ПЕРЕПИСКА С УПРАВЛЯЮЩИМИ МАМИСОНСКОГО, ДИГОРСКОГО, ТАГАУРО-КУРТАТИНСКОГО И ДРУГИХ УЧАСТКОВ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ БРАКЕ В ЦЕРКВИ, О ЗАПРЕЩЕНИИ ДВОЕЖЕНСТВА, ЗАПРЕЩЕНИИ МАГОМЕТАНАМ ЖЕНИТЬСЯ НА ХРИСТИАНКАХ
ЦГА РСО-А. Ф. 12. Оп. 1. Д. 5
Копия с отзыва Евсевия Архиепископа Экзарха Грузии Г. Командующему войсками левого крыла Кавказской линии, от 24 октября 1858 года № 1029.
Управляющий осетинскими приходами Архимандрит Иосиф доносит мне, что между христианами осетинского Суадаг-ского прихода, вследствие совместного жительства их с магометанами, вкоренились существенно вредные для Православной веры обычаи, именно: 1, Осетинские христиане, вместе с лжеверующими, совершают учрежденные магометанским суеверием праздники, сопровождая их различными жертвоприношениями; 2, из угождения магометанам осетинские христиане выдают за них своих дочерей, кои впоследствии, из уважения к своим мужьям, совращаются в исламизм; 3, осетинские христиане по обычаю магометанскому имеют двух жен, - и 4, таинство брака у суадагских христиан в пренебрежении так, что более 70 лиц
1 Публикуемые документы извлечены из дела, название которого вынесено в заголовок. Дело относилось к Управлению Военно-Осетинского округа и его первоначальное название звучало иначе: «Переписка об отобрании у осетин христиан-двоеженцев лишних жен, от магометан христианских жен и о приказании осетинам христианам, живущим в браке, не благословленном церковью, обвенчаться». Материалы дела охватывают пятилетний период: с 24 октября 1858 г. по 2 сентября 1863 г. Документы публикуются в полном объеме, с сохранением стиля, орфографии и пунктуации. Слова, плохо читаемые в документе, в публикации отмечены в скобках как (нрзб.).
в помянутом ауле живут в браке, не благословленном церковью.
Сообщая о сих беспорядках между христианами суадагского прихода Вашему Превосходительству, и препровождая список: а, осетинских христиан-двоеженцев; б, христиан, живущих в браке, не благословленном церковью; и в, магометан, вступивших в супружество с христианками, имею честь покорнейше просить Вас, Милостивый государь, об удалении магометан их христианского Суадагского аула, на место коих желательно бы возвратить выселенных из сего аула в Квиани, что в Кабарде, христианские семейства, тем более что не имея ни Священника, ни Церкви, и не принадлежа ни к моему ведомству (аул Квиа-ни за чертою Экзархата), ни к ведомству Обер-Священника Кавказской армии, они совершенно забыли и жизнь и веру христианскую; 2, об отобрании у христиан двоеженцев лишних жен; 3, об отобрании у магометан, на основании Положения Совета Главного управления Закавказского края от 20 марта 1852 года, христианских женщин; и 4, о приказании осетинским христианам, живущим в браке, не благословленном церковью, обвенчаться. О распоряжении вашем по сему покорнейше прошу Ваше Превосходительство меня уведомить. - Подписал Евсевий, Архиепископ Экзарх Грузии
Верно Секретарь канцелярии покорных туземцев Макаров
Л. 1-1об.
Копию отзыва этого с приложением списка, препровождая, за болезнью Началь-
ника Военно-Осетинского округа, Господину Подполковнику Козлову, имею честь покорнейше просить его Высокоблагородие во всем, согласно просьбы Экзарха Грузии, сделать распоряжение, как то об отобрании от двоеженцев лишних жен, от магометан - жен христианок, а христианам, не обвенчанным, приказать немедленно обвенчаться. О последующем же донести г. Командующему войсками.
Начальник Штаба
Войск Левого крыла кавказской линии, Полковник Зотов № 2596
14 ноября 1858 года
Секретарь канцелярии покорных туземцев Макаров
Л. 9.
№ 544 получ. 17 февраля 1859 года Начальнику Военно-Осетинского Округа господину полковнику и кавалеру Кундухову
Помощник Управляющего Нижне-Осе-тинским участком
Рапорт
В следствие предписания Вашего Высокоблагородия от 31 генваря № 282 честь имею почтительнейше донести, что бывшие замужем за магометанами христианские девицы, мною отобраны и возвращены к родителям их; относительно возвращения калымов и уплаты штрафов назначен срок месячный. По исполнении тоже буду иметь честь донести. Поручик Козловский № 153
...Февраля 1859 года Аул Заманкул
Л. 13.
№ 664 получ. 26 февраля 1859 г. Исправляющему должность Начальника Военно-Осетинского округа Господину Полковнику и кавалеру Кундухо-ву
Помощника Управляющего ВерхнеОсетинским участком Поручика Иппо-литова
Рапорт
Согласно предписания бывшего начальника Военно-Осетинского округа г. Генерал-Майора Мищенко от 16 ноября 1858 года № 1321-й, имею честь Вашему высокоблагородию донести, что по препровожденному вами списку христианским двоеженцам, христианам, живущим в браке не освященном церковью и наконец магометанам, находящимся в супружестве с христианками, мною наведены были справки, по которым оказалось, что почти все магометане, имеющие жен христианок, имеют собственно не жен, но нумлюз-хри-стианок (взятых до 1852 года), за исключением Загулла Туганова, который еще прежде по убеждению моему, и более боясь штрафа, добровольно отпустил свою жену, и Джамболата Сокаева, который по тем же причинам принял христианскую веру.
Из христиан двоеженцев Кубади Фар-ниев согласился одну из наложниц своих отпустить, равно как и Мацко Барзимов, с другою обвенчаться. Дударко Есиев мо-сульманин; остальные же трое хотя имеют у себя в доме по две женщины, которые, вероятно, служат им наложницами, но никто из них не венчан по обряду и следовательно, двоеженцами назвать их нельзя, а потому полагая, что дело это надо предоставить времени и убеждениям священника и тем более, что люди эти по большей части преклонных лет, и следовательно убеждения и предрассудки их нелегко переломить, я не счел нужным заставлять их отпустить этих женщин или с одною из них венчаться.
Христиан не венчанных по обряду церкви много в Суадаге, есть такие и в других аулах Верхне-Осетинского участка, но я всегда считал и до сих пор того же мнения, что в делах, касающихся нравственности, личных убеждений или укоренившихся временем обычаев, нельзя употреблять силу, но вернее действовать словами, убеждать, что до сих пор по возможности я и делаю.
С получением предписания генерал-майора Мищенко, я несколько раз собирал народ в Суадаге и 20 человек из жителей согласились обвенчаться. Считая и это боль-
120 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 7(46) 2012
шим успехом, я остальных принуждать не хотел, но, во всяком случае, надеюсь, что, уговаривая и изредка наказывая, мне постепенно удастся довести их до строгого соблюдения всех требований церкви.
Донося обо всем этом Вашему Высокоблагородию, я представляю для большей ясности и копию со списка пересланного мне при предписании генерал-майора Мищенко с отметкою, кто именно из жителей венчался по обряду церкви. Поручик Ипполитов № 224. 25 Февраля 1859 года. Кр. Владикавказ
Л. 5-5об.
Штаб войск Левого крыла Кавказской линии
По канцелярии покорных туземцев. Кр. Владикавказ. 28 февраля 1859 года № 506
Господину Исправляющему должность Начальника Военно-Осетинского округа
В дополнение надписи моей от 14 ноября прошлаго года за № 2596, изложенной на копии отзыва Архиепископа, Экзарха Грузии, к Г. Командующему войсками, от 24 октября того же года за № 1029, имею честь покорнейше просить Ваше Высокоблагородие о немедленном выполнении всех распоряжений, просимых отзывом Архиепископа, Экзарха Грузии № 1029, об отобрании от двоеженцев лишних жен, от магометан - жен христианок, а необвен-чанным христианам приказать немедленно обвенчаться, и о донесении Г. Командующему войсками, об окончательном исполнении сего распоряжения.
Начальник Штаба, Полковник Зотов Секретарь Макаров
Л. 14.
От начальника Округа № 916
...Марта 1859 г.
Г. Командующему войсками левого
крыла
Рапорт
В последствие надписи Начальника
Штаба Полковника Зотова к предместнику моему от 14 ноября прошлого года № 2596 изложенной на копии отзыва к вашему Пр-ву Архиепископа Экзарха Грузии от 24 октября того же года № 1029, имею честь донести, что желание Экзарха относительно отобрания у осетин Христиан двоеженцев - лишних жен, от магометан - жен Христианок, а необвенчанным христианам - приказать немедленно обвенчаться, привести в настоящее время в исполнение непредставляется возможным по случаю наступившего у Христиан великого поста; но однако же при объезде моем по вверенному мне Округу, я обратил на предмет этот особенное внимание, которое и не оставлю без некоторого успеха: все лица помянутые в списке приложенном при отзыве Архиепископа № 1029 дали мне слово непременно в непродолжительном времени безропотно оставить навсегда соблюдаемые ими до настоящего времени обычаи и сохранять на будущее время как требуемое правительством, так догматами христианской церкви; за точным же выполнением ими обещанного, я строго буду лично наблюдать, что с наступлением мясоеда до июля м-ца настоящего года привести к окончательному устранению вредных для Церкви существовавших в народе обычаев, и в то же время буду иметь честь донести о том Вашему Превосходительству.
Л. 15.
Помощнику Управляющему ВерхнеОсетинским участком Господину Поручику и кавалеру Ипполитову
Чтобы отделить раз навсегда Христиан от Магометан, и учредить между христианами самые образа жизни сообразно правилам христианской религии, я прошу Ваше Благородие после праздника Пасхи, пригласить к себе приходских священников вверенного вам участка, с которыми отправиться к всем аулам и приступить к следующему:
1-е) Каждый священник должен иметь с собой метрическую книгу или список всем крещенным жителям своего прихода с обозначением аулов в коих они живут или
переселились впоследствии в другие аулы.
2-е) По поверке в каждом ауле исповедующих христианскую веру и если между ними окажутся совратившиеся в магометанство, то священники обязаны по предварительному увещеванию внушить им, какому наказанию по закону подвергаются ренегаты, и если они не изъявляют добровольного желания исповедовать попреж-нему христианскую религию, и не дадут в том подписки, то об упорствующих в этом представить ко мне особые именные списки с обозначением аулов.
3-е) Всех тех, которые исповедывают христианскую религию, и имеют невенчанных жен, обвенчать тут же по правилам церкви; а так как многие христиане имеют по две и по три жены, то оставив каждому по одной только законной и венчанной, остальных немедленно отобрать и удалить; в сем последнем случае надлежит делать следующее: а) если незаконная жена уже немолодых лет, имеет детей, то не отбирая ее от незаконного мужа, обязать только жить отдельно с детьми и всякие супружеские отношения прекратить, а детей буде некрещеные окрестить немедленно и б) молодых незаконных жен хотя и имеющих детей, отобрать и возвратить к родителям или родственникам, а детей приведя в христианскую веру, оставить у отцов, которых обязать воспитывать детей своих как родных и законных; если бы кто из христиан осмелился оказать упорство в удалении от себя незаконных жен, и не послушался ваших и Священнических увещеваний, то о таковых упорствующих и коснеющих в невежестве против христианской религии, представить мне затем именные списки для взыскания с сих ослушников.
4-е) После тщательной поверки, над христианами, совратившимися в магометанство, учредить особый надзор приходских священников, которые обязаны действовать кроткими увещеваниями и направлять заблудших на путь истинный. О подчинении же к Вам для означенной цели Приходских Священников на этот раз я вместе с сим прошу распоряжения Заве-
дывающего Осетинскими Приходами Архимандрита Иосифа.
Для приведения всего вышеозначенного в исполнение назначается срок до 1-го числа наступающего Мая м-ца, к каковому времени о последствиях я ожидаю Вашего донесения.
Исправляющий должность Начальника Военно-Осетинского Округа Полковник № 1261
10 Апреля 1859 года Кр. Владикавказ В должности помощника Капитан Мо-саловский Равного содержания № 1262 Поручику Козловскому № 1263 Штабс-Капитану Масловскому
Л. 16, 22.
Исправляющему должность Начальника Военно-Осетинского Округа Господину Полковнику и кавалеру Кундухо-ву
Помощника Управляющего Тагауро-Куртатинским участком
Рапорт
Согласно предписанию Вашего Высокоблагородия от 10 Апреля № 1261 честь имею представить при сем список жителей вверенного мне участка совратившимся из Православия в Магометанство, при этом честь имею присовокупить что в Тагаур-ском обществе невенчанных было 49 душ, в Куртатинском 163, из этого числа обвенчаны в Тагаурском 39 а в Куртатинском 16. - Из числа этого в самом (?) Суадагском ауле осталось невенчанных до 40 человек, которым дан месячный срок чтобы обвенчаться или жен отпустить. Поручик Ипполитов № 521
31 Мая 1859 года Кр. Владикавказ
Л. 17.
Исправляющему должность Начальника Военно-Осетинского Округа Господину полковнику и кавалеру Кундухову Помощника управляющего Тагаурским и Куртатинским участком
122 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 7(46) 2012
Рапорт
Между нисших классов Осетинских Народов до сего времени существовал обычай выдавать дочерей своих за известный калым к кому-нибудь в услужение; так как оне брались за калым, то в глазах закона оне до сих пор были не что иное как наложницы вторые жены (нумлюз). При вступлении в должность Начальника Военно-Осетинского округа Вашему Высокоблагородию угодно было между Христианами обычай этот уничтожить, как противный духу Религии.
Между тем, так как он издавна уже ведется между Народом, то число детей женского пола, рожденных от нумлюз довольно велико. Прежде кавдасардки эти в свою очередь были отдаваемы также как нумлюз; теперь выдаваться оне более не могут на таких условиях. Осетины мусульмане, имеющие на основании своего учения право брать более одной жены, иметь кавдасардок из Христиан не могут; Осетины христиане также не имеют в настоящее время права брать их как нумлюз, как законных же жен их никто не берет, а потому женский пол Кавдасардов начинает служить тяжким бременем для своего семейства, обязанного содержать часто несколько таких женщин.
В следствие этого я имею честь просить Ваше Высокоблагородие предписать мне: а) могу ли я дозволить Кавдасардок из Христиан отдавать за известную плату в услужение на годы или всю жизнь к людям одинакового с ними вероисповедания, выдавая им при этих сделках письменный документ. б) В таком случае как я должен считать детей этих служанок, если бы таковые у них были: могут ли они пользоваться правами вольных кавдасардов. О разрешении этих вопросов я имею честь просить Ваше Высокоблагородие почтить меня предписанием.
Поручик Ипполитов.
№ 495
28 Мая 1859 года
Кр. Владикавказ
Кавдасардам позволяется наниматься в услужение на время к людям одного
с ними вероисповедания, но никак не на вид «нумылюз», что от ныне строго воспрещается между христианами; след. если от незамужних кавдасардок будут дети, то они считаются незаконнорожденными, как вообще в России. Свидетельство таковым кавдасардкам непременно выдавать.
Л. 23-23об, 28.
В должности Старшего помощника Исправляющего должность Начальника Военно-Осетинского округа № 2514
25 Июня 1859 года Кр. Владикавказ
Г-ну Помощнику Исправляющего должность Тагауро-Куртатинского участка
В разрешение вопроса, изложенного в рапорте Вашего Благородия от 28 Мая № 495 о том, можно ли дозволять Кавда-сардок Православного Исповедания отдавать за калым в номылюсы людям одного с ними исповедания, и как считать детей их, прижитых с незаконными их мужьями, Г. Начальник Округа поручил мне уведомить Вас, что так как Христианская религия ни в каком случае не дозволяет иметь двух жен и нельзя разрешать отдавать их за условную плату на всю жизнь в вид ну-мылюз, но если они пожелали бы наняться в услужение на некоторое время к людям одного с ними исповедания, то это дозволяется и в таком случае во избежание могущих возникнуть споров заключить законные условия с Вашим утверждением; что же касается до детей, если таковые будут ими прижиты во время служения в работницах то они на общем основании законов должны считаться незаконнорожденными как вообще в России.
Майор (подпись) в должности Старшего Адъютанта
Л. 24.
Начальнику Военно-Осетинского округа Господину Полковнику и Кавалеру Мусса Кундухову
Аллагирского Народа унальского аула жены Тиба, Сикуга Годориевой
Прошение
Приближается ко десяти годам я взята замужество Тибою с внесением им за меня обычайного Калыма, а как муж мой хотя и исповедует православную веру живет со мною означенное число лет невенчанно, и во все время я нечувствуя за собой пред ним никакого Закону противного при-ступления, он неимея никакого Мужского вида к Супружеской Любви он имеет меня навроде жены и подобной холопки, неимея сомной никакой человеческой любви, бросив меня вовсе и ходит зря по непотребным, а как я христианка теряю лета своей младости, до такой степени что через то при старости своих лет останусь без покровительства кровных своих детей.
А потому осмеливаюсь по вынуждению своему обратиться с просьбою к Вашему высокоблагородию как ближайшему моему Начальнику и Покровителю, и припадая к Стопам Вашим и со слезами всепокорней-ши прошу, не оставить Вашим Милосердным Человеколюбимым Снисхождением, приказать мужу моему Тиб а отпустить меня в дом родителей моих, которые согласны возвратить полностью его Калым, за что я обяжу себя день и ночь стоять на молитве просит Всевышнего Творца, о по-дании Вам и Приятному Вашему семейству всех благ и долголетия. - К сему прошению просительница Сикуг Годориева побезгра-мотству прошение написал и за нее подписался Мещанин Егор Оруков. 16 Мая 1859 года.
Л. 26-26об.
Его Высокоблагородию Начальнику Военно-Осетинского округа Господину полковнику и кавалеру Кундухову Жителя Аула Канукова, Кисо Голиева Прошение
В прошлом 1857 году, месяца и числа не упомню, стал сватать у меня родную мою дочь, житель бататховского Аула, Лияс Ар-ченаев, которому я, сказал что он имеет, у себя жену на которой перевенчен, похри-стианскому обряду, тогда Лияс Арченаев, уверил меня присвидетелей из жителя Аула Дарговс Куда Такиева и жителя одного со
мною Аула Канукова, Идарика Кесаева . что он Лияс Арченаев, с находившимся у него женщиной не венчен. а когда возмет мою дочь, то законно с ней перевенчается тогда я поверя ему Арченаеву, выдал за него свою дочь, за которою взял калым 24 штуки коров, проживши дочь моя с ним один год, прижила одну дочь, после которого Лияс Арченаев, оказался венченым с первою его женою о том может быть свидетелем священник отец Николай. А мою дочь по существующим законам уволили которая более 8-ми месяцев, живет у меня. А дочь ее умерла сверх сего я, издержал на исправление дочери моей для выдачи в замужество, за него Арченаева, 90 рублей серебром, в настоящее время он Лияс Арченаев, грозит мне, что будет припятство-вать в выдачи моей дочери за другого почему принял смелость утруждать Вашего Высокоблагородия всепокорнейшее прошу возрить на мое бедствие и пристарелое положение не оставить приказать кому следует избавить от напрасленных напастей на меня им Арченаевым тем более что он обманул как меня равно и нарушил закон, к сему прошению понеграмотству своему напоминал имя свое Кисо Голиев. 25 Июня 1859 года
Л. 32-33.
Прошение это препроводить Г-ну Управляющему Тагауро-Куртатинским участком, прошу Его Благородие жалобу Кисо Голиева разобрать на месте, и какое будет сделано решение мне донести на сем же.
Исправляющий должность Начальника Военно-Осетинского округа Полковник Кундухов № 2797
9 июля 1859 года Кр. Владикавказ
В должности Старшего Адъютанта Прапорщик (подпись)
Л. 33об.
На надпись [Исправляющего Должность] Начальника Военно-Осетинского Округа Господина Полковника и Кавалера Кундухова от 9-го Июля № 2797 имею честь
124 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 7(46) 2012
донести, что жалоба Гиссо Голиева была мною разбираема и так как оказалось, что житель Батако-Юртовского аула Ильяс Ар-ченаев Христианин, обманувши Священника, венчался на двух женах, то вторая из них, дочь Голиева, мною возвращена к отцу впредь до окончания Этого дела Духовным Ведомством, так как о деле этом местные Священники доносили своему Начальству.
Чтобы удостовериться в действительности преступления Арченаева я от 8 Июля № 669-й писал к Благочинному Священнику Алексею Колиеву. Ответ его от 25 Июля № 176-й при сем Его Высокоблагородию представить честь имею.
Помощник Управляющего Тагауро-Куртатинским участком, Поручик Ипполитов № 471
27 июля 1859 года Кр. Владикавказ
Л. 34.
№ 4016 получ. 30 сентября 1859 г. На переписку эту имею честь донести Начальнику Военно-Осетинского Округа Господину Полковнику и кавалеру Кунду-хову, что вторая, незаконная жена Арчена-ева мною от него отобрана и возвращена родственникам ея.
Помощник Управляющего Тагаурским и Куртатинским участком, поручик Ипполитов 26 сентября 1859 г. Кр. Владикавказ
Л. 35.
№ 4533 Получено 10 Ноября 1859 года Его Высокоблагородию Начальнику Военно-Осетинского Округа Господину Полковнику и кавалеру Кун-духову
Лиц Аллагирского общества ниже сего
расписавшихся
Прошение
Честь имеем почтительнейше доложить Вашему Высокоблагородию что некоторые из жителей Аллагирского общества по существующему Горскому обычаю после смерти родственников совершали бракосочетание родственники с родственница-
ми; а некоторые из них имели по две даже жены каковой обычай существовал между нами с давнего времени; а ныне духовное Начальство вероятно имея позволение от Высшего Начальства отбирает у нас оных не только вдов но даже у кого имеется и жен Мулусов.
Осмеливаемся всепокорнейшее просить ходатайства Вашего Высокоблагородия об остановлении таковых которые имели с установления новых прав родственники родственниц в женах попрежнему а с сего нового Постановления никто из нашего общества по таковых родственниц родственники не будут иметь сочитанием браков: к сему прошению подписуемся Кудзи Жукоев Гаус Хацаев, Тотой Каргинов, Бека Сосиев Ельбиздико Макеев, Дохчуко Ба-скаев, Габис Бутаев, Хабахчуко Челахсаев, Мако Хайанов Маирам Касаев, Гус Церче-сов Кочи Цанагов, Сахук Цогоев, Еламирзы Хоранов, Ельза Афсовов Балан Акиев Мар-забек Камарзов Цибарс Хумаков Заурбек Ревазов, Бата Дзалаев и Заурбек Базиев.
Л. 36-36об.
Надпись № 4673 Ноября 18
Прочитав настоящую просьбу жителей Аллагирского общества и принимая во внимание, что вступление в брак с родственницами противно не только правилам христианской Церкви, но и магометанскому Закону, что это допущено было от не внимания священников и до обнародования известного Положения Главного управления Закавказским краем, и что вступившие в подобные браки с родственницами прижили с ними детей, и в случае расторжения сих браков дети невинным образом подверглись бы крайней бедности и нищете, а потому (нрзб.) это препровождая Управляющему Осетинскими приходами Господину Архимандриту и Кавалеру Иосифу честь имею покорнейше просить, не найдет ли его Высокопреподобие средств уладить это дело без расторжения браков во внимание тех выше изложенных горестей, и о последующем не оставить меня свои уведомлением.
Л. 37-37об.
На № 4854
От Нач. Округа
№487629 марта 1859 г.
Надпись
Переписку эту препровождая Управляющему Осетинскими приходами Отцу Архимандриту Иосифу имею честь покорнейше просить Его Высокопреподобие уведомлять меня, с возвращением настоящей переписки не признает ли возможным, чтобы вторая жена Закского жителя Эль-бердига Абаева оставалась у него в доме, во внимание изложенных выше обстоятельств.
Верно, Подпоручик (подпись)
Л. 39.
Копия с предписания Г. Начальника Военно-Осетинского округа, Г. Управляющему Аллагиро-Мамисонским участком от 19-го Декабря 1859 года за № 5138.
По встретившейся надобности, покорнейше прошу Ваше б., с получения сего как можно поспешнее доставить ко мне самые верные именные списки: 1-е, Двухженцам Христианам, 2-е, Ренегатам, которые упорствуют до сего времени к возвращению к вере и 3-е, тем, которые женаты на родственницах. При составлении требуемых списков, прошу Вас наблюсти самую строгую аккуратность. Подленное подписал Полковник Кундухов.
Л. 40.
Начальнику Военно-Осетинского округа Господину Полковнику и кавалеру
Кундухову
Управляющего Дигорским Участком
Рапорт
Во исполнение предписания Вашего от 19 числа сего декабря за № 5137, представляя при сем к Вашему Высокоблагородию список: 1, Ренигатам которые упорствуют к возвращению к вере, 2, Тем которые женаты на родственницах и 3, Двух-женцам Христианам, имею честь донести Вашему Высокоблагородию, что браки тех которые женаты на родственницах совершены были назад тому от 6 до 20 лет и более и некоторые из них имеют детей в совершенных годах, и если бы в случае правительство рас-
порядится о разводе их, то семейства эти должны вовсе разориться; об этом я уже сообщал Архимандриту Иосифу; которые же имеют двух жен, то они с одной из них перевенчаны, а другие оставлены на житье при них собственно по старости лет и если их удалить, то они должны быть нищими и питаться подаянием. № 456
24 Декабря 1859 года Ст. Аллагирская
Л. 43-43об.
Копия
Г. Управляющему Алагиро-Мамисон-ским участком
Значущимся в прилагаемым при сем списках: а) из ренегатов упорствующих в вероотступничестве б) Двоеженцов Христиан и в) женатым на вдовах родственников своих прошу Ваше благородие представить ко мне к 18 числу сего Февраля м-ца для увещевания моего и объявлению ренегатам и вероотступничества, в присуд-ствии Архимандрита Иосифа и Благочинного Елиева, выслать же вы имеете не всех поголовно а только одних глав семейства список возврат. обратно. Подленное подписал Полковник Кундухов, 4-го Февраля 1860 года за № 476.
Верно: Управляющий Аллагиро-Ма-мисонским участком, Штабс-Капитан Козловский
Л. 50.
№ 889 получ. 20 февраля 1860 г. В следствие предписания от 4-го Февраля за № 476, честь имею представить при сем Начальнику Военно-Осетинского Округа Господину Полковнику и Ковале-ру Кундухову требуемых ренигатов, двух-женцов, и женатых на родственницах для увещеваний их; мною объявлено всем, чтобы с каждого семейства по одному Старшему явились к его Высокоблагородию 19-го числа так как по случаю проезда Г. Главнокомандующего все были собраны для конвоирования. Присланный ко мне список ренигатам, при сем честь имею представить обратно к его Высокоблагородию.
126 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 7(46) 2012
Управляющий Аллагиро-Мамисонским участком, Штабс-Капитан Козловский № 317
19 Февраля 1860 года Ст. Аллагирская
Л. 50об.
Копия с отношения экзарха Грузии Архиепископа Евсевия к Начальнику Главного Штаба Кавказской Армии от 24 июня 1860 г. № 680
По особому распоряжению моему, в истекшем 1859 году, между прочим, велено было Владикавказскому благочинному Священнику Колиеву о представлении мне именного списка Осетинским христианам женщинам, с 1852 года состоящим, по осетинскому обычаю, в качестве вторых жен у туземных магометан. Доставленная по сему благочинным Колиевым ведомость о помянутых лицах, при отношении от 16 июня прошлого 1859 года за № 710, была препровождена мною к Г. Начальнику Терской области, Графу Николаю Ивановичу Евдокимову, с просьбою об отобрании означенных лиц у магометан и поступлении с виновными на основании положения Главного управления Закавказского края, от 20 марта 1852 года состоявшегося. Но какое последовало по сему от начальника Терской области распоряжение, мне неизвестно; знаю только, что помянутые в препровождаемой мною к нему ведомости христианские женщины доселе состоят у магометан, и смешанные браки, а чрез то и вторжение исламизма в христианство усиливается в Военно-Осетинском округе. Так, в недавнее время брат Начальника Военно-Осетинского округа магометанин, майор Индрис Кундухов взял для своего холопа христианку, дочь кадгаронско-го жителя Ислама Оттаршоева, Ротмистр Крым Султан Дударов магометанин, взял христианку, дочь проживающей в г. Владикавказе вдовы Бероевой Хидзикиз; житель аула Заманкул Уци Бегоев, магометанин, похитил племянницу жителя того же аула христианина Беко Комарзаева.
Сообщая о сем Вашему Превосходительству, с приложением копии с пред-
ставленной мне ведомости о христианках, находящихся у магометан Военно-Осетинского округа в качестве вторых жен, и в услужении, имею честь покорнейше просить Вас Милостивый Государь, учинить по сему решительное распоряжение, и о последствиях этого распоряжения меня уведомить.
Верно: Исправляющий должность
Старшего Адъютанта Поручик (подпись)
Л. 51-51об.
Надпись
Копию с отношения экзарха Грузии от 24 июня за № 680, препровождая по поручении. Г. Начальника Главного Штаба на разсмотрение Г. Командующего войсками Терской области, имею честь покорнейше просить Его Сиятельство уведомить Г. Генерал Адъютанта Милютина о том: какое сделано распоряжение по отзыву Архиепископа Евсевия, об отбирании от туземных магометан осетинских женщин из христианок, находящихся в качестве вторых жен и в услужении, и какие меры принять полагает Граф Николай Иванович на будущее время для отвращения справедливых жалоб духовного Начальства, изложенных в отношении № 680 об этих отступлениях от правил христианства. Подписал Генерал-Квартирмейстер Генерал-Майор Карлгоф.
№ 1485
10 Июля 1860 г.
Ур. Коджоры
Верно: исправляющий должность Старшего адъютанта поручик (подпись)
Л. 54.
№ 3682 получ. 27 Февраля 1860 г.
Копию переписки этой в дополнение надписи заведывавшего Штабом от 20 Июня прошлого года за № 1693, и отношения моего от 18 Марта сего года за № 761, препровождая к Господину Исправляющему должность Начальника Военно-Осетинского Округа, имею честь покорнейше просить Его Высокоблагородие донести Г. Командующему войсками в непродолжительном времени, какое именно сделано распоряжение, об отобрании у осетин ма-
гометан женщин христианского исповедания, с объяснением причин, по которым не приведено в исполнение первоначальное распоряжение.
Начальник Штаба войск Терской области Генерал-Майор Зотов Управляющий Канцеляриею Покорных Туземцев Капитан (подпись) № 1871
23 Июля 1860 г. Г. Владикавказ
Л. 54об.
Штаб войск Терской области Канцелярия по управлению горцами № 3108
24 Декабря 1860 года Г. Владикавказ
Господину Исправляющему должность Начальника Владикавказского военного Округа
В дополнение надписи от 20 Июня 1859 года за № 1693, и 23 Июля сего года за № 1871, и отношения Г. Начальника сего Штаба от 18 Марта этого же года за № 761, по поручению Г. Помощника Командующего войсками, честь имею покорнейше просить Ваше Высокоблагородие поспешить доставлением сведения: какое сделано распоряжение предместником Вашим, относительно отобрания от Осетин Магометан женщин христианского исповедания. - Причем не оставить объяснить Его Превосходительству, по каким именно причинам не приведено в исполнение первое требование по этому предмету.
Временно Исправляющий Должность Начальника Штаба Полковник (подпись)
Исправляющий Должность Старшего Адъютанта Поручик (подпись)
Л. 56-56об.
Штаб войск Терской области Канцелярия по управлению горцами № 2143
31 Августа 1861 года Г. Владикавказ
Господину Начальнику Владикавказского военного Округа Не получая и по настоящее время ис-
полнения по надписям к Вам Начальника Штаба войск Терской области от 20 Июня 1859 и 23 Июля 1860 года за № 1693 и 1871, и 3-го повторения по этому же от 24-го Декабря 1860 года № 3108; и вследствие вновь полученного повторения из Главного Штаба Кавказской Армии, по поручению Г. Помощника Командующего войсками честь имею покорнейше просить Ваше Высокоблагородие немедленно выполнить означенное требование.
Заведывающий Штабом Полковник Васильев
Управляющий Канцелярии (подпись)
Л. 57-57об.
Штаб войск Терской области Канцелярия по управлению горцами № 926
16 Апреля 1862 года Г. Владикавказ
Господину Начальнику Владикавказского военного Округа Не получая более года никакого донесения от Вас на третье повторение За-ведывавшего вверенным мне Штабом Полковника Васильева, от 24 Декабря 1861 года за № 3108, о выполнении которого прислано было Вашему Высокоблагородию, от 31 Августа прошлого года, по поручению Г-на Командующего войсками и вследствие вновь полученного повторения из Главного Штаба Кавказской Армии, от 3 сего Апреля за № 789, имею честь возобновить наипокорнейшую мою просьбу к вашему Высокоблагородию, о немедленном доставлении Его Сиятельству Князю Дмитрию Ивановичу1 сведений, просимых означенным отзывом № 3108, с объяснением причин, по которым с Июня м-ца 1859 года не было представляемо предместником Вашим и Вами таких сведений.
Начальник Штаба Генерал-Майор (подпись)
Л. 58-58об.
№ 910 26 Апреля
1 Святополк-Мирскому. - Е. К.
128 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 7(46) 2012
Командующему Войсками Терской Области Господину Генерал-Лейтенанту и кавалеру Князю Святополк-Мирскому Начальника Владикавказского округа Полковника Иедлинского Рапорт
Согласно предписания ко мне Начальника Штаба от 16-го сего м-ца № 926, имею честь донести Вашему Сиятельству, что распоряжение об отобрании у Осетин, находящихся вторыми женами православного исповедания, мною давно сделано и по мере появления таковых, они немедленно отбираются и возвращаются своим родителям. Виновные же, подвергаются наказанию за такие поступки. Причины медленности в донесении, произошли оттого, что мною было собираемо сведение о числе таких браков, которые в течении года оказалось 42. В настоящее же время их почти не существует.
Старший Адъютант Поручик (подпись) г. Владикавказ
Л. 59-59об.
Управляющему Тагауро-Куртатинским участком г-ну подполковнику и кавалеру Кехли
Жителя аула Ламардон осетина Маха-мата Дзуцова
Прошение
Назат тому шесть лет как Тотурбек Цораев сватал у меня сестру; но я зная хорошо, что у Цораева есть еще и другая жена, не соглашался на таковое предложение, спустя же много времени после того Цораев опять стал предлагать мне чтобы я отдал за него сестру свою с условием, при-весть свидетелей в том что он отпустит прежнюю жену как незаконную в таком разе я согласился, Цораев тут неумедлил привесть свидетелей Дзарас Кокаева и Ка-кас Каласова и при таковых я взял от Цо-раева калыму 11 коров и отдал ему свою сестру с условием, что он непременно отпустит прежнюю жену, спустя год после свадьбы оказалось, что прежняя жена его с ним венчана, следовательно Цораев, как меня так равно и свидетелей обманул и сестра моя должна была жить второю же-
ною у Цораева и начал сестру мою мучить и терзать до такой степени, что посторон-ныя люди из чужих аулов в особенности священники Даргавского и Какадурского приходов стали выговаривать мне, чтобы я свою сестру взял домой, Цораев узнав, что он долго ли коротко ли должен отпустить мою сестру, выше всяких прав человеческих обнажил ее связал руки назат и стал водить по аулам крича и потешаясь всеми возможными срамными и пасквель-ными словами, так что сбежались народы целыми группами уговаривать Цораева, но Цораев и внимание ни накого не обращал; выгонял ее на каменную работу тоже нагую и продерживал под собственным надзором целые судки не давал пищи привязывал сестру мою в своей башне и спускал сверху в низ, таким образом бывало, что провисит судки а на другой день все таки не давал пищи. Муча таким образом Цо-раев мою сестру несколько лет, я все таки ожидал его исправления; но бесчеловечный Цораев не толко, что не исправился, но еще зверские свои поступки настолько усилил над моею сестрою, что наконец обнажил ее догола, связал ей руки назат, наклал ей на спину каменья и погнал в таком положении на срамоту к народам обделывающим в Даргавском ущели дорогу из пяти аулов, приговаривая, что он будто бы заметил ее в распутстве, увидавши таковой бесчеловечный поступок Цораева, все в азарте бросились на него, освободили мою сестру и переслали ко мне в дом. ... я зная Цораева как существа без всяких человеческих расчетов и вместе еще уверен, что он произведет неприятности, в которых он неоднократно замечен, привел свою сестру под начальническое покровительство Вашего Высокоблагородия и тем желая освободить свою сестру от такого изверга Цораева, который замучил ее до крайности в виду народов, всепокорнейши прошу Вашего Высокоблагородия освободить мою сестру от Цораева, тем более, что она ему не законная жена, и священник против того всегда напоминает о не законном пребывании моей сестры у Цораева и даже неоднократно угрожает жаловаться
на меня. О сем учините милостивейшее и благосклонное распоряжение.
Л. 60-60об.
№ 1875 получ. 9 Июня 1862 г. Настоящее прошение представляя Начальнику Владикавказского Округа господину Подполковнику и кавалеру Гедлин-скому имею честь доложить, что по наведенным мною верным справкам оказалось что Тоторбек Цораев действительно обращается очень жестоко. Вследствие этого так как она Христианка и взята Тоторбеком после обнародования нового положения а он Магометанин то я полагаю отобрать ее от Тоторбека и разрешить выдти замуж за Христианина, калым же уплоченный Тоторбеком ее родным ему вернуть. К этому имею честь присовокупить что Тоторбек Цораев имеет еще другую жену. Жена То-торбека (сестра подателя сего прошения) была во вверенном мне управлении и бежала из дома Тоторбека вследствие жестокого обращения, в настоящее время находится у своих родственников; сии же последние готовы теперь же возвратить калым Цораеву.
О последующем буду ожидать предписания Его Высокоблагородия.
Управляющий Тагауро-Куртатинским участком, Подполковник Кехли № 924
9 Июня 1862 года Г. Владикавказ
Л. 61.
Начальнику Западного Военного Отдела Терской области, Господину Генерал-Майору и Кавалеру Князю Орбелиани Благочинного Протоиерея Алексея Ко-лиева Рапорт
Узнав, что Владикавказский житель, член Народного Суда, Юнкер Беса (Василий) Кочнов при жизни первой законной своей жены, (с которой он венчан по установлению Православной Церкви), намерен взять другую жену, я сначала, по обязанности пастыря, обратился к нему с увещанием, чтобы он не делал этого; при этом я объяснил ему, что это противно учению и правилам Церкви, строго воспрещено
Гражданскими нашими законами, великий грех пред Богом, Который вначале сотворил единого человека и дал ему единую только жену, и стыд пред людьми, ибо он уже в таких летах, когда человек приобретает твердую волю и должен обуздывать свои страсти, не преминул представить ему и те последствия, которые может породить поступок его в семействе, как-то: раздор, зависть, постоянные ссоры, драки и проч..., но все мои увещания ни сколько на него не подействовали, - он остался непреклонным в своем настроении и 8-го прошлого мая привел в свой дом, вторую жену, во всем равноправную с первою законною. По обязанности приходского священника, я 11 -го того же мая обратился формальною бумагою за № 69 к Командующему Округом Подполковнику Эглау 1-му с просьбою понудить Кочнова немедленно отпустить привезенную им вторую жену. В отношении моем по сему предмету, я подробно объяснил, что допущение многоженства в принципе противно Божеским законам и Гражданским постановлениям, последствием же своим порождает в обществе разврат, в семействе постоянные раздоры, неурядицу, ссоры, драки и крайний нравственный беспорядок; причем также предсказал, что поступок Кочнова, как члена народного суда, послужит примером для других. Предсказание мое оправдывается на деле: в одном Владикавказском ауле - уже двое, имеющие законных жен (с коими венчаны) намерены взять вторых жен, они уже уплатили за них калым, и быть может, на днях приведут их в свои домы, - эти двое Владикавказские осетины Петка Дзахов и Би-зиго Бешков (Бесиков?). Нет сомнения, что им последуют многие другие в самом Владикавказе, - нечего говорить уже о других Христианских аулах, где многие побрали по другой жене. Таким образом поток зла многоженства начинает заливать почти все Христианское население в Осетии; и чтобы остановить его необходимы решительные административные меры, - пастырские же увещания тут действуют слабо, или даже вовсе не действуют, - нужны меры полицейские, - тем более, что порок этот, поми-
130 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 7(46) 2012
мо религиозного характера, имеет и чисто Гражданский характер, о чем я не считаю нужным много распространяться. Здравый смысл каждого указывает, как многоженством подрываются все узы семейные и общественные. В семействе от двух жен образуются две враждебные партии, два противоположных лагеря, - дети от двух жен по отцу братья и сестры, самые заклятые враги по вражде, - они наперекор расхищают все имение, вечно враждуя между собою, они готовы друг друга предать самому злому врагу, - с малолетства они смотрят друг на друга, как на личных врагов, в них воспитывается в самых широких размерах дух зависти, гнева, ненависти, недоверчивости, несогласия и отвратительный эгоизм, весь характер их пропитывается злобою. После этого предоставляю судить каждому -могут ли такие личности быть хорошими членами общества. История и логика уже произнесли свой праведный приговор - к чему ведет многоженство и как гибельны последствия оного.
Предвидя, что допущение многоженства подорвет последние узы в семействах осетин, если поток его не будет приостановлен раз и навсегда и скорбя душевно о том, я как Пастырь Церкви и гражданин в соплеменном мне народе, считаю священною и не терпящею отлагательства обязанностию, обратиться к Вашему Сиятельству, и всепокорнейшее просить не оставить сделать распоряжение, чтобы отныне и навсегда воспрещено было осетинам-Христианам, имеющим законных венчанных жен, брать вторых жен и тем пресечь поток зла. Мне кажется, что лучше всего начать с Юнкера Беса Кочнова, ибо отобрание у него второй жены очень сильно подействует на других, так же точно как и взятие им ее послужило и служит примером для других. Конечно, если будут приняты меры к отобранию вторых жен, то многие, чтобы не лишиться их, будут называть: номилусами и кусагусами. Первое название придается тем женщинам, которые только носят название жен, но в сущности не жены, т.е. не равняются в семействе в правах с законными или действительными женами, и дети их носят название
кавдасардов, а вторые купленные служанки. Для того, чтобы не быть в этом случае обманутым, необходимо прежде всего спросить родственников или родителей той, которую буду называть номулусом или кусагусом, на каких условиях они выдали свою дочь в замужество, - если скажут, что за прислугу или номилус, то отбирать от них подписки в этом, и уже выданную не считать за жену и детям ее не предоставлять прав отца. Кроме того нужно делать формальное дознание как, взявший при жизни второй жены, другую содержит ее в доме. Например, мне хорошо известно, что Беса Кочнов и до-прежде этого имел вторую жену, при жизни своей жены, он держал ее лучше законной жены, не употреблял ни на какие работы, - одним словом она считалась барынею (по Осетински Ахсин); каково же это было перенесть законной его жене и ее детям, которые уже стали на втором плане? - также точно содержит он и теперешнюю вторую жену, (дгккаг амхузонус), это всем известно, да и родители ее выдали ее, за вторую законную жену, равноправную во всем с первою законною женою.
А между тем нет сомнения, что если будут у него отбирать ее, то он станет доказывать, что она у него номулус или служанка; эта обыкновенная уловка двухженцев удержать за собою вторую жену; пожалуй он сошлется и на то, что имеют же русские и грузины служанков, - так почему же ему не держать таковой? В этот раз можно оставить ее за ним, но с непременным условием, чтобы отобрать от ее родителей подписку, что дочь их продана ему в служанки. Под этим разве условием можно допустить брать жен, лучше покупать служанок или номилусов, хотя и это совершенно не в духе Христианской религии и против правил человечества; ибо уже все народы давно убедились, что продажа и покупка людей нарушает права человечества и обращает человека - образ и подобие Божие, в товар. При том и правительство наше уже внутри Империи уничтожило крепостное право и всеми мерами старается уничтожить оное и во всех Русских владениях, а следовательно на каждом лежит священная
обязанность споспешествовать в этом деле благим намерениям Августейшего Императора нашего, по справедливости названного Освободителем. Ваше Сиятельство, надеюсь, что Вы во внимание к сему моему представлению и внутреннему своему убеждению, не допустите чтобы в Высочайше вверенном Вам округе, в Христианском населении распространилось это страшное зло - (многоженство) в наготе ли своей, или замаскировываясь под названием номилусов и кусагусов. В каком бы виде оно не существовало - во всяком случае оно зло и зло, - которое необходимо искоренить в основании своем. При сем присовокупляю, что искоренение этого зла в общей массе народа произведет хорошее впечатление, ибо мне известно, что большая часть осетин здраво-мыслящих на многоженство смотрит враждебно, о частных же лицах, лично заинтересованных в этом деле не стоит и говорить, они внутренне сознают свою вину и как только скажут им отпустить вторых жен, они повинуются, да и наше увещание то же бы действовало на них, но они, воображают, что Гражданская власть на это смотрит безразлично, а лишь мы священники воспрещаем им многоженство. Пора кажется вразумить их, что Гражданский закон, также как и Церковный, и запрещает и преследует многоженство. Я вполне убежден, что если у трех или четырех отобрать вторых жен, то ни кто ни когда не осмелится взять другую жену. № 101
8-го Августа 1863 года Г. Владикавказ
Л. 62-65об.
От Нач. Западного Отдела № 1537
.Августа 1863 года Управляющему Осетинским округом Благочинный Протоиерей Алексей Ко-лиев рапортовал за № 101 донесением, что Депутат Народного Суда вверенного Вам Округа Юнкер Беса (Василий) Коченов, при жизни первой законной жены взял к себе в дом вторую жену вопреки законам Христианской церкви и прав гражданских
и хотя Колиев по обязанности духовного пастыря увещевал Коченова отказаться от своего преступного деяния, но он не слушал его советов и не опасаясь преследования законов 8-го Мая привез вторую жену к себе в дом.
Чтобы в самом начале утушить это зло, я прошу Вас не медленно отобрать от Коченова помянутую женщину, которую он принял в дом как жену под предлогом номелус и отправить обратно к своим родственникам.
Вместе с тем прошу Вас предложить Народному Суду, тотчас же по его сборе, обсудить обычай о номелусах, и постановить навсегда правила, которые не допускали бы злоупотреблений подающих возможность Осетинам Христианам иметь и держать у себя вторых жен под именем номелусов, или под другими подобными названиями, а осетинам магометанам также воспретить иметь женщин в виде наложниц, а не в виде жен, которыми могут быть только те, которых они примут по совершении законного религиозного обряда.
При Коченове же можно оставить взятую им в настоящее время женщину только в таком случае, когда родственники дадут подписку, что она отдана ему как но-мелус, а не как жена с тем, чтобы она как служанка не могла иметь влияния ни на детей, ни на имущество Коченова, и только до постановления Судом новых правил о номелусах, а тогда тотчас же для примера другим отобрать ее от Коченова и возвратить родным.
Л. 66-66об.
№ 175
27 Августа 1863 года Управление Начальника Западного Военного Отдела по Осетинскому округу № 634
30 Июля 1863 года Владикавказ
Управляющему Осетинскими Приходами Архимандриту и кавалеру Иосифу Вследствие предписания ко мне начальника Западного военного отдела Терской области от 25 сего Июля за № 2162, покор-
132 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 7(46) 2012
СОИГСИ
Новые книги
нейше прошу Ваше Высокоблагородие, отдать распоряжение, о доставлении ко мне в непродолжительном времени подробного сведения: о числе Церквей и Священников православного исповедания находящихся Осетинского Округа в Участках Тагауро-Куртатинском, Дигорском и Аллагиро-Ма-мисонском для представления моего Генерал-Майору Князю Орбелиани.
Управляющий Округом Подполковник (подпись)
Л. 67.
По сему имею честь сообщить Его Высокоблагородию Управляющему Округом, что в Тагауро-Куртатинском участке а) приходов 12 и священников 12. б) Церквей каменных, крепких 4, разрушилось 3, непрочно стоит 1, деревянная (едва стоит,
гнилая) 1, строится каменная церковь 1, в двух приходах вовсе нет церквей. 2) В Ди-горском участке а) приходов 4 и священников 4. б) церквей каменных 3, деревянная 1 - разрушилась. 3) В Аллагиро -Мамисон -ском участке а) приходов 12 и 1 - в Малой Кабарде - в Квиани, священников 12, б) Церквей каменных - крепких 5, непрочных 5, походная церковь 1 (Квиани, нрзб. в тур-лучном шалаше), в двух приходах вовсе нет церквей.
Управляющий осетинскими приходами
Архимандрит Иосиф
№ 232
1 Сентября 1863 года
Л. 68.
Документы подготовлены к публикации Е.И. Кобахидзе