Научная статья на тему 'Периодическая печать республики Коми в 1991-1995 гг.'

Периодическая печать республики Коми в 1991-1995 гг. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
305
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕССА / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / РЕСПУБЛИКА КОМИ / ПЕЧАТНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тюкавина И. А.

Статья посвящена проблемам периодической печати Республики Коми в сложный период перехода от плановой экономики к рыночной. Автор делает вывод, что выпуск печатных средств массовой информации на национальных языках невозможен без поддержки государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the periodical press in the Republic of Komi during a difficult transition period from a planned economy to a market one. The author comes to the conclusion that it is impossible to issue periodicals in national languages without governmental support.

Текст научной работы на тему «Периодическая печать республики Коми в 1991-1995 гг.»

И. А. Тюкавина

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В 1991-1995 ГГ.

Работа представлена кафедрой документационного обеспечения управления и прикладной лингвистики Коми республиканской академии государственной службы и управления

при Главе Республики Коми. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Т. И. Славко

Статья посвящена проблемам периодической печати Республики Коми в сложный период перехода от плановой экономики к рыночной. Автор делает вывод, что выпуск печатных средств массовой информации на национальных языках невозможен без поддержки государства.

The article is devoted to the periodical press in the Republic of Komi during a difficult transition period from a planned economy to a market one. The author comes to the conclusion that it is impossible to issue periodicals in national languages without governmental support.

Прекращение деятельности КПСС в августе 1991 г. стало для периодической печати Республики Коми тяжелым ударом, так как учредителями большинства газет и журналов были Коми обком КПСС, имевший собственное издательство, а также горкомы и райкомы КПСС, комсомольская организация республики. Несмотря на диктат со стороны партии и государства, такие издания имели определенные преимущества, так как учредители покрывали все их убытки. Осенью 1991 г. счета Коми обкома КПСС были заморожены, в том числе и счет издательства обкома. В результате многие газеты и журналы оказались перед необходимостью поиска новых источников финансирования.

На республиканском селекторном совещании 13 сентября 1991 г. председатель Госкомиздата Коми ССР А. А. Ануфриев в присутствии редакторов большинства газет республики сообщил о том, что «на 1992 г. еще будет осуществляться централизованное финансирование средств массовой информации, но нужно интенсивно готовиться к реальному переходу на рыночные отношения, искать источники дополнительных доходов, спонсоров, чтобы сохранить

газеты»1. В результате СМИ остались один на один с массой проблем, главной из которых было постоянное увеличение стоимости полиграфических услуг Коми республиканской типографии, которая являлась на тот период монополистом в данной сфере.

По документам Национального архива Республики Коми нам удалось проследить рост цен на полиграфическую продукцию с февраля 1992 г. по март 1993 г., который начался с приказа «О ценах на полиграфические работы, продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления, производимые Коми республиканской типографией» от 03.02.1992 № 20, осуществившего переход на применение свободных (рыночных) цен на полиграфическую продукцию2. Но уже 10 апреля 1992 г. новым приказом № 124 главный инженер типографии Л. А. Власенкова признала предыдущие свободные цены недействительными в связи с необходимостью дополнительных надбавок к заработной плате в размере 20%, а также учитывая значительное увеличение цен на полиграфические материалы, тарифов на электроэнергию и тепло, не учтенное ранее в затратах на производство про-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

дукции3. Аналогичные приказы в течение следующего года издавались еще не раз, в том числе от 08.05.1992 № 179а4, 31.05.1992 № 193а5, 28.08.1992 № 4576, 11.12.1992 № 5797, 05.01.1993 № 18, 19.02.1993 № 699, 26.03.1993 № 1010и др.

Цены на полиграфические услуги увеличивались иногда два раза в месяц и за год вырастали в среднем на 500-1000%. В качестве примера можно рассмотреть цену на газету для детей на коми языке «Ицлцга» («Эхо»). Если в апреле 1992 г. цена на полиграфическое исполнение одного номера этой газеты составляла 1960 руб., то в январе 1993 г. она была равна 28 567 руб. К этой сумме необходимо прибавить затраты на гонорары авторам, верстку газеты, редактирование и корректуру, а также другие затраты, которые несет любое предприятие (на свет, тепло, расходные материалы, оплату труда технического персонала и т. д.). Все это не могло не сказаться на розничной цене газеты, поэтому читателю приобрести газету по такой цене было трудно.

В январе 1992 г. Президиум правления Союза журналистов Коми ССР обратился с заявлением, которое было опубликовано в республиканской газете «Красное знамя» в начале февраля11. Президиум выразил крайнюю обеспокоенность бедственным положением периодических изданий, финансируемых из республиканского и местных бюджетов, и призвал учредителей в лице городских и районных советов народных депутатов, правительство республики оказать редакциям незамедлительную материальную поддержку. Союз журналистов также предложил редакторам городских и районных газет встретиться и обсудить пути выхода печати из кризиса, наметить реальную программу выживания журналистских коллективов в рыночных условиях, в том числе за счет увеличения доходов от публикации рекламы, коммерческой деятельности, спонсорской помощи, сокращения затрат (возможно, на основе снижения периодичности выхода изданий или объе-

динения нескольких местных газет в одну, региональную, и кооперации средств учредителей для ее успешного выживания и т. д.).

В ответ на просьбу журналистов Совет министров Коми ССР издал постановление «О мерах защиты коми национальной печати и средств массовой информации на период перехода к рыночным отношениям»12. В постановлении был намечен ряд мер по улучшению положения национальных СМИ, в частности доплаты к окладу за выполнение редакционно-издатель-ских работ на коми языке.

Действительно, комиязычные издания находились в более сложном положении, чем газеты и журналы на русском языке, поскольку малотиражные национальные издания не могли надеяться на получение доходов от публикации рекламы и объявлений.

Коллегия Министерства печати и информации Республики Коми, проанализировав положение дел с изданием СМИ в республике на заседании 25 февраля 1993 г., приняла решение просить Верховный Совет и Совет министров Республики Коми делегировать учредительские права в час -ти финансирования ряда республиканских газет Министерству печати и информации Республики Коми, а также предусмотреть ряд других мер по поддержке национальной печати13.

К середине 1990-х гг. стало понятно, что средства массовой информации не смогут сами справиться со сложной экономической ситуацией, и Управление печати Республики Коми обратилось к Главе Республики Коми Ю. А. Спиридонову и Председателю Государственного Совета Республики Коми В. А. Торлопову с предложением рассмотреть вопрос об учредительстве Главы Республики и Госсовета в средствах массовой информации в связи с завершением процесса реформирования органов государственной власти (письмо от 08.02.1995 № 01-08/32)14.

В Национальном архиве Республики Коми сохранились положительная резолюция Главы республики на данном письме, а

также распоряжение, подписанное Председателем Государственного Совета Республики Коми В. А. Торлоповым, «Об учредительстве газет "Коми му", "Республика" и журнала "ЧушканзГ» от 04.05.1995 № 3215.

Итак, в 90-е гг. XX в. болезненные издержки перехода от плановой экономики к рыночной непосредственным образом сказались на потреблении национальной печати как в плане предложения, так и в плане спроса. К середине 1990-х гг. положение стало настолько серьезным, что было принято

решение об учредительстве Главы Республи-ки Коми, Государственного Совета Республики Коми, а также городских, районных администраций и Управления печати Республики Коми в средствах массовой информации. Таким образом, можно сделать вывод, что национальным СМИ, имеющим небольшую читательскую аудиторию, а следовательно, и тиражи, в рыночных условиях необходима поддержка государства в виде учредительства государственных орга-нов на всех уровнях управления.

ПРИМЕЧАНИЯ

'НА PK. Ф. Р-1131. Оп. 1. Д. 592. Л. 5-8.

2 НА PK. Ф. Р-1556. Оп. 1. Д. 207. Л. 1-2.

3 Там же. Л. 82.

4Там же. Л. 112-113.

5 Там же. Л. 123-124.

6 Там же. Д. 208. Л. 22-23.

7 Там же. Л. 99-100.

8Там же. Д. 215. Л. 1-2.

9 Там же. Л. 70.

10 Там же. Л. 110.

11 Помочь печати выжить // Красное знамя. 1992. 4 февраля.

12 О мерах защиты коми национальной печати средств массовой информации на период перехода к рыночным отношениям: постановление Совета министров Коми ССР от 04.02.1992 № 54. - [Не опубл.].

13НА PK. Ф. Р.1477. Оп. 1. Д. 613. Л. 1. 14Там же. Д. 645. Л. 431-32. 15 Там же. Л. 128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.