Научная статья на тему 'ПЕРЕСТРОЙКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ПЕРЕСТРОЙКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941 / GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945 / 1945 ГГ. / ТАТАРСКАЯ АССР / TATAR ASSR / ТРАДИЦИОННЫЙ УКЛАД / TRADITIONAL MANNER / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / АГРАРНЫЙ РЕГИОН / AGRICULTURAL REGION / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / CONTROL SYSTEM / НУЖДЫ ФРОНТА / FRONT NEEDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гапсаламов Алмаз Рафисович

В статье рассматриваются проблемы срочной переориентации в ходе Великой Отечественной войны перспективных народно-хозяйственных планов в Татарской автономной советской социалистической республике (ТАССР; Республика Татарстан).The article considers the urgent problems of reorientation in the course of the Great Patriotic War of perspective national economic plans in the Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic (TASSR; Republic of Tatarstan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕСТРОЙКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

• ЭКОНОМИКА И ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ

А.Р. ГАПСАЛАМОВ A.R. GAPSALAMOV

ПЕРЕСТРОЙКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ВОЙНЫ

THE RESTRUCTURING OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN'S ECONOMIC SYSTEM DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

- N

Сведения об авторе. Гапсаламов Алмаз Рафисович — доцент кафедры экономики и менеджмента Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат экономических наук, доцент (г. Елабуга. E-mail: Gapsalamov@yandex.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы срочной переориентации в ходе Великой Отечественной войны отраслей промышленности Татарской автономной советской социалистической республики (ТАССР; Республика Татарстан).

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941—1945 гг.; Татарская АССР; традиционный уклад; сельское хозяйство; аграрный регион; промышленность; система управления; нужды фронта.

Information about author. Almaz Gapsalamov — Associate Professor of the Department of Economics and Management, Yelabuga Institute of the Kazan (Volga) Federal University, C. Sc. (Econ.), Associate Professor (city of Yelabuga. E-mail: Gapsalamov@yandex.ru).

Summary. The article considers the urgent problems of reorientation in the course of the Great Patriotic War of perspective national economic plans in the Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic (TASSR; Republic of Tatarstan).

Keywords: Great Patriotic War of 1941—1945; Tatar ASSR; traditional manner; agriculture; agricultural region; industry; control system; front needs.

Актуальность настоящей публикации определяется далеко не полным отражением в отечественных теоретических исследованиях вопросов региональной экономики и проблем развития системы управления её отраслями, самого аппарата управления. Учитывая этот пробел, автор статьи рассматривает в исторической последовательности особенности становления промышленности Татарской АССР в военную пору1. Из исследованного по этой теме обширного материала он сделал следующий вывод: «Несмотря на серьёзные трудности, разрушения, людские потери и прочие беды, война послужила толчком для преобразования в интересах фронта аграрных регионов в индустриальные». В частности, Республика Татарстан за счёт эвакуации на её территорию населения и промышленных предприятий из прифронтовой зоны «подверглась подобной мобильной реформации».

Поступательное на основе пятилетних народно-хозяйственных планов развитие советской экономики в первые дни войны вынужденно становилось на «скоростные рельсы». Уже в конце июня 1941 года советским правительством был принят для исполнения первый соответствующий документ — «Мобилизационный народнохозяйственный план» на III квартал. Он явился одним из важнейших ориентиров, определявших перестройку народного хозяйства СССР с «мирной экономики» на «военную». В частности, планом предусматривалась концентрация капитальных работ и материальных ресурсов для строительства оборонных

предприятий в районах Поволжья, Урала и Западной Сибири. 16 августа Совет народных комиссаров (СНК) и Политбюро Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б)) одобрили представленные Госпланом военно-хозяйственные разработки на IV квартал 1941-го и на 1942 год для упомянутых регионов, а также для Казахстана и Средней Азии2. Их принятие означало, что основная тяжесть экономического обеспечения войны при новых обстоятельствах ложилась на восточные районы страны, включая Поволжье. Перестройка здесь промышленности на военный лад должна была создать условия для извлечения «большего производственного

эффекта из меньшего промышленного потенциала». Татарская АССР в этой связи стала одним из важнейших «арсеналов» для подготовки всего необходимого фронту, то есть для отражения вражеской агрессии. Газета «Красная Татария» отмечала, что «в республике не найти ни одной фабрики, ни одного завода, ни одной мастерской, которые в той или иной степени не выполняли бы фронтовые заказы»3.

В постановлении объединённого пленума Татарского обкома и Казанского горкома ВКП(б) от 13 ноября 1941 года, вошедшем в опубликованный впоследствии документальный сборник, чётко обозначены задачи, стоявшие перед республикой в начальный

А.Р. ГАПСАЛАМОВ. Перестройка хозяйственной системы Республики Татарстан... • Яч

период войны: «Обеспечить безусловное выполнение планов IV квартала 1941 г, добиваясь строгого соблюдения суточных графиков и ритмичности работы каждого предприятия, цеха и участка; организовать работу всех предприятий таким образом, чтобы максимально использовать имеющееся оборудование, правильно организовывать производственный процесс; решительно улучшить руководство стахановского движения на предприятиях; в целях наилучшего обеспечения заданий для фронта оказывать помощь друг другу излишним оборудованием, материалами и т.д.; в кратчайшие сроки разместить всех рабочих и инженерно-технических работников, прибывающих с эвакуированными заводами, за счёт уплотнения населения города Казани...»4.

В Казани и районных центрах переориентация на выпуск военной продукции вызвала возникновение и бурное развитие новых отраслей промышленности (приборной,резиновой, химико-фармацевтической и др.)5.

Параллельно с проведением организационных мероприятий были развёрнуты приём, размещение эвакуированных из тревожных районов и прибывавших в республику производственных коллективов, запуск оборудования, техники. За время войны в Татарии были размещены более 70 «индустриальных новосёлов» (см. табл. 1). Так, летом и осенью 1941 года в Казань перевели крупные машиностроительные и приборостроительные предприятия, московский авиационный завод № 22 имени С.П. Горбунова, табачную фабрику «Дукат»; в село Моркваши Верхнеуслонско-го района — Московскую кондитерскую фабрику «Большевик»; в Елабугу, Мамадыш и Набережные Челны — хлопчатобумажные фабрики. Появилось множество управленческих структур. В одном только Сталинском (ныне Приволжский) районе Казани были размещены 5 центров главных производственных отраслей, 5 ЦК союзов, Наркомат пищевой промышленности, 3 снабженческие организации, сотрудники промысловой артели. Для их

обустройства исполком райсовета выделил 15 тыс. м2 производственных площадей, 6000 м2 складских помещений, 3 гаража, 2 помещения под мастерские6.

Часть предприятий, эвакуированных в республику, слилась с местными однотипными, усилив их производственную мощность; остальные передали в иные ведомства. Так, в связи с подчинением галантерейной и гармонной фабрик Народному комиссариату лёгкой промышленности (НКЛП) РСФСР, Татполиграфа — Управлению полиграфической промышленности при СНК ТАССР, завода пишущих машин — Наркомату боеприпасов СССР под непосредственной ответственностью Народного комиссариата местной промышленности (НКМП) республики остались 2 предприятия — Татметровес и Казанское «торфяное». Зато значительно увеличилось число предприятий НКМП ТАССР районного подчинения (см. табл. 2).

Много внимания партийными органами уделялось и вопросам приёма, размещения и трудоустройства эвакуированного населения. Этой проблемой занимался отдел эвакуации, созданный при СНК ТАССР. Только в августе 1941 года в республику прибыли порядка 57 тыс. человек, а к началу сентября — более 175 тыс. (к весне 1942 г. — 266 тыс.)7. В последующие месяцы поток эвакуированных снизился.

На уровне министерств и управлений началась структурная перестройка,связанная с необходимостью наиболее полного удовлетворения потребностей фронта и населения республики. Вместе с тем реформы в течение 1941—1945 гг. носили преимущественно точечный характер без «кардинальных преобразований». Причин этому было несколько. Во-первых, управленческая модель, сформированная в 1930-е годы и основанная на отраслевом принципе, централизованном подходе, наиболее полно соответствовала условиям военного времени, требовавшего точного соблюдения всех приказов вышестоящих органов. Во-вторых, недостаточное количество руководящих кадров и специалистов из-за сокращения по мобили-

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 6 - 2016

5

*

зации более чем в два раза сотрудников многих наркоматов и учреждений. В-третьих, «урезанное» финансирование: выделяемых средств не всегда хватало даже на содержание имевшихся работников, не говоря уже о привлечении новых.

В системе управления промышленностью республики вводились чётко разграниченные должностные обязанности руководителей всех уровней с изменением в зависимости от обстановки их степени ответственности, должностных обязанностей и т.п.8 Так, в сферу компетенции народного комиссара Наркомата местной промышленности (приказ по НКМП ТАССР № 185 от 22 ноября 1941 г.) входило руководство планово-экономическим отделом с секторами финансовым, кадров и заработной платы, специальным; центральной бухгалтерией; предприятиями стройматериалов областного подчинения.Его заместитель отвечал за производственно-технический и административно-хозяйственный отделы, Местпромснабсбыт (изготовление, снабжение и сбыт продукции местного промышленного производства), все областные (исключая производство стройматериалов) и районные предприятия9. К середине войны на основе приказа № 1 от 4 января 1943 года вводилось новое распределение обязанностей между ними: первый отвечал за работу предприятий областного подчинения, планово-экономического отдела, центральной бухгалтерии, финансового сектора, мобилизационного отдела и Местпромснабсбыта, а второй — за работу предприятий районного (городского) подчинения, производственно-технического и административно-хозяйственного отделов, сектора кадров и заработной платы10.

Значительное внимание уделялось оптимизации работы уже действовавших ведомств, трестов, предприятий. Так, постановлением СНК ТАССР № 377 от 18 августа 1941 года «О сокращении штатов наркоматов, управлений ТАССР и хозорга-нов, а также ликвидации излишних звеньев управленческого

35

• ЭКОНОМИКА И ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ

Таблица 1

Предприятия, эвакуированные в ТАССР в 1941 году

№ Управленческие органы Предприятия

Союзного подчинения

1. Наркомпищепром СССР - кондитерская фабрика «Большевик» - табачная фабрика «Дукат» - Выборгская табачная фабрика

2. Наркомздрав СССР - завод зубоврачебных боров

3. Наркомзем СССР - биофабрика № 2 - моторемонтный завод

4. Наркомат промышленности стройматериалов СССР - шпалопропиточный завод

5. Наркомат общего машиностроения СССР - 2-й часовой завод

6. Наркомат текстильной промышленности СССР - Кренгельская мануфактура - завод «Пролетарский авангард»

7. Ведомственные - фабрика механизированного учета - фабрика фотобумаги № 7 - копировальная фабрика

8. Наркомречфлот СССР - Вознесенский судоремонтный завод - Судоремонтный завод им. Коминтерна

9. Наркомрезинпром СССР - опытный завод Лит. «Б» - завод «Красный резинщик»

10. Наркомлес СССР - Парфинский фанерозавод

Федеративного подчинения

1. Наркомат автотранспорта РСФСР - Бемецкий завод автогаражного оборудования

2. Наркомлегпром РСФСР - лентоткацкая и платильная фабрика № 3

3. Наркомат местной промышленности РСФСР - Баковский резиновый завод

4. Наркомзем РСФСР - Гомельский воско-вощинный завод

5. Наркомат промышленности стройматериалов РСФСР - стеклозавод «Дружная горка» - Ивотский стеклозавод

Местного подчинения

1. Наркомат лёгкой промышленности - обувная фабрика «Труд» - прядильно-трикотажная фабрика - фабрика технического войлока - кожзавод «Красный гигант» - Бицевская фабрика валено-фетровой обуви - Клинцовская обувная фабрика

2. Наркомат пищевой промышленности - шоколадный цех фабрики «Красный Октябрь» - кондитерский комбинат «Спартак» - плодовинзавод - Выборгский кондитерский комбинат

3. Наркомлес - Витебская инструментально-мебельная фабрика

4. Наркомат местной промышленности - Шрифтолитейный завод - Витебский кирпичный завод

5. Наркомат мясомолочной промышленности - Брянский гормолзавод

Составлена по: Совет народного хозяйства Татарского экономического района. См.: Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. Р-7233. Оп. 1. Д. 4666. Л. 115; Государственная плановая комиссия при Совете министров ТАССР (Госплан ТАССР). См.: НА РТ. Ф. Р-4580. Оп. 1. Д. 4966. Л. 1, 2, 4.

и хозяйственного аппарата» с 1 сентября в упомянутых структурах Татарстана были сокращены штаты на 689 единиц. Одновременно с этим металлопромсоюз и Разнопромсоюз были объединены под наименованием последнего из них11.

Для повышения эффективности работы управленческих структур некоторые из них приблизили к непосредственным источникам сырья. Так, представителей трестированной промышленности в начальный период войны стали переводить из г. Казани в соответствующие районы. Правда, как оказалось на деле, их деятельность в отдалённых от центра пунктах от этого не улучшилась: масса возникших проблем, в основном организационного характера, тормозила своевременный и плановый выпуск продукции. К примеру, в июле 1 941 года управление треста «Маслопром» в соответствии с решением СНК ТАССР было переведено из Казани в Чистополь. Но хватило даже нескольких недель, чтобы выяснилась опрометчивость этой затеи: ведомство оказалось по существу оторванным и от руководства организациями,и от своих предприятий, имевшихся в 47 районах. Ведь в республике лишь незначительная их часть имела телефонную связь с Чистополем12. Схожая ситуация наблюдалась в системе управления спиртотреста. Не сумев наладить телефонную связь с подчинёнными ему предприятиями, переведёнными в г. Мамадыш, ему приходилось обращаться к услугам почты. Но поскольку почтовая связь, как и телеграфная, шла через Казань, трестовские указания и решения доходили до адресатов в течение 3 недель. Обратная корреспонденция тоже постоянно запаздывала13.

В подобном, можно сказать, критическом положении оказалось и правление Рыбтреста. Его «передислоцировали» из Казани в Пестречинский район (рыбхоз «Ушня»), где выявилось много организационных проблем: почтовые сводки трест получал на 8—10-е сутки, да и его руководящий состав был не только обновлён на 90 проц. ввиду при-

А.Р. ГАПСАЛАМОВ. Перестройка хозяйственной системы Республики Татарстан... • Яч

I

I ■

Таблица 2

Районная промышленность НКМП ТАССР в 1941 г. (с 1 января по 1 сентября)

Районы;предприятия Количество

на 1 января на 1 сентября Рост (в проц.)

районы с местной промышленностью 29 52 79

райпромкомбинаты и самостоятельные производственные единицы 34 54 58,8

отрасли промышленности 17 19 11,7

производства 84 167 98,8

Составлена по: Наркомат — министерство местной промышленности ТАССР. См.: НА РТ. Ф. Р-3049. Оп. 6 доп. Д. 12. Л. 1.

зывов в армию, но и значительно сокращён (вместо положенных 18 административных единиц — всего 8; совсем бездействовал производственный отдел)14.

Как эти, так и многие другие неувязки привели к тому, что уже к концу первого года войны ряд управлений были либо ликвидированы, либо переведены обратно в столицу республики; часть трестов реорганизована. Так, в соответствии с постановлением СНК РСФСР № 270/76 от 19 сентября 1941 года упразднили Мясотрест, а его функции передали Народному комиссариату мясомолочной промышленности (НКММП)15. Подвергнуть «военной» реорганизации предполагали Татрыбтрест, намереваясь перевести его обратно в Казань, а затем (с ноября 1941 г.) в соответствии с резолюцией СНК ТАССР в целях сокращения административно-управленческих расходов переформировать в соответствующий отдел при Наркомате пищевой промышленности ТАССР16. Правда, на практике данное решение осуществлено не было.

Важным шагом в реформировании системы управления промышленностью республики в первый год войны, направленным на создание эффективной системы контроля за деятельностью промышленности строительных материалов, а также экономию фондов на содержание избыточного персонала, стало упразднение Управления промышленности строительных материалов при СНК ТАССР (распоряжение СНК РСФСР № 1445/233рс от 31 августа 1941 г.

и постановление СНК ТАССР № 450 от 19 сентября 1941 г.)17. Его функции были переданы в Наркомат местной промышленности Татарстана. Следует отметить ошибки, допущенные при реорганизации наркомата, и в первую очередь потерю контроля за деятельностью данной отрасли, что вынудило уже в первой половине 1942 года восстановить упразднённое управление за счёт разукрупнения наркомата, которому оно было ранее передано.

В основном же система управления промышленностью Татарской АССР оказалась подготовленной к неожиданным «фронтовым» проблемам — хаоса и паники не было. В течение 1941 года последовали ряд оперативных решений, направленных на оптимизацию деятельности отдельных отраслей путём реорганизации их аппаратов управления. Как показало исследование, за годы войны перестройке подверглись лишь некоторые из них, а реорганизация преимущественно носила «косметический» характер. Это подтверждает эффективность отраслевой системы управления экономикой региона, созданной в довоенный период.

В то же время эффект от осуществлённых преобразований был явным. Так, уровень валовой продукции промышленности поволжских республик вдвое превысил довоенный, точнее, первой половины 1941 года; по предприятиям наркоматов оборонной промышленности — более чем в 5 раз18; в 1942-м удельный вес Поволжья, Урала и Сибири в выпуске промышленной продукции вырос в 3,3 раза по сравнению с

довоенным. В целом темпы прироста валовой продукции, выпускаемой промышленностью Татарской АССР в течение 5 военных лет (1941—1945 гг.), составили 16,95 проц.19

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См., например: Гильманов З.И. Татарская АССР в Великой Отечественной войне. 1941—1945 гг. Казань: Татар. кн. изд-во, 1977. С. 65.

2 Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам: В 4 т. Т. 2. 1929—1945 годы. М.: Госполитиздат, 1957. С. 707—712.

3 Красная Татария. 1942. 7 января.

4 Татария в период Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). Сборник документов и материалов / Сост. А.М. Залялов, Ю.И. Смыкова, Н.А. Субаев. Казань: Татар. кн. изд-во, 1963. С. 69, 70.

5 Там же. С. 91, 92.

6 Гильманов З.И. Указ. соч. С. 70, 71.

7 Там же. С. 70, 77, 78.

8 Наркомат — министерство местной промышленности ТАССР. См.: Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. Р-3049. Оп. 5. Д. 334. Л. 52, 53.

9 Там же. Д. 401. Л. 1.

10 Там же.

11 Совет министров ТАССР. См.: НА РТ. Ф. Р-128. Оп. 1. Д. 3476. Л. 86.

12 Там же. Д. 3504. Л. 81.

13 Там же. Л. 91.

14 Там же. Д. 3502. Л. 550.

15 Там же. Д. 3501. Л. 553, 554, 556.

16 Там же. Д. 3502. Л. 549.

17 Там же. Оп. 2. Д. 3476. Л. 242.

18 Дьяков Ю.Л. Капитальное строительство в СССР. 1941 — 1945. М.: Наука, 1988. С. 207.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Татария за 50 лет. Статистический сборник. Казань: Статистика, 1967. С. 15.

Работа выполнена за счёт средств субсидии, выделенной в рамках государственной поддержки Казанского (Приволжского) федерального университета в целях повышения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. ■

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 6 - 2016

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.