Научная статья на тему 'Периодическая печать республики Коми в 1991-1995 гг.'

Периодическая печать республики Коми в 1991-1995 гг. Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
138
18
Поделиться
Ключевые слова
ПРЕССА / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / РЕСПУБЛИКА КОМИ / ПЕЧАТНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Тюкавина И. А.

Статья посвящена проблемам периодической печати Республики Коми в сложный период перехода от плановой экономики к рыночной. Автор делает вывод, что выпуск печатных средств массовой информации на национальных языках невозможен без поддержки государства.The article is devoted to the periodical press in the Republic of Komi during a difficult transition period from a planned economy to a market one. The author comes to the conclusion that it is impossible to issue periodicals in national languages without governmental support.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Периодическая печать республики Коми в 1991-1995 гг.»

И. А. Тюкавина

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В 1991-1995 ГГ.

Работа представлена кафедрой документационного обеспечения управления и прикладной лингвистики Коми республиканской академии государственной службы и управления

при Главе Республики Коми. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Т. И. Славко

Статья посвящена проблемам периодической печати Республики Коми в сложный период перехода от плановой экономики к рыночной. Автор делает вывод, что выпуск печатных средств массовой информации на национальных языках невозможен без поддержки государства.

The article is devoted to the periodical press in the Republic of Komi during a difficult transition period from a planned economy to a market one. The author comes to the conclusion that it is impossible to issue periodicals in national languages without governmental support.

Прекращение деятельности КПСС в августе 1991 г. стало для периодической печати Республики Коми тяжелым ударом, так как учредителями большинства газет и журналов были Коми обком КПСС, имевший собственное издательство, а также горкомы и райкомы КПСС, комсомольская организация республики. Несмотря на диктат со стороны партии и государства, такие издания имели определенные преимущества, так как учредители покрывали все их убытки. Осенью 1991 г. счета Коми обкома КПСС были заморожены, в том числе и счет издательства обкома. В результате многие газеты и журналы оказались перед необходимостью поиска новых источников финансирования.

На республиканском селекторном совещании 13 сентября 1991 г. председатель Госкомиздата Коми ССР А. А. Ануфриев в присутствии редакторов большинства газет республики сообщил о том, что «на 1992 г. еще будет осуществляться централизованное финансирование средств массовой информации, но нужно интенсивно готовиться к реальному переходу на рыночные отношения, искать источники дополнительных доходов, спонсоров, чтобы сохранить

газеты»1. В результате СМИ остались один на один с массой проблем, главной из которых было постоянное увеличение стоимости полиграфических услуг Коми республиканской типографии, которая являлась на тот период монополистом в данной сфере.

По документам Национального архива Республики Коми нам удалось проследить рост цен на полиграфическую продукцию с февраля 1992 г. по март 1993 г., который начался с приказа «О ценах на полиграфические работы, продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления, производимые Коми республиканской типографией» от 03.02.1992 № 20, осуществившего переход на применение свободных (рыночных) цен на полиграфическую продукцию2. Но уже 10 апреля 1992 г. новым приказом № 124 главный инженер типографии Л. А. Власенкова признала предыдущие свободные цены недействительными в связи с необходимостью дополнительных надбавок к заработной плате в размере 20%, а также учитывая значительное увеличение цен на полиграфические материалы, тарифов на электроэнергию и тепло, не учтенное ранее в затратах на производство про-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

дукции3. Аналогичные приказы в течение следующего года издавались еще не раз, в том числе от 08.05.1992 № 179а4, 31.05.1992 № 193а5, 28.08.1992 № 4576, 11.12.1992 № 5797, 05.01.1993 № 18, 19.02.1993 № 699, 26.03.1993 № 1010и др.

Цены на полиграфические услуги увеличивались иногда два раза в месяц и за год вырастали в среднем на 500-1000%. В качестве примера можно рассмотреть цену на газету для детей на коми языке «Ицлцга» («Эхо»). Если в апреле 1992 г. цена на полиграфическое исполнение одного номера этой газеты составляла 1960 руб., то в январе 1993 г. она была равна 28 567 руб. К этой сумме необходимо прибавить затраты на гонорары авторам, верстку газеты, редактирование и корректуру, а также другие затраты, которые несет любое предприятие (на свет, тепло, расходные материалы, оплату труда технического персонала и т. д.). Все это не могло не сказаться на розничной цене газеты, поэтому читателю приобрести газету по такой цене было трудно.

В январе 1992 г. Президиум правления Союза журналистов Коми ССР обратился с заявлением, которое было опубликовано в республиканской газете «Красное знамя» в начале февраля11. Президиум выразил крайнюю обеспокоенность бедственным положением периодических изданий, финансируемых из республиканского и местных бюджетов, и призвал учредителей в лице городских и районных советов народных депутатов, правительство республики оказать редакциям незамедлительную материальную поддержку. Союз журналистов также предложил редакторам городских и районных газет встретиться и обсудить пути выхода печати из кризиса, наметить реальную программу выживания журналистских коллективов в рыночных условиях, в том числе за счет увеличения доходов от публикации рекламы, коммерческой деятельности, спонсорской помощи, сокращения затрат (возможно, на основе снижения периодичности выхода изданий или объе-

динения нескольких местных газет в одну, региональную, и кооперации средств учредителей для ее успешного выживания и т. д.).

В ответ на просьбу журналистов Совет министров Коми ССР издал постановление «О мерах защиты коми национальной печати и средств массовой информации на период перехода к рыночным отношениям»12. В постановлении был намечен ряд мер по улучшению положения национальных СМИ, в частности доплаты к окладу за выполнение редакционно-издатель-ских работ на коми языке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действительно, комиязычные издания находились в более сложном положении, чем газеты и журналы на русском языке, поскольку малотиражные национальные издания не могли надеяться на получение доходов от публикации рекламы и объявлений.

Коллегия Министерства печати и информации Республики Коми, проанализировав положение дел с изданием СМИ в республике на заседании 25 февраля 1993 г., приняла решение просить Верховный Совет и Совет министров Республики Коми делегировать учредительские права в час -ти финансирования ряда республиканских газет Министерству печати и информации Республики Коми, а также предусмотреть ряд других мер по поддержке национальной печати13.

К середине 1990-х гг. стало понятно, что средства массовой информации не смогут сами справиться со сложной экономической ситуацией, и Управление печати Республики Коми обратилось к Главе Республики Коми Ю. А. Спиридонову и Председателю Государственного Совета Республики Коми В. А. Торлопову с предложением рассмотреть вопрос об учредительстве Главы Республики и Госсовета в средствах массовой информации в связи с завершением процесса реформирования органов государственной власти (письмо от 08.02.1995 № 01-08/32)14.

В Национальном архиве Республики Коми сохранились положительная резолюция Главы республики на данном письме, а

также распоряжение, подписанное Председателем Государственного Совета Республики Коми В. А. Торлоповым, «Об учредительстве газет "Коми му", "Республика" и журнала "ЧушканзГ» от 04.05.1995 № 3215.

Итак, в 90-е гг. XX в. болезненные издержки перехода от плановой экономики к рыночной непосредственным образом сказались на потреблении национальной печати как в плане предложения, так и в плане спроса. К середине 1990-х гг. положение стало настолько серьезным, что было принято

решение об учредительстве Главы Республи-ки Коми, Государственного Совета Республики Коми, а также городских, районных администраций и Управления печати Республики Коми в средствах массовой информации. Таким образом, можно сделать вывод, что национальным СМИ, имеющим небольшую читательскую аудиторию, а следовательно, и тиражи, в рыночных условиях необходима поддержка государства в виде учредительства государственных орга-нов на всех уровнях управления.

ПРИМЕЧАНИЯ

'НА PK. Ф. Р-1131. Оп. 1. Д. 592. Л. 5-8.

2 НА PK. Ф. Р-1556. Оп. 1. Д. 207. Л. 1-2.

3 Там же. Л. 82.

4Там же. Л. 112-113.

5 Там же. Л. 123-124.

6 Там же. Д. 208. Л. 22-23.

7 Там же. Л. 99-100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8Там же. Д. 215. Л. 1-2.

9 Там же. Л. 70.

10 Там же. Л. 110.

11 Помочь печати выжить // Красное знамя. 1992. 4 февраля.

12 О мерах защиты коми национальной печати средств массовой информации на период перехода к рыночным отношениям: постановление Совета министров Коми ССР от 04.02.1992 № 54. - [Не опубл.].

13НА PK. Ф. Р.1477. Оп. 1. Д. 613. Л. 1. 14Там же. Д. 645. Л. 431-32. 15 Там же. Л. 128.