Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023.
№ 75. С. 240-252.
Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2023. 75. pp. 240-252.
Научная статья УДК 316.42
doi: 10.17223/1998863Х/75/20
ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ТРАЕКТОРИЙ СОЦИАЛЬНОГО АКТИВИЗМА И РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Любовь Андреевна Торлопова1, Алёна Викторовна Голдовская2
1 2 Национальный исследовательский Томский государственный университет,
Томск, Россия 1 [email protected] 2 Alyonal 70494@mail. ru
Аннотация: Цель работы - выявление пересечений траектории социального активизма в контексте проблематики инвалидности и траектории развития технологического прогресса для оценки влияния на интеграцию людей с инвалидностью в общественные процессы. Выявленные пересечения становятся пространством для развития ассистив-ных технологий.
Ключевые слова: инвалидность, ассистивные технологии, социальный активизм, инклюзия, коммуникация
Благодарности: исследование выполнено за счет гранта РНФ, проект № 23-28-01488 https://rscf.ru/project/23-28-01488/
Для цитирования: Торлопова Л.А., Голдовская А.В. Пересечения траекторий социального активизма и развития технологий как основания для интеграции людей с инвалидностью в общественные процессы // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 75. С. 240-252. doi: 10.17223/1998863Х/75/20
Original article
INTERSECTIONS OF SOCIAL ACTIVISM TRAJECTORIES
AND TECHNOLOGY DEVELOPMENT AS A BASIS FOR THE INTEGRATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES INTO SOCIAL PROCESSES
Lyubov A. Torlopova1, Alyona V. Goldovskaya2
1 2 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, 1 [email protected] 2 Alyonal [email protected]
Abstract. For a long period, attitudes towards people with disabilities were based on the principles of the medical model that prevails in social policies of many countries. In the middle of the twentieth century, there was a gradual transition to a social model, largely due to the initiated movement for the rights of people with disabilities, which contributed to the inclusive culture. The article highlights trajectories of social activism in the context of disability issues, as well as trajectories of technology development in general. As a rule, the development of technology and the movement for the rights of people with disabilities took place as parallel unrelated processes, but they had some intersections. The aim of the work
© Л.А. Торлопова, А.В. Голдовская, 2023
was to identify the intersections of these trajectories in order to assess the impact on the inclusion of people with disabilities in social processes. The identified intersections become a space for the development of assistive technologies. Activism and the movement of people with disabilities for rights can be considered a manifestation of public interaction in the context of this research. The article is focused on technical devices of rehabilitation as something that creates conditions for communication and interaction, thereby contributing to inclusion in social processes. Modern technologies make it possible to form and develop the concept of a cyborg: the symbiosis of a person with a disability and the technologies available to him can begin to prevail over the physicality and capabilities of conditionally healthy people. The time and conceptual gaps between technology development and technology adaptation for people with disabilities is shrinking as rights movements proliferate. For example, at the design stage of technology, accessibility for people with disabilities is laid. Also, for example, prostheses become more functional than a conditionally healthy hand, than earlier cosmetic prostheses, which reflected the idea of normalization (invisibility of disability). Thus, technology is an integral part of modern human, who cannot be fully realized without it. This, in turn, influences the history of the perception of people with disabilities: from a "limited" person to a "normal" person and further a "superperson" or a cyborg (being a variant of human diversity). Keywords: disability, assistive technology, social activism, inclusion, communication
Acknowledgements: The study is supported by the Russian Science Foundation, Project No. 23-28-01488, https://rscf.ru/project/23-28-01488/
For citation: Torlopova, L.A. & Goldovskaya, A.V. (2023) Intersections of social activism trajectories and technology development as a basis for the integration of people with disabilities into social processes. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofi-ya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 75. pp. 240-252. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/75/20
Введение
По данным ООН, 1,3 млрд человек имеют серьезную инвалидность, что составляет 16% населения мира [1]. В России, по данным Росстата, уровень инвалидизации на 1 января 2023 г. составляет 10 933 тыс. человек [2].
Длительный период отношение к людям с инвалидностью выстраивалось на основе принципов медицинской модели, преобладающей в социальной политике ряда стран. В середине XX в. происходит постепенный переход к социальной модели, во многом благодаря движению за права людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инициированным ими самими, что способствовало включению людей с инвалидностью в общественные процессы.
Однако, несмотря на законодательное закрепление прав (например, «Конвенция о правах инвалидов» (2006), «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995)), а также многочисленные инклюзивные программы, люди с ОВЗ по-прежнему могут столкнуться с изоляцией. Причины могут быть как со стороны «здоровых» людей, например страх или недоверие, так и со стороны людей с инвалидностью: непосредственно физиологические особенности человека и соответствующие проблемы, например с коммуникацией. Но именно с помощью коммуникации можно достичь взаимопонимания, согласия и, следовательно, интеграции субъектов в общество. Об этом писал Ю. Хабермас в своей работе «Теория коммуникативной деятельности» [3]. Обращение автора к теме коммуникации во многом было связано с его серьезными проблемами с речью.
По Хабермасу, публичная сфера является основой для взаимодействия, где возникает «мораль равного уважения» [4. C. 36.]. Проявлением публично-
го взаимодействия в контексте данной работы можно считать социальный активизм людей с инвалидностью. Сегодня одним из ключевых вопросов публичного дискурса в контексте проблематики инвалидности является по-литкорректность. Однако данное явление затрагивает вопросы не только языка, но и процесса коммуникации и взаимодействия в целом. В современности именно технологии создают условия для этого, тем самым способствуя интеграции людей с ОВЗ в социум. Так П. Лонгмор, исследователь и социальный активист, имеющий инвалидность, неоднократно высказывался о том, что именно развитие технологий дало возможность работать людям со значительными физическими ограничениями [5].
Данное исследование рассматривает комплексный гибридный объект: не просто инклюзию или одно из направлений человеческого развития (технологическое или социальное, включающее активизм), но все это вместе в конфигурации их множественных пересечений.
При этом под социальным активизмом понимается процесс публичного заявления о своих правах, направленный на достижение конкретных изменений в обществе. Для него характерны групповая, как правило, ситуативная, хаотичная самоорганизация, преобладание горизонтальных связей между участниками, а также возможность научного осмысления и перехода в организационную форму (например, НКО). Возникновение социального активизма в области инвалидности (далее - социальный активизм) связывается с движениями 1960-х гг., направленными на заявление о своих правах и требование признания равенства наряду с остальными.
Как правило, развитие технологий и «движение за права инвалидов» происходили как хронологически параллельные процессы в повседневности, но с некоторыми событийными пересечениями. Это можно сравнить с образом молекулы ДНК, т.е. закрученной спирали, состоящей из двух нитей. Нити в ДНК ритмично «слипаются» друг с другом за счет притяжения нуклео-тидов. В этой метафоре одна из нитей - траектория развития технологий, а другая - социального активизма. Их пересечения, как и участки «слипающихся» нитей от притяжения нуклеотидов, могут рассматриваться как пространства создания и развития ассистивных технологий. Понятие «ассистив-ные технологии» (АТ) часто используется в качестве общего термина и в широком смысле включает в себя помогающие продукты и услуги. В данной работе под АТ имеются в виду вспомогательные продукты, т.е. «любые продукты (включая устройства, оборудование, приборы и программное обеспечение), специально разработанные и произведенные (для конкретного вида инвалидности. - Л.Т., А.Г.) или изначально доступные для всех, основной целью которых является поддержание или улучшение функционирования и независимости индивидуума, что способствует его благополучию» [6. Р. 2229]. Стоит отметить, что сам термин АТ является продуктом социального активизма.
Однозначно указать причины возникновения тех или иных помогающих технологий довольно затруднительно, но проследить параллели значимых потоков событий возможно. Развитие технологий способствует адаптации человека к материальной реальности биологического мира и выступает как инструмент для улучшения физического качества жизни. Путь активизма -это развитие человека в социальном измерении, рост значимости личности,
человеческого разнообразия, которое направляет технологии, придает им больший смысл и адаптирует под конкретные нужды, напоминая собой компас. В целом технологии влияют на интеграцию людей с ОВЗ в большей степени непредсказуемо, а у активизма есть выраженная направленность на конкретные изменения.
Цель исследования - выявить пересечения траекторий развития технологий и социального активизма в области проблематики инвалидности для оценки влияния на интеграцию людей с инвалидностью в общественные процессы.
Теоретические рамки данного исследования связаны с осмыслением глобального социокультурного течения - трансгуманизма. Оно возникло в конце ХХ в. как движение, выступающее за использование технологий для расширения человеческих возможностей и преодоления ограничений тела и разума: от вмешательства в физические границы до пересадки сознания [7].
Хронология траекторий
Технологическое развитие происходило с древних времен и продолжается по сей день. Примерами поворотных моментов, связанных с созданием новых технологий, могут быть изобретение способов добычи огня и создание первых инструментов для ремесел и земледелия. Около 3500 г. до н.э. было изобретено колесо, что изменило наше понимание о передвижении и стало отправной точкой для создания других технологий, таких как транспортные средства. Письменность и возможность передачи информации кардинально изменили представление о человеческой коммуникации. Механизация и индустриализация производства привели к первому глобальному опыту «замены» человеческого труда машинным. Электричество «расширило» световой день для человека. Во второй половине XVIII - конце XIX в. использование пара и электричества для автоматизации производства развило промышленность. Изобретение телефона А. Грэмом Беллом (1876) привело к созданию телекоммуникационной инфраструктуры, которая позволила людям связываться из любой точки мира.
Среди технических средств, предназначенных для людей с ОВЗ, можно выделить ушную трубу (1800), систему Брайля (1834), инвалидное кресло-коляску (1869). В XIX в. создавались вспомогательные продукты для людей с инвалидностью, которые можно считать первыми ассистивными технологиями.
До этого времени, начиная с Античности и особенно в эпоху Средневековья, люди с ОВЗ считались нежелательными элементами общества, которых часто изгоняли. Это можно проследить на примере безумия, о чем пишет М. Фуко: в XV в. «умалишенные отправлялись на поиски своего разума» [8. С. 19] на «кораблях дураков». Процесс институализации инвалидности происходит в XVIII и XIX в., когда во многих странах Европы начинают создаваться специальные учреждения - «дома для душевнобольных». Люди, попадающие в них, считались непригодными для жизни в обществе и лишались своих прав. В отношении тех, кто не помещался в специализированные учреждения, применялись различные технологии, направленные на «исцеление» инвалидности. Так, в XIX в. посредством электротерапии лечились различные заболевания, в том числе и в домашних условиях [9]. В целом на протяжении данного промежутка времени формируется медицинская модель,
предполагающая излечение инвалидности, а в случае неуспешности мер -исключение человека из общества.
XX век
XX век следует традициям институализации инвалидности и поиска мер ее преодоления. Один из прагматичных способов такого преодоления - применение возможностей людей с ОВЗ. В частности, в 1903 г. в книге «Система общего попечительства над бедными» Фр.И.Р. фон Буса появляется понятие «реабилитации» как предоставления больным и инвалидам возможности трудиться. Прагматизм проявляется как избавление от «обузы» для общества и требование пользы от людей с инвалидностью, во многом посредством их включения в экономику в качестве работников низкоквалифицированного труда.
Для российского общества ХХ век является переломным, поскольку происходят смена политической парадигмы и, как следствие, реформирование в социальной сфере в виде перехода от «благотворительности» к «социальной помощи». Особое внимание уделяется ветеранам Первой мировой и Гражданской войн, а люди, имеющие серьезные формы инвалидности с рождения, могли быть подвержены изоляции. Происходит формирование узконаправленной социальной политики, на первое место выходят такие ценности, как справедливость и равенство, появляются понятия «пенсионное обеспечение» и «инвалиды труда». Также создаются общественные организации, например в 1917 г. - Всероссийское общество помощи инвалидам войны и труда. Технологии же для людей с инвалидностью соотносились с медицинской моделью. Так, в 1937-1938 гг. в СССР создается протезная промышленность.
В этот же период постепенно развиваются и становятся популярными идеи евгеники, направленные на улучшение человека. Одной из задач евгеники являлась стерилизация людей с инвалидностью, которая на долгие годы закрепилась в законодательстве различных стран. Только в 2014 г. Всемирной организацией здравоохранения было представлено заявление о ликвидация принудительной и иной недобровольной стерилизации [10].
Зарождение движения за права людей с ОВЗ относят к 40-50-м гг. XX в. В США это «период Пробуждения», который можно охарактеризовать как начало зарождения социального активизма, когда родители детей с интеллектуальными особенностями объединялись в небольшие группы и отстаивали права на благополучие своих детей и получение для них различных услуг.
В СССР в этот в период организована врачебно-трудовая экспертиза и сделан акцент на профессионально-трудовое обучение людей с инвалидностью.
С 60-х гг. XX в. в западном мире возникает «движение за гражданские права инвалидов», приведшее к постепенной смене медицинской модели инвалидности на социальную на фоне критики первой. В 70-х гг. активисты и исследователи в области инвалидности выступили с критикой используемой терминологии за ее нечеткость, односторонность и медицинский контекст [11; 12. Р. 5].
Особый вклад в движение инвалидов внесла концепция нормализации, которая возникла в скандинавских странах и связана с именем Б. Нирье. Согласно
ее принципам, условия жизни людей с ОВЗ должны быть максимально приближены к условиям жизни «здоровых» людей. В США появляется движение «Независимая жизнь», которое развивается и как форма активизма, и как философия. Считается, что развитие движения началось в начале 1970-х гг., когда Э. Робертс и другие студенты с инвалидностью, которые учились в Калифорнийском университете и сталкивались с дискриминацией, основали Центр независимой жизни. Создание Центра положило начало национальному движению и иному подходу к восприятию инвалидности [13].
Таким образом, ключевым агентом изменений данного периода являются общественные движения. Для СССР в это время ввиду специфики политического строя характерно развитие государственной системы помощи, включающей поддержку в создании общественных организаций в 1980-е гг.: ВОИ, ВОС, ВОГ.
Что касается технологического развития, в 40-е гг. ХХ в. на разных континентах создаются первые компьютеры (Германия, США; с 1941 по 1945). В 1956 г. Дж. Маккарти вводит понятие «искусственный интеллект». Разработка первого транзистора в Белл-Лаборатории (1947) стало отправной точкой для создания микропроцессоров, которые используются в большинстве современных компьютеров. Их активное внедрение в ассистивные технологии, такие как электронные слуховые аппараты, произошло в 1950-1960-е гг., что позволило улучшить качество звука, а также сделало возможным его регулирование в соответствии с потребностями пользователя. В те же годы изобретена пишущая машинка Perkins Brailler для печати шрифтом Брайля. Инвалидное кресло с электромотором создается почти параллельно - канадским (Д. Клайн) и американским (Р. Браун) изобретателями в 1950-1960-е гг. [14]. Несмотря на то, что активизм в те же годы во многом связан с ментальной инвалидностью, технические средства позволяют решать проблемы людей с нарушениями физического характера.
Следующий поворотный момент в истории технологий, связавший людей со всего мира и обеспечивший доступ к огромному количеству информации, - появление Интернета. Информационные технологии разрабатывались в 1960-х гг. в США (через военную промышленность, во времена холодной войны). Л. Клейнрок опубликовал статью о теории коммутации пакетов, которая легла в основу создания Интернета; в 1969 г. произошла первая передача данных между компьютерами в рамках проекта ARPANET, а в 1983 - создание доменной системы.
В 1960-1970-е гг. продолжает развиваться тенденция на независимую жизнь людей с инвалидностью и нормализацию условий жизни: например, изобретение текстового телефона - телетайпа (1964), созданного глухим Р. Вайтбрехтом, лазерной трости Lasercane (1966), кохлеарного импланта (встраиваемого во внутреннее ухо нейропротеза, который обеспечивает восприятие звука) (1967) и т.д. Благодаря микрочипам стоимость и размер электронных устройств, таких как слуховые аппараты, протезы, переносные компьютеры, снизились. В СССР были разработаны программы «Реабилитация» и «Инвалидная коляска» для обеспечения людей с инвалидностью техническими средствами.
Таким образом, в мировой практике создание помогающих технологий данного периода во многом инициировано самими людьми с инвалидностью.
В 1980 г. ВОЗ приняла международную классификацию дефектов, инвалидности и нетрудоспособности [15]. Для развитых стран в конце XX в. важной задачей являлось привлечение внимания общества к проблеме инвалидности. В связи с этим 1981 год был провозглашен Международным годом инвалидов, а период с 1983 по 1992 г. - Десятилетием инвалидов. Также этому периоду свойственно начало перехода от институциональной модели ухода за людьми с ОВЗ к модели, основанной на интеграции и деинституционализации.
Данный этап характеризуется как период возможностей: человек может быть включен, но для этого ему нужно действовать, однако далеко не каждый человек готов к подобной активности.
Одним из результатов влияния активизма на публичную сферу можно считать использование скрытых субтитров при телевещании. Так, в 1971 г. WGBH, общественная телевизионная станция в Бостоне, начинает предоставлять программы для глухих зрителей. Однако многие зрители без нарушений были против субтитров на экране. В связи с этим в 1974 г., с созданием первых декодеров, стали распространяться скрытые субтитры [16].
Начиная с 1970-х гг. развиваются технологии информационной эры. Создаются такие технические средства, как микропроцессор (1971), компьютерная мышь (1964), лазерный принтер (1969), CD-ROM (1985); постепенно развивается Интернет: ARPANET (1969, Министерство обороны СШA), World Wide web (1991, Tim Berners-Lee) и т.д., появляются такие программные продукты, как электронная почта (1971, R. Tomlinson), проекты Google (1998, L. Page, S. Brin) и др. В 1982 г. Р. Фейнман предложил концепцию квантовых компьютеров, а в 2016 г. Google объявил о создании такового.
Также этот период богат на технические разработки, направленные на интеграцию. Так, в 1975 г. компания IBM разработала первый компьютер для незрячих, в этом же году была изобретена читающая машина для слепых, создаются протезы и ортезы с использованием электроники и микрочипов (1977, СШA) и системы распознавания речи, например Dragon Systems (1982). В целом появляются технологии, позволяющие выстраивать коммуникацию, в том числе устройства, дающие возможность общаться с помощью глаз.
В 1990-е гг. в социальном активизме становится популярным лозунг «ничего о нас без нас», который декларирует важность участия людей с ОВЗ в решении вопросов, касающихся их самих. Период возможностей, когда человеку с инвалидностью необходимо было отстаивать свои права через активизм, перерастает в институциональную форму в виде закрепления прав на законодательном уровне. Отражением данного этапа является известный Закон об американцах-инвалидах (ADA, 1990, СШA). Согласно нему, дискриминация в отношении людей с инвалидностью была запрещена в ключевых сферах общественной жизни: в школах, на работе, в транспорте и др. Данный закон стал толчком для создания безбарьерной среды. Изменения произошли как результат многочисленных движений и протестов [17]. На международном уровне принимаются законы, которые учитывают интересы людей с инвалидностью и подтверждают их право на всестороннее участие в жизни общества. Например, Конвенция о правах ребенка (1989). В России в этот период был принят закон об инвалидах (1995), определивший права и гарантии для людей с ОВЗ и предоставивший финансирование для создания специализированных учреждений и программ реабилитации.
Законодательное закрепление получают и ассистивные технологии: закон об АТ был впервые принят в 1998 г. в США и направлен на повышение осведомленности людей о вспомогательных устройствах, услугах и доступе к ним. Также в этот период принимаются законы, которые включают статьи о необходимой доступности, в том числе относительно технических средств. В 1996 г. принят закон, требующий доступности телекоммуникаций для людей с ОВЗ, а в 1998 г. в Закон о реабилитации добавлен раздел, требующий, чтобы государственные учреждения сделали свои веб-сайты более адаптивными.
К 1991 г. Интернет коммерциализируется и становится общедоступным. Это позволило, в том числе и людям с ОВЗ, получить доступ к огромному объему информации, ресурсам и возможностям общения, дистанционному образованию и работе (США). В 1993 г. появился первый коммуникатор IBM Simon, а в 1994 г. выпущен их первый смартфон, который смог отправлять и принимать факсы, электронные письма и сообщения. Впоследствии создание современного смартфона (2007) привело к появлению новых возможностей в коммуникации, которые существенно изменили образ жизни современного человека.
Первый искусственный интеллект (ИИ) представлен миру в 1997 г. IBM создала компьютерную программу Deep Blue, которая смогла победить чемпиона мира по шахматам Г. Каспарова.
Период 1990-х гг. можно охарактеризовать как бурный рост в области технологий, а именно создание множества новых устройств и программных продуктов. Параллельно происходило расширение прав людей с ОВЗ в различных сферах, в том числе доступность цифровой среды. В эти годы были созданы переводчики на жестовый язык, диктофоны и сканеры для незрячих, программное обеспечение для людей с нарушениями слуха. Все это позволило представителям этих групп активнее участвовать в общественной жизни, образовании и трудоустройстве. Помимо этого, стали доступны для широкого использования системы распознавания речи. Так, компьютерные операционные системы стали включать синтезаторы речи. В Великобритании применяется блокировка цвета на телевизорах для людей с эпилепсией, а в Китае -системы чтения по губам.
На постсоветском пространстве адаптация созданных в мире технологий для людей с ОВЗ началась именно в 1990-х гг., когда произошел распад СССР. В этот период на многие республики обрушились экономические и социальные трудности, в том числе в области здравоохранения и поддержки уязвимых групп.
В России в 1991 г. была принята «Концепция развития медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения населения», определяющая необходимость создания технологий и оборудования для реабилитации и адаптации людей с ОВЗ. Кроме того, были созданы специальные научно-исследовательские институты и центры по реабилитации, где проводились исследования и разработки таких технологий.
Начиная с 2000-х гг. можно говорить о политике позитивных действий в отношении людей с инвалидностью, таких как политика занятости [18], и в целом о расширении их возможностей в различных областях. Политика позитивной дискриминации развивается наряду с концепцией открытости / гордо-
сти за инвалидность, суть которой в повышении осведомленности, а также изменении отношения общества к инвалидности посредством привлечения внимания к данной проблематике. Сама концепция возникла из движения за гражданские права, а ее заявление о себе относят к 1990 г. и закону ADA. Однако особое практическое развитие она получила в 2000-х гг. в связи с «парадами гордости» в Чикаго.
В России начало 2000-х гг. связано с трансформацией врачебно-трудовой комиссии в медико-социальную экспертизу, этот момент становится ключевым в переходе от медицинской к биопсихосоциальной модели.
В мире в целом люди с инвалидностью получают возможность быть «видимыми» обществу: разработаны новые модели протезов и механических конечностей, управляемых глазными движениями или мускульными сокращениями. Происходит развитие технологии компьютерного видения (Computer Vision), что помогает при нарушении зрения получать доступ к информации без помощи других людей. Созданы и распространены мобильные технологии (смартфоны, планшеты и др.), что существенно улучшило доступность информации и качество коммуникации для людей с ОВЗ. В России для данной группы стали происходить обновление материальной базы и расширение возможностей в сфере оказания услуг, в том числе за счет использования современных технологий и методик реабилитации.
Начиная с 2000-х гг. различные компании, ориентированные на создание продукции для «здоровых» людей, начинают адаптировать ее и под нужды людей с ОВЗ. Так, в данном направлении работает компания Apple. Также в 2000-е гг. возникает и постепенно развивается концепция универсального дизайна, предполагающая создание среды и продуктов, доступных для всех. В России это делает, например, Сбербанк.
В настоящее время получили развитие разработки, связанные с биотехнологией, такие как редактирование генома CRISPR, нанотехнологии и ИИ, выращивание искусственных органов и др.
Ассистивные технологии развиваются в разных направлениях.
1. Технологии, позволяющие получить / восстановить возможности: видеть (бионические глаза и нейропротезы); слышать (кохлеарные импланты, слуховые аппараты, телефоны с функцией текстового ввода); передвигаться (экзоскелеты, электрические кресла-коляски, печать костей, тканей и органов); манипулировать предметами (тяговые и бионические протезы, технология миоэлектрических протезов, позволяющая использовать электронный привод, чтобы управлять механической рукой); говорить (синтезаторы речи, звукообразующие средства) и т.д.
2. Технологии, позволяющие контролировать жизнь (кардиостимулятор, инсулиновая помпа, аппараты для дыхания, генная терапия) и получать необходимую помощь (виртуальные помощники, элементы умного дома).
3. Технологии, позволяющие окружающей среде быть доступной: автоматически открывающиеся двери, самоуправляемые автомобили, множество технологических решений, которые позволяют людям с ОВЗ использовать общественные пространства, здания и транспорт самостоятельно.
Такой подход к технологиям соотносится с перспективной сегодня концепцией, рассматривающей инвалидность в качестве одного из вариантов человеческого разнообразия, наряду с другими характеристиками, такими как
пол, раса, возраст и т.д. В контексте проблематики инвалидности она сформулирована Р.К. Скотчем и К. Шринер в конце ХХ в. [19. Р. 155].
Прогнозы будущего
Согласно Р. Курцвейлу, футурологу и изобретателю, человечество столкнется в будущем с революцией в областях генетики, нанотехнологий и робототехники (ИИ). Он утверждает, что каждый поворот в развитии технологий приводил к ускорению технологических изменений. Следующий поворот наступит с приближением «сингулярности» в 2045 г., когда произойдет необратимая трансформация человеческой жизни, а к 2099 г. человечество в нынешней форме прекратит свое существование, уступив место новому виду - симбиозу человека и машины. Полное слияние ИИ с человеком приведет к созданию суперкомпьютера.
Прогнозы Курцвейла на 2020-2040-е гг. включают изменение качества технологий через сокращение дистанции между человеком и компьютером в их «коммуникации» [20].
Некоторые прогнозы футурологов обрели свое воплощение, в том числе развитие ИИ, применение солнечных батарей, распространение электромобилей, возможности «общения» с компьютером без клавиатуры и др.
Что касается ассистивных технологий, то анализ их рынка свидетельствует в том числе о следующем [21]: 1) рынок АТ постоянно растет, и к 2028 г. ожидается его достижение $31,9 млрд; 2) рост числа людей с ОВЗ, включая население старшего возраста, способствует росту спроса на АТ; 3) наиболее востребованы устройства для передвижения, включая роботизированные экзоскелеты, сенсорные протезы и электромеханические кресла-коляски; 4) популярность обретают технологии бесконтактного управления: голосовые ассистенты, жесты и мозговые компьютерные интерфейсы;
5) трендовым является переход к персонализированным решениям, использованию ИИ и Интернета вещей для улучшения функциональности АТ;
6) к ключевым вызовам относятся: высокая стоимость, ограниченная доступность в развивающихся странах и сложности в привлечении специалистов для обучения пользователей и поддержки технологий.
Заключение: пересечения траекторий
Общее технологическое развитие выражается в нескольких направлениях: вычислительная техника, Интернет, мобильные устройства, ИИ, биотехнологии, генная инженерия и др. Все они ведут к увеличению комфорта, безопасности жизнедеятельности или расширению возможностей эволюции человеческого вида. Социокультурное развитие выражается в смене парадигмы: от медицинской к социальной и т.п. Ассистивные технологии меняются под взаимным влиянием этих двух групп факторов, развивающихся хронологически параллельно.
Первые значимые пересечения траекторий развития технологий и социальной политики, относящиеся к концу XIX - началу XX в., происходят с целью избавления от инвалидности (от евгеники до электротерапии) или компенсации (инвалидная коляска, электронные слуховые аппараты), хотя развитие технологий того времени шагнуло далеко вперед, находясь на пороге создания компьютеров и ИИ. Противоречие объясняется прагматичными
целями и объектным отношением к человеку с ОВЗ, диктующими необходимость пользы обществу либо исключение.
С «периода Пробуждения» и начала «движения за права инвалидов» современные технологии начинают проявляться в технологической поддержке людей с ОВЗ. Однако это носит опосредованный характер, как, например, субтитры. Многие технические средства, позволяющие быть включенными в социум, инициированы самими людьми с инвалидностью, что опосредованно призывает всех людей с инвалидностью в дальнейшем проявляться через активизм и инициировать создание АТ.
Еще одно важное пересечение происходит в 1990-х гг. в форме законодательного закрепления некоторых вопросов, поднимаемых активистами, в том числе тогда же появляется понятие и закон об АТ. С развитием технологий, примерно после 2000-х гг., пропасть между условно здоровыми и людьми с инвалидностью начинает сокращаться в результате того, что технологии позволяют людям с ОВЗ слышать, видеть, ходить, говорить и т.д.
Технологии последних лет дают возможность формировать и развивать концепцию киборга. Симбиоз человека с ОВЗ и доступных для него технологий может начать преобладать над телесностью и возможностями «здоровых» людей. Временной и концептуальный разрыв между развитием технологий в целом и их адаптацией для людей с ОВЗ сокращается с распространением движений за права. Например, на стадии проектирования технологий закладывается доступность для людей с разными потребностями, а протезы становятся более функциональными и непохожими на «здоровую» конечность, в отличие от более ранних - косметических протезов, которые отражали идею нормализации (незаметности инвалидности).
Таким образом, техника как неотъемлемая часть жизни человека меняет историю восприятия людей с ОВЗ: от «человек ограниченный» к «человек-норма» и далее - «сверхчеловек», или киборг. Технологии, влияя на интеграцию, расширяют возможности и позволяют воплощать концепцию человеческого разнообразия на практике. В результате их использования люди с разными возможностями могут без проблем взаимодействовать друг с другом. Это, в свою очередь, дает почву для дальнейшего развития социального активизма.
Список источников
1. Инвалидность // Организация Объединенных Наций. URL: https://www.who.int/en/news-room/fact-sheets/detail/disability-and-health (дата обращения: 25.04.2023).
2. Положение инвалидов // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 25.04.2023).
3. Хабермас Ю. Теория коммуникативной деятельности / пер. с нем. А.К. Судакова. М. : Весь мир, 2022. 878 с.
4. Вербилович О. Теория коммуникативного действия: ключевые категории и познавательный потенциал // Публичная сфера: теория, методология, кейс-стади. М. : Центр социальной политики и гендерных исследований, 2013. С. 35-52.
5. Paul Longmore: Disability Scholar and Activist, Historian of Early America // Internet Archive. URL: https://archive.org/details/cabeuroh_000285/cabeuroh_000285_t01_access.HD.mov (accessed: 25.04.2023).
6. Khasnabis C., Mirza Z., MacLachlan M. Opening the GATE to inclusion for people with disabilities // Lancet. 2015. № 386. P. 2229-2230.
7. Часто задаваемые вопросы по трансгуманизму // Российское Трансгуманистическое Движение. URL: http://transhumanism-russia.ru/content/view/6/93/#posthuman (дата обращения: 23.04.2023).
8. Фуко М. История безумия в классическую эпоху / пер. с фр. И.К. Стаф. М. : ACT : ACT Москва, 2010. 698 с.
9. Wexler A. The Medical Battery in The United States (1870-1920): Electrotherapy at Home and in the Clinic // Journal of the History of Medicine and Allied Sciences. 2017. Vol. 72, № 2. Р. 166-192.
10. Eliminating forced, coercive and otherwise involuntary sterilization // World Health Organization. URL: https://www.who.int/publications/i/item/9789241507325 (accessed: 25.04.2023).
11. OliverM. Understanding disability: From theory to practice. Basingstoke : Macmillan, 1996.
192 p.
12. Whyte S.R., Ingstad B. Introduction // Disability in Local and Global Worlds / ed. by B. Ingstad et al. Oakland : University of California Press, 2007. P. 1-32.
13. The History of the Independent Living Movement // Northeast Independent Living Program. URL: https://www.nilp.org/history-of-independent-living-movement/ (accessed: 25.04.2023).
14. Our History // BraunAbility. URL: https://www.braunability.com/us/en/about-us/our-history.html (accessed: 25.04.2023).
15. International classification of impairments, disabilities, and handicaps // World Health Organization. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/41003 (accessed: 24.04.2023).
16. The History of Closed Captioning // Acutrans. URL: https://acutrans.com/the-history-of-closed-captioning/ (accessed: 25.04.2023).
17. Americans with Disabilities Act (1990) // The Embryo Project Encyclopedia. URL: https://embryo.asu.edu/pages/americans-disabilities-act-1990 (accessed: 25.04.2023).
18. Disability & Employment: A Timeline // Office of Disability Employment Policy. URL: https://www.dol.gov/agencies/odep/ada30/timeline (accessed: 25.04.2023).
19. Scotch R.K., Schriner K. Disability as human variation: Implications for policy // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 1997. Vol. 549. P. 148-159.
20. KurzweilR. The Singularity Is Near: When Humans Transcend Biology. New York : Viking, 2005. xvii, 652 p.
21. Assistive Devices Market based on Product Type // Kenresearch. URL: https://www.kenresearch.com/healthcare/medical-devices/assistive-devices-market/476819-91 .html (accessed: 25.04.2023).
References
1. WHO. (n.d.) Disability. [Online] Available from: https://www.who.int/en/news-room/fact-sheets/detail/disability-and-health (Accessed: 25th April 2023).
2. Federal Government Statistics of the Russian Federation. (n.d.) Polozhenie invalidov [The status of disabled people]. [Online] Available from: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (Accessed: 25th April 2023).
3. Habermas, Ju. (2022) Teoriya kommunikativnoy deyatel'nosti [Theory of Communication]. Translated from German by A.K. Sudakov. Moscow: Ves' mir.
4. Verbilovich, O. (2013) Teoriya kommunikativnogo deystviya: klyuchevye kategorii i poznavatel'nyy potentsial [Theory of communicative action: key categories and cognitive potential]. In: Yarskaya-Smirnova, E.R. & Romanov, P.V. (eds) Publichnaya sfera: teoriya, metodologiya, keys-stadi [Public sphere: Theory, methodology, case study]. Moscow: Center for Social Policy and Gender Research. pp. 35-52.
5. Regional Oral History Office. (2006) Paul Longmore: Disability Scholar and Activist, Historian of Early America. [Online] Available from: https://archive.org/details/cabeuroh_ 000285/cabeuroh_000285_t01_access.HD.mov (Accessed: 25th April 2023).
6. Khasnabis, C., Mirza, Z. & MacLachlan, M. (2015) Opening the GATE to inclusion for people with disabilities. Lancet. 386. pp. 2229-2230. DOI: 10.1016/S0140-6736(15)01093-4
7. Russian Transhumanist Movement. (n.d.) Chasto zadavaemye voprosy po transgumanizmu [Frequently asked questions on transhumanism]. [Online] Available from: http://transhumanism-russia.ru/content/view/6/93/#posthuman (Accessed: 23 rd April 2023).
8. Foucault, M. (2010) Istoriya bezumiya v klassicheskuyu epokhu [History of Madness in the Classical Era]. Translated from French by I.K. Staf. Moscow: AST; AST MOSKVA.
9. Wexler, A. (2017) The Medical Battery in The United States (1870-1920): Electrotherapy at Home and in the Clinic. Journal of the History of Medicine and Allied Sciences. 72(2). pp. 166-192. DOI: 10.1093/j hmas/jrx001
10. WHO. (n.d.) Eliminating forced, coercive and otherwise involuntary sterilization. [Online] Available from: https://www.who.int/publications/i/item/9789241507325 (Accessed: 25th April 2023).
11. Oliver, M. (1996) Understanding disability: From theory to practice. Basingstoke: Macmillan.
12. Whyte, S.R. & Ingstad, B. Introduction. In: Ingstad, B. et al. (eds) Disability in Local and Global Worlds. Oakland: University of California Press.
13. Northeast Independent Living Program. (n.d.) The History of the Independent Living Movement. [Online] Available from: https://www.nilp.org/history-of-independent-living-movement/ (Accessed: 25th April 2023).
14. BraunAbility. (n.d.) Our History. [Online] Available from: https://www.braunability.com/ us/en/about-us/our-history.html (Accessed: 25th April 2023).
15. WHO. (n.d.) International classification of impairments, disabilities, and handicaps. [Online] Available from: https://apps.who.int/iris/handle/10665/41003 (Accessed: 24th April 2023).
16. Acutrans. (n.d.) The History of Closed Captioning. [Online] Available from: https://acutrans.com/the-history-of-closed-captioning/ (Accessed: 25th April 2023).
17. USA. (1990) Americans with Disabilities Act (1990). [Online] Available from: https:// embryo.asu.edu/pages/americans-disabilities-act-1990 (Accessed: 25th April 2023).
18. Office of Disability Employment Policy. (n.d.) Disability & Employment: A Timeline. [Online] Available from: https://www.dol.gov/agencies/odep/ada30/timeline (Accessed: 25th April 2023).
19. Scotch, R.K. & Schriner, K. (1997) Disability as human variation: Implications for policy. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 549. pp. 148-159. DOI: 10.1177/0002716297549001011
20. Kurzweil, R. (2005) The Singularity Is Near: When Humans Transcend Biology. Penguin Books.
21. Kenresearch. (n.d.) Assistive Devices Market based on Product Type. [Online] Available from: https://www.kenresearch.com/healthcare/medical-devices/assistive-devices-market/476819-91.html (Accessed: 25th April 2023).
Сведения об авторах:
Торлопова Л.А. - младший научный сотрудник лаборатории трансдисциплинарных исследований познания, языка и социальных практик Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: lyubovtorlopova@gmail. com
Голдовская А.В. - кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors:
Torlopova L.A. - junior research fellow, Laboratory for Transdisciplinary Studies of Cognition, Language and Social Practices, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia Russian Federation). E-mail: [email protected]
Goldovskaya A.V. - Cand. Sci. (Philosophy), associate professor at the Department of Social Work, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 02.08.2023; одобрена после рецензирования 15.09.2023; принята к публикации 07.10.2023
The article was submitted 02.08.2023; approved after reviewing 15.09.2023; accepted for publication 07.10.2023