Научная статья на тему 'Перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов в Республике Саха (Якутия)'

Перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
401
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА / ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ / ПЕРЕВОД ЗЕМЕЛЬ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаева Саина Евсеевна, Зверева Маргарита Алексеевна

В статье рассмотрены особенности процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия). Выполнен анализ примеров перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия). Выявлены проблемы, усложняющие процесс перевода. На основе проведенного исследования в статье описано возможное решение данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов в Республике Саха (Якутия)»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПЕРЕВОД ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА В ЗЕМЛИ

НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

1 2 Николаева С.Е. , Зверева М.А.

1Николаева Саина Евсеевна - магистрант;

2Зверева Маргарита Алексеевна - кандидат биологических наук, доцент, кафедра геодезии, землеустройства и кадастра, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация: в статье рассмотрены особенности процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия). Выполнен анализ примеров перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия). Выявлены проблемы, усложняющие процесс перевода. На основе проведенного исследования в статье описано возможное решение данной проблемы.

Ключевые слова: земли лесного фонда, земли населенных пунктов, перевод земель, Республика Саха (Якутия), законодательство.

Вопросы перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов отражены в Земельном, Лесном и Градостроительном кодексах Российской Федерации, № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а также ряде других законодательных актов [1, 2, 3, 4].

Однако, неоднократно поднимаются вопросы о несовершенстве законодательства в области регулирования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Так в работе Ринчинова А.Г. и Гринберга С.Н. говорится, что уполномоченные органы часто, безосновательно, дают отказ заявлению по переводу земель лесного фонда в состав земель населённого пункта, однако действующим законодательством не установлены конкретные основания для отказа [5]. Кроме этого, полномочия органов местного самоуправления достаточно часто пересекаются с полномочиями государственных органов в сфере управления, перевода и эксплуатирования лесами [6].

Земли лесного фонда составляют большую часть территории Якутии - 254749,8 тыс. га (82,61%). Соответственно, увеличение границ населенных пунктов в республике Саха (Якутия), в основном, возможно только за счет земель лесного фонда.

На территории республики Саха (Якутия) всего осуществлено 4 включения участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, в том числе 2 участка общей площадью 1015 га в границы п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса; 1 участок площадью 248 га в границы с. Рассолода Мегино-Кангаласского улуса; 1 участок площадью 40 га в границы с. Кальвица Кобяйского улуса.

На момент принятия вышеуказанных решений в период 2008-2010 гг. перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов, по порядку установленному статьей 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и нормами лесного законодательства, осуществлялся исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, то есть решение принималось Правительством Республики Саха (Якутия) и согласование документации производилось с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которым по приказу Рослесхоза является Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, в г. Хабаровске.

В данное время решение о переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов принимается Правительством Российской Федерации, в связи с чем и усложнился перевод.

Если ранее Департамент по лесным отношениям отправлял материал по переводу в Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, то сейчас материал по переводу представляется в Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).

Выбор участка земель лесного фонда и проведения процедур согласования составляет месяц с даты обращения заявителя.

В недельный срок с даты получения документов Рослесхоз направляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, связанных с переводом земель лесного фонда в земли другой категории, которым является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России).

Минприроды России, в 12-дневный срок с даты получения документов осуществляет подготовку проекта акта Правительства РФ о переводе и вносит его в Правительство РФ с приложением документации о переводе.

В 2009 году был переведен участок из земель лесного фонда в состав земель населенных пунктов с целью переноса поселка Кальвица Кобяйского улуса республики Саха (Якутия) общей площадью 39,6 га. на более высокое место в связи ежегодной затопляемостью весенними паводками.

В материалы необходимые для перевода данного земельного участка входило 27 документов, которые собирали в течение двух лет.

Лицо, заинтересованное в переводе, обратился с заявлением о выборе лесного участка из земель лесного фонда для перевода в Департамент по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) (в данное время -Департамент лесного хозяйства Минприроды Республики Саха (Якутия)). К заявлению прилагается ходатайство главы муниципального района, обосновывающее необходимость перевода для указанных нужд, в случае необходимости доверенность.

Департамент письменно дал указание соответствующему лесничеству оформить совместно с Заявителем Акт выбора лесного участка и прилагаемый к нему план (Чертеж), (срок один месяц и трех экземплярах).

Для участия по согласованию привлекались:

- Кобяйская улусная инспекция охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия);

- Территориальное управление Роспотребнадзора.

Рассматривались два варианта выбора лесного участка. Комиссия, изучив с двух предложенных вариантов выбрал вариант № 1 ввиду более пологого берега и более близкого расстояния от переносимого поселка, что экономически выгодно для перевозки строительного материала.

Департамент утвердил акты выбора в форме приказа и направил Заявителю и лесничеству.

Затем в течение календарного месяца после получения утвержденных актов выбора проводили натурное техническое обследование и составили Акты натурного технического обследования с приложением к нему чертежа участка. Департамент в двухнедельный срок утверждает акты натурного обследования.

Орган местного самоуправления направил в Департамент по лесным отношениям Министерства охраны природы республики Саха (Якутия) (в данное время -Департамент лесного хозяйства Минприроды Республики Саха (Якутия)) подготовленные заключение о целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта и распоряжение о проведении публичных слушаний.

В материалах по переводу имеются заключения ГУ Республики Саха (Якутия) «Томпонское лесничество» «Сангарский филиал», Управления по недропользованию по Республики Саха (Якутия) и о результатах публичных слушаний.

Департамент по лесным отношениям республики Саха (Якутия) после предоставления заявителем документации представил необходимые документы по переводу в Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу для его согласования.

Согласовав представленные документы, Правительство республики Саха (Якутия) издал Распоряжение от 27.08.2009 N 812-р «О включении земельного участка в границы населенного пункта с. Кальвица Кобяйского улуса (района) и переводе из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов».

Перевод данного участка был по старому порядку, то есть решение о переводе принималось Правительством республики Саха (Якутия) и согласование документации производилось с Департаментом лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу.

В соответствии с актуальным порядком участки земель лесного фонда в земли населенных пунктов не переводились.

В апреле 2017 года при согласовании генерального плана сельского поселения «Село Майя» муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) был отказ перевода земельных участков лесного фонда в земли населенных пунктов. Из представленных материалов (материалы по обоснованию, пункт 2.2.3 «Корректировка границы (черты) территории МО «Село Майя») следует, что проектом предусмотрено увеличение площади земель населенного пункта с. Майя за счет участков земель лесного фонда площадью 13,95 га. Однако, из пункта 3 «Баланс территории муниципального образования» следует, что на расчетный срок площадь земель лесного фонда уменьшается на 401 га, в связи с чем, Рослесхоз не согласовал проект генерального плана сельского поселения «Село Майя» муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия).

Причинами отказа в согласовании со стороны Рослесхоза являются недостаточность либо отсутствие информации в отношении участков лесного фонда в материалах по обоснованию. Также, отмечается случай отказа Рослесхоза в согласовании проекта генерального плана по причине несоответствия проектируемого функционального назначения защитных лесов, включенных в границы населенного пункта (предполагался жилая застройка в защитных лесах).

Подводя итоги, можно сказать, что перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов является сложной процедурой, которая длится много месяцев, часто более года. Существующие проблемы могут быть разрешены только путём внесения изменений в законодательство, связанное с переводом земель лесного фонда в категорию земель населённых пунктов.

Список литературы

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Справочная правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_33773/ (дата обращения: 06.04.2019).

2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ // Справочная правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_64299/ (дата обращения: 13.04.2019).

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ // Справочная правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения: 22.04.2019).

4. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // Справочная правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50874/ (дата обращения: 03.05.2019).

5. Ринчинов А.Г., Гринберг С.Н. Проблемы перевода земель лесного фонда в состав земель населенных пунктов // Эпоха науки. [Электронный ресурс], 2017. № 12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/proЫemy-perevoda-zemel-lesшgo-fonda-v-sostav-zemel-naselennyh-punktov/ (дата обращения: 22.12.2018).

6. Ломоносов М.Ю. Особенности перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов // Новая наука как результат инновационного развития общества: межд. конф. (Сургут, 22 апреля 2017). Уфа: Изд-во ООО «Агентство международных исследований», 2017. С. 138-142. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29287521/ (дата обращения: 10.01.2019).

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГЕКТАР» Тегюрюкова Т.А.1, Кияшко Г.А.2

1Тегюрюкова Татьяна Андреевна - магистрант;

2Кияшко Галина Александровна - кандидат геолого-минералогических наук, доцент, кафедра геодезии, землеустройства и кадастра, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы реализации программы «Дальневосточный гектар» на примере территории Приморского края. Выявлены и описаны проблемы, усложняющие процесс осуществления данной программы, большая часть которых лежит в правовом поле. На основе проведенного исследования обосновывается необходимость дальнейшего усовершенствования нормативно-правовой базы программы «Дальневосточный гектар». Ключевые слова: дальневосточный гектар, земельный участок, безвозмездное пользование, Приморский край, нормативно-правовая база.

Территория Дальневосточного Федерального округа занимает самую большую площадь Российской Федерации, а численность населения - самая низкая. Начиная с 1990 года численность населения Дальневосточного федерального округа, сокращалась стремительными темпами (за период с 1991 года по 2000 год население Дальнего Востока сократилось на 1,2 млн человек, из них 94% - за счет миграции), что привело к дефициту трудовых ресурсов в настоящее время.

Для решения этих проблем и обеспечения опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока был разработан широкий комплекс мер. Так, одной из таких мер является Федеральный закон от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Настоящий Федеральный закон предполагает выделение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.