Научная статья на тему 'ПЕРЕСТРОЙКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕРЕСТРОЙКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ СРЕДСТВА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Наталья Васильевна, Карманова Анна Валентиновна

В статье рассматриваются проблема поиска тенденция, векторов и технологического оснащения для перестройки педагогического процесса в вузах. Данный посыл регламентирован запросом ответа на вызовы, связанные с цифровой трансформацией образования. Образование является системообразующей деятельностью любого университета. Именно этот факт обусловливает понимание и трактовку современных реалий таким образом, что любые серьезные изменения в ее организации не могут не вызвать волну преобразований практически во всех остальных видах деятельности, от науки до инфраструктуры. Стоит только запланировать процесс трансформирования высшего учебного заведения, и сразу придется перестроить все остальные сегменты и структурные подразделения. Переход на модель индивидуальных образовательных траекторий привел к необходимости серьезных изменений, главным образом, потому, что в новом пространстве требуются новые формы оптимального взаимодействия всех структурных подразделений университета, а также единое интуитивно-понятное пространство для студентов, преподавателей и администраторов. Для решения возникающих жизненных задач, современная личность вынуждена ставить себе цели и подбирать способы решения, а также средства развития. При этом обязательным условием является использование цифровых средств, человек должен быть компетентным и обладать всем необходимым набором этих надпрофессиональных навыков. И это уже не только наличие уверенных мягких навыков. Контекст условий глобальной цифровой трансформации выдвигает в качестве миссии современных вузов формирование, поддержание и развитие навыков работников, которые будут актуальны для Индустрии 4.0. Такой переход позволит способствовать достижению необходимого уровня конкурентоспособности персонала на рынке труда. Благодаря такой метаморфозе будет транслироваться более эффективная его адаптационная составляющая в условиях новых реалий. Очевидно, что владение подобными навыками обеспечит использование работниками новых цифровых возможностей, а значит, будет способствовать росту эффективности персонала и предприятий, развитию общества и экономики в целом. Стремительными темпами сегодня транслируется растущий спрос на квалифицированных специалистов. Система образования должна обновлять образовательные программы и учебные планы. Масштаб и статистические данные о включении в них новых актуальных курсов и дисциплин огромен. При их изучении обучающиеся овладеют наборами современных компетенций, сформированных не только под запросы работодателей, но и с учетом потребностей цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьякова Наталья Васильевна, Карманова Анна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTRUCTURING OF THE PEDAGOGICAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION AS A RESPONSE TO THE CHALLENGES ASSOCIATED WITH THE DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

The article deals with the problem of finding trends, vectors and technological equipment for the restructuring of the pedagogical process in universities. This message is regulated by the request to respond to the challenges associated with the digital transformation of education. Education is a system-forming activity of any university. It is this fact that determines the understanding and interpretation of modern realities in such a way that any serious changes in its organization cannot but cause a wave of transformations in almost all other types of activities, from science to infrastructure. It is only necessary to plan the process of transforming a higher educational institution, and all other segments and structural divisions will have to be rebuilt immediately. The transition to the model of individual educational trajectories has led to the need for serious changes, mainly because the new space requires new forms of optimal interaction of all structural units of the university, as well as a single intuitive space for students, teachers and administrators. To solve emerging life problems, the modern personality is forced to set goals for himself and select solutions, as well as means of development. At the same time, the use of digital tools is a prerequisite, a person must be competent and have all the necessary set of these supra-professional skills. And this is not only the presence of confident soft skills. The context of the conditions of global digital transformation puts forward as the mission of modern universities the formation, maintenance and development of skills of employees that will be relevant for Industry 4.0. Such a transition will help to achieve the necessary level of competitiveness of personnel in the labor market. Thanks to such a metamorphosis, a more effective adaptation component will be broadcast in the conditions of new realities. It is obvious that the possession of such skills will ensure the use of new digital opportunities by employees, which means it will contribute to the increase in the efficiency of personnel and enterprises, the development of society and the economy as a whole. The growing demand for qualified specialists is being broadcast at a rapid pace today. The education system should update educational programs and curricula. The scale and statistical data on the inclusion of new relevant courses and disciplines in them is huge. When studying them, students will master sets of modern competencies formed not only for the needs of employers, but also taking into account the needs of the digital economy.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕСТРОЙКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ»

8. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984

9. Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние отношений человека / В.Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. - Т.2. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - С. 110-125.

10. Сейтешев, А.П. Пути воспитания профессиональной направленности учащихся и молодых рабочих / А.П. Сейтешев. - М.: Высш. шк., 1975. - С. 34.

11. Смирнов, Г.Л. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. 3-е изд., доп. / Г.Л. Смирнов. -М.: Политиздат, 1980. - С. 66-67.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук Третьякова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук Карманова Анна Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» (г. Краснодар)

ПЕРЕСТРОЙКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются проблема поиска тенденция, векторов и технологического оснащения для перестройки педагогического процесса в вузах. Данный посыл регламентирован запросом ответа на вызовы, связанные с цифровой трансформацией образования. Образование является системообразующей деятельностью любого университета. Именно этот факт обусловливает понимание и трактовку современных реалий таким образом, что любые серьезные изменения в ее организации не могут не вызвать волну преобразований практически во всех остальных видах деятельности, от науки до инфраструктуры. Стоит только запланировать процесс трансформирования высшего учебного заведения, и сразу придется перестроить все остальные сегменты и структурные подразделения. Переход на модель индивидуальных образовательных траекторий привел к необходимости серьезных изменений, главным образом, потому, что в новом пространстве требуются новые формы оптимального взаимодействия всех структурных подразделений университета, а также единое интуитивно-понятное пространство для студентов, преподавателей и администраторов. Для решения возникающих жизненных задач, современная личность вынуждена ставить себе цели и подбирать способы решения, а также средства развития. При этом обязательным условием является использование цифровых средств, человек должен быть компетентным и обладать всем необходимым набором этих надпрофессиональных навыков. И это уже не только наличие уверенных мягких навыков. Контекст условий глобальной цифровой трансформации выдвигает в качестве миссии современных вузов формирование, поддержание и развитие навыков работников, которые будут актуальны для Индустрии 4.0. Такой переход позволит способствовать достижению необходимого уровня конкурентоспособности персонала на рынке труда. Благодаря такой метаморфозе будет транслироваться более эффективная его адаптационная составляющая в условиях новых реалий. Очевидно, что владение подобными навыками обеспечит использование работниками новых цифровых возможностей, а значит, будет способствовать росту эффективности персонала и предприятий, развитию общества и экономики в целом. Стремительными темпами сегодня транслируется растущий спрос на квалифицированных специалистов. Система образования должна обновлять образовательные программы и учебные планы. Масштаб и статистические данные о включении в них новых актуальных курсов и дисциплин огромен. При их изучении обучающиеся овладеют наборами современных компетенций, сформированных не только под запросы работодателей, но и с учетом потребностей цифровой экономики.

Ключевые слова: компетентностная модель, цифровая трансформация, компетенции цифровой экономики, критическое мышление, цифровые средства, цифровые технологии, актуализация учебно-методических материалов.

Annotation. The article deals with the problem of finding trends, vectors and technological equipment for the restructuring of the pedagogical process in universities. This message is regulated by the request to respond to the challenges associated with the digital transformation of education. Education is a system-forming activity of any university. It is this fact that determines the understanding and interpretation of modern realities in such a way that any serious changes in its organization cannot but cause a wave of transformations in almost all other types of activities, from science to infrastructure. It is only necessary to plan the process of transforming a higher educational institution, and all other segments and structural divisions will have to be rebuilt immediately. The transition to the model of individual educational trajectories has led to the need for serious changes, mainly because the new space requires new forms of optimal interaction of all structural units of the university, as well as a single intuitive space for students, teachers and administrators. To solve emerging life problems, the modern personality is forced to set goals for himself and select solutions, as well as means of development. At the same time, the use of digital tools is a prerequisite, a person must be competent and have all the necessary set of these supra-professional skills. And this is not only the presence of confident soft skills. The context of the conditions of global digital transformation puts forward as the mission of modern universities the formation, maintenance and development of skills of employees that will be relevant for Industry 4.0. Such a transition will help to achieve the necessary level of competitiveness of personnel in the labor market. Thanks to such a metamorphosis, a more effective adaptation component will be broadcast in the conditions of new realities. It is obvious that the possession of such skills will ensure the use of new digital opportunities by employees, which means it will contribute to the increase in the efficiency of personnel and enterprises, the development of society and the economy as a whole. The growing demand for qualified specialists is being broadcast at a rapid pace today. The education system should update educational programs and curricula. The scale and statistical data on the inclusion of new relevant courses and disciplines in them is huge. When studying them, students will master sets of modern competencies formed not only for the needs of employers, but also taking into account the needs of the digital economy.

Key words: competence model, digital transformation, digital economy competencies, critical thinking, digital tools, digital technologies, updating of teaching materials

Введение. Влияние глобальных трендов на образовательную деятельность - персонификация образования. Мы живем в интересное время, стремительное развитие новых технологий приводит к постоянным изменениям в структуре экономики, регулярно появляются новые рынки, новые товары, меняется социальный ландшафт, как следствие возникают новые каналы взаимодействий, по-новому размечается социальное пространство. К глобальным трендам в сфере образования относится персонификация. На сегодняшний день влияние цифровой экономики на формирование набора ключевых

компетенций и подготовку востребованных специалистов в современном мире, абсолютно очевидно, неизбежно и является приоритетной задачей, не решать которую уже не представляется возможным [2].

В одном из основополагающих документов, регламентирующих цифровую трансформацию образования, - Приказе Минэкономразвития России от 24.01.2020г. No41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» определены и конкретизированы основные компетенции цифровой экономики [1].

Первая из них связана с умениями и навыками выпускника не только коммуницировать, но и кооперироваться в условиях цифровой среды с помощью использования различных цифровых средств. Эти средства позволят специалисту взаимодействовать с другими людьми достигать целей профессиональной миссии.

Вторая компетенция транслирует необходимость для современного человека саморазвиваться и самоактуализироваться в условиях VUCA-мира, провоцирующего неопределенность во всех сферах и смыслах. Чтобы решать возникающие жизненные задачи, ставить себе цели и подбирать способы решения, а также средства развития, при этом обязательным условием является использование цифровых средств, человек должен быть компетентным и обладать всем необходимым набором этих надпрофессиональных навыков. Здесь уже не идет речь только о soft-skills [3].

Следующей, не менее значимой, компетенцией, отвечающей на вызовы цифровой экономики, являются навыки, иллюстрирующие у личности наличие креативного мышления. Чтобы решать задачи, поставленные цифровой экономикой, специалистам современного социума уже недостаточно использовать те навыки и компетентностные модели, которые были актуальными до настоящего времени. От этих моделей придется абстрагироваться, полностью перестроив сложившиеся способы решения задач, что позволит и выработать необходимый набор новых оптимальных алгоритмов, а также продумать все возможные альтернативные варианты действий.

Современные реалии экстраполируют в нашу жизнь, во все ее сферы, огромный пул информации и данных. В связи с этим уже невозможно не создать новые ресурсы и технологии для того, чтобы ими управлять. Современные специалисты должны обладать навыками и компетенциями не только быстрого поиска нужных источников информации и актуализированных данных, в любой сфере профессиональной деятельности им придется не только воспринимать, анализировать и запоминать необходимую информацию, но и передавать ее с использованием цифровых средств. Нужны алгоритмы для того, чтобы, работая с полученными из разрозненных источников данными, суметь их эффективно использовать при решении актуализированных профессиональных задач. Поэтому данная компетенция также является одной из приоритетных в цифровой экономике и ее реалиях.

Вдобавок ко всему вышеперечисленному цифровая среда транслирует активный запрос на наличие у компетентных и конкурентоспособных специалистов критического мышления. Чтобы при поступлении информации и данных была проведена ее оценка, мониторинг достоверности, нужно обладать компетентностной моделью построения логических умозаключений. Эти навыки являются детерминантами критического мышления [4].

Цифровая трансформация требует освоения новых профессиональных компетенций, которые необходимы для работы с новым цифровым инструментарием. Стремительно растущий спрос на квалифицированных специалистов ставит систему образования перед необходимостью изменять (обновлять) образовательные программы и учебные планы, вводя в них новые актуальные курсы и дисциплины, изучая которые обучающиеся овладеют наборами современных компетенций, сформированными под запросы работодателей и с учетом потребностей цифровой экономики.

Современная система образования сегодня уже не может обойтись без разработки/актуализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП). По сути этот факт диктует необходимость формирования модели обеспечения приоритетной отрасли Российской Федерации высоко квалифицированными кадрами, востребованными в условиях цифровой экономики, путем включения в ОПОП компонентов, формирующих цифровые компетенции. При обновлении содержания учитываются и изменения требований работодателей к качеству подготовки специалистов.

Изложение основного материала статьи. Изменения самих студентов и их социальных контекстов (по данным аналитического отчета Департамента образования Правительства Великобритании 66% студентов меняют университет в процессе обучения, больше половины совмещают получение образования с работой, чуть больше 40% выбирают очно-заочную форму и четверть имеют иждивенцев) приводит к тому, что образование должно быть индивидуализированным, адаптированным под студента и его социальные контексты, ориентированным на развитие компетенций, которые студент сам может выбирать, а также максимально деятельностным. Образовательный процесс не ограничивается рамками одного университета, скорее все идет к тому, что образовательная траектория студента будет выстраиваться в открытом образовательном пространстве, и это кардинально иной способ построения национальных образовательных систем.

В содержание дисциплин в современной образовательной среде необходимо включать новые темы / разделы лекционных и практических занятий или скорректировать содержание существующих тем/разделов о сквозных цифровых технологиях, (с указанием конкретных программ, приложений, электронных сервисов, ресурсов и т.д., которые будут изучены в рамках занятия). Примеры могут быть другими в зависимости от отрасли, направления подготовки, преподаваемой дисциплины.

Например, во-первых, это может быть искусственный интеллект и новые технологии (5G, квантовые вычисления и беспилотные автомобили) - с указанием примеров использования ИИ в профессиональной деятельности по специальности; во-вторых, получение и анализ данных; в-третьих, моделирование данных; в-четвертых, нейросети; в-пятых, компьютерное зрение; в-шестых, обработка естественного языка; в-седьмых, импорт и обработка данных; в-восьмых, применения методов машинного обучения; в-девятых, ИИ для работы с данными: краткий обзор; в-десятых, применение технологий искусственного интеллекта согласно Дорожной карте развития «сквозной» цифровой технологии вуза в рамках преподаваемых дисциплин [5].

Для реализации образовательного процесса можно выделить две наиболее важных составляющих ERPуниверситета: SIS (англ. Student-Information-System, студенческая информационная система) - класс информационных систем, которые помогают администраторам образовательного процесса учитывать движение студента по образовательному пространству, в том числе, образовательные активности, выбор курсов и др. [6].

LMS (англ. Learning-Management-System, система управления обучением) -класс-информационных систем, которые помогают преподавателям облегчить процесс взаимодействия со студентами, например, разместить электронные учебные материалы, разграничить доступ к ним, собирать домашние задания, взаимодействовать и коммуницировать со студентами и так далее. Самые известные решения по управлению бизнес-процессами в высших учебных заведениях.

Основные характеристики существующих типичных решений по автоматизации процессов университета могут сводиться к следующему: во-первых, все решения должны быть направлены на поддержку уже существующих типичных процессов в университете; во-вторых, решения должны быть нацелены, прежде всего, на соответствие стандартам и требованиям (например, Минобрнауки, Рособрнадзор, Росстат и др.); в-третьих, нужно учесть тот факт, что несмотря на общий тренд по переходу на электронный документооборот и управление на основе данных, большинство решений

являются документо-ориентированными системами. В случае перехода на безбумажный процесс системы придется переписывать; в-четвертых, следует учесть, что системы отличаются реактивностью, то есть обеспечивают соответствие стандартам, которые уже приняты; в-пятых, системы не универсальны, университеты вынуждены содержать внушительный штат ИТ-сотрудников для доработки и администрирования систем [7].

Причины, по которым типичные ИТ-решения для университетов не могут в полной мере поддержать внедрение индивидуальных образовательных траекторий:

1) В архитектуре всех систем в качестве единицы администрирования лежит академическая группа, а не каждый студент. Когда университет переходит на индивидуальные образовательные траектории, каждый студент получает свой собственный учебный план.

2) Основная задача типичных систем - распределение нагрузки профессорско-преподавательского состава: сначала на дисциплины, потом по кафедрам, потом по преподавателям. В итоге основная цель администрирования образовательного процесса - осуществить распределение нагрузки по преподавателям. В случае модели, основанной на индивидуализации, в центре образовательного процесса должен стоять студент.

3) Фискальный контроль как базовая функция - системы нацелены прежде всего на то, чтобы все процессы соответствовали требованиям. В этом случае студент как субъект выпадает из охвата ИТ-системы. Цифровой контур высших учебных заведений, модель образования которых основана на индивидуальных образовательных траекториях.

На российском рынке много ИТ-решений для университетов, но все они разработаны под традиционную модель образования и не подходят для перехода на индивидуальные образовательные траектории. Существующие ИТ-системы не стимулируют новые модели администрирования образовательного процесса, так как направлены в большей степени на соответствие требованиям и стандартам, которые регламентируют старые подходы. ИТ-решения для качественного сопровождения образовательного процесса -это дорого, поэтому университеты должны стремиться к тому, чтобы находить внебюджетные источники на развитие ИТ-инфраструктуры, либо искать другие возможности, например, разрабатывать модель привлечения студентов ИТ-специальностей к разработке ИТ-решений в рамках проектной деятельности [8].

Как можно начать процесс цифровой трансформации учебно-методических материалов. Необходимо обозначить новые темы или расширить названия существующих тем (разделов) дисциплины, в содержание которых заложено изучение сквозных цифровых технологий, компьютерных программ, информационных систем и приложений, применяемых для решения профессиональных задач (с указанием конкретных программ, приложений, электронных сервисов, ресурсов и т. д., которые будут изучены), не менее 20% от общего количества тем. Для проведения лекционных, практических занятий, организации СРС рекомендуется предусмотреть применение современных цифровых инструментов: Online Test Pad, Mentimeter, Google classroom, Miro, Moodle, Kahoot!, Xmind, Яндекс.Диск, Statistica и т.п. На практических и лабораторных занятиях могут применяться цифровые двойники, виртуальные лаборатории, тренажеры, эмуляторы, интерактивные стенды и т.д.] [9].

Выводы. Для того, чтобы сложилось представление о модели с индивидуальными образовательными траекториями, необходимо обратиться к кейсу трансформации образования. Новая модель образования предполагает создание единого образовательного пространства, с выделением в его структуре трех равноправных элементов: «ядро», блок элективных курсов и областей академических интересов обучающихся. Каждый из указанных блоков имеет свои цели, структуру и держателей, которые отвечают за содержание и администрирование. Следующий принципиальный момент - введение внешней экспертизы при проектировании образовательных программ. Это позволит привлечь ведущих экспертов в своих областях и повысить качество предлагаемых университетом программ. Помимо внешней экспертизы может быть проведен конкурсный отбор учебных модулей, что даст преподавателям возможность заявлять учебные курсы в рамках своих научных интересов и с ориентацией на студентов. Следующее - гибкость образовательного пространства и возможность его открытия во вне и расширения за счет партнеров. В свете глобальных тенденций и явлений типа COVID, это колоссальное преимущество, так как студенты могут выбирать не только учебные курсы, в том числе в других университетах, но и форматы образования, формы и способы работы с содержанием, а также само содержание процесса.

Самое главное во всех этих преобразованиях -в центре образовательного процесса должен находиться студент, что позволит образовательной организации повысить свою клиенто-ориентированность, университеты при этом смогут вернуть целеполагание и осознанный выбор в руки студенту. Целью такой ядерной программы является фундаментальная подготовка к последующему обучению, а именно, научить студентов читать, причем не только тексты, но и разные по своей семиотической природе соединения знаков, научить студентов писать с разными стилевыми установками для разных целевых аудиторий на разных языках, научить студентов активно слушать, задавая вопросы. Эти умения и навыки позволяют студентам продуктивно действовать в разных контекстах

Цель элективных блоков дисциплин в условиях цифровой трансформации направлена на то, чтобы дать студентам возможность испытать себя в разных типах и сферах деятельности с целью самоопределения и самоидентификации и повышения его валентности на рынке труда и в образовательной деятельности. Выбор дисциплин и форм их изучения расширяет кругозор и формирует в сознании студента сложный и многоаспектный образ окружающего мира.

Литература:

5. Приказ Минэкономразвития России от 24.01.2020г. No41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/prikaz_minekonomrazvitiya_rossii_ot_24_yanvarya_2020_g_41.html?ysclid =l284bnfgjv

6. Боцоева, А.В. О необходимости развития навыков критического мышления современных студентов в рамках дистанционного формата обучения / А.В. Боцоева, О.А. Мосина // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 67-4. - С. 51-55.

7. Казакова, Е.И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. -2020. - №1 (112). - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 16.04.2022).

8. Kuz'mina E.V., Pyankova N.G., Tretyakova N.V., Kukharenko L.V. Using the Technology of Collecting and Analyzing Structured Information for the Forming Mechanisms of Professional Adaptation Among Students of Engineering Disciplines // Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2022. - Т. 275. - С. 571-581.

9. Kuz'mina E.V., P'yankova N.G., Tret'yakova N.V., Botsoeva A.V. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians // European Journal of Contemporary Education. - 2020. - Т. 9. - № 1. - С. 54-66.

10. Пьянкова, Н.Г. Теоретические основы использования современных педагогических технологий / Н.Г. Пьянкова, Н.В. Третьякова // В сборнике: Современные проблемы социально-гуманитарных и юридических наук: теория, методология, практика. Материалы VIII международной научно-практической конференции. - Краснодар. - 2021. - С. 232-237.

11. Третьякова, Н.В. К вопросу о внедрении дистанционных образовательных технологий в высшей школе // В сборнике: История Кубанского государственного аграрного университета. Взгляд сквозь столетие // Материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием), посвященной столетию Кубанского государственного аграрного университета. - Краснодар. - 2022. - С. 607-612.

12. Третьякова, Н.В. Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации Н.В. Третьякова, А.А. Бондаренко // В сборнике: Теория и практика современной аграрной науки. - Сборник IV национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием. Новосибирский государственный аграрный университет. Новосибирск. - 2021. - С. 1736-1739.

13. Третьякова, Н.В. Образовательная среда: технологии и актуальные проблемы / Н.В. Третьякова // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: Сборник статей, Брянск, 05-06 марта 2020 года. - Брянск: Брянский государственный аграрный университет, 2020. - С. 137-142.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела

организационно-воспитательной работы со студентами Устинова Наталья Павловна

«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова» (г. Ижевск);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных

технологий, доцент Бахуташвили Татьяна Викторовна

«Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);

кандидат педагогических наук, полковник, начальник

военного учебного центра Дробышев Валерий Ильич

«Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ В

ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию понятия «профессиональный патриотизм». Представлены компоненты понятия «профессиональный патриотизм» (когнитивный, эмоционально-ценностный и мотивационно-поведенческий), а также даны их характеристики. Авторами предложен комплекс организационно-педагогических условий, направленный на повышение эффективности процесса развития профессионального патриотизма у студентов в вузе. Показаны мероприятия, проводимые со студентами в ходе экспериментальной работы. Значительное внимание уделено результатам экспериментальной работы: представлены диаграммы результатов констатирующего и контрольного этапов исследования. В заключении сделаны обобщающие выводы об эффективности организационно-педагогических условиях и программных мероприятиях.

Ключевые слова: патриотизм, профессия, профессиональное образование, профессиональный патриотизм, студент вуза, патриотическое сознание, профессиональная направленность.

Annotation. The article is devoted to a comprehensive study of the concept of "professional patriotism". The components of the concept of "professional patriotism" (cognitive, emotional-value and motivational-behavioral) are presented, as well as their characteristics are given. The author proposes a set of organizational and pedagogical conditions aimed at increasing the efficiency of the process of developing professional patriotism among students at the university. The activities carried out with students in the course of experimental work are shown. Considerable attention is paid to the results of experimental work: diagrams of the results of the ascertaining and control stages of the study are presented. In conclusion, generalizing conclusions are made about the effectiveness of organizational and pedagogical conditions and program activities.

Key words: patriotism, profession, vocational education, professional patriotism, university student, patriotic consciousness, professional orientation.

Введение. Одна из главных задач государства - это патриотическое воспитание обучающейся молодежи. Существование большого количества исследований по данной теме говорит об повышенном интересе науки к вопросам патриотического воспитания молодежи. В работах Г.Х. Ахметшиной, Л.А. Великородной, В.В. Гладких, Н.В. Ермоленко, Б.М. Игошова, Н.В. Ипполитовой, Л.А. Саенко, Д.Х. Салихова, В.Е. Уткина, Ж.Г. Химич и др. представлены различные аспекты исследований, связанных с патриотическим воспитанием студентов.

Как показывают литературные источники [4, 5, 7, 8], проблема патриотического воспитания студентов в вузе еще не была исследована в контексте профессионального патриотизма и, на сегодняшний день, является неразработанной в педагогической теории и практике.

В связи с этим, актуальность данного исследования определяется потребность выявления педагогических условия развития профессионального патриотизма на различных уровнях образования, в том числе - в вузе.

Цель исследования - показать влияние специально разработанных организационно-педагогических условий на процесс формирования профессионального патриотизма у студентов в период обучения.

Задачи исследования:

1) разработать организационно-педагогические условия, направленные на развитие профессионального патриотизма у студентов в процессе обучения в вузе;

2) показать содержание работы по развитию профессионального патриотизма у студентов;

3) продемонстрировать результаты экспериментальной работы, динамику показателей в структуре понятия «профессиональный патриотизм».

Методы исследования: анализ научной литературы, синтез понятий, систематизация, математическая обработка данных по результатам диагностик в ходе исследования.

Теоретическая база исследования: публикации по проблеме формирования патриотизма у обучающихся В.В. Гладких, Т.В. Козловской, Л.А. Мельниковой, Л.А. Саенко, С.Н. Самтонова, П.Е. Суслонова, Ж.Г. Химич.

Практическая значимость исследования определяется определением содержания воспитательной работы в вузе по развитию профессионального патриотизма, определением диагностических методик, направленных на выявление уровня сформированности компонентов в структуре профессионального патриотизма.

Изложение основного материала исследования. Опираясь на исследования (Н.Н. Климентьева, Е.В. Новикова, О.А. Пестерева, Е.И. Рогов, М.В. Сокольская, М. В. Теплинских и др.) , посвященные формированию профессионального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.