Диссоциированное развитие близнецов вследствие разницы в массе 200—300 г и более отмечалось в 59% случаев. Зависимость наличия диссоциированного развития от типа плацентации выглядит следующим образом: при монохориальном типе плацентации отмечается больший процент диссоциированного развития (40,6%) по сравнению с бихори-альным (15,6%).
Известно, что масса близнецов уменьшается пропорционально их количеству. Результаты нашего исследования подтверждают данное утверждение. Так, средняя масса двоен составила 2457 г, средняя масса тройни — 1543 г.
Новорожденные с диссоциированным развитием чаще с признаками перинатального поражения центральной нервной системы, морфофункциональ-ной незрелости, недоношенности, респираторным дистресс-синдромом (РДС) 1—2 типов.
При выписке из родильного дома новорожденные в удовлетворительном состоянии составили 67%. Однако каждому третьему ребенку требовалось лечение в отделении патологии новорожденного.
Анализ полученных нами данных позволяет сделать следующие выводы:
1. Увеличение количества многоплодных беременностей у женщин репродуктивного возраста, в том числе в связи с внедрением новых вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО), является фактором перинатального риска как для плодов, так и для матери.
2. Наличие таких осложнений, как угроза прерывания с ранних сроков, хроническая фетоплацен-тарная недостаточность, синдром задержки внутриутробного развития плода, требует тщательного наблюдения в женской консультации, обязательной профилактической госпитализации и своевременного лечения осложнений беременности для снижения процента неблагоприятных перинатальных исходов.
3. В случае диагностирования монохориального типа плацентации необходимо принятие превентивных мер во избежание диссоциированного развития близнецов.
4. Оптимальное родоразрешение в интересах плодов позволяет уменьшить вероятность нежелательных исходов беременности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клинические рекомендации. Акушерство и гинекология. — 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. Г.М. Савельевой, В.Н. Серова, Г.Т. Сухих. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - С. 171-198.
2. Абрамченко В.В. Активное ведение родов / В.В. Абрамченко. — СПб, 1996. — 560 с.
УДК 618.3:616.972
перинатальные аспекты беременности при сифилисе
Т.П. Иванова, Е.П. Котенкова
ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия», кафедра акушерства и гинекологии педиатрического и стоматологического факультетов
В последние годы во всем мире отмечается неуклонный рост сифилиса, особенно среди молодежи в возрасте до 30 лет. Это обусловлено ранним началом половой жизни, наличием многочисленных половых партнеров, определенной свободой сексуальных отношений, несоблюдением мер по профилактике заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП), учащением случаев самолечения и многими другими факторами.
В прошлом году в Смоленском областном кожно-венерологическом диспансере наблюдалось 3600 больных сифилисом. Настоящая работа была проведена с целью выяснения перинатального риска при сифилисе. На базе СОГУЗ «Перинатальный центр» проанализировано течение беременности и родов у 26 женщин за 2008 год, перенесших
сифилис во время беременности или имевших его в анамнезе. Возраст пациенток варьировал от 20 до 37 лет. Большинство женщин было репродуктивного возраста. Лишь одну треть составляли женщины старше 30 лет. Очевидно, большая распространенность сифилиса среди молодежи связана с ежегодным ростом асоциального поведения и требует усиления полового воспитания. Раннее выявление сифилиса у беременной связано, как правило, с ранним ее обращением в женскую консультацию. Однако результаты нашего исследования подтвердили общемировые: пятая часть женщин (19%) не состояла на учете в женской консультации. Большинство женщин встали на учет после 22 недель беременности, в результате диагноз был установлен в поздние сроки беременности (в 3-м триместре) или
при поступлении женщины на роды. Большинство пациенток с острым сифилисом имеют в анамнезе 2 и более абортов или неразвивающиеся беременности. У одной пациентки с сифилисом в анамнезе — поздний выкидыш в сроке 25—26 недель, у одной — роды с антенатальной гибелью плода в сроке 39 недель. Все женщины, перенесшие сифилис во время беременности, прошли лечение. Однако у 1 (25%) имели место преждевременные роды, у ребенка диагностирован синдром задержки развития плода (СЗРП) при выраженной фетоплацентарной недостаточности (ФПН). У 3 (75%) женщин роды были своевременными, но имела место в двух случаях фетоплацентарная недостаточность.
Важным фактором, отягощающим прогноз для плода, является наличие у женщины сопутствующей инфекционной патологии. У большинства пациенток в анамнезе выявлены хронические инфекционные заболевания, обострившиеся во время беременности. У каждой пятой пациентки был диагностирован хронический сальпингоофорит, у каждой третьей (28%) — заболевание мочевыделительной системы, у 3 (12%) женщин — вирусный гепатит С. Пациентки с сифилисом в анамнезе или полученным при беременности не были обследованы в женской консультации на заболевания, передаваемые половым путем. Так, из 26 (100%) пациенток 18 (69%) не обследованы на хламидии, уреаплазмы и микоплазмы (ХУМ), у 1 (3,8%) выявлен хламидиоз, уреаплазмоз, но не санированы, у 2 (7,6%) выявлен уреаплазмоз и микоплазмы, санация проводилась, но контрольных анализов нет. У 5 (19%) пациенток ХУМ не обнаружены. Обращают на себя внимание высокие показатели хронических интоксикаций. Из них табакокурение выявлено почти у 50% беременных женщин, злоупотребление алкоголем в анамнезе у 10% женщин.
Одним из доступных и информативных методов, позволяющих оценить патологическое влияние инфекции, в том числе сочетанной патологии на плод, является ультразвуковая диагностика. При УЗИ у беременных чаще других осложнений регистрировались признаки хронической гипоксии плода (ХГП) (43%), признаки гипотрофии плода(38%) и фетоплацентарная недостаточность (ФПН) (38%). В 30% случаев диагностировано многоводие, что может являться косвенным признаком внутриутробного инфицирования. Учитывая тот факт, что большинство инфекционных агентов попадают к плоду трансплацентарно, очень важным аспектом является функциональная состоятельность плаценты. Фетоплацентарная недостаточность диагностирована в 50% случаев всех родов — с одинаковой частотой среди пациенток, имеющих сифилис в анамнезе и перенесших его во время беременности. Нужно отметить,
что у 77% женщин, перенесших острый сифилис во время беременности, развилась ФПН, тогда как частота этого осложнения в группе женщин, перенесших сифилис ранее, составила немногим более 30%. При этом более половины диагнозов поставлено в сроке после 36 недель и лишь в 12% случаев — до 25 недель беременности.
Исход беременности у больной сифилисом женщины бывает различным. Результаты нашей работы показали, что в 20% случаев имели место преждевременные роды, причем в 83% случаев произошли они у пациенток, имевших сифилис в анамнезе, а в 17% случаев — на фоне острого сифилиса. Роды прошли без осложнений у 19%женщин, в 42% случаев наблюдались аномалии родовой деятельности. Из них слабость родовой деятельности — в 86% случаев, дискоор-д и нация — в 14%. В 23% случаев имело место преждевременное излитие вод, отслойка плаценты, кровотечение диагностированы у 8% женщин. 30% детей, рожденных от больных матерей, имели положительную серологическую реакцию на сифилис; при этом одна треть новорожденных, матери которых имели сифилис в анамнезе, и все дети, рожденные от матерей, перенесших сифилис во время беременности, имели положительную серологическую реакцию, что требует пристального внимания к таким детям из-за высокого риска развития у них инфекционных осложнений.
При гистологическом исследовании оценивалось морфофункциональное состояние плаценты. В 90% случаев отмечены различные патологические изменения плаценты: у 48% женщин имели место воспалительные изменения последа, в 10% — ФПН, в 17% — сочетание воспалительных изменений и ФПН. Анализ историй родов пациенток показал, что пятая часть детей родилась с диагнозом задержка внутриутробного развития, две трети из них — от матерей, имевших сифилис в анамнезе. В структуре клинических форм преобладает симметричный тип, что является прогностически неблагоприятным признаком.
Выводы
1. Высокая частота встречаемости сифилиса среди женщин репродуктивного возраста в большинстве случаев связана с неблагоприятными социальными условиями жизни женщин, ранним началом половой жизни, наличием многочисленных половых партнеров, определенной свободой сексуальных отношений и половой безграмотностью.
2. При наличии таких осложнений течения беременности, как гестоз, угроза прерывания, а также при сочетании сифилиса с другими заболеваниями, передаваемыми половым путем, высок риск инфицирования ребенка.
3. Фетоплацентарная недостаточность наблюдалась у пациенток с острым сифилисом в 90% случаев, что привело в половине случаев к синдрому задержки развития плода.
1. 2.
УДК
Односторонняя аднексэктомия является частым оперативным вмешательством, производимым по поводу доброкачественных и ретенционных образований яичника (Ковальский Г.Б., 1997; Lass A., 1997; Hardy R., 1999). Вместе с тем удаление яичника нередко переносят молодые женщины в активном репродуктивном возрасте, что составляет около 12% в гинекологических стационарах (Бенедиктов Д.И., 1991).
Традиционно последствия оцениваются по степени выраженности синдрома постовариоэктомии, т. е. проявления вегето-сосудистых и психоэмоциональных расстройств. Однако рецепторы к половым гормонам обнаружены во многих органах. Публикации об изменениях в репродуктивных органах после ова-риоэктомии единичны и противоречивы.
Таким образом, проблема состояния репродуктивных органов у женщин после овариоэктомии является актуальной и требует проведения дальнейшего изучения, что и определило цель и задачи нашего исследования.
В исследование было включено 50 пациенток после односторонней овариоэктомии. Возраст обследованных составил в среднем 39,2(+/-) года (от 20 до 45 лет).
В структуре причин овариоэктомий больные распределились следующим образом: доброкачественные опухоли яичников — у 38 (76%) женщин, тубоова-риальные образования воспалительной этиологии — у 9 (18%), внематочная беременность — у 1 (2%).
Все обследованные пациентки были разделены на 2 группы. Первую группу составили 35 (70%) больных, получавших реабилитацию однофазными гормональными контрацептивами в послеоперационном периоде (от 3 до 6 месяцев), во вторую груп-
4. Установление диагноза на раннем сроке беременности, раннее полноценное специфическое лечение и (по показаниям), профилактическое - наиболее благоприятная ситуация для предупреждения заболевания ребенка.
пу вошли 15 (30%) пациенток, не получавших реабилитацию.
Для оценки состояния эндометрия проводилось динамическое ультразвуковое исследование.
У пациенток первой группы патологических изменений со стороны эндометрия не отмечено.
Во второй группе у двух (4%) пациенток в течение года после операции выявлены полипы эндометрия, у четырех (8%) — признаки ГПЭ.
Для обследования молочных желез проводилось ультразвуковое исследование, маммография. В первой группе у 3 (8,6%) больных перед операцией имела место дисгормональная гиперплазия молочных желез. У пациенток второй группы патологические изменения молочных желез (фиброзно-кистозная мастопатия) отмечены в двух (13,3%) случаях.
При обследовании молочных желез после операции у женщин первой группы в течение первых 6 месяцев отмечалась у 1 (2,9%) пациентки дисгор-мональная гиперплазия молочных желез. Во второй группе УЗИ-картина фиброзно-кистозной мастопатии отмечена в двух (13,3%) случаях.
Результаты проведенного исследования позволили нам сделать вывод о том, что после односторонней овариоэктомии в течение первых 6 месяцев пациентки, получавшие реабилитацию, изменений со стороны эндометрия не имели. В то же время по результатам второй группы видно, что при отсутствии гормональной коррекции имеются изменения со стороны эндометрия. Изменения в молочных железах неоднозначны, но назначения КОК приводят к уменьшению дисгормональной гиперплазии.
ЛИТЕРАТУРА
Клинические рекомендации. Акушерство и гинекология. — 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. Г.М. Савельевой, В.Н. Серова, Г.Т. Сухих. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - С. 171-198.
Мари-Люис, Ньюэлл и Дж. МакИнтайр. Врожденные и перинатальные инфекции. Предупреждение, диагностика и лечение. - Изд-е на русск. яз. / Пер. с англ. проф. А.В. Михайлова. - СПб: ИД «Петрополис», 2004. - 442 с.
618.11-089.87
состояние органов-мишеней после односторонней овариоэктомии
Р.Р. Абузяров, М.Г. Хлевнова, И.М. Сафронова
ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия», кафедра акушерства и гинекологии ФПК и ППС