Научная статья на тему 'Переработка отходов - основа формирования спроса и предложения на рынке вторичного сырья'

Переработка отходов - основа формирования спроса и предложения на рынке вторичного сырья Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
677
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переработка отходов - основа формирования спроса и предложения на рынке вторичного сырья»

Оптимизация переработки отходов

ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ -ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ

В.А. ТАРАКАНОВ,

профессор Института государственного администрирования

Человеческие потребности практически не ограничены, тогда как в любом обществе имеется ограниченное количество ресурсов, которое может быть использовано для производства этих товаров и услуг (производственные ресурсы включают труд, землю, здания, машины, сырье).

В России, как и в большинстве других стран со смешанной экономикой, большинство решений о распределении ресурсов реализуется через систему цен, в рамках которой предложение и спрос взаимодействуют на многочисленных рынках товаров и услуг.

Рынок представляет собой пакет соглашений, при помощи которых продавцы и покупатели товаров и услуг вступают в контакт по поводу купли-продажи данных товаров или услуг [1].

Рынки всегда определяются применительно к совокупности сходных продуктов. В частности в данной работе обосновываются методологические основы создания индустрии и формирования рынка вторичного сырья.

Под вторичным сырьем (ресурсами) будем понимать отходы, образуемые после сортировки общественного или промышленного мусора, реализуемого на рынке как товар.

Отходы в случае необходимости могут проходить переработку в зависимости от цели вторичного сырья как товара.

Доля вторичного сырья в производстве важнейших видов продукции по взаимозаменяемым видам составила в 2002 г. в среднем около 11%, а в производстве стали — 27%, гипса и цемента — 20%, картонно-бумажной продукции — 18%, изделий из термопластов — 4,2% и т.д. Отдельные виды бумаги

и картона, изделия хозяйственного потребления и обихода (ящики, ведра, поливочные шланги, пленка и др.) полностью или почти полностью изготавливаются из вторичного сырья.

Объем переработки промышленных отходов в России можно оценить (в условиях ограниченности статистических данных) примерно в 0,92 млрд т в год (в расчете по уровню промышленного производства в 2002 г.). Около 94% от этого объема или 0,87 млрд т в год составляют отходы добычи и обогащения полезных ископаемых [2,3,4].

В развитых странах разработаны и широко используются технологии их вторичного использования. Переработка отходов в Российской Федерации осуществляется в настоящее время практически во всех отраслях промышленности. Однако масштабы и уровень переработки различных видов отходов неодинаковы и зависят как от ресурсной ценности отходов, так и от экономических условий, определяющих рентабельность каждого конкретного производства, использующего отходы, и ликвидности самих отходов как товара.

В последние годы разработаны типовые технологии по предварительной подготовке отходов к использованию в качестве вторичного сырья, основанные на дроблении, размельчении, увлажнении, введении добавок, очистке, фракционной сепарации и прочих операциях.

Но рациональное использование изношенных шин в качестве сырья для получения резиновой крошки, которая могла бы использоваться в производстве пластикатов, кровельных и изоляционных материалов, пока что остается проблемой. Объем образования изношенных шин в России составляет

порядка 800 тыс. т. Из этого количества в 1997 г. только 1% направлен на восстановление протектора, 3% — на производство резиновой крошки, а 96% вывезено на свалку, в то время как в той же Японии только 8% изношенных шин вывезено на свалку, 43% использованы для получения энергии, 9% — для восстановления протектора, 12% — для получения резиновой крошки и 25% направлены на экспорт. В Германии только 2% изношенных шин направляются на свалку, а остальное количество используется в качестве сырья. Аналогичное положение и с другими отходами производства.

Выбытие больших объемов военной, промышленной и бытовой электроники создает проблему рационального использования электронного скрапа в качестве источника вторичного сырья, особенно цветных и драгоценных металлов. В 2002 г. в России из вторичного сырья извлечено более 3 т золота, в том числе более тонны — из лома и отходов, полученных при утилизации вооружения и военной техники [3].

Спрос на вторичное сырье тесным образом связан с фактическими и потенциальными его покупателями. Чтобы понять, как будет функционировать рынок вторичного сырья, необходимо оперировать такими понятиями, как объем спроса, шкала спроса и кривая спроса вторичного сырья.

Под объемом спроса вторичного сырья будем понимать количество вторичного сырья как товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период (например, день или год).

Объем спроса зависит от цены сырья и других факторов, включающих цены других товаров, а также доходы покупателей и их вкусы.

Важно различать объем спроса и объем фактической покупки. Объем спроса определяется только поведением покупателей, тогда как объем покупки определяется и покупателями, и продавцами совместно.

Цена играет ведущую роль во взаимосвязи «спрос — предложение». Опыт подсказывает, что, как правило, при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличивается, когда цена товара падает, и уменьшается, когда цена растет.

Это объясняется двумя основными причинами. Первая: чем ниже цена, тем большее число людей, организаций склонно купить этот товар. Вторая: чем ниже цена, тем выше у потребителя склонность купить его в пределах любого заданного периода времени.

Связь между ценой и объемом спроса на любой товар может быть представлена в сжатом виде шкалой спроса на этот товар.

Шкала спроса отражает связь между объемом спроса на сырье и ценой этого товара. Прочие

факторы, такие как цены других товаров, которые могут оказывать влияние на объем спроса, остаются неизменными при построении шкалы спроса [1].

Шкала спроса показывает, сколько покупателей хотели бы приобрести вторичное сырье по каждой из множества цен.

Кривая спроса (рис. 1). Рисунок показывает, каким образом цены и соответствующие объемы спроса трансформируются в кривую спроса. По вертикальной оси откладываются значения цены, по горизонтальной — объем спроса.

В то же время необходимо отметить, что огромной ошибкой является убеждение, что переработка отходов, по определению, затратна и заниматься ею можно только по горькой нужде. По ряду отходов переработка, безусловно, выгодна: это черные, и особенно цветные, металлы, макулатура, стекло. Возьмем в качестве примера самое простое — макулатуру. Сегодня средняя стоимость ее как вторичного сырья — 1,5 руб. за 1 кг. В то же время стоимость рулонной бумаги, используемой для производства гофрокартона, — 9 руб. за 1 кг, а самого гофрокартона — 20 руб. за 1 кг. Конечно, чтобы выбрасываемая на помойку макулатура превратилась в высоколиквидную продукцию, нужно вложить в нее немало и сил, и средств.

Другая группа отходов, пока еще «не раскрученных» (отдельные виды металлов, полимеры, отработанные масла, древесные отходы и др.) является потенциально не менее выгодной. Так, стоимость вторичной пластмассы составляет все те же 1,5 руб. за 1 кг, но стоимость получаемой из нее гранулы—уже 18 руб., а готовой продукции — не менее 80 руб. за 1 кг.

Спрос — это обобщающий термин, используемый для описания поведения покупателей, «предложение» является также обобщающим тер-

ю

Й Л

5 ш

о ^

Р 3

Л и я I

о

К й

э!

В

А

1 1

3

6 9 12 15 18

Рис. 1.Объемспросанамакулатуру как вторичное сырье, в тоннах в месяц

6

5

4

1

0

мином, характеризующим поведение фактических и потенциальных продавцов товара [1].

Объем предложения определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж определяют и продавцы, и покупатели.

Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара. Чем выше цена вторичного сырья при его продаже, тем больше ресурсов будет использовано при его производстве. Примером этого может быть реализация производства вторичной пластмассы, о чем уже было сказано, для которой нужны гораздо большие (по сравнению с «макулатурным» вариантом) и деньги, и усилия: требуются освоение новых технологических процессов, закупка и наладка нового оборудования, и, наконец, организация сети сбора. Однако любое новое направление (не только связанное с рынком вторичных ресурсов) на первых порах требует серьезных финансовых вложений и организационных усилий, которые впоследствии окупятся. Но это впоследствии, а как до этого дожить?

В связи с этим необходима помощь государства, различного рода банков в виде льготных кредитов на обеспечение технологиями потенциальных организаций, способных и желающих заняться переработкой отходов во вторичное сырье.

Если цена вторичного сырья начнет снижаться, то уменьшаются и усилия его производителей, так как появляются существенные издержки производства и в результате чего объем предложения начинает падать.

Шкала предложения в сжатом виде отражает связь между ценой и объемом предложения. Она характеризует поведение продавцов точно так же, как и шкала спроса — поведение покупателей.

Шкала предложения отражает зависимость между объемом предложения товара и его ценой. Другие факторы, такие как цены производственных ресурсов и имеющиеся производственные технологии, которые могут повлиять на объем спроса, остаются неизменными при построении шкалы спроса.

Шкала спроса показывает, сколько продавцы захотят продать по каждой из множества цен.

Кривая предложения вторичного сырья как товара показывает в графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значении цены, при этом другие факторы, влияющие на объем предложения, остаются неизменными. Кривая предложения обычно является возрастающей.

Кривая предложения (рис. 2) направлена вверх (является возрастающей функцией), показывая тем самым, что с увеличением цены то же происходит и с объемом предложения.

ю Л

Л

6 -

5 -

4

3

2 -

3 6 9 12 15 18

Рис. 2.Объемпредложениямакулатуры как вторичногосырья,втоннах в месяц

Положение и угол наклона кривой предложения определяются, главным образом, издержками производства товара. Производитель не намерен поставлять товаров, пока цена не перекроет затрат на их производство. Кривая предложения направлена вверх, поскольку для увеличения объема предложения в отрасль должно быть направлено больше ресурсов, а это в целом увеличивает издержки.

Издержки производства определяются границей производственных возможностей (рис. 3, кривая PPF).

Граница производственных возможностей (PPF) показывает максимально возможный объем производства некоторого конкретного товара или вида услуг при заданных ресурсах и знаниях, которыми располагает конкретная экономика, и заданных объемах производства и других товаров и услуг.

Вообразите себе экономику, в которой имеется ограниченное количество двух ресурсов — тракторов и труда, предназначенных для уборки сельскохозяйственных продуктов, либо для захоронения отходов на полигонах, либо того и другого вместе.

Точка А на PPFуказывает, что если бы все ресурсы нашей воображаемой экономики были направлены на уборку урожая, то его было бы убрано 300 единиц, с другой стороны, если бы все ресурсы (тракторы) использовались бы, например, для захоронения отходов на полигонах, то общий объем захоронения отходов на полигонах составил бы 400 единиц. На рис. 3 этой ситуации соответствует точка Е.

Граница производственных возможностей. Кривая, обозначенная PPF, представляет собой границу производственных возможностей для воображаемого производства, в котором для каждого возможного уровня захоронения отходов на полигонах кривая

1

2 -с К

3 ^

3 ° %

& « ж «

М О Л X

о о ю М

>■ 3

300 275

210

120

0

А

• и (недостижимый уровень)

I \ С

тч РРР

А (растрата)

\ Е ! \ I

100 200 300 400

рис. 3. Захоронение отходов на полигонах

показывает максимально возможный уровень сбора урожая, который может быть произведен с использованием имеющихся ресурсов и знаний. Кривая ГГИ является выпуклой вверх, отражая тем самым тот факт, что чем больше отходов закапываем, тем от большего количества сбора урожая сельскохозяйственных продуктов надо отказаться.

Рассмотрим на рисунке точку W

Точки внутри ГГИ, такие как точка Wна рис. 3, отображают неэффективное распределение ресурсов. Экономика при данных ресурсах могла бы производить больше сельскохозяйственных продуктов и избавляться от отходов, что соответствует точке W. Любое перераспределение ресурсов от точки Wв направлении, указанном стрелками, обеспечивает большее количество и того, и другого.

Распределение ресурсов является неэффективным, если в экономике существует возможность производить большее количество какого-либо товара или услуг при имеющихся ресурсах без сокращения выпуска других товаров или услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективное использование ресурсов означает, то для общества невозможно получить большего количества одного блага без того, чтобы не уменьшить количества другого. Следовательно, точки, лежащие на ГГИ, являются эффективными. Точки внутри ГГИ соответствуют ситуации, в которой экономика растрачивает ресурсы. Однако это вовсе не означает, что эти ресурсы бесполезны или бездействуют. Например, тяжелая, но плохо организованная работа может привести к меньшему, чем это возможно, выпуску продукции.

Напротив, ограниченное предложение ресурсов делает невозможным производство вовне ГГИ, например в точке U. Таким образом, дефицит ресурсов ограничивает экономический выбор точками на или внутри PPF.

Экономисты обычно говорят, что «не существует такой вещи, как бесплатный обед» (иначе говоря, ничто не дается даром, за все надо платить), подразу-

мевая под этим, что можно произвести больше чего-то одного, только отказавшись от чего-то другого. Конечно, если бы экономика работала неэффективно, как в точке W, то в такой ситуации могли бы иметь место «бесплатные обеды» (т.е. возможность получить больше без увеличения затрат); мы смогли бы получить больше сельскохозяйственной продукции без всяких потерь при решении проблемы отходов ГГЕ Но коль скоро производство является эффективным, то экономика сталкивается с компромиссом: больше одного блага — значит, меньше другого.

Это значит, что если производство вторичного сырья требует сверхурочного времени для рабочих, необходимо повышать им заработную плату. Или расширять производство, что также требует больших затрат ресурсов. Более того, появляется необходимость выделения затрат на поддержание оборудования по производству вторичного сырья, так как при интенсивной работе происходит больше поломок оборудования.

Реальная цена на любом рынке и фактический объем покупок и продаж определяются в результате взаимодействия спроса и предложения. Для наглядности объединим шкалы спроса и предложения на одном графике (рис. 4).

спрос, предложение и коррекция цены. При ценах, превышающих равновесное значение, например в 3 руб., существует избыточное предложение товаров (излишек), и это заставляет продавцов снижать цену. При ценах ниже 3 руб. имеет место избыточный спрос (дефицит), и цена растет. Эти изменения цены изображены вертикальными стрелками. Только в точке Е равновесия цена остается неизменной.

Точка Е отражает, что объем спроса равен объему предложения, что определяет равновесную цену.

ю ^

л и я I

о

6 -

ю л

з -

12 15 18

рис. 4. Количество макулатуры как вторичного сырья, в тоннах в месяц

финансы и кредит

81

Равновесная цена — это такая цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем соответственно является равновесным объемом.

При любой цене ниже равновесной имеет место избыточный спрос, или дефицит. При любой цене выше равновесной имеет место избыточное предложение, или излишек.

Таким образом, если рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении к равновесной цене. Когда цена равняется 6 руб. (в точке равновесия), то у продавцов нет причин менять цену, поскольку они реализуют столько, сколько они хотят, — не больше и не меньше. Покупатели покупают ровно такое количество, какое они хотят. Следовательно, не существует давления со стороны покупателей, которое привело бы к изменению цены. В точке равновесия, и только в ней, силы, склонные к осуществлению ценовых изменений, уравновешивают друг друга.

Модель «спроса-предложения» используется на практике, с тем чтобы предсказывать рыночное поведение на основе прогнозирования равновесных цен и объемов [1].

Кривые спроса и предложения строятся исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Когда прочие факторы, влияющие на объемы спроса и предложения, претерпевают изменения, то изменяются и сами объемы спроса-предложения при каждом значении цены. Равновесная цена и равновесный объем также меняются. Это изображается графически в виде сдвигов кривых спроса и предложения, которые обусловливают изменение точки равновесия. Следовательно, чтобы понять, почему происходят наблюдаемые на реальных рынках изменения в ценах и количествах, необходимо посмотреть, что стоит за кривыми спроса и предложения, т.е. проанализировать другие факторы (кроме цены), определяющие объемы спроса и предложения.

Наиболее существенное воздействие на поведение покупателей оказывают следующие четыре фактора:

♦ цены взаимосвязанных товаров;

♦ доходы потребителей;

♦ вкусы потребителей;

♦ ожидание будущей цены.

Экономисты характеризуют их как мотивы потребительского спроса (факторы, оказывающие определяющее воздействие на спрос потребителей).

По ценам взаимосвязанных товаров можно сказать следующее: ряд предприятий, которые могли бы попутно внедрить у себя мощности по

переработке своих (а отчасти и окрестных) отходов того или иного вида, не берутся за решение проблемы вторичного сырья в силу того, что это может отвлечь необходимые ресурсы, которые направляются на решение текущих проблем производства. Причем это происходит практически ежедневно, несмотря на относительно неплохой их экономический рост, но отсутствие резервных ресурсов не позволяет им приступить к решению проблемы вторичных ресурсов, хотя в этой области перспективы для них привлекательны.

Однако для реализации этой перспективы товары являются взаимозависимыми (субститутами), если увеличение цены одного из них влечет за собой рост объема спроса на другой при каждом значении цены. Товары являются взаимодополняемыми (комплементарными), если увеличение цены одного из них влечет снижение объема спроса на другой.

Рассмотрим на примере взаимосвязанных товаров — вторичной пластмассы и готовой продукции, получаемой из ее гранул.

Стоимость вторичной пластмассы равна 1,5 руб. за 1 кг, но стоимость получаемой из нее гранулы — уже 18 руб., а готовой продукции — не менее 80 руб. за 1 кг (рис. 5)

к -с

о К У 3 Л О

2 3 4 5 100

Рис. 5. Объем спроса, т в месяц

Из графика видно, что объем спроса в точке Е соответствует объему предложений (кривая S), что соответствует равновесной цене. В случае повышения на рынке цены на готовую продукцию кривая спроса сдвигается, и равновесная цена увеличивается, что воздействует на производителя вторичного сырья с точки зрения повышения его цены.

Естественно, для спроса, когда доходы потребителей падают, объем спроса на нормальный товар сокращается при всех ценах. Графически это показывается как сдвиг кривой спроса влево. На рис. 6 отражено влияние падения дохода на спрос

Рис. 6. Влияние падения дохода на спрос на нормальный товар

на нормальный товар. Кривая спроса сдвигается влево от D к D'.

Последствия сокращения доходов. Когда доходы потребителей падают, кривая спроса сдвигается влево, от Dк D'. Кривая предложения Sне смещается, так что при первоначальной цене имеет место избыточное предложение, величина которого равна отрезку АЕ. Точка равновесия перемещается от Ек Е', а равновесная цена и количество падают.

Кривая предложения строится при неизменности основных факторов, определяющих издержки продавцов, это:

♦ основные средства производства;

♦ имеющиеся технологии;

♦ цены переменных производственных ресурсов. Изменения в любом из этих факторов приведут

к изменению объема предложения при всех ценах и, следовательно, будут изображены в виде сдвига кривой предложения.

Основные средства производства. Кривые спроса часто строятся при заданных объемах основных средств производства или физического капитала, находящегося в собственности продавцов товара.

Имеющиеся технологии. Под технологией понимается набор известных способов или методов производства любого конкретного товара или вида услуг. Любое усовершенствование технологии, создающее возможности для удешевления производства и сбыта заданного объема товара, приведет к увеличению объема предложения этого товара при любой цене. Иными словами, продвижения в технологии в общем случае сдвигают кривую предложения вправо.

Цены переменных производственных ресурсов. В целом изменения цен на производственные ресурсы оказывают влияние на производственные издержки и как следствие — на объем выпуска продукции.

Если цена любого переменного фактора падает, производители будут стремиться предложить больший объем выпуска при всех значениях цены. Это увеличение объема предложения при всех ценах изображается в виде сдвига кривой предложения вправо. Рисунок 7 иллюстрирует противоположный случай, когда более высокие цены ресурсов сдвигают кривую предложения влево — от Б к Б'.

Физический капитал, технология и издержки переменных ресурсов являются наиболее важными факторами, определяющими положение кривой предложения на любом рынке. Вместе с тем могут иметь значение и другие факторы. Например, погода имеет важное значение в некоторых отраслях. Правительство также часто оказывает влияние на издержки путем регулирования деятельности производителей. Так, когда правительство требует от производителей ограничить сброс химических отходов в реки, издержки фирм возрастают и соответствующие кривые предложения сдвигаются влево.

Если имеет место правосторонний сдвиг кривой спроса, то рынок обычно убеждает в том, что товара производится меньше, чем надо. Но для того чтобы обеспечить заинтересованность производителей в реализации больших объемов данного товара, его цена должна расти. Если имеет место правосторонний сдвиг кривой предложения, например в результате изобретения новой, более эффективной, технологии производства, то объем производства увеличится, а цена упадет. Цена снижается, с тем чтобы побудить покупателей к приобретению больших количеств товара.

Объемы производства большинства из тысяч производимых в экономике товаров и услуг определяются на рынках в результате взаимодействия их кривых спроса и предложения. Объемы спроса и предложения на различных рынках связаны между

Рис. 7. Влияние высоких цен ресурсов на кривую предложения

собой. Цена одного товара влияет не только на объем спроса на этот товар, но также и на объемы спроса на другие товары. Точно так же изменение стоимости такого повсеместно используемого производственного ресурса, как нефть, отзовется на многих рынках.

Рассматривая проблему переработки отходов как основу формирования спроса и предложения на рынке вторичного сырья, необходимо отметить, что позволить прорыв в этой области могут лишь немногие.

Например, крупная компания «Втормет», разворачивающая в Московском регионе работы по сбору и переработке отслуживших свой срок автомобилей. Напрасно верили, что переплавка тонкостенных металлических корпусов с точки зрения технологии полный нонсенс: оказалось, просто нужна определенная предварительная подготовка, после которой такой металл плавится не хуже всякого другого.

Плохо другое. Во-первых, если занимающаяся определенными видами отходов компания одна на регион. Во-вторых, крупная компания никогда не станет «клевать по зернышку» (что необходимо для эффективного удаления отходов), это не ее масштабы. Для сбора и утилизации всякой «мелочевки» необходимо множество мелких предпринимательских структур — а они никак не могут у нас массово возникнуть в силу отсутствия стартовых условий.

Если задача состоит в том, чтобы уменьшить поступление отходов в окружающую среду, то решение этой задачи существует только одно — максимальное вовлечение отходов в производство полезной продукции. Причем всеми способами

— начиная от передачи «чистых» однородных отходов на переработку прямо от заводского конвейера и заканчивая выборкой полезной фракции перед захоронением отходов на полигонах твердых бытовых отходов (ТБО) (дело необходимое и экономически оправданное, подтверждение тому

— повсеместно возникающие на «полигонах», точнее — свалках, структуры по выборке из отходов полезной фракции).

Значит, прямой долг и государства состоит прежде всего в том, чтобы стимулировать становление рынка вторичного сырья.

По оценкам специалистов, в России ежегодно образуется около 2,7 млрд т промышленных и 40 млн т ТБО. Более 90% промышленных отходов составляют отходы добычи и обогащения полезных ископаемых. Объем образования других промышленных отходов можно оценить в 130-140 млн т в год, в том числе лома и отходов черных металлов

— 27,3 млн т, золы и шлаков ТЭС — 26,6 млн т, га-

литовых отходов — 26,4 млн т, шлаков доменных

— 16,8 млн т, шлаков сталеплавильных — 6,7 млн т, древесных отходов — 30 млн т, фосфогипса

— 7,9 млн т, макулатуры — 1,2 млн т, шин изношенных — 0,87 млн т [2].

В России, по оценочным данным, накоплено более 100 млрд т отходов. В то же время столь же быстрыми темпами запасы невозобновляемых первичных ресурсов сокращаются. Между тем отходы производства и потребления являются одним из источников экономии первичного сырья и материалов.

Средний уровень использования промышленных отходов составляет примерно 36%, а ТБО — всего лишь около 3,5%. Традиционно ликвидные виды вторичного сырья характеризуются высоким уровнем использования: лом и отходы черных металлов — свыше 88%, стеклобой — 84%, макулатура — 65%, текстильные отходы — 41%. Плохо используются золы и шлаки ТЭС (10,4%), полимерные отходы (8,3%), шины изношенные (4,7%), фосфогипс (2,0%).

В целом для решения проблем утилизации наиболее ценных видов отходов производства и потребления и их использования в качестве вторичных ресурсов требуется сосредоточить усилия на следующих направлениях:

1) использование наиболее ценной части промышленных отходов в качестве вторичного сырья для производства продукции из целлюлозы, пластиков, стекла, резины, дерева, черных, цветных металлов;

2) обеззараживание, складирование и термическая обработка неутилизированной части ТБО для получения продуктов, пригодных для использования в качестве органических удобрений, строительных материалов или топлива;

3) использование крупнотоннажных промышленных отходов добычи и переработки полезных ископаемых.

литература

1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика». - М.: Дело, 1998.

2. Концепция развития рынка вторичных ресурсов //Вторичные ресурсы.- М. — 2003, № 6.

3. Россия имеет достаточно предпосылок использования вторичных ресурсов// Вторичные ресурсы.- М.- 2003, № 3.

4. Степанова С.А. Использование вторичных ресурсов следует отнести к приоритетам промышленности и предпринимательства// Вторичные ресурсы.— М., 2003, № 6.

84

финансы и кредит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.