin 0149-1423 57 USA 1917 12 USD 355

6. Energy Policy 0301-4215 57 UK 1973 15 USD 1282

7. Hydrocarbon Processing 0887-0284 51 USA 1922 12 USD 40

8. Pipeline & Gas Journal 0032-0188 50 USA 1859 12 USD 33

9. Erdoel - Erdgas - Kohle 0179-3187 48 Germany 1884 12 XEU 239

10. Journal of Tribology 0742-4787 48 USA 1967 4 USD 260

11. Institute of Energy. Journal 0144-2600 46 UK 1927 4 GBP 140

12. Oil & Gas Science & Technology 1294-4475 46 France 1946 6 USD 420

13. World Oil 0043-8790 44 USA 1916 12 USD 41

14. Applied Energy 0306-2619 43 UK 1975 12 USD 2185

15. International Journal of Offshore and Polar Engineering 1053-5381 41 USA 1991 4 USD 130

Продолжение табл. 2

1 2 3 4 5 6 7 8

16. Fuel Processing Technology 0378-3820 40 Netherlands 1978 15 USD 1820

17. Journal of Canadian Petroleum Technology 0021-9487 40 Canada 1962 10 CND 135

18. International Gas Engineering and Management 1465-7058 39 UK 1961 10 GBP 109

19. Marine and Petroleum Geology 0264-8172 39 UK 1984 10 USD 1612

20. Pipes and Pipelines International 0032-020X 39 UK 1956 6 USD 150

21. Petroleum Review 0020-3076 38 UK 1947 12 GBP 140

22. Journal of Petroleum Science and Engineering 0920-4105 36 Netherlands 1987 16 USD 1322

23. Journal of Petroleum Geology 0141-6421 34 UK 1978 4 USD 360

24. Offshore Engineer 0305-876X 34 Singapore 1975 12 GBP 60

25. Pipe line S Gas Industry 1079-8765 34 USA 1954 12 USD 39

26. Energy World 0307-7942 32 UK 1973 10 GBP 110

27. S P E Reservoir Evaluation and Engineering 1094-6470 31 USA 1998 4 USD 60

28. Hart's E S P 1527-4063 28 UK 1973 12 USD 195

29. Hydrocarbon Processing International Edition 0018-8190 28 USA 1922 12 USD 40

30. Natural Resources Research 1520-7439 28 USA 1992 4 XEU 476

31. Boletim Tecnico da Petrobras 0006-6117 27 Brazil 1957 4 free (per issue)

32. Elf Exploration Production. Centres de Recherches. Bulletin 1279-8215 27 France 1967 2 FRF 220

33. Independent Energy 1043-7320 27 USA 1971 10 USD 127

34. Spill Science S Technology Bulletin 1353-2561 27 UK 1994 6 USD 354

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Chemical and Petroleum Engineering 0009-2355 26 USA 1965 12 XEU3193

36. Energy Report (Swanley) 1465-7031 26 UK 1899 24 USD 250

37. Химическое и нефтяное машиностроение 0023-1126 26 Russia 1932 6 USD 192

38. Нефтехимия 0028-2421 26 Russia 1961 6 RUR 310

39. Petroleum Economist 0306-395X 26 UK 1934 12 GBP 365

40. S P E Production S Facilities 1064-668X 26 USA 1961 4 USD 60

/

О.В. Кириллова

Таблица 3

Ведущие журналы по экономике и бизнесу (первые 50 названий)

№ п/п Название журнала ISSN Ранг журнала Страна Год Основания Периодичность Цена

1 2 3 4 5 6 7 8

1. The Economist 0013-0613 72 UK 1843 52 USD 145

2. Business Week 0007-7135 71 USA 1929 52 GBP 99

3. World Development 0305-750X 67 UK 1973 12 USD 1649

4. Economic Development and Cultural Change 0013-0079 66 USA 1952 4 USD 170

5. American Economic Review 0002-8282 64 USA 191 1 5 USD 135

6. Fortune Magazine 0015-8259 63 USA 1930 24 USD 106.60

7. International labour Review 0020-7780 62 Switzerland 1921 4 USD 80

8. Harvard Business Review 0017-8012 61 USA 1922 12 USD 145

9. The Review of Economics and Statistics 0034-6535 61 USA 1966 4 USD 224

10. American Journal of Economics and Sociology 0002-9246 60 USA 1941 5 GBP 90

11. Development and Change 001 2-1 55X 59 UK 1969 5 GBP 243

12. Industrial and labor Relations Review 0019-7939 58 USA 1947 4 USD 50

13. The Journal of Development Studies 0022-0388 58 UK 1964 6 USD 385

14. Journal of Developing Areas 0022-037X 57 USA 1966 2 USD 30

15. Journal of Human Resources 0022-166X 57 USA 1966 4 USD 124

16. Quarterly Journal of Economics 0033-5533 57 USA 1886 4 USD 182

17. Business Horizons 0007-6813 56 UK 1957 6 USD 269

18. Management Science 0025-1909 56 USA 1954 12 USD 462

19. OECD Observer 0029-7054 55 France 1962 6

20. Applied Economics 0003-6846 54 UK 1969 18 GBP 1864

21. Forbes 001 5-691 4 53 USA 1917 24 USD 137.95

22. Third World Quarterly 0143-6597 53 UK 1979 6 USD 592

23. Economic Inquiry 0095-2583 52 USA 1962 4 USD 241

24. Journal of Political Economy 0022-3808 52 USA 1892 6 SD 218

25. Canadian Public Policy 0317-0861 51 Canada 1975 4 USD 100

Продолжение табл. 3

1 2 3 4 5 6 7 8

26. Research Technology Management 0895-6308 51 USA 1958 6 USD 190

27. California Management Review 0008-1 256 50 USA 1958 4 USD 80

28. Disasters 0361-3666 50 UK 1977 4 GBP 185

29. IndustryWeek 0039-0895 50 USA 1882 22 USD 105

30. Public Administration and Development 0271-2075 50 UK 1981 5 USD 940

31. European Journal of Operational Research 0377-2217 48 Netherlands 1977 24 USD 3969

32. Journal of Forecasting 0277-6693 48 UK 1981 7 USD 998

33. Journal of Marketing 0022-2429 48 USA 1934 4 USD 220

34. M I T Sloan Management Review 48 USA 1960 4 USD 214

35. The Economic Journal 0013-0133 48 UK 1891 8 GBP 207

36. Workforce (Costa Mesa) 1092-8332 48 USA 1922 12 USD 169

37. Canadian Journal of Economics 0008-4085 47 USA 1968 4 GBP 95

38. Growth and Change 0017-4815 47 USA 1970 4 GBP 124

39. Rand Journal of Economics 0741-6261 47 USA 1970 4 USD 185

40. Economicand Political Weekly 001 2-9976 46 India 1966 52 INR 800

41. Finance and Development 01 45-1707 46 USA 1964 4 free (per issue)

42. Industrial Relations 0019-8676 46 USA 1961 4 GBP 118

43. Europe - Asia Studies 0966-81 36 45 UK 1949 8 USD 681

44. Futures 0016-3287 45 UK 1968 10 USD 814

45. Southern Economic Journal 0038-4038 45 USA 1933 4 USD 105

46. U.S. Bureau of labor Statistics. Monthly labor Review 0098-181 8 45 USA 1915 12 USD 38.75

47. Journal of Industrial Economics 0022-1821 43 UK 1952 4 GBP 126

48. Journal of World Business 1090-9516 43 UK 1965 4 USD 275

49. Interfaces (linthicum) 0092-21 02 42 USA 1971 6 USD 216

50. Journal of Consumer Research 0093-5301 42 USA 1973 4 USD 106

Оперативному получению необходимой информации из первичных и вторичных периодических изданий способствует наличие вендорных организаций (или провайдеров - корпораций, информационных центров, издательств, подписных агентств), предоставляющих свои услуги в электронной среде. Значительная часть информационных ресурсов доступна

через системы Банков данных - STN International, Dialog, DataStar, LexisNexis и др. Функции провайдеров также берут на себя крупнейшие подписные агентства - Swets Blackwell, Ebsco Publishing и др. Системы сетевых услуг создают крупнейшие издательства - Elsevier (ScienceDirect), Kluwer (Kluwer Online), Springer (Springer Link) и др. Наблюдается устойчивая тенденция создания порталов центрами - генераторами информационных продуктов, представляющих собственные ресурсы и услуги в сетевом режиме. Условия телекоммуникационной среды и информационно-коммуникационных технологий дают возможность информационным центрам наращивать объемы своих информационных ресурсов, создавать и широко представлять в Интернет услуги на их основе и расширять их в расчете на интересы новых категорий пользователей. Наиболее значительными информационными системами такого плана являются «Web of Science» Институт научной информации (США) и «SciFinder» реферативной службы Американского химического общества.

Сведения о крупнейших вендорах, распространяющих электронные информационные ресурсы по телекоммуникационным каналам и на динамических носителях, представлены в таблице 4.

Таблица 4

Крупнейшие вендоры информационных ресурсов в Интернет

№ п/п Наименование системы Организация - владелец системы! Страна создания (первая)и страны офисов) Общая характеристика предоставляемой информации Число периодических изданий и др. видов документов Адрес в Интернет

1 2 3 4 5 6 7

1. Dialog Thompson Company, Dialog Corp. США, Великобритания, Гонг Конг 900базданнык всех типов, в том числе крупн. инф. центров, по бизнесу, науке, технике, финансам и праву * 800 млн.записей с доступом через Интернет или с доставки для локальный систем, 15 млн. патентов 60 стран, более 600 периодических изданий www.dialog.com

* Полная характеристика БД систем Dialog и DataStar представлена в каталоге "Database Catalog» в Интернет в pdf формате7.

Продолжение табл. 4

1 2 3 4 5 б 7

2. Dialog Thompson США Более 450 БД по 10 тыс. полно- www.datastarweb.

DataStar Company, Dialog Corp. лекарст. препаратам, бизнесу, финансам, хим. продуктам, энергетике, продуктам питания, правительств. статистике, наукам,технологиям и т.д.. текстовых периодических изданий com

3. EBSCO EBSCO Publishing США офисы: Великобритания, Австралия 50 библиограф. и полнотекст. БД по бизнесу, науке, технологиям, медицине в электронной и печатной формах 3743 период. реферативных изданий и индексов, 334б полных текстов периодических изданий, 150 газет www.epnet.com

4. Factiva Dow Jones & США Реферативные и Более 8 тыс. www.factiva.com

Reuters Company офисы в странах всех континентов полнотекстовые издания по экономике и бизнесу на 22 языках, описание 22 тыс. компаний изданий, 1990 периодических изданий

5. The Gale Thompson США Более 600 БД по 2881 периоди- www.aale.com

Group Company, Gale офисы: науке, ческих изданий

Corp. Великобритания, Австралия, Германия, Швейцария, Малайзия технологиям, образованию, бизнесу в электронной, печатной и микроформах по бизнесу

б. Ingenta Select Ingenta ltd. Великобритания, США Полнотекстовые ресурсы более 190 5881 периодических изданий в www.inaentaselect. com

(B 2002 r. ведущих научных и Интернете

oö^eflWHe коммерческих

Ha c издательств по

Catch- науке,технике,

Word) экономике, бизнесу и др.

7. JSTORE - University of США Полные тексты Около 200 жур- www.jstor.ora

The Scholarly M ichigan Princeton журналов по бизнесу, искусству, налов

Journal University гуманитарным,

Archive биологическим наукам с момента основания

8. Kluwer Kluwer Publ. Голландия Полные тексты 650 периоди- www.kluweronline.

Online офисы: Великобритания, США, Россия журналов и книг издательства по науке, экономике, технологиям, праву в on-line, CD-ROM и печатной форме ческих изданий издательства com

Продолжение табл. 4

1 2 3 4 5 6 7

9. ■exisNexis ■exisNexis Group, Division of Reed Elsevier Inc. США Более 31 тыс. БД по праву, коммерческой, правительственной информации, науке, бизнесу в печатной, on-line и CD-ROM -форматах Более 1 млрд. документов, 900 периодических изданий www.lexis-nexis.com

10. OCIC First-Search OC^C - Online Computer ■ibrary Center США офисы: Канада, Великобритания, Голландия Электронная коллекция полных текстов периодических изданий 69 издательств по бизнесу, науке, технологиям и др. 4100 периодических изданий http://www.oclc. org/oclc/eco/main.

htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ovid Technologies Wolters Kluwer U.S. Corp. США офисы: Великобритания, Голландия, Германия, Франция, Италия, Испания, Япония и др. Библиогр., фактографические, полнотекстовые БД по медицине и фармацевтике Около 400 периодических изданий www.ovid.com

12. ProQuest Proquest Information and ■earning Company, Division of ProQuest Company (ранее Bell & Howell) США БД по бизнесу, экономике, науке, праву, медицине, технологиям и т.п. в печатной, электронной и микроформе 2840 периодических изданий, в том числе 11 0 основных периодических изданий по бизнесу www.bellhowell.inf

orlearning.com /pro

quest

13. SciFinder Chemical Abstracts Service, American Chem. Society США Реферативные фактографические, полнотекстовая БД Периодические издания, книги, деп.рукописи www.cas.org / SCIFINDER

14. Springer Германия Полнотекстовая БД Более 400 периодических изданий издательства

15. STN International Chem. Abstr. Serv. (CAS), FIZ-Karlsruhe, Japan Sci. & Techn. Corp. (JST) США, Германия, Япония Более 200 реферативных, библиогр., фактогр., полнотекстовых БД по науке и технологиям 188 период. изд. www.stn-international.de

16. SwetsNet, Swets- Wise Royal Swets & Zeitlinger Publ. and Inform. Group, Swets Blackwell Голландия Реферативные, библиографические и полнотекстовые издания в печатной, on-line, CD-ROM - формах по науке, экономике, медицине, бизнесу Около 8 тыс. периодических изданий www.swetswise. com ?

Список литературы

1. Информационные и телекоммуникационные центры: Справочник / ВИНИТИ. - М., 2002. - 354 с.

2. ВИНИТИ // http://www.viniti.ru.

3. Инфосфера: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе / Арский Ю.М., Гиляревский Р.С., Туров И.С., Черный А.И. - М.: ВИНИТИ, 1996. - 489 с.

4. Ulrich'sTM On Disc. - RRB, R.R.Bowker, 2000-2003.

5. Алексеев В.М., Ефременкова В.М., Кириллова О.В. и др. Разработка и применение критериев оценки мирового потока научно-технических журналов с целью оптимизации комп-

лектования фондов ВИНИТИ // НТИ. Сер. 1. -2002. - № 12. - С. 24-28.

6. Алексеев В.М., Ефременкова В.М., Кириллова О.В., и др. Формирование и ведение массива иностранных периодических изданий в информационном центре // 9-я Международная конференция «Крым-2002», Судак, 816 июня 2002 г.: Тр. конф. - М., 2002. - Т.1. -С. 279-281.

7. Dialog Database Catalog 2002 / Dialog Corp.; A Thompson Company. 464 pp. // http:// support.dialog.com/publications/dbcat/.

8. Dialog Pocket Guide. Information to change the world. // www.dialog.com...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.