УДК 94(47)+338.24 ТОРГОВО-СБЫТОВОЙ АППАРАТ СОВЕТСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В 1920-1930 ГГ.: НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН1
Г апсаламов А.Р.
В современной исторической науке достаточно много трудов, посвященных вопросам развития российской экономики, реорганизациям в аппарате управления и т.д., но практически не встречается работ, анализирующих эволюцию вспомогательных отраслей, обслуживающих нужды основных отраслей хозяйства. Представленное исследование призвано отчасти ликвидировать этот пробел. Целью данной статьи является рассмотрение процесса становления торгово-сбытовых органов в системе промышленного производства Татарии с 1917 по 1930-е гг.
Автор, на не использованных ранее источниках, показывает на примере региональной экономики как большевистское руководство постепенно создавало институты снабжения предприятий промышленности необходимым сырьем и материалами, а также через какие органы в последующем реализовывало продукцию. В качестве основных органов, на основе которых эволюционировала данная система, автор выделяет: Отдел торговли при Казанском совете народного хозяйства, Губернское снабжение (Губснаб), Татторг, Татснабторг, Ме-стпромснабсбыт.
Ключевые слова: промышленность СССР, торгово-сбытовой аппарат, управление, Республика Татарстан.
1 Статья осуществлена в рамках научно-исследовательского проекта № 12-06-31172 «Реформы системы управления промышленностью СССР и их проведение на региональном уровне (на примере Республики Татарстан)» конкурса «Мой первый грант», проводимого Российским фондом фундаментальных исследований в 2012 г.
TRADE-MARKETING MACHINERY OF THE SOVIET INDUSTRY IN 1920-1930-SS: BASED ON THE MATERIALS OF TATARSTAN REPUBLIC
Gapsalamov A.R.
In the modern science of history there are a lot of works devoted to the questions of Russian economics development, reorganization in the managerial apparatus and so on but there are no practically works analyzing the evolution of auxiliary industries serving the demands of the main sectors of economy. The given research is to eliminate this gap in some measure. In the article there is given a process of trade-marketing institutions formation in the system of industrial production of Tataria since 1917 till 1930-ss.
On the previously unused sources the author shows on the example of the regional economy how the Bolshevik leadership built gradually institutions for supplying of industrial enterprises and the necessary raw materials, and through which bodies to sell products in the future. The main bodies on the basis of which the system evolved the author highlights Sales Department at Kazan Economic Council, the Provincial supply (Gubsnab), Tattorg, Tatsnabtorg, Mestpromsnabsbyt.
Keywords: USSR industry, trade-marketing machinery, management,
Tatarstan Republic.
В настоящее время в российской историографии достаточно много исследований, анализирующих экономику СССР. Часть из них посвящена вопросам становления и развития промышленности. В качестве предмета исследования авторы берут такие аспекты, как анализ отраслевой или территориальной модели, реорганизации в аппарате, теоретические вопросы функционирования советской индустрии и т.д., но, практически не встречается работ, посвященных
развитию вспомогательных отраслей, обслуживающих нужды промышленного производства.
Представленное исследование призвано отчасти ликвидировать этот пробел - в статье нами будет показан процесс становления торгово-сбытовых органов в системе промышленного производства Татарии с 1917 по 1930-е гг.
После октябрьского переворота 1917 г. большевики принялись выстраивать новую модель экономики, ориентированную на социалистические принципы и механизмы хозяйствования Особое место при этом уделялось промышленности. Являясь перспективной, эта отрасль, тем не менее, находилась в очень сложном положении. Среди множества факторов, серьезно ее ослаблявших были и такие, как непродуманность снабжения предприятий необходимым сырьем и материалами, а также отсутствие налаженного сбыта произведенной продукции. Все это и обусловило необходимость создания эффективного механизма торгово-сбытовой деятельности промышленных предприятий.
В первые послеоктябрьские месяцы вопросами снабжения и торговли занимались практически все советские органы управления промышленностью, что по понятным причинам не могло приносить соответствующий положительный эффект. В результате, для проведения в жизнь декретов и обязательных постановлений, издаваемых наркоматом торговли и промышленности; для контроля над торгово-промышленными предприятиями; для регулирования торгово-промышленной деятельностью района в соответствии с общегосударственными и местными интересами, а также для подготовки к национализации оптовой торговли и муниципализации розничной торговли, в Казани при областном совете народного хозяйства был создан Отдел торговли. До нашествия на Казань чехословацкого корпуса он существовал как самостоятельное ведомство -Комиссариат торговли и промышленности, после, приказом от Временного гражданского революционного комитета комиссариат был упразднен, а его дела целиком перешли в Отдел торговли Казанского совнархоза.
Текущая работа отдела заключалась в том, что вновь открывающиеся торгово-промышленные предприятия должны были получить на то санкцию отдела и то только после детального обследования; все торгово-промышленные предприятия могли закрыться только с согласия отдела; отдел ставил задачей ставить на учет все товары и материалы еще не взятые на учет специальными отделами; только отдел мог выдавать соответствующие мандаты на право закупки и провоза из других областей в Казань нужных материалов; отдел проводил подготовительную работу по вопросам национализации.
По мере относительной стабилизации внутриполитической ситуации в регионе, создании предпосылок выхода их экономического кризиса, назрела необходимость в новой реорганизации торгово-сбытовой деятельности. Начиная с 1920 года эти функции были возложены на специально созданный отдел губернского совета народного хозяйства - Губернское снабжение (Губснаб) [1, лл.15-16]. В его задачи входило объединение всего снабжения на местах и выполнение заданий центрального снабжения, как в отношении снабжения Казанской губернии, так и перебросок продуктов производства и заготовок данной губернии в другие районы страны.
Практика первых месяцев работы Г убснаба показала, что он плохо справлялся со снабженческо-сбытовыми функциями. Его торговый аппарат был еще не до конца оформлен, иногда в ущерб производственно-техническим вопросам чрезмерное внимание уделялось торговой деятельности.
К тому же этому способствовало и то, что начиная с 1922 г. на государственном уровне стали создаваться специальные органы (синдикаты), основной задачей которых становилось торгово-сбытовая деятельность. К основным их функциям относилось финансирование фабрик и заводов, входивших в их структуру, осуществление технической политики, осуществление сбыта произведенных товаров и т.д. В губернских центрах и столице Татарской республики располагались отделения Всесоюзных синдикатов: Текстильного, Соляного, Госспирта, Кожевенного, Сахаротреста, акционерного общества «Хлебопро-
дукт» [2, л.3]. Синдикаты осуществляли плановую закупку сырья и сбыт произведенной продукции, при этом, не посягая на производственную и юридическую самостоятельность входящих в него заводов.
Несмотря на это, синдицирование отдельных отраслей в республике не получило такого же развития, как например, в центральных районах страны. Это объяснялось тем, что частного акционерного капитала в республике было мало, основное звено промышленности занимали государственные трестированные предприятия, которые через свои отделы занимались сбытом продукции.
Это все обусловило тот факт, что параллельно с синдикатами на территории ТАССР появляется еще один синдицированный торгово-сбытовой орган местной промышленности. 15 июля 1922 года было создано Государственное паевое торговое товарищество, которое должно было заниматься торговопромышленной деятельностью. Данное решение было поддержано на пленуме областного комитета, проходившем 28 ноября 1922 г. На нем было отмечено: «.. .Считать необходимым установить последующими этапами развития государственной торговли в ТАССР: синдицирование торгово-заготовительных операций трестов и предприятий ТСНХ в одном органе - Татторге, - организацию государственного и взаимного кредита для широкого и экономного использования средств, циркулирующих внутри промышленных органов, и сосредоточения своего внимания преимущественно на оптовой торговле и крупных сырьевых заготовках. Отметить правильный курс торговой политики ТСНХ, направленной к тесной коммерческой связи с кантонами через отделения Татторга, и втягивающий кантоны в товарооборот с центром ТАССР, что способствует усилению экономической базы» [3, л.356].
Татторг должен был стать «проводчиком продукции как всего СССР, так, в частности, и Татарской республики» [4, л.4]. В его функции входили, наряду с торговыми операциями также и операции по снабжению вспомогательными материалами промышленные предприятия, подведомственных ТСНХ и сбыт продукции в части, неохваченной сбытовой деятельностью синдикатов.
Татторг имел отделения в центрах кантонов Татарской АССР: Агрызе, Ар-ске, Елабуге, Буинске, Мамадыше, Мензелинске, Лаишеве, Спасске, Свияжске, Набережных Челнах, ЧистополА, в с.Вятские Поляны, а также в Ульяновске. [5, л.6]
С появлением Татторга значение существующих органов занимающихся торгово-сбытовыми операциями должно было резко сократиться. Но, в действительности этого не произошло. Причины этого крылись в том, что, во-первых, по-прежнему в каждой отрасли оставался свой торговый аппарат, и поэтому промышленные тресты при продаже своей продукции очень часто миновали Татторг; во-вторых, местная промышленность из-за незначительного выпуска предлагала Татторгу малоприемлемые условия; в третьих, продукция местной промышленности в товарах широкого потребления не занимала такого места, как промышленные товары, ввозимые в Татарскую АССР.
Формирующаяся отраслевая структура, требовало подчинение всех элементов структуры общему руководству, а существующие органы непосредственно не подчинялись главным управлениям, что приводило к путанице и неразберихе. Важным оставался и тот факт, что не были учтены место, значение и роль местных совнархозов в вопросах регулирования снабжения местных предприятий, не вошедших ни в какие объединения и не планируемые ТСНХ, в вопросах регулирования отраслевого снабжения промышленных предприятий и снабжения других секторов экономики. Татарскому совнархозу в порядке руководства работой Татторга приходилось сталкиваться с необходимостью регулирования снабжения предприятий и организаций не планируемых ТСНХ и ВСНХ. При этом с юридической стороны основой руководства по организации и направлению работы снабжения у Татсовнархоза был только циркуляр ВСНХ РСФСР № СН 4201 от 25 ноября 1929 г., котором, что интересно, упомянутые выше проблемы затронуты вообще не были. [6, л.28]
Так продолжалось до издания Постановления СТО от 29 августа 1929 г. «О новых задачах торгов» и Постановления НК РКИ СССР от 30 января 1930 г.
«О дальнейшей работе совета торгов», обязавших пересмотреть контрольные цифры торгов на вторую половину 1929/30 года. С учетом новых задач Татторг перешел на работу по плановому снабжению строительства и промышленности. Это «переключение» было организационно оформлено в октябре 1930 г., когда Татторг согласно постановлению Татарского совнархоза от 25 октября был реорганизован из торгового в снабженческо-торговое предприятие «Татснаб-торг». [6, л.30]
В качестве основных задач на него было возложено: снабжение строительства строительными материалами и вспомогательными материалами, снабжение промышленности, в частности предприятий подведомственных ТСНХ, вспомогательными и ремонтными материалами; усиление работы по мобилизации товарных ресурсов внутри общественного сектора; соответствующее приспособление и расширение городской сети в целях обеспечения как наиболее рациональных условий приемки, хранения и отпуска товаров, так и приближении складской сети к обслуживающим предприятиям; сбыт продукции местной промышленности в той ее части, которая не была охвачена сбытовой деятельностью отраслевых объединений. [6, лл.28, 47]
Результат реформирования не замедлил сказаться. Общий оборот в 1929/30 г. вырос по сравнению с 1928/29 г. на 32%, а за 1930 календарный год на 55,7%. [6, л.31]
Однако и новая структура не помогла избежать серьезных недочетов, которые выявились через несколько месяцев работы - это и неувязки, и параллелизм в работе, отсутствие четкости в функциях этих отделов. В результате, во второй половине 1930-х гг. началась новая реорганизация торгово-сбытовых органов, в основе которой легли принципы разделения торговых и снабженческих функций.
На основе постановления СНК ТАССР от 10 января 1938 г. [7, л.81] было решено передать от наркомата топливной промышленности, наркомата легкой промышленности, наркомата пищевой промышленности, наркомата промыш-
ленного строительства с 1 марта 1937 года наркомату торговли всю розничную торговую сеть и сеть общественного питания, со складским хозяйством, овощехранилищами, инвентарем, оборудованием и т.д.
Помимо наркомата внутренней торговли в 1939 г. был организован Мест-промснабсбыт наркомата местной промышленности Татарской АССР. К его основным функциям относилось: получение фондового сырья, вспомогательных материалов, оборудования, инструментов и т.д.; снабжение фондами местную промышленность; сбыт готовой продукции наркомата местной промышленности республики. Деятельность этого органа показала, что снабжение подведомственных предприятий сырьем, материалами и т.д. осуществлялось крайне неравномерно, поэтому недостающие материалы предприятия приобретали непосредственно снабженческими отделами предприятий. [8, л. 117]
В предвоенный период последовала еще одна реорганизация в сбытовых органах отдельных отраслей республиканской промышленности. Так, Постановлением СНК РСФСР от 19 мая 1940 г. было организовано Главное управление снабжения предприятий легкой промышленности РСФСР (Росглавлегснаб) с филиалами в 12 городах, в том числе и в Казани. Этим же постановлением при Главках обувной, шорно-седельной, швейной, трикотажной и текстильногалантерейной промышленности созданы отделы снабжения и отделы снабжения на хозяйственном расчете при Управлении легкой промышленности в городах Сталинграде, Калинине, Новосибирске, Челябинске и Москве. Создание Росглавлегснаба должно было существенно облегчить поставку предприятиям легкой промышленности необходимых материалов.
И все-таки, несмотря на все меры, предпринимаемые центральными и местными органами управления по вопросам снабжения, к началу войны так и не была выстроена стройная система торгово-сбытовой деятельности. Подтверждением этого тезиса служит отчет СНК Татарской АССР от 19 сентября 1940
г. о деятельности промышленности местного подчинения [9, л.255], в котором СНК признал работу местной промышленности неудовлетворительной, именно
из-за того, что предприятия вовремя не снабжались необходимыми сырьем и материалами.
Список источников и литературы
1. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). ф.Р-787. оп.1.
д.99.
2. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). ф.7019. оп. 1. д.
131.
3. НА РТ. ф.Р-787. оп.1. д.165.
4. НА РТ. ф.Р-4580. оп.1. д.68.
5. НА РТ. ф.Р-787. оп.1. д.403.
6. НА РТ. ф.Р-1150. оп.1. д.185.
7. НА РТ. ф.Р-128. оп.1. д.2848.
8. НА РТ. ф.Р-128. оп.1. д.3499.
9. НА РТ. ф.Р-128. оп.1. д.3300.
References
1. Nacional'nyj arhiv Respubliki Tatarstan (NART). f.R-787. op.1. d.99.
2. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv ekonomiki (RGAE). f.7019. op. 1. d. 131.
3. NART.f.P-787. op.1. d.165.
4. NART. fР-4580. op.1. d.68.
5. NART.f.P-787. op.1. d.403.
6. NART. f.P-1150. op.1. d.185.
7. NART. f.P-128. op.1. d.2848.
8. NART. f.P-128. op.1. d.3499.
9. NART. f.P-128. op.1. d.3300.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Г апсаламов Алмаз Рафисович, доцент кафедры права и экономики, кандидат экономических наук, доцент
Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в г.Елабуга ул. Казанская, 89, г. Елабуга, 423604, Россия Gapsalamov@yandex. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Gapsalamov Almaz Rafisovich, Lecturer in Chair of Law and Economics, candidate of economic sciences, lecturer
Branch of Kazan (Privolzhsky) federal university in Elabuga 89, Kazanskaya ul., Elabuga, 423604, Russia Gapsalamov@yandex. ru
Рецензент:
Сабиров И.Т., канд. ист. наук, доц.