Российская оториноларингология № 3 (82) 2016 -
туды ответа ПИАОЭ появилось на 7-е сутки и достигло минимальных значений на 30-е сутки. По данным исследования КСВП на 30-е сутки после инъекции цисплатина во всех случаях произошло достоверное повышение порогов слуха и увеличение значений латентности волн ф < 0,05). Среднее значение порогов слуха у мышей, пролеченных цисплатином, составило 64,92±0,06 дБ. При микроскопическом исследовании препаратов внутреннего уха, окрашенных гематоксилином и эозином, установлены изменения спирального ганглия, кортиева органа и сосудистой полоски,
характеризующиеся выраженной вакуолизацией цитоплазмы клеток, снижением базофильности ядер и отеком клеток. При иммуногистохими-ческом исследовании в цитоплазме клеток сосудистой полоски у животных опытной группы выявлено повышение уровня экспрессии проапоп-тотического белка Ьах. Одновременно у животных опытной группы отмечено снижение содержания Ьс1-2-протеина, принадлежащего семейству антиа-поптотических белков, в клетках Кортиева органа и сосудистой полоски, что характеризует возможность вступления клеток в апоптоз.
Выводы
Ототоксический эффект цисплатина может быть смоделирован у мышей линии BALB/C с помощью введения цисплатина в дозе 12 мг/кг.
Цисплатин приводит к активации внутриклеточных процессов апоптоза и снижению антиапоптотической защиты в клетках сосудистой полоски, спирального ганглия и кор-тиева органа.
УДК 616.212.5-001.5
перфорация перегородки носа. современный взгляд на проблему
Крюков А. И., Царапкин Г. Ю.
ГБУЗ «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии
им. Л. И. Свержевского» Департамента здравоохранения Москвы, 117152, Москва, Россия
nasal septal perforation. modern view on the problem
Kryukov A. I. Tsarapkin G. Yu.
Research Institute of Clinical Otorhinolaryngology
named after L. I. Sverzhevsky the Department of Health in Moscow, Moscow, Russia
Лечение перфораций перегородки носа (ППН) требует от врача определенного опыта, сопряжено с объективными трудностями и не всегда эффективно. Существенными аргументами, определяющими несостоятельность медицинской помощи больным, страдающим ППН, являются отсутствие единой концепции в решении данной проблемы и практическая несостоятельность существующей классификации. Изначально хирургическая направленность в классификации ППН привела к минимализму в выборе терапевтических методик и разрыву преемственности консервативного и хирургического способов лечения этого заболевания.
Цель исследования. На основании результатов эндоскопического и гистологического исследований определить клинико-морфологические особенности ткани перегородки носа, окружаю-
щей стойкий септальный дефект, и разработать оригинальную классификацию, определяющую тактику лечения больных, страдающих перфорацией перегородки носа.
Пациенты и методы исследования. Под нашим наблюдением находилось 108 больных с ППН. В ходе работы мы оценили проявления заболевания (жалобы больного) по баллам по визуально-аналоговой шкале (ВАШ), состояние слизистой оболочки (СО) в области края ППН по ВАШ, провели гистологическое исследование ткани перегородки в области ППН, оценивали размеры ППН при динамических осмотрах (1 раз в год).
Результаты исследования. Эндоскопический осмотр полости носа показал, что у 57 (52,8%) больных размер ППН не превышал 1,5 см, у 30 (27,8%) - находился в пределах от 1,5 до 2,5 см, у 21 (19,4%) - превышал 2,5 см. Более детальный
"€1905=.
осмотр тканей перегородки носа, находящихся на границе с септальным дефектом, показал, что у 20 (18,5%) больных имело место тотальное воспаление изъязвленной СО, покрытой эрозиями; у 16 (14,8%) пациентов СО края ППН были бледно-розового цвета, сухими, у 6 (5,6%) - розовыми, влажными. У 66 (61,1%) больных при эндоскопическом осмотре были отмечены все вышеперечисленные признаки.
Изучив микроскопическую картину гистологического материала (п = 240), взятого нами из разных локусов ППН, было отмечено отсутствие признаков хронического васкулита с гранулема-тозным воспалением. В ходе исследования нами было установлено, что в 86 препаратах, взятых из эрозивно-язвенных локусов, в 100% случаев имело место некротическое повреждение поверхностных структур с явлениями активного воспаления, которое затрагивало костную и хрящевую ткань ПН. При изучении гистологического материала, взятого из субатрофичных локусов септального дефекта (п = 82), в 62 (75,6%) препаратах тканевое воспаление носило умеренно выраженный характер, при этом в 86,6% отмечена фиброзная дегенерация. В биопсийном материале, взятом из участков с невоспаленной СО (п = 72), были зарегистрированы только фиброз-но-дегенеративные изменения.
Обсуждение результатов. Таким образом, на основании полученных результатов комплекса исследований у больных, страдающих ППН, нами была сформулирована оригинальная классификация ППН, которая может служить дополнением к
= Материалы XIX съезда оториноларингологов России
уже существующим. Мы предлагаем выделить три клинические формы ППН: 1) по характеру течения заболевания - деструктивные и стабильные, 2) по клиническим проявлениям - симптомные и бессимптомные («немые»); 3) по морфоэндоско-пической картине - невоспаленные, субатрофич-ные, эрозивно-язвенные и смешанные.
Отличительной чертой оригинальной классификации является то, что в ее основу заложено терапевтическое начало, на основании которого мы предлагаем практическому врачу алгоритм действия. Разработанная нами классификация имеет следующие ключевые положения. Пациенты с бессимптомными ППН, которые характеризуются стабильным течением, не требуют лечения и должны находиться под динамическим наблюдением оториноларинголога. ППН, проявляющиеся клинически и имеющие тенденцию к увеличению размеров, требуют комплексного консервативного лечения с превентивным шинированием перегородки носа. Показанием к пластическому закрытию ППН является неэффективность консервативного лечения. Хирургическое закрытие ППН должно проводиться невоспаленными тканями. При частичном закрытии ППН тактика дальнейшего ведения больного зависит от ее клинического состояния.
На наш взгляд, предложенная нами классификация ППН и связанный с ней алгоритм ведения данного контингента больных являются тем связующим звеном, которое определяет преемственность между консервативным и хирургическим лечением данного контингента больных.