Переписка Питирима Сорокина1
А. Ю. Долгов
ПЕРЕПИСКА ПИТИРИМА СОРОКИНА: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И ВЛАСТИ2
Статья, основанная на переписке Питирима Сорокина с советскими и американскими государственными и известными общественными деятелями, посвящена проблеме взаимоотношений власти и науки в современном мире.
Ключевые слова: Питирим Сорокин, конвергенция, власть и наука, экспертное сообщество, научная коммуникация.
В 2009 г. мир отпраздновал 120 лет со дня рождения одного из величайших русско-американских социологов Питирима Александровича Сорокина. Событие не прошло незамеченным в научном сообществе России и США, где он многое сделал для институциона-лизации социологии и гуманитарных наук в целом. Так, помимо множества конференции и новых научных исследований в русле сорокинских идей, в рамках Американской социологической ассоциации (АСА) под руководством Винсента Джеффриса ведется сбор подписей для создания новой секции «Альтруизма и социальной солидарности». В свое время Питирим Сорокин был первым, кто предложил изучать не только негативные, но и позитивные девиации, и поэтому одной из задач секции будет развитие теоретических и эмпирических исследований в области альтруизма.
Комплекс мероприятий, посвященных юбилею, прошел и в Республике Коми, где была проделана огромная работа по возвращению и изучению «сорокинианы» — творческого наследия ученого, хранящегося в различных зарубежных коллекциях. Пожалуй, центральным событием стал приезд сына Питирима Сорокина Сергея на родину отца — в Республику Коми и в его alma mater — Санкт-Петербургский университет. Это был его второй визит в Россию, через который благодаря республиканской поддержке произошло символическое возвращение и самого Питирима Сорокина, который на протяжении всего периода эмиграции хотел посетить Россию, но по ряду причин так и не успел этого сделать. В рамках государственной программы был создан Центр имени Питирима Сорокина, первой серьезной работой которого стала публикация книги «Питирим Сорокин: избранная переписка» (Питирим Сорокин, 2009). Питирим Сорокин — фигура в науке (особенно гуманитарной) уникальная. В эмиграции он не просто нашел свою научную нишу, но и стал одним из влиятельнейших интеллектуалов своего времени. Именно об этом свидетельствуют опубликованные в книге письма, где адресатами и адресантами стали Д. Кеннеди, Г. Гувер, А. Ф. Керенский, И. И. Сикорский, А. Эйнштейн, Р. Мертон, Т. Парсонс, Ф. Знанецкий, А. Маслоу, А. Тойнби и многие другие.
1 Комментарии А. Долгова.
2 Авторы выражают благодарность руководителю Центра имени Питирима Сорокина в Сыктывкаре Павлу Петровичу Кротову за возможность публикации писем.
© А. Ю. Долгов, 2010
Часть писем, опубликованных здесь, — это попытка представить П. А. Сорокина не только как «кабинетного» ученого, но и как авторитетного мыслителя, который через свою интеллектуальную и общественную деятельность мог влиять на общественное мнение. С другой стороны, письма могут послужить толчком к решению более глобальной задачи — «продолжить жизнь сорокинских идей в актуальном социологическом, политологическом и социально-философском дискурсе, подходить к ним не просто как к памятникам интеллектуальной истории, но тестировать их на применимость к анализу актуальных проблем современности» (Ковалев, 2009).
Значительную часть трудов Питирима Сорокина составляют исследования социальных бедствий и кризисов, свидетелем многих из которых он стал лично. В 1926 г., через четыре года после высылки из Советской России, Сорокин получает письмо от уже тогда известного политика Герберта Гувера, который благодарит ученого за анализ русской революции. Позже, будучи ученым с мировым именем, Сорокин сам пишет письма в адрес американских и советских лидеров с просьбой «предотвратить опасность взрыва новой войны». Свои практические советы Сорокин подкрепляет теоретическими идеями, главной из которых становится идея конвергенции — процесса, в ходе которого должен сложиться промежуточный между капиталистическим и коммунистическим строй. Процесс конвергенции как позитивное слияние двух систем, по мысли Сорокина, вырастет в «единый интегральный социальный, культурный и личностный строй в человеческой вселенной», который будет включать в себя большинство позитивных ценностей и быть свободным от серьезных дефектов каждого типа (Сорокин, 1997, с. 115-116, 118). Теория конвергенции стала в определенном отношении предшественницей теории интеграции и глобализации.
Ученый, несмотря на критическое отношение к идеям Сорокина в Советском Союзе, никогда не исключал советских политиков и ученых из поля взаимодействия. Так, один из экземпляров книги «Власть и нравственность» был отправлен на имя советского лидера Н. С. Хрущева, на годы власти которого пришлись серьезные международные кризисы, и когда мир стоял на пороге ядерной войны. В этой связи представляется интересным знакомство между ученым П. А. Сорокиным и советским разведчиком А. С. Феклисовым (псевдоним — А. С. Фомин), который был одним из непосредственных участников разрешения Карибского кризиса и знал о взглядах Сорокина на отношения между СССР и США. Другим аспектом коммуникации Сорокина с Советским Союзом была его переписка с Академией Наук и с советскими учеными. Будучи наукой «под запретом», социология в Советском Союзе практически не существовала. Однако «оттепель» второй половины 1950-х - начала 1960-х годов позволила советским специалистам познакомиться с теоретическими разработками своих западных коллег, а также интегрировать в нее свои разработки. Питирим Сорокин играл в этом процессе не последнюю роль: с одной стороны, он стимулировал интерес западного научного сообщества к советской социологии, с другой — стал проводником ряда идей советской социологии на Западе. Именно он многое сделал для того, чтобы советские ученые смогли принять участие в конференциях Американской социологической ассоциации и Международного общества сравнительного изучения цивилизаций, о чем свидетельствует переписка с Академией наук СССР (Питирим Сорокин, 2009, с. 143-148).
Борьба за мир в условиях холодной войны находила своих сторонников и среди авторитетных интеллектуалов XX в. На статью Сорокина «Война или новая внешняя политика» в «Нью-Йорк Таймс» откликнулся Альберт Эйнштейн, который предложил распространить статью Сорокина как обращение, под которым поставят подписи другие видные ученые и общественные деятели. Таким образом, интеллектуалы могли объединиться вокруг идеи изменения внешнеполитической доктрины для предотвращения новой мировой войны.
_ 281
ПОЛИТЭКС. 2010. Том 6. № 1
Идеи Сорокина становятся актуальными в виду последних международных событий, когда Россия и США в условиях кризиса начинают очередной поиск «точек соприкосновения». Новый этап взаимоотношений между государствами, обозначенный как «перезагрузка», имеет своей целью перейти на новый уровень сотрудничества в политике, экономике, культуре. В связи с этим не менее актуальной становится проблема экспертного сообщества и его роли в разработке и принятии политических решений. Ярославский форум, прошедший в сентябре 2009 г., благодаря «звездному» составу участников (ученых И. Валлерстайна, Э. Тоффлера и Ф. Закарии, политиков Д. Медведева и Х. Л. Сапатеро и др.) показал, что, с одной стороны, взаимозависимость мира требует коллективного действия на уровне государств, с другой стороны, в современном обществе возрастает роль знаний, ценности информации, инновационных технологий. Все это ставит взаимоотношения науки и власти в центр решения проблем политического развития и модернизации, поскольку наука, как отмечают отечественные исследователи, нужна государству, во-первых, для государственного суверенитета и безопасности, во-вторых, для эффективности государственного управления (Якунин, Сулакшин, Вилисов, Соколов, 2009, с. 4, 6).
Проблема «ученый и власть» всегда наиболее остро стоит в период кризисов, ведь именно тогда формируется общественный и политический запрос на экспертное мнение. Научная деятельность Питирима Сорокина весьма показательна. Он стал востребованным как ученый и эксперт, отвечая на запросы современности своими научными трудами, посвященными кризисам и путям их преодоления. П. Сорокин давал независимую оценку происходящим в мире изменениям, основываясь на личных, но научно обоснованных убеждениях. Речь идет о независимой экспертизе, инициируемой самими учеными. Коммуникация с учеными, политиками и общественными деятелями позволяла применять его идеи на практике, формируя круг сторонников и создавая тем самым область общественного или научного «давления» на сферу принятия политических решений. Вопрос об изменении отношений между политиками и учеными, особенно в российском обществе, остается открытым. Именно та наука, которая предвосхищает изменения в обществе и к которой прислушивается власть, является общественно полезной и значимой.
Литература
1. Ковалев В. А. Теория революции П. А. Сорокина и российский политический процесс // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2009. № 2.
2. Питирим Сорокин: избранная переписка / Под ред. П. П. Кротова. Вологда: Древности Севера, 2009. 336 с.
3. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. С. 115-116, 118.
4. Якунин В. И., Сулакшин С. С., Вилисов М. В., Соколов Д. В. Наука и власть: проблема коммуникации. М.: Научный эксперт, 2009. С. 4, 6.
ПОЛИТЭКС. 2010. Том 6. № 1